Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калининградская область

Д. С.

Калининградская область

в ноябре 1998 года

1.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1.       Акции протеста учителей

В ноябре по области прокатились массовые забастовки учителей. С 10 ноября акции протеста охватили около половины районов области (Зеленоградск, Черняховский район, Нестеров, Правдинск, Полесс, Неман, Краснознаменский район, Гурьевский район). Учителя судами пытаются выбить деньги из областной администрации. Забастовщиков начала поддерживать и местная исполнительная власть, которая не в состоянии своевременно оплачивать труд людей. В Черняховске стачком потребовал выплатить долги по заработной плате за август-октябрь, рассчитаться за пособия на книгоиздательскую продукцию и немедленно вернуть в школы собранные от 1% налога на образование деньги. Для 1250 учителей района необходимо ежемесячно изыскивать около 800 тысяч рублей. Таких денег в местном бюджете нет.

В Калининградской области 869 учреждений образования. По данным комитета по образованию областной Думы, доля расходов на образование в региональном бюджете составляла в 1996- 2,8%, в 1997 г. -3,14%, в первом полугодии 1998 — 2,3%. При этом расходы на образование исполнялись на 54,5% в 1996 году, 60% в 1997 году и на 46,3% в текущем году [[1]].

Областная Дума еще в июле 1995 года приняла постановление о введение однопроцентного сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с годового фонда заработной платы юридических лиц. Но администрация Леонида Горбенко и по настоящее время на нужды образования отправила из этого сбора только 2-2,5%. Так, в первом полугодии текущего года в областную казну поступили средства налога на образование в размере 6,018 рублей, из них на нужды образовательных учреждений было направлено лишь 178 тысяч рублей [[2]].

Заметим, что все 22 района Калининградской области являются дотационными и решить проблемы учителей местные власти явно не в состоянии.

При этом, нельзя не отметить одно парадоксальное несоответствие. Согласно данным журнала «Эксперт», по образовательному уровню населения Калининградская область занимает 9-е место в стране. В то же время депутаты областной Думы подсчитали, что по уровню финансирования образования регион находится на 85-м месте в России.

1.2.       Работники культуры

Работники культуры 5 ноября заявили о недоверии губернатору. Они собрались в историко-художественном музее на встречу с Леонидом Горбенко. Встреча, однако, не состоялось. Руководитель профкома музыкального колледжа Антонина Шнец заявила: «Мы действительно работает, учим и развиваем детей, а не перекладываем бумажки как в администрации»... «Денег на методическую литературу не видели уже 16 месяцев. Библиотечный фонд больше похож на собрания антиквариата» [[3]].

О библиотеках особый разговор. Библиотекари пришли на встречу с лозунгом: «Библиотеки есть! Они не могут не есть» [[4]]. Главный библиограф областной библиотеки поведала, что финансирование комплектования фондов ведется значительно хуже, чем в целом по России. «Мы аж на 79 месте. Хуже только Чечня и коряки» [[5]].

Выступавшие требовали немедленно погасить долги по зарплате; начислить и выплатить в течение ноября-декабря индексацию за допущенную задолженность по зарплате до декабря ликвидировать долги по оплате за методическую литературу; по примеру других регионов ввести для работников культуры местный коэффициент, приравнивающий их по оплате труда к труженикам производственных отраслей; не проводить намечаемое массовое сокращение работников учреждений культуры. Некоторые пошли дальше и требовали отставки губернатора Горбенко и начальника областного управления культуры В.Лысенко [[6]]. Последнего, кстати, губернатор уволил в конце ноября.

1.3.       Акция докеров торгового порта

Улицу Дмитрия Донского, по мнению журналиста Кирилла Синьковского, давно пора переименовать в Митинговую. 2 ноября здесь выставила пикет калининградская организация Российского профсоюза докеров при поддержки Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников депо «Калининград-2» и Общероссийского общественного движения «За права человека». Докеры заявили, что руководство ЗАО «Морской торговый порт Калининград» ущемляет права докеров за их принадлежность к профсоюзу, которому они доверяют.

В Калининграде Российский профсоюз докеров действует с 23 августа 1995 года. В октябре прошлого года состоялись забастовки, организованные профсоюзом. Люди требовали повышения заработной платы. Своего они, правда, не добились, но участников акции, несмотря на угрозы, не уволили. Это обстоятельство говорит об определенной силе и авторитете профсоюза. Однако потом, по мнению участников пикета, со стороны руководства торгового порта началась откровенная дискриминация докеров по признаку принадлежности к РПД. Следует отметить, что он не входит в ФНПР. Как отметил председатель профсоюза докеров морского торгового порта Михаил Чесалин, возглавляемая им организация ни в коем случае не противостоит ФНПР. Просто действует принцип здоровой конкуренции. Есть и существенные отличия. В профсоюз докеров не принимается руководящий состав и работодатели. Это, по мнению Михаила Чесалина, дает возможность лучше защищать права рабочего. Если вернуться к фактам дискриминации, то суть в том, что руководство порта свело членов РПД в отдельные бригады и выделяет работу по остаточному принципу. Людям доходчиво объясняют, что состоять в профсоюзе крайне вредно [[7]]. Результаты не замедлили сказаться. Численность РПД заметно сократилась. «У людей начались проблемы с заработком, и им ничего не оставалось, как уступить» [[8]]. Профсоюз подал в суд на незаконные действия руководства порта. Но претензии докеров не только к администрации порта. Они считают, что необходимо обеспечить исполнение закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Известно, что большинство грузов проходит через порты прибалтийских государств. Эти деньги пополняют бюджет Литвы, Латвии, Эстонии. Михаил Чесалин полагает, что такое положение вещей «выгодно отдельным чиновникам в правительстве РФ, и может быть, в областной администрации» [[9]].

30 ноября докеры обратились за поддержкой в политсовет региональной организации «ЯБЛОКО». Стороны договорились о взаимодействии и сотрудничестве.

2.    ВЛАСТЬ

2.1.       Разговоры о «Балтийской республике»

Деятельность Калининградского губернатора, его сентябрьские новации по введению режима «чрезвычайной ситуации» всколыхнула и центральную прессу. «Российская газета» опубликовала статью «Блеск и нищета Калининградской зоны». Уже в который раз речь пошла о перспективах создания «Балтийской республики». Авторы статьи упоминают, что «за 1994-1998 гг. евроструктурами и американским конгрессом было принято свыше 10 резолюций, предлагающих ограничить суверенитет России в области и передать ее под международную опеку». Решение проблем российским и иностранным специалистам видится в сохранении и постепенном расширении внешнеторговых льгот для региона параллельно с повышением его международного статуса.

«Ближайшие аналоги», прецеденты таких решений — автономные от Дании Фареры и Гренландия, где суверенитет метрополии ограничивается внешней политикой (за пределами региона), обороной и регулированием местной финансовой системы, в которой, правда, действует не «анклавная», а общенациональная валюта [[10]].

Весьма любопытно мнение об этой проблеме экс-губернатора Калининградской области профессора Юрия Маточкина. Еще в 1990 году, баллотируясь в народные депутаты РСФСР, Маточкин выдвигал идею создания Балтийской автономной республики, а затем — образования свободной экономической зоны. По его мнению, такое развитие событий на тот момент вполне соответствовало Конституции СССР и РСФСР.

На сегодня, утверждает Маточкин, налицо противоречия между Конституцией РФ и реальным положением Калининградской области как эксклавной территории России. Ст.8 Конституции РФ гласит, что в РФ «гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг... свобода экономической деятельности». Согласно статье 74, на территории РФ не допускается взимание пошлин, сборов и других препятствий для свободы перемещения товаров, услуг. Эти статьи, как справедливо утверждает Маточкин, на территории Калининградской области не работают в полной мере и не могут работать ввиду эксклавного положения региона [[11]].

Что же предлагает сделать Маточкин?

Первое: инициировать подготовку межгосударственного договора между Россией и ЕС о начале процесса вступления Калининградской области как субъекта РФ в ЕС в качестве ассоциированного члена параллельно с Литвой.

Второе: начать работу по изменению ныне существующего договора между федеральным Центром и областью. Главной задачей должно быть усиление полномочий местных органов власти, то есть передачи им части функций по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ: вопросы владения и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Сюда же относятся четко оговоренные функции в области международных связей (см.72), передача прав в части управления федеральной госсобственностью, частичная передача функций валютного и таможенного регулирования, передача некоторых возможностей в реализации военного имущества, участие в защите и распределении ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст.71).

Все эти изменения предметов ведения, то есть передачи функций федерального центра субъекту Федерации, должны определяться федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст.76).

Маточкин не рассчитывает на скорое принятие таких законов, но считает необходимым подготовить их проекты и выступить с законодательной инициативой. Как следующий шаг, он считает возможным проведение референдума о будущем области. Но что дальше? Ст.66 (п.5) гласит, что статус субъектов РФ может быть изменен по взаимному согласию в соответствии с федеральным конституционным законом, что означает необходимость получить поддержку 3/4 голосов в Совете Федерации и не менее 2/3 — в Государственной Думе. Рассчитывать на такую поддержку пока не приходится. Здесь правовое поле заканчивается. Самый благоприятный вариант развития, по мнению Маточкина, в совместном создании нового статуса Калининградской области как субъекта РФ, наделенного дополнительными полномочиями — представлять Россию в Европейском сообществе. Но, к сожалению, вариант маловероятный в ближайшем будущем. Однако Маточкин не видит перспективы в отделении от России и создании самостоятельной республики «Никогда эта территория не сможет быть самостоятельной, сразу найдутся серьезные претенденты на эту землю. Мы интересны только как часть России — пока еще великой страны» [[12]].

2.2.       Два года пребывания у власти Л.Горбенко: мнения политиков

Практически все ведущие СМИ Калининградской области посвятили двухлетию победы Л.Горбенко на губернаторских выборах аналитические материалы. Приятного в них было сказано мало. «Калининградская правда» обратилась с вопросами к местным политикам различной ориентации с одним вопросом: как они оценивают пребывание Леонида Горбенко на посту губернатора? Приведем некоторые ответы.

Николай Тулаев, депутат областной Думы, сопредседатель Союза демократических сил «Янтарный край России».

 — Как политик, а губернатор не может не быть политиком, Л.Горбенко не состоялся. Он не только не объединяет основные общественные интересы, но внес серьезные политические расколы и антагонизмы в жизнь региона. Под его руководством область вернулась сегодня в состояние начала 90-х годов, откуда она пыталась выйти.

Юрий Семенов, один из лидеров Народно-патриотического союза России в области:

— О результатах двухлетнего правления Горбенко можно было бы говорить, если бы было что сказать. Если бы не журналисты, которые напоминают о нем по каждому поводу, думаю, население области вообще не замечало бы, что есть губернатор. Ему не удалось воплотить свои предвыборные обещания в реальные дела.

Сергей Пасько, председатель Балтийской республиканской партии:

 — Если применить пятибалльную систему, то я бы поставил губернатору по итогам прошедших двух лет «тройку». Никаких достижений не замечено, по и крупных провалов тоже.


Ефим Довженко, депутат областной Думы, секретарь Компартии ленинского типа Калининградской области:

 — Во втором туре губернаторских выборов мы поддержали Леонида Горбенко. Мы надеялись объединить вокруг него трудящихся против курса реформ Юрия Маточкина. Но мы и тогда подчеркивали, что будем поддерживать только позитивные шаги новой власти.

Но получилось так, что предвыборные обещания Горбенко фактически остались не реализованы. Наоборот, социально-экономическое положение в области ухудшилось.

Леонид Горбенко пытается узурпировать власть в области. Он уклоняется от депутатского контроля за исполнением Закона о бюджете. Происходит падение жизненного уровня малообеспеченных слоев населения... Губернатор игнорирует депутатов областной Думы, а вместе с ними и избирателей. Он поставил себя над обществом. В конце концов, свое слово обо всем этом должна сказать прокуратура.

Павел Тимофеев, председатель Балтийского отделения Партии народного согласия:

 — Я расцениваю результаты двухлетнего правления Горбенко крайне отрицательно. Очень сильно разочарован, хотя и поддерживал его на выборах. Он не сумел правильно подобрать команду, у него нет внятной экономической политики...

Владимир Ежиков, депутат областной Думы, сопредседатель Союза «Янтарный край России», председатель региональной организации «ЯБЛОКО»

 — «Бывали времена похуже, но не было подлей». Нельзя тратить средства области на цели, далекие от нужд населения, нельзя считать себя приоритетом во взаимоотношениях с обществом. Но именно это, к сожалению, демонстрирует губернатор. Ему надо учиться достигать согласия.

Виктор Салмин, председатель региональной организации НДР

 — Самое главное в Леониде Горбенко — то, что он человек конкретный. Кому то это нравится, кому-то нет... На мой взгляд, губернатор Леонид Горбенко как раз обладает умением крепко держать «вожжи» в руках.

Алексей Буханцев, первый секретарь обкома КПРФ

 — И наша организация, и я лично оцениваю результаты двухлетнего пребывания у власти Леонида Горбенко как неудовлетворительные.

Я считаю, что возглавляя исполнительную власть, губернатор должен был организовать ее на исполнение Закона о бюджете. Нельзя управлять областью, считая себя единственным правым во всем. Нельзя было обострять отношения с представительной властью до такой степени, не реагировать на протесты прокурора по поводу нарушений исполнительной властью законодательства. Получается не управление, а самоуправство.

Между предвыборными обещаниями Горбенко и тем, что мы видим теперь, образовался огромный разрыв.

Дмитрий Слепокуров, один из лидеров местного «ЯБЛОКА», член Центрального Совета «ЯБЛОКА»

 — Эти два года — время сильных жестов вместо сильной политики. Это время кадровой чехарды, невнятной экономической политики, неспособности к разумным компромиссам, отсутствия взаимодействия с избранными населением органами государственной власти и местного самоуправления. Это время создания странных прогубернаторских альянсов вместо диалога с реальными политическими силами региона. И самое главное — это время тяжелых испытаний для населения области [[13]].

2.3.       Визит Олега Сысуева

17-18 ноября область посетил первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Олег Сысуев. Этого визита ждали давно, прежде всего в связи с перманентным противостоянием областной Думы и губернатора. По словам Сысуева, конфликт представительной и исполнительной власти в Калининградской области «носит экстраординарный характер» и «администрация президента берет на себя ответственность за ситуацию во властном семействе» [[14]]. Он напомнил, что существует 85-я статья Конституции, где записано право Президента РФ использовать согласительную процедуру для разрешения конфликтов, в том числе и региональных. Заявив, что бесконфликтного существования вообще не бывает, он высказал претензии к судебной власти. На его взгляд, она порой прячется от ответственности, мотивируя это отсутствием законодательной базы. Рекомендации на этот счет президентской администрацией будут даны в скором времени.

На пресс-конференции Олег Сысуев сообщил, что взял на заметку слабое финансирование и, как следствие, тяжелое положение военнослужащих на территории области, огромные долги прежде Калининградом федеральных структур. По Калининградской области, признал Сысуев, за рубежом многие судят о всей России. «Я нашему губернатору посоветовал почаще встречаться с главами местного самоуправления, — сообщил Сысуев. — Но не для того, чтобы душить их» [[15]].

Визит Олега Сысуева, видимо, следует считать успешным. Во всяком случае, довольно конструктивный диалог между региональными властями продолжался и после отлета «гостя».

2.4.       Диалог губернатора и Думы

В областной Думе на следующий после визита Олега Сысуева день, 19 ноября, было принято заявление смысл, которого сводился к тому, что «Дума готова работать в конструктивном русле, в тесном взаимодействии с администрацией области... искренне сожалеет о том, что в период затянувшейся конфронтации между ветвями государственной власти отдельными депутатами были допущены резкие и некорректные высказывания в адрес главы администрации (губернатора) области. В связи с этим областная Дума приносит главе исполнительной власти свои извинения...» [[16]].

Извинения были приняты благосклонно. В ответ последовало заявление губернатора о том, что «извинения областной Думы за некорректное поведение ряда депутатов он принимает как ее (Думы) осознанное желание покончить с конфронтацией и впредь строить отношения двух ветвей власти на основе действующего законодательства» [[17]].

Итак, стороны публично высказались за примирение. Думается, что в извинениях депутатов сквозит еще и желание получить зарплату за несколько месяцев, по распоряжению губернатора невыплаченную. Это всего лишь ликвидация наиболее очевидных последствий конфликта. О породивших его причинах пока речи не было.

2.5.       Закон о земле

Как первый результат примирения можно рассматривать принятие областной Думой в первом чтении закона о земле (18 — «за», 6 — «против»). Проект принят, может быть, потому, что из документа была исключены статьи о купле-продаже и залоге земли, так раздражавшие противников узаконенного земельного оборота (теневой существует давно и не заметит его только ленивый: в год в области совершается до полутора тысяч земельных сделок). Прежние три статьи заменены одной, согласно которой купля-продажа и залог земли на территории Калининградской области регулируются федеральным законодательством. Сколько чтений предстоит пройти земельному закону в будущем, пока не известно. Сколь долгим будет процесс принятия закона, также пока неясно, но вряд ли думцы будут такими сговорчивыми и впредь [[18]].

2.6.       Первые действия мэра Калининграда Юрия Савенко

17 ноября состоялась первая после официального вступления в должность пресс-конференция Юрия Савенко. Он заявил о грядущем сокращении штатов мэрии на 30%. Мэр сообщил, что сам будет уделять главное внимание стратегии и тактике эффективного развития новых производств, созданию финансово-промышленных групп с иностранными партнерами. Савенко отказался отвечать на вопросы о возможных кадровых назначениях, отметив лишь то, что некоторые из них «могут вызвать шок». Тем не менее, круг возможных выдвиженцев нового мэра можно предположить.

Это В.А.Лисицин, занимающий пока место главы администрации Центрального района г.Калининграда, Ю.С.Беденко, возглавлявший комитет по развитию свободной экономической зоны при Ю.Маточкине, Р.И.Заремба, нынешний вице-мэр по финансам, Г.С.Янковская, нынешний вице-мэр по социальным вопросам. Возможно в мэрию будет приглашен и Алексей Конюшенко, занимающий ныне пост руководителя областного антимонопольного комитета.

Долгое время ходили упорные слухи о зависимости Савенко от областной администрации и губернатора и, как следствие, его неспособности в случае победы на выборах проводить самостоятельную кадровую политику. Если вышеуказанные назначения состоятся, то можно сделать вывод о беспочвенности этих слухов.


 



Источники

[1]. Поляков С. Контрасты Восточной Пруссии // Каскад. — 1998. — 11 ноября. — С. 4.

[2]. Поляков С. Контрасты Восточной Пруссии // Каскад. — 1998. — 11 ноября. — С. 4.

[3]. Арютова О. Контрабас привратился в дрова // Каскад. — 1998. — 6 ноября. — С. 3.

[4]. Болычева О. Библиотеки есть! Они не могут не есть!» // Калининградская правда. — 1998. — 10 ноября. — С. 1.

[5]. Арютова О. Контрабас. // Каскад. — 1998. — 6 ноября. — С. 3.

[6]. Болычева О. Библиотски есть! Они не могут не есть! // Калининградская правда. — 1998. — 10 ноября. — С. 1.

[7]. Синьковский К. Душа докера для чиновника потемки // Каскад. — 1998. — 3 ноября. — С. 3.

[8]. Синьковский К. Душа докера для чиновника потемки // Каскад. — 1998. — 3 ноября. — С. 3.

[9]. Синьковский К. Душа докера для чиновника потемки // Каскад. — 1998. — 3 ноября. — С. 3.

[10]. Чичкин А., Настин А. Блеск и нищета Калининградской зоны // Российская газета. — 1998. — 31 октября.

[11]. Маточкин Ю. О республике, Конституции и о будущем // Калининградская правда. — 1998. — 17 ноября. — С. 3.

[12]. Маточкин Ю. О республике, Конституции и о будущем // Калининградская правда. — 1998. — 17 ноября. — С. 3.

[13]. Боровская Н. Пора делать выводы // Калининградская правда. — 1998. — 10 ноября. — С. 3.

[14]. Зарембо Т. Сысуев скомандывал: «Брейк» // Комсомольская правда и Калининград. — 1998. — 20 ноября. — С. 11.

[15]. Сазонов В. Губернатору рекомендовано не душить мэров // Каскад. — 1998. — 19 ноября. — С. 3.

[16]. Заявление Калининградской областной Думы // Калининградская правда. — 1998. — 20 ноября. — С. 1.

[17]. Заявление главы администрации (губернатора) области // Калининградская правда. — 1998. — 21 ноября. — С. 1.

[18]. Белоглазова Г. Закон «О земле» у нас будет не урезанный // Калининградская правда. — 1998. — 28 ноября. — С. 1.