Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Орловская область

Владимир Слатинов

Орловская область

в сентябре — начале октября 1998 года

1.    Кризис и власть

1.1.    Меры по преодолению кризиса

Всю первую декаду сентября в Орле бушевал покупательский ажиотаж. В магазинах давно не видели такого столпотворения. В первую очередь были раскуплены масло, вермишель, яйца, сахар, консервы, цены на которые поползли вверх. В выходные горожане отвлекались на массовое выкапывание картошки, а в понедельники с утра снова бросались по магазинам и рынкам, задавшись целью запастись продуктами питания «на всю оставшуюся жизнь».

Глава администраций области Е.С.Строев подписал постановление №501 от 11.09.98 г. «О создании оперативного штаба по выработке и реализации антикризисных мер». Оперативный штаб, в который вошли заместители главы администрации области, руководители областных служб и ведомств, правоохранительных, контрольных, финансовых органов, профсоюзов, создан в целях оперативного отслеживания прохождения финансовых средств через кредитно-банковские структуры, уплаты налогов, ситуации на товарных рынках области и принятия экстренных мер по недопущению необоснованного роста цен и дефицита продуктов, предметов и услуг первой жизненной необходимости, снижению ажиотажного потребительского спроса и общего социального напряжения. Руководителем штаба назначен первый заместитель главы администрации области Кочуев В.А.

В числе направлений деятельности штаба: анализ наличия товарных ресурсов и выработка мер по обеспечению их гарантированного запаса, введение системы уполномоченных администрации области на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой торговли с целью координации и ускорения товаропотоков от производителей в сферу торговли, отслеживание динамики цен и тарифов на социально значимые товары и услуги и принятие мер по недопущению их роста.

Руководителям силовых структур области поручено обеспечить проведение комплекса мер по предупреждению нарушений законности и правопорядка, принятие оперативных действий по их пресечению. Под контроль взяты все ресурсы, которыми располагает область, определена ежедневная форма отчетности для предприятий, составлен перечень товаров, подлежащих особому контролю.

В первой декаде сентября в области отмечен дефицит сахара, растительного масла, гречневой крупы. Руководителям предприятий выданы поручения по их производству в местных условиях и изысканию возможностей приобретения за пределами области.

Одно из основных направлений работы штаба — проведение массовых проверок предприятий торговли. Под контроль взята ситуация на всех рынках г. Орла и районных центров. Комиссии, в состав которых входят представители управлений торговли, ценовой политики администрации области, Госторгинспекции, Центра санэпиднадзора, налоговых органов, постоянно проводят рейды по торговым точкам и рынкам. Массовые проверки были проведены 8-10 сентября. В ходе проверок по предприятиям местной перерабатывающей промышленности выявлены следующие характерные нарушения: ТОО «Птицевод без согласования с управлением ценовой политики подняло цены на яйцо в пределах 30%. Сосковский, Дмитровский и Ливенский маслосырзаводы в течение первой декады постоянно поднимали цены на свою продукцию (до 30%) без соответствующих обоснований. Змиевский мясокомбинат увеличил цену отдельных видов продукции до 37%. Все незаконно полученные доходы будут изъяты в бюджет. В ходе проверок рынков города выяснилось, что на рынке ТОО «Эврика» в большинстве торговых точек отсутствуют накладные на приобретение продукции. Торговая надбавка значительно превысила предельную, и сумма завышения28 811 руб. — изъята в доход бюджета. При появлении комиссии продавец Машкова В.А.(ЧП Касимов В.Ю.) прекратила торговлю сахаром по 500 рублей за мешок (10 р. 20 коп. за килограмм). Руководителю предложено явиться в управление ценовой политики с первичными накладными на этот сахар.

На центральном рынке в момент проверки полностью отсутствовала торговля рыбой на первом этаже здания рынка. На втором этаже маслом, сыром и колбасой торговали всего 3-4 предпринимателя. Остальные прятали товар под прилавком. Повсеместное нарушение — отсутствие документов у продавцов или подтирки, подчистки, исправление цен в наличествующих документах. Составляются акты, нарушители наказываются и штрафуются, В целом по всем рынкам рост цен за первую декаду составил: мука — на 39,3%, рис—на 26%.

15 сентября состоялось оперативное совещание, которое провел Е.С.Строев. Первым был рассмотрен вопрос об антикризисных мерах по стабилизации социально-экономического положения в области. С информацией выступил первый заместитель главы администрации области, руководитель оперативного штаба по выработке и реализации антикризисных мер В.А.Кочуев. Он сообщил о том, что в самый пик кризиса благодаря совместной работе контролирующих органов удалось наладить учет товаров первой необходимости. В торговую сеть было дополнительно поставлено 300 тонн сахара, 385 тонн макаронных изделий, 320 тонн круп, 1100 тонн муки, 200 тонн сливочного масла.

Оперативно были сформулированы основные направления антикризисных действий, варианты активизации работы местных предприятий. Однако, несмотря на сохранение стабильной ситуации в области, кризис выявил немало болевых точек, особенно в финансово-кредитной сфере. В.А.Кочуев познакомил участников совещания с пакетом антикризисных мер, которые предполагается реализовать в ближайшее время. С информацией о формировании регионального продовольственного фонда выступили начальник управления сельского хозяйства и продовольствия А.А.Михалев и генеральный директор АО «Орловская нива» А.С.Судоргин. В области к настоящему времени намолочено 1160 тысяч тонн зерна, осталось убрать всего 36 тысяч гектаров яровой пшеницы и ячменя, 34 тысячи гектаров гречихи. В числе актуальных задач дня — завершение сева озимых, уборка сахарной свеклы. Все 17 свеклосеющих районов включились в эту работу, уже убрано 14% площадей. В целом возможности аграрного комплекса области позволяют полностью обеспечить население основными продуктами. В то же время неудовлетворительно складывается ситуация с расчетами хозяйств за полученные весной ресурсы: за минувшую неделю в региональный продовольственный фонд поступило только 7% намолоченного зерна, всего погашена лишь четвертая часть кредитов. От глав районных администраций требуется активизировать работу по погашению задолженности, к злостным неплательщикам применять процедуру банкротства и ареста имущества, в частности, персональных автомобилей руководителей.

Итоги совещания подвел Е.С.Строев. Он подчеркнул, что главный вопрос текущего мероприятия в области антикризисных мер с учетом общей ситуации в стране. Первый удар Орловщина выдержала, удалось избежать обвального падения и паники на потребительском рынке, потому что заранее были созданы определенные рыночные механизмы, в том числе и государственного регулирования.

Кризис вновь обострил такие болевые точки экономики, как тяжелое положение машиностроения, приборостроения. Банковская и налоговая система оказалась неспособна действовать в экстремальной ситуации. В связи с этим острой критике были подвергнуты руководители Главного управления Центробанка по Орловской области В.Е.Чугунов и налоговой инспекции В.И.Рыжов. С участием правоохранительных и контрольных органов будет создана специальная комиссия для анализа действий руководителей финансово-кредитной системы в условиях кризиса. В числе первоочередных задач Е.С.Строев назвал жесткий контроль за вывозом наличных денежных средств за пределы области. Намечено создать при администрации области валютно-кредитную комиссию для ' координации импортно-экспортной деятельности. Будет создан областной фонд продовольственного обеспечения. Главам районных администраций рекомендовано создать аналогичные фонды для снабжения местного населения, в первую очередь учреждений образования и социальной защиты. Планируется активизировать закупки у населения скота и картофеля, более энергично вести подключение частных жилых домов к газовым сетям — до конца года их будет введено в строй 2,5 тысячи километров. Как подчеркнул Е.С.Строев, нестандартная ситуация требует нестандартных подходов. Помимо утвержденного областной администрацией комплекса мер все службы и ведомства должны внести свои предложения по оздоровлению ситуации. Их руководители, заместители главы администрации области предупреждены о персональной ответственности за происходящее в подведомственных отраслях. Предстоит напряженная, кропотливая работа, требующая высокой дисциплины и координации действий. В работе совещания приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Орловской области А.А.Мерцалов и заместитель председателя областного совета на родных депутатов Н.В.Парахин.

В связи с обострившейся ситуацией на товарных рынках и в финансово-кредитной сфере в областной администрации создан оперативный штаб под руководством первого заместителя главы администрации области. В.А.Кочуева. На очередном заседании штаба 8 сентября состоялось совещание с руководителями банков и финансовых органов, на котором рассмотрены вопросы платежной дисциплины, координации деятельности коммерческих банков, главного управления Центрального банка России, казначейства, отделения Пенсионного фонда, налоговых органов и управления финансов и налоговой политики областной администрации.

На заседании штаба, посвященном оперативной обстановке на продовольственных рынках, отмечалось, что ажиотажный спрос на продовольствие и товары первой необходимости привел к вымыванию ряда наименований продукции, необоснованному повышению цен, нарушению правил торговли. В то же время в области имеются значительные запасы продовольствия собственного производства, которые позволяют организовать бесперебойную торговлю хлебом, крупами, макаронными, молочными и мясным изделиями, сахаром. На заседании штаба подчеркивалось, что распространяемые слухи о повышении цен на хлеб необоснованны. Органам управления торговлей и контролирующим органам поручено интенсифицировать свою работу, продолжить проведение массовых проверок предприятий торговли и рынков, применять жесткие меры административной и материальной ответственности по отношению к нарушителям правил торговли. Особо была подчеркнута необходимость безусловного выполнения всеми хозяйствующими субъектами постановления главы администрации области №305 от 31 июля 1995 года, в соответствии с которым при повышении цены производимой продукции более чем на 5% предприятие обязано представить соответствующее основание в управление ценовой политики.

По информации начальника управления ценовой политики Пантюшенко А.В. и начальника управления торговли и потребительских ресурсов Агапова В.П., ситуация на потребительском рынке области остается стабильной, не уменьшается выручка предприятий торговли, поставка основных продовольственных товаров осуществляется без перебоев. При довольно ощутимом росте цен на импортную продукцию всего на 1—2 рубля повысились цены на мясопродукты местного производства в связи с увеличением ставки налога на добавленную стоимость, но ряд магазинов в то же время снизил торговую надбавку с 25 до 20%. Увеличился спрос на сахар и крупы, резко — в 2—3 раза — возрос товарооборот в промтоварных магазинах. Контролирующие органы проводят постоянные проверки предприятий торговли.

Постановлением главы администрации области №521 от 21 сентября 1998 года предусмотрен ряд мер в целях постоянного контроля за формированием продовольственного рынка, координации производства, переработки и бесперебойного снабжения населения продуктами. Предприятиям молочной и мясной промышленности рекомендованы ежемесячные объемы производства животного масла и колбасных изделий. Так, в четвертом квартале нынешнего года должно быть произведено 685 тонн масла и 1215 тонн колбасы, в первом квартале следующего года — соответственно 695 и 1215 тонн. Главам горрайадминистраций области, управлению торговли и потребительских ресурсов обладминистрации (В.П.Агапов), областному управлению сельского хозяйства и продовольствия (А.А.Михалев) предложено обеспечить постоянный контроль за поставкой продовольственных товаров и их качеством. Торговым предприятиям, независимо от организационно-правовой формы, при осуществлении розничной торговли рекомендовано устанавливать нормы отпуска масла животного в размере не более 1 килограмма на одного покупателя.

24 сентября состоялось очередное заседание оперативного штаба по выработке и реализации антикризисных мер. С информацией о выполнении программы антикризисных мер выступили представитель УВД Руднев Н.М., начальник управления торговли и потребительских ресурсов Агапов В.П., руководитель областного отдела по защите прав потребителей Потапов В.А.. На заседании подчеркивалось, что в целом на потребительском рынке области обстановка нормализовалась, хотя за прошлую неделю в ходе проверок было зарегистрировано 24 нарушения, в числе которых торговля без сертификатов и других необходимых документов, необоснованное повышение цен на товары. В городе Орле насыщенность продовольственными товарами практически достигла прежнего уровня, однако, в ряде сельских районов в разряд дефицита попали спички, соль, макаронные изделия. На заседании отмечено, что принятые областной администрацией меры по контролю за внутриобластным движением денежных средств, ограничению роста цен на социально значимые товары и услуги местного производства позволили смягчить отрицательное воздействие происходящего в стране финансового кризиса на социально-экономическую обстановку в области.

В основном удалось не допустить остановки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ограничить рост цен и дефицит на продовольственных рынках за счет увеличения выпуска и предложений товаров, производимых в области. Остались без изменений цены на хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, мясопродукты, услуги муниципального транспорта и ряд других товаров и услуг. Вместе с тем негативные последствия резкого понижения курса рубля и связанная с этим дестабилизация финансового рынка нарушили систему расчетов и налоговых поступлений, а также привели к значительному повышению цен и дефициту на импортные товары и продукцию предприятий, использующих импортное сырье.

Работа соответствующих служб и органов управления области в этих условиях оказалась недостаточной. В цепях принятия дополнительных экстренных мер по стабилизации финансово-экономической ситуации в области глава администрации области поручил управлению сельского хозяйства и продовольствия (Михалев А.А.), управлению торговли и потребительских ресурсов (Агапов В.П.), комитету по управлению имуществом (Юшков В.А.) ввести систему уполномоченных администрации на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, крупных предприятиях оптовой торговли, в уставном капитале которых имеется государственная доля, для осуществления системного мониторинга состояния товарных рынков, запасов и динамики цен на продукцию местных товаропроизводителей. Совместно с ОАО «Орловская Нива» (Судоргин А.С.) вышеперечисленным руководителям поручено в трехдневный срок подготовить предложения по созданию областного резервного фонда продовольствия, совместно с Главным управлением ЦБ РФ по Орловской области (Чугунов В.Е.) в недельный срок подготовить предложения по приоритетности осуществления коммерческими банками расчетов между местными предприятиями пищевой, перерабатывающей промышленности и торговлей. Управлению ценовой политики (Пантюшенко А.В.) поручено в недельный срок подготовить и представить на утверждение перечень социально значимых товаров, работ и услуг, производимых и оказываемых местными товаропроизводителями, а также предельно допустимые уровни торговых надбавок по номенклатуре указанного перечня. Установлено, что рост цен и тарифов более чем на 5% на продукцию местного производства, реализуемую в пределах области, допускается только по согласованию с управлением ценовой политики с соответствующими обоснованиями.

Постановление, принятое по итогам работы штаба, обязывает коммерческие банки области и иногородние филиалы, действующие на ее территории, активизировать деятельность по привлечению и рациональному использованию ресурсов с направлением их в первую очередь для расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, на оплату расчетов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также социальной сферы. Руководителям филиалов иногородних коммерческих банков, испытывающих финансовые затруднения, рекомендовано принять срочные меры по переводу свободных денежных средств с корреспондентских счетов головных банков и банках-корреспондентах в РКЦ г. Орла.

В целях упорядочения внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории области и усиления контроля за их экспортно-импортными операциями создана валютно-кредитная комиссия под председательством первого заместителя главы администрации области Кочуева В.А.

Хозяйствующим субъектам предложено осуществлять расчеты по экспорту (импорту) по согласованию с вновь созданной валютно-кредитной комиссией и одновременным представлением информации в Главное управление ЦБ РФ по Орловской области. Управлению финансов и налоговой политики совместно с налоговой инспекцией по Орловской области и управлением федерального казначейства по Орловской области поручено обеспечить более равномерные сроки перечислений в доходы бюджетов (5, 10, 15, 25, 30 числа каждого месяца) двух видов налогов для всех хозяйствующих субъектов: по налогу с продаж — по фактическим оборотам за истекшие 5 дней; по налогу на добавленную стоимость — авансовые платежи из расчета средней фактически сложившейся суммы налога за прошлый месяц, независимо от оборота реализации текущего месяца с предоставлением соответствующих расчетов в ГНИ по Орловской области. К неуплатившим налог на добавленную стоимость и налог с продаж в указанные сроки будут применяться меры принудительного взыскания согласно действующему законодательству.

Налоговым органам и органам казначейства разрешено принимать наличные денежные средства в уплату налоговых платежей, изымать наличные денежные средства дебиторов в счет погашения задолженности по налоговым платежам, для наиболее крупных налогоплательщиков (по их просьбе и согласованию с ГНИ по Орловской области) открывать счета для осуществления финансовых операций.

В целом можно сказать, что благодаря умелому сочетанию административных и либеральных мер, Строев не только не запретил вывоз товаров за пределы области, но наоборот, поощрял усиление взаимной межрегиональной торговли в дни кризиса, областной элите удалось нормализовать ситуацию, удержать ее под контролем. Особо стоит отметить жесткость действий в налоговой и финансовой сфере, где удалось смикшировать обвал.

1.2.    Аппарат

Глава администрации области Е.С.Строев подписал постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан». Главам местных администраций, руководителям подразделений областной администрации поручено рассмотреть вопросы состояния данной работы, давать принципиальную оценку фактам волокиты, формализма и бюрократизма. Обращено внимание на необходимость четкой организации приема граждан по личным вопросам, установления персональной ответственности должностных лиц за рассмотрение обращений, разъяснения гражданам возможных путей и способов решения поднимаемых ими вопросов, порядка обжалования в рамках существующих законов.

Средствам массовой информации рекомендовано шире практиковать выступления руководителей местных органов власти, служб и ведомств по различным вопросам жилищного, пенсионного и трудового законодательства, сообщать о фактах формального отношения отдельных руководителей к обоснованным просьбам граждан.

1.3.    Водочная монополия

Глава администрации области Строев Е.С. подписал постановление «О предоставлении предприятиям — изготовителям алкогольной продукции Орловской области сертификата качества продукции на производстве». В нем отмечается, что, несмотря на принимаемые в области меры по защите внутреннего потребительского рынка алкогольной; продукции от недоброкачественных товаров продолжают иметь место многочисленные факты реализации фальсифицированных алкогольных напитков, с поддельными сертификатами и акцизными марками. Возросло количество случаев подделок под продукцию местных товаропроизводителей.

Учитывая сложившуюся ситуацию, временно с 1 октября 1998 года водится обязательная маркировка всей алкогольной продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями, специальными марками безопасности Орловской области.

Установлено, что реализация алкогольных напитков, произведенных после этой даты, без наличия специальной марки безопасности запрещается.

1.4.    Права человека

На специальном совещании в областной администрации рассмотрен вопрос об итогах работы областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Комиссия занимается координацией действий различных ведомств, контролем, оказывает помощь гражданам. В течение прошлого года сюда обратились более 4 тысяч жителей Орловщины и других регионов, пострадавшие получили более 2 млрд. рублей компенсации. Изданы три тома книги памяти «Реквием», готовится к изданию следующий том. Работа комиссии получила положительную оценку.

2.    Жилищно-коммунальная реформа

Глава администрации области Е.С.Строев подписал постановление «О работе городских и муниципальных образований по выполнению постановления главы администрации области от 5 ноября 1997 года №537 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Орловской области».

В постановлении отмечено, что исполнительные органы власти городов и районов области накопили определенный опыт в реформировании жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), проводимая работа направлена в первую очередь на перевод отрасли на самоокупаемость и социальную защиту населения. Так, стоимость коммунальных услуг в Орловской области на 30‑50% ниже, чем в других областях. В целях экономии бюджетных средств ведется работа по переводу котельных на природный газ, установке приборов учета тепла, воды и газа в первую очередь на объектах социально-бытового назначения. В целях углубления процессов реформирования ЖКХ областному штабу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства поручено усилить контроль за исполнением постановления главы администрации области от 5 ноября 1997 года №537, провести с главами гор(рай)администраций всех районов детальный разбор состояния реформирования ЖКХ.

Главам гор(рай)администраций рекомендовано довести в 1998 г. федеральных стандартов (50%) удельный вес затрат, оплачиваемых населением, к расходам на жилищно-коммунальные услуги. При этом максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг от совокупного дохода семьи не должна превышать 18%. Намечено также утвердить стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья, сосредоточить внимание на демонополизации и развитии конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг, проведении аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, технологического аудита, на снижении затрат на коммунальные услуги в расчете на 1 кв. метр жилья, внедрении приборов учета, постепенном выравнивании тарифов на энергоресурсы, переводе на самоокупаемость отдельных видов жилищно-коммунальных услуг (вывоз мусора, уборка территории, обслуживание лифтового хозяйства и др.). В цепях экономии бюджетных средств планируется до 15 сентября т.г. довести лимиты на потребление энергоресурсов до предприятий и организаций, дотируемых из бюджетов всех уровней. Главы местных администраций предупреждены о персональной ответственности за отсутствие должной работы в соответствии с поставленными задачами по реформированию ЖКХ. Начальнику управления финансов и налоговой политики поручено обеспечить своевременное выделение средств, предусмотренных областным бюджетом на реформирование ЖКХ.

3.    Сельское хозяйство

3.1.    Проекты

В области осуществляется программа «Пшеница-2000 Opeл». Для успешной реализации проекта акционерным обществом «Орелагроинвест» создано 5 филиалов: в Свердловском, Ливенском, Новодеревеньковском, Орловском и Покровском районах, создается единая сервисная служба. За неполные шесть дней работы немецкого комбайна «Доминатор» в филиале ОАО «Орелагроинвест» «Змиевская пшеница» им было намолочено 600 тонн зерна (или по 100 тонн в день). Один такой комбайн за световой день способен убрать до 50 гектаров. При этом прибавка за счет качества уборки составляет 5—б центнеров с гектара по сравнению с работавшими на этих же полях «Донами-1500». Но «Орелагроинвест» не ограничивается лишь уборкой урожая. Уже поступили в рамках реализации программы тракторы «Фендт», в ближайшее время ожидается поставка почвообрабатывающих машин (комбинированные агрегаты, культиваторы, сеялки, опрыскиватели, разбрасыватели минеральных удобрений и т. д.), с использованием отечественной техники ведутся работы по осеннему севу. Все вышесказанное позволяет утверждать, что программа «Пшеница-2000. Орел» уже перешла из сферы проекта в сферу практической реализации.

3.2.    Урожай

По информации начальника управления сельского хозяйства и продовольствия А.А.Михалева на 15 сентября зерновые в области скошены на 90% площадей, обмолочены на 75%, намолочено более миллиона тонн зерна. 5—7 сентября были запущены сахарные заводы.

4.    Акция протеста

Основную подготовку к акции взяли на себя профсоюзы области. Активное участие в подготовке приняли местные коммунисты. Фактически профсоюзы и КПРФ действовали вместе, и никаких противоречий между ними не было. Обладминистрация была приведена в состояние «боевой готовности». За неделю до акции все ответственные работники совершили по 10-12 выездов на основные предприятия и в хозяйства с целью разрядить ситуацию. Учитывая, что задолженности по зарплатам бюджетникам в области фактически нет, а по пенсиям – всего 3-4 недели (в соседних областях – 3-4 месяца) в числе основной массы протестующих были работники местных неблагополучных предприятий, а не бюджетники. В день акции на главной площади г. Орла собралось около 10-12 тыс. человек (по данным коммунистов 24 тысячи). Строев был в Москве. Вместе с руководителями акции были его первый заместитель и другие заместители, впрочем, воздержавшиеся от радикальных выступлений. Из властных структур лишь Горсовет принял резолюцию с требованием отставки Ельцина. Выступающие, в основном местные лидеры профсоюзов и КПРФ, провозгласили традиционные лозунги, но о поддержке кого-либо на будущих выборах речи не шло. Акция продолжалась час-полтора и прошла без эксцессов. Весьма примечательно, что местное ТВ уделило в новостях протесту минимум внимания, а большинство газет на следующий день даже не упомянули об акции.