Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

Астраханская область

в ноябре-декабре 1998 года

1.    ВЛАСТЬ и политика

1.1.       Визит премьер-министра Казахстана

13 ноября Астрахань посетила делегация республики Казахстан во главе с премьер-министром Нурланом Балгимбаевым. В первую очередь казахские официальные лица проявили интерес к судостроительной отрасли региона. Они побывали на Морском судостроительном заводе и судостроительном заводе «Красные Баррикады». Премьера Балгимбаева и его окружение удовлетворил тот профессиональный уровень и те технологии, по которым ведутся судостроительные работы на заводах области. В результате было решено, что именно на астраханских судостроительных предприятиях будут размещаться профильные заказы фирм нефтегазового комплекса Казахстана. Об этом казахский премьер заявил на совещании, прошедшем в администрации области по итогам визита. Эта же позиция была зафиксирована в специальном протоколе, который, подписали Н.Балгимбаев и А.Гужвин.

Стороны также договорились о начале подготовительных работ по открытию в Астраханской области представительства Республики Казахстан и торгового дома «Астрахань» в г.Атырау Республики Казахстан.

Кроме того, в ходе визита обсуждались и другие проблемы. Например, приграничное сотрудничество между Астраханской областью и Атырауской областью Казахстана. Премьер-министру Балгимбаеву жители приграничных сел пожаловались на то, что российская таможня взимает с них всевозможные сборы за проезд через границу, хотя на государственном уровне они давно отменены. Астраханский губернатор потребовал от таможенников разобраться в чем дело и пресечь это безобразие.

Обсуждалась и проблема охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при проведении работ по добыче нефти в северной части акватории Каспия.

1.2.       Областной бюджет-98

В конце года администрация области пожинала плоды бюджетного кризиса. Первые неприятности регион начал испытывать после весенней отставки правительства В.Черномырдина, когда разом рухнули практически все связи и контакты губернатора А.Гужвина в правительственных структурах, державшиеся в первую очередь на личных дружественных отношениях с изгнанным премьером. Второй, более сильный удар, был нанесен по региональному бюджету в ходе августовского политического и финансового кризиса. Как отмечалось мною в предыдущих отчетах, А.Гужвин провел операцию по изъятию 77 млн. рублей с регионального счета федерального казначейства в областной бюджет. Это произошло в период второго, краткосрочного, пришествия В.Черномырдина в правительство с молчаливого согласия последнего и при активном участии В.Бабиченва. Данная сумма была переведена со счета РАО «Газпром» на счет федерального казначейства в Астрахани для погашения долгов дочернего предприятия «Астраханьгазпром» перед федеральным бюджетом и должна была вернуться обратно в Москву. И если бы В.Черномырдин был утвержден в качестве премьера, то все бы сошло с рук. Но произошло все совсем иначе. В результате регион попал в список неблагонадежных и незаконопослушных. В одном из осенних выпусков программы «Федерация» на канале РТР замминистра финансов в числе самых недисциплинированных в финансовом смысле регионов назвал Калмыкию и Астраханскую область.

В результате это не лучшим образом сказалось на получении финансовой помощи из федерального бюджета. В «Справке о выделении финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета в ноябре 1998 года» («Российская газета» за 9 декабря 1998 г.) указано, что Астраханской области выделено 10 млн. рублей. В то время, как финансирование соседних регионов на несколько порядков выше: Волгоградская область — 60 млн., Дагестан — 191 млн., Ростовская область — 186 млн., Краснодарский и Ставропольский края — соответственно 93,7 и 68,6 млн. Меньше чем Астраханская область получили только автономные округа, где количество избирателей от 100 до 30 тысяч (в Астраханской области, для сравнения — 730 тысяч).

Ситуация усугубилась еще и неудовлетворительной работой налоговых органов. Так, в частности, в одном из предыдущих отчетов мною отмечалось, что в ходе августовского кризиса, когда обезумевшее население скупало в магазинах и на рынках все товары долгого хранения (мука, соль, сахар, спички, моющие средства, крупы и проч.) на рынок за 10 дней населением было выброшено денег в пять раз больше, чем в июле. Однако это никак не отразилось на налоговых поступлениях в бюджет. На одном из декабрьских заседаний областного Представительного Собрания А.Гужвин призвал депутатов признать работу по исполнению доходной части областного бюджета-98 неудовлетворительной.

 

Таблица 1

Исполнение областного бюджета за 9 месяцев 1998 года, тыс. рублей

 

 

План на год

План на 9 мес.

Факт 9 мес.

% исполнения

К 9 мес. 1997

 

 

 

 

к году

к 9 мес.

отклонение

Доходы

1209934

795584

627704

51,9

78,9

-13530

Расходы

1298180

871366

671583

51,7

77,1

-156300

Дефицит

88246

75782

43879

49,7

57,9

 

 

Таблица 2

Доходная часть областного бюджета за 9 месяцев 1998 года, тыс. рублей

 

 

План на

План на

Факт

% исполнения

К 9 мес. 1997

 

год

9 мес.

9 мес.

к году

к 9 мес.

отклонение

Налоговые доходы

567071

320466

229734

40,5

71,7

+7903

Неналоговые доходы

642863

475118

397970

61,9

83,8

-22427

В том числе трансферты

553350

415013

304698

55,1

73,4

-66419

Всего доходов

1209934

795584

627704

51,9

78,9

-13530

 

В результате к концу года в регионе сложилась кризисная ситуация, которая заставила власти пойти на беспрецедентный шаг — попросить денег на бюджетные нужды (выплату долгов по зарплате) у промышленников, предпринимателей и просто зажиточных граждан Астраханской области. Данное мероприятие было названо разовой акцией гражданского сострадания. Губернатор А.Гужвин и главы местного самоуправления распространили обращение, в котором, в частности, говорилось, что «в результате непродуманных по своим последствиям августовских решений правительства России в Астраханской области сложилась крайне сложная социальная обстановка. Федеральный бюджет не только не выполняет своих обязательств перед областью, но и не погашает долги перед предприятиями области за уже выполненные работы для федеральных структур, расположенных на нашей территории. Хотя только этих средств уже хватило бы для того, чтобы выплатить до конца года заработную плату и пенсии». В РКЦ главного управления Центробанка по Астраханской области был открыт специальный счет для сбора пожертвований.

Первый вице-губернатор и главный идеолог этой акции А.Жилкин не видит ничего позорного в том, что власти региона вынуждены стоять с протянутой рукой. Основная вина в этом, по его мнению, лежит на федеральном руководстве. В 1997 году дела в регионе шли достаточно неплохо, но тройная смена правительства, а также вредительские, как считает А.Жилкин, действия правительства по отношению к экономике страны привели к кризисной ситуации.

У руководства Астраханской области, заявил А.Жилкин на пресс конференции, не осталось иного выхода, как честно сообщить всем жителям области о том, в каком состоянии находится экономика и, что другого выхода сейчас просто нет. Идею совместного ухода в отставку администрации области и областного Собрания, как не справившихся с руководством областью и проведения досрочных выборов А.Жилкин отверг. Он считает, что уйти — это самый легкий вариант. Это означало бы снять с себя ответственность. А долги по зарплате от этого не сократятся, деньги в бюджете не появятся. Чтобы войти в новый год без долгов бюджету нужно более 200 млн. рублей.

Первые дни акции гражданского сострадания показали, что народ ее поддержал, в очередной раз поверив и вняв увещеваниям региональной власти. На специальный счет перечислялись пожертвования не только от промышленников и предпринимателей, но и от простых людей. Кто сколько мог. Если говорить о крупных спонсорах, то среди них «Волго-Каспийский акционерный банк» и АО «Облгаз», перечислившие по 100 тыс. рублей каждый. Генеральный директор «Астраханьгазпрома» В.Щугорев заявил, что его предприятие перечислит миллион рублей. Кроме того, все сотрудники руководящего аппарата «Астраханьгазпрома» перечислили по половине своего месячного оклада. По одному месячному окладу перечислили и служащие аппарата администрации области.

Есть и курьезы. Один бизнесмен, страстно желающий оказать помощь бюджетникам, принес десять золотых колец. А один астраханский банк предложил сделать вклад бриллиантами. Поскольку пожертвования в фонд принимаются только в денежной форме, то эти натуральные взносы приняты не были. Но их жертвователям помогли подыскать магазины, через которые можно реализовать драгоценности, а вырученные от продажи деньги будут перечислены в благотворительный фонд.

В результате, по состоянию на конец декабря, на благотворительном счете скопилось порядка семи миллионов рублей. 30 декабря собрался попечительский совет (в его составе — представители общественных и политических организаций, профсоюзов, религиозных конфессий, депутаты областного Собрания, предприниматели, журналисты; возглавил совет губернатор). В ходе обсуждения губернатор провел решение, по которому все средства, собранные в ходе акции, будут направлены для выплаты зарплаты бюджетникам в сельскую местность. Астрахани же не досталось ни копейки, хотя большую часть пожертвований вносили именно хозяйствующие субъекты, расположенные на территории областного центра.

Однако положение дел это не выправит. Очевидно, что 1999 год в финансовом отношении будет еще более тяжелым. Так, в частности, именно в 1999 году наступает срок погашения целевого областного займа. Кроме того, наступает срок погашения кредитов, полученных под гарантии администрации области (в том числе и пролонгированных на 1999 год в связи с отсутствием погашения в 1998 году). Так только по состоянию на 4 сентября 1998 года администрацией области направлено на погашение гарантийных обязательств 9,2 млн. рублей.

1.3.       Областное представительное собрание

В декабре в Астраханское областное Представительное Собрание был внесен проект бюджета на 1999 год. Однако контрольно-бюджетный отдел ОПС вынес отрицательное заключение на данный законопроект и рекомендовал депутатам его отклонить. Но до этого дело не дошло, так как в ходе заседания ОПС администрация области сама отозвала этот законопроект.

В заключении контрольно-бюджетного отдела ОПС говорится, что макроэкономические показатели прогноза — рост ВРП на 12,5%, увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства на 6%, реальных доходов населения на 18% и т.п. — представляются излишне оптимистичными и не основаны на качественных изменениях экономической ситуации. Анализ представленных к бюджету материалов показывает, что незначительное экономическое оживление возможно лишь в отраслях, ориентированных на внешний рынок, и не подкреплено увеличением внутреннего спроса ни со стороны потребительского сектора, ни со стороны инвестиций. В этой связи не следует рассчитывать на возможности увеличения доходов бюджета за счет роста хозяйственного оборота и доходного потенциала. Бюджетный кризис в значительной мере предопределен сложившейся идеологией планирования доходной части бюджета от достигнутого уровня. Администрация области не нацелена на мобилизацию имеющихся резервов бюджетных поступлений за счет роста их собираемости. В проекте бюджета не только не содержится конкретных механизмов повышения уровня налоговых поступлений, но и предпринята попытка законодательного закрепления низких норм их собираемости. В условиях продолжающегося экономического спада, отсутствия надежных и достаточных источников пополнения доходов бюджета администрация области ежегодно прибегает к урезанию государственных расходов, не проводя при этом адекватных структурных преобразований в отраслях, зависящих от бюджетных ассигнований. Расходы на обслуживание государственного долга и погашения основной суммы внутреннего долга по проекту бюджета на 1999 год должны составить 245145 тыс. рублей или 23,3% расходов областного бюджета (в 1995 году эти показатели составляли 22896 тыс. рублей или 7%).

1.4.       Мэрия Астрахани

В предыдущих обзорах сообщалось о том, что бюджетная комиссия городского Совета Астрахани начала аудиторскую проверку мэрии. В конце ноября завершился первый этап проверки завершился. По имеющейся информации, полученной из конфиденциальных источников, он включал в себя проверку расходования бюджетных средств на содержание аппарата управления. Следом за окончанием первого этапа проверки начальник финансового управления мэрии Евдокимова написала заявление об уходе по собственному желанию со своего поста.

Из того же конфиденциального источника стало известно, что отставка г-жи Евдокимовой связана именно с результатами проверки, хотя официальные представители мэрии в беседе с журналистами не связывают отставку Евдокимовой с завершением первого этапа аудиторской проверки, говоря, что последняя покинула этот пост по состоянию здоровья. В январе 1999 года результаты проверки будут слушаться на заседании горсовета. На должность начальника финансового управления мэрии назначен Марат Абдулхалыков, до этого возглавлявший управление экономики мэрии.

1.5.       Выборы

1.5.1.      Городской Совет г. Астрахани

В ноябре в избирательном округе №2 в очередной раз прошли повторные выборы депутата горсовета. Вакантное место в городском парламенте образовалось уже достаточно давно, после ухода депутата В.Демина на должность начальника управления международных и внешнеэкономических связей областной администрации.

Очередные повторные выборы по этому округу в очередной раз не состоялись. На избирательные участки пришло всего 13% избирателей, а для того, чтобы признать выборы состоявшимися нужна явка 25%. Если же говорить о том, как распределились голоса пришедших избирателей, то со времен предыдущих повторных выборов их симпатии не изменились — со значительным отрывом от своих соперников лидирует кандидат Т.Семенова, выдвинутая Астраханским областным обществом защиты прав налогоплательщиков и объединением «ЯБЛОКО».

Поскольку астраханскому горсовету осталось просуществовать еще лишь два года, то больше повторные выборы проводиться не будут — таково положение о выборах.

1.5.2.      Областное Представительное Собрание (ОПС)

В ОПС в декабре образовалось одно вакантное место. Избиратели округа №25 остались без депутата. Депутат от этого округа Сергей Данилов трагически погиб в автокатастрофе. С.Данилов был в Астрахани фигурой достаточно известной. Бизнесмен, директор и владелец одной из крупнейших в Астрахани оптовой фирмы, меценат. Последние год-полтора он достаточно активно занялся политикой. Был избран депутатом областного Собрания, создал общественную организацию Союз «Деловая Астрахань», объединившую крупных предпринимателей. С.Данилов был одним из наиболее вероятных претендентов на место депутата Государственной Думы от Астраханской области на выборах в декабре 1999 года. В последнее время он искал поддержки в среде местного самоуправления и активно вел переговоры с должностными лицами местного самоуправления. В частности, в день смерти он возвращался в Астрахань из Икрянинского района Астраханской области с деловой встречи с главой местного самоуправления этого района А.Глазковым, который является сопредседателем Ассоциации муниципальных образований Астраханской области.

Вместе с С.Даниловым в автокатастрофе погиб руководитель аппарата Союза «Деловая Астрахань» Дмитрий Бабайцев. Это также известная персона на астраханском политическом небосклоне. По образованию врач-патологоанатом, был организатором и первым председателем регионального отделения ЛДПР. Исключен В.Жириновским из партии в июне 1996 г. после первого тура президентских выборов, когда заявил, что астраханское отделение ЛДПР во втором туре поддержит кандидатуру Б.Ельцина. Затем работал советником губернатора, в ходе губернаторских выборов в декабре 1996 г. работал в избирательном штабе А.Гужвина, затем возглавил отдел социального анализа и прогноза администрации области. Отдел просуществовал не многим более года и был расформирован, а Д.Бабайцев на некоторое время остался без работы. Затем его пригласил к себе на должность руководителя аппарата Союза «Деловая Астрахань» С.Данилов.

Третий пассажир автомобиля, попавшего в автокатастрофу — Владимир Элеменкин, председатель регионального отделения Российского союза местного самоуправления и ответственный секретарь Ассоциации муниципальных образований Астраханской области — с переломом руки, ребер и сотрясением головного мозга был доставлен в больницу.

Гибель С.Данилова достаточно неожиданно изменила политический пейзаж в Астрахани за год до выборов в Госдуму. Очевидно, что Союз «Деловая Астрахань», имевший потенциал стать достаточно мощной организацией теперь не просуществует долго и просто развалится. Он не сможет более оказывать никакого влияния на политическую жизнь региона. Об этом свидетельствует и первое собрание Союза после смерти С.Данилова. Собравшиеся переругались между собой, но так и не смогли определиться, кто же будет на первых порах координировать работу Союза. В этой организации все держалось на личном авторитете С.Данилова.

Выборы депутата ОПС по избирательному округу № 25 пока еще не назначены, но компетентные источники в областной избирательной комиссии говорят, что они пройдут не раньше, чем в апреле 1999 года. Можно предположить, что скорее всего они не состоятся из-за низкой явки избирателей. В ОПС 1-го созыва данный округ оставался без депутата год (депутат ОПС Н.Арефьев прошел по списку КПРФ в Госдуму), и очередные довыборы успешно завершились лишь в декабре 1996 года, когда были совмещены с выборами губернатора и мэра. Так же, видимо, произойдет и на этот раз. Выборы, скорее всего, состоятся лишь в декабре 1999 года, когда пройдут «прицепом» к выборам в Государственную Думу.

1.5.3.      Конфликт вокруг областной избирательной комиссии

В конце года назрел очередной конфликт вокруг избирательной комиссии Астраханской области. Конфликты вокруг этой структуры возникают с завидным постоянством. Виной тому всегда принципиальная позиция председателя облизбиркома Евгения Покровского. Начало очередной травли комиссии и ее председателя можно расценить, как начало (естественно, де-факто) избирательной кампании в Государственную Думу.

Если раньше на избирательную комиссию насылали всевозможные проверки, в том числе и из областной прокуратуры, и из Центризбиркома, затем, после губернаторских выборов, почти год таскали по судам, пытаясь опротестовать их итоги (кстати, ни один из многочисленных судов по губернаторским и выборам и выборам депутатов ОПС комиссия не проиграла), то на сей раз комиссию решили заморить финансовым голодом.

По мнению председателя комиссии Е.Покровского, причина нападок — в бессилии нападающих. Люди, неоднократно потерпевшие поражение в ходе целого ряда выборов, теперь твердят, что такая комиссия не нужна, а непомерно раздутый аппарат избиркома нужно нещадно сокращать. Такое желание понятно, поскольку именно сотрудники этого аппарата, к примеру, на выборах губернатора в 1996 году забраковали подписные листы, сданные двумя претендентами на губернаторский престол, сняв их таким образом с самого начала избирательного марафона. А еще одному кандидату — В.Зволинскому — пришлось даже судиться и пойти на мировое соглашение с комиссией, чтобы все-таки зарегистрироваться в качестве кандидата. Очевидно, что в канун грядущего трехлетнего электорального цикла такой аппарат и такая комиссия потенциальным претендентам на выборные должности всех уровней не нужна.

Оплотом и инициатором очередного витка борьбы с избиркомом стало областное Представительное Собрание. Так, с 1996 года облизбирком не получил из областного бюджета ни копейки на реализацию программы повышения правовой культуры избирателей. Депутаты даже не удосужились вернуть все долги комиссии за проведение выборов в ОПС. Сейчас на счету комиссии всего 3 рубля 10 копеек. Сотрудники аппарата почти полгода не получают зарплату. Что же касается этого самого аппарата, вокруг численности которого идут столь жаркие баталии, то, как сообщил журналистам Е.Покровский, на одного члена комиссии приходится 0,5 сотрудника аппарата. Такого низкого соотношения, по его словам, нет ни в одном другом государственном учреждении. Но депутаты ОПС ставят вопрос возврата долгов и финансирования комиссии в полном объеме в зависимость от того будет или нет начато сокращение аппарата. При обсуждении этого вопроса на заседании ОПС депутаты проявили крайнюю степень законодательной неграмотности. В частности, звучали предложения сократить не только аппарат комиссии, но и численность самой комиссии, хотя это прямое нарушение закона, так как численный состав избрательной комиссии закреплен законодательно. А депутат Петр Попов открыто заявил Е.Покровскому, что «таких проблем у областной избирательной комиссии не было бы, если бы еще летом комиссия прислушалась к советам и рекомендациям. А то получается, что только одна избирательная комиссия у нас такая независимая и неподкупная».

Кроме того, ОПС дважды отказало облизбиркому в праве законодательной инициативы в части избирательного права. Судя по всему, областных законодателей это не устраивает, так как в большинстве своем, они пишут законы о выборах под себя, чтобы легче было переизбираться на очередной срок. Примеров несовершенства регионального избирательного законодательства более чем достаточно. Так, уже в ходе выборов губернатора и депутатов ОПС в данные областные законы неоднократно вносились поправки.

Не устраивает оппонентов облизбиркома и Е.Покровского и та принципиальная открытость для избирателей, которой комиссия в своей деятельности руководствуется. В частности летом 1996 года в ходе президентских выборов Астраханский облизбирком предпринял беспрецедентный шаг, когда комиссия совместно с тремя негосударственными телекомпаниями города провела два 24-часовых телемарафона «Астраханцы выбирают Президента». Пришлось избиркому пройти и через долгую череду судов. А международный фонд избирательных систем даже признал избирательную комиссию Астраханской области одной из лучших в России.

1.6.       Полномочный представитель Президента РФ

В конце ноября в Астрахани и Волгограде начала циркулировать информация о том, что депутат Госдумы от Астраханской области Вячеслав Зволинский может быть в ближайшее время назначен на пост полномочного представителя Президента РФ в Волгоградской области.

У В.Зволинского прошла встреча с заместителем руководителя президентской администрации О.Сысуевым. По чьей рекомендации ему удалось до него добраться неизвестно. Как известно, в Волгограде пост представителя Президента РФ пустует уже почти год. В силу разных интриг, никому из местных претендентов на эту должность так и не удалось заручиться поддержкой администрации Президента РФ. Судя по всему, там в итоге сочли за благо покончить с этой неприлично долго затянувшейся ситуацией, прислав в Волгоград «варяга».

Волгоградский выпуск «Московского комсомольца» комментируя в эту ситуацию отметил, что «отцы» города и области восприняли это известие без особого энтузиазма, отправив в администрацию Президента письмо «с пожеланием назначить полпредом более достойного гражданина». Так, в частности, волгоградский губернатор Н.Максюта стал изо всех сил хлопотать за назначение представителем Президента РФ председателя областной Думы Л.Семергея.

Что же касается самого В.Зволинского, то за последние десять лет он совершил просто сногсшибательную политическую карьеру. До августа 1991 года, как и все, был членом КПСС. Затем подался в аграрии. Но и с коммунистами не порвал — член КПРФ, даже входил в ЦК партии. В 1993 году был избран членом Совета Федерации. Ближе к окончанию сенаторских полномочий умудрился среди прочих подписать заявление о создании движения «Реформы — новый курс» (движение В.Шумейко, тогдашнего спикера Совета Федерации). Потом, правда, сей факт отрицал, говоря, что это был некий однофамилец. В 1995 году избран депутатом Госдумы РФ от Астраханского округа. Входил в депутатскую группу «Народовластие». В 1996 году компартией и народно-патриотическим союзом был выдвинут кандидатом на пост главы администрации Астраханской области. После поражения на выборах предпринял безуспешную попытку создать в Госдуме новую депутатскую группу — «Российский промышленный союз». Был выведен из состава ЦК КПРФ, а первичной организации рекомендовали исключить его из партии, что, впрочем, сделано не было. Затем примыкал к движению в поддержку армии, оборонной промышленности и науки (движение генерала Рохлина). Последним его пристанищем стала фракция «Наш дом — Россия», в которую он недавно вступил.

Следует также напомнить одно из высказываний В.Зволинского, прозвучавшее из его уст в ходе выборов главы администрации области. Мол, в 1994 году он мог быть назначен указом Президента РФ на пост астраханского губернатора. Но отказался, заявив, что из рук Ельцина это назначение не примет. Теперь же вдруг готов и, судя по всему, хочет принять из рук того же Ельцина указ о своем назначении на пост президентского полпреда в Волгоградской области. Дело, пожалуй, в удивительном политическом чутье В.Зволинского. В свете грядущих президентских выборов место, на которое он метит — нужное. В 2000 году главное поставить на нужного кандидата в Президенты РФ. А там на «белом коне» можно и в Волгоград въехать потеснив слабого Н.Максюту, а можно и в Астрахань с победой вернуться. А, может быть, и в Москве новая власть какое-нибудь достойное место подыщет.