Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Н.П. РАСПОПОВ

Нижегородская область

в ноябре 1998 года

1.    власть и Политика

1.1.       Мэр Нижнего Новгорода

В середине ноября исполнился месяц с тех пор, как Юрий Лебедев вступил в должность нижегородского мэра, в связи с чем он сделал несколько заявлений. Среди наиболее важных своих решений Юрий Лебедев назвал перевод бюджетных счетов в ГУЦБ по Нижегородской области, а также прекращение взаимозачетов с ликероводочными заводами, что позволило увеличить поступление «живых» денег в казну. Мэр резонно заметил, что «зарплаты и пенсии не будешь выдавать водкой, поэтому с взаимозачетами будем бороться и дальше. Они уместны разве что в сфере капитального строительства».

По поводу еще не принятого, но уже ставшего пресловутым закона «О нормах бюджетного финансирования» Ю.Лебедев, в частности, сказал: «В прошлом году в Нижнем Новгороде было собрано 11 млрд. рублей налогов. Из них городу оставили всего 3 млрд. 300 млн., так что к вопросу о перераспределении средств надо подходить очень осторожно».

Новоиспеченный зам. главы городской администрации по экономике С.Обухов высказался так: «Лебедев демонстрирует агрессивную социальную политику». В подтверждение сказанному были приведены следующие данные. Четверть строительных объектов, включенных в план развития города, скорее всего в строй введены не будут. 48 млн. рублей из фонда капитального строительства уже переведены на погашение «зарплатных» долгов бюджетникам. Вместо тысячи семей, проживающих в ветхом фонде, новое жилье получат не более шестисот. Распоряжением мэра приостановлена часть уже начатого строительства, а новое в ближайшее время вообще вряд ли начнется. Однако эти меры, возможно, следует считать оправданными: за месяц пребывания Ю.Лебедева на посту мэра задолженность бюджетникам сократилась с трех миллионов до 925 тыс. рублей [[1]].

В течение ноября в местных средствах массовой информации широко обсуждалась кадровая политика нового мэра. Поначалу знатоки объясняли обескураживающие решения нового главы города его горячностью и упрямством. Но то, с какой педантичностью Юрий Лебедев заменяет подчиненных, наводит на мысль о том, что он не столь прямолинеен и простодушен, как казался во время предвыборной кампании. Новый мэр предпринял реорганизацию структуры городской администрации и сделал серию назначений на ключевые посты. Вице-мэром назначен С.Абышев, работавший руководителем предвыборного штаба Ю.Лебедева. На должность управляющего делами также назначен член предвыборной команды Г.Шипилов. Заместителем мэра по социальным вопросам назначен А.Разумовский, ранее работавший заместителем директора Нижегородского института гастроэнтерологии. Заместителем мэра и директором департамента финансов назначена О.Сулима, ранее занимавшаяся управлением финансами на «НОРСИ-ойл». Одним из главных критериев этого подбора стала личная преданность новых назначенцев Ю.Лебедеву, хотя кандидатуры, назначенные на должности заместителя мэра прошли утверждение городской Думой, равно как и новая оргструктура администрации.

На должности руководителей департаментов и глав районов один за другим также приходят новые люди — вроде бы со стороны. Они честно участвуют в конкурсах, комиссии рекомендуют их на собеседование к мэру. Мэр, поговорив с каждым по душам, назначает наиболее понравившихся конкурсантов на посты руководителей департаментов. Но вот какое совпадение: почти все из новых начальников работали в предвыборной команде Ю.Лебедева. Специалист по дошкольному воспитанию, а затем профсоюзный деятель возглавила департамент образования. Не имеющий пока полного высшего образования глава Лысковского района, где в самом высоком доме пять этажей, стал шефом всего городского строительства. Заведующий ожоговым отделением оказался во главе целого района.

«Молодые специалисты» не спешат знакомиться с депутатами городской Думы. Лебедев будто не замечает Думу, демонстрируя превосходство местной исполнительной власти над представительной. Между тем, многие из его назначенцев в свое время проиграли выборы нынешним депутатам.

Выдвигаются три версии кадровой политики нового мэра. Первая, самая простая: Лебедев наобещал своей команде посты, возможно, не столь высокие, но поскольку в арсенале победителя опытных управленцев не оказалось, пришлось ставить тех, что были.

Другая версия: Лебедеву на начальном этапе нужны пешки. Им не надо разбираться в финансах, быть хорошими спецами. Сейчас Лебедеву нужны организаторы, такие, как например Е.Копейкина, возглавлявшая предвыборный штаб Сормовского района и занявшая должность директора департамента образования. Возможно, авторитарное правление — самый эффективной способ сдвинуть дело с мертвой точки, но есть опасения, что авторитаризм придется мэру по вкусу.

По третьей версии Лебедев просто решил не распускать свой предвыборный штаб. Он может пригодиться ему совсем скоро. Как утверждают источники в нижегородском кремле, мэрия для Лебедева — лишь первая ступень в большую политику. Недаром он отмерил своим подчиненным всего год, тогда как по Уставу города главы департаментов назначаются на четыре года.

Какие бы помысли ни обуревали Ю.Лебедева, согласно принятому в январе городской думой Уставу Нижнего Новгорода мэр может быть досрочно лишен своих полномочий, если серьезно нарушит законодательство, и прежде всего главный городской закон. Уже сегодня мэр позволяет себе «вольности» в отношениях с думой и со своими подчиненными. Предложив депутатам новую структуру администрации, на ходу ее меняет. Награждает статусом своих заместителей тех, кому таковой не положен и, наоборот, лишает этого статуса глав районов. Мэр перешагивает через депутатов, избранных теми же жителями Нижнего Новгорода. Где гарантия, что он не войдет во вкус и не перешагнет через своих избирателей [[2],[3]]?

1.2.       Указ Президента РФ

13 ноября 1998 года Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ «О признании утратившим силу указа Президента РФ от 6 апреля 1998г «О Склярове И.П.». По мнению представителя президента РФ в Нижегородской области А.Н.Косарикова, в апреле этого года президентом была дана суровая оценка неудачным итогам мартовских выборов мэра в Нижнем Новгороде. Но в связи с тем, что меры по организации выборного процесса, которые затем предприняла администрация области и лично губернатор, были достаточно эффективными, администрация президента вышла к Б.Ельцину с ходатайством о снятии взыскания. При этом учитывались и те усилия, которые предпринимает региональная власть, чтобы обеспечить в области экономическую стабильность [[4]].

1.3.       Диалог с партийными лидерами

В начале ноября состоялась встреча губернатора И.Склярова с лидерами политических партий и движений. «Нижегородский регион: осень 1998 года» — такую тему диалога задал организатор встречи — областной департамент по связям с общественностью. Начал разговор В.Окмянский, член Совета Общественной палаты Нижегородской области. Общественная палата создана 4 года назад при деятельном участии тогдашнего представителя президента по Нижегородской области Е.Крестьянинова. Это самоуправляемый, независимый орган, своеобразный Гайд-парк, объединяющий политически активных людей. Цель заседаний палаты — привлечь внимание к наиболее значимым для области проблемам, сформулировать к ним свое отношение, подсказать властям пути решения.

По мнению В.Окмянского, хотя Общественная палата и работает при поддержке властей, однако влияния областной администрации на свое мнение члены палаты не испытывают. Совет Общественной палаты тревожит то, что, в свою очередь, и влияние палаты на администрацию не особенно ощутимо. По разным подсчетам органы власти учитывают в своей работе от четверти до половины предложений, поступивших от Общественной палаты. В качестве положительного примера В.Окмянский привел совпадение некоторых действий властных структур с мнением Общественной палаты по реформированию аптечной сети, по введению двухтуровой системы выборов губернатора, отмену досрочного голосования вне помещений избирательных комиссий. Палата, как подчеркнул выступающий, избегает политизированных тем и таких, мнения по которым полярны. В свое время она не смогла выработать единую позицию по чеченской войне. Однако по окончании боевых действий обсудила гуманитарный аспект этой проблемы и рекомендовала властям заняться реабилитацией участников боев. Много внимания в последнее время Общественная палата уделяет избирательным процессам в области, так во время последней кампании по выборам мэра был организован временный пресс-центр, в котором кандидаты на пост мэра встречались с журналистами.

Политолог Сергей Кочеров (Председатель Нижегородской областной организации Социал-демократической партии России) в своем выступлении дал оценку влияния нижегородских политических сил на развитие ситуации в регионе. По мнению С.Кочерова, сегодняшний кризис политической системы в России базируется на кризисе авторитарной модели власти. В виде регионального авторитаризма она предстает во всех российских регионах. Чем больше объем власти, тем власть формальнее; пусть власти будет меньше, но это должна быть реальная власть, способная повлиять на происходящее. Как считает С.Кочеров, исполнительная власть в нашей стране сегодня держит первенство, причем зачастую она добивается своего не столько убеждением, воздействием на общественное мнение, сколько чисто административными мерами. Поэтому конкретные люди, отвечающие за реальные дела, должны нести ответственность за происходящее. Влияние партийных структур на жизнь Нижегородского региона он считает слабым. Совсем немногим выдвиженцам партий удалось пройти в Законодательное собрание второго созыва и в городскую Думу Нижнего Новгорода. Но не потому, что в обществе у партий невелика поддержка. «Просто надо признать, — сказал С. Кочеров, — что у наших партий и движений нет тех административных рычагов влияния, которые обеспечивают прохождение во власть. Недостает и ярких партийных лидеров». Насущным вопросом является признание обществом того, что представительную власть надо избирать по партийным спискам. Иначе голосов партий нам не услышать. И тогда мы обрекаем наши партии на роль постоянного оппозиционера власти.

В определенной мере возражая С.Кочерову, Вячеслав Гальянов, представлявший на встрече организацию Аграрной партии России и аграрное лобби в Законодательном собрании области, заявил, что его соратники выбрали путь конструктивного сотрудничества с властью, вполне удовлетворены им и считают, что имеют достаточное влияние на идущие в области процессы. На выборах селяне в основном поддерживали И.Склярова. Показательны и бюджетные ассигнования на развитие аграрно-промышленного комплекса области. В 1997 году «сельские» программы, в отличие от других программ, профинансированы полностью. Если в 1998 году федеральный бюджет уменьшил расходы на сельское хозяйство в 1,5 раза, то в бюджет Нижегородской области была заложена сумма, в 1,5 раза превышающая затраты 1997 года. В Гальянов заявил, что в России вообще нет как таковой аграрной политики. В таком случае ее надо разработать на уровне области.

Проректор Волго-Вятской Академии государственной службы, профессор Борис Шулындин (активный член движения «Российские обществоведы за социалистическую ориентацию») выступил противником Общественной Палаты Нижегородской области, так как, по его мнению, она слишком велика (около 100 представителей партий и общественных движений) и не структурирована, и предложил создать консультативный политический совет при губернаторе, в который бы вошли представители всех партий и люди, опирающиеся в своих выводах и предложениях на объективные предпосылки.

На встрече выступил также Д.Буйнов, представляющий движение А.Климентьева и В.Семаго; В.Маслов (Социал-демократическая партия России), Т.Ерижоков (представляющий НПСР) и другие. Итоги встречи подвел губернатор И.Скляров.

Он, в частности, сказал, что ему нужна поддержка партий и движений, средств массовой информации для того, чтобы привести общество к согласию. И.Скляров высказался за равноправный, без поучительства диалог всех общественных сил, независимо от того, много ли в их рядах сторонников, долгая или короткая у них история. Губернатор признал, что власть в области — авторитарная. Но, на его взгляд, в переходный период без этого обойтись невозможно, ни один человек на его месте не смог бы продемонстрировать только демократические методы управления. Он заявил, что старается делать ставку на прозрачность действий исполнительной власти, на регулярную отчетность всех ее структур перед нижегородцами. Исполнительной власти области, на его взгляд, удается следовать основному лозунгу его предвыборной программы: «Порядок—Последовательность—Достоинство». И.Скляров дал положительную оценку действиям правительства Е.Примакова. Государственное вмешательство в рыночную политику по мнению губернатора — путь совершенно правильный. За время действий этого правительства Нижегородская область получила от центра денежных средств больше, чем за год при прежних правительствах. Поэтому, как заявил И.Скляров, он это правительство будет всячески поддерживать. «Я поддерживаю сегодня те движения, которые говорят: хватит экспериментов и попыток превратить Россию в сырьевой придаток», — сказал он. Наш регион сегодня далеко не худший в России. По уровню жизни он поднялся на 13-ое место с 43-его, на котором стоял полтора года назад.

Участники состоявшегося разговора высказались за несомненную полезность подобных встреч [[5]].

2.    общественно-политические организации

2.1.       КПРФ

В конце октября в областной организации КПРФ произошла смена руководства. Первым секретарем обкома вместо профессора Нижегородского технического университета Владимира Петровича Кириенко стал другой профессор — из Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского доктор философских наук, заведующий кафедрой социальной философии Николай Анатольевич Бенедиктов. В.П.Кириенко отработал на этом месте на общественных началах 6 лет; он уже давно просил заменить его на посту руководителя Нижегородского обкома. По словам Н.А.Бенедиктова, перед областной организацией КПРФ стоят три основные задачи: участие в предвыборном марафоне, который, по мнению первого секретаря фактически уже начался; укрепление организации и участие в общественной жизни области. В ближайшие три месяца в районах области пройдут отчетно-выборные собрания, и в трети первичных организаций появятся новые руководители, поскольку имеется соответствующее решение ЦИК КПРФ по омоложению кадров.

Н.А.Бенедиктов крайне отрицательно отнесся к приезду в Нижний Новгород Б.Немцова и его команды для разработки антикризисной программы для города, полагая, что «его активная деятельность у нас не нужна. Никакой пользы ни области, ни стране он не принес. Более того, он хочет превратить городскую администрацию в свой предвыборный штаб».

Отвечая на вопрос корреспондента «Ленинской смены» о встрече на пленуме КПРФ с Г.М.Ходыревым, Н.А.Бенедиктов сказал: «Посудите сами, можно ли говорить о коммунистическом правительстве? Нет. Финансовая часть осталась у Задорнова, а тогда какое это коммунистическое правительство, если рублями нельзя распоряжаться? Все, что они (Маслюков и Ходырев) могут сделать, это получить опыт, чуть заморозить ситуацию, хотя бы отыграть немного времени. До тех пор, пока финансы во вражьих руках — ничего там сделать невозможно. Чуть-чуть затормозить процессы, ограничители какие-то поставить — это задача Маслюкова и Ходырева» [[6],[7]].

О ситуации, связанной со скандальными антисемитскими высказываниями члена фракции КПРФ в Государственной Думе Альберта Макашова, шла речь на пресс-конференции, которую Нижегородский областной комитет КПРФ провел 20 ноября. В стране началась очередная кампания травли коммунистов — об этом заявил на пресс конференции заведующий идеологическим отделом Владислав Егоров. Он повторил точку зрения Г.Зюганова о том, что высказывания одного человека нельзя выдавать за мнение всей партии. «Практически сразу Г.Зюганов осудил действия А.Макашова, но СМИ, игнорируя этот факт, продолжили агрессивную антикоммунистическую кампанию», — заявил В.Егоров. По его мнению, причина нападок на КПРФ заключается в приближающихся выборах в Госдуму и в президенты. Организаторы пресс-конференции заметили, что и Нижегородском крае имеются факты организации провокаций в отношении КПРФ и всего левого движения.

Естественно, были жалобы и на то, что «специально подготовленные отряды средств массовой информации, находящиеся в услужении внешних и внутренних разрушителей Отечества» мало уделяют внимания созидательной деятельности партии Ленина. Когда же обозреватель «Биржи» попросил товарища Егорова вспомнить, сколько во времена руководящей и направляющей роли его партии в стране издавалось оппозиционных газет, а на кафедрах общественных наук работало идеологов других партий, он счел это не вопросом, а выступлением и отвечать не стал.

Между тем, одна из действительно крупных ошибок демократов в том и состоит, что они позволили заселить кафедры общественных наук российских вузов активистам КПРФ, вчерашним преподавателям истории КПСС, марксистско-ленинской философии и научного коммунизма, и распространять «Правду», «Советскую Россию», «Завтра», «Рабочую правду» и прочие издания отнюдь не так, как в советские времена распространялись редкие листки самиздата. Все это позволило компартии встать на ноги, превратиться из оппозиции в реальную силу, способную провалить любые реформаторские программы. Ибо для достижения главной ее цели — реставрации коммунизма — чем хуже народу сегодня, тем лучше для партии завтра [[8],[9],[10]].

2.2.       «Отечество»

Губернатор Нижегородской области Иван Скляров вошел в оргкомитет общероссийской организации «Отечество». Взаимное благорасположение нижегородский губернатор и московский мэр частенько демонстрировали публике. И.П.Скляров сказал корреспонденту одной из нижегородских газет: «Любые программы должны оцениваться с точки зрения результативности по отношению к рядовому человеку... Принципы «Отечества» созвучны и моей предвыборной программе: порядок, последовательность, достоинство. Лужкову предстоит самое трудное — удержать политический центр, уберечься от экстремизма и радикализма, провести последовательные эволюционные реформы». По мнению И.Склярова, к движению «Отечество» хотят примкнуть многие патриотически настроенные нижегородцы, общественные организации.

Независимо от желания губернатора в Нижнем Новгороде уже формируется региональная организация. Регистрация региональных филиалов «Отечества» на местах значительно ускорит регистрацию движения в Минюсте. Уже подсчитано, что «Отечество» может набрать в Нижегородской области до 40% голосов. Осталось лишь правильно сформировать команду [[11]].

2.3.       НДР

Перестав быть партией власти, движение «Наш дом — Россия» занялось поиском своей социальной ниши. Привычное определение этой ниши как «правого центра» оказалось общим и умозрительным и не способствует осмысленной политике. По словам председателя исполкома нижегородского отделения А.Осташкина, лидер движения В.Черномырдин считает опорой малый и средний бизнес, учителей, врачей, военнослужащих. В то же время некоторые участники недавней региональной конференции предлагали опираться исключительно на малый бизнес. Другие апеллировали к «среднему классу». С целью выяснить, что же такое средний класс в современной России, исполком нижегородского отделения НДР и Волго-Вятское отделение Российского общества социологов провели специальный «круглый стол».

Участники дискуссии — политологи, социологи, журналисты разошлись в концепциях. Кто-то предлагал во главу угла поставить владение средствами производства. Другие в качестве критерия принадлежности к среднему классу называли определенный уровень доходов. Поскольку средний класс пока немногочислен, правильнее называть его «средним слоем».

Этот слой, говорится в пресс-релизе организаторов «круглого стола», проявляя экономическую и политическую активность, мог бы повлиять на формирование такой социальной структуры общества, которая могла бы примирить враждующие стороны, обеспечить экономический рост государства и благосостояния граждан, гарантировать стабильность в обществе.

Представляют отдельный интерес изменения в руководящем органе отделения НДР — совете, произошедшие на недавней конференции. баллотируясь в Законодательное собрание, Президент компании «Линдек» Л.Тян претендовал на руководство фракцией НДР. Сейчас же ввиду неучастия в работе он из состава совета выведен. С.Трофимов, став мэром Дзержинска членство в НДР приостановил. Теперь движение имеет в Законодательном собрании единственного представителя — президента АО «ГАЗ» Н.Пугина. Отметим, что еще один депутат ОЗС В.Гальянов, состоявший в прежнем совете, входит теперь в руководство региональной организации Аграрной партии России; между тем с самого начала взгляды НДР и аграриев значительно расходились. В новом составе совета остались видные чиновники федерального и областного уровня — руководитель Федеральной службы по телевидению и радиовещанию М.Сеславинский, заместитель министра экономики С.Митин, председатель КУГИ области С.Антюганов, первый вице-губернатор А.Батырев.

Председателем совета пока остается С.Митин; руководителем исполкома нижегородского отделения НДР переизбран А.Осташкин. В целом социальный статус руководства НДР весьма высок. Из 41 члена совета 22 директора и президента компаний, 5 председателей.

Сегодня нижегородское отделение НДР располагает 9 районными организациями, областной молодежной организацией, фондом по борьбе с распространением наркотиков среди несовершеннолетних. А.Осташкин пообещал, что до нового года НДР назовет своих кандидатов в Госдуму [[12]].

2.4.       ЛДПР

Координатор Нижегородской региональной организации ЛДПР А.Курдимов провел пресс-конференцию, на которой рассказал о работе седьмой отчетно-выборной конференции отделения партии. За истекший за предыдущий после предыдущей конференции год численность членов ЛДПР увеличилась в области в 2,5 раза и составляет ныне больше 8 тысяч человек. Нижегородская организация ЛДПР по численности пятая в России. За последнее время ЛДПР увеличила в Нижегородской области число акций, посвященных отстаиванию общественно-значимых интересов людей. Больше стала уделять ЛДПР внимания и заботе о малоимущих слоях населения.

На конференции ЛДПР координатором по Нижегородской области вновь был избран А.Курдюмов. Особо отличившиеся активисты партии за успехи в агитационно-пропагандистской работе были награждены Почетными грамотами Высшего Совета партии и ее Нижегородской организации [[13]].

2.5.       Реакция на убийство депутата Государственной Думы Г.Старовойтовой

В воскресенье 22 ноября участники нижегородского демократического движения вспоминали Г.Старовойтову на специальном собрании, организованном советом Общественной палаты. Траурное мероприятие проходило во Дворце труда. Здесь в феврале 1993 года Г.Старовойтова выступала на совете представителей движения «Демократическая Россия». По мнению В.Ерохина, ее коллеги по съезду народных депутатов СССР 1989 года, из представителей либерального движения одна Старовойтова за эти годы сохранила свое лицо. Многие участники собрания говорили о необходимости нового объединения демократов, о пагубности избирательных законов, приводящих к власти через деньги и криминал. Председатель нижегородского движения «Социал-демократы» С.Каптерев предостерег от попыток после этого злодейского преступления усилить поляризацию в обществе хоть по национальному, хоть по партийному признаку.

В двадцатых числах ноября депутат Госдумы, председатель совета Нижегородского регионального отделения «Яблоко» О.Беклемищева провела в Нижнем Новгороде пресс-конференцию. Повод — страшное преступление в Санкт-Петербурге. Убийство Г.Старовойтовой заставило демократические силы несколько по-иному взглянуть на свое предназначение. Пора распрей прошла. Единственный путь отстоять демократические преобразования — выступить против оппозиции единым прогрессивным фронтом, говорила О.Беклемищева. По ее мнению, в России на сегодня сложился полукриминальный олигархический режим. Чрезвычайные обстоятельства диктуют партиям и движениям совсем иные варианты поведения. «Яблочники» уже сейчас говорят о более жесткой тактике по отношению к власти всех уровней. В ближайшее время региональное отделение «Яблока» намерено провести целую серию так называемых акций гражданской самообороны. Их цель — пробудить гражданское самосознание людей, научить их отстаивать свои права.

От имени жителей Нижнего Новгорода и области в адрес губернатора В.Яковлева и семьи Г.Старовойтовой была направлена телеграмма соболезнования, подписанная первыми лицами города и области.

Политсовет Нижегородской организации «Демократическая Россия» распространил листовку, посвященную памяти Г.В.Старовойтовой. Свое заявление по поводу злодейского убийства распространило Нижегородское общество прав человека. А.Курдюмов, координатор региональной организации ЛДПР направил руководителю нижегородской региональной организации «Демократическая Россия» В.Белову письмо с выражением скорби по поводу трагической гибели лидера их партии. Евгений Сабашников, председатель регионального отделения Народно-республиканской партии назвал убийство Г.Старовойтовой «преступлением против государства».

Свое возмущение и потрясение трагическим событием выразили в специальном заявлении члены Совета Общественной палаты Нижегородской области [[14],[15]].


3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Антикризисная программа для Нижнего Новгорода

Б.Немцов и его команда приехали в Нижний Новгород, чтобы представить подготовленную для города антикризисную программу. Правда, журналистов, собравшихся по этому поводу на пресс-конференцию, больше интересовала не маленькая программа, а большая политика, хотя сам Б.Немцов считает, что муниципальная программа как раз и призвана нейтрализовать или хотя бы смягчить последствия федеральной политики. Разработчики программы считают, что в период кризиса не должна повышаться директивная роль власти. Главная задача власти — создавать условия для свободного развития экономики.

Программа состоит из нескольких частей. Изъять любую можно, но это, по мнению Немцова, существенно снизит эффективность всей программы.

Первая часть касается оптимизации городского бюджета. Предлагается, в частности, соединить всю доходную часть бюджета под эгидой городского казначейства; резко ограничить право раздавать финансовые обещания.

Снизить нагрузку на расходную часть бюджета призваны реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта, в частности, развитие конкуренции. Из жилищно-коммунальных новаций обращает на себя внимание предложение сдать некоторые коммунальные предприятия в долгосрочную аренду, или концессию, частникам. Главное условие концессии — проведение реконструкции и модернизации муниципального предприятия, сданного в концессию.

Пополнить бюджет можно только привлекая в город инвестиции. Для этого, по мнению разработчиков, нужно создать стратегический план экономического развития — экономическую конституцию города, создать городское агентство экономического развития, совершенствовать систему налоговых льгот. Льготы должны не поддерживать убыточные предприятия, а стимулировать развитие перспективных производств. Иными словами, льготы нужно предоставлять тем, кто, встав на ноги, вернет в бюджет сторицей налогами же.

Инвестиционная привлекательность региона в значительной степени зависит от развития земельных отношений. Программой предусматривается установление выкупной цены земли под приватизированными предприятиями в размере пятикратной ставки земельного налога, а для исторической части города — десятикратной ставки, упрощение процедуры сбора документов для приватизации, разрешение выкупа земли в рассрочку или по частям, расширение видов использования выкупаемых участков. Кроме того, предлагается существенно изменить процедуру предоставления земли по застройку: разрешить предоставлять землю под застройку на правах собственности, пересмотреть правила проведения конкурсов на право аренды, перейти к исключительно конкурсному предоставлению участков, гарантировать открытость перечня земельных участков, предлагаемых к продаже с торгов. Город будет более привлекателен для инвесторов, если на местном уровне будут решены проблемы регистрации прав на объекты незавершенного строительства, развития коммерческой ипотеки.

Программа предлагает меры по более рациональному использованию муниципальной недвижимости и повышению эффективности управления муниципальной собственностью. Для этого нужно сначала определить, чем же город владеет, составить реестр объектов муниципальной собственности.

Решить жилищную проблему предлагается за счет развития ипотечного кредитования граждан и развития системы найма жилья на рыночной основе. Для развития ипотеки предполагается открыть в Нижнем Новгороде Средневолжский филиал агентства по ипотечному жилищному кредитованию, а для коммерческого найма — строить доходные дома.

Важный блок программы — социальная политика. Разработчики программы предлагают постепенно переходить от предоставления льгот по категориям к адресной помощи малоимущим.

И, наконец, проект, к которому Борис Немцов явно неравнодушен, — подготовка муниципальных кадров, в том числе и за границей, причем основное бремя расходов берут на себя зарубежные партнеры.

Оценивать программу будет мэр города Юрий Лебедев и депутаты городской Думы. Но реализовать ее полностью нельзя будет без одобрения губернатора и ОЗС: многие законодательные решения, необходимые для претворения задуманного в жизнь, имеет право принимать только субъект Федерации [[16]].

3.2.       Экономическое соглашение

Между президентом ОАО «ГАЗ» Николаем Пугиным и президентом концерна «Magna-Steyr» Франком Штронахом подписано рабочее соглашение о создании совместного предприятия по крупносерийному производству дизельных двигателей «ГАЗ-560». Соглашение стало следующим шагом на пути налаживания выпуска лицензионных «Steyr» на автозаводе. Дело в том, что в августе этого года соглашение о создании СП было подписано с фирмой «Magna» и компанией «Regge». Ожидалось, что финансирование этого проекта начнется уже в сентябре. Однако, структурные изменения основного западного партнера — фирмы «Magna» — и сложная финансово-экономическая ситуация в России отодвинули начало проекта. За время, прошедшее с подписания первого соглашения, автомобильная фирма «Magna» приобрела фирму «Steyr-Daimler-Puch AG» и руководство горьковского автозавода продолжило переговоры уже с одним из крупнейших мировых концернов по поставкам автомобильных двигателей и комплектующих «Magna-Steyr». Объем финансирования на создание СП оценивался в августе в 250 млн. долларов, сейчас руководство завода не разглашает величину вложений в новое предприятие. Однако известно, что ГАЗ и западный партнер внесут равные доли в СП — только «Magna-Steyr» деньгами и технологиями, а автозавод производственными площадями и лицензией на производство.

Напомним, что в 1995 году акционерное общество «ГАЗ» приобрело лицензию на производство семейства двигателей «М1 Steyr». В кратчайшие сроки на заводе была проведена адаптация конструкции и подготовка серийного производства «ГАЗ-560», а в 1997 году были выпущены первые серии лицензионных двигателей. Разместить новое СП планируется в одном из корпусов завода грузовых автомобилей.

Несмотря на экономический кризис в России, партнеры настроены оптимистично и планируют зарегистрировать предприятие уже в этом году. Производство должно начаться в первой половине следующего года и постепенно достичь ежегодных объемов в 250 тысяч штук. Двигателями «Steyr» будут оснащаться легкие грузовики, автобусы и фургоны «ГАЗель» и «Соболь», а также легковые автомобили «Волга». Руководство предприятия надеется, что лицензионные моторы заинтересуют российских автомобилестроителей. С некоторыми из них уже ведутся переговоры [[17]].

4.    Социальная сфера

4.1.       Демографическая обстановка и миграция

На начало 1998 года в Нижегородской области проживало 3697 тысяч человек наличного населения, в том числе 2891 (78,2%) — в городской и 806 тысяч (21.8%) — в сельской местности. В Н.Новгород проживало 1367,6 тысячи человек.

За январь-сентябрь текущего года в области было зарегистрировано 21632 родившихся и 44115 человек умерших. Против соответствующего периода прошлого гола число родившихся увеличилось на 237 младенцев (1,1%), число умерших также увеличилось на 41 чел. (0,1%). Естественная убыль населения составила 22483 чел., что на 0,9% ниже, чем в 1997 году.

На каждую тысячу жителей области пришлось 7,8 рождений и 16 смертей.

В Н.Новгороде уровень рождаемости составил 7,5 и смертность 14,4 промилле.

Из общего числа родившихся первенцы составляют 63,1%, вторые дети — 28,7%, третьи — 5,4%, четвертые и далее — 2,8%.

Показатели смертности в городской и сельской местности составили соответственно 16,6 и 20,9 промилле.

Из общего числа умерших 21868 чел. — мужчины (49,6%) и 22247 — женщины (50,4%). Основными причинами смертности в области являются: болезни системы кровообращения — 61% всех умерших, онкологические заболевания — 15,5%, болезни органов дыхания — 3,8%, органов пищеварения — 2,4%, инфекционные и паразитарные болезни — 1,1%. Высокой остается смертность от внешних причин, т.е. от различных травм, отравлений, убийств и самоубийств. Всего по этим причинам погиб 4591 (10,4%) человек, в том числе от убийств — 442 человека, от самоубийств — 807, в результате ДТП — 44, от алкогольных отравлений — 71 человек и от случайных утоплений — 241 человек.

В текущем году было зарегистрировано 350 случаев смерти детей первого года жизни, или 16,6 на тысячу родившихся (в 1997 году соответственно 383 ребенка или 17,9 промилле), и девять случаев смерти женщин от осложнений беременности. Из общего числа умерших детей 168 (48%) умерли от состояний, возникающих в перинатальный период, 95 (27,1%) — от врожденных аномалий, 22 (6,3%) — от гриппа, ОРЗ, пневмоний, 16 (4,6%) — от несчастных случаев, отравлений и травм. По отдельным территориям области наибольшее число умерших детей отмечено в городской местности (267 детей), в том числе в Нижнем Новгороде — 119 младенцев.

За 9 месяцев в области было зарегистрировано 15542 брака и 7836 разводов. На 100 браков в области пришлось 50,4 развода.

На демографическую ситуацию в области продолжают активно влиять миграционные процессы. За январь-сентябрь в нашу область прибыли 22443, а выбыли за ее пределы 10993 человека. Положительное сальдо миграции составило 11450 человек, в том числе за счет обмена населением с другими регионами России — 6188 человек и со странами СНГ и Балтии — 5498 человек.

В потоке межгосударственной миграции (страны дальнего зарубежья) область имеет небольшую, но устойчивую миграционную убыль. За девять месяцев она составила 236 человек. выбывают нижегородцы, главным образом, в Германию, Израиль, США.

Миграционный прирост на 50,9% компенсировал потери от естественной убыли населения области. Абсолютные потери в численности населения области за девять месяцев составили 11397 человек [[18]].

4.2.       Криминогенная обстановка

За январь-сентябрь 1998 года органами УВД Нижегородской области зарегистрировано 43,1 тыс. преступлений, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период 1997 года.

Уровень преступности в расчете на 10 тыс. жителей в январе-сентябре текущего года увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3,8% и составил 116 преступлений.

За 9 месяцев 1998 года зарегистрировано 457 умышленных убийств и покушений на убийство (рост по сравнению с аналогичным периодом 1997 года на 11,7%), 741 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (рост на 7,7%), 133 изнасилования и покушения на изнасилование (снижение на 2,2%), 1,9 тыс. грабежей (снижение на 2,4%), 554 случая разбоя (увеличение на 16,1%), 19,7 тысяч краж чужого имущества (снижение на 6,4%). Почти каждая пятая кража за 9 месяцев текущего года была совершена из квартиры.

Увеличилось число случаев мошенничества (в 1,3 раза) и уголовно наказуемого хулиганства (на 17,1%).

За 9 месяцев 1998 года зарегистрировано 1,6 тысячи преступлений, связанных с наркотическими и сильнодействующими веществами, что на 3,1% больше, чем за соответствующий период 1997 года.

За январь-сентябрь 1998 года выявлено 23,9 тысячи лиц, совершивших преступления, что на 7,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из общего числа выявленных правонарушителей 3,2 тысячи — женщины (увеличение на 33,5%), 2,6 тысячи — несовершеннолетние (уменьшение на 1,7%), 11,2 тысячи — не имеющие постоянного источника дохода (увеличение на 7,7%), 8,7 тысяч лиц совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения (увеличение на 6,8%), 146 человек — в состоянии наркотического и токсического возбуждения (уменьшение на 4,6%), 6,2 тысячи — ранее совершали преступления [18].

4.3.       Занятость

На 1 ноября текущего года на учете в службе занятости состояло 44437 человек. Из них 40157 имеют статус безработного, что на 738 человек больше. чем на конец сентября. 39244 гражданам назначено пособие по безработице. Обучение по направлению службы занятости проходили 2512 человек. В общественных работах в октябре приняли участие 5004 человека. С помощью службы занятости с начала года трудоустроено 74046 человек.

Уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области на 1 ноября 1998 года составил 2,14%, что на 0,04% выше сентябрьского показателя. В 11 районах сохраняется уровень безработицы, превышающий социально допустимое значение (5%). Неблагополучная ситуация складывается на рынке труда сельских районов области: в Кулебакском районе, где уровень безработицы составил 13,61%, в Навашинском — 9,2%, Краснобаковском — 8,24%, Ардатовском — 5,35% [[19]].



Источники

[1]. А.Языков. Дата недели // Биржа. — 1998. — №46. — 19 ноября.

[2]. О.Кочеткова. Штаб многоразового использования // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельной газете «Аргументы и факты». — 1998. — №49.

[3]. А.Дахин. Нижегородские москвичи и московские нижегородцы сколачивают команды перед очередными выборами // Нижегородские новости. — 1998. — №222. — 21 ноября

[4]. Е.Маслова. Президент снимает выговор // Нижегородские новости. — 1998. — №218. — 17 ноября.

[5]. Е.Маслова. «Партии — пассажиры одного корабля...» // Нижегородские новости. — 1998. — №213. — 10 ноября.

[6]. К.Фокин. Новый первый // Нижегородские новости. — 1998. — №212. — 6 ноября.

[7]. В.Деменев. Руководство новое, цели — прежние // Ленинская смена. — 1998. — №45. — 12 ноября.

[8]. К.Фокин. Виноваты выборы // Нижегородские новости. — 1998. — №223. — 24 ноября.

[9]. В.Ионов. На что жалуются коммунисты // Биржа. — 1998. — №47. — 26 ноября

[10]. В.Деменев. Коммунисты контратакуют // Ленинская смена. — 1998. — №47. — 26 ноября.

[11]. Е.Колосова. Дым «Отечества» // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельной газете «Аргументы и факты». — 1998. — №48.

[12]. В.Окмянский. В поисках среднего класса // Нижегородские новости. — 1998. — №217. — 14 ноября.

[13]. В.Киселев. ЛДПР отчитывается перед нижегородцами // Нижегородский рабочий. — 1998. — №225. — 27 ноября

[14]. Редакционная статья. «Преступление против государства» // Нижегородские новости. — 1998. — №223. — 24 ноября.

[15]. В.Окмянский. Это самое страшное // Нижегородские новости. — 1998. — №223. — 24 ноября.

[16]. И.Бондаренко. Стратегия выживания. Нижегородский путь // Биржа. — 1998. — №47. — 26 ноября.

[17]. О.Успенская. ГАЗ намерен наладить серийное производство дизелей нового поколения // Нижегородские новости. — 1998. — №210. — 4 ноября.

[18]. Социально-экономическое положение Нижегородской области в январе-сентябре 1998г // Нижегородские новости. — 1998. — №219. — 18 ноября.

[19]. Л.Захарова. Растут ряды безработных // Нижегородские новости. — 1998. — №212. — 6 ноября.