Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

Иван РЫЖКОВ

Республика Калмыкия

в ноябре 1998 года

1.    Власть и политика

1.1.       Политические тенденции

Основным событием в ноябре, предопределившим развитие общественно-политической ситуации в Республике, стало совместное заседание Народного Хурала и Правительства РК, где К.Илюмжинов назвал виновником всего негативного, происходящего в республике Москву. Обострилось противостояние между калмыцкими властями и оппозицией главным образом по поводу отношения к федеральным властям. Президент, правительство, Народный Хурал обвиняют Москву во всех бедах, готовят общественное мнение к возможности самостоятельного определения республикой своего статуса. С другой стороны, этим же, то есть угрозой сепаратизма шантажируют Москву, используя для этого органы государственной власти, средства массовой информации. Главная задача властей любым способом добиться выделения дополнительных субсидий с тем, чтобы без потрясений дожить до 1999 года и в то же время начать рассчитываться с основными кредиторами строительства шахматного города Сити-Чесс. Оппозиция, в первую очередь в лице регионального отделения «ЯБЛОКО» считая виновником всего происходящего в республике режим К.Илюмжинова, все свои надежды так же связывает с Москвой и требует от центра принятия неотлагательных мер по прекращению деятельности в республике незаконных органов государственной власти, принятия мер к первым лицам республики, виновным в различных злоупотреблениях.

Обострение ситуации связано еще и с тем, что выборы депутатов Народного Хурала РК, вернее их законность, до настоящего времени оспариваются в Верховном Суде не только оппозиционными кандидатами, но и Генеральной прокуратурой РФ.

1.2.       Республика Калмыкия против Российской Федерации

Ноябрь в Республике начался с ряда важнейших заседаний различных государственных органов, похоже взявших на себя ответственность определять в ближайшее время судьбу всего народа Калмыкии.

1 ноября состоялась вторая (внеочередная) сессия избранного 18 октября Народного Хурала РК. В ее работе принимали участие президент К.Илюмжинов, вице-президент В.Богданов, руководитель администрации президента И.Шалхаков, государственный советник В.Илюмжинов, руководители министерств, ведомств, представители президента в районах, руководители правоохранительных органов, глава Совета старейшин Д.Кугультинов, председатель Совета ветеранов И.Намсинов.

Главные вопросы, которые рассматривались на сессии: подведение итогов по проведению шахматной олимпиады, назначение председателя правительства, принятие закона о правительстве, о легитимности органов местного самоуправления в республике.

Главным действующим лицом на сессии был К.Илюмжинов, который и задал тон всем обсуждениям. Говоря о состоявшихся выборах он отметил, что они прошли на высоком организационном уровне. «Мне просто непонятно, почему говорят об их нелегитимности, почему порой называют наш парламент карманным. Он избран народом республики так же, как и президент». Среди успехов предыдущего парламента назвал содействие укреплению республики, создание условий для проведения реформ. В итоге, как заявил президент, за пять прошедших лет, в частности, благодаря работе по становлению зоны льготного налогообложения, Калмыкия из дотационной республики стала регионом, который уже в состоянии формировать свой бюджет из собственных источников. Указал президент и на целый ряд примерно таких же (то есть больших) достижений в области политики, экономики, культуры, спорта. И тут же, имея в виду, что «стабильность и мировое признание Калмыкии надо использовать на благо республики» принимает очередное неординарное решение: образовать правительство РК и назначить его председателем, так сказать, человека со стороны — Виктора Николаевича Батурина [[1]].

Батурин Виктор Николаевич родился 2 октября 1956 года в г. Москве, образование высшее, окончил Московский техникум (специальность математика), а также Московскую академию управления имени Серго Орджоникидзе (специальность - организация и управление производством). Работал на руководящих должностях в аэрокосмической промышленности. Имеет государственные награды Российской Федерации. С 1989 года — в бизнесе. Он один из основателей акционерного общества «Интеко», являвшегося генеральным подрядчиком строительных работ по реконструкции стадионов «Партизан» (Белград), «Лужники» (Москва), олимпийского города Сити-Чесс (Элиста). Женат. Имеет дочь — студентку. Указом президента Республики Калмыкия К.Илюмжинова от 2 ноября 1998 года назначен Председателем правительства республики Калмыкия [[2]].

Перед этим Народный Хурал естественно согласился с доводами президента и дал согласие на его назначение председателем правительства РК. Тем более, что доводы были уж очень серьезные. Первое «Добившись положительных результатов в политической сфере, культуре, спорте, теперь надо коренным образом экономическую ситуацию в республике. Второе В.Батурин умеет работать в экстремальных ситуациях и свидетельство тому, что «в июне этого года когда была предпринята атака на Калмыкию, началась ее блокада, он принял решение идти в нашу республику, помогать ей . Третье В.Батуин является шурином мэра Москвы Ю.М.Лужкова и следовательно братом Е.Батуриной, которая также имеет бизнес в Калмыкии. Это назначение «следует рассматривать как стремление соединить потенциал Калмыкии с потенциалом московских структур».

Как выяснилось на сессии какой-либо экономической программы у господина Батурина с собой не оказалось, о ней он пообещал рассказать в ближайшее время, однако методы управления республикой он, как и президент собирается использовать неординарные, хотя у него «имеются сомнения — как бы не подвести президента и народ Калмыкии». С чем определился новый премьер, так это с целями. «В короткий срок сделать так, чтобы получаемые республикой доходы были самодостаточны для ее жизнеобеспечения» [[3]].

Надо отметить, что вообще вопросы с правительством республики являются очень интересными для исследования процессов происходящих в республике. Оно уже неоднократно, то распускалось, то вновь возрождалось из пепла. Так, когда приехала наверное четвертая комиссия из Москвы для глубокого изучения законности деятельности калмыцких властей, К.Илюмжинов мгновенно распустил правительство во главе с вице-президентом. Правительства нет и спрашивать не с кого. Правительство вновь было образовано в полном составе и в том же составе. Приехала другая комиссия К.Илюмжинов своим указом вводит в республике на целую неделю молодежное управление республикой. Правительство в полном составе вместе с К.Илюмжиновым убывает на Форос, оставляя вместо себя на высших должностях в органах государственной власти в республике так называемых дублеров-молодых специалистов 20-25 лет. Комиссия покрутилась, да и убыла.

В очередной раз правительство было ликвидировано в феврале нынешнего года, когда возникли очередные проблемы с федеральным центром. В сегодняшней интерпретации К.Илюмжинова, тогда это решение было принято для концентрации власти. А она нужна была для того, «чтобы оперативно и максимально эффективно решить несколько важнейших вопросов — найти деньги на строительство Сити-Чесс и проведение 33-й Всемирной шахматной олимпиады, провести очередные выборы в Народный Хурал». Обоснования необходимости правительства тоже очевидны. Достижения во всех областях науки и искусства, к которым республика пришла благодаря концентрации власти в руках К.Илюмжинова, дают возможность решения новых задач, для чего нужно новое правительство во главе с новым типом руководителя своего рода антикризисного управляющего, со свежим взглядом и опытом работы [[4]]. Здесь в республике все всем понятно, кроме одного, про кризис ни президент, ни парламент ничего нигде не говорили, тогда при чем здесь антикризисный управляющий.

Не мог не обсуждаться затронутый президентом вопрос о легитимности Народного Хурала и легитимности органов местного самоуправления. Неразрывность этих двух вопросов связана с тем, что 24 октября 1998 года Генеральная прокуратура РФ подала в Верховный Суд РК иск о признании постановления об итогах выборов депутатов Народного Хурала РК недействительным, а следовательно незаконным оказывается и сам парламент. Основанием для признания выборов незаконными является тот факт, что органы местного самоуправления в районах республики избирались не в соответствии с законом, а на основе Постановления Народного Хурала РК, которое допускало их избрание на сходах граждан открытым голосованием.

Данное Постановление было признано Верховным Судом РК недействительным, однако незаконно созданные органы местного самоуправления продолжают существовать до настоящего времени, а при проведении выборов в Народный Хурал РК именно они формировали избирательные комиссии. Однако, у председателя Избирательной комиссии РК В.Андреева на сессии было свое мнение на этот счет, в последствии поддержанное и другими депутатами. «Вопрос о легитимности избирательных комиссий, сформированных на сходах и собраниях граждан, просто не может стоять. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит сходы и собрания к формам прямого волеизъявления избирателей. Следовательно, на собраниях и сходах при наличии кворума могут решаться все без исключения вопросы» [[5]]. Эти «юридические» перлы, и патетическое выступление «старейшего Д.Кугультинова». «Когда народ изъявляет свое желание открыто, без давления, без направленных пулеметов и лающих овчарок, прокуратура и другие органы должны уважать такое желание народа. Воля народа потому свята, что она всегда верна» [5], стали причиной принятия Обращения Народного Хурала РК о легитимности образования органов местного самоуправления в республике, текст которого направлен Президенту РФ и Федеральное Собрание, как надо понимать для окончательного введения их в заблуждение.

В состоянии «горящей головы» Парламент и Правительство РК, начали свою деятельность по принятию судьбоносных для Калмыкии решений.

3 ноября состоялось совместное заседание Народного Хурала РК, Правительства РК, а также все остальные, участвующие во внеочередной сессии 2 ноября. Чем же вызвана работа органов государственной власти республики в таком режиме. В республику прибыла комиссия Счетной палаты Федерального Собрания РФ. Как сообщила руководитель комиссии Л.Хорина целью комиссии была допроверка соблюдения законности и анализ деятельности Национального банка РК, Фонда программ президента РК и Агентства развития и сотрудничества при президенте РК, в связи с тем, что рабочая группа Счетной палаты во время предыдущей проверки не владела в полном объеме необходимыми документами [[6]].

В повестку дня был включен один вопрос о политической и социально-экономической ситуации в республике, связанной с прекращением текущего финансирования РК из федерального бюджета. С информацией о финансовом положении в Калмыкии связанным с регулярным на протяжении нескольких лет, недополучением средств из федерального бюджета, а также с прекращением финансирования по решению Минфина РФ в августе текущего года выступил министр финансов республики А.Дорждеев. Он сообщил, что с 1994 года в республике проведено более сорока проверок эффективного и целевого использования ассигнований из федерального бюджета со стороны Счетной палаты, Контрольно-правового управления администрации Президента РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Центральной избирательной комиссии, министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Ни одна из проведенных проверок не выявила существенных нарушений финансовой дисциплины, фактов нецелевого использования средств как федерального, так и республиканского бюджетов. Калмыкия является дисциплинированным налогоплательщиком в федеральный бюджет.

Налоговые платежи республики в федеральный бюджет составили, в 1996 году — на 259,9%, в 1997 — на 131,8%, в текущем году выполнение составляет 131%. Вместе с тем, как заявил министр задолженность федерального бюджета перед республикой составила в 1995 году 53,7 млн. руб., за 1996 год — 198 млн. руб., за 1997 год — 91 млн. руб. Неуклонно снижается уровень финансирования федеральных целевых программ: в 1995 году он составил лишь 9,5%, в 1996 — 41%, в 1997 году — 16%. С 28 августа текущего года приостановлено финансирование всех видов финансовой помощи бюджету республики, а также мероприятий и учреждений финансируемых из федерального бюджета. По состоянию на 1 октября задолженность по организациям финансируемым из федерального бюджета составила: по зарплате — 16,4 млн. рублей, по стипендиям 1,8 млн. руб., по коммунальным услугам и другим видам услуг — 46,4 млн. рублей.

Задолженность по организациям финансируемым из республиканского бюджета составила: по зарплате — 31,6 млн. руб., по детским пособиям — 109 млн. руб., по коммунальным услугам — 164 млн. руб. В конце своего выступления министр сделал вывод, что контролирующие органы могут осуществлять свои функции лишь после того, как средства выделены и использованы [[7]].

Данное выступление послужило началом обструкции, которую члены собрания устроили присутствующим на заседании членам комиссии Счетной палаты. От руководителя комиссии Л.Хориной потребовали доложить присутствующим, что комиссия собирается делать в республике и ответить, почему республика блокируется федеральным центром. Хорина довела до сведения присутствующих, что аудиторы должны будут сделать допроверку для более углубленного изучения результатов предшествующей проверки Счетной палаты, проведенной по решению Государственной Думы РФ в июне этого года. Задачей проверки является детальный анализ финансовой деятельности Национального банка РК, Фонда программ Президента РК и Агентства развития и сотрудничества при Президенте РК. Допроверка связана с тем, что рабочая группа Счетной палаты во время предыдущей проверки не владела в полном объеме необходимыми документами. Такое выступление вызвало неадекватную активность присутствующих и они потребовали, чтобы члены комиссии отчитались не принадлежат ли они к думской фракции «ЯБЛОКО», имея наверное в виду не являются ли аудиторы членами ООО «Яблоко».

Председатель Народного Хурала заявил, что «многочисленные проверки не дают никакого эффекта». На этот вопрос, как и на вопрос, почему не прекращаются неправомерные, необоснованные и противозаконные санкции министра финансов РФ М.Задорнова, подписавшего приказ от 28 августа о прекращении финансирования РК, Хорина не ответила, вероятно не была уполномочена правительством РФ [7]. Выступившие на заседании министр общего и профессионального образования С.Бадмаев, министр здравоохранения Б.Тачиев, председатель Верховного Суда Е.Дакинов, председатель Калмыцкой телерадиокомпании Е.Ункуров, представитель президента в Целинном районе А.Кекешкеев, вице-президент В.Богданов, глава администрации И.Шалхаков, председатель Совета ветеранов И.Намсинов, атаман казачьего войска Калмыкии П.Шармандинов, председатель Совета старейшин. Д.Кугультинов, министр по делам молодежи Б.Бачаев, министр строительства В.Джанжиев, председатель Национального банка и одновременно депутат Народного Хурала В.Дарбаков, председатель Госкомимущества РК А.Головатов, начальник судебного департамента Н.Бевеликова, и другие бичевали федеральный центр в лице членов комиссии, говорили о недофинансировании и собственной самостоятельности. Создалось впечатление, что все получили от президента задание обязательно выступить, но не все успели.

«Мы никого и никуда не допустим. Проверили бюджет и все, все внебюджетные фонды это дело субъекта федерации». «Это политическая проверка. В России мы или не в России, если вакцину нам не дают и от всего отключили. Я связываюсь с Москвой, а мне говорят, извини, это ваши проблемы, получается мы вне России» (К.Илюмжинов).

«Мы будем пикетировать Федеральное Собрание, обратимся ко всем казачьим регионам» (П.Шарманжинов).

«Мы обвиняем тех кто вас послал, кто довел страну до нынешнего состояния, государство должно гарантировать права человека. Право быть сытым, одетым, обученным. Правительство не выполняет этих главных обязанностей. Подумаешь 300 тысяч калмыков, раз сослали, еще раз сослать. Калмыки могут подумать, что в России некого больше проверять, нет Газпрома, нет алюминия... Министр финансов в России создает условия, чтобы биологическое оружие начало действовать изнутри» (по поводу отсутствия финансирования на борьбу с носителями чумы и холеры) (Д.Кугультинов).

«В нашей памяти еще долго будут жить скорбные страницы истории, когда в 1943 году была ликвидирована КАССР... и сейчас, оказавшись в кольце финансово-политической и информационной блокады, хотим напомнить тем, кто направляет в Калмыкию многочисленные проверки, о существовании принципа презумпции невиновности: пока не доказана вина, никто не имеет права клеветать, оскорблять подозрениями, навешивать ярлыки» (И.Намсинов).

«Калмыкия целенаправленно блокируется, долг бюджетных организаций по электроэнергии более 60% от всей суммы задолженности... Чубайс дал команду неплательщиков отключать» (П.Перковский).

«Сегодня решается не судьба Калмыкии, а судьба России... Идет целенаправленное разрушение России. У нас пытались упразднить органы государственной власти — президента и парламента. Дошло до Конституционного Суда и он вынужден отказаться от рассмотрения... Газета Советская Калмыкия сегодня, мы знаем кем газета финансируется и для чего она работает: — столкнуть нации и народности проживающие в республике...» (К.Максимов).


Заключительное выступление К.Илюмжинова было вообще беспрецедентным:

— Даже самому большому терпению всегда приходит конец. Последней каплей переполнившей чашу нашего терпения, стал нынешний приезд аудиторов Счетной палаты, для которой, казалось бы, в Калмыкии не осталось ни одного неисследованного пятнышка. Двадцать восемь человек в течение месяца работали здесь, получив команду, о которой мне известно: «Копать до белой глины». Еще с мая наша республика оказалась под мощным прессингом со стороны федерального центра, сейчас же этот «накат» приобрел тотальный характер. Мало, что Москва фактически игнорирует Калмыкию, незамеченной для средств массовой информации осталась Всемирная шахматная олимпиада, прошедшая в Элисте, так теперь весь народ республики, отрезанный от федерального финансирования, оказался в заложниках. Так еще за всю историю РФ не поступали ни с одним, из 89 ее субъектов. Даже в Чечню, где велись боевые действия, не прекращалось перечисление федеральных средств. За последние пять лет народ Калмыкии далеко шагнул вперед, и в первую очередь изменилось сознание людей. Мы уже перестали во всем уповать на помощь сверху, обрели самостоятельность, но всегда были и остаемся верны принципам единой и неделимой России. Однако сейчас, когда республику сознательно выталкивают из состава РФ, мы вправе жестко поставить вопрос перед федеральными органами власти: нужна ли Калмыкия России и Россия Калмыкии?

В такой же форме К.Илюмжинов выступил 6 ноября на калмыцком телевидении:

- Все вопросы перед Примаковым я поставлю в жесткой, ультимативной форме. Наш маленький народ, республика показала, что мы ценим себя. Пусть наш маленький народ и республику уважают.

После такого бурного заседания и горячих выступлений было принято постановление о совместном заседания Народного Хурала (Парламента) РК и правительства РК по вопросу о политической и социально-экономической ситуации в республике, которые считается недопустимым необоснованное вмешательство федеральных органов государственной власти в деятельность государственных органов власти РК. Президенту РФ предлагается обеспечить равенство всем субъектам РФ, правительству РФ обязать Министерство финансов РФ профинансировать в полном объеме все расходы предусмотренные федеральным законом. В случае нерешения, невыполнения этих условий Народный Хурал и правительство РК доводит до сведения федеральных властей, что Калмыкия будет вынуждена обратиться за помощью к международным организациям, вплоть до определения своего статуса. В Постановлении правда не конкретизируются эти организации и остается неизвестным есть ли среди них НАТО, ООН и Красный крест. Не расшифровывается так же понятие «определение статуса», достаточно ли для этого будет воли К.Илюмжинова, или надо будет снова собирать совместное заседание Народного Хурала и Правительства РК.

Антироссийская компания нагнетается властями Калмыкии видимо специально в преддверии визита целой делегации к премьер-министру РФ Е.Примакову, о чем поведал сам Илюмжинов. По старой привычке считается, что напуганная сепаратизмом федеральная власть будет более сговорчивой в выделении финансовых средств и возможно от страха забудет даже, что 260 млн. рублей федеральных налогов было использовано, в августе текущего года К.Илюмжиновым по его собственному усмотрению, о чем в республике сейчас предусмотрительно помалкивают.

Данная агитационная компания не ограничивается газетами, заседание Народного Хурала где «бичевали» Федеральный центр и заодно комиссию Счетной палаты транслировали по телевидению. По телевидению же было объявлено о том, что уже на следующий день комиссия убыла обратно даже не начав работу. Эти же тезисы о методах своих взаимоотношений с Центром К.Илюмжинов озвучил и в прямом эфире Калмыцкого телевидения в программе «Президентский час». Снова говорилось о том, что если бы нам дали экономическую и финансовую самостоятельность, то никаких проблемы не было. «Сейчас же центр все деньги забирает, а сам не отдает. Лишь 5% от запланированного получили в этом году. Центр с апреля-мая создал блокаду, мы перестали получать деньги. Тем не менее мы в августе решили все проблемы, но Задорнов и садово-огородная фракция в Думе делают попытки удушить нас. Даже на Чечню выделяют деньги, а мы с апреля не получили ни копейки».

«Информационная блокада шахматной олимпиады, хотя мы защищали имидж России... Экономическая блокада, финансовая блокада, политическая блокада — постоянные проверки... Коль мы не нужны РФ, а де-факто мы вне России, тогда давайте оформлять де-юре. Мы спокойно можем прожить и без помощи. Если мы в составе России, то должна и Россия выполнять свои обязательства. Если они отказываются, то мы найдем средства. Уже сейчас ряд стран азиатских, арабских и Запада готовы оказывать нам поддержку. Но наша задача решить вопрос с Россией. Виноваты те политики, которые получают деньги из Израиля. Надо разобраться с такими».

Причины изоляции республики и кто за этим стоит К.Илюмжинову видятся так: «Чистая зависть этих политиканов, которые ничего не построили, а пытаются решить свои политические цели путем оскорбления меня, Лужкова».

Перспективы К.Илюмжинов видит так: «Я на 200% уверен, что мы выйдем из этой ситуации... Мы из дотационной республики превратились в донора... Наш политический вес на Северном Кавказе и в Совете Федерации высок, поэтому не смогут задавить нашу республику... Генеральная прокуратура направила жалобу в Верховный Суд РК рассмотрит он ее или не рассмотрит это его дело. Но выборы Парламента мы провели в полном соответствии с Конституцией РФ. Это недоразумение разрешиться. Есть официальное заключение комиссии Центризбиркома РФ (г-н Белобородов), что выборы прошли в соответствии с законом, так что этот вопрос разрешится.

Сейчас главная задача построить за 2-3 года 500 тысяч кв. метров жилья, дома будут 2-х, 3-х этажные. Инвестиции из Москвы мы переместим в республику... С Лужковым договорились, что не только В.Батурин станет председателем правительства Калмыкии, но и один из префектов Правительства Москвы будет в составе правительства Калмыкии. Министры будут ездить на стажировку в правительство Москвы. У нас есть теперь политический и экономический союзник в лице мэра Москвы. С Лужковым на примере маленькой республики сделаем маленькое чудо».

Мечта К.Илюмжинова — «создание в республике технополиса-наукограда, куда приедут лучшие умы России» [[8]].

Антироссийская компания, организованная К.Илюмжиновым в СМИ не утихла с его отъездом в Москву для выбивания денег. Эта компания, в соответствии с российскими событиями плавно перешла в компанию антисемитскую. Так, 11 ноября атаман Казачьего войска Калмыкии недавно получивший от Илюмжинова титул Почетного гражданина РК, П.Шарманжинов, выступая в прямом эфире на Калмыцком телевидении в программе «Обратная связь», объяснил телезрителям, что истинный смысл скандала вокруг вопроса о коррупции в российском правительстве кроется в природе фамилий тех, кого обвиняют в коррупции, и тех, кто обвиняет. Если первые — это люди с природными российскими фамилиями коренной национальности: Кулик, Маслюков, Матвиенко, то вторые — это люди с фамилиями известной этнической принадлежности: Явлинский. Для придания убедительности своей версии П.Шарманжинов привел пословицу о яблоке, которое недалеко катится от гнилой яблоньки, и поведал историю о том, что Г.Явлинский является внуком председателя Одесского губчека Доры Явлинской, известной зверскими пытками над противниками советской власти. О пытках было рассказано смачно и в деталях. Ранее К.Илюмжиновым уже были произнесены в адрес Г.Явлинского слова о том, что он не позволит топтать еврею калмыка. Вероятно находясь в плену каких-то иллюзий, Илюмжинов пытается поправить свои пошатнувшиеся позиции с помощью антисемитизма, в отличии от г-на Макашова не применяя слово «жид».

Оппозиция Илюмжинову в Калмыкии крайне резко отреагировала на антироссиийскую политику проводимую им открыто в последнее время.

Совет Калмыцкого регионального отделения «Объединение ЯБЛОКО» выпустил и распространил Обращение к народу Калмыкии, под которым начат сбор подписей (Обращение прилагается). Он же направил Открытое письмо председателю Правительства РФ Е.Примакову о социально-политической ситуации в республике (См. Приложение 1). Даже митинги проходившие в Калмыкии в честь 81 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции принимали резолюции осуждающие действия президента Калмыкии. Так, на митинге в районном центре с. Троицкое принята резолюция, направленная Президенту РФ, в Федеральное Собрание, Генеральную прокуратуру, где граждане поддерживают позицию прокуратуры, о незаконности выборов Народного Хурала, выражают свое несогласие с заявлениями, так называемых органов государственной власти в республике о возможности выхода Калмыкии из состава России требуют политической и правовой оценки этих заявлений и определения меры наказания лицам их делающим.

Однако, как впоследствии оказалось, антироссийские шабаши К.Илюмжинова не ограничились представлениями на заседаниях Народного Хурала и других сборищах непонятно по какой причине собранных там людей.


Вызывающим по форме и антиконституционным по содержанию было выступление Илюмжинова на ОРТ, где он по сути дела действительно поставил российской власти ультиматум, дав на выбор два варианта:

1. Калмыкия отделяется от России и заключает с ней только военный союз, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. Калмыкия становится ассоциированным членом Российской конфедерации на ее территории создается свободная экономическая зона.

Для него уже нет сомнений в том, что Россия — конфедерация, что центру уже можно ставить любые условия.

Однако дальнейшие события показали, что еще не все так просто. Резко отреагировали на этот выпад против основ государственного устройства России депутаты Государственной Думы РФ, принявшие по этому поводу специальное заявление. Все видные политики России осудили выходку К.Илюмжинова и отозвались о ней с разной степенью резкости. Исключение составляет позиция руководства Татарстана, которая, кстати тоже о многом говорит. Вероятно у федерального центра еще не раз заболит голова от осуществленной им на практике идеи договорного характера Российской Федерации, который будет потихоньку перетекать в конфедерацию, благодаря усилиям не только радикалов всех мастей, начиная от Басаева и Илюмжинова и заканчивая якобы «взвешенными» политиками типа Шаймиева и Абдулатипова.

Скандальный «калмыцкий» вопрос по поручению Президента РФ был вынесен в повестку дня Совета безопасности РФ.

Однако и после скандала, до заседания Совета безопасности в газете «Известия Калмыкии» за 21 ноября опубликовано заявление президента РК К.Илюмжинова, где снова население республики вводится в заблуждении по поводу причин прекращения финансирования республики, совершенное грубое нарушение налогового законодательства преподносится как инициатива, «которая позволила нашим жителям избежать голода и подготовиться зимнему периоду, отправить детей в школы...». Снова повторяется, что: «Мы готовы предложить руководству РФ создать в Калмыкии свободную экономическую зону, которая позволила бы нашей республике самостоятельно решать свои проблемы и освободило бы центр от бремени выплачивать Калмыкии дотации. Данная модель экономического развития республики имеет взаимовыгодный характер и для республики Калмыкия и для федерального центра. Более того, финансирование федеральных структур, действующих на территории Калмыкии, может быть взято на республиканский бюджет».

20 ноября состоялся организованный властями 2-х тысячный митинг на центральной площади города, участники которого были в добровольно-принудительном порядке доставлены на него, некоторые из районов республики на специально направленных для этого автобусах.

Лейтмотив митинга уже неоднократно повторялся: «Руки прочь от Калмыкии», «Руки прочь от Кирсана». Митинг оскорбился по поводу оценки позиции Илюмжинова Г.Н.Селезневым и потребовал отставки министра финансов РФ М.Задорнова, главного врага К.Илюмжинова.

В тот же день, но с утра оппозиционные силы Калмыкии провели на центральной площади свой пикет против провокационных выступлений Илюмжинова, направленных на вывод республики из состава России и дестабилизации ситуации не только в Калмыкии, но и в России. Более 200 человек вышедших на пикет высказались за отставку незаконных властей Калмыкии, требовали от властей принятия всех предусмотренных законом мер по наказанию сепаратистов и экстремистов. На пикете проводился сбор подписей.

После проведенного пикета, один из его организаторов, член Калмыцкого регионального отделения «ЯБЛОКО» С.Атеев был незаконно задержан в помещении штаб-квартиры Калмыцкого «ЯБЛОКА», незаконно ворвавшимися туда 9 сотрудниками милиции во главе с майором В.М.Эрдниевым. В настоящее время прокуратурой республики рассматривается возможность возбуждения против него уголовного дела.

То есть, несмотря на придание высказыванию президента Калмыкии всероссийской огласки, власти продолжают скрывать от населения причину кризиса и прекращения финансирования республики.

Никому не известно, что финансирование на территории республики приостановлено в соответствии со ст.44 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год». Кроме того в письме министра финансов РФ четко заявляется, что санкции будут применяться вплоть до отмены постановления Народного Хурала РК и возврата незаконно перечисленных средств федерального бюджета. Однако, насколько это известно в республике, до настоящего времени Народный Хурал проведя уже три сессии, не удосужился отменить незаконно принятое им же решение, предпочитая обвинять Москву в блокаде и геноциде.

Похоже Кирсан и на этот раз останется безнаказанным. Об этом говорят сейчас в Калмыкии, после заседания Совета безопасности. Кирсан был прав, поэтому Москва утерлась, вот о чем кричат сегодня его сторонники и все средства массовой информации. 24 ноября в газете «Известия Калмыкии» появилось сообщение пресс-службы президента РК: «В Совете безопасности состоялось совещание, главной темой которого стало социально-экономическое положение Республики Калмыкия в настоящее время. Проходило оно, по словам секретаря Совета безопасности РФ Н.Бордюжи, в уважительной форме. В своем выступлении президент РК подчеркнул, что в связи с задержкой перечисленных целевых трансфертов в бюджет РК в Калмыкии сложилась крайне неблагоприятная социально-экономическая ситуация. По данному вопросу на совещании выступил также министр финансов РФ М.Задорнов. После обсуждения Советом безопасности принято решение довести до сведения Президента РФ Б.Ельцина информацию президента РК К.Илюмжинова, а также обязать Министерство финансов РФ погасить все задолженности перед республикой Калмыкия».

Эту же информацию в развернутом виде в этой же газете дал и прибывший из Москвы председатель правительства РК В.Батурин. На Совете безопасности было признано, «что по отношению к республике Министерством финансов РФ был допущен произвол. На это было указано министру М.Задорнову. Мощную поддержку президенту РК оказал Р.Абдулатипов, конкретно доказав надуманность вопроса о выходе Калмыкии из состава России... Президент РК считает, что после совещания Совета безопасности Министерство финансов РФ должно безусловно решить вопрос о выплате федеральных долгов республике. А далее начнется работа над договором по разграничению полномочий Калмыкии и РФ»...» На заседании Совета безопасности однозначно определено, что по отношению к Калмыкии Минфином РФ допущен произвол и что ситуация должна быть исправлена. Однако пока неизвестна позиция М.Залорнова после решения Совета и, естественно, никто не знает точной даты, когда начнется выполнение обязательств Минфина России». Убийство Г.Старовойтовой отодвинуло на второй план проблемы республики. К тому же известна необязательность многих высокопоставленных чиновников. Например, по словам Виктора Николаевича, заместитель администрации Президента России О.Сысуева сам назначил, а затем отменил встречу с руководством республики накануне заседания Совета безопасности [[9]].

А между тем дезинформация населения республики, поиски врагов, продолжаются. И конкретные нации уже четко просматриваются, после евреев, на почетном втором месте появились русские. На некоторых домах в Элисте появились надписи с призывами не покупать дома у русских, имея в виду, что скоро их можно будет получить бесплатно. Может статься, что дальнейшее бездействие Федеральных властей и заступничество Р.Абдулатипова действительно дадут такие всходы, что через год решать «калмыцкий» вопрос будет поздно.

К.Илюмжинов готовился к президентским выборам в России. Электорат Илюмжинова будет прирастать Москвой.

Похоже К.Илюмжинов серьезно готовится к президентской компании и налаживает тесные связи с московским мэром. Вероятно, только намерение участвовать в выборах может временно оградить его от каких-либо конкретных действий уголовного характера со стороны федеральных властей. Именно по этому Илюмжинов старается на каждом углу показывать свою близость к Ю.Лужкову, назначение его шурина председателем правительства РК также подтверждает эту версию. Уже вовсю Илюмжинов рассуждает о перспективах на выборах, как своих, так и перспективах Лужкова.

«Назначение В.Батурина — это и политический и экономический ход на перспективу, сотрудничество с мэром Лужковым. Мы беседовали с Юрием Михайловичем и обсуждали вопрос, что если Лужков и я идем на выборы. В Элисте регистрируется партия Лужкова и он единственный реальный кандидат на пост Президента России, ни у кого других нет денег. Он человек с большим денежным мешком. Нападая на Калмыкию это значит сейчас нападать на Москву. Но я буду баллотироваться на пост президента России. Если в финал выйдем мы, то будет поддержка Москвы. Если во второй тур выйдет Лужков, то во втором туре мы отдадим ему голоса. Вообще в аналитических центрах уже оценили мои шансы как очень высокие. У меня есть все основания выйти во второй тур» [[10]].

К разряду заявлений, по мнению Илюмжинова, способствующих его сближению с Лужковым, относится и заявление о том, что он недавно встречался с супругой Ю.Лужкова Еленой Батуриной и заручился ее поддержкой в начале строительства уже в будущем году двух монастырей православного и буддийского на территории Калмыкии [[11]]. При этом он только умолчал об участии Е.Батуриной в строительстве в Элисте завода по производству спирта.

2.    Экономика

2.1.       Состояние экономики и программы правительства РК

Вероятно впервые за постсоветскую историю в Калмыкии была сделана попытка проведения полноценного и объективного состояния экономики республики. 17 ноября в Элисте состоялась третья внеочередная сессия Народного Хурала РК второго созыва, где с докладом о программе правительства РК «О неотложных мерах по стабилизации и устойчивому развитию экономики республики в период до 2000 года» выступил председатель правительства РК В.Батурин. Суть этого доклада сводилась к следующему.

Экономика республики в настоящее время функционирует по правилам установленным федеральными органами власти. Эти правила законодательно утвердили существование в России кредитной (расходной) двухвалютной, состоящей из «слабого» рубля и «сильного» доллара финансово-платежной системы. Доллар вытесняет из обращения рубль, возникает острая потребность в долларе на внутреннем рынке России, что привело в результате реализации принципа валютно-обменных операций к обесцениванию национальной валюты и катастрофическому увеличению государственного долга перед Западом. Это же стало причиной утечки наличных денег из коммерческих банков, что послужило основой создания теневой экономики, размеры которой составили на сегодня более 50% ВНП, что и разрушило налогооблагаемую базу. Негативные процессы в России осложнили социально-экономическую ситуацию и в республике. Произошло крушение коммерческих банков, отсутствует доверие вкладчиков к финансово-кредитным учреждениям. Рухнувшая пирамида ГКО осложнила деятельность коммерческих банков, у которых теперь балластом лежат долговые обязательства государства. Падение доверия к национальной валюте, привело к увеличению задолженности предприятий, организаций и населения по кредитам в иностранной валюте. только за сентябрь текущего года она возросла почти в два раза.

Продолжается падение уровня жизни населения. Реально располагаемые денежные доходы населения составили 78,6% от уровня прошлого года. Среднедушевые денежные доходы в январе-сентябре 1998 года составили 436,2 рубля против 928 рублей в среднем по России. В январе-сентябре 1998 года подорожал продуктовый набор из 25 наименований продуктов на 22,5% против августа 1998 года. Нарастает задолженность по зарплате (на 1 октября она составила 63,65 млн. рублей по республике).

Каждый пятый житель республики является получателем социальных выплат. Финансовые средства выделяемые на реализацию мероприятий по социальной защите недостаточны. Растет безработица. Республика включена в группу регионов с напряженной ситуацией по безработице. В течение января-сентября 1998 года 36,3 тыс. чел. (24,6% от экономически активного населения республики) классифицировались в соответствии с положениями МОТ как безработные. Численность незанятых трудовой деятельностью на 1 свободное место составила 118 человек. В текущем году наблюдается высокий уровень скрытой безработицы. Не работали на крупных и средних предприятиях по инициативе администрации или работали не полный рабочий день 7970 человек. Продолжает нарастать спад промышленного производства.

Финансово-экономическое состояние сельскохозяйственного производства и перерабатывающей отрасли республики характеризуется как критическое. Ситуация усугубляется погодно-климатическими условиями, отсутствием материально-технических ресурсов, несоблюдением зооветеринарных и селекционно-племенных норм в животноводстве и норм в системе растениеводства. Результат - падение производства, низкая продуктивность, огромные убытки. С 1995 по 1998 год показатели деятельности аграрного сектора имеют отрицательную динамику. За этот период во всех категориях хозяйств сократилось поголовье крупного рогатого скота на 28%, овец - почти на 42%, производство продукции сельского хозяйства: мясо скота и птицы на 50%, молоко на 25%, яйцо на 11%, подсолнечник на 53%. Наибольшими темпами снижается производство продукции животноводства в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается снижение потребления основных продуктов питания на душу населения: мяса с 97,5 кг в 1995 году до 74,4 кг в 1997 году, молока соответственно с 231,9 кг до 174 кг., яиц с 170 до 92 шт. В структуре ВРП удельный вес отрасли составил за 1995-1997 гг. только 16,6%. Производство валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах 1994 года в 1998 году снизилось против уровня 1995 года на 31%. В 1998 году ожидается получить 210 млн. руб. убытков, что на 36% больше прошлого года. Кредиторская задолженность увеличилась на 15% — 811 млн. рублей. Разрушается социальная сфера села. Практически нет отдачи от средств господдержки. В общем за 1995-1998 гг. в сельское хозяйство направлено более 400 млн. руб., что составляет более 70% от общих затрат отрасли, или на один рубль товарной продукции вложено более 2 рублей государственных средств. В республике отсутствует контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, снижение роли управления и ответственности руководителей. Бесконтрольность за использованием материально-технических ресурсов, за сохранностью поголовья скота со стороны руководителей и специалистов приводит к недостачам и хищениям, к удорожанию себестоимости продукции. За 9 месяцев текущего года недостачи и хищения крупного рогатого скота составили 6,3% от общего расхода, овец 5,6%, лошадей 32,6%.

Неплатежеспособность потребителей электроэнергии обусловила задолженность ОАО «Калмэнерго» перед федеральным оптовым рынком электроэнергии, которая составила 294,8 млн. рублей, в том числе задолженность прошлых лет 223,7 млн. рублей. Задолженность ОАО «Калмэнерго» по платежам в бюджет составляет 7,9 млн. рублей, в том числе федеральный — 5,8 млн. руб., в республиканский — 0,6 млн. руб., в государственные небюджетные фонды — 6,2 млн. руб. Наибольшую задолженность за электроэнергию имеет минсельхоз — 145,04 млн. руб. (44%), ЖКХ — 91,7 млн. руб. (28%), бюджетные организации - 24,5 млн. руб. (6,8%). На сегодня обеспеченность углем составляет 24%. Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий и организаций составила на 1 сентября 1998 года 1,6 млн. рублей. Более 78% предприятий республики имеют просроченную кредиторскую задолженность. Дезорганизация системы расчетов проявляется в растущей натурализации хозяйственных связей и налоговых поступлений.

По предварительной оценке объем валового регионального продукта в 1998 году не превысит 1600000 тыс. руб. Сумма внутреннего долга, который необходимо оплатить в 1999 году более 400 млн. рублей, что составляет 25% от ВРП. Уровень ВРП имеет тенденцию к снижению, а уровень внутреннего долга к нарастанию. Если уровень внутреннего долга превысит 60% от ВРП, республика может утратить свою экономическую независимость. В нынешних условиях, когда у России нет стратегии экономического роста, Калмыкия может рассчитывать только на собственные силы. Существующая в России и в республике двухвалютная кредитная (расходная) финансово-расчетная система является неэффективной и разрушительной. Именно поэтому, как следует из доклада, президент и правительство республики считает, что основным звеном в системе реформирования республики является реформа платежной системы. В течение 1999 года народное хозяйство республики должно перейти на дебетовую (накопительную) моноплатежную расчетную систему. Центром эмиссии новых дебетовых платежных инструментов будет республиканский Коммерческий банк (название условное). Основой всех расчетов в республике должен стать дебетовый (заранее оплаченный) чек, отнесенный к корреспондентскому счету банка. Номинал чеков выражается в долларах США или евро.

Реформаторы исходят из того, что практически единственным, реальным и важнейшим из всех имеющихся источников самофинансирования в республике, являются на сегодня валютные и рублевые средства, находящиеся на руках у населения. Задача состоит лишь в том, чтобы привлечь этот источник корректно, безупречно и легально.

Суть перехода на расчеты дебетовыми чеками в том, что через розничный товарооборот и постоянную инкассацию чеков оборот так называемого «черного нала» становится по сути, безналичным оборотом, при котором происходит постепенное накопление денег на балансах банков. Для потребителей нет никакой разницы, чем производить расчеты: дебетовыми чеками или рублями и долларами. Потребитель может в любой момент купить (за рубли или доллары) это платежное средство или обменять его на деньги (на рубли по курсу или доллары) в проставленном на чеке эквиваленте. Доходы экономики республики будут зависеть от частоты обращения дебетовых чеков (то есть их инкассации), и по оценкам реформаторов, составят от 50 до 100% годовых в валюте от суммы номиналов чеков, находящихся в обороте.

Абсолютным достоинством дебетовых чеков с эквивалентом стоимости в долларах США является то, что они вообще не подвержены инфляции. Уверенность в правильности этого пути реформаторам дают опыт Германии 1934-1938 гг. и принцип платежной системы Европейского Союза, где в основе евро лежит по сути дела дебетовый расчетный чек. Председатель правительства Калмыкии считает, что без решения в республике вопроса по реформе платежной системы остальные, даже правильные с экономической точки зрения, меры будут обречены на неудачу [[12]].

Само правительство республики предполагает иметь следующий вид. В нем будет шесть комплексов, которые будут возглавлять заместители председателя правительства.

1. Комплекс народного хозяйства возглавил Долгин Алик Константинович. Здесь создается единое Министерство республиканского заказа и единый расчетный центр. Все платежи, являющиеся по сути неналоговыми доходами (коммунальные платежи, штрафы и т.д.) будут поступать на один счет. Основная задача — реформа жилищно-коммунального хозяйства и осуществление республиканской виноводочной монополии через создание республиканской ликероводочной компании, которая будет иметь монополию на оптовых рынках спиртного.

2. Комплекс перспективного развития республики. Его главная задача — строительство жилья в объеме 500 тыс. кв. метров. Готовится по этому поводу отдельная программа.

3. Комплекс по экономической политике и имущественноземельным отношениям. Руководитель — Головатов Александр Васильевич. Основная задача — увеличение денежных поступлений в бюджет от земли, воды, недр. Создается республиканская регистрационная и лицензионная палата.

4. Агропромышленный комплекс. Его руководителем стал Бадмаев Дорджи Петрович. Главная задача — проведение в жизнь земельной реформы. Предлагается заменить все налоги на сельхозпроизводителя единым земельным налогом, который будет фиксированным, не будет зависеть от выращенного урожая, а будет определяться ценностью земли. Налог будет платиться за гектар, один раз в год после уборки урожая. Для его введения необходимо будет принять Земельный кадастр. Вместо традиционного, льготного кредитования АПК вводится практика договоров купли-продажи между республикой и производителем продовольствия под обеспеченные гарантии товаропроизводителя.

5. Комплекс социальной сферы. Руководитель - Бачаев Батр Церенович. В проекте нынешнего бюджета республики впервые запланировано стопроцентное финансирование социальных мероприятий.

Еще одно новшество в созданном правительстве: представитель президента РК в Элисте входит в состав правительства в ранге министра, а представители президента в районах будут являться членами правительства в целях обеспечения строгой исполнительской вертикали в республике.

2.2.       Проект бюджета

Впервые предложен самодостаточный бюджет без федеральных дотаций и без дефицита. По доходам он будет составлять 1400000 тыс. рублей по доходам и по расходам. Этот бюджет является консолидированным, то есть учитывает все источники поступления денежных средств: республиканские, г. Элисты, районов республики. Сейчас эти бюджеты разделены.

Правительство предлагает два варианта:

а) если районы и г. Элиста готовы подписать с правительством соглашение о бездотационном бюджете своих территорий, правительство оставит за собой только контрольные функции за исполнением этих бюджетов;

б) если районы и г. Элиста не способны прокормить себя сами, то правительство будет настаивать на подписании соглашения о консолидированном бюджете со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Однако, правительство Калмыкии ставя перед собой такие грандиозные задачи, естественно, хочет обладать и адекватными правами. Именно поэтому правительство готовит пакет законодательных актов, изменений и дополнений в действующее законодательство.

 

Приложение

 

ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДУ КАЛМЫКИИ

 

Шестой год бездарный и лживый правитель К.Илюмжинов уверенно ведет Калмыкию к краю экономической и политической пропасти, на дне которой неминуемая гибель.

Возомнивший себя всевластным ханом, Илюмжинов уже открыто и цинично называет народ Калмыкии толпой, стоящей ниже его и, которая не только будет молчать оплеванная им сверху, но умрет по его приказу, атакуя рейхстаг.

За годы своего правления он полностью разрушил создаваемый многими поколениями экономический потенциал нашей республики.

Сельское хозяйство — основа экономики и главное условие сохранения и развития калмыцкой нации — уничтожено. Тысячи безработных и голодных селян в поисках куска хлеба направились в город, где тысячи таких же обездоленных горожан выброшены на улицу, потому что вся промышленность полностью разгромлена, разворована и «прихватизирована».

С маниакальным упорством на протяжении нескольких лет «высасывали кровь» из нищей Калмыкии лишь для того, чтобы в течение двух недель развлекать зарубежных гостей Илюмжинова в специально построенном для этого шахматном городе Сити Чесс. Сегодня Сити Чесс — мертвый город в степи, где «закопаны» деньги, отнятые у наших врачей, учителей, пенсионеров и детей.

Вместе с экономикой были уничтожены социальные гарантии. Постоянно увеличивающаяся безработица и долги по заработной плате, многолетняя нищета подавляющего большинства населения подвели народ Калмыкии к черте, за которой начинается физическое вымирание. Растет число самоубийств, падает рождаемость и увеличивается смертность, расползается по республике туберкулез. Численность населения неуклонно сокращается.

В республике нет легитимных органов власти. Досрочные выборы Президента Илюмжинова в 1995 году, выборы Хурала в 1994 и в 1998 годах, выборы органов самоуправления в 1996-1997 годах прошли с грубейшими нарушениями Конституции России и федерального законодательства.

На самом деле нами управляют люди, которые присвоили себе власть и используют ее для собственного обогащения за счет бессовестного ограбления народа Калмыкии.

Все эти годы республика держалась на плаву только благодаря дотациям из федерального бюджета. При этом с целью сокрытия хищений распространялась ложь о недостаточном финансировании Калмыкии Москвой. Летом 1998 года нецелевое использование бюджетных денег достигло таких размеров, что федеральное правительство приостановило перечисление финансовых средств в республику до выяснения судьбы ранее выделенных. Проведенные Генеральной прокуратурой РФ, контрольно-правовым управлением администрации Президента РФ, Счетной палатой Государственной Думы РФ, Федеральной службой безопасности и другие проверки выявили массовые нарушения и нецелевое использование бюджетных средств. Встал вопрос о персональной ответственности виновных.

Чтобы уйти от ответственности незаконный Президент и его окружение решились на крайний шаг — открытую конфронтацию с федеральным центром, превратив народ Калмыкии в заложника своих безумных и безответственных затей.

3 ноября 1998 года Президент, Правительство и Парламент Республики Калмыкия, шантажируя Москву, открыто заявили о своих планах вывода Калмыкии из состава России. Кто дал им это право? Им это надо, чтобы сохранить безграничную власть и деньги в руках узкого круга приближенных к Илюмжинову лиц. Ради этой цели они готовы идти до конца по примеру Чечни. При этом прикрываются именем народа Калмыкии, на самом деле принося его в жертву своим узкокорыстным интересам.

ДОРОГИЕ СОГРАЖДАНЕ!

Мы призываем Вас не допустить превращения Калмыкии во вторую Чечню. Мы призываем Вас помешать осуществлению планов политических авантюристов, готовых развязать войну, чтобы спрятать в ней концы своих преступлений. Мы призываем Вас объединиться для борьбы с беззаконием и беспределом, которые творятся в нашей республике.

Всех, кто готов поставить свою подпись под требованием отставки незаконных властей Калмыкии и выразить протест против планов вывода Калмыкии из состава России, мы ждем Вас по адресу: г.Элиста, ул.Ленина, 271, кв.53

ГРАЖДАНЕ КАЛМЫКИИ!

Мы, добились признания незаконными органов местного самоуправления в районах республики. Будут признаны незаконными и выборы депутатов Народного Хурала. Грядут новые выборы. Не отдавайте власть в руки проходимцев. Призываем Вас активно участвовать в формировании органов местного самоуправления и Народного Хурала, поддержать на выборах кандидатов от оппозиции.

К.Илюмжинов ошибается. Народ Калмыкии не толпа и в ваших силах доказать это.

 

Совет Калмыцкого регионального отделения «Объединение Яблоко».



Источники

[1]. Н.Гаряева. Калмыкию сознательно выталкивают из состава России // Известия Калмыкии. — 1998. — №237. — 5 ноября.

[2]. Элистинские Новости. — 1998. — №45. — 31 октября-6 ноября.

[3]. День Республики // Калмыцкое телевидение. — 1998. — №19-45. — 1 ноября.

[4]. Известия Калмыкии. — 1998. — №240. — 11 ноября.

[5]. Известия Калмыкии. — 1998. — №238-239. — 6 ноября.

[6]. Трансляция с заседания Народного Хурала республики Калмыкия // Калмыцкое телевидение. — 1998. — №21. — 3 ноября.

[7]. Известия Калмыкии. — 1998. — №237. — 5 ноября.

[8]. Известия Калмыкии. — 1998. — №240. — 11 ноября.

[9]. Е.Воронов. Совет безопасности признал, что по отношению к Калмыкии Минфином России был допущен произвол // Известия Калмыкии. — 1998. — №250. — 24 ноября.

[10]. Известия Калмыкии. — 1998. — №240. — 11 ноября.

[11]. Элистинские новости. — 1998. — 31 октября-6 ноября.

[12]. В.Н.Батурин. О неотложных мерах по стабилизации и устойчивому развитию экономики РК в период до 2000 года. // Известия Калмыкии. — 1998. — №247. — 20 ноября.