Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Курская область

Петр ткачев

курская область

в сентябре - начале октября 1998 года

1.    экономика

1.1.    Последствия финансового кризиса

Экономическая ситуация в области в сентябре продолжала развиваться главным образом под воздействием кризиса, охватившего всю страну. Наиболее очевидным следствием кризиса стал рост цен (впрочем не столь значительный, как в столице) на большинство продовольственных товаров и некоторые непродовольственные. К середине месяца, по данным областного департамента информации, цены изменились следующим образом (см. табл. 1) [[1]].

 

Таблица 1

Динамика цен на некоторые группы товаров между 24 августа и 14 сентября

 

Наименование товара

Цена, руб.

Прирост,%

 

24 августа

14 сентября

 

Сахар (кг.)

3,71

7,56

+104

Рис (кг.)

4,70

11,46

+144

Яйца (десяток)

3,91

7,11

+82

Масло растительное (литр)

9,38

21,57

+130

Порошок стиральный (пачка)

13,30

30,05

+126

Мыло (кусок)

2,14

4,27

+100

Сигареты (пачка).

2,09

7,45

+256

 

Кроме того было объявлено о повышении с первого октября на 40% услуг телефонной связи. Цена на некоторые виды товаров (по всей видимости, первой необходимости) осталась неизменной: не подорожали хлеб и водка.

Как и обещал в августе губернатор, власти осуществили ряд административных мер, направленных против роста цен. 8 сентября А.Руцкой подписал постановление «О мерах по регулированию цен на местном потребительском рынке» [[2]]. Согласно этому документу была введена обязательная для предприятий всех форм собственности регистрация оптовых отпускных цен на хлеб, муку, молоко, кефир, творог, колбасы вареные, сосиски, сардельки, яйцо, мясо птицы, кирпич, краску масляную, линолеум, ДВП; на ряд отечественных товаров устанавливались предельные размеры розничных торговых надбавок (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Предельные размеры торговых надбавок к свободным оптовым (отпускным) ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (ценам закупки) с учетом НДС на товары народного потребления отечественного производства

 

 

Предельные размеры торговых надбавок,%

Наименование товара

города и районные центры

село и прочие населенные пункты

Детское питание (включая пищевые концентраты)

15

20

Хлеб, батон «нарезной»

20

25

Хлебобулочные изделия

(за исключением батона «нарезной»)

 

25

 

30

Мясо и мясопродукты

(за исключением деликатесных)

 

20

 

25

Молоко и молочнокислая продукция

(за исключением йогуртов), молочные консервы

 

20

 

25

Масло животное

15

20

Мука

20

25

Рыба и рыботовары

(за исключением деликатесных)

 

25

 

30

Сахар

20

25

Соль

20

25

Масло растительное

20

25

Мясо птицы

15

-

Яйцо

15

-

Крупа гречневая ядрица, манная, рис, пшено

20

25

Спички

20

25

 

На лекарственные средства и изделия медицинского назначения постановлением устанавливались предельные оптовые (20% к цене предприятия изготовителя) и розничные (50% к оптовой цене) надбавки. Документ также регламентировал предельные оптовые надбавки на ряд товаров (см. табл. 3).

Таблица 3

Предельные размеры оптовых надбавок к свободным оптовым отпускным ценам предприятия изготовителя независимо от количества посредников на товары народного потребления отечественного производства

 

Наименование товара

Предельные размеры оптовых надбавок

Рыба и рыботовары (за исключением деликатесных)

25

Масло растительное

20

Спички

25

Масло животное

8

Сухое молоко

10

Детское питание

10

Соль

20

 

Налоговые полиция и инспекция, управление цен и комитет торговли администрации области обязывались проводить ежедневные проверки торгующих организаций. Параллельно власти развернули кампанию среди населения по привлечению граждан к контролю за торговцами. В печатных СМИ и по телевидению был объявлен «телефон доверия», по которому можно сообщить о необоснованном, по мнению покупателей, завышении цен[[3]].

Насколько эффективными оказались эти меры можно судить по приведенным выше данным о росте цен. Проведенные проверки не выявили существенных нарушений. Например, в результате проверок 325 предприятий розничной торговли г. Курска процент нарушений оказался незначительным [[4]]. Практически все торговцы представили убедительные свидетельства того, что резко выросла оптовая цена или отпускная цена предприятий. Проверить это часто практически невозможно (учитывая то, что производители и оптовики в большом числе случаев находятся за пределами области).

Вместе с тем последствия финансового кризиса представляются противоречивыми. Местные производители (особенно те, которые работают на отечественном сырье) от обвала рубля скорее выиграли, чем проиграли, поскольку себестоимость их продукции в долларовом выражении резко упала и соответственно выросла конкурентоспособность. Руководство курского завода «Аккумулятор» заявило, например, что повышать цены на свою продукцию (несмотря на высокий спрос) более, чем на 5% не собирается [[5]]. На макаронной фабрике рабочие заняты в три смены, поскольку почти вдвое возрос спрос на продукцию. Дело не только в ажиотажном спросе, но и в том, что цены на свою продукцию фабрика пока не подняла. Цены же на импортные макароны взлетели вместе с долларом [[6]].

Городская администрация решила использовать относительную дешевизну отечественных товаров для насыщения рынка города продуктами. С середины месяца еженедельно по субботам в Курске стали проводится ярмарки местных сельхозпроизводителей (размещение и охрану которых администрация взяла на себя). Цены на них оказались довольно умеренными. Например, яблоки продавались по цене 50 коп. — 1 руб.; картофель — 1 руб.; капуста — 1‑1,5 руб.; морковь — 1 руб.; лук — 2,5 руб.; зерно — 45 коп.; мука — 50 коп. за кг. Растительное масло можно было купить по 8 руб.; сахар — 6-7 руб.; мясо — 12-15 руб. [[7]]. Успешный опыт было решено перенести на сферу торговли промышленными товарами В начале октября состоялась оптовая ярмарка «Курские товары — курской торговле».

Крупнейшее промышленное предприятие области — Михайловский ГОК пострадало от кризиса только в том смысле, что оказались заблокированным движение средств между банками и поэтому остановились перечисления средств как поставщикам ГОКа, так и самому ГОКу от получателей продукции. Вместе с тем, предприятие не намерено свертывать ни одну из своих программ. Более того, по прогнозам генерального директора В.П.Самойлова, в абсолютном выражении (в рублях) доходы МГОКа должны возрасти, особенно за счет экспорта продукции.

В каком-то смысле выражая общую позицию местных производителей, выступил депутат Курской областной Думы и одновременно директор российско-чешского АО «МАТИС» Н.А.Высокин. По его мнению, «финансовый кризис предоставил российским предприятиям уникальную возможность доказать, что наша продукция не хуже зарубежной». Депутат-предприниматель заявил, что «акционерное общество «МАТИС», как бы трудно и сложно не было, не повышает и не будет повышать цены на свою продукцию и услуги» [[8]] (для справки: АО «МАТИС» включает в себя ряд предприятий пищевой промышленности, занимается автомобильным сервисом и грузовыми перевозками).

Вероятно, что в определенной мере выиграли от кризиса местные банки. Руководитель крупнейшего из региональных банков «Курскпромбанка» Ф.Г.Хандурин собрал 4 сентября пресс-конференцию и заявил, что банк ни на день не приостановил работу. Это стало результатом продуманной финансовой политики банка: он не работал с ГКО, не увлекался внешними заимствованиями, не открывал филиалов в столице. Как результат, банк переносит кризис без больших проблем. «Но даже если судить по сегодняшнему смутному времени, то наше состояние — «Курскпромбанка» — дай Бог каждому», даже самому крупному московскому банку», — заключил он.

Итак, подводя итоги, можно отметить, что влияние финансового кризиса на экономику области нельзя охарактеризовать однозначно. Наиболее крупными отрицательными последствиями являются рост цен и падение покупательной способности населения, а также паралич системы банковских платежей, осуществлявшихся главным образом через крупные коммерческие банки. С другой стороны, в нынешней ситуации сложилась благоприятная конъюнктура для местных производителей и банков.

1.2.    Промышленность

1.2.1.    Завод резиново-технических изделий

Слухи о предстоящем банкротстве РТИ стали будоражить Курск в сентября. РТИ является т.н. «градообразующим» предприятием: обеспечивает работой около 7 тыс. человек, содержит микрорайон на ул. Парковой, Дом культуры, пионерский лагерь. По слухам, завод до сих пор строит дома для своих рабочих. Естественно, что судьба гиганта курской индустрии беспокоит многих, прежде всего самих работников предприятия и жителей микрорайона на Парковой.

Проблемы РТИ стандартны: нехватка «живых денег», которые в бюджете предприятия составляют около 5%. Остальное бартер. Продукция завода пользуется спросом. Но поскольку ее основные потребители — предприятия, то оплата производится лишь в форме бартера. Когда правительство запретило перечисления в бюджет и Пенсионный фонд в натуральном виде, у предприятия начал накапливаться долг. В общем-то [[9]] долги РТИ области и городу не столь велики. Поэтому в СМИ появилась версия о том, что предполагаемое банкротство (кстати власти пока нигде официально об этом намерении не объявили) выгодно ФПГ «Нефтехимпром». «Нефтехимпрому» уже удалось установить свой контроль за другим крупным промышленным предприятием АО «Курскхимволокно», причем, вероятно, не без помощи администрации (судя по информационной поддержке последней смены генерального директора «Курскхимволокно) (см.: апрельский выпуск мониторинга). Учитывая, что основной направленностью ФПГ является шинопроизводство («Химволокно», например, было куплено для того, чтобы обеспечивать ФПГ капроновой нитью, необходимой для производства кордана), не удивителен «особый» интерес «Нефтехимпрома» к «Курскрезинотехнике». Известно, что представители ФПГ уже имели контакты с руководством предприятия по поводу передачи РТИ под контроль «Нефтехимпрома», но не нашли понимания со стороны директора завода. В этом смысле разговоры, что банкротство предприятия и последующая его продажа с аукциона действительно выгодны ФПГ «Нефтехимпром» не лишены оснований.

1.2.2.    АО «Агромаш»

В конце сентября областной арбитражный суд утвердил план внешнеэкономического управления в АО «Агромаш». Фактически этот режим действует на заводе с июля. Ситуация на предприятии очень сложная и в экономическом, и в социальном отношении. «Агромаш» уже давно числится в неоплатных должниках бюджета и кредиторов. В то же время «Агромаш», как и РТИ, как и «Курскхимволокно» является градообразующим предприятием (то есть содержит микрорайон, предоставляет работу значительному числу людей). Поэтому совершенно оставить предприятие на «произвол судьбы» власти при всем желании не могут. В свое время Руцкой сделал одним из своих основных экономических лозунгов возрождение «Агромаша». Под непосредственным давлением Руцкого началось реформирование предприятия. Из его состава был выведен литейный цех. Надежду на улучшение финансового положения предприятия давало его участие в контракте на поставку ростсельмашесвских комбайнов в область: завод должен был изготовить ряд запчастей. Однако деньги за работу предприятие так и не получило. После этого начались акции протеста, направленные против губернатора (гарантировавшего контракт). Почти в течение двух месяцев шла голодовка на заводе. Реакцией властей стало введение внешнего управления.

Прошло почти три месяца. Внешний управляющий Ю.А.Акульшин в конце сентября поделился с корреспондентом «Курской правды» своим мнением о том, что делается и что будет делаться на предприятии. Пока что проведена инвентаризация имущества. Выявлено, то что не нужно и может быть продано. Другая «антикризисная» мера — сдача в аренду новых площадей и повышение арендной платы для уже имеющихся арендаторов. Наконец, было решено вернуть в состав предприятия литейный цех [[10]]. Чем закончатся все эти манипуляции покажет время, но, похоже, что пока у антикризисного управляющего и его команды нет четких представлений о возможных путях вывода предприятия из кризиса.

1.3.    Сельское хозяйство

1.3.1.    Уборка зерновых

В сентябре в области завершалась уборка зерновых. Ситуация в этой отрасли сельского хозяйства в текущем году складывалась существенно худшая, чем в предыдущем. Хотя посевные площади несколько выросли и составили 826,4 тыс. га., валовой сбор урожая будет существенно меньше. По самым оптимистичным прогнозам областной администрации, в текущем году будет собрано около 1,2 млн. т. (в прошлом, по официальным данным было более 1,7 млн. т.).

Причины снижения сбора зерна видятся властям в неблагоприятных погодных условиях. 151,7 тыс. га. погибли от засухи. Урожайность зерновых также снизилась и колеблется в среднем в районе 19 ц/га. Впрочем, по данным курских властей, у соседей она еще меньше: в Воронежской области — 16,7; Тамбовской 18,5. Чуть больше в Белгородской — 19,7 ц/га. Как всегда, наибольший урожай собрали в южных районах области: Беловском — 30 ц/га; Кореневском — 28,6; Глушковком — 25; Суджанском — 24. Самый низкий урожай в Дмитриевском районе — 13 ц/га [[11]].

Вместе с тем вряд ли все неудачи следует связывать только с погодой. Как уже отмечалось в предыдущих выпусках мониторинга, созданная в области система управления сельским хозяйством практически лишает крестьян всякого стимула к труду. Зерно заранее почти полностью должно отправиться на погашение кредитов за ГСМ и технику. Косвенным подтверждением этому выводу служит то, что уборка зерновых в области велась в этом году достаточно вяло (например, по сравнению с прошлым годом, когда крестьяне еще верили в то, что Руцкой действительно улучшит их положение). К середине сентября было убрано лишь 3/4 урожая [[12]]. Чтобы как-то спасти положение власти пошли на введение чрезвычайного положения в сельском хозяйстве. В конце месяца заместитель губернатора, председатель комитета по сельскому хозяйству А.П.Рукавицин «О чрезвычайных мерах по завершению уборки зерновых культур и проведению осеннего комплекса полевых работ 1998 года».

Скрытое сопротивление крестьян, проводимой администрацией политике проявляется в том, что продовольственный фонд области (из которого собственно и должны были возвращаться кредиты) пополняется чрезвычайно медленно: к середине сентября в него поступило не многим более 200 тыс. тонн зерна [[13]].

В свою очередь власти пошли на административное ограничение вывоза продуктов сельского хозяйства из области. 14 сентября 1998 г. губернатор издал постановление «О продовольственном резерве административно-территориальных единиц (районов), городов Курской области и временных мерах по погашению задолженности по заработной плате сельхозпроизводителям, рабочим перерабатывающей промышленности, а также погашению долгов по товарным кредитам, полученным в 1997-1998 гг.». Согласно постановления, вывоз сырья и продовольствия из области разрешается только в случае погашения: долгов в областной бюджет и внебюджетные фонды (в том числе продовольственный), текущих платежей за товарный кредит и заработной плате. Силовым структурам поручено установить контроль за вывозом сельхозпродуктов из области. Беспрепятственный вывоз сырья и продовольствия осуществляется лишь при наличии документа, выданного администрациями районов, городов, подтверждающего отсутствие задолженности [[14]].

1.3.2.    Уборка сахарной свеклы

Второй по значению сельскохозяйственной культурой после пшеницы в области является сахарная свекла. Последние годы площади, отведенные под нее, правда, сокращались. Связано в этом, прежде всего с относительной капиталоемкостью данной культуры. В этом году под свеклой было засеяно 56,1 тыс. га., что составляет лишь 1/3 от того, что было в 1991 г. Вместе с тем, урожайность и сахаристость свеклы в этом году несколько выше, чем в прошлом. Ожидается, что урожайность составит 200-220 ц/га, сахаристость 13,8%. Учитывая прошлогодний опыт, когда 1/4 часть свеклы ушла под снег, уборку решили начать на 10 дней раньше [[15]]. Однако и в этом году темпы уборки отстают от запланированных. Согласно предварительным расчетам администрации к 10 сентября на приемные пункты должно было поступить 60 тыс. тонн корней, до 20-го — 200 тыс. тонн. Однако к 16 сентября реально было заготовлено только 40 тыс. тонн [[16]]. Тем самым вновь, как и в прошлом году, создается угроза, что значительная часть урожая окажется неубранной.

1.3.3.    Птицеводство

Пожалуй единственной отраслью сельского хозяйства, в которой наблюдается реальная положительная динамика является птицеводство. Согласно официальных данных, по итогам работы птицеводческих хозяйств за 8 месяцев поголовье кур-несушек превысило прошлогодний уровень на 121 тысячу и составило 709 тысяч. Населению реализовано 95 млн. штук яиц, что на 34,6 млн. штук больше, чем в прошлом году. В два раза увеличилось производство мяса птицы [[17]].

 

Итоги сезонного сельскохозяйственного цикла в целом неутешительны. Дело не только в погодных неурядицах. Налицо издержки избранной организационной модели управления сельским хозяйством и ее несоответствия общеэкономическому контексту. На уровне региона существует административно-фискальная система, т. е. централизованно, под гарантии администрации, получаются кредиты, заключаются договоры о поставке ГСМ и техники, которые затем централизованно распределяются между хозяйствами. По итогам года из крестьян «выбиваются» продукты в региональный продовольственный фонд, из которого ведутся расчеты с кредиторами. Такая система уже породила завышенные цены на ГСМ и технику для крестьян, а также многочисленные случаи коррупции. Естественно, что в нашей «либерализирующейся» экономике возможность получения «дешевого» кредита практически исключена. Результатом становится нарастающий долг областного бюджета перед кредиторами. Необходимость рассчитываться по нему толкает власть на по возможности более полное изъятие сельхозпродукции у крестьян. Следствием этого становится бессмысленность сельскохозяйственного труда для самих производителей.

1.4.    Очередная попытка внедрения контрольно-кассовых аппаратов

Появление нового перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), которые должны вести расчеты с применением ККА, утвержденного постановление Правительства России от 3 сентября 1998 г. породило новую кампанию по внедрению ККА в жизнь российского бизнеса. Отныне ККА должны использоваться всеми предприятиями и предпринимателями независимо от места торговли, то есть включая торговлю продовольственными товарами с лотков, открытых прилавков, палаток, состоящих из сборных металлоконструкций, в развал — овощными и бахчевыми культурами. Применение ККА теперь является обязательным в проезде на такси (в т.ч. маршрутном). Таким образом, круг предпринимателей, освобожденных от установки ККА существенно сузился.

Не вполне понятно, как собираются власти вводить новый перечень, поскольку попытки ввести ККА в начале 1997 г. лишь наполовину увенчались успехом. До сих пор, согласно данных официальных проверок, 30-40% юридических и физических лиц, которые должны были (еще по старому перечню) использовать при торговле ККА, не делают этого. Очевидно, что увеличение перечня этот% еще увеличит. Вполне вероятно, что очередное наступление властей на торговцев вызовет усиление социальной напряженности в регионе. В прошлом году введение ККА уже приводило к акциям протеста с их стороны [[18]].

2.    социальный протест

Сентябрь-начало октября ознаменовались поступательным нарастанием социальной напряженности. Сначала пикет женсовета, затем волна забастовок учителей, акции протеста на промышленных предприятиях. Апофеозом безусловно стала акция протеста 7 октября. Все это разворачивалось на фоне хронических невыплат пенсий и зарплат бюджетникам.

2.1.    Контекст

2.1.1.    Пенсии

В августе-сентябре продолжала накапливаться задолженность по пенсиям. Если за шесть месяцев этого года на счета Курского отделения Пенсионного фонда поступило 82,7% от запланированных денежных средств, то по данным за восемь месяцев — всего 75,9%. В сентябре ситуация лишь усугубилась по сравнению с августом. Власти пытаются решить проблему усилением репрессий против неплательщиков. За восемь месяцев с участием налоговой полиции проведено 2226 проверок предприятий. Это позволило дополучить 1 млн. 776 тыс. руб. Активная работа по выбиванию недоимок за прошлые месяцы позволила получить еще 43,5 млн. руб. Однако, по всей видимости, корень проблемы все же не в низкой налоговой дисциплине, а в сокращающейся налоговой базе. Так, Пенсионным фондом по Курской области предъявлено 196 исков о наложении взыскания на имущество должников на сумму 308 млн. руб. Но ситуация такова, что эти средства стоящие предприятия действительно не в силах отдать. Как перспектива, перед должниками фонда встает банкротство. Соответствующие письма от агентства по банкротству направлено 308 должникам. Наконец, вероятно, одной из причин плачевного положения с выплатой пенсий является элементарное воровство. Как пишет «Курская правда» в настоящее время при помощи налоговой полиции ведутся поиски «таинственно исчезнувшей наличности», поступившей от 565 предприятий на общую сумму 5 млн. 568 тыс. руб. Будучи перечисленными предприятиями эти средства «куда-то» исчезли [[19]].

По состоянию на первое сентября задолженность по выплате пенсий составила 370 млн. руб. (при ежемесячной потребности 150 млн. руб.). В сентябре пенсии по области платились за июнь [[20]].

2.1.2.    Зарплаты

В большинстве школ области (особенно в сельской местности) продолжает сохраняться и даже увеличиваться задолженность бюджета по заработной плате. Весь сентябрь ждали мифический трансферт из центра. Новый зам. губернатора по экономике Н.Головин в начале месяца заявил, что вот-вот должны прийти 8 млн. из центра, которые пойдут на зарплату учителям [[21]]. Однако, как позже стало известно, полученные по трансферту средства пошли на какие-то другие нужды, а в школы области пошли продукты курских предприятий, вносимые в бюджет в виде налогов [[22]]. Все это, естественно, еще более усилило социальную напряженность в учительской среде. Следствием стали массовые акции протеста в течение сентября. Исключением стал Курск, где городская администрация изыскала средства на погашение задолженности непосредственно перед акцией протеста учителей.

2.1.3.    Безработица

Все более ощутимой социальной проблемой становится безработица. Хотя по официальным данным в Курской области лишь 1,7% трудоспособного населения относится к этой социальной группе, реальная безработица существенно выше (если учитывать ушедших в неоплаченные отпуска, то по независимым оценкам она составляет не менее 20,8%). По сообщениям Курского отделения Федеральной службы занятости в ближайшее время ожидается появление около 10 000 новых безработных [[23]].

2.1.4.    Подорожание газа

В сентябре выросли на 24% цены на газ. Цена кубометра, используемого для обогрева одного квадратного метра жилья теперь составляет 2 руб. 31 коп. С первого августа увеличился и тариф на газовую плиту на 13%. Те, кто проживает в квартирах с централизованным отоплением и горячим водоснабжением будут платить 4 руб. 32 коп. ежемесячно [[24]]. Хотя подорожание цен на газ, вероятно, не самый большой удар, который перенесли жители области в августе-сентябре, но в ситуации возросшей социальной напряженности это повышение совершенно очевидно стало еще одним фактором раздражения населения. Во-первых, повышение коснулось практически всех. Во-вторых, это ухудшение материального положения имеет вполне четкий источник — власти.

2.2.    Акции протеста в сентябре

2.2.1.    Пикет женсовета

9 сентября курский областной женсовет провел пикет на перекрестке Садовой и Радищева г. Курска с требованием выплаты зарплаты учителям. Одновременно были выдвинуты политические лозунги: «Призвать к ответу расстрельщиков Белого Дома!», «Черномырдину не место в правительстве!», «Нет фашистско-сионистскому режиму!» и «Долой Руцкого!» [[25]]. Сочетание экономических и политических требований с явным преобладанием последних — становится все более характерной чертой протестной активности в регионе. Причем, все чаще антиправительственные и антипрезидентские лозунги дополняются антигубернаторскими и антимэрскими.

2.2.2.    Акции протеста учителей

Весь сентябрь продолжались акции протеста учителей. Со второго по четвертое сентября бастовали 20 школ Беловского района, вторая Дмитриевская, Свободинская и Льговская. По словам председателя обкома профсоюзов работников образования И.П.Пигорева, к настоящему времени задолженность по заработной плате и отпускным учителям составляет более 50 млн. руб. [[26]].

15-17 сентября в регионе прошла Всероссийская акция протеста работников образования. Первоначально в ней собирались принять участие около 150 педагогических коллективов. Однако накануне акции протеста администрация г. Курска погасила часть задолженности перед учителями. Поэтому в Курске забастовки учителей не состоялись. Наибольшую активность проявили учителя сельских и райцентровских школ. В г. Рыльске и Рыльском районе 19 школ ( в том числе все городские) 17 сентября прекратили работу и потребовали погашения задолженности по зарплате. Почти половина сельских школ района в акциях не участвовала [[27]].

В г. Льгове к 17 сентября уже почти месяц бастовали школы №№1, 4, 5 и 6. С 17 сентября к ним присоединились и другие школы города, а также Густомойская и Фитижская сельские школы. 17 сентября около 250 учителей и присоединившихся к ним работников здравоохранения вышли на центральную площадь Льгова под лозунгами «Президент! Даешь Указ №1?», «Работникам госаппарата — зарплату учителя!», «Нищий учитель — духовно нищая Россия!».

Глава района И.С.Ширков предусмотрительно покинул здание администрации. Его заместитель О.П.Шатайло пытался успокоить собравшихся обещаниями выплатить в ближайшее время зарплату (и даже по две в месяц). Учителя не поверили, но ничего большего от властей в тот день им добиться не удалось. Педагоги оставили за собой право в случае невыполнения требований перейти в режим бессрочной забастовки [[28]].

В целом сентябрьские акции протеста учителей показали как возросшую готовность учителей использовать эти формы борьбы за свои права, так и их ограниченную эффективность. Забастовки и пикеты учителей, особенно в сельских школах, воспринимаются уже как явление рядовое и даже обыденное.

2.2.3.    Акции протеста на промышленных предприятиях

В сентябре продолжали накаляться страсти на курском мясоптицекомбинате (см.: прошлый выпуск). Собравшийся трудовой коллектив вновь собрался брать директора в заложники. Впрочем до самосуда дело не дошло. Собрание трудового коллектива (которому принадлежит 51% акций) проходило на редкость бурно. Собравшиеся требовали отставки директора, но поскольку для освобождения от должности гендиректора по уставу требуется 75% голосов акционеров, а 25% акций фактически принадлежит самому директору (точнее находится у него в управлении), то юридически правильных форм отстранения руководителя от должности практически не остается. Работники пытались стыдить директора, взывать к его совести, грозили обращением в прокуратуру и даже «штурмом». Однако В.Хижняк (директор) заявил, что ничего он не боится, так как в правовом отношении все чисто, государство акциями не владеет, поэтому обращаться в органы государственной власти тоже бессмысленно. «Бунт» пока закончился ничем (предприятие разваливается, зарплату не платят, директор процветает), однако ситуация на нем складывается такая, что вполне возможными становятся неправовые формы борьбы работников, так как правовых практически не осталось.

В середине сентября стихийный «бунт» едва не возник на АПЗ-20. Рабочие котельной завода, не получающие зарплату с весны, стали угрожать отключением котельной (от которой снабжается теплом один из микрорайонов города) и взятием в заложники руководства предприятия. Вышедший к рабочим, собравшимся на стихийный митинг перед заводоуправлением, зам. директора АПЗ-20 пообещал, что вскоре отдадут деньги за май, обрисовал сложное финансовое положение предприятия и заявил, что администрация завода делает все возможное для облегчения положения работников, в частности, планирует организовать их снабжение продуктами питания.

2.3.    «День гнева» 7 октября

2.3.1.    Подготовка

Акция протеста 7 октября стала одной из доминант общественной жизни еще в сентябре. Периодически в средствах массовой информации появлялись сообщения либо о подготовке к ней профсоюзов и политических партий, либо о возможной реакции властей. Иными словами, акция 7 октября (стараниями ли СМИ либо в силу своей реальной значимости) стала в сентябре важной составной частью регионального общественного сознания.

12 сентября газета «Городские известия» поместила большое интервью с председателем областного отделения ФНПР В.Гуковым. Профбосс озвучил известную по выступлениям Шмакова позицию, что в нынешнем тяжелом положении трудящихся виноваты все без исключения, кроме разве что профсоюзов. Например, на заявление журналистки о том, что профсоюзы несут свою долю ответственности за обострение социальной ситуации в стране, поскольку «...в течение последнего времени ФНПР теряла одну позицию за другой в защите прав трудящихся», Гуков ответил, что на самом деле во всем виноваты Правительство и Дума, которые принимают и осуществляют антинародные законы (в частности речь шла о об отмене 855 ГК, устанавливающей выплаты заработной платы первоочередными перед прочими, в том числе и налоговыми платежами).

На вопрос о том, какой будет акция 7 октября, экономической или политической, лидер курских профсоюзов заявил, что, конечно, она будет политической и профсоюзы выступят на ней под лозунгами смены экономического курса, безоговорочного погашения задолженности и отставки президента. По мнению профбосса, 7 октября в акции должно будет участвовать до 10 тысяч человек (позже в оценках масштаба грядущей акции появились оценки 120-130 тыс.). На вопрос о сотрудничестве с политическими партиями в процессе подготовки и проведения акции, Гуков ответил, что приглашение поддержать профсоюзы поступило всем партиям и общественно-политическим организациям. Тем самым местный лидер ФНПР попытался уклониться от обвинений в прокоммунистическом характере акции [[29]].

Столь невыгодная для КПРФ позиция областного руководства профсоюзов стала объектом критики со стороны коммунистов. «Голос народа» в течение сентября периодически клеймил позором соглашательскую позицию профсоюзов.

Другим объектом критики стала неопределенная позиция профсоюзов в отношениях с губернатором А.Руцким. Несмотря на время от времени высказываемое Гуковым недовольство экономической и социальной ситуацией в области, ни разу в период подготовки к акции руководство профсоюзов отчетливо не поставило вопрос об ответственности Руцкого за сложившееся положение. Коммунисты, напротив, пытались привнести в акцию протеста антигубернаторскую струю.

В процессе подготовки к акции в печати появлялись многочисленные заявления отраслевых профсоюзов и трудовых коллективов, с конкретизацией общих требований акции. Естественно, что в абсолютном большинстве случаев позиция заявителей была вполне определенной: будем участвовать и потребуем... (денег, отставки Президента, смены курса и т.п.). Исключение составило опубликованное в «Курской правде» заявление национального совета Профессионального союза журналистов России. В своем обращении журналисты заявили, что им тоже плохо, но протестовать они не будут «так как именно демократические реформы (за смену курса которых ратовали профсоюзы, — П. Т.) заложили в основы для построения в России правового государства, принесли обществу свободу слова, дали журналистам право отражать и защищать его интересы». Заявление заканчивалось словами: «Уважаемые коллеги! Мы еще раз обращаемся к вам с просьбой сделать 7 октября днем конструктивного диалога с местными властями, владельцами и издателями средств массовой информации» [[30]].

Вероятно, что появление этого заявления было согласовано с региональными властями, которые пытались осуществлять превентивные меры, в том числе на информационном поле. Параллельно велись интенсивные переговоры с руководством профсоюзов по поводу работы трехсторонней комиссии и перспектив «социального партнерства». Другой стратегией администрации стало привнесение раскола в наметившееся в регионе единство профсоюзов и коммунистов. Как уже отмечалось выше, отчасти эта стратегия себя оправдала.

Вместе с тем во взаимодействии властей и профсоюзов накануне акции не обошлось без публичных конфликтов. Профсоюзы добивались проведения митинга 7 октября на Красной площади. Однако на этом месте постановлением главы администрации Курска митинговать запрещено. Поэтому профсоюзы требовали, чтобы это постановление было отменено. Власти отмалчивались. В итоге протестующим все же пришлось собраться на Театральной площади [[31]]. Собственно говоря, инцидент с местом проведения митинга еще раз продемонстрировал реальное влияние профсоюзов на курские власти. Власти отчетливо продемонстрировали, что они сами будут определять «правила игры» в отношениях с профсоюзами. Накануне 7 октября в «Курской правде» появилось заявление управления внутренних дел с предупреждением организаторам акции, что в случае возникновения угрозы для жизни и здоровья людей запланированный в рамках акции протеста мероприятия будут прекращены, «милиция будет действовать решительно и бескомпромиссно» [[32]].

2.3.2.    Проведение акции протеста

7 октября состоялись массовые митинги и шествия в г. Курске и райцентрах области. В Курске митинг прошел на Театральной площади. Оценки численности собравшихся как всегда различались в зависимости от политической позиции. «Независимый» наблюдатель из «Курской правды» сообщил, что собралось не более 1 тыс. человек, УВД дало оценку — 2,5 тыс., профсоюзы — 8 тыс.

Среди политических сил, присутствующих на митинге безусловно доминировали коммунисты. Однако в акции приняли участие и члены регионального отделения «Яблока». Выступавшие в основном концентрировали свою критику на президенте, ухода в отставку которого единодушно потребовал митинг. Досталось, впрочем, и депутатам Государственной Думы, и губернатору [[33]]. На его отставке настаивали коммунисты и большинство присутствующих их поддержало. Ни губернатор, ни мэр Курска, насколько мне известно, к собравшимся не вышли, избрав тем самым игнорирующий стиль поведения.

В знак солидарности с митингующими на несколько минут прекратил свою работу городской транспорт.

В целом, несмотря на грозность риторики (в пылу были упомянуты оружие, враги русского народа и антинародное телевидение), митинг прошел мирно, без эксцессов.

Однако сразу после митинга произошло событие, совершенно нехарактерное ранее для Курской области. Возвращаясь с митинга, подвергся нападению заместитель Председателя областной Думы и второе лицо в областной организации КПРФ Н.Иванов. Возле его дома на улице Никитской неизвестный молодой человек плеснул ему в лицо химической жидкостью и скрылся в автомобиле. Иванов с сильными ожогами был доставлен в больницу. По общему мнению, нападение на Иванова связано с его политической деятельностью, поскольку коммерцией Николай Николаевич, насколько известно, не занимался. Сам Иванов утверждает, что ему уже не раз угрожали расправой.

В других городах и поселках области акция протеста прошла также без нарушений общественного порядка. Неожиданно сильной оказалась акция протеста в Курчатове. Вместо 500 человек (обозначенных в заявке на проведение митинга) на центральную площадь города вышло 900-2000 человек (по разным оценкам). Общий тон лозунгов был, по мнению очевидцев, даже жестче чем в Курске, хотя Курчатов в предшествующие десять лет считался самым демократически настроенным городом области. Главную «скрипку» как в организации митинга, так и в его проведении играл профком Курской АЭС. Всплеск протестной активности атомщиков может быть объяснен серьезными задержками зарплаты (к настоящему времени уже четыре месяца), впервые в этом году возникшими. В отличие от Курска в Курчатове в митинге принял участие и мэр города В.Михальчев.

В Касторном митингующие собрались на площади перед администрацией района. В числе протестовавших были не только традиционные группы (пенсионеры, рабочие, работники бюджетных организаций, безработные), но и немногочисленные фермеры и мелкие предприниматели. Общий тон лозунгов был как и по всей области антипрезидентский. Митинг в Касторном закончился нападками на нынешнего главу администрации, который был обвинен в плохом руководстве сельским хозяйством, неумении и нежелании выбивать для района блага (например, строительство газовых сетей). По свидетельству очевидца, митинг превратился в склоку.

В Обояни собрался самый многолюдный за последние несколько лет митинг. Общее число участников составило около 500 человек, что достаточно много для 16-тысячной Обояни. Основной смысл лозунгов — смена социально-экономического курса, отставка президента.

В целом по области в акциях протеста приняло участие от 8 (по оценкам УВД) до 130 тыс. (по оценкам профсоюзов). Первая цифра, вероятно, более точно отражает (может быть несколько занижая) число митинговавших, вторая, возможно, является совершенно неадекватной. Однако, с учетом принявших участие во всех формах протеста (митинги, забастовки, подписи под требованием об отставке Президента и т.п.) общее число участников может быть действительно в несколько раз выше, чем заявленная по оценкам УВД.

Говоря о политических итогах акции протеста, можно отметить, что по большому счету изменений во внутрирегональный политический расклад она не внесла. Публичное игнорирование ее властями, вероятно, можно оценить как тактический выигрыш, с плохо просматривающимися политическими последствиями. Губернатор и мэр Курска продемонстрировали свою самостоятельность и силу (по крайней мере на символическом уровне). Однако они одновременно показали, что обращаться к ним нет смысла, создав тем самым дополнительный барьер между населением региона и региональными властями.

3.    власть и политика

3.1.    Губернатор и его администрация

Весь сентябрь по Курску ходили слухи, что А.Руцкой скоро покинет пост губернатора. Одни говорили о том, что губернатора посадят, другие — что вероятнее назначат послом в какую-нибудь африканскую страну. До назначения Примакова премьером даже бытовала версия о переходе Руцкого в правительство Черномырдина. Однако губернатор пока что остается в Курской области и уходить никуда не собирается. Между тем в сентябре произошел ряд событий, имеющих непосредственное отношение к политической карьере А.Руцкого.

3.1.1.    Итог дела «Губернатор-Прокурор»

16 сентября закончилось слушание дела по иску областной прокуратуры к губернатору по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации областного органа надзора. Кировский районный суд (в котором в конечном итоге слушалось дело) постановил, что сведения, высказанные губернатором Курской области А.Руцким в его выступлении на встрече 7 мая 1998 года с населением и руководителями предприятий Фатежского района (Руцкой назвал областную прокуратуру «бандой», «нечестью» и «вредителями») не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию прокуратуры. Однако в удовлетворении иска (то есть принесении губернатором публичных извинений и возмещении морального вреда) прокуратуре отказано, поскольку согласно существующему законодательству возмещения морального ущерба вправе требовать только физические лица, к коим прокуратура, естественно, не относится [[34]].

Вероятно, работники прокуратуры предвидели такой исход. По крайней мере, апелляцию в суд более высшей инстанции они подавать не стали. Главным для них, возможно, было привлечение внимания к конфликту и нанесения ответного политического ущерба губернатору. Если это было так задумано, то в определенной мере план удался. Представителю ответчика пришлось выворачиваться, искать самые неправдоподобные объяснения поведению губернатора. В отдельных случаях доходило до смешного. Так, адвокатом Руцкого было заявлено, что обозвав прокуратуру «бандой», ответчик имел ввиду не группу преступников, а «медный духовой оркестр, используемый в некоторых операх по ходу действия для выступления на сцене или за сценой» [[35]]. Естественно, что столь оригинальная версия была тут же растиражирована СМИ и губернатор оказался выставлен на посмешище.

Вместе с тем общий итог дела для Руцкого все же положителен, поскольку для простого обывателя важен сам факт, что противники Руцкого так ничего не добились, а значит губернатор еще силен. Кроме того в действиях суда явно чувствовалось, мягко говоря «уважение» к губернатору. Многие комментаторы отметили, что решение суда было вынесено в день рождения Руцкого, а на само заседание не была приглашена пресса.

3.1.2.    Задержание Дмитрия Руцкого

Другое «неполитическое» событие, которое вполне может обрести политический смысл в контексте сложившейся в области ситуации, — задержание 31 августа сына губернатора и директора «Курскфармации» Д. Руцкого в аэропорту Шереметьево при попытке вывезти в Германию незадекларированные 12 тысяч долларов [[36]]. В условиях финансового кризиса такие действия сына никак не укладываются в заявленный губернатором курс на поддержку отечественного производителя и увеличение инвестиций в региональную экономику и косвенным образом подтверждают складывающийся в региональном общественном сознании имидж Руцкого как покровителя незаконного бизнеса своих семьи и окружения.

3.1.3.    Новые назначения в администрации

Как уже упоминалось в предыдущем выпуске «Мониторинга...» Руцкой в очередной раз сменил руководителей экономического блока своей администрации. Новый заместитель губернатора по экономике Н.Головин дал в сентябре первое интервью курской прессе, в котором обрисовал некоторые контуры собственной экономической программы, а также открыл некоторые факты собственной биографии. Николай Дмитриевич перешел в администрацию Курской области после того, как был уволен из администрации соседней Белгородской. Свое расставание с Савченко Головин объясняет расхождениями, возникшими по поводу судьбы горнорудных предприятий Белгородской области. Вероятно, он был тесно связан с бывшим руководством Лебединского ГОКа, проигравшим войну с банком «Российский кредит» и ставшей на его сторону областной администрацией. Решение переехать в Курск Головин принял, по его словам, быстро, хотя были предложения перебраться в Москву. Одним из факторов, определивших его выбор, стало то, что его жена происходит из Курской области. Родители ее живут в Касторенском районе.

Касаясь своих экономических воззрений, Головин заявил, что является сторонником контролируемой эмиссии и усиления вмешательства государства в экономику. Применительно к Курской области новый заместитель Руцкого считает необходимым новый подход к распределению полученных областью кредитов. В частности, в сельском хозяйстве Головин предполагает приложить усилия к увеличению производства сахарной свеклы и подсолнечника [[37]].

Вместе с тем, общее направление экономической политики администрации пока не прояснилось. Хотя определенным знаком является возвращение в администрацию на пост председателя комитета финансов старого советского управленца Э.А.Мосолова.

Эдуард Акимович Мосолов родился в 1941 году в Льговском районе Курской области. Закончил заочный финансово-экономический институт. С 1963 по 1965 годы трудился инспектором Льговского районного финансового отделе областного исполкома. В 1982 году назначен начальником финансового управления Курской области. С 1996 года Мосолов — заместитель губернатора, директор департамента финансов администрации области. В июле 1997 года подал в отставку. После отставки работал в ассоциации «Черноземье». Женат. Имеет сына [[38]].

По словам Н.Головина, возвращение Мосолова — его идея. Новый зам Руцкого по экономике, когда начинал работать в финансовой системе Белгородской области, учился у Мосолова.

Представляется, что назначение Мосолова, как и заявления самого Головина свидетельствуют, что в экономической политике администрации произойдут изменения в сторону возвращения к отдельным элементам советской системы управления. В общем, похоже, что изменения в экономическом блоке администрации очень удачно вписывается в общее изменение экономической политики государства в связи с приходом к власти правительства Примакова.

3.1.4.    Власть и СМИ

Как и можно было предположить, областной администрации удалось без особого труда полностью поставить под контроль «Курскую правду», добившись от журналистов изменения Устава издания таким образом, что отныне его единственным учредителем выступает администрация. 5 сентября состоялась встреча Руцкого с коллективом газеты. Журналисты практически сразу сдались без боя, проголосовав за изменения в Уставе (в ином случае администрация обещала выйти из числа соучредителей и оставить газету без финансовой поддержки). Единственное, чего удалось добиться коллективу газеты — это возможность выбрать главного редактора [[39]].

Можно сказать, что операция «Курская правда» является действительно успешно спланированной и проведенной командой Руцкого акцией. В условиях нарастающего экономического и, похоже, политического кризиса в области, администрации удалось полностью овладеть самой массовой региональной газетой.

3.2.    Областная Дума

3.2.1.    22-е заседание Думы

В прошлом выпуске мы сообщили, что в августе Дума не собиралась. Как теперь выяснилось, это ошибка. Представительный орган собрался на свое 22-е заседание в последние дни августа (сообщение в печати прошло только в начале октября). Судя по появившимся сообщениям, заседание областной Думы прошло в обстановке нервозности, неуверенности депутатов в эффективности принимаемых ими решений. Причина видится в том, что большая часть вопросов, включенных в повестку дня, была такова, что их решение упиралось в одну проблему — отсутствие денег.

Естественно, что на заседании, проходившем накануне учебного года не мог не встать вопрос о выплатах задолженности по зарплате работникам народного образования. В большинстве сельских школ они не получали денег с февраля. Депутаты предложили администрации области взять кредит в 20 млн. рублей. Но выступивший на заседании новый заместитель губернатора по экономике Н.Д.Головин, который сразу же охладил пыл депутатов, сообщив, что задолженность по зарплате бюджетникам превышает 137 млн. рублей. Ситуацию усугубляют кредиты в 2 млрд. деноминированных рублей, взятые в 1996-1997 годах.

Изумление депутатов размерами последней цифры (равной двум годовым бюджетам области) было столь непосредственно, что можно предположить, что они о ней слышали в первый раз. Доклад Головина, по сообщениям очевидцев, привел депутатов в состояние шока, сменившегося негодованием. Неудивительно, что после доклада заместителя губернатора они в штыки встречали каждую просьбу администрации, связанную с дополнительным финансированием некоторых проектов. Так, поддержанная администрацией просьба руководителей ОАО «Курский холодильник» о перерасчете налога на имущество с применением льгот вызвала только одну реакцию народных избранников: «А когда и с чем рассчитываться с бюджетниками». Обращение было отклонено. Та же судьба постигла и предложенные администрацией меры по выполнению постановления Правительства РФ от 15 июля 1998 г. «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы», поскольку они требовали выделения дополнительных средств из бюджета.

Недовольство областной Думы администрацией выразился также в том, что в течение часа депутаты приняли повторно квалифицированным большинством возвращенные губернатором законы «О Курской областной Думе», «О Контрольной комиссии Курской области», «О порядке принятия законов Курской области», «Об охране труда на территории Курской области».

Были приняты за основу проекты законов «О статусе глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Курской области», «О порядке отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления».

Реагируя на сложную ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве области, депутаты приняли за основу проект закона «О временном порядке повышения уровня собираемости налогов с сельхозпроизводителей в областной бюджет». Согласно этому документу, крестьяне могут рассчитываться с бюджетом поставками продовольствия.

Единодушно был принят закон «О внесении изменений в Закон Курской области «О государственной службе в Курской области», по которому в стаж государственной службы в Курской области включается служба в Вооруженных силах, органах и войсках КГБ СССР (по 31 декабря 1991 г.), а также служба в органах внутренних дел, безопасности РФ, федеральных службах налоговой полиции, таможенных органах РФ.

Наконец, под занавес обсуждался вопрос об обращении к Президенту Российской Федерации с призывом к его добровольной отставке. Хотя критика в адрес Ельцина сыпалась как из рога изобилия к единому мнению депутаты прийти не смогли и решили вернуться к обсуждению этого вопроса на следующем заседании Думы.

22-е заседание Думы показало развитие отмечавшейся уже ранее тенденции к увеличению реальной самостоятельности представительного органа в политической системе региона. Вместе с тем, оно же выявило и слабость Думы. То, что контролирующий бюджет орган с изумлением узнает об общей сумме задолженности, показывает в первую очередь недостатки в работе аппарата, обеспечивающего его работу; во-вторых, демонстрирует информационную и психологическую зависимость депутатов от администрации [[40]].

3.2.2.    23-е внеочередное заседание областной Думы

Указанные тенденции еще более отчетливо проявились на внеочередном 23-м заседании областной Думы, собранном в связи с резким ухудшением социально-экономической ситуации в области. Основные вопросы заседания говорят сами за себя: «О чрезвычайных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы области и социальных выплат», «Об экстренных мерах по обеспечению населения продуктами первой необходимости».

Выступивший с информацией новый (старый) председатель комитета финансов Э.А.Мосолов сообщил, что задолженность по зарплате бюджетникам за восемь месяцев по области составила 10 млн. 629 тыс. рублей, задолженность по пособиям семьям, имеющим детей, с начала года выросла в четыре раза и составляет свыше 126 млн. руб. Основной причиной такого положения главный финансист области назвал мизерность исполнения бюджета (10,8% к годовому объему), причем «живые деньги» в общем объеме финансовых поступлений составляют лишь 39%ов. Остальная сумма — взаимозачеты и векселя.

Для ликвидации задолженности по зарплате и выплаты ее за четыре месяца, оставшихся до конца года, а также на другие социальные выплаты и погашение кредита нужно 883 миллиона. Поступлений же ожидается до конца года примерно 222 миллиона руб.

Э.А.Мосолов назвал список мер, которые обладминистрация намерена предпринять в первую очередь. В частности, предполагается повысить налогооблагаемую базу области за счет увеличения производства налогооблагаемой продукции (водка, табак, пиво). Уже подготовлен проект постановления губернатора об ограничении ввоза алкогольной продукции, рассматривается вопрос о реструктуризации долгов табачной фабрики. Другой резерв, с точки зрения администрации, увеличение собираемости налогов (новая мысль). Сумма недоимок вместе с пеней и штрафами — 534 миллиона. Впрочем особых надежд, что разорившиеся предприятия отдадут свои долги, нет. Поэтому остается еще один путь, который Э.А.Мосолов очень точно охарактеризовал: «договариваться, просить, унижаться». В первую очередь это относится к сфере отношений между областью и банками. В ином случае перед областью вполне реально встает перспектива банкротства. Некоторые банки уже заявили, что собираются подавать на область в суд, в случае если та не рассчитается по полученным кредитам [[41]].

Выступление Мосолова на 23-м заседании Думы сыграло ту же роль, что и выступление Головина на 22-м, то есть депутаты, по образному выражению одного из комментаторов, решили «показать зубы» администрации. Сначала целый ряд народных избранников выступил с требованием представить точный график погашения задолженности по зарплате бюджетникам. В конечном итоге, по предложению депутата В.А.Кузнецова, было принято решение о составлении такого графика.

Затем депутаты впервые за все время существования областной Думы постановили считать работу администрации по погашению задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы и социальным выплатам неудовлетворительной. Далее Дума решила выступить поручителем для получения администрацией области 20 млн. кредита на погашение задолженности по зарплате бюджетникам. Кроме того, администрации напомнили, что согласно ст. 40 Закона Курской области об областном бюджете, где сказано, что в первую очередь деньги по полученным трансфертам направляются на выплату пенсий, детских пособий, медикаменты, однако судьба полученных ранее трансфертов и кредитов далеко не ясна [[42]]. Далее депутаты попытались сформулировать основные подходы по выводу области из кризиса. В частности, администрации предложено всю сумму поступающих трансфертов направить на погашение долгов по зарплате и до 1 октября представить в Думу предложения по их дальнейшему погашению.

Группа депутатов вынесла на заседание проект специального закона Курской области «Об экстренных мерах по обеспечению населения продуктами первой необходимости». По замыслу разработчиков, этот закон направлен на преодоление кризисной ситуации по обеспечению населения продуктами первой необходимости за счет стимулирования их выпуска путем предоставления местным производителям дотаций из средств бюджета области. Однако, проект не нашел понимания у большей части депутатского корпуса, поскольку, во-первых не вполне корректно были прописаны отношения между госструктурами и субъектами хозяйствования, а во-вторых, закон опять же требует дополнительного финансирования программы. Проект был принят за основу и отправлен на доработку в соответствующие комиссии.

Такой же оказалась судьба другого закона «Об основных принципах разработки Закона Курской области «Об областном бюджете Курской области на 1999 год».

Наконец, как и в прошлый раз, депутаты обратились к вопросу об обращении к Президенту Ельцину с требованием о его добровольной отставке. После дебатов требование было принято 2/3 голосов.

Подводя итоги работе регионального парламента в конце августа — сентябре, следует отметить, что давно отмечаемая тенденция увеличения самостоятельности представительного органа от администрации, в этом месяце проявилась в заметной мере. Преодоление Думой целого ряда губернаторских вето, общая активность законотворчества, наконец вынесение «неуда» администрации (за которое, по слухам, Руцкой вообще обещал выселить депутатов из ныне занимаемого ими помещения на ул. С.Перовской [[43]]) красноречиво об этом свидетельствует. Финансовый кризис и беспомощность администрации перед его лицом произвели эффект катализатора. Вместе с тем, степень «взросления» Думы не следует переоценивать. В какой-то мере наметившееся противостояния Думы администрации вызвано самой администрацией и даже непосредственно губернатором, часто публично демонстрирующим свое пренебрежение представительным органом. Так, по имеющимся данным, на 23 заседание приглашался сам губернатор, но он предпочел посещению Думы какую-то презентацию. В перспективе, однако усиление противостояния Думы губернатору может стать важными устойчивым фактором региональной политической жизни.

3.3.    Местное самоуправление

3.3.1.    Курск

В сентябре после полуторамесячного затишья вновь разгорелись страсти вокруг права главы администрации С.Мальцева руководить представительным органом муниципального образования. 29 сентября в зала заседания администрации Курской области собралось 9-е заседание Курского городского Собрания. В проекте повестки дня был вынесен 21 вопрос, но Собрание споткнулось уже на первом вопросе: «О проекте Устава Курска». Попытка сторонников Мальцева добиться признания его права быть председателем городского собрания так и не увенчалась успехом, как, впрочем, и стремление группы «Народовластие» законодательно лишить его этого права. Решение оказалось не принятым, как и Устав в целом [[44]].

Не удалось депутатам прийти к согласию и по вопросу о тарифов на услуги ЖКХ. Они отказались поднимать плату, но и в принципе от повышения ее в будущем не отказались.

В конце заседания, так практически ничем и не закончившегося, группа «Народовластие» выступила с инициативой обращения к Президенту Ельцину с требованием о его добровольной отставке. Однако и эта инициатива не нашла отклика.

В целом 9 заседание продемонстрировало фактическую недееспособность представительного органа г. Курска, что объективно передает инициативу в решении всех проблем и определении городской политики мэру и его аппарату.

3.3.2.    Поселок Прямицино

В отличие от своих коллег по Курскому городскому Собранию депутатское Собрание поселка Прямицино Октябрьского района приняло решение о поддержке инициативы Государственной Думы о выдвижении недоверия президенту Ельцину. Большую пропагандистскую работу провели коммунисты. В целом ряде случаев им удалось убедить избирателей так или иначе оформить свой наказ депутатам-некоммунистам голосовать в поддержку подобного решения, угрожая в противном случае отзывом. В результате решение об отрешении было принято единогласно [[45]].

3.4.    Партии и общественные организации

3.4.1.    КПРФ

КПРФ в этом месяце активно готовила своих сторонников к акции протеста. В сентябре прошел VIII пленум Курского обкома КПРФ, специально посвященный подготовке к акции. После доклада А.Михайлова, в котором тот обрисовал тяжесть экономической ситуации вообще и в Курской области, в частности, возложив вину на Президента и губернатора. После его доклада Пленум утвердил лозунги акции протеста: «Президента Ельцина — в отставку!», «Требуем смены курса!», «От ельцинской Конституции — к конституции народовластия!», «Правительство Примакова — заслужи доверие народа!», «Провокаторы! Вон с телевидения», «Дума! Убери Ельцина!», «Импичмент — требование народа!», «Руцкой — верный слуга Ельцина!», «В отставку Руцкого!».

Райкомам партии было поручено усилить конкретную агитационную, пропагандистскую работу по подготовке акции протеста 7 октября, выпустить листовки с обращением к разным слоям населения, подготовить лозунги и обеспечить информирование населения об акции протеста. Обкому и райкомам партии было поручено продолжить работу в представительных органах местного самоуправления и области по поддержке требований об отрешении Ельцина от власти и принятию Закона Курской области «О порядке отзыва губернатора Курской области со своей должности». Всем партийным организациям поручено продолжить работу по созданию стачкомов на предприятиях, а также «параллельных органов власти в виде Советов, комитетов общественного спасения и других органов народовластия» [[46]].

Во всех первичных парторганизациях прошли соответствующие собрания, на которых разъяснялись принципы тактики и стратегии, призванной привлечь массы к участию в стачке. Одним из способов распространения влияния партии является подписка на областную газету коммунистов «Голос народа». По сообщениям самого «Голоса народа», успешное распространение подписки является одним из оснований для приема в партию [[47]].

3.4.2.    «ЯБЛОКО»

Продолжается развитие партийных структур яблока на территории области. По сообщениям прессы, в конце августа — начале сентября состоялось учредительное собрание Касторенской районной орагнизации «ЯБЛОКО». В настоящее время на стадии создания районная организация в Солнцевском районе [[48]].

7 октября сторонники «ЯБЛОКА» приняли участие в митинге на Театральной площади г. Курска вместе с коммунистами и другими партиями и движениями, поддержавшими акцию протеста. Им даже предоставляли слово, но они отказались [[49]].

3.4.3.    «Курское единство»

Все более определенными становятся контуры новой областной политической организации движения «Курской единство». По сообщениям прессы, в «Курское единство» собрались высокопоставленные когда-то чиновники, обиженные режимом Руцкого. Это бывший глава администрации области В.Шутеев, бывший глава администрации города А.Дегтярев, бывший заместитель Шутеева А.Козявин, бывший заместитель А.Руцкого (и бывший политический противник Шутеева) «державник» С.Локтионов. Идеологические ориентиры новой региональной партии пока расплывчаты. По словам А.Дегтярева «Курское единство» намерено «выдвигать депутатов в районные и городские представительные органы власти, оказывать влияние на глав районных администраций и принимать самое активное участие на выборах в Областную думу, мэра и губернатора». В обращении к жителям области говориться, что «курское единство» преследует только одну цель: объединив людей, которым не безразлична судьба курян, использовать все возможное для улучшения их жизни» [[50]]. Себя новая организация определяет как «третью силу», отличную и от «руцкистов», и от «коммунистов». Впрочем последние не закрывают для себя дорогу к сотрудничеству. По словам первого заместителя секретаря обкома партии Н. Иванова: «Поскольку цели движения пока не определены, а его устав еще не утвержден, говорить об отношениях коммунистической партии с «Курским единством» пока не приходится. Но по составу участников можно сказать, что движение будет бороться за власть. В том случае, если оно станет отражать интересы курян, то мы найдем с ними понимание» [[51]].

3.4.4.    Молодежное движение «ЛЕБЕДЬ»

В Курске проявило себя (пока что в виде объявления, данного в «Хороших новостях») Всероссийское Молодежное движение «ЛЕБЕДЬ», созданное в Красноярске 12 сентября. Политическая направленность организации следует из названия. Всех желающих призывают к сотрудничеству, для чего дан адрес 660093, г. Красноярск, ул. Матросова 2, гостиница «Турист», 5 эт. и телефоны в Красноярске (66-69-20) и Курске (2-60-86) [[52]].

3.4.5.    «Ассамблея народов России»

В Курске создано региональное отделение Ассамблеи народов России. Это добровольная, самоуправляющаяся общероссийская общественная организация, заявленная цель которой — межнациональное согласие и равноправие граждан [[53]].

4.    резюме

Подводя итоги политическому развитию области в сентябре-начале октября, можно отметить, что в этом месяце проявилось несколько тенденций, способных определить политическое развитие области в будущем. Ухудшающееся экономическое положение активизирует политическую борьбу в регионе. В этой ситуации особенно важным представляется наметившийся уже открытый раскол между администрацией и Думой. Если область объявит о своем банкротстве, что вполне вероятно, то депутаты постараются как можно быстрее вывести из-под удара себя, что в свою очередь предполагает ужесточение критики администрации. Не трудно предполагать, что в этом случае ослабнут позиции «руцкистов» в Думе и, напротив, усилятся позиции коммунистов. Влияние на политическую ситуацию в области оказывает и постепенно развивающаяся президентская гонка. Не исключено, что уже в ближайшее время усилится деятельность структур, ориентированных на поддержку тех или иных кандидатов. Возможно появление новых таких структур (молодежное движение «ЛЕБЕДЬ» тому пример). Можно также ожидать в этой связи заключение предвыборных альянсов как между ведущими субъектами региональной политики, так и незначительными в обычное время, но очень полезными в периоды пропагандистских кампаний «карликовыми» (в том числе региональными) партийными и протопартийными структурами.



Источники

[1]. Хорошие новости. — 1998. — 24 сентября.

[2]. Курская правда. — 1998. — 11 сентября.

[3]. Городские известия. — 1998. — 29 сентября.

[4]. Городские известия. — 1998. — 1 октября.

[5]. Городские известия. — 1998. — 17 сентября.

[6]. Городские известия. — 1998. — 17 сентября.

[7]. Городские известия. — 1998. — 29 сентября.

[8]. Курская правда. — 1998. — 15 сентября.

[9]. Хорошие новости. — 1998. — 17 сентября.

[10]. Курская правда. — 1998. — 29 сентября.

[11]. Городские известия. — 1998. — 15 сентября.

[12]. Хорошие новости. — 1998. — 17 сентября.

[13]. Хорошие новости. — 1998. — 17 сентября.

[14]. Курская правда. — 1998. — 16 сентября.

[15]. Городские известия. — 1998. — 15 сентября.

[16]. Курская правда. — 1998. — 18 сентября.

[17]. Городские известия. — 1998. — 22 сентября.

[18]. Курская правда. — 1998. — 15 сентября.

[19]. Курская правда. — 1998. — 29 сентября.

[20]. Хорошие новости. — 1998. — 1 октября.

[21]. Городские известия. — 1998. — 12 сентября.

[22]. Хорошие новости. — 1998. — 17 с6ентября.

[23]. Хорошие новости. — 1998. — 1 октября.

[24]. Городские известия. — 1998. — 19 сентября.

[25]. Хорошие новости. — 1998. — 17 сентября.

[26]. Хорошие новости. — 1998. — 17 сентября.

[27]. Курская правда. — 1998. — 22 сентября.

[28]. Городские известия. — 1998. — 30 сентября.

[29]. Городские известия. — 1998. — 12 сентября.

[30]. Курская правда. — 1998. — 2 октября.

[31]. Курская правда. — 1998. — 30 сентября.

[32]. Курская правда. — 1998. — 6 октября.

[33]. Курская правда. — 1998. — 9 октября.

[34]. Хорошие новости. — 1998. — 1 октября.

[35]. Городские известия. — 1998. — 1 октября.

[36]. Хорошие новости. — 1998. — 3 сентября.

[37]. Городские известия. — 1998. — 29 сентября.

[38]. Курская правда. — 1998. — 2 сентября.

[39]. Хорошие новости. — 1998. — 1 октября.

[40]. Курская правда. — 1998. — 2 сентября.

[41]. Курская правда. — 1998. — 22 сентября.

[42]. Голос народа. — 1998. — 30 сентября.

[43]. Хорошие новости. — 1998. — 1 октября.

[44]. Городские известия. — 1998. — 2 октября.

[45]. Голос народа. — 1998. — 7 октября.

[46]. Голос народа. — 1998. — 7 октября.

[47]. Голос народа. — 1998. — 3 октября.

[48]. Городские известия. — 1998. — 3 сентября.

[49]. Курская правда. — 1998. — 9 октября.

[50]. Городские известия. — 1998. — 26 сентября.

[51]. Друг для друга. — 1998. — Сентябрь.

[52]. Хорошие новости. — 1998. — 1 октября.

[53]. Городские известия. — 1998. — 22 сентября.