Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тюменская область

Анатолий ВУЛЬФОВИЧ

Тюменская область

в ноябре 1998 года

1.    социально-экономическое положение

1.1.       Промышленность, строительство, транспорт

Объем промышленного производства в области в январе—сентябре 1998 года характеризуется по основным отраслям (топливная — 83% общего объема промышленной продукции области, электроэнергетика — 10%) следующими показателями:

 

Таблица 1

Основные показатели промышленного производства за 9 месяцев 1998 г.

 

 

Январь — сентябрь
1998 года

В % к январю — сентябрю 1997 года

Объем промышленного производства

по Тюменской области, млрд. рублей

 

89,2

 

97,5

в т. ч. юг области

5,7

89,4

Ханты-Мансийский АО

58,0

98,9

Ямало-Ненецкий АО

25,5

99,4

Добыча нефти и газового конденсата, млн. т.

144,0

98,6

Добыча газа, млрд. куб. м.

390,6

104,5

Производство электроэнергии, млрд. квт/час.

45,0

100,6

Производство тепловой энергии, млн. Гкал.

27,3

102,4

Первичная переработка нефти, тыс. т.

2270,8

92,1

Производство дизельного топлива, тыс. т.

724,3

102,7

Производство бензина, тыс. т.

201,3

рост в 1,7 раза

 

В химической и нефтехимической промышленности производство снизилось на 8%, в основном, за счет снижения производства бутадиена (на 13,1%).

Увеличился в 3,4 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выпуск противоастматических и на 15,4% противотуберкулезных препаратов химико-фармацевтическими предприятиями; меньше произведено сердечно — сосудистых (на 62,3%), болеутоляющих и жаропонижающих средств (на 14,2%).

В машиностроении и металлообработке спад производства составил 13,9%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — 8,7%, в промышленности строительных материалов — 17,4%.

За девять месяцев текущего года предприятиями легкой промышленности увеличен выпуск товаров и услуг на 14,3%. На 25% больше выпущено шерстяных тканей, на 21% — шерстяной однониточной пряжи, на 12,6 — кожаной обуви.

На 70% снижен выпуск пальто и полупальто из натурального меха.

 

Таблица 2

Использование инвестиций в январе — сентябре 1998 года

 

 

Инвестировано в январе-августе 1998 года, млн. руб.

В %
к итогу

В % к январю — августу 1997 года

Тюменская область

24389,0

100

87

в т. ч. юг области

1331,3

5,5

68

Ханты-Мансийский АО

14390,4

59,0

89

Ямало-Ненецкий АО

8667,3

35,5

88

 

Общий ввод жилой площади по области за девять месяцев 1998 года составил 420,7 тыс. кв. метров (84% к вводу девяти месяцев прошлого года), в т. ч. по югу области 167,4 тыс. кв. метров (Тюмень — 114,1 тыс. кв. метров), в Ханты-Мансийском автономном округе — 200,8 тыс. кв. метров (Сургут и Сургутский район — 67 тыс. кв. метров, Ханты-Мансийск — 27 тыс. кв. метров), в Ямало-Ненецком автономном округе — 52,5 тыс. кв. метров (Салехард — 17 тыс. кв. метров).

Из объектов социальной сферы введены школы на 6,5 тыс. ученических мест, поликлиники на 345 посещений в смену, бани на 182 места и другие объекты.

В текущем году введены в действие 179 км. линий электропередач напряжением 35 кВ и выше (88% ввода девяти месяцев прошлого года), 951 нефтяная (66%) и 68 газовых скважин (в 11 раз больше), три компрессорные станции на 208 тыс. кВт (186%), 114 км автодорог с твердым покрытием (53%), городские АТС на 14,9 тыс. номеров (117%).

 

Таблица 3

Работа пассажирского и грузового транспорта по области за девять месяцев 1998 года

 

 

Январь — сентябрь
1998 года

В % к январю — сентябрю 1997 года

Отправлено пассажиров, млн. человек:

 

 

железнодорожным транспортом

6,4

92,8

автомобильным транспортом

307,7

95,5

авиационным транспортом

1,7

84,0

Отправлено грузов всеми видами транспорта, млн. тонн, в том числе:

460,5

100,3

железнодорожным транспортом, тыс. тонн

5000

95,0

нефть и нефтепродукты

3661,9

97,5

лом черных металлов

130,6

71,8

лесные грузы

161,0

97,3

строительные грузы

298,0

105,0

зерно и продукты перемола

107,1

77,4

комбикорма

45,6

75,2

автомобильным транспортом, млн. тонн

15,0

61,0

трубопроводным транспортом

 

 

нефти, млн. тонн

139,0

98,0

газа, млрд. куб. м.

374,8

105,0

авиационным транспортом, тыс. тонн

23,3

71,0

водным транспортом, тыс. тонн

1691,9

91,0

1.2.       Сельское хозяйство

Урожайность зерновых культур в сельскохозяйственных предприятиях в этом году составила в среднем 15,5 центнера с гектара, что значительно ниже урожайности 1997 года — 23,2 центнера с гектара. Всего собрано 900 тысяч тонн зерна (1997 год 1,6 млн. тонн).

Кормов для животноводства заготовлено 12,2 центнера кормовых единиц против 11,8 в прошлом году. Снизилось поголовье скота, за исключением свиней (тыс. шт.):

Таблица 4

Поголовье скота в октябре 1998 г. в сравнении с октябрем 1997 г.

 

 

1 октября 1997 г.

1 октября 1998 г.

Рост (+), снижение (—)

Крупный рогатый скот

486,3

435,7

— 10

Свиньи

335,3

370,9

+ 11

Овцы и козы

182,2

165,3

— 9

 

Средний удой молока от одной коровы возрос против соответствующего периода 1997 года на 117 килограммов и составил 2238 килограммов. Яйценоскость одной курицы — несушки за девять месяцев составила 203 яйца против 198 яиц за соответствующий период прошлого года.

1.3.       Финансы

За январь — август текущего года величина собранных налогов и других обязательных платежей на территории области составила 28 млрд. рублей. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года общая сумма налоговых поступлений снизилась на 31%. В общей сумме собранных налогов и платежей на долю поступлений от налога на добавленную стоимость пришлось 20%, от платежей за пользование природными ресурсами — 23%, налога на прибыль — 15%, акцизов — 11%, подоходного налога с физических лиц — 12%, налога на имущество — 10%.

Поступления в федеральный бюджет составили 30% общей суммы налогов и сборов, в бюджет территорий — 70% (в январе — августе 1997 года соответственно 32 и 68%).

Балансовая прибыль, полученная предприятиями и организациями всех отраслей в январе — августе текущего года, составила 10376,8 млн. рублей, в том числе по югу области 1110,1 млн. рублей (11%), Ханты-Мансийскому автономному округу — 4300,1 млн. рублей (41%), Ямало-Ненецкому автономному округу — 4966,6 млн. рублей (48%).

За этот же период предприятия, организации в области получили убытки в сумме 4167 млн. рублей.

Таблица 5

Убытки предприятий промышленности, ЖКХ, транспорта и строительства

 

 

Всего, млн. рублей

В % от общей суммы убытков

В промышленности

1914,3

46

В жилищно-коммунальном хозяйстве

970,4

23

На транспорте

476,2

11

В строительстве

334,4

8

 

Наибольший удельный вес убыточных предприятий:

в рыбной промышленности                                                                                                      84%,

по отрасли, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной                       65%,

в промышленности строительных материалов                                                                     82%.

 

По итогам первого полугодия в области ухудшились практически все показатели, как в производственной, так и в социальной сфере. Снизились показатели практически по всем отраслям промышленности, за исключением газовой и в энергетике.

Почти в два раза ниже показатели по итогам уборочной компании. В августе резко снизились, а в сентябре практически остановились инвестиции в социальную и производственную сферу. Соответственно ухудшились все показатели в социальной сфере — рельные доходы, реальная зарплата, задержки по выплате заработной платы, уровень безработицы.

1.1.    Уровень жизни населения

Среднемесячный денежный доход населения за 9 месяцев 1998 года в расчете на одного жителя области составил 1973 рублей (юг области — 981 рубль, Ханты-Мансийский округ — 2530 рублей, Ямало-Ненецкий округ — 3156 рублей) и снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,3%, реальный располагаемый денежный доход, скорректированный на индекс потребительских цен, снизился на 12%. Среднемесячные денежные расходы населения в расчете на одного жителя области составили 1240 рублей (юг области — 848 рублей (86% к доходам), Ханты-Мансийский округ — 1463 рубля (58%), Ямало-Ненецкий округ — 1700 рублей (54%). В августе т. г. население области на покупку товаров и оплату услуг израсходовало на 14% больше, чем в августе прошлого года. Сумма обязательных платежей за этот период уменьшилась на 23%, покупка валюты — на 35%. Отмечено резкое снижение сбережений во вкладах и ценных бумагах. Доля наличных денег у населения в общей сумме денежных доходов снизилась относительно августа 1997 года почти на 10%.

Средняя заработная плата по области в августе 1998 года составила 2965 рублей (юг области — 1236 рублей, Ханты-Мансийский округ — 3159 рублей, Ямало-Ненецкий округ — 4038 рублей), по сравнению с августом 1997 года она уменьшилась на 8%, реальная заработная плата за этот же период снизилась на 14%.

Средняя заработная плата обеспечивала по области 4 прожиточных минимума трудоспособного жителя, по югу области — 2,5, по округам: Ханты-Мансийскому — 4,1, Ямало-Ненецкому — 4,4.

Велик разрыв в величине заработной платы по отраслям: 908 рублей в сельском хозяйстве, 3693 рубля — на транспорте, 3439 рублей — в промышленности, 3184 рубля — в строительстве.

Задолженность по заработной плате на 1 октября 1998 года составила 7,9 млрд. рублей (на 1 июля 1998 года — 6 млрд. рублей), в т. ч. 630 млн. рублей (8%) — по югу области, 3470 млн. рублей (44%) — по Ханты-Мансийскому автономному округу, 3800 млн. рублей (48%) — по Ямало-Ненецкому автономному округу.

 

Таблица 6

Стоимость контрольного социального набора и среднемесячный прожиточный минимум
в сентябре 1998 года

 

 

Стоимость контрольного социального набора
из 37 наименований

Среднемесячный прожиточ-ный минимум одного жителя в сентябре 1998 года

 

в сентябре 1998 года, рублей

рублей

в % к декабрю 1997 г.

Тюменская область

480,29

656

115

Юг области

408,04

480

130

Ханты-Мансийский округ

573,69

720

114

Ямало-Ненецкий округ

647,61

954

124

 

Ухудшились показатели, характеризующие состояние рынка труда. Показатели, характеризующие этот рынок, имели следующую динамику за прошедший год.

Таблица 7

Динамика рынка труда в октябре 1998 г. в сравнении с октябрем 1997 г.

 

 

Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. человек

Уровень безработицы, %

Нагрузка незанятого населения на одно вакантное место, чел.

 

1 октября 1997 г.

1 октября 1998 г.

1 октября 1997 г.

1 октября 1998 г.

1 октября 1997 г.

1 октября 1998 г.

Тюменская область

51,2

57,4

3,07

3,43

5,2

9,4

Юг области

17,9

14,0

3,33

2,85

3,8

5,8

Ханты-Мансийский АО

24,8

31,7

3,15

3,89

6,1

11,8

Ямало-Ненецкий АО

8,5

11,7

2,47

3,20

6,8

11,4

 

Таблица 8

Помесячная динамика индекса потребительских цен,
% к предыдущему месяцу

 

 

1997 год

1998 год

Январь

101,8

100,17

Февраль

103,1

100,94

Март

101,6

100,69

Апрель

101,7

100,86

Май

101,7

100,83

Июнь

100,77

100,63

Июль

100,78

99,99

Август

101,07

101,34

Сентябрь

99,87

124,93

 

Рассчитанный по областной структуре потребления индекс потребительских цен (сентябрь в % к августу) в Ханты-Мансийском округе составил 115,34%, в Ямало-Ненецком — 120,48%, на юге области — 126,39%.

Уровень потребительских цен в сентябре 1998 года относительно сентября 1997 года составил по области 134,01%.

В сентябре текущего года в сравнении с декабрем прошлого года цены возросли в целом на 31,89%, в том числе:

на продукты питания                                                     на 28,68%

на непродовольственные товары                на 45,63%

на алкогольные напитки                                на 19,20%

на платные услуги                                                          на 4,48%

 

В сравнении с декабрем 1997 года значительно возросли цены на чай и кофе (в 2,7 раза), масло, жиры, сахар (более чем в 2 раза), рис (в 1,9 раз).

Среди непродовольственных товаров рост цен к декабрю 1997 года в пределах 1,9-2,4 раза наблюдался на моющие средства, парфюмерно-косметические товары, электротовары, легковые автомобили, табачные изделия.

Тарифы и платные услуги за год (сентябрь 1998 г. к сентябрю 1997 г.) возросли на 6%. Наиболее подорожали: экскурсионные услуги (на 37%), услуги физической культуры и спорта (на 30,3%), жилищные и по содержанию детей в дошкольных учреждениях (на 13%) услуги связи и здравоохранения (на 12%). На уровне сентября прошлого года остались цены на услуги правового характера и немного (на 2,6%) снизились тарифы пассажирского транспорта.

За 9 месяцев текущего года населению реализовано потребительских товаров на сумму 23,5 млрд. рублей, из них 29% — на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Продовольственных товаров продано на сумму 12,7 млрд. рублей (54%), непродовольственных — 10,8 млрд. рублей (46%). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 9%, на рынках — 22%.

 

Таблица 9

Показатели по торговле по регионам области

 

 

 

Продано товаров на душу населения, тыс. рублей

 

Объем розничного това-рооборота, млрд. рублей

январь-сентябрь 1997 года

январь-сентябрь 1998 года

Тюменская область

23,5

6,0

7,3

Юг области

8,1

4,7

6,0

Ханты-Мансийский АО

10,8

6,6

8,0

Ямало-Ненецкий АО

4,6

8,1

9,2

2.    Власть и политика

2.1.       Областная Дума

26 ноября состоялось десятое заседание Тюменской областной Думы. Началось заседание с награждения большой группы тюменцев Почетными грамотами Тюменской областной Думы.

Основная полемика развернулась при обсуждении доклада председателя Комитета финансов администрации Тюменской области К.Фазлеева «Об исполнении областного бюджета и консолидированного бюджета области за девять месяцев 1998 г.»

Исполнение бюджета девяти месяцев по налоговым доходам составило 74,8%, по неналоговым доходам — 44%, по поступлениям из бюджетов других уровней — 75,5%. На общероссийском уровне исполнение доходов на уровне 75% выглядит неплохо, поэтому, естественно, возникли вопросы по исполнению неналоговых доходов, депутатов смутили только эти 44%.

Вот расшифровка неналоговых доходов: — доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Тюменской области — 86,3%, в том числе: — арендная плата за земли городов и поселков — 111,1%; — прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности области — 74,5%; — доходы от приватизации и продажи имущества, находящегося в государственной собственности области — 29,9%.

Из перечисленных выше цифр две вызывают интерес — исполнение доходов по арендной плате за землю (111,1%) и приватизации и продаже государственного имущества (29,9%).

Перевыполнение плана поступления доходов от аренды земли объяснятся просто: в соответствии с Указом Президента от 18 июля 1998 г. №854 ставки земельного налога (и, соответственно, аренды) увеличились в 2 и в 4 раза, и эти поступления в бюджет значительно возросли, и хотя 28 октября Указом №1310 индексация была отменена, деньги собрать успели. Кстати, индексация ставок земельного налога вызвала бурный протест руководителей предприятий и многочисленные обращения в прокуратуру области.

Что же касается поступлений от продажи, приватизации и аренды другого государственного имущества, то эта деятельность, как известно, проводится Комитетом по управлению государственным имуществом администрации области. Деятельность этого Комитета уже давно проверяется правоохранительными органами, и, по неофициальным данным, в ноябре в квартирах и в служебных кабинетах руководителей Комитета прошли обыски. Видимо, поэтому на заседании областной Думы показатели, связанные с работой Комитета, решили пока не рассматривать.

Дискуссия возникла, когда депутаты подошли к рассмотрению прочих неналоговых доходов, в частности, возврата выданных в 1997 году ссуд.

Обстановка здесь такая:

— возврат ссуд предприятиями, перерабатывающими животноводческую продукцию — 0%;

— возврат ссуд, выданных на формирование продовольственного

фонда — 15,6%;

— возврат ссуд, выданных на досрочный завоз в районы Крайнего Севера и приравненные к нему районы — 55,7%;

— возврат ранее выданных предприятиям ссуд — 62,4%;

— возврат органами местного самоуправления товарного кредита, полученного сельхозпроизводителями — 100%.

Другими словами, более половины выданных областной администрацией ссуд в согласованные сроки не возвращаются, сумма задолженности — 300 млн. рублей (поступления в бюджет за девять месяцев — 700 млн. рублей). Мнение большинства депутатов — администрация области раздает кредиты без гарантий возвратности, деньги прокручиваются коммерческими структурами, а также выяснилась еще одна подробность: оказывается, существуют посреднические организации, занимающиеся (естественно, за проценты) возвратом ссуд, выданных администрацией. Все еще широко распространена практика взаимозачетов, при этом удорожание достигает 100%. Как пример, приводилась поставка сахара больницам по цене 20 рублей за килограмм (на оптовых рынках — 7 рублей за килограмм).

Обсуждение постепенно переросло в обвинения в адрес председателя Комитета финансов, в его защиту выступил губернатор Л.Рокецкий: « Вас послушать — так у нас все плохо — сказал он, обращаясь к депутату, секретарю обкома РКРП А.Черепанову, — но ведь это не так! Я очень экономно хозяйствовал. Вы посмотрите: в других регионах пенсии не выплачиваются, учителя бастуют ! У нас же ничего подобного нет.» Тем не менее, Л.Рокецкий пообещал отдать под суд тех, кто соглашается получать по взаимозачетам сахар по 20 рублей за килограмм.

Практически на каждом заседании областной Думы обсуждается финансовое положение в области, и при всех обсуждениях в адрес областной администрации звучат обвинения в нерациональном, мягко говоря, а скорее, преступном, расходовании бюджетных средств. В большинстве случаев эти разговоры заканчиваются взаимными обвинениями и призывами совместно навести порядок. Иногда принимаются постановления о неудовлетворительной или недостаточной работе по исполнению бюджета. Каких либо конкретных действий по привлечению виновных к ответственности администрация области не производит, а областная Дума не требует.

На заседании Думы в разных чтениях был принят ряд областных законов.

В третьем чтении были приняты законы Тюменской области «О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Тюменской области», «О лекарственном обеспечении граждан на территории Тюменской области», «О порядке передачи объектов государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность и муниципальной собственности в государственную собственность Тюменской области».

Во втором чтении были приняты законы «О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области», «Об изменениях и дополнениях Закона Тюменской области «О порядке регистрации Уставов муниципальных образований в Тюменской области».

В первом чтении были приняты законы Тюменской области «О порядке привлечения и использования в Тюменской области иностранной рабочей силы» и «О ценовом соглашении». О последних двух законопроектах требуется сказать особо.

Вопрос привлечения и использования иностранной рабочей силы для Тюменской области достаточно болезненный. В 60-80-е годы, когда Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс финансировался через структуры министерств, расположенные в г. Тюмени, а также через областные органы власти, значительная часть средств оседала в областном центре, здесь был создан большой строительный комплекс, строились предприятия, административные здания, жилье, объекты социального назначения. В девяностые годы, во-первых, резко снизились объемы централизованных капиталовложений, во-вторых, большая их часть пошла непосредственно через автономные округа, и все это привело к значительному, на порядок, падению объемов строительства на юге области, и, в результате, ощутимому снижению занятости в строительстве. В то же время, нестабильная обстановка и низкий уровень жизни в расположенных достаточно близко новых государствах Средней Азии, особенно в Таджикистане, и, в какой то степени, Узбекистане, привели к довольно заметной, в основном, нелегальной (граница практически прозрачна), миграции граждан этих стран в Тюменскую область, где они и используются преимущественно как дешевая неквалифицированная рабочая сила в строительстве, вызывая недовольство местных строительных рабочих.

Законом «О ценовом соглашении» предусмотрено создание межведомственной комиссии, которая будет координировать деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся производством или реализацией продукции, товаров или услуг на территории Тюменской области. Закон явится инструментом государственного регулирования (сдерживания) цен (при соблюдении законности и взаимной заинтересованности), обеспечит пополнение бюджета области.

Текст проекта Закона пока не обнародован, но приведенное в предыдущем абзаце его краткое содержание оптимизма не внушает. Судя по всему, создается еще один чиновничий орган государственного регулирования цен. Вызвано это, очевидно, всплеском цен в августе-сентябре этого года и явной неспособностью органов власти противодействовать такому росту.

Кроме законотворческой деятельности, депутаты рассмотрели вопросы контроля за исполнением ранее принятых решений. В частности, рассматривалось исполнение областных программ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1997-2000 годы» и «Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой».

С информацией по программе по противодействию наркомании выступил главный нарколог области И.Казанцев. К сожалению, обстановка ухудшается. И хотя создана межведомственная комиссия и движение «Матери против наркотиков», к решению проблемы подключились учительские коллективы, общественные и религиозные организации, число наркоманов в области постоянно увеличивается. Этому способствуют и 180 километров практически открытой границы с Казахстаном, которые только сейчас начали перекрывать. Юг Тюменской области стал перевалочным пунктом транзита наркотиков из Средней Азии, как на север области, так и в Европейскую часть России и далее на запад.

В области нет базы для лечения наркоманов, необходимо открытие специализированной областной больницы либо, хотя бы, отделения в одной из существующих больниц. В области лечится всего 2-3% наркоманов, как правило, принудительно, при этом лечение одного наркомана обходится в 6 тысяч рублей. Программа профинансирована в 1997 году на 1%, за 10 месяцев 1998 года — на 10%.

Областная Дума приняла постановление с предложением администрации области вести финансирование программы в соответствии с Законом об областном бюджете.

Недостаточно финансируется и программа развития водоснабжения, хотя качество питьевой воды на юге области значительно хуже, чем это предусмотрено нормативами. С информацией выступил начальник УЖКХ области И.Михальчук. Из предусмотренных бюджетом на 1998 год 35,7 млн. рублей за десять месяцев профинансировано всего 3,2 млн. рублей. В тоже время, при обсуждении информации об исполнении программы у депутатов возникли некоторые вопросы, в частности, о том, разделено ли в Тюмени и других городах области питьевое и техническое водоснабжение? Оказалось, что не разделено, хотя техническая вода значительно дешевле питьевой.

Кроме того, в ходе обсуждения выяснилось, что в проекте заложены водопроводы из стальных труб, хотя в области уже более десяти лет для подобных трубопроводов применяются пластмассовые трубы, более долговечные и дешевые, а недавно ОАО «Газпром» пустил в г. Тюмени завод по производству таких труб.

Необходимо отметить, что указанные вопросы задавали депутаты — генеральные директора, органы исполнительной власти, как и прежде, не ищут возможности для экономии бюджетных средств.

2.2.       Отношения с автономными округами

24 октября 1998 года в областных газетах было опубликовано открытое письмо губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелова губернаторам Тюменской области Л.Рокецкому и Ханты-Мансийского автономного округа А.Филипенко. В письме Ю.Неелов высказывает возмущение тем, что заместитель Л.Рокецкого В.Третьяков встречается с руководителями федеральных органов государственной власти Российской Федерации и обсуждает с ними вопросы государственного устройства Тюменской области и реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П от 14 июля 1997 года.

Более подробно об этом рассказывалось в октябрьском выпуске мониторинга.

27 ноября в газете «Тюменская правда» опубликовано открытое письмо В.Третьякова Ю.Неелову под названием «Мера власти — не мера страсти».

Письмо очень большое, занимает половину полосы. Поэтому ниже приводится только первая часть письма, интересная скорее по форме, чем по содержанию, и дающая представление об интеллектуальном уровне сторон.

«Уважаемый Юрий Васильевич!

Больших раздумий стоило мне взяться за перо в ответ на Ваше заявление, опубликованное в ряде областных газет.

Ваше «срочно с Ямала» по накалу страстей сродни землетрясению или, как минимум, государственному перевороту. Что, собственно, случилось-то, Юрий Васильевич? Ну, не по нутру Вам действия одного из заместителей губернатора области. Так не нравилась Вам моя позиция и как депутата, заместителя председателя областной Думы. И что теперь?

Не заявление политического деятеля российского или регионального масштаба сделали Вы, Юрий Васильевич, а настрочили донос, достойный разве что заштатного провинциального клерка. И знаете, почему? Вы давно привыкли уже видеть свой «портрет на фоне», живете в «довольстве и добре», и не клевал Вас еще фольклорный петушок в известное место.

Ведь по сути дела Вы требуете простого — отставки одного из неугодных «малозначимых, второстепенных» должностных лиц — заместителя губернатора, меня то есть.

Так бы прямо и сказали. Честнее и, по крайней мере, по-мужски. (Ваше-то «слово мужчины» — кремень... Надеюсь, помните губернаторскую избирательную компанию?). (В.Третьяков имеет в виду «слово мужчины», данное Ю.Нееловым, гарантировавшего проведение в 1996 году выборов губернатора Тюменской области на территории Ямало-Ненецкого автономного округа — как известно, руководство округа в итоге отказалось проводить эти выборы — А.В.)

Что же касается Вашей озабоченности «по вопросам, имеющим стратегическое значение для России и затрагивающим основы федерализма», — полноте сыпать вопросами... Как крупный госчиновник исполняйте федеральные законы, Указы Президента, постановление Конституционного суда Российской Федерации, и с федерализмом все будет в порядке.

Отмахнуться бы от Вашего «заявления», от такого, мол, и слышу. И не устраивать публичных разборок, да Ваши кавалерийские наскоки становятся все более лихими. Сдается мне, не дают Вам покоя лавры Юрия Долгорукого.

Надеюсь, что хотя бы своих заместителей Вы не считаете пешками? Ведь они тоже иногда не ради праздного любопытства, а ради пользы дела мыкаются по министерским кабинетам. А вот первого вице-премьера правительства РФ В.А.Густова урезоньте, Юрий Васильевич, правильно, пора «прекратить недопустимую практику контактов с второстепенными должностными лицами...»

Теперь о деле и сути наших разногласий...»

Далее В.Третьяков подробно анализирует хронологию развития событий в отношениях Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа с 1989 по 1998 год и участие свое и Ю.Неелова в этих событиях. Заканчивается письмо так:

«Вот такой, скажу откровенно, непростой пройден путь. Подводных течений на нем было много всяких и важных. Не о них сейчас речь. Я искренне благодарен, в первую очередь, депутатам Тюменской областной Думы первого созыва за их выдержку и последовательность. Следом идущим все-таки немножко должно быть легче.

Постановление есть. Минуло почти полтора года. Но сегодня нет даже комплексного плана мероприятий по его реализации.

Согласитесь, Юрий Васильевич, именно такому подходу к серьезным постановлениям учили Вас комсомол и партия?

Но куда мы идем все-таки? Вы знаете, Ямало-Ненецкой Государственной Думой принят в третьем чтении в новой редакции проект Устава (Основного Закона) Ямало-Ненецкого автономного округа. И внесен проект Устава Вами, губернатором Ямало-Ненецкого округа. Но в нем нормами постановления Конституционного суда Российской Федерации за №12-П от 14 июля 1997 г. и не пахнет. Как Вас прикажете понимать?

Положения ключевых статей куда круче того варианта Устава, который Вы подписали в январе 1995 года. Этот что, сориентирован на отделение?

Развал Союза, ослабление до критической отметки российской государственности... Я к тому, что механизм распада оказался до гениальности прост и универсален: разор и война частей с целым. Никто так не высокомерен и беспринципен в отношении своих сотоварищей, как нищий, которому посветило стать богачом.»

Судя по всему, продолжает разворачиваться новый виток конфронтации между руководителями Тюменской области и автономных округов. Формальным поводом для конфронтации стала Ассоциация сложнопостроенных субъектов Российской Федерации.

Но удивляет не сама конфронтация, к которой в Тюменской области уже давно привыкли, а публичная перебранка между руководителями высокого уровня и применяемые ими выражения. Губернатор области Л.Рокецкий в «Новой газете» так отвечает на вопросы корреспондента: «Я знаю, что в автономных округах достаточно кровожадно настроенных чиновных интриганов по отношению к бюджету Тюменской области». И далее: «Нынешний председатель областной Думы Сергей Корепанов наотрез отказался участвовать в работе Ассоциации. Я ему сказал: «не хочешь — без тебя разберемся».

Наиболее радикально настроенные, вплоть до отделения от области, чиновники окружных органов власти, вынужденные под давлением Конституционного Суда согласиться в конце прошлого года на выборы областной Думы на всей территории области, сейчас используют любой повод для нагнетания напряженности. Только время, учитывая социально — экономическую и политическую обстановку в стране, выбрано для новой конфронтации неподходящее.

2.3.       Заявление тюменских политиков о противодействии коррупции

Обнародовано совместное заявление двух известных Тюменских политиков: председателя исполкома движения «Западная Сибирь», депутата Тюменской городской Думы В.Бондаря и председателя Тюменского регионального Союза предпринимателей П.Плавника. В заявлении, в частности, говорится:

«Сегодня наша страна не просто переживает кризис — она стоит перед историческим вопросом: быть или не быть России как государству. Ответ зависит не только от решения политических и экономических проблем, но и от того, на сколько каждый из нас на этом историческом переломе проявит себя гражданином и патриотом. Для тех, кто находится у власти, это, прежде всего, вопрос добросовестного и честного исполнения своих обязанностей перед народом. К несчастью, у коррупции в нашем государстве вековые корни. Сейчас, когда до предела ослаблены институты государственности: армия, органы правопорядка, коррупция может оказаться страшнее любой гражданской войны... Мы отдаем себе отчет в том, что коррупцию, как глубоко укоренившийся недуг общества, победить непросто, но, тем не менее, не можем оставаться в стороне и делаем свой первый шаг: никогда, ни при каких обстоятельствах не давать взяток в какой бы то ни было форме никому — ни маленькому клерку, ни рядовому чиновнику, ни высокому должностному лицу...

Мы рассчитываем, что повсеместное неприятие обществом взяточничества заставит руководителей исполнительной власти принять меры по искоренению коррупции и выработке конкретных механизмов, которые обеспечивают прозрачность использования бюджетных средств, ясность процедур принятия чиновниками решений. Призываем всех честных и порядочных людей последовать нашему примеру».

Ни администрации области, ни областная Дума, ни правоохранительные органы пока не отреагировали на заявление. Интерес к заявлению проявили только областные средства массовой информации.

Источники

1. Итоги 9 месяцев 1998 года сообщает областной Комитет государственной статистики // Тюменские известия. — 1998. — 11 ноября.

2. В. Снисаренко. Быть или не быть ? Вот в чем вопрос... // Тюменская правда. — 1998. — 18 ноября.

3. Л. Рокецкий. «У Тюменской области сегодня больше врагов, чем друзей» // Новая газета. — 1998. — 26 ноября — 2 декабря.

4. Ю. Бубнов, Ю. Бакулин. Десятое заседание Тюменской областной Думы // Тюменские известия. — 1998. — 27 ноября.

5. В. Третьяков. Мера власти — не мера страсти. Письмо Ю. В. Неелову // Тюменская правда. — 1998. — 28 ноября.

6. В. Кабакова. Депутаты областной Думы социально обеспокоены // Тюменский курьер. — 1998. — 28 ноября.

7. С. Шильников. Острая дискуссия, деловой подход // Тюменская правда. — 1998. — 28 ноября.

8. В. Снисаренко. Коррупция как самая страшная болезнь нашего общества. Интервью с П. Плавником // Тюменская правда. — 1998. — 28 ноября.