Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Бурятия

Евгения Кислова

Республика Бурятия

в III квартале 1998 года

1.    политика

Отшумела предвыборная лихорадка, когда политический барометр показывал на бурю, и Бурятия в очередной раз стала жить своей размеренной жизнью. Такую стабильность всегда ставили себе в заслугу нынешние руководители республики. Теперь политическую температуру могут поднять либо очередные выборы, либо сверхординарные действия оппозиции, которая в ходе выборов получила чувствительное поражение. Но до первого еще далеко (выборы в Бурятии пройдут только в декабре 1999 г., когда состоятся выборы депутата в Государственную Думу и руководителей глав местных администраций самоуправления), а вторая теперь слаба и нужно время для ее консолидации.

Даже грядущая октябрьская акция протеста трудящихся всей России не сможет растопить политический холод в Бурятии после выборов. Известно, что руководство республики во всех бедах республики обвиняет Москву. Поэтому в октябрьских выступлениях опять будет виновата только Москва, а местное руководство, поддерживая справедливый гнев населения, окажется опять в выигрыше и останется «хорошим» в глазах обывателя.

Таким образом, Бурятия вступила в полосу политической стабильности и вряд ли в ближайшее время что-то здесь изменится. Во всяком случае, тех политических страстей и баталий, которые были в ходе выборов, скорее всего мы не увидим до следующих выборов.

1.1.    Оппозиция

Оппозиционные силы в Бурятии на выборах получили сокрушительное поражение. Все демократические и либеральные силы, не сумев договориться и выступить единым фронтом, оказались сейчас разрозненными и деморализованными, но некоторые из них уже стали приходить в себя после такого нокдауна. Как известно, в предвыборной гонке за президентское кресло участвовало 13 человек. Что же с ними стало после выборов?

По данным популярного в Бурятии еженедельника «Вечерний Улан-Удэ» судьба их сложилась следующим образом:

Л.Потапов продолжает выполнять обязанности президента РБ второй и последний положенный ему по Конституции срок. Он уже сумел сформировать свою новую профессиональную команду министров правительства Бурятии. Но приближающийся символический срок — 100 дней повторного нахождения в кресле президента — не дает ответа на вопрос, как же все-таки Л.Потапов будет выполнять свои предвыборные обещания. Пока же растет долг бюджета перед работниками народного хозяйства, трансфертные платежи в Бурятию практически не поступают, пенсию не платят с июля месяца, к тому же Бурятия еще не готова к зиме, и если сюда не направят финансовые средства, зима может иметь катастрофические последствия для населения республики. Видимо, это первоочередные задачи, которые стоят перед президентом, а об обещаниях о процветании республики, скорее всего, придется забыть.

С.Пронин продолжает возглавлять самое успешное предприятие республики – кондитерскую фабрику «Амта». Конечно же, кризис сказался на предприятии: уменьшился объем выпускаемой продукции, но генеральный директор уверен, что его предприятие сможет успешно справиться с кризисом. Он считает, что предприниматели шли в политику не ради политики, а лишь для того, чтобы поддержать и развивать местное производство, проблемы которого не замечают политики республиканского масштаба. В настоящее время С.Пронин стремится укрепить позиции фабрики в Восточно-Сибирском регионе, что ему неплохо удается. Особенно в Приангарье, где рынок сбыта и покупательская способность населения гораздо выше, чем в Бурятии.

С.Улзытуев остался генеральным директором своей мини-типографии по выпуску красочной издательской и полиграфической продукции. Он не ставит особых политических задач перед собой в ближайшие годы. Все будет зависеть от того, насколько успешно он сможет себя реализовать прежде всего в предпринимательской деятельности. Хотя продолжает участвовать в политической жизни республики, в частности, приняв участие в семинаре «Партия и демократия», проведенной в республике фондом К.Аденауэра в сентябре.

И.Михалев дважды участвовавший в выборах этого года (на пост мэра и президента РБ), стал председателем Бурятского отделения Российского общенародного союза, который возглавляет его родственник С.Бабурин. И.Михалев будет участвовать в выборах в Госдуму России, а в 2000 году будет помогать С.Бабурину в выборах Президента РФ в Бурятии, в которых, по его словам, «партия С.Бабурина Российский общенародный союз (РОС), несомненно, будет принимать активное участие».

В ближайшее время И.Михалев намерен приложить максимум усилий для развития республиканского отделения РОСа. Также он намерен добиваться отмены результатов прошедших в марте 1998 г. выборов мэра (о нарушениях в ходе выборов и о признании результатов действительными судом первой инстанции мы уже сообщали в своих прошлых обзорах, сейчас же действительными результаты выборов признала коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ по кассационным жалобам, так что, видимо, предстоит слушание дела в Верховном суде России) и готов в этом вопросе дойти до Москвы, где его интересы в суде будет представлять зампред Госдумы России С.Бабурин.

В.Саганов, остававшийся до конца выборов главным оппонентом Л.Потапова, возможно, не отойдет от большой политики и создаст новую республиканскую партию. Название партии пока держится в секрете. Скорее всего, он будет активно участвовать в выборах 2000 г., поддерживая Ю.Лужкова. Правда, по мнению некоторых республиканских аналитиков, эра В.Саганова уже прошла, и, даже участвуя в выборах Президента РФ на стороне Ю.Лужкова, он вряд ли сможет поднять свой рейтинг, тем более, что раньше он применял подобные схемы, но особого успеха они ему не приносили. Скорее всего В.Саганов займет почетное место патриарха бурятской политики, за советом к которому не раз будут обращаться молодые политики Бурятии. И только через них он сможет влиять на политическую жизнь в Бурятии.

Еще один ярый оппонент Л.Потапова, который больше всех пострадал от властей Бурятии — бывший мэр г. Улан-Удэ В.Шаповалов. В его судьбе произошел наиболее неожиданный переворот – его пригласили в администрацию А.Лебедя на пост заместителя губернатора Красноярского края по работе с территориями (В.Шаповалов в последнее время был председателем бурятского отделения «Честь и Родина», лично знаком с А.Лебедем, в его предвыборной агитации лейтмотивом было то, что «выбирая В.Шаповалова, вы выбираете А.Лебедя», а фотография на листовке, где в обнимку стоят А.Лебедь и В.Шаповалов, была расклеена по всей республике). Интересно, что В.Шаповалов мог работать в аппарате Президента РФ, куда его приглашал брат, но он отказался.

Таким образом, политик, на протяжении 5 лет выводивший из равновесия высоких и не слишком высоких лиц, а заодно требовавший огромных бюджетных и «внебюджетных» средств на борьбу с ним, покинул Бурятию. Возможно, В.Шаповалов просто взял тайм-аут. По просачивающимся из его окружения информации, В.Шаповалову предложили стать представителем партии Лебедя в Восточно-Сибирском регионе – координатором Республиканской народно-патриотической партии.

Б.Очиров, который, скорее всего, участвовал в выборах для того, чтобы оттянуть электорат от противников Л.Потапова, продолжает руководить свой фирмой «Икат». Политическое будущее его туманно, хотя не исключено, что он сможет стать одним из преемников на посту президента РБ в 2002 г., заручившись поддержкой Л.Потапова.

А.Громов – председатель Республиканского негосударственного пенсионного фонда — с политикой расставаться не собирается и будет вести активную политическую и общественную деятельность.

А.Улзытуев, бурятский поэт, который выставил свою кандидатуру на пост президента РБ ради того, чтобы его как можно больше узнали перед выборами в Народный Хурал, также не собирается оставлять политику. Хотя его политическое будущее вряд ли будет успешным, потому что в политике надо быть самостоятельным, а не безропотно подчиняться кому-либо. Пример тому — снятие своей кандидатуры в пользу В.Саганова, который стал его кумиром, ярко это иллюстрирует.

Н.Кондаков – Председатель комитета по мелиорации и сельскохозяйственному водоснабжению РФ по РБ — одновременно собирается быть политиком и госслужащим. Как председатель комитета он собирается и дальше заниматься мелиорацией Бурятии, и как член бюро рескома КПРФ активно участвовать в политике. Но несмотря на это Н.Кондаков не собирается выдвигаться в Госдуму РФ, депутатом которой он уже был в 1993-95 гг. и мог бы стать в 1995 г., если бы не провокационная листовка о его «похождениях» в Москве. Видимо, Н.Кондаков боится новых предвыборных технологий, когда грязное белье кандидата становится всеобщим достоянием.

Ц.Сергеева уехала в Москву, к своему мужу, который финансировал ее кампанию. Скорее всего, она будет наведываться в Бурятию во время выборов и обязательно покажет свою экспрессивность и одержимость в желании победить на выборах в Госдуму РФ в 1999 г.

С.Будажапов, без желания, но по стечению обстоятельств участвовавший в выборах президента РБ (об этом мы рассказывали в своих прошлых обзорах), вынужден был бороться за кресло президента. Сейчас он продолжает оставаться депутатом Госдумы РФ и в 1999 г. постарается получить заветный госдумовский мандат. Пока он продолжает возглавлять местную организацию коммунистов и, значит, будет оказывать большое влияние на политическую жизнь Бурятии, где коммунисты традиционно сильны.

И, наконец, А.Коренев – главный представитель оппозиции на президентских выборах. Как известно, он в последний момент снял свою кандидатуру в пользу Л.Потапова, побоявшись проигрыша, в случае которого ему пришлось бы несладко. Этот шаг фактически обозначил конец его политической карьеры, это подтвердили и выборы в Народный Хурал (НХ), которые одновременно проходили с президентскими выборами. Избиратели в подавляющем большинстве предпочли в новом составе парламента директора школы №42 А.Попова директору ЛВРЗ, президенту Союза промышленников и предпринимателей (СПП) А.Кореневу.

К слову отметить, что и сам СПП, некогда грозная политическая сила, сокрушительно проиграла парламентские выборы проправительственному блоку «Наша Бурятия». В нынешнем составе НХ РБ фракция промышленников «съежилась» до 2-3 депутатов и не «делает погоды» в парламенте, хотя ранее была одной из самых влиятельных. Но, похоже, СПП начинает оправляться от этого удара и 24 сентября 1998 г. состоялось расширенное заседание СПП РБ, на котором решалась дальнейшая судьба союза.

Президент СПП РБ А.Коренев попросил освободить его от исполнения президентских обязанностей и возложить их на вице-президента С.Пронина, тем самым он признал, что является главным виновником утраты СПП своей политической силы и начавшемся преследовании СПП со стороны республиканских властей, выражающейся в препятствовании нормального функционирования этой организации. Кроме того, поражение А.Коренева на выборах негативно отражается на взаимоотношениях членов СПП с властью: чиновники, боясь прослыть нелояльными к президенту РБ, избегают контактов с «зачумленными». О какой-либо поддержке их предложений нет и речи.

Члены правления СПП ГРБ отставку А.Коренева не поддержали. Вице-президент СПП РБ С.Пронин заявил, что А.Коренев должен оставаться на своем посту до следующего съезда. А сейчас надо решать действительно важные вопросы: форму существования СПП РБ и финансирование его деятельности. С.Пронин высказался за реорганизацию Союза и избавление от лишних членов вроде союза дельтапланеристов, который ранее финансировался СПП, критерием отбора поставив уплату членских взносов.

Также озвучены две главнейшие цели СПП РБ: лоббирование интересов промышленников в парламенте (как следствие, необходимость активного участия в политическом процессе) и «общий рынок» производителей республики для обеспечения сбыта продукции.

На заседании подчеркивалось, что на будущих выборах в НХ и президента РБ не повторится ситуация, когда члены СПП не смогли выступить единой командой, при этом над экономическими интересами превалировали политические пристрастия. Промышленники разбежались по разным партиям и предвыборную агитацию вели опираясь на них. В результате многие члены СПП соперничали друг с другом, отбирая голоса. Почти все они выборы проиграли.

Что же касается судьбы самого А.Коренева, то она пока не ясна. Его из всех сил выдавливают из кресла директора ЛВРЗ. Сам же ЛВРЗ (локомотиво-вагоноремонтный завод) из федерального подчинения переведен в ведение Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) с центром в Иркутске. В результате этого и так скудные заказы сузились до регионального масштаба, где платежеспособность предприятий очень низкая. Похоже, и сам Коренев махнул рукой на свой завод, так как отказался от ряда выгодных заказов, чем вызвал недовольство у заводчан. По имеющейся информации, Коренев хочет перебраться в Иркутск в правление ВСЖД, либо получит предложение стать замминистра путей сообщения РФ.

Другие же оппозиционные силы ушли «на дно» и о них нет никакой информации. Некоторые, правда, оспаривают итоги выборов через суд, но шанс, что они победят, крайне мал. Что касается движений общероссийского масштаба, то, скорее всего, их политическая активность проявится только на следующих выборах. Правда, местное отделение КПРФ готовит октябрьские акции протеста, а НДР ограничилось организацией семинара «Партия и демократия», который провел фонд К.Аденауэра в Москве.

1.2.    Наступление на демократию продолжается

Процесс ликвидации демократии начался в 1996 г., когда от должности мэра города был отстранен законно избранный на этот пост В.Шаповалов. Причем вразумительной мотивировки этого фарса жители Бурятии до сих пор не получили. Уголовные дела в отношении В.Шаповалова закрыты либо из-за отсутствия состава преступления, либо по амнистии. Странно то, что амнистия была проведена еще в ходе расследования уголовного дела, а не по его окончании. Многие аналитики склонны считать, что доказать вину В.Шаповалова было сложно, ведь даже якобы потерпевшие не хотели писать заявления с иском, просто надо было срочно очернить молодого, перспективного политика, который мог стать серьезным противником Л.Потапову на выборах.

Наступление продолжалось уже в ходе предвыборной гонки, когда был разогнан мирный пикет бурятских лам, защищавших свою святыню — «Атлас тибетской медицины». Тогда заговорили о политическом диктате властей республики. И это стало подтверждаться конкретными шагами властей. Вначале они добились того, что были утверждены итоги выборов на пост мэра, в которых было столько нарушений (об этом мы писали ранее), что отмененные выборы в Нижнем Новгороде можно считать идеальным образцом демократии. К слову, все нарушения признала и выигравшая команда, но судья Т.Быкова посчитала, что эти нарушения не могли повлиять на итоги выборов.

Но и этого мало – пошло наступление на средства массовой информации. Похоже, некогда самый популярный телеканал Бурятии – Общественное телевидение Бурятии (ОТР) — похоронен навсегда. Его закрыли в мае 1998 г. под предлогом отсутствия соответствующей лицензии на вещание, но на самом деле за то, что оно было главным оппонентом Л.Потапова, поддерживая своего шефа А.Коренева (большая часть акций телеканала была у ЛВРЗ). Многие журналисты остались без работы, а особо рьяно критиковавшие Л.Потапова до сих пор не могут найти работу. Перспективы телеканала туманны. Проектов возобновления вещания было достаточно. Так, например, последний директор ОТБ И.Федотов якобы договаривался с Ю.Лужковым об оказании финансовой поддержки и последующей продаже контрольного пакета акций телеканала московской мэрии.

Отказались от ОТБ и те, кто ранее его поддерживал. Так, А.Скосырская, генеральный директор ИЧП «Разноопторг», член Союза промышленников и предпринимателей РБ, одна из наиболее крупных держателей акций телекомпании, решила выйти из состава учредителей компании. Не видя отдачи от телеканала, который не помог ей стать депутатом НХ РБ, она решила от него отказаться, впрочем, как и дважды проигравший выборы А.Коренев.

Таким образом, в результате закрытия ОТБ и устрашающих мер со стороны властей по отношению к другим СМИ, они теперь вряд ли пойдут против президента и НХ. Впрочем, сейчас обстановка стабилизировалась и, возможно, президент даст себя немножко покритиковать.

Казалось бы выборы закончены и политические страсти улеглись. Но сейчас в Улан-Удэ проходит процесс над первым заместителем бывшего мэра города В.Шаповалова Андреем Фирсовым. В свое время именно они стали главными героями противостояния города и президента. В.Шаповалова посадить не удалось, теперь пытаются привлечь к ответственности его зама. Главное показать, что власть небеспочвенно пыталась убрать руководство города, создать в глазах общественности видимость справедливости своих действий.

А.Фирсов пришел в команду В.Шаповалова по настоянию президента Л.Потапова, но затем, как и вся команда, попал в опалу. Более того, А.Фирсова разыскивали через общероссийский розыск по обвинению в хищении бюджетных средств и получении ссуды и кредитов в ряде коммерческих банков, не обеспеченных возвратом средств. Свою вину А.Фирсов отрицает, хотя за ним ранее числился ряд афер (впрочем, этого никогда не удавалось доказать). Между тем А.Фирсов — довольно известный предприниматель. В свое время в содружестве с К.Боровым (Российская товарно-сырьевая биржа) А.Фирсов в Бурятии создал Азиатскую биржу, которая занимала второе место в общероссийском рейтинге бирж, уступая лишь бирже К.Борового. Затем была создана известная инвестиционная кампания «Азия-инвест». Все эти начинания местная власть успешно «хоронила». Вот и сейчас она пытается представить деятельность Фирсова как очередную аферу.

А.Фирсова разыскали и арестовали в г.Кемерово, где у него были родственники, и это произошло в разгар выборов. До этого он спокойно жил там, все это знали, в том числе и в Бурятии, но мер не принимали. А потом спохватились и произвели арест, и уже седьмой месяц он сидит в следственном изоляторе.

Процесс начался с того, что А.Фирсов полностью отверг предъявленные ему обвинения и сделал отвод судье В.Данилову. По словам Фирсова, В.Данилов лично заинтересован в его обвинении, так как работал на одном из предприятий, которым руководил А.Фирсов и злоупотреблял служебным положением, за что и был уволен.

Совещания народных заседателей по этому поводу не раз прерывались из-за того, что судья В.Данилов постоянно заходил в совещательную комнату и пытался повлиять на решение заседателей. По всей вероятности, это ему удалось, так как отвод был отвергнут, и В.Данилов остался председательствующим на суде. В ответ на это А.Фирсов отказался давать показания.

По словам адвоката, у следствия нет серьезных доказательств по данному делу, но они попытаются все же любым способом обвинить А.Фирсова, тем более, что им покровительствуют правительственные чиновники, да и судья на почве личной неприязни попытается свести счеты с бывшим зам. мэра.

1.3.    Новое правительство

В Бурятии завершилось формирование новой структуры исполнительной власти РБ. Во многом она напоминает старую. Да и по кадровым расстановкам она немного отличается от прежней – большинство министров сохранили свои портфели. Стоило ли ждать крутых перемен, когда власть сделала все, чтобы остался прежний хозяин, ведь это был залог будущего сохранения их мест. И этой цели они добились. Президент отблагодарил тех, кто его поддерживал, оставив на своих местах.

В итоге исполнительная власть в республике стала выглядеть следующим образом: были образованы министерство промышленности, энергетики и торговли, ему же переданы функции прежнего министерства промышленности, энергетики и транспорта и часть функций упраздненного государственного комитета по торговле и внешнеэкономическим связям, министерство экономики и внешних связей, передав ему функции прежнего министерства экономики, часть функций упраздняемого государственного комитета по торговле и внешнеэкономическим связям.

Преобразованию подверглись министерство сельского хозяйства и продовольствия, преобразованное в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; министерство строительства и архитектуры – в государственный комитет по строительству и жилищной политике; комитет по управлению государственным имуществом – в государственный комитет по управлению государственным имуществом; комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям – в государственный комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; комитет природных ресурсов по РБ Министерства природных ресурсов РФ – в государственный комитет природных ресурсов РБ; комитет по жилищно-коммунальному хозяйству – в государственный комитет по жилищно-коммунальному хозяйству.

Также теперь координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств, комитетов РБ, иных республиканских органов управления осуществляют президент – председатель правительства РБ, его заместители, республиканские министры и председатели государственных комитетов в соответствии со схемой, утверждаемой президентом РБ.

Президент — председатель правительства РБ по новой схеме имеет одного первого заместителя, двух заместителей и четырех заместителей, совмещающих должности министров или председателей госкомитетов.

Персональный же состав правительства на сегодня таков:

Председатель правительства – президент РБ Л.Потапов; первый зампред правительства — В.Агалов; зампред правительства по социальной политике — Е.Ханхалаев; зампред правительства, постоянный представитель РБ при Президенте РФ — И.Егоров; зампред Правительства РБ – министр финансов РБ А.Налетов; заместитель Председателя правительства, министр промышленности, энергетики и торговли — В.Переляев; управляющий делами, руководитель администрации президента и правительства — Н.Быков; министр здравоохранения — Б.Бальжиров, министр культуры — Е.Раднаева; министр образования — С.Намсараев; министр социальной защиты населения и труда — С.Ефимов; министр юстиции — Б.Батоев; министр экономики и внешних связей — Н.Атанов; председатель госкомитета по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту — С.Мантуров, председатель госкомитета по строительству и жилищной политике — С.Антонов; председатель госкомитета по жилищно-коммунальному хозяйству — В.Думнов.

Все члены правительства, их министерства и комитеты имеют прямую подчиненность президенту и правительству. Кроме того, членами правительства стали министры и комитеты, которые имеют одновременную подчиненность и федеральным органам управления. Это министр внутренних дел И.Калашников, министр лесного хозяйства А.Голоушкин, председатель госкомитета по статистике Л.Мунаев, председатель госкомитета по экологии и природопользованию В.Гулгонов, председатель госкомитета природных ресурсов В.Бахтин.

Все члены правительства прошли процедуру утверждения своих кандидатур на заседании Народного Хурала. НХ дал свое согласие на назначение приведенных выше кандидатур на министерские посты и должности председателей государственных комитетов. Исключением явилась кандидатура на должность зампреда правительства по аграрным вопросам и одновременно министра сельского хозяйства и продовольствия Ц.Доржиева, которому не хватило двух голосов депутатов для утверждения (за него проголосовали 31 депутат, а по конституции необходимо набрать 50% + 1 голос, т.е. 33 из 65 депутатов НХ). В связи с этим исполняющим обязанности заместителя председателя правительства, министром сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности указом президента был назначен М.Болонев, занимавший этот пост в старом правительстве.

Таким образом, правительство обновилось только на 15%. Появилась новая фигура зампреда правительства по социальной политике — Е.Ханхалаев. Ранее он был президентом республиканского концерна «Ариг Ус», который (один из немногих в республике) стабильно развивался, занимаясь строительством, торговлей, поставкой нефтепродуктов и даже имеющий свою телекомпанию. Но вот какое отношение он имел к социальной политике – непонятно. Правда, концерн оказывал многим спонсорскую помощь. Но ведь одно дело, когда у тебя есть деньги и ты можешь помочь немногим, другое – когда у тебя их нет, а помощь нужна всем. Так что, Е.Ханхалаеву будет трудно справиться с порученной деятельностью, тем более, что он не имеет особого опыта в данной сфере. Он сменил на этом посту Л.Нимаеву, получившую в республике титул «железная леди». Ее деятельность на этом посту вызывала неоднозначную реакцию. Президент и его окружение считали, что она успешно справляется, другие, особенно работники культуры, считали, что именно она является той фигурой, из-за которой происходит раздор в социальной сфере. Поддерживая одних, она разваливала позиции других. Так, при назначении директора театра оперы и балета, когда-то славившегося по всему СССР (а сейчас пребывающего в глубоком упадке), старалась протолкнуть свою кандидатуру, что чуть не привело к тому, что деятели культуры разбились на два постоянно враждующих лагеря. Была приложена рука Л.Нимаевой и к закрытию ОТБ, и именно она была инициатором вывоза «Атласа тибетской медицины» (вела переговоры по условиям этого контракта), который чуть не привел Бурятию к внутриконфессиональному конфликту. Да и в социальной сфере не было никаких прорывов: как была Бурятия в хвосте субъектов федерации по социальной защищенности, так и осталась. Л.Нимаева стала своего рода общественным аллергеном и очень непопулярной фигурой (это подтвердили и выборы в НХ, которые она сокрушительно проиграла), так что ей не осталось места в правительстве. Хотя Л.Потапов сделал ее своим помощником, и опять-таки по социальным вопросам.

Новой фигурой в правительстве стал А.Налетов, зампред правительства, министр финансов. Он довольно молодой политик. Ранее он был заместителем председателя налоговой службы Бурятии и налоговики неплохо справлялись со своей обязанностью сбора налогов (75‑80% от предполагаемых сборов). На этом посту он сменил еще одну женщину в правительстве — Г.Шлыкову, которая возглавляла Центробанк Бурятии. Она неплохо работала в правительстве, но была чересчур жесткой в выделении кредитов и субсидий для районов республики, поэтому ее сменили на более мягкого А.Налетова. В итоге в правительстве осталась одна женщина — Е.Раднаева, министр культуры, которая неплохо себя зарекомендовала на посту замминистра образования.

И еще одна новая фигура в правительстве – управляющий делами, руководитель администрации президента и правительства Н.Быков. Ничем примечательным себя не показал, но всегда трудился вместе с Л.Потаповым и был очень предан ему. Он сменил на этом посту ближайшего друга президента А.Лубсанова, который постарается укрепить позиции президента в парламенте и исключить всякую оппозицию решениям Л.Потапова.

В целом же многие аналитики склоняются к мнению, что в связи с тем, что правительство практически не изменилось, трудно ждать каких-либо перемен в жизни Бурятии. По-прежнему республика будет надеяться на Москву, трансферты и не обращать внимания на внутренние резервы развития. По-прежнему во всем будет виновата Москва, а местные чиновники здесь будут ни при чем.

1.4.    Народный Хурал сформировал свои органы управления

Параллельно проходило формирование структуры НХ. Происходило избрание председателя НХ, председателей 6 комитетов и 2 компаний, а также утверждение их состава. Кроме того были утверждены члены нового правительства, за исключением одного (об этом говорилось выше) и на этом I сессия НХ была завершена.

НХ состоит из 65 депутатов, но на сегодняшний момент их 64. Причем здесь произошла рокировка. Депутат от Краснофлотского округа №56 Е.Ханхалаев ушел в правительство на место зампреда правительства по социальной политике, поэтому он должен сложить с себя депутатские полномочия. Дату выборов депутата определяет сессия НХ, а она состоится в октябре. Но по Конституции РБ со дня снятия депутатских полномочий до выборов депутата должно пройти не более 90 дней, и в связи с этим Е.Ханхалаев пока еще не сдал свой мандат в республиканскую избирательную комиссию и формально еще остается депутатом, тем самым также формально нарушая закон о госслужбе, по которому запрещено сочетание депутатства с гособязанностями. Фактически же Е.Ханхалаев сосредоточен на работе в правительстве.

Между тем в депутатском корпусе произошло пополнение. Депутатом стал М.Егоров, глава администрации Северобайкальского района, признанный Центризбиркомом РБ избранным по 30-му Нижнеангарскому избирательному округу. Ранее мы сообщали, что выборы по этому округу не состоялись из-за того, что никто из 2 претендентов на депутатское место не получил 50% + 1 голос. Но доверенные лица и сам кандидат опротестовали решение окружной комиссии, ссылаясь на допущенные участковой избирательной комиссией нарушения при подсчете голосов, и настаивали на исследовании всех бюллетеней при повторном пересчете.

Члены избиркома РБ, выехавшие на место, провели повторный пересчет голосов, в результате этого, М.Егоров получил 50,5% голосов избирателей и избирком РБ признал его депутатом НХ. Что это — ошибка окружной комиссии, или же центризбирком постарался сэкономить средства, которые потребовались бы на новые выборы — неясно.

Между тем уже были претенденты на депутатское место по этому округу на новых выборах. Так, по имеющейся у нас информации, Л.Потапов предложил идти по этому округу В.Морозову, президенту группы «Мотом». Тот уже был депутатом прошлого созыва и даже был и.о. председателя комитета по торговле и внешнеэкономическим связям. Но этим летом он не стал выдвигать свою кандидатуру в связи с тем, что в печати шло освещение борьбы вкладчиков «Мотом-банка», которые потеряли свои сбережения в связи с банкротством банка. Между тем банк поддерживали на правительственном уровне и даже выделяли ссуды из тощего республиканского бюджета на погашение долгов по вкладам, но куда ушли эти деньги — никто не знает. В то же время Морозова и Потапова связывают близкие личные отношения, и Л.Потапов всегда покровительствовал первому, особенно когда организовывался «Мотом». Так что, видимо, Л.Потапов хотел видеть еще одного своего человека в парламенте.

Сам же НХ образовал на I сессии свои руководящие органы. Председателем НХ стал, как мы уже сообщали, прежний его руководитель М.Семенов, так что сохранилась преемственность в обоих ветвях власти. По остальным же кандидатурам на руководящие посты прения проходили на пяти заседаниях оргкомитета, который и готовил I сессию НХ, (состоял оргкомитет из 21 депутата). На заседаниях оргкомитета были согласованы кандидаты на должности в НХ. Об этом, в частности, свидетельствуют заранее подготовленные проекты постановлений с указанными в них фамилиями еще не «проголосованных» соискателей.

И все же получилось несколько иначе, чем предполагалось, что указывает на отсутствие полного единодушия среди парламентариев. Весьма показательными в этом плане стали выборы председателя комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Оргкомитетом был предложен на эту должность депутат, бывший управделами аппарата президента и правительства А.Лубсанов (условно — человек президентской команды). А на пленарном заседании была названа кандидатура генерального директора АО «Пеструшка», самого молодого депутата, 25-летнего А.Краснопеева (условно — человек оппозиции). Выступление молодого политика, предшествующее тайному голосованию, обнаружило его глубокое понимание экономической ситуации в Бурятии и причин, мешающих, на взгляд А.Краснопеева, развитию местного товарного производства. В результате этого в первом голосовании А.Крансопееву отдали голоса 26 депутатов. За А.Лубсанова было 30. Для победы нужно было как минимум 33. Поэтому пришлось проводить повторное голосование, по закону – последнее. Если бы каждый из них вновь потерпел бы фиаско, сессии предстояло бы выбрать другие кандидатуры на должность председателя комитета по экономической политике.

В итоге победил А.Лубсанов и стал председателем комитета. А.Краснопеев проиграл ему 7 голосов. Очевидно, что А.Краснопеев еще «чужой» в кругах политической элиты, да и до выборов был близок к оппозиционному СПП. Впрочем, по мнению депутатов, поддержавших А.Краснопеева, итоги голосования могли быть принципиально иными, соберись НХ в полном составе: на первом заседании по разным причинам не было 9 депутатов, которые должны были поддержать А.Краснопеева.

Подобная ситуация возникла и при выборе председателя Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку. Предложены были две кандидатуры – Д.Наханцаков и Б.-Ж.Шаралдаев (последнего поддерживала та же группа депутатов, что и А.Краснопеева – оппозиция). Первое голосование оказалось нерезультативным, против обоих проголосовали 7 депутатов, что осложняло победу одного из них во втором туре. Д.Наханцаков снял свою кандидатуру в пользу Б.-Ж.Шаралдаева. В итоге тот получил 39 голосов и стал председателем комитета по аграрной политике.

Не было шансов занять пост председателя комитета по госустройству, местному самоуправлению и потребительскому рынку у гендиректора АО «Центрогаз Улан-Удэ» В.Красавина. Опять слишком слабы оказались позиции у оппозиционеров. Оргкомитет предложил на эту должность Ц.Батуева. Кандидатура В.Красавина возникла на пленарном заседании сессии и у оппозиции не было шансов противостоять оргкомитету, куда практически не вошли ее представители.

Альтернативы не было только у Б.Семенова, С.Мезенина и В.Цыремпилова. Любопытно отметить, что по количественному составу комитетов НХ сессия окончательно не определилась. Виной тому стало прямо-таки повальное стремление работать в ключевом комитете парламента – по бюджету, налогам, финансам и банкам. В этот комитет записались 20 парламентариев, тогда как вопросами госустройства, местного самоуправления и законности согласились заниматься лишь 4 депутата.

Практически единодушно депутаты избрали заместителем председателя НХ В.Измайлова (по установившейся негласной традиции, еще с советских времен, если руководитель ветви власти бурят, то его заместитель должен быть русский, и наоборот — такова национальная политика в республике). И это можно признать явной победой оппозиции или шагом власти навстречу к оппозиции. Известный тележурналист в республике, в прошлом директор студии телевидения БГТРК, заместитель гендиректора БГТРК был смещен со своих постов более 2-х лет назад из-за разногласий с Л.Потаповым и поклялся никогда более не появляться в стенах БГТРК. Его известность помогла ему без особых затрат стать депутатом. Предложение занять этот высокий пост поступило В.Измайлову незадолго до начала пленарного заседания от М.Семенова. По его словам, он думал над ним «всю ночь» и согласился.

В связи с этим напрашивается вывод, что как ни старался президент Л.Потапов создать «послушный» ему парламент, это ему не удалось. НХ, скорее всего, будет проводить свою самостоятельную политику, правда, прислушиваясь и активно контактируя с исполнительной властью. Более того, не должно возникать особых трений между этими двумя ветвями власти, хотя не исключены расхождения по отдельным вопросам.

Таким образом, председателями комитетов и комиссий стали: Б.Семенов – комитет по бюджету, налогам, финансам и банкам; бывший вице-премьер правительства, курировавший аграрный сектор; С.Мезенин –комитет по социальной политике, бывший директор Ильинской школы; Ц.Батуев – комитет по государственному устройству, местному самоуправлению и законности, бывший первый заместитель главы администрации Иволгинского района; В.Цыремпилов – комитет по международным и региональным связям, национальным вопросам, делам общественных организаций и религиозных объединений, бывший представитель президента РБ в Кяхтинском районе; Б.Шаралдаев – комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку, бывший директор Шалутского комбикормового завода; А.Лубсанов – комитет по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, бывший управделами президента РБ; В.Котов – комиссия по мандатам и депутатской этике, бывший глава администрации Кабанского района.

Все председатели комитетов и комиссий, а также их заместители, председатель НХ и его заместитель работают в парламенте на постоянной основе, все остальные депутаты, в том числе и работающие в комитетах и комиссиях, продолжают работать на прежних местах, собираясь на заседания парламента и на заседания комитетов и комиссий. Кроме того, председатель НХ и его заместитель, а также председатели комитетов и комиссий образуют Президиум НХ, который и формирует повестку дня очередной сессии.

Как видим, оппозиции достался лишь один комитет, что уменьшает ее влияние на принятие решений. Между тем в парламенте начался процесс формирования фракций и депутатских объединений. Так, уже создается фракция народно-патриотических сил (НПСР), которую возглавит, скорее всего, председатель городского совета депутатов Б.Дымбрылов. Возможно, появится аграрная фракция, фракция промышленников и предпринимателей «Движение XXI века» и ряд других. Представительства фракций, представленных в Госдуме, в бурятском парламенте, скорее не будет, кроме КПРФ (НПСР). Тем более, что на прошедших выборах то же НДР не смогло провести ни одного своего депутата.

О том, как же будут происходить эти процессы, мы узнаем на очередной сессии НХ РБ, которая состоится в середине октября. Главными будут вопросы: «О республиканском бюджете РБ на 1999 г.», «О налоге с продажи» и «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований в РБ отдельными государственными полномочиями». Всего будут рассмотрены 23 вопроса.

1.5.    Выборы закончились – выборы продолжаются

В Муйском районе 9 августа жители выбирали главу местного самоуправления. Главным претендентом на победу являлся А.Кардаш, месяцем ранее ставший депутатом НХ по округу. Как и тогда, на район обрушился шквал информации, уличающей Кардаша во всех смертных грехах. Его обвиняли в разбазаривании бюджетных средств во время его работы в администрации Муйского района и в предыдущем составе НХ. Кроме того, сообщалось, что из бюджетных средств района финансируется учеба сына депутата и некоторые другие дела сына, по которым можно было заводить уголовные дела. Но чем больше было противодействия республиканских властей избранию неугодного главы местной администрации, тем больше симпатий он вызывал у местных жителей. Надо заметить, что север республики, который находится далеко от центра и ему мало уделяется внимание со стороны руководства республики (да еще это зона БАМа, где большинство приезжих), всегда негативно относился к республиканским властям. Здесь в основном сосредоточен демократический электорат, который голосует за демократических лидеров и с неприязнью относится к консервативному центру (хотя летом 1998 г. на севере, как и везде в Бурятии, победил Л.Потапов, но его отрыв от преследователей в Муйском районе был не очень велик).

В итоге победил А.Кардаш. Основным соперником его за кресло главы района стал прежний заместитель по социальным вопросам С.Мурзин. А.Кардаш набрал 2538 голосов. С.Мурзину отдали предпочтение 1579 избирателей. Третьим стал начальник производственной базы «Бамтоннельстрой» Н.Силаев, за которого проголосовали 173 человека. Меньше всех набрал голосов директор МУП «ЖКХ» В.Мельниченко. Всего в прошедших выборах приняли участие 4691 человек, что составляет 42,2% от общего числа внесенных в официальные списки избирателей.

Итак, жители Муйского района выразили свою оппозиционность республиканским властям, которые на выборах поддержали С.Мурзина. Причем многие склонны считать, что голосовали не за Кардаша, а против Мурзина, который на своем прежнем посту, занимаясь социальной сферой, никак не помог ей, а только развалил.

По некоторым данным, республиканские власти не примирились с этим поражением, и сейчас прорабатывается вопрос о слиянии двух северных районов – Муйского и Северобайкальского в один, причем, с центром в г.Северобайкальске, где руководит лояльный к республиканским властям политик. Это объединение приведет к прежнему территориально-административному делению, которое существовало раньше, но в связи с тем, что необходимо было повысить статус малочисленного народа – эвенков — и был образован этот район. Но об этом теперь могут забыть ради политической выгоды.

1.6.    Октябрьские акции протеста в Бурятии

Акции протеста, проходившие в республике, носили массовый и организованный характер. Большинство промышленных предприятий республики входит в систему ВПК, где практически уже нет государственных заказов. Кроме того, республика традиционно была ввозящей. К тому же местный республиканский бюджет на 70-80% зависит от трансфертных платежей. А сейчас с этим сложно, да и по многим экономическим показателям Бурятия плетется в хвосте субъектов Федерации. Все это отражается на жизненных показателях граждан республики, где более 60% населения живет ниже черты бедности. Поэтому призыв профсоюзов и НПСР провести октябрьские акции протеста вызвал живой отклик.

Для улан-удэнцев участие во всероссийском протесте началось уже 1 октября, когда на главную площадь города вышли преподаватели, студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений города. К началу митинга были стянуты большие силы правоохранительных органов. Власти беспокоились, что события примут неуправляемый характер, но митинг студентов прошел без каких-либо эксцессов и инцидентов.

Студентов пришло на площадь гораздо меньше, чем планировалось — максимум тысячу человек, да и то костяк митингующих составляли первокурсники (что говорит о хорошей работе ректоратов и деканатов).

Выступавшие преподаватели, студенты и профсоюзные лидеры достаточно остро затронули безрадостное положение в образовательных учреждениях республики, материальное положение преподавателей и учащихся, отсутствие каких-либо социальных гарантий и льгот. Несмотря на высокий образовательный уровень работников образования и студентов, их знания и квалификация остаются невостребованными, и они постепенно превращаются в массовый слой бедняков. По словам организаторов митинга, создается впечатление, что власти просто забыли о проблемах российского образования или целенаправленно игнорируют их. Были выдвинуты требования: своевременная выплата зарплаты и стипендии, погашение задолженности образовательных учреждений по коммунальным услугам, ограничение платного образования. На митинге был выдвинут лозунг: «Страна без образования – страна дураков».

На митинге была принята резолюция с требованиями погашения долгов по заплате и стипендиям, безотлагательного решения вопроса о погашении задолженности образовательных учреждений, восстановления бюджетного финансирования, обеспечения учебных заведений оборудованием и пособиями, восстановления студенческих льгот на проезд, разработки программы трудоустройства выпускников учебных заведений, обеспечения социальной защиты студентов и преподавателей.

7 октября состоялись акции протеста, в которых участвовали все районы республики. Перед главным митингом в Улан-Удэ состоялся ряд локальных митингов в различных частях города, в которых приняли участие рабочие всех промышленных предприятий города, учителя, медики, пенсионеры и студенты. Во многих предприятиях и учреждениях состоялись однодневные предупредительные забастовки, либо приостановление работы на период проведения акции протеста. Так, например, рабочие авиазавода, одного из крупнейших предприятий города, требовали от руководителей завода и города ответа, когда же начнется выплата хотя бы частями 14-месячной задержанной зарплаты. В августе, когда рабочие блокировали директора завода в его рабочем кабинете и пытались провести акцию неповиновения властям, было подписано соглашение между администрацией завода и города о погашении долгов через арбитражный суд путем взыскания задолженности по зарплате с мэрии города за июль 1997 г. Но это соглашение не выполнено до сих пор, хотя задолженность должна была быть погашена еще в конце сентября. В результате этого рабочие находятся на грани бессрочной забастовки, а это грозит срывом поставок вертолетов и самолетов на внешний рынок, что повлечет за собой штрафные санкции, да и бюджет не дополучит нужных ему налогов, которых итак не хватает.

В главном митинге приняли участие, по сведениям профсоюзов, около 4 тыс. человек, что для города является рекордной цифрой за все постсоветское время (начиная с 7 октября 1992 г.).

В митинге участвовали врачи, учителя, пенсионеры, студенты, рабочие предприятий (даже работники агропромышленного комплекса, прибывшие в Улан-Удэ из 4 районов республики Заиграевского, Мухоршибирского, Селенгинского и Прибайкальского, что является новшеством для этих акций).

Главными требованиями митингующих были: изменение политического и экономического курсов, отставка Б.Ельцина, предоставление социальных гарантий малоимущим, своевременная выплата зарплаты и пенсий. Выступающие говорили, что они надеются на улучшение своего будущего и связывают его с новым правительством во главе с Е.Примаковым. Акция проводилась профсоюзами, но тон выступлений задавали местные отделения КПРФ и НПСР. Первый секретарь бурятской организации КПРФ и депутат Госдумы С.Будажапов высказался за то, что Правительство РФ должно стать правительством народных гарантий и должно обеспечить социальные гарантии каждому гражданину РФ.

Выступающие также высказали просьбу парламенту Бурятии определить свое отношение к Президенту РФ.

На митинге также выступил президент Л.Потапов. Он поддержал недовольство выступающих по поводу тяжелого экономического положения большинства граждан республики, но не поддержал их политических требований. Более того, он впервые не обвинил во всех бедах Москву и возложил часть ответственности за проводимые реформы на местные органы власти. Многих это удивило и пока трудно сделать предположение, чем это вызвано. Видимо, в это трудное время Л.Потапов решил помочь новому, еще только начавшему свою деятельность правительству Е.Примакова. Может поэтому Л.Потапов и берет часть ответственности на себя, предполагая, что правительству Е.Примакова по плечу справиться с кризисом. Возможен и другой вариант: это упреждающий удар по тем критикам, которые вскоре могут появиться, когда увидят, что за положение в республике будут нести ответственность не только в Москве, но и в самой Бурятии. И тогда Потапов окажется под шквалом критики. И все же, по высказываниям проправительственных бурятских СМИ, источник кризиса в Москве, и правительство республики здесь не виновато, поэтому население высказывает свой протест только против Москвы. Но на митинге в толпе слышались недовольства республиканскими властями и президентом. Но это были отдельные высказывания, остальные считали виноватой только Москву.

Сам же президент обещал, что с октября месяца начнутся выплаты пенсий (хотя сейчас их выдали только за 6 дней июля) и зарплаты бюджетникам (она выплачена только за февраль-март), но особого отклика у собравшихся это не вызвало. Многие уверены, что это очередное обещание властей, не подкрепленное конкретными действиями. Поэтому выступление Л.Потапова можно оценить двояко: с одной стороны он признает часть вины за ситуацию в республике, с другой – основную вину перекладывает на Москву. Более того, дает обещания по выплатам пенсий и зарплат, которые вряд ли осуществимы, так как большого трансферта из Москвы, чтобы покрыть все долги, не поступит. Также двояко можно оценить реакцию выступающих: с одной стороны они не видят вины местного руководства, с другой – готовы предъявить претензии к нему, особенно это было видно в среде студентов и пенсионеров.

В ходе митинга собравшиеся отмечали, что в год, провозглашенный российским правительством годом прав человека, эти права вовсю нарушаются. В результате была принята резолюция митинга (инициатором стало местное отделение КПРФ), в котором было обращение к жителям Бурятии о том, что данная акция – это только начало, и впредь подобные акции будут продолжаться, пока не будут выполнены все требования: отставка Б.Ельцина, выплата долгов по зарплате и пенсиям, предоставление социальных гарантий всем категориям граждан, а также поддержка развития промышленности.

В целом, по данным профсоюзов, в городских митингах приняли участие 10-12 тыс. человек, еще 40 тыс. участвовали в митингах в сельских районах, таким образом, в Бурятии в акции протеста приняли участие свыше 50-52 тыс. жителей. В мероприятии участвовали 402 предприятий промышленности и энергетики, митинги прошли в 16 из 21 районных центрах и в 14 рабочих поселках.

Можно констатировать, что Бурятия никогда раньше не знала таких массовых выступлений трудящихся. Необходимо отметить, что ведущая роль в этих мероприятиях принадлежала КПРФ, которая несколько оттеснила профсоюзных лидеров. Из этого можно сделать вывод, что в Бурятии КПРФ по силам организовать мощное рабочее движение, которое может противостоять как местным, так и федеральным властям.

1.7.    Фонд К.Аденауэра учит Бурятию партстроительству

Впервые в истории Бурятии прошел открытый семинар «Демократия и партии», организованный московским представительством фонда К.Аденауэра. Впервые Бурятию посетили высокопоставленные чиновники из Германии. В работе семинара приняли участие: председатель оргкомитета по проведению семинара г-н Герд Дитер Боссен, руководитель представительства фонда К.Аденауэра в Москве г-жа Ламберг-Ланг-Хайди (судья Верховного Федерального Суда Германии) и г-н Кохаус Иохан – представитель ФРГ в Европейском Совете. С бурятской стороны семинар организовало и провело бурятское отделение общероссийского движения «Наш дом – Россия» и ее председатель Л.Мунаев.

Семинар проводился для 60-70 участников, именно на таком минимуме настаивали немцы. В нем приняли участие практически все политические партии и движения: КПРФ, НДР, ЛДПР, «ЯБЛОКО», «Честь и Родина», Конгресс бурятского народа, «Нэгэдэл», ВАРК.

С докладами выступили: Б.Крянев – кандидат исторических наук (Бурятский госуниверситет), зав. кафедрой политологии и социологии БГУ («Политический ландшафт РБ»); г-жа Л.-Л.Хайди («Роль и значение политических партий в демократическом государстве» на примере ФРГ); Э.Дагбаев – кандидат политических наук БГУ («Политические партии и движения в России – что будет дальше?»).

Дискуссии, проходившие по докладам, порой переходили дозволенную черту и превращались во взаимные нападки. Так, с бурятской стороны выражалось опасение, с какой целью приехали немцы, а те в свою очередь рьяно насаждали свои взгляды на то, как должны строиться партии у нас. Особый пресс начался со стороны немцев на второй день, когда стало известно о внесении на обсуждение кандидатуры Е.Примакова в Госдуму и о провале кандидатуры В.Черномырдина. «Траур» был и у членов НДР.

Интересными на семинаре оказались две вещи. Во-первых, оказывается, в ближайшее время в республике, как и по всей России, будут предприняты усилия для создания политического баланса из двух равнодействующих сил – «партии власти», в данном случае ее представляет бурятское отделение НДР, и демократической оппозиции в лице формирующегося блока на базе «Яблоки» из числа предпринимателей и творческой интеллигенции (мнение Б.Крянева). Во-вторых, в России на сегодня существует полторы политических партии (таких, какие должны существовать в демократическом обществе) – это КПРФ и отчасти ЛДПР (мнение Г.Боссен).

В целом же семинар завершился ничем. Обе стороны выслушали друг друга, но конкретных итогов и результатов не было. Хотя немцы удовлетворились результатом и даже обещали организовать подобный семинар в следующем году по теме «Связь политических партий со СМИ», правда, оговорившись, что только если победит на выборах ХДС-ХСС, чего не произошло, так что новый приезд их под вопросом.

1.8.    Реакция на кризис

Политический кризис в России никак не сказался на политическом руководстве Бурятии. Известно, что у Л.Потапова были напряженные отношения с бывшим премьер-министром С.Кириенко. Молодой премьер не очень хотел помогать дотационным республикам, в том числе и Бурятии, поэтому трансфертные платежи в республику резко уменьшились и местному руководству приходилось искать республиканские источники доходов. В результате этого в эти месяцы образовались новые долги по зарплатам, пенсиям, пособиям, что как ни странно, «смягчило» кризис в финансах в республике.

Утверждение и Черномырдина, и Примакова с одобрением бы встретили в Бурятии. У Потапова с Черномырдиным сложились неплохие отношения за годы премьерства последнего, и он всегда выражал готовность помочь республике трансфертами или беспроцентными ссудами. Поэтому утверждение В.Черномырдина на премьерском посту означало бы, что у Бурятии есть шанс получить хоть часть причитающихся ей денег из федерального бюджета, а также Бурятия могла рассчитывать на помощь в ликвидации наводнения (появилось даже сообщение в центральных СМИ о том, что Бурятии будет выделена помощь, когда и.о. премьер-министра был В.Черномырдин).

Приход же Е.Примакова — тоже неплохой вариант для Бурятии, этому, похоже, рады власти в республике. Усиливающаяся роль коммунистов снимает некоторые проблемы, стоявшие перед республикой в течение всего периода правления Б.Ельцина. Известно, что Бурятия входит в так называемый «красный пояс», а руководители Бурятии не скрывают свою симпатию к коммунистам. Но здесь есть небольшой нюанс: Примаков дал понять, что он готов поделиться властью с губернаторами и президентами, пригласив их в свое правительство, но этот шаг в то же время означает, что ответственность будет поделена.

Возможно, в связи с этим по Улан-Удэ распространился слух о якобы ожидающемся высоком назначении Л.Потапова в Москве. Кому же выгодна подобная «утечка» информации? В условиях нехватки денег на подготовку к зиме, ущерба от наводнения, девальвации рубля, тяжелое положение гордости бурятской промышленности – золотодобычи (Бурятия одна из двух регионов, где золотодобыча до последнего времени росла), общее удорожание еще больней ударит по населению республики. Поэтому подобный слух, весьма вероятно, был пущен для того чтобы прощупать почву, а, во-вторых, придумать новый объект для пристального внимания. В результате вместо того, чтобы думать о выплате обесценивающейся зарплаты или детских пособий, не лучше ли переживать по поводу предстоящего «обезглавливания республики». Может быть и другое объяснение этому слуху. Дело в том, что в ближайшее время ожидается сокращение в чиновничьем аппарате на 15-20% (республиканская налоговая инспекция потеряет 250 человек, администрация президента и правительства – 170, а в целом около 1000 человек). На этот период, пока не будут утверждены «черные списки», бюрократическая машина вполне может и остановиться, что в нынешних условиях чревато крайними последствиями. Поэтому в целях упреждения «кабинетных» волнений найдена удачная отдушина для нехороших мыслей.

Между тем помощь из Москвы, по-видимому, идет. Правительством Е.Примакова выделена частичная помощь пострадавшим от наводнения. Кроме того, в республику поступил давно ожидаемый трансферт, была погашена часть задолженностей на зарплатам и пенсиям. Поэтому на митинге 7 октября не было лозунгов с требованиями отставки правительства, а население даже положительно высказывалось о Примакове и его правительстве.

Неоднозначно восприняли утверждение Примакова местные отделениям общероссийских партий и движений. Если КПРФ, «Яблоко», РНРП высказались положительно о кандидатуре нового премьера, то в стане НДР наблюдалась неразбериха. День, когда была оглашена кандидатура Е.Примакова, стал «траурным» для бурятского НДР. Во всяком случае, чувствовалась их растерянность на симпозиуме «Партия и демократия», проведенный НДР и Фондом К.Аденауэра. Ничего неизвестно о реакции местного ЛДПР на это назначение, как, впрочем, не слышно и о самом движении в Бурятии на сегодняшний момент.

2.    экономика

2.1.       Краткие итоги социально-экономического развития РБ
в январе-августе 1998 года

Ситуация в экономике характеризуется спадом деловой активности предприятий и организаций республики: если в течение 1997 г. прослеживалась относительная стабилизация динамики промышленного производства (за счет отдельных предприятий), то в январе-августе этого года отмечается его снижение. При росте объемов производства в цветной металлургии (на 10%) и целлюлозно-бумажной промышленности (на 17%) наблюдается снижение объемов производства в легкой промышленности (на 55%), машиностроении и металлообработке (на 50%). Ниже уровня прошлого года находится производство продукции в электроэнергетике (на 12%), пищевой (на 8%), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (на 17%). Практически на уровне прошлого года производство в топливной промышленности и промышленности стройматериалов. В результате сокращение объемов производства в промышленности составило 5% к соответствующему периоду прошлого года.

Если первые шаги по формированию рыночной экономики сопровождались резким падением инвестиционной активности, то динамика инвестиций в основной капитал в течение 1997 г. и в январе-августе текущего года характеризовались тенденцией умеренного роста и увеличением объемов подрядной деятельности:

 

В % к соответствующему периоду прошлого года

 

 

январь

январь-февраль

январь-март

январь-апрель

январь-май

январь-июнь

январь-июль

январь-август

 

1998

1997

1998

1997

1998

1997

1998

11997

1998

1997

1998

1997

1998

1997

1998

1997

Инвес-тиции в основ-ной капи-тал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

96

 

 

65

 

 

104

 

 

92

 

 

101

 

 

82

 

 

100

 

 

80

 

 

103

 

 

93

 

 

101

 

 

98

Объем

под-ряд-ных работ

 

86

 

43

 

91

 

91

 

96

 

80

 

105

 

91

 

101

 

91

 

101

 

62

 

99,8

 

86

 

101

 

87

 

— расчеты не производились.

 

Предприятиям и организациям всех форм и собственности введено 46,5 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что в 1,9 раза больше соответствующего уровня прошлого года. Увеличение ввода жилья происходило за счет внебюджетных инвестиций.

Крайне сложно складывается ситуация в сельском хозяйстве. Продолжает ухудшаться положение животноводства республики. Из-за низкой рентабельности и недостатка кормов сокращается поголовье скота в сельскохозяйственных предприятиях республики. Так, поголовье крупного рогатого скота по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилось на 20%, свиней на 25%, овец и коз – на 22%. Снижается и производство мяса (на 20%), молока (на 16%) и яиц (на 15%). Отставание в развитии аграрного сектора в значительной мере вызвано отсутствием оборотных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Сохраняется платежный кризис с реальной сфере экономики, обуславливающий тяжелое финансовое положение большинства предприятий и организаций республики. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности показывает, что практически все отрасли являются должниками, т.е. в них имеет место превышение кредиторской задолженности над дебиторской, более половины этого превышения составляет задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Рост задолженности и неплатежей, имевших место в предыдущие годы, заметно усилился и составил по просроченной кредиторской задолженности свыше 40% ВРП (валовой республиканский продукт 1997 г. – 16%), по просроченной дебиторской задолженности – около 10% ВРП (1997 г. – 9%).

Население в системе взаимной задолженности стабильно выступает чистым кредитором экономики и госбюджета. На 1.09.1998 г. задолженность достигла 722,7 млн. руб., просроченная задолженность по зарплате в среднем по республике – 4 месяца и в них задействовано 1051 предприятий и организаций.

Неустойчиво и финансовое положение хозяйствующих субъектов – доля убыточных предприятий на 1.08.98 г. составила 74%, ими получено убытков на 467 млн. руб. Общая сумма убытков составила 265 млн. руб.

Ухудшение финансового состояния основных экономических агентов ведет к дальнейшему сужению базы налогообложения. Задолженность по налоговым платежам на 1.08.98 г. достигла 679 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет – 466 млн. руб. Расширяющийся разрыв между налоговой базой и потребностями бюджета в денежных ресурсах остается острой проблемой. Основное время налогов продолжают нести предприятия и организации промышленности, производя 28% ВРП, они платят 45% всех налогов. В то же время вклад таких растущих секторов экономики, как банковский и торговый, не адекватен их реальным финансовым возможностям. Повышение уровня собираемости налогов в известной степени должно зависеть от перераспределения налоговой нагрузки между различным хозяйствующими субъектами.

Ситуация, сложившаяся в сфере госфинансов, оставалась сложной. Доходы консолидированного бюджета республики ниже уровня прошлого года на 1%. Так, в структуре доходов удельный вес налоговых поступлений снизился на 2% пункта за счет уменьшения доли подоходного налога, налога на имущество и налога на прибыль.

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (34%), образование (25%), здравоохранение и физическую культуру (10%).

Ухудшение внешнеторговой конъюнктуры российского экспорта обусловило сокращение его объемов в республике на 40%, что привело к снижению внешнеторгового оборота республики на 20% от уровня прошлого года. Сальдо торгового баланса, оставаясь положительным, сократилось почти в 6 раз.

Ситуация, сложившаяся в экономике республики, отразилась и на снижении уровня жизни населения. Вновь усилилась дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения составило 20,8 раз против 19,1 раз в соответствующем периоде 1997 г. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 399 тыс. человек (всего в республике 1 млн. 33 тыс. человек).

Реальные располагаемые денежные доходы на 8,6% ниже соответствующего показателя прошлого года. Только в августе реальные доходы населения уменьшились на 20%, вызванные ростом цен на потребительские товары и невыплатами зарплаты, пенсий и пособий. Произошло изъятие денежных вкладов (на 4,5%), обусловленное как снижением реальных доходов, так и ростом недоверия населения к банковской системе, ажиотажного спроса на потребительские товары.

1.1.       Последствия финансового кризиса

Кризис имел не столь губительные последствия для республики, как в целом по России. Это связано с несколькими причинами:

1) в Бурятии слишком низкая покупательская способность населения, в связи с хроническими невыплатами зарплат, пенсий и пособий, у населения практически нет денег. Поэтому ажиотажный спрос на товары первой необходимости в связи с резким падением рубля продолжался лишь неделю. Потом товары появились, правда цена повысилась, но не на очень много. По данным Госкомстата, обвал рубля привел к увеличению цен от 123% до 246%. Сложнобытовую технику, недвижимость и золото никто не скупал, и поэтому многим фирмам, торгующим этими товарами, пришлось закрыться. Сейчас, когда обстановка немного стабилизировалась, цены на перечисленные товары в рублевом эквиваленте поднялись больше, чем поднялся рубль. Видимо, сказываются инфляционные ожидания.

2) местное руководство все сделало для того, чтобы уменьшить последствия кризиса. Были введены ограничения на подъем цен на товары первой необходимости, частичный запрет на вывоз продукции, производящейся в республике. Введено даже чрезвычайное положение управления экономикой, вызванное, правда, наводнением и оставшийся урожай надо было сохранять любой ценой.

3) некоторые оптовые фирмы, которые закупают продукты питания для республики, сознательно шли на убытки, покупая продовольствие за пределами республики по большим ценам и продавали по оптовым ценам в розницу.

 

Что же касается финансового кризиса, то в Бурятии, где сбережений населения не так много, и концентрация капитала не наблюдается, не было паники из-за банковских вкладов. Тем не менее, часть населения все же потеряла свои сбережения, а некоторые фирмы просто прогорели и закрылись. Тем самым Бурятия потеряла часть своих налогоплательщиков и сузила рынок предлагаемых товаров.

По мнению местных экспертов, которые работают в крупных финансовых институтах Бурятии, кризис на федеральном уровне будет иметь более глубокие последствия (инфляция, спад производства, дефицит бюджета и т.д.) для депрессивных регионов, его населения.

По их словам необходимо, чтобы республика, решая текущие проблемы, в то же время создавала свою собственную налоговую базу, вкладывая деньги в экономику, но вследствие девальвации цена иностранных инвестиций еще больше увеличится. Кроме того, стоит формировать свой золотовалютный запас, который тоже позволит решать неотложные проблемы в экономике. И главное, надо перестать постоянно надеяться на трансферты, так как добиться их теперь будет очень сложно. Было также мнение председателя АКБ (акционерно-коммерческого банка) «Байкал-банк» В.Егорова, что, опустив курс доллара, Правительство России развязывает себе руки и может включить печатный станок, а это приведет к тому, что в республику пойдут деньги и от этого Бурятия только выиграет.

Но все эксперты указывают, что финансовый кризис для региональных банков не станет катастрофой, тем более, что ГКО в Бурятии уже год как непопулярно, а кредитов от иностранных банков никто из местных банков не имел. Труднее будет покупать дешевую валюту, а валютные операции местных банков будут претерпевать некоторые проблемы до стабилизации курса доллара на определенной отметке (на сегодня доллар можно обменять в любом банке города).

Кризис неплатежей тоже не столь сильно ударит по местным банкам, хотя и вызовет некоторые проблемы при проведении операций. Между тем, банковская система все же находится в тяжелом положении, но это не говорит о том, что финансовый кризис серьезно ухудшил ее положение. Все более-менее спокойно, среди населения ажиотажа нет, и даже вкладчики коммерческих банков не спешат переводить свои счета в Сбербанк России, хотя и есть изъятие сбережений в таких филиалах, как «СБС-АГРО» и «Мосбизнесбанк».

Ажиотажный спрос на продукты и товары первой необходимости был всего неделю и его удалось предотвратить мерами правительства республики (о части из них говорилось выше). Была создана специальная комиссия, которая инвентаризировала весь продовольственный запас республики вне зависимости от того, кому они принадлежат. Был создан специальный фонд, который пополнял запасы продовольствия на экстренный случай. Кроме того, прошли переговоры с администрациями соседних регионов по обмену запасами продовольствия и осуществлен ряд их поставок. Также в республике не вводились жесткие репрессивные меры по отношению к поставщикам товаров, их продавцам, что стимулировало функционирование рынка. Положительно сказалось то, что республика не так зависит от импорта продовольствия, как промышленные области на западе страны или Москва, поэтому и цены немного ниже в республике, чем там (цены ниже даже по сравнению с соседними регионами – Иркутской и Читинской областями).

1.2.    Водная стихия усугубила экономический кризис

К сожалению, для многих жителей Бурятии экономический кризис усугубился прошедшим в конце лета наводнением. Если в центральной части страны засуха погубила все посевы, то Бурятию залили дожди. Бурятия подвергается этому стихийному бедствию по крайней мере один раз в 5-6 лет. Последнее крупное наводнение было в республике в 1993 г.

В результате этой стихии пострадали многие в республике. Не секрет, что большинство горожан в эпоху перманентного экономического кризиса решают эту проблему заготовкой овощей на своем приусадебном участке или огороде. И в долгую зимнюю пору собранный урожай является единственным подспорьем в эпоху безденежья. Наводнение же поставило многих на грань выживания. Ведь картошка, которая пропала, была чуть ли не единственным продуктом на столе многих горожан. Не лучше тем, кто в сельской местности попал в зону затопления: у них пропал не только урожай, но и скот, который можно было продать на рынке и получить немного денег, коих на селе в республике не видели уже 2-3 года.

В зоне разрушительного потопа оказались Улан-Удэ и 14 из 20 сельских районов, т.е. большая часть республики. Вышли из берегов реки Селенга, Уда, Баргузин, Чикой, Джида, Витим, Хилок. В Бичурском районе под напором воды унесены паромы, повреждены 2 железобетонных моста. В Заиграевском районе затоплено 3086 га сенокосных угодий, 690 га зерновых культур, 183 огородов, смыто 153 га паров. Затоплены дома, подмыты мосты и дамбы. В других районах схожие разрушения.

В Улан-Удэ был затоплен жилой массив Левый берег, все дачные участки, садоводческие товарищества, подтоплению подверглись и центральные улицы города. К сожалению, были замечены факты мародерства, поэтому многие отказывались от эвакуации и оставались охранять свое имущество, даже несмотря на то, что вода поднималась по пояс человека.

Не обошлось и без человеческих жертв. Всего во время наводнения погибло 8 человек. Обострились инфекционные заболевания, некоторых пришлось доставлять в больницу в критическом состоянии. В этой ситуации особую помощь оказывал Красный Крест Бурятии, через который проходила медицинская помощь не только из Бурятии.

Ситуацию контролировали специалисты местного отделения МЧС России, которые спасли жизни многим жителям Бурятии. В этой ситуации президенту РБ даже пришлось вводить чрезвычайное положение, которое несколько помогало в оказании помощи пострадавшим, мобилизуя все имеющиеся средства.

Источники

1.  Актинов Л. Страна без образования – страна дураков // Вечерний Улан-Удэ. – 1998. — 7 октября. — №38.

2.  Болотов С. СПП не столько сражался, сражали бы // Молодежь Бурятии. – 1998. – 30 сентября. — №39.

3.  Очиров В. Последует ли объединение? // Правда Бурятии. – 1998. – 11 августа.

4.  Краткие итоги социально-экономического развития РБ в январе-авгсте 1998 г. // Бурятия. – 1998. – 29 сентября.

5.  Сделать ситуацию более управляемой // Бурятия. – 1998. – 11 сентября.

6.  Максимов А. Потоп-98 // Информ-полис. – 1998. – 20 августа. — №52.

7.  Рыжкова И. В Бурятии введен режим чрезвычайной ситуации // Информ-полис. – 1998. – 13 августа. — №51.

8.  Рыжкова И. Вкус беды, а не масла // Информ-полис. – 1998. – 17 сентября. — №56.

9.  Бадмаев Т. Кризис в Москве рождает надежды в провинции // Информ-полис. – 1998. – 17 сентября. — №56.

10.Богатов П. Финансовый кризис в Бурятии? // Информ-полис. – 1998. – 27 августа. — №53.

11.Белобородов С. Рабочие комитеты Народного Хурала // Правда Бурятии. – 2998. – 29 июля.

12.О структуре органов исполнительной власти РБ // Бурятия. – 1998. – 30 июля.

13.Шаповалова унесли в Красноярск лебединые крылья // Вечерний Улан-Удэ. – 1998. – 22 июля.

14.Тихие страсти по ОТБ // Вечерний Улан-Удэ. – 1998. – 22 июля.