Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Липецкая область

В. Железняк

Липецкая область

в ноябре 1998 года

1.    Социально-экономическое положение

1.1.       Статистика

По данным областного комитета госсстатистики, финансовый кризис отрицательно сказался на некоторых положительных тенденциях наметившихся в 1997 г. и в первой половине текущего года. В результате за 9 месяцев текущего года наблюдалось снижение объемов промышленного производства.

1.1.1.      Промышленность

За 9 месяцев 1998 г. в области произведено промышленной продукции в действующих ценах на 13,9 млрд. рублей. Индекс физического объема промышленного производства составил 97% к 9 месяцам 1997 г., по отгруженной продукции — 98%.

Возросло производство продукции в химической промышленности — в 3,7 раза, в пищевой — на четверть, в промышленности строительных материалов -на 6%. Сокращены объемы производства в электроэнергетике и легкой промышленности на 3%, черной металлургии — на 7, машиностроении и металлообработке — на 6%. Снижение объемов производства допущено в 40% городов и районов области.

На долю смешанного сектора приходится 86% всей произведенной продукции, частного — 10%, государственного (включая муниципальную собственность) — 4%.

Предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарных рынках федерального уровня, произведено на 543 млн. рублей монополизированной продукции, что составляет 4% от всего областного объема промышленного производства.

Выпуск важнейших видов продукции производственно-технического назначения характеризуется следующими данными.

Таблица 1

Выпуск промышленной продукции по Липецкой области за 9 месяцев 1998 г.

 

Продукция

Произведено
за 9 месяцев 1998 г.

9 месяцев 1998 г. в% к 9 месяцам 1997 г.

Чугун, тыс. тонн

4779

92

Сталь, тыс. тонн

5146

92

Готовый прокат черных металлов, тыс. тонн

4010

90

Трубы стальные, тыс. тонн

13,8

108

Станки металлорежущие и деревообрабатывающие, штук

38

66

Тракторы пропашные, штук

783

61

Культиваторы тракторные, штук

1574

в 1,8 раза

Цемент, тысяч тонн

666,0

113

Сборный железобетон, тысяч куб. М

139,4

86

Кирпич строительный, млн. штук

54,7

81

Радиаторы и конвекторы отопительные, тыс. киловатт

115,7

80

 

Сократилось производство проката из низколегированной стали на 34%, холоднокатаного листа — 21%, не осуществлялся выпуск с упрочняющей термической обработкой. Производство листа и жести с покрытием возросло в 1,6 раза.

Потребительских товаров выпущено на 3158 млн. рублей, или больше на 9%. За 9 месяцев 1998 г. произведено: мяса -15,7 тыс. тонн, колбасных изделий -7,6, животного масла — 2,9, цельномолочной продукции — 69,1, макаронных изделий — 7,8, сахара — 223,5, хлеба и хлебобулочных изделий — 63,4, пищевых концентратов — 5,9, кондитерских изделий — 3,6, муки — 89,7, крупы -10,9 тыс. тонн, консервов -104,6 млн. условных банок, обуви — 41 тыс. пар, стиральных машин — 263 штуки, магнитол — 115, телевизоров — 33, видеомагнитофонов — 67 штук, холодильников и морозильников — 592 тыс. штук.

Пищевых продуктов произведено больше 9 месяцев 1997г. на 24%. Возросла выработка цельномолочной продукции на 26%, макаронных изделий — на 11, сыров — на 21, консервов — на 19, муки — на 32, крупы — на 5, кондитерских изделий — на 3%, сахара — в 2,1 раза, пищевых концентратов — в 2,8, минеральной воды — в 1,5 раза. Винно-водочных изделий и пива произведено на 87,8 млн. рублей, что на 1% больше января-сентября 1997 года.

Выпуск непродовольственных потребительских товаров сократился на 1,4%. При этом производство холодильников и морозильников составило 97,5%, папирос и сигарет — 116%, стальной оцинкованной посуды — 123%, гальванических элементов — 44%, мебели — 61%, стиральных машин — 32%, магнитол — 13% к январю-сентябрю 1997 года.

В ряде отраслей промышленности превышены затраты на выработку продукции, хуже использовались производственные мощности, основные фонды.

1.1.2.      Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства в январе-сентябре с.г. в действующих ценах (по расчетам) составил 2,9 млрд. рублей. В сопоставимой оценке это на 2% меньше соответствующего периода прошлого года.

В сельхозпредприятиях завершена уборка зерновых культур. Получено 1,1 млн. тонн зерна (в первоначально оприходованном весе), или на 21% меньше соответствующей даты прошлого года; урожайность составила 20,7 центнера с гектара (с уборочной площади).

Уборка технических культур проходит более высокими темпами, чем год назад. Сахарная свекла (фабричная) убрана с 3/4 посевов против 10% на соответствующую дату прошлого года, подсолнечник — с 57% против 3%. Картофель в хозяйствах убран с 96% площадей, овощи — с 72%.

Под урожай будущего года озимые на зерно посеяны на 295 тыс. гектарах, что на 19% больше прошлогоднего, зябь вспахана на 372 тыс. гектарах (137% к 1997г.).

В хозяйствах всех сельхозпроизводителей производство молока осталось на уровне прошлого года, яиц получено меньше на 2,3 млн. штук. Ниже, чем год назад, были темпы сокращения производства мяса:

Таблица 2

Производство основных видов сельхозпродукции за 9 месяце 1998 г. в сравнении 1997 г.

 

 

Все категории хозяйства

в том числе сельхозпредприятия

 

январь-сентябрь 1998 г

в% к январю-сентябрю 1997г

январь-сентябрь 1998г.

в% к январю-сентябрю 1997г.

Скот и птиц (в живой массе), тыс. тонн

56,8

93

23,2

91

Молоко, тыс. тонн

316,1

100

192,6

105

Яйца, млн. штук

277,4

99,2

162,4

98

 

Повысилась продуктивность животных. Средний удой молока от коровы составил в сельхозпредприятиях 1729 килограммов, что на 258 кг (18%) больше, чем год назад. Этот показатель улучшился повсеместно. Увеличились среднесуточные привесы крупного рогатого скота и свиней на откорме и выращивании; средняя яйценоскость кур-несушек снизилась на 10%. Поголовье основных видов скота (кроме свиней) продолжает сокращаться, но более медленными темпами, чем год назад.

 

 

Таблица 3

Изменения в поголовье скота за 9 месяцев 1998 г. в сравнении с аналогичным периодом 1997г.

 

 

Все категории хозяйств

в том числе хозяйства населения и фермеры

 

 

на 1 октября 1998 г., тыс. голов

в%  к 1 октября 1997 г.

на 1 октября 1998 г., тыс. голов

в% к 1 октября 1997г.

Крупный рогатый скот

352,1

94

91,5

99

в том числе коровы

154,7

91

47,5

93

Свиньи

268

109

103

100,8

Овцы и козы

53,4

75

38,8

86

 

В сельхозпредприятиях улучшились показатели воспроизводства стада и сохранность поголовья. Населению и крестьянским хозяйствам продано больше января-сентября 1997 г. свиней на 5%, птицы (включая продажу ИПС) — на 2%

К началу зимовки скота 1998/99 гг. в сельхозпредприятиях имелось кормов на 15% меньше, чем к предшествующей зимовке. В расчете на условную голову скота запасено 15,8 центнера кормовых единиц против 17,1 в 1997 году.

Состояние рынка животноводческой продукции характеризуется в отчетном периоде увеличением продажи ее по рыночным каналам (кроме молока). По свободным каналам сбыта хозяйствами реализовано 64% скота и птицы, 81 — яиц, 16% — молока и молокопродуктов. Средняя цена реализации скота и птицы возросла против января-сентября 1997г. на 18%, молока — на 6%; яиц снизилась на 14%, зерна на 18%.

1.1.3.      Строительство

В январе-сентябре 1998г. на развитие экономики и социальной сферы, по оценке, использовано 1262 млн. рублей, из них 915 млн. рублей направлено на производственное строительство. По сравнению с соответствующим периодом 1997 г. в целом по области объем инвестиций сократился на 21%, по производственному строительству они возросли на 2%. Инвестиции в строительство непроизводственных объектов составили 347 млн. рублей, или 49% к январю-сентябрю прошлого года.

В январе-сентябре акционерным обществом СУ-11 «Липецкстрой» сдан в эксплуатацию мини-комплекс по переработке 9 тонн цельномолочной продукции в смену в с. Мокрое Лебедянского района; в СХПК им. Кирова Липецкого района построен склад-модуль для хранения зерна на 1 тыс. тонн единовременного хранения; акционерным обществом «Липецкэлектросвязь» введены АТС в Липецке на 13,2 тыс. номеров, в Данкове — на 2 тыс. номеров, в Усмани — на 2,7 тыс. номеров, в Ельце — на 1,5 тыс. номеров, в Красном — на 1 тыс. номеров; акционерным обществом «Липецкэнерго» -109 км линий электропередач; Липецким управлением автодорог введена автомобильная дорога территориального значения 3,85 км.

Предприятиями и организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками построено 1700 новых квартир общей площадью 118,9 тыс. кв. м, или на 7% больше, чем за 9 месяцев прошлого года, из них в сельской местности введено 16,9 тыс. кв. м общей площади жилья. Государственными и муниципальными предприятиями сдано в эксплуатацию 28,7 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 9,5% меньше, чем в январе-сентябре 1997 года. Предприятиями и организациями частной формы и индивидуальными застройщиками введено 54,1 тыс. квадратных метров жилых домов, или на 6% больше 9 месяцев прошлого года, из них индивидуальными застройщиками построено 233 новых жилых дома общей площадью 26,7 тыс. кв. м.

В отчетном периоде сдана в эксплуатацию стоматологическая поликлиника на 900 посещений в смену в Липецке, две общеобразовательные школы на 324 ученических места. Введены котельные в Усмани на 5,2 Гкал. в час, 0,5 км канализационных, 1142 км газовых сетей, из них 1032 км — в сельской местности, газифицировано 15 тыс. квартир, в том числе в сельской местности — 9,1 тыс. квартир.

Подрядными организациями всех форм собственности выполнено работ по договорам строительного подряда на 925 млн. рублей, или на 19% меньше, чем в январе-сентябре 1997 года. Работы и услуги нестроительного характера составили 13% в общем объеме выполненных работ.

По состоянию на конец сентября 1998 г. общий объем заключенных договоров строительного подряда на текущий год составил 334 млн. рублей, что при существующем уровне загрузки мощностей обеспечит формирование программы на ближайшие 3 месяца.

1.1.4.      Транспорт и связь

Предприятиями транспорта и предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими грузовыми перевозками, перевезено 14,1 млн. тонн различных грузов, или 97% к январю-сентябрю 1997 года. Автобусами общего пользования перевезено 239,6 млн. человек, троллейбусами — 37,1, трамваями — 42,8 млн. человек. В то же время автобусами не выполнено 221,9 тыс. рейсов, или 10% от их количества, предусмотренного расписанием, трамваями — 32,0 тыс. (9%), троллейбусами — 34,3 тыс. рейсов (8%). На автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов зарегистрировано 1140 дорожно-транспортных происшествий (112% к январю-сентябрю 1997 г.), в них погибли 228 человек (129%), и 1336 человек получили ранения (112%), в том числе по вине пешеходов 33 и 189 человек.

Услуги, предоставляемые предприятиями связи общего пользования, возросли по сравнению с 9 месяцами прошлого года в фактически действующих ценах на 11%, в том числе населению — на 21%; тарифы для населения за это время увеличились на 26%. Сокращены многие виды услуг в натуральном выражении: отправка писем (на 8%), посылок (на 27%), телеграмм (на 14%); телефонные разговоры увеличились (на 7%).

Число телефонных аппаратов, установленных у населения, по сравнению с началом текущего года увеличилось на 10,6 тысячи, или на 6% (для сравнения, за 9 месяцев 1997 г. — на 15,3 тысячи, или на 10%). Число же основных радиотрансляционных точек за этот период уменьшилось на 12,4 тысячи, или на 4%.

1.1.5.      Оптовый рынок и внешнеэкономическая деятельность

В январе-сентябре 1998 г. промышленные предприятия (крупные и средние) и организации оптовой торговли реализовали на оптовом рынке продукции и товаров на 12,0 трлн. рублей. При посредничестве оптовиков продается около 4% произведенной продукции.

Внешнеторговый оборот предприятий и организаций области составил 989 млн. долларов США. При этом экспорт превысил импорт в 5,3 раза и достиг 832 млн. долларов — 84% к январю-сентябрю 1997 года. Основа экспорта — черные металлы (96% от общего объема). Их поставлено 3615 тыс. тонн, что на 7% меньше 9 месяцев прошлого года. Экспорт тракторов сократился в 4,3 раза.

В страны дальнего зарубежья продано продукции на сумму 821 млн. долларов (98,6% всего экспорта).

Импорт продукции составил 157 млн. долларов (105% к 9 месяцам 1997 г.). При этом в странах дальнего зарубежья куплено товаров на 124 млн. долларов. Иностранные партнеры у предприятий области имелись по экспорту в 41, по импорту — в 58 странах мира.

1.1.6.      Потребительский рынок

Розничный товарооборот, включая общественное питание, составил в январе-сентябре 1998 г. 4,7 млрд. рублей, в сопоставимых ценах на 1% больше уровня соответствующего периода прошлого года.

Предприятиями общественного питания реализовано продукции на 184 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 3% больше, чем в январе — сентябре прошлого года. В объеме розничного товарооборота на долю общественного питания приходится 3,9%.

Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в макроструктуре розничного товарооборота соответственно 41% и 59%, против 43% и 57% в январе-сентябре прошлого года. Продовольственных товаров за отчетный период продано населению на 1924 млн. рублей, непродовольственных — на 2765 млн. рублей. В товарной массе это составляет 98% и 103% к уровню соответствующего периода прошлого года.

Из продовольственных товаров, по крупным и средним организациям всех отраслей экономики, увеличилась продажа кондитерских изделий, плодов, ягод и винограда на 1-4%, цельномолочной продукции — на 10%, муки, овощей и яиц — на 13-17%. Одновременно снизилась продажа рыбной продукции, мяса и птицы, хлеба и хлебобулочных изделий на 3-6%, животного масла, колбасных изделий и картофеля — на 12-17%, растительного масла — на 29 и сахара — на 35%.

По непродовольственным товарам возрос спрос на медикаменты и ювелирные изделия на 8-9% и сократился на швейные изделия, кожаную обувь, телевизоры, легковые автомобили, ткани на 20-36%, холодильники на 47%.

На потребительском рынке реализовано алкогольных напитков на 161 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 9% меньше, чем январе-сентябре прошлого года. Удельный вес реализации алкогольных напитков в общем объеме розничного товарооборота составил 5,6% против 6,3% в прошлом году.

По-прежнему на потребительский рынок продолжают поступать товары, не соответствующие требованиям стандартов, В ходе проверок, проведенных областным управлением Госторгинспекции, в январе-сентябре с.г. забраковано и снижено в сортности 50-53% мяса птицы, колбасных изделий, 44 — парфюмерно-косметических товаров, 30-39% безалкогольных напитков, макаронных изделий, крупы, маргариновой продукции и майонеза, плодоовощных консервов.

Из общего количества проинспектированных импортных швейных изделий, посуды, мебели, игрушек, чая забраковано 31-36%, мясных полуфабрикатов — 54, животного масла — 95, пива — 99% и все количество шампанского и колбасных изделий.

1.1.7.      Финансы

Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций области за январь-август 1998г. сложился в сумме 159,0 млн. рублей прибыли (прибыль — 525,0 млн. рублей, убыток — 366,0 млн. рублей), или 23% к объему соответствующего периода 1997г. Наибольший вклад в объем прибыли внесли предприятия промышленности (68% от общей суммы прибыли в целом по области).

Нерешенными остаются проблемы платежной дисциплины. На 1 сентября 1998г. суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) предприятий и организаций области достигла 16,5 млрд. рублей, из нее просроченная — 8,0 млрд. рублей, или 49% от общей суммы задолженности.

Дебиторская задолженность составила 8,1 млрд. рублей, в том числе просроченная — 4,1 млрд. рублей. Самые большие объемы этой задолженности предприятиям черной металлургии — 2,6 млрд. рублей и электроэнергетики — 2,0 млрд. рублей.

Консолидированный бюджет области за январь-август 1998 г. исполнен с дефицитом в 123,4 млн. рублей. Общая сумма доходов областного консолидированного бюджета составила 1672,3 млн. рублей. В структуре доходов удельный вес налоговых поступлений — 78%, Основную долю в общей величине доходов занимают: налог на прибыль и налог на имущество — по 16% от общей стоимости доходов, подоходный налог с физических лиц — 15%, налог на добавленную стоимость и акцизы — по 8%. Доля этих налогов в общей сумме доходов составила 63%. Расходы консолидированного бюджета составили 1795,7 млн. рублей, в том числе на поддержание отраслей и отдельных объектов экономики направлено 493,3 млн. рублей, на социально-культурные мероприятия — 726,3 млн. рублей,

По состоянию на 1 сентября 1998 г. общая сумма недоимки по платежам в бюджет, по данным Госналогслужбы области, достигла 623,0 млн. рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость — 266,5 млн. рублей, налогу на прибыль — 99,9%, акцизам на алкогольную продукцию и этиловый спирт — 77,9 млн. рублей.

Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам, населению области, по данным Главного управления Банка России по области, на 1 сентября 1998 г. составили 524,8 млн. рублей.

1.1.8.      Цены и тарифы

Тенденция постепенного снижения потребительских цен, наблюдавшаяся все месяцы текущего года, была нарушена в августе в связи с разразившимся в стране финансовым кризисом. Основное удорожание пришлось на сентябрь.

Потребительские цены с конца сентября 1998 г. к концу декабря 1997 г. выросли на 30%, цены предприятий-производителей на промышленную продукцию — на 10, тарифы на грузовые перевозки — на 14, цены на строительно-монтажные работы — на 7%.

На продовольственные товары на потребительском рынке увеличение цен за этот период составило 27%. Более других поднялись они на чай, кофе, овощные диетические консервы, подсолнечное масло, мясные консервы, апельсины, бананы (в 2,1 — 2,6 раза), куриные окорочка, рыбные консервы с добавлением масла, маргарин, сахар, майонез, рис, гречневую крупу, кофе в кафетерии, шоколад (в 1,6 — 1,9 раза), на потрошеные куры, мясной фарш, полукопченую колбасу, разделанную мороженую рыбу, сливочное масло, сгущенное молоко, соль, импортное мороженое (в 1,3 -1,5 раза).

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания на 28 сентября 1998 г. в среднем по области составила 238 рублей, на 29 рублей (14%) больше по сравнению с концом предыдущего месяца. В городах области она колебалась от 235,65 руб. в Липецке до 243,30 руб. в Данкове.

Цены на непродовольственные товары увеличились в 1,4 раза, в том числе на холодильники, импортные автоматические стиральные машины, телерадиотовары, табачные изделия, моющие средства, мужские куртки из натуральной кожи, пальто из норки, фотоаппараты, парфюмерно-косметические товары, ряд медикаментов — в 1,9 — 2,7 раза, пальто из каракуля, зонты, ковры и ковровые изделия, перевязочные материалы — в 1,6 -1,8 раза.

Меньше, чем на товары, поднялись цены и тарифы на наблюдаемые платные услуги — на 5%. Выше этого уровня подорожало техническое обслуживание легковых автомобилей, изготовление фотоснимков для документов (в 1,2 раза). Билеты на самолет, отправка телеграммы внутри России, плата за обучение на платной основе (в 1,5-1,8 раза), стоимость проживания в студенческом общежитии (в 2,2 раза).

В отраслях промышленности наибольшее увеличение цен зафиксировано в машиностроении (в 1,8 раза), легкой и пищевой промышленности (на 6-11%). В то же время относительно декабря 1997 г. сохраняется более низкий уровень цен в черной металлургии, электроэнергетике (на 0,3-0,4%), промышленности строительных материалов (на 5%), мукомольно-крупяной промышленности (на 27%).

Индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц с начала года составили 103,9%, в том числе для бюджетных организаций — 122,1, хозрасчетных — 100,3%.

Продолжается изменение цен на рынке жилья. Средняя стоимость одного кв. м общей площади на первичном рынке 25.09.98 г. составляла 232 рубля, на вторичном — 2570 рублей, это соответственно на 4,9% больше и нa 2,4% меньше конца декабря 1997 года.

1.1.9.      Занятость и денежные доходы населения

Трудовые ресурсы области составляют более 680 тыс. человек, или 54% общей численности населения. Всеми видами трудовой деятельности (без занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве) охвачено около 518 тыс. человек.

Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках на конец сентября — 3,3 тыс. человек (на соответствующую дату предыдущего года — 3,8 тыс. человек), а численность ищущих работу из числа состоящих на учете службе занятости — 8,0 тыс. человек, из них признанных безработными — 5,6 тыс. человек, или на 3% меньше сентября прошлого года.

В январе-сентябре 1998 г. номинальные денежные доходы населения сложились в сумме 7,5 млрд. рублей и в реальном исчислении снизились против уровня 1997г. на 14%.

В структуре использования денежных средств за счет сокращения свободных финансов на руках у населения на 7 процентных пунктов возросла доля потребительских расходов и составила 76%. На оплату обязательных платежей население тратит 5%, покупку валюты — 4% полученных денежных средств. Впервые отмечен отток сбережений во вкладах и ценных бумагах на сумму 53 млн. рублей.

В сентябре т.г. среднедушевой доход исчислялся в сумме 725 рублей и при наблюдавшемся в истекшем месяце росте цен составил 87% (в сопоставимой оценке) по отношению к августу текущего года.

Начисленная оплата труда одного работника, занятого на предприятиях и в организациях области, в августе составила 885 рублей и была на 2,1% больше, чем в августе 1997 г., в том числе в промышленности — 1065 рублей, строительстве — 1073, на транспорте — 1045, в сельском хозяйстве — 561, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении — 737, образовании — 623, культуре и искусстве — 590, кредитовании, финтят и страховании — 1374, органах управления -1107 рублей. Реальная заработная плата по сравнению с августом прошлого года составила 96,9%.

Сохраняется рост несвоевременной выплаты заработной платы. По состоянию на 1 октября т.г. общая суммарная задолженность в наблюдаемых отраслях экономики составила 630,6 млн. рублей, которая в 3,8 раза превысила месячный фонд оплаты труда и с начала года возросла в 1,6 раза, за сентябрь 1998 г. — на 2%. В производственной сфере долг составил 519,8 млн. рублей, или 82% общей суммы.

Задолженность из-за отсутствия финансирования бюджетов всех уровней сложилась в сумме 128,2 млн. рублей и с начала года увеличилась в 14 раз, а за последний месяц — на 6%. Наибольший удельный вес недофинансирования отмечен в организациях народного образования — 35%.

1.1.10.    Демографическая обстановка

С января по сентябрь текущего года наблюдалось некоторое оздоровление демографической ситуации, хотя в целом она оставалась достаточно сложной и неоднозначной.

За прошедшие 9 месяцев в области родилось 7,5 тыс. детей, что на 2% больше соответствующего периода прошлого года. Умерло за этот период 13,9 тыс. человек (за январь-сентябрь 1997 г. — 14 тыс.). Каждый пятый среди умерших был трудоспособного возраста. Число умерших в 1,9 раза превысило число родившихся. Абсолютные масштабы естественной убыли населения были меньше, чем год назад, — соответственно 6,4 и 6,8 тысячи, но ее показатель по-прежнему остается весьма значительным — 7 человек на каждую 1000 жителей.

Снижение смертности наблюдалось от большинства учитываемых причин смерти, Однако на общем фоне развития позитивных тенденций произошло увеличение числа умерших от несчастных случаев, связанных с транспортными средствами (на 20%), самоубийств (на 12%) и случайных утоплении (в 1,9 раза).

Уровень смертности детей первого года жизни за январь-сентябрь текущего года был выше, чем за тот же период 1997 г.: соответственно 15,5 и 13,5 умерших на 1000 родившихся.

С января по сентябрь в органах записи актов гражданского состояния заключено 5,7 тыс. браков против 6,1 тысячи за аналогичный период прошлого года. Около 3,3 тысячи брачных пар распалось. На каждую 1000 образовавшихся брачных союзов пришлось 574 распавшихся, в 1997г. — 589.

Областной миграционной службой за последние 9 месяцев зарегистрировано 1146 вынужденных переселенцев, каждый пятый из них был малообеспеченным. Среди вынужденных мигрантов абсолютное большинство (72%) до переезда постоянно проживали в Казахстане, 11% — в Узбекистане. Более 87% мигрантов, получивших статус вынужденного переселенца, русские.

1.1.11.    Эпидемиологическая обстановка

Службой областного санэпиднадзора за истекшие 9 месяцев зарегистрировано значительное количество инфекционных и паразитарных заболеваний населения. Число отдельных из них по сравнению с январем-сентябрем 1997 г. возросло: на 10% — вирусными гепатитами, на 12 — острыми инфекциями верхних дыхательных путей, на 32% — острыми кишечными инфекциями. Население меньше болело бактериальной дизентерией, дифтерией, скарлатиной, менингококковой инфекцией, гриппом.

1.1.12.    Правонарушения

Органами внутренних дел области зарегистрировано 12679 преступлений, что на 7% больше, чем за январь-сентябрь 1997 г. Более половины 13 них приходится на долю тяжких и особо тяжких преступлений (55%).

Возросло число преступлений, связанных с умышленным убийством и покушением на убийство, грабежами, кражами. Значительно возросло число преступлений экономической направленности. В то же время уменьшилось число преступлений, связанных с хулиганством, наркотиками, изнасилованием и покушением на изнасилование, причинением тяжкого вреда.

Правоохранительными органами выявлено 7683 лица, совершивших преступления (в январе-сентябре 1997 г. — 5927). Из них 7% составляют несовершеннолетние, 17% — женщины. На долю лиц, не имеющих на момент совершения вступления постоянного источника дохода, приходится 49%. Раскрываемость преступлений составила 77,3%.

1.2.       Текущие проблемы экономики

1.2.1.      Вопрос о введении ККМ

Похоже, что эпопея с кассовыми аппаратами подходит к концу. Напомним, что нынешним летом мелкие предприниматели наотрез отказались применять аппараты в уличной торговле и решились на забастовку, в результате чего городские рынки пустовали три дня. Руководство области тогда пошло на компромисс, отстрочив применение контрольно-кассовых машин.

Как сообщил центр управления торговли областной администрации, принятым решением с 15 ноября этого года повсеместно вводиться торговля с кассовыми аппаратами. Торговля из сборно-разборочных палаток без применения ККМ разрешается лишь в случае, когда продавец имеет патент на право торговли. Однако это не касается продавцов сложнобытовой техники, ковровых изделий, мебели, изделий из золота, серебра и других драгоценных металлов, верхней одежды из кожи и меха, продавцов алкогольных напитков [[1]]. Несоблюдение нового постановления грозит не только штрафами, но и лишением права на торговлю.

В конце ноября вопрос о введении ККМ вновь обсуждался в областной администрации. В администрации Липецкой области состоялась встреча с руководителями городов и районов, представителями правоохранительных и контролирующих органов, где рассматривался вопрос о подготовке к повсеместному введению в торговлю контрольно-кассовых машин, так как торговля без кассовых аппаратов в предстоящем году будет караться законом. Торговцы не спешат делиться с государством прибылью. В результате как федеральный, так и региональные бюджеты недополучают значительные суммы.

Как заявил на встрече заместитель главы администрации области С.Доровской, правоохранительные органы обязаны усилить работу по пресечению подобных актов, а налоговая служба должна навести порядок в торговле на рынках. В администрации будет подготовлено соответствующее распоряжение, которым предусматривается поэтапное введение ККМ с первого апреля нового года [[2]].

1.2.2.      Развитие предпринимательства

Липецкая городская администрация внесла ряд изменений в положение о сборе за право торговли на территории г. Липецка. Решение об этом было принято на последней сессии городского Совета. С предложение об изменении ставки сбора выступил антимонопольный комитет. Проблема состояла в том, что ставка, утвержденная сессией 26 мая этого года, была просто непомерно огромной и единой для всех: 500 минимальных месячных оплат труда в год с каждого предпринимателя — физического лица, занимающегося оптовой торговлей. Нынешняя сессия утвердила дифференцированный подход к сбору за право торговли на территории Липецка. С юридических лиц теперь будут взимать 100 минимальных оплат труда. С физических, но реализующих свой товар через систему комиссионной торговли (то есть коммерсанты, сдающие свой товар в магазины), — 25 минимальных оплат труда. Для всех других предпринимателей, годовой оборот которых не превышает 11 млн. деноминированных рублей (основная часть коммерсантов), сбор утвержден в размере 100 минимальных оплат труда. Предпринимателям с годовым оборотом от 11 до 61 млн. — 500 минимальных оплат [[3]].

1.2.3.      Агентство поддержки среднего и малого бизнеса

Обеспечить профессиональную помощь малому предпринимательству в области призвана Липецкое региональное агентство поддержки среднего и малого бизнеса. Создана эта структура благодаря усилиям официальных органов: областной администрацией, Липецкой торгово-промышленной палатой, Фондом имущества области, которые явились ее учредителями. Основная задача новой структуры, по словам директора агентства Павла Захряпина, консалтинговая. Консультации будут даваться по самому широкому спектру вопросов: от ориентации на российском рынке до расчетов оптимальных затрат, составление бизнес-плана, помощи в поисках финансов, оборудования, помещения. Предполагается, что определенное содействие в организации окажет программа европейского сообщества технической помощи странам СНГ «Тасис». В Липецке до июня 1999 г. будет находиться консультант по проблемам малого бизнеса из Германии. Предполагается обучение липецких специалистов за рубежом.

1.2.4.      Зарубежные эксперты

12-13 ноября в Липецкой торгово-промышленной палате состоялась деловая встреча предпринимателей и руководителей предприятий с представителями Британского корпуса экспертов (BESO). Эта независимая служба была организована в 1972 году Институтом директоров и Конфедераций британской промышленности для работы в зарубежных странах в целях содействия экономическому и социальному развитию. В России BESO работает с 1993 года.

Сегодня на российском рынке действует очень много как отечественных, так и зарубежных консалтинговых фирм. Но их услуги по карману далеко не всем. Самым привлекательным является то, что деятельность корпуса финансируется британской стороной. Это означает, что липецкие предприятия, которые пожелают пригласить экспертов, должны будут взять на себя лишь расходы по проживанию, питанию и обеспечению эксперта переводчиком. Сами консультации даются бесплатно. Проезд до Липецка и обратно оплачивают британцы. Обычно процесс анализа и консультирования занимает 2-3 недели и обходится предприятиям на 90% дешевле, чем услуги платных консультантов.

Гости из Великобритании посетили также управление инвестиций и международных связей администрации Липецкой области. Начальник управления Владимир Подгорный проявил активный интерес к деятельности Британского корпуса экспертов и выразил надежду на конструктивное сотрудничество [[4]].

2.    Власть и политика

Исполнительные органы власти региона не проявляли в ноябре прежней активности. Во многом это может объясняться временным отсутствуем главы областной администрации в регионе, связанным с пребыванием в отпуске. Стоит отметить, О.П.Королев решил отдохнуть в то время, когда в области прошла череда выборов и основные посты заняли "свои люди". Факт выборов мэром г. Липецка А.Коробейникова подтвердил мнение, что глава областной администрации владеет ситуацией. В текущем месяце на политическом поле региона выделялась в большей степени деятельность органов представительной власти.

2.1.       Законодательство

1 ноября вступил в силу новый «Закон о выборах глав администраций муниципальных образований в Липецкой области» [[5]]. Несколькими днями ранее в местной печати был опубликован текст закона о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления. По мнению председателя областного Совета депутатов Анатолия Савенкова, «тем самым в Липецкой области впервые в стране создана нормативная база властной вертикали, берущая начало в самых глубинах общества. При этом депутаты облсовета исходили из необходимости расширять демократические начала в управлении государством, приблизить власть к народу».

В соответствии с законом срок полномочий главы администрации муниципального образования не может быть более 4 лет. Расходы избирательной комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств бюджета муниципального образования.

2.2.       Выборы председателя горсовета Липецка

28 октября ХХ внеочередная сессия законодательного органа власти Липецка рассмотрела вопрос об избрании председателя городского совета депутатов взамен ставшего главой администрации города Александра Коробейникова.

По процедуре выдвижения и обсуждения кандидатур на этот пост полагалось выдвинуть не менее двух человек из числа депутатов горсовета. Предложены были двое: Михаил Гулевский, директор по персоналу АО «НЛМК», и Иван Москалев, руководитель Карамышевского мясоперерабатывающего комплекса АО «НЛМК».

Обе кандидатуры после недолгого обсуждения были внесены в бюллетень для тайного голосования. Уже до начала процесса тайного голосования было ясно, кому будут отданы голоса депутатов, так как председательствующий на сессии Игорь Полосин в самом начале обсуждения обнародовал обращение 16 депутатов горсовета, в котором они предлагали поддержать Михаила Гулевского. 16 депутатов, согласно закону, является минимальным рубежом для избрания председателя.

Председатель счетной комиссии Светлана Бессонова огласила следующие результаты голосования: из 29 депутатов за Михаила Гулевского проголосовало 18, а за Ивана Москалева 10 человек. Один бюллетень был признан недействительным [[6]].

После того, как сессия утвердила протокол счетной комиссии, коллеги по депутатскому корпусу поздравили своего нового председателя.

Гулевский Михаил Владимирович родился в 1948 году в селе Казино Задонского района Липецкой области. Образование высшее, по профессии инженер-металлург. Закончил в 1973 году Липецкий политехнический институт.

На металлургическом комбинате работает с 1966 года, где прошел путь от рабочего до директора по персоналу АО «НЛМК.

Женат, имеет двоих детей.

2.3.       Кадровые изменения в администрации г.Липецка

25 ноября заместитель главы администрации Липецка Николай Шестаков подал в отставку. Она была принята. На эту должность Александр Коробейников назначил Владимира Черникова — нынешнего депутата горсовета, бывшего главного инженера УКСа НЛМК. Владимир Иванович будет ведать строительными комплексом города и другими вопросами [[7]]. Какими именно, мэр города, представляя своего нового зама, пока не уточнил. Возможно, нынешнее новое назначение — начало грядущих кадровых перемен в городской администрации. Новый мэр города видимо пытается собрать собственную команду.

2.4.       Бюджет Липецка

Городской бюджет Липецка утвержден до конца года. Его приняли не без сомнений и колебаний депутаты горсовета 18 ноября. Согласно докладу начальника управления финансов администрации города Тамары Фадеевой за 9 месяцев этого года городская казна недополучила 127 млн. рублей. Некоторое пополнение доходной части бюджета планируется за счет НЛМК, который в связи с передачей на баланс города своих объектов соцкультбыта теперь начинает платить налоги, от которых ранее был освобожден. Но насколько исправно будет платить комбинат — остается вопросом. Впрочем, даже эти предполагаемые поступления  вряд ли спасут бюджет города в целом. По оценкам финансистов, по итогам года выполнен городской бюджет будет максимально на 82,9%.

В общих чертах основные изменения, которые претерпел бюджет, следующие: больше «отняли» денег у предприятий сельского хозяйства города. Их расходы сокращены на 27 млн. рублей. Плюс 6 млн. рублей — здравоохранение. Дополнительно 4 млн. получит хоккейный клуб «Липецк» [[8]]. По этому поводу в зале разгорелась дискуссия. Но решение в пользу хоккейного клуба все же было принято. А с покупкой акций областного банка решено подождать. (В предыдущем обзоре упоминалось о планах областной администрации создать на основе Дорожного банка, который из четырех основных региональных банков «остался наплаву», создать областной банк с контрольным пакетом областной и липецкой городской администраций). Депутаты засомневались в перспективности этого вложения денег. Соответствующей комиссии поручили еще поработать над этим вопросом.

2.5.       Вопрос о создании областного банка

Депутаты областного Совета несколько позже депутатов горсовета рассмотрели вопрос о "собственном банке". В ходе работы в комитетах областного Совета продолжалась работа над проектом закона «О внесении изменений в Закон Липецкой области "Об областном бюджете на 1998 год". Суть этих изменений сводилась практически к одному: в связи с созданием областного банка увеличиваются бюджетные расходы в сумме 2,5 миллиона рублей на приобретение акций Дорожного страхового банка. Эта проблема не первый раз вызывает горячие споры у депутатов. Ранее было даже принято решение для изучения всех тонкостей дела создать специальную экспертную группу. Вместе с тем и на последнем совместном заседании сразу трех депутатских комиссий облсовета, обсудивших этот вопрос, мнения разделились. Доводы противников этого проекта сводились к тому, что Дорожный страховой банк не соответствует уровню поставленных перед ним задач, вряд ли он, опасаются скептики, завоюет доверие вкладчиков. В ходе разгоревшейся дискуссии говорилось и о том, что население "не поймет" решение депутатов о столь значительных затратах бюджетных средств на покупку акций банка. Аргументация сторонников же предложенного проекта строилась на том, что действующие у нас филиалы московских банков вывозят деньги из области. Если срочно не создать свой банк, то большая часть платежей не дойдет до получателей и задолженность по зарплате будет расти. К тому же вложенные в покупку акций средства сразу будут возвращены в бюджет в форме кредита под минимальный процент.

Мнение членов экспертной группы, опирающееся на поддержку Центробанка, было таким: Дорожный страховой банк довольно устойчив, даже в условиях финансового кризиса он уже рассчитался со своими долгами, не вел рискованных сделок с ценными бумагами, выдерживает нормативные требования. Уже в ближайшее время новый банк может начать выдачу денег. Причем, как считают финансисты благодаря областному банку можно будет иметь большую сумму проходящих в Липецке оборотных средств в качестве беспроцентных ресурсов. К тому же и предложенная правительством Примакова концепция экономического развития предусматривает функционирование в каждой области нескольких местных.банков, чтобы создать конкуренцию.

Видимо, эти доводы убедили депутатов, и большинством голосов было принято решение о выделении из бюджета 2,5 миллиона рублей на приобретение акций ОАО АБ дорожный страховой банк». Какой же будет действенность и жизнеспособность нового областного банка — покажет время.

На заседании парламентарии также дорабатывали и вопрос об установлении ставок платы за пользование водными объектами, По мнению депутатов, представляющих промышленные предприятия, эти ставки нужно максимально снизить, чтобы они не были разорительны для заводов и комбинатов области. Комитет по водному хозяйству области учел эти пожелания. Так же решено, что 50% суммы-платы за пользование водными объектами, подлежащей зачислению в областной бюджет, будет направляться на осуществление мероприятий по восстановлению и охране самих водных объектов

Комитет по законодательству и правовым вопросам областного Совета вновь рассмотрел проект изменений в Положение о внебюджетном фонде УВД администрации области и управления Госавтоинспекции УВД. В результате предварительной проработки и об суждения депутаты пришли к решению: рекомендовать областному Совету исключить из источников формирования фондов специальные сборы Госавтоинспекции и штрафы за нарушение Правил дорожного движения на территории области, а также средства за вы дачу лицензий, взимание штрафов за распитие спиртных напитков в неустановленных местах. Это означает, что будет действовать общепринятый порядок, когда собранные деньги перечисляются в бюджет, а из него уже осуществляется финансирование правоохранительных органов. На заседании был также рассмотрен проект областного закона "О муниципальной службе в Липецкой области", который комитет рекомендовал областному Совету принять.

2.6.       Средства массовой информации

Проблемам взаиморасчетов редакции местных газет с областным бюджетом, а также с Липецким издательством Роскомпечати было посвящено состоявшееся 3 ноября в администрации области рабочее совещание главных редакторов районных и ряда областных изданий.

Руководители печатных СМИ высказали серьезную озабоченность по поводу усиления в последнее время нежелательных тенденций во взаимоотношениях прессы и органов власти, особенно на местах. Растут задолженности редакций перед Липецким издательством и учредителей — перед редакциями. В некоторых творческих коллективах журналисты в последний раз получили заработную плату в апреле. В ходе дискуссии прозвучало немало предложений, направленных на улучшение ситуации. Представители прессы получили ответы на многие вопросы. Итоги разговора подвел заместитель главы администрации области Юрий Дюкарев, пообещав, областная администрация будет оказывать содействие местным СМИ [[9]].

Совещанию предшествовали кадровые изменения в руководстве областного отделения Роскомпечати. В конце октября начальник управления СМИ и полиграфии областной администрации области Александр Царик представил коллективу Липецкого издательства Роскомпечать нового директора. Им стал достаточно изветный  в предпринимательских кругах области человек — генеральный директор НПО «Ориус» Владимр Грыгин. До назначения на должность руководителя издательства он занимался проблемами организации современного процесса выпуска районных газет, других региональных печатных СМИ.

3.    Акции протеста

2 ноября новолипецкие металлурги провели акцию протеста у стен американского посольства в Москве. Сталелитейщики потребовали у правительства США прекращения антидемпинговой процедуры, которая направлена против трех крупнейших российских производителей металла: НЛМК, «Северстали» и Магнитогорского металлургического комбината.

Министерство торговли США проводит антидемпинговой расследование по жалобе Объединенного профсоюза сталелитейщиков Америки и Канады, а также 13 крупнейших металлургических предприятий североамериканского континента. Результатом процесса могут стать высокие таможенные пошлины на импортируемый российский металл (до 200%), что фактически означает закрытие североамериканского рынка для отечественной металлопродукции. Резкое падение доли экспорта российского проката повлечет сокращение производства и числа рабочих мест для металлургов и работников смежных отраслей.

В ответ на демарш американцев Горно-металлургический профсоюз России направил президенту и в Конгресс США заявление, в котором заявил категорический протест против действий американской стороны. «Россия экспортирует металл по ценам несколько ниже мировых, поскольку на протяжении почти 10 лет инвестиций на обновление производственных фондов металлургии практически нет. Это наша беда, которая очень скоро ударит по конкурентоспособности российской продукции. Но сегодня цены на экспортируемый металл выше, чем на внутреннем рынке, и, следовательно, оснований для антидемпинговых процессов нет» [[10]], — говорится в заявлении.

ГМПР призвал правительство США и России вопросы взаимного товарооборота решать за столом переговоров, на основе межправительственных соглашений, обеспечивающих взаимную выгоду, занятость и стимулирование обоюдного экономического роста.

Центральный совет ГМПР и постановил провести пикетирование здания посольства США в Москве 2 ноября. На сей счет было получено специальное разрешение властей Центрального административного округа столицы, и в назначенный день в 11 часов утра 38 новолипецких сталелитейщиков развернули свои плакаты перед зданием американского представительства. Акция протеста прошла спокойно. Шесть российских и зарубежных телекомпаний передали репортажи с места события. Через полтора часа после начала пикетирования к новолипчанам вышел представитель посольства, и ему была вручена петиция. Дипломат пообещал передать требования российских металлургов президенту США.

В то же время руководители крупнейших металлургических предприятий страны, в том числе и НЛМК обратились с открытым письмом к вице-президенту США А.Гору и премьер-министру России Е.Примакову. Авторы письма подчеркивают, что экономический кризис в России и в ряде других стран оказал пагубное влияние на мировую торговлю металлопродукцией, и выход из создавшейся ситуации нужно искать вместе. В этой ситуации антидемпинговые меры угрожают жизнеспособности российской металлургии и ставят под угрозу сложившиеся в отрасли рыночные отношения.

«Поэтому мы призываем правительство США и правительство России немедленно начать переговоры по всестороннему соглашению по торговле металлопродукцией, прийти к сбалансированному долгосрочному решению, которое бы защищало интересы металлургической промышленности США, в то же время предоставляя нам продолжительный доступ на рынок США. Такое соглашение позволит обеим сторонам пережить кризис» [[11]], — говорится в письме.

4.    Общественно-политические организации

4.1.       НПСР

В начале ноября состоялась отчетно-выборная конференция липецкой городской организации «Народно-патриотический союз России» (НПСР). На не были проанализированы итоги проделанной за отчетный период работы, а также говорилось о необходимости улучшения героико-патриотического воспитания молодежи, поддержке ветеранских организаций, дальнейшего сплочения всех патриотических сил города. На конференции было избрано новое правление регионального НПСР, председателем которого стал Николай Юров, бывший до этого членом правления городской организации НПСР.

14 ноября в Липецке состоялась третья отчетно-выборная конференция областной организации народно-патриотического союза России. В ее работе приняли участие делегаты из районов и городов, а также представители администрации области. На конференции с тревогой говорилось об углубляющемся в России и области политико-экономическом кризисе. Критически анализируя итоги проделанной работы, допущенные тактические ошибки и просчеты, участники конференции заявили о необходимости дальнейшего сплочения всех левопатриотических сил, активизации деятельности по спасению страны от разграбления, а нации — от уничтожения, необходимости в связи с предстоящими очередными выборами Госдумы и Президента РФ выступить единым блоком.

Единогласно в состав НПСР были приняты два новых члена — областные отделения общероссийских общественных движений «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» и «Держава». Конференция избрала новый руководящий орган областной организации НПСР, а также председателя правления, которым вновь стал первый секретарь обкома КПРФ, депутат Госдумы Владимир Топорков, сопредседателем — представитель аграрной партии, полковник запаса Юрий Яковенко. Избраны также делегаты на съезд Федерального НПСР.

4.2.       Пионерская организация

5 ноября в актовом зале института усовершенствования учителей произошло долгожданное событие — родилась пионерская организация Липецкой области. Решение о ее создании единогласно приняли участники слета областных детских организаций. «Новая пионерия — вне политики». Организаторы ставят задачу «взять все лучшее, что было в истории ее предшественницы». Девиз вновь созданной организации — «за Родину, добро и справедливость» [[12]].

4.3.       «Российские регионы»

11 ноября в Липецком техническом университете состоялась учредительная конференция партии «Российские регионы», на которой был принят устав и программа означенной партии. Во главу угла своей деятельности, судя по принятым документам, «Российские регионы», ставят «необходимость подчинения государственной власти жизненно важным интересам общества и создание системы реального народовластия». Основная же цель партии — создание достойного уровня жизни для жителей каждого региона и России в целом» [[13]]. Членами партии одними из первых стали студенты университета.

4.4.       «Центр защиты русского народа»

15 ноября, в воскресенье, в Липецке проходила конференция русских национал-патриотических партий и движений области. На ней было принято решение о создании «Центра защиты русского народа». Так будет называться новое общественно-политическое движение, в состав которого вошли патриотический фронт «Память», Русская национальная партия, общественная организация «Поле Куликово». Председателем областного «Центра защиты русского народа избран Юрий Голощапов. Главной задачей новая организация ставит защиту интересов и прав русских людей.

4.5.       «Липчане»

В середине ноября состоялось собрание общественных организаций и объединений, входящих в Союз «Липчане». В его работе принял участие начальник управления по работе с общественными организациями и объединениями администрации области Сергей Васильев. На собрании был обсужден и принят устав, избраны руководящие органы и председатель Союза — им стол Василий Родионов. На собрании было рассмотрено соглашение между властными структурами и Союзом «Липчане» о совместной деятельности по защите гражданских интересов жителей Липецкой области. Были также обсуждены проекты законов «О социальном заказе Липецкой области» и «О налогообложении некоммерческих организаций». В ближайшее время Союз «Липчане» рассмотрит вопрос о несоответствии отдельных законодательных актов, принятых в области, федеральным законам.


4.6.       День солидарности студентов

Во вторник, 17 ноября, состоялась областная студенческая конференция, посвященная Международному дню солидарности студентов. Представители практически всех высших и среднетехнических учреждений области собрались в этот день в киноконцертном зале ЛГТУ, чтобы обсудить тему «Государственная власть и общество».

Одним из основных пунктов повестки дня был вопрос о перспективе развития студенческого движения и методах борьбы за права студентов. По словам Олега Волкова, председателя Ассоциации студентов Липецкой области, в РФ законодательство не действует, происходит тотальное нарушение прав граждан, в том числе нарушение прав молодежи на свободное развитие и достойную жизнь. Как считают участники конференции, на сегодняшний день главным противоречием в России является все более усугубляющийся разрыв между государственной властью и обществом. Единственный способ прикрыть образовавшуюся брешь — провести конструктивный диалог и принять Закон «Об ответственности».

В решении областной студенческой конференции записано: «Молодежь объективно заинтересована в будущем России. Студенчество, являясь интеллектуальным авангардом молодежи, заявляет о своей стратегической ответственности за будущее своей страны и в то же время требует ответственности у других сил в обществе за совместное движение к основной цели — достойной жизни в стране» [[14]]. До тех же пор, пока не будет найден компромисс, пока будут нарушаться права молодежи, студенческое движение видит единственный способ «разговора» с властью: забастовки, пикеты, уличные погромы.



Источники

[1] Липецкие известия. — 1998 г. — 13 ноября.

[2] Липецкая газета. — 1998 г. — 20 ноября.

[3] Де-факто. — 1998 г. — 20-23 ноября.

[4] Липецкие известия. — 1998 г. — 20 ноября.

[5] Липецкая газета. — 1998 г. — 30 октября.

[6] Липецкая газета. — 1998 г. — 29 октября.

[7] Де-факто. — 1998 г. — 27 — 30 ноября.

[8] Де-факто. — 1998 г. — 20-23 ноября.

[9] Липецкая газета. — 1998 г. — 4 ноября.

[10] Де-факто. — 1998 г. — 6-12 ноября.

[11] Липецкая газета. — 1998 г. — 4 ноября.

[12] Липецкая газета. — 1998 г. — 6 ноября.

[13] Де-факто. — 1998 г. — 13-16 ноября.

[14] Де-факто. — 1998 г. — 20-23 ноября.