Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

удмуртская республика

Политическая ситуация к октябрю 1998 года

1.    УДМУРТИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Выборы в органы местного самоуправления прошли 12 апреля в городах Ижевске, Можге, Воткинске, Глазове и Сарапуле и 5 июля в районах (административно-территориальных единицах) республики.

В результате выборов на основе новой законодательной базы получилась следующая картина.

В пяти городах Удмуртии — Ижевске, Воткинске, Можге, Глазове и Сарапуле главы местного самоуправления избирались населением. Населением же избирался глава местного самоуправления Каракулинского района. В остальных МО исполнительная власть формировалась представительным органом местного самоуправления.

В четырех городах: Ижевске, Можге, Сарапуле и Воткинске избранный населением глава МО одновременно возглавил и администрацию и представительный орган (Думу, Совет). В Глазове глава местного самоуправления, выбранный населением, не является депутатом представительного органа (Думы). В Каракулинском районе избранный населением глава МО не является депутатом представительного органа. В Воткинском районе глава МО избирался из числа депутатов и возглавил одновременно и администрацию и представительный орган МСУ. В остальных МО представительным органом МСУ назначались главы администраций МСУ либо из числа депутатов, либо не из состава представительного органа. В Удмуртии теперь существует тридцать одно муниципальное образование (здесь стоит оговориться: одно муниципальное образование — деревня Косолапово Киясовского района — факт исключительный, бывший КТОС зарегистрировался недавно как муниципальное образование, многие местные наблюдатели считают это положение временным и «не системным», остальные муниципальные образования — в рамках административно-территориальных единиц Удмуртии (25 районов и пять городов республиканского подчинения).

Политически важным для Удмуртии является то, что на выборах мэров городов Воткинск и Ижевск выиграли главные оппозиционеры режима Волкова — Анатолий Салтыков и Валерий Фридрих. В совокупности с отменой практически всех основных законов «системы ЗОГВ», как несоответствующих существующему законодательству, это знаково определило победу оппозиции режиму Волкова.

К осени 1998 года политическая практика и законотворческая деятельность легислатуры Удмуртской Республики внятно продемонстрировала устойчивую тенденцию в развитии политической системы.

Во-первых, отчетливо выявилось сохранение приверженности к сильной роли представительных органов власти в «советско-парламентской» форме.

Во-вторых, сохранилась, хотя и номинально система местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц (как тенденция).

В-третьих, можно отметить усиление политической и экономической роли городов и прежде всего Ижевска.

В-четвертых, пресечена тенденция к усилению исполнительной власти. Можно с достаточной уверенностью предположить, что дальнейшее развитие системы властных институтов пойдет по «парламентскому» пути (исключение, возможно составят пять городов, где мэры выбраны населением и имеют широкие полномочия. Возможно, что и это обстоятельство относительно временно).

Пятое. Усиливается тенденция к установлению принципов разделения властей во взаимоотношениях между властными институтами одного уровня. Это можно проследить по имеющимся примерам увеличения полномочий исполнительных органов при «парламентской модели» (Воткинский район), запрета занятия должности главы представительного органа даже с запретом быть депутатом для главы местного самоуправления, избранного населением (город Глазов) и т.п. Кроме того, модернизации институционального дизайна еще предполагаются республиканским законодателем. Правда результативность законотворческой деятельности удмуртского парламента чрезвычайно низка и это теперь известно всей России, но тенденция к дальнейшим преобразованиям властных институтов продолжает иметь место.

Шестое. При интенсивном воспроизводстве в Удмуртской Республике «советско-парламентской» системы необходимо отметить уже ставшую определенной долговременную тенденцию к увеличению значимости влияния общественно-политических организаций и движений и снижение роли «трудовых коллективов» в избирательном и вообще политическом процессе.

Седьмое. Некоторое снижение значения власти, как ресурса в политическом процессе вообще и в избирательном процессе в частности. Здесь, правда, существуют разные оценки. С одной стороны считается, что наличие в Уставах районов положения о том, что глава администрации местного самоуправления избирается на заседании представительного органа, а не прямым голосованием всего населения территории введено под давлением руководства Государственного совета с тем, якобы, чтобы взять под контроль кадровый состав руководства района. В то же время иметь рычаги влияния на руководство района в преддверии выборов весны 1999 года — задача вовсе не праздная. С другой стороны, выборы главы администрации на Совете — залог стабильности и преемственности для местного «партхозактива» и залог того, что неформальная иерархия, существующая внутри местной «знати» будет адекватно отражена и в иерархии занятых постов в органам власти районом. При этом авторитет и влияние, связи, наконец, того или иного кандидата в республиканских властных кругах без всякого сомнения, рассматривались и были важным фактором при принятии решения депутатами. Что же касается чьего-либо влияния на решение Совета района, то им может оказаться вовсе не влияние руководство республики. Так, можно предположить, что решение в Камбаркском районе по выборам главой администрации Александра Новокрещенова было принято под влиянием местного так называемого «Камбаркского землячества», а вовсе не руководства республики. То есть связывать напрямую изменение механизма формирования власти в районах и падение или рост авторитета, скажем Александра Волкова не стоит.

Процесс, видимо, объективный и явился компромиссом в политической борьбе между «государственниками» и «самоуправленцами» при активном участии защитников советской власти — коммунистов. Меж тем в совокупности сохранение местного самоуправления в рамках административно-территориальных единиц и отсутствие избранного населением главы местной администрации с одной стороны снимает прямое, административное давление на руководство районов и городов со стороны государственной власти республики и прежде всего Государственного совета, а с другой снижают вероятность волюнтаризма глав районов, способного привести к антиреспубликанской фронде. Достаточно вспомнить, что по абсолютному количеству поданных голосов за главу местного самоуправления при всенародных выборах, он ничуть не уступит по легитимности своего положения председателю Госсовета, в этом смысле обычного депутата республиканского парламента, выбранного в округе, каких на территории района штуки три, а в Ижевске — сорок.

Единственный, у кого действительно существуют механизмы влияния на руководство районов — Правительство Удмуртской Республики и его главы Павла Вершинина. Именно поэтому «проволковская» пресса в республике усиленно вещает о нерушимом союзе между главой Госсовета и главой Правительства, а оппозиционная пресса, пытаясь намекнуть о некой своей причастности к фигуре Вершинина, пишет о собственных политических интересах главы исполнительной власти. И в тех и в других рассуждениях есть своя доля истины.

С другой стороны «советско-парламентская» система, складывающаяся сейчас в Удмуртии не решает проблему территориального представительства районов и городов в региональной легислатуре. Роль представителя территории при этом выполняет по прежнему депутат, избранный от мажоритарного округа и интересы жителей именно этого округа там представляющий. Во-первых, в разных территориальных единицах имеется разное количество округов (в Ижевске, я повторюсь, их сейчас сорок из ста, а в перспективе прогнозируется увеличение этого количества). При этом вовсе не значит, что избранный от округа депутат будет представлять интересы административной единицы при решении вопросов о бюджете, дотациях, статусе территории (например Кизнер, Камбарка, где хранится химическое оружие). Так, депутат от Ижевска в Государственном Совете первого созыва Владимир Пономарев, поддержанный на выборах, кстати, Центром поддержки местного самоуправления, стал заместителем председателя Госсовета и одним из идеологов и авторов Закона «О системе органов государственной власти», в корне противоречащего интересам прежде всего Ижевска. Многие депутаты, проживающие в Ижевске, избирались в Госсовет от сельских округов, например Виталий Соловьев, Николай Сычев и другие. Это положение скорее всего усиливают роль республиканского руководства и прежде всего Правительства Удмуртской Республики и чем ближе к выборам, тем больше.

В этом смысле введение поста главы республики формально завершило бы трансформацию системы институтов, хотя все равно не решило бы всех проблем. Однако политическая конъюнктура в республике не позволит уже решить эту задачу. Причем, исходящая от главного «реформатора» госвласти в республике Александра Волкова, уже дважды наступившего на одни и те же грабли при волюнтаристском законотворчестве, эта идея вряд ли вызовет у кого-то интерес в условиях экономического кризиса и близящихся выборов. Единственное что еще можно ожидать — это изменение законодательства о выборах республиканского парламента, структуры округов и, возможно, некоторую корректировку законодательства о местном самоуправлении в части зарплаты чиновников местного самоуправления, депутатства главы исполнительного органа МСУ и появление типового, модельного устава муниципального образования.

2.    РОСТ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ. ТОЧКИ НАПРЯЖЕНИЯ

Неспешный летний, ускоряющийся к осени политический процесс определялся тремя факторами: приближающимися выборами Госсовета Удмуртской Республики весной будущего года, фактическим провалом законотворческой деятельности парламента республики, направленного на переустройство системы власти, усиление протестной активности в преддверии 7 октября.

Обвал 17 августа, хотя и прогнозировался, резко и неожиданно обострил политическую ситуацию едва не выведя ее из под контроля власти. И здесь надо отметить, что, несмотря на то, что социальный протест «подогревался» политическими спекуляциями перед 7 октября, а особенно после катастрофы 17 августа, процесс имел объективный, «самостоятельный характер. Протест поступательно нарастал не будучи напрямую связанным с кампанией 7 октября. Многие акции протеста, проводимые летом-осенью текущего года, происходили от нестерпимого состояния работников бюджетной сферы (учителя, врачи), пенсионеров (задержка на два с половиной месяца), работников оборонных предприятий (здесь вообще говорить нечего, мизерную зарплату здесь почти не платят). Акции протеста отличались бескомпромиссностью требований, решимостью действий (иногда на грани законности — прекращение работы водителей и врачей «скорой помощи», перекрытие проезжей части улиц теми же «скорыми»). Объявлены и бессрочные забастовки (рабочие управления строительства №17, водители «скорой» (см. Приложение 1), перманентное предзабастовочное, переходящее в прекращение работы, состояние врачей ряда школ Сарапула) и так далее. На этом фоне стоит отметить все большую восприимчивость участников протестных акций к левой политической фразе, политическим лозунгам вообще, более ультимативное, категоричное и решительное отношение к власти, чем это наблюдалось раньше.

При этом складывается впечатление, что по формам протеста, очевидно, митинг — не самое популярное. Больше верят забастовке, либо иным акциям «прямого» воздействие на объект требований. В этих обстоятельствах для руководства республики встал остро вопрос о выходе из-под удара народного гнева. Единственный выход, который был — воспользовавшись общероссийскими лозунгами 7 октября об отставке Президента России, «перевести стрелки» на Бориса Ельцина. Отчасти это получилось, только неизвестно, надолго ли (забегая вперед, отметим, что на выступления чиновников на митингах с рассказами о том, как трудно работать чиновнику в провинции при такой внутренней политике российского, федерального, правительства, одна из участниц митинга 7 октября в Сарапуле сказала в телекамеру: «С нашим правительством мы, конечно, по одну сторону баррикады, вот только стреляем в разные стороны»). В результате митинг 7 октября в Ижевске, хоть и не стал требовать немедленной отставки руководителей республики, все же не рекомендовал населению Удмуртии на выборах весной следующего года голосовать за сегодняшних депутатов Госсовета и членов Правительства Удмуртской Республики (см. Приложение 2). Надо было в этот момент видеть лица А.Волкова и П.Вершинина, только что выступивших перед участниками митинга на Центральной площади, перекрикивая в постоянно ломающийся микрофон выкрики и свист митингующих.

3.    МИТИНГ НА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ИЖЕВСКА
7 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА

На площади собралось порядка пятнадцати тысяч человек. На трибуне председатель республиканского совета профсоюзов Евгений Орлов, председатель Государственного совета Алексанр Волков и председатель Правительства Удмуртии Павел Вершинин. Главный лозунг митинга — «Ельцина — в отставку!»

Митинг открыл председатель республиканского совета профсоюзов Евгений Орлов. Описав ситуацию в стране, подчеркнув ответственность президента за развал экономики, частую смену правительства и прочие грехи, Евгений Николаевич остановился на отношении к республиканскому руководству и его роли в экономическом развитии республики и России. «Понимая ответственность органов власти республики за происходящее, — заявил он, — профсоюзы сегодня не ставят вопрос об отставке Правительства и Госсовета, они за стабильность и порядок в республике.

Наоборот, мы требуем от депутатов Госсовета, от Правительства признать просчеты, исправить ошибки, объединить совместно усилия, сделать в оставшееся до выборов время все возможное, чтобы жизнь граждан республики стала лучше и стабильней, а у люде появились, наконец, надежда и вера в завтрашний день.

Если этого не произойдет, профсоюзы Удмуртии обращаются к участникам митинга, жителям республики с призывом не поддерживать нынешних депутатов Госсовета, членов Правительства на предстоящих весной 1999 года выборах, как неспособных защитить право населения республики на достойную жизнь».

Выступивший на митинге депутат Государственного совета, лидер фракции «Коммунисты Удмуртии» Александр Бегунов заявил, что именно по инициативе фракции коммунистов была созвана внеочередная сессия Государственного совета 30 сентября — 1 октября (см. ниже).

Основная масса участников митинга, как можно было визуально определить, состояла из преподавателей школ и вузов, врачей, рабочих некоторых заводов. Политический спектр собравшихся на митинге был представлен теми, кого организовали профсоюзы (представители трудовых коллективов, с названиями своих предприятий и организаций на транспарантах), коммунисты, Союз офицеров, отдельная делегация Сарапула со своим флагом, РНЕ, ЛДПР, Общество русской культуры с лозунгом «Где у русских государство» (последние три организации достаточно малочисленные но чрезвычайно активные). Надо отметить, что через тридцать минут после начала митинга количество участников митинга сократилась примерно наполовину.

4.    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАМЛЕНИЕ ПРОТЕСТА

15 июля. Состоялось первое офицерское собрание объединенного союза (в январе 1998 года произошло объединение в один союз офицеров Удмуртии таких общественных организаций, как Союз офицеров запаса, клуб суворовцев и нахимовцев, ветеранов Тихоокеанского флота, ряда других организаций). Центром внимания стала проблема, связанная с реализацией президентской программы по предоставлению жилья уволенным в запас военнослужащим. Собравшимся объяснили, кому что полагается, и что сертификаты рассчитаны на сумму, исходящую из стоимости одного квадратного метра жилья в 2,8 тысяч рублей. Сообщено было и то, что определились и претенденты на первые сорок сертификатов, поступивших в республику. Присутствовавший на собрании вице-мэр Ижевска Сергей Протозанов попытался было предложить собравшимся сотрудничать с УС-17, представитель которого предложил заключить с его трестом договор на строительство жилья. Однако срок годности сертификата — три месяца, а стоимость жилья от УС-17 намного превышает цену, заложенную в сертификате. По поводу обеспечения запасников жильем, похоже, у собравшихся оптимизма большого не было. И даже председатель Союза Валерий Ходырев заявил: «Но даже если эта программа будет выполнена на 20 процентов и то ведь хорошо». Далее Ходырев рассказал об участии представителей Удмуртии в церемонии похорон Льва Рохлина (Союз офицеров Удмуртии является коллективным членом движения «В поддержку армии...») [[1]]. Генерал-майор Геннадий Климентов предложил собравшимся вступить в новую организацию «Воинское братство Удмуртии». Идея такого братства, объединения офицеров армии, флота, казачества, «афганцев», участников различных локальных войн, а также МВД, ФСБ и других силовых структур, уже давно витала в воздухе, даже пытала обрасти плотью — такую попытку предпринимал Борис Громов. Целью такого объединения, по словам Климентова, является недопущение того, чтобы в случае чего армейские и милицейские части перестреляли друг друга, а еще для того, чтобы не допустить установления в стране военной диктатуры.

1 октября. Визит Сергея Бабурина. Он дал интервью «АИФ Удмуртии» [[2]]. Бабурин в своем интервью подчеркнул, что решение о выдвижении его кандидатуры на пост Президента России в 2000 году было приято более года назад съездом РОС. «Я не вижу, — заявил он, — оснований заявлять, что народ поддержит в следующий раз Зюганова или Лужкова. Мы за перемены в стране, мы против перетасовки старой колоды карт российских политиков. Обновление требует свежих подходов, новых идей, а это в том числе связано и со сменой политических поколений». На вопрос о том, не много ли москвичей сидит в московских кабинетах федеральной власти, Бабурин ответил: «Однозначно, надо снижать уровень представительства Москвы в органах власти, только это приведет к оздоровлению России». Бабурин призвал не винить Кириенко и его кабинет в крахе 17 августа. По его мнению, крах пирамиды ГКО прогнозировался еще весной и сроки его тоже были определены — август-сентябрь. «Иное дело, — подчеркнул Бабурин, — что в Кремле не захотели, чтобы это так явно было связано с Черномырдиным, и решили провести рокировки в правительстве, в результате чего и был создан буфер в лице нового молодого правительства». Обновление России для Бабурина не заканчивается сменой в 2000 году президента страны. «В первом аспекте, — сказал он, — я имею в виду укрепление парламентского контроля над исполнительной властью, укрепление национальных интересов во внешней политике и придание больших полномочий представительным органам власти всех уровней. В системе экономики речь идет об отказе от моделей, сформировавшихся под давлением компрадорской (прозападной) финансовой олигархии за последние четыре-пять лет. Фиаско «семибанкирщины», провал таких банков, как «Мост-банк», «Российский кредит», «ОНЭКСИМ-банк», «Менатеп» и других, показал, что нет худа без добра. Надо создавать нормальную банковскую систему, которая не будет пытаться встать над государством. Нам пора переходить к протекционистским мерам для защиты российских производителей, за счет ВПК немедленно расширять наше участие во внешних рынках, в том числе и в торговле оружием. Восстанавливать другие отрасли, другие сферы, защищая интересы всех форм собственности, сохраняя многоукладную экономику, поскольку без мелкого предпринимателя и торговца мы не возродим и крупную промышленность. Поэтому политическая задача дня — в союзе патриотических сил с национальным капиталом отодвинуть от руля компрадорскую олигархию».

Бабурин недоволен позицией некоторых губернаторов в этой критической ситуации не платить в центр налоги. «Надо не отказываться от уплаты налогов в бюджет, а добиваться исполнения обязательств центра перед регионами. если правительство не может выполнить своих обязательств перед регионами, это правительство должно быть изгнано за бездарность и профнепригодность. Если губернатор нарушает или приостанавливает действие российских законов на своей территории и отказывается уплачивать налоги в федеральный бюджет, то он должен быть незамедлительно отстранен от должности и наказан». По поводу «долларизации» экономики России: «Изменить ситуацию возможно, в частности, необходимо без боязни нарастить рублевую денежную массу, которая на сегодняшний день занижена многократно. Наличных денег в России сейчас только 16 процентов от научно рассчитанного необходимого объема. Поэтому нечем платить зарплату, нечем рассчитываться предприятиям между собой. Новое руководство Центробанка оценило данную ситуацию как безумную и намерено предпринять меры».

Бабурин также завил, что в Удмуртии создано региональное отделение РОС. Представлять его интересы в регионе будет теперь главный редактор газеты «АИФ Удмуртии» Сергей Светлов.

3 октября. На Центральной площади Ижевска проходил митинг РКРП, посвященный годовщине событий в Москве в 1993 году. Поодаль стояло человека три с флагом ЛДПР, и несколько человек с флагом РНЕ и планшетом с газетами и листовками РНЕ. Насколько известно, это первое «публичное выступление РНЕ в Ижевске. По словам участников пикета, отделение РНЕ в Ижевске курируется из Чайковского, а руководство региональной организации находится в Перми.

5.    ВОЛКОВУ ПРЕДЛОЖИЛИ УЙТИ В ОТСТАВКУ

Приближающаяся акция 7 октября, обвал 17 августа, половинное исполнение бюджета, падение производства (порядка 10%) заставили руководство Госсовета предпринимать политические шаги. 25 августа Президиум Госсовета Удмуртской Республики принимает решение о созыве очередной сессии удмуртского парламента. Сессию решено было провести 29 сентября. В повестке дня вопросы, связанные с рассмотрением проблем экономической и промышленной политики республики. Сессии предстояло высказать отношение к программе реформирования ЖКХ и ряду республиканских целевых программ, работе Правительства УР по исполнению бюджета за восемь месяцев 1998 года и к отчетам руководителей внебюджетных фондов. Понятно, что по всем вопросам в сложившейся ситуации правительству можно поставить «неуд». 1 сентября председатель Правительства Удмуртской Республики Павел Вершинин ушел в отпуск. Некоторые депутаты выразили в республиканской прессе по этому поводу недоумение [[3]].

7 сентября 36 депутатов Государственного совета УР обратились в Президиум Госсовета с письмом-требованием созыва внеочередной сессии. Среди подписантов — А.Бегунов, Н.Чувашов, С.Протазанов, Е.Одиянков, С.Бобогло, Н.Сычов, А.Салтыков, В.Жебровский и другие.

Только 23 сентября Президиум отреагировал на письмо депутатов и принял решение о созыве внеочередной сессии Госсовета 30 сентября (см. Приложение 3). Интересно, что предполагалось, что на этой сессии с докладом о сложившейся ситуации в республике выступит высшее должностное лицо — Председатель Госсовета. Меж тем в постановлении говорится о докладе Правительства.

25 сентября газета «Экспресс-Ижевск» опубликовала заявление группы депутатов (точное количество неизвестно, предполагается, что под ним готовы были бы подписаться порядка двадцати человек) с предложением Александру Волкову добровольно сложить с себя полномочия Председателя Государственного Совета (см. Приложение 4).

26 сентября Председатель Государственного совета Удмуртской Республики Александр Волков провел совещание, в котором приняли участие исполняющий обязанности председателя Правительства УР Юрий Питкевич, члены Президиумов ГС и Правительства УР, руководители финансовых органов, ГНИ и полиции, директоры предприятий — члены промышленно-экономической ассоциации «Развитие» (см. Приложение 5). Открывая заседание, Волков сказал: «Сегодня в условиях кризиса отечественной экономики должна быть национальная программа по ее оздоровлению, которую поддерживают все уровни власти: исполнительная и законодательная, федеральная и региональная. Главное, чтобы она была поддержана населением. Всем понятно, что стержнем этой программы должны стать меры, которые заставят оживить промышленность Поэтому сегодня нам необходимо совместно выработать предложения по проблемным вопросам промышленности, о которых мне предстоит сказать на заседании у председателя Правительства России». Выступивший на совещании председатель Национального банка УР Равиль Каримов заверил присутствующих в готовности вести расчетно-кассовое обслуживание предприятий и создание всех условий для «расшивки» неплатежей. Однако, по его словам, для этого необходимо соответствующее решение на уровне федерального центра. Это пожелание легло в общий пакет предложений, который Волков повез в Москву на совещание Примакова с губернаторами (29 сентября) (см. Приложение 6). Подводя итоги встречи Волков сообщил присутствующим о достигнутой договоренности с первым вице-премьером правительства России Юрием Маслюковым[1] в ближайшее время обсудить социально-экономические проблемы Удмуртской Республики с участием представителей министерства экономики и Министерства финансов России [[4]].

30 сентября начала работу 21-я внеочередная сессия Госсовета. Сессия началась с двухчасовой дискуссии по поводу того кто должен докладывать о социально-экономическом положении республики: и.о. председателя Правительства Юрий Питкевич или же Александр Волков. Долгое время обсуждался вопрос о том, почему Президиум так нескоро созвал внеочередную сессию. Оппозиционно настроенные депутаты требовали у Председателя Госсовета извинения за слова, опубликованные накануне сессии в «Удмуртской Правде»: «...однозначно скажу: в борьбе с кризисом Госсовет привлек всех, кто реально был необходим, кто способен без истерик работать в самых сложных обстоятельствах». В связи с этим возникали вопросы о том, кто же такой «Госсовет», если сессию не собрали, и как насчет истерик и прочего. И что это за слова о том, что власть должна быть «сильной единодействующей и подконтрольной». Слышались требования рассекретить (хотя бы для них) данные о численности, должностных окладах и обязанностях аппарата Госсовета, а также провести аудит возглавляемого депутатом А.Лопатиным фонда «Республика», через который, по их мнению, бюджетные средства утекают в направлениях, известных только председателю Госсовета и его ближайшему окружению [[5]].

Доклад о социально-экономической ситуации в Удмуртии в итоге прочитал Юрий Питкевич. Волков в отставку не подал, и, как ни настаивали депутаты, с докладом выступать не стал, доверив это ответственное дело правительству.

1 октября парламент принял постановление №661-1 «О социальной, экономической и политической обстановке в Удмуртской Республике».

Выразив озабоченность углублением социального, экономического и политического кризиса в Российской Федерации, «явившегося результатом провала политики, проводимой Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным», удмуртский парламент отметил, что несмотря на все меры, предпринимаемые Госсоветом, правительство и органами местного самоуправления Удмуртской Республики социально-экономическая ситуация в республике остается напряженной.

Депутаты приняли к сведению доклад правительства, поддержали решение Государственной Думы о начале процесса досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Госсовет решил потребовать от членов Совета Федерации — Председателя Госсовета УР Волкова и председателя правительства Вершинина руководствоваться настоящим постановлением, а депутатам Государственной Думы Н.Сапожникову (коммунист-списочник), А.Солуянову («РР», мажоритарный округ), М.Кошкину (аграрий, мажоритарный округ) учитывать настоящее постановление при голосовании в Федеральном Собрании по этому вопросу. Далее шли требования к руководству России и поручения различным органам и лицам. Наиболее интересным нам кажется следующее: «Поручить членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Волкову А.А. и Вершинину П.Н., депутатам государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Кошкину М.П., Сапожникову Н.И., Солуянову А.В. ускорить принятие Федерального закона о повышении ставок первого разряда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы». Далее постановление изобиловало выражениями типа «продолжить работу», «активизировать работу», «принять необходимые меры», «поручить Правительству», «провести совещание» и так далее...

6 октября начала работу очередная 22-я сессия Государственного совета, проработала один день, а после акции ни 8, ни 9 октября кворум собрать не удалось.

Третьего октября Александр Волков обратился к Е.Строеву, Г.Селезневу и другим со своим обращением, в котором призвал незамедлительно принять в обоих палатах Федерального Собрания «Национальную программу вывода страны из кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту» (см. Приложение 7).

5.1.    Без комментариев

12 октября в дежурную часть МВД позвонил неизвестный и сообщил, нецензурно выражаясь по поводу невыплаченной зарплаты, о том, что в доме по улице Льва Толстого, 26 в Ижевске, где живет А.Волков, заложен фугас. Оказалось, что фугаса нет, но информация просочилась в новостной передаче ГТРК «Удмуртия» в тот же день.

5.2.    Версии

Это первое, столь мощное требование отставки Волкова. Несмотря ни на что, трудно сегодня сказать, насколько это серьезно. Скорее всего, возродившейся оппозиции убрать Волкова не удастся, как и Волкову наличными средствами не расправиться с недовольными. Видимо, на демарш оппозиции нужно смотреть, как на разведку боем перед предстоящими выборами. Кроме того, рассматривая в совокупности позицию Волкова и Госсовета 7 октября, контакты с Маслюковым, заявление ассоциации «Развитие», можно предположить, что Волков достаточно активно и небесполезно пытается найти поддержку в пространстве «ВПК — профсоюзы — левые». Выбор вовсе недурен. Однако наиболее вероятным окажется, надо думать, что Волкову придется после неудавшихся выборов в Госсовет искать место в Москве.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

10 октября «Удмуртская правда» [[6]] опубликовала письмо коллектива станции «скорой помощи» Ижевска полномочному представителю Президента Российской Федерации в Удмуртской Республики, Председателю Государственного совета Удмуртской Республики Александру Волкову, Председателю Правительства Удмуртской Республики Павлу Вершинину, главе местного самоуправления — мэру города Ижевска Анатолию Салтыкову, министерству здравоохранения Удмуртской Республики.

В письме говорится:

«Являясь экстренной службой, коллектив станции скорой медицинской помощи и водители автобазы Минздрава в течение четырех месяцев не получают заработную плату.

Станция скорой медицинской помощи имеет огромную задолженность за медикаменты, а также многомиллионную задолженность автобазе Минздрава, в результате чего автобаза не имеет средств на ремонт санитарного транспорта, который приходит в негодность.

Доведенные до отчаяния, водители автобазы с девятого октября 1998 года (98109) прекратили работу до полного погашения долга по заработной плате. В результате чего коллектив ССМП вынужден сократить количество брига с 50 до 20 в сутки, что резко ухудшит догоспитальную медицинскую помощь населению города Ижевска, увеличит количество опозданий и отказов. Резко ухудшится качество оказания медицинской помощи в связи с использованием неприспособленного транспорта.

Коллектив станции скорой медицинской помощи обращается к представителю президента Российской Федерации в республике, руководителям республики и города, депутатам городской Думы и всем жителям города Ижевска с просьбой о немедленной помощи, иначе работа службы скорой медицинской помощи находится под угрозой ликвидации».

 

Приложение 2

 

Резолюция митинга протеста Удмуртской Республики
«Страна в экономическом и социальном кризисе»

Реформы, проводимые в России на протяжении последних лет, практически разрушили предприятия республики, простым людям принесли нищету и тревогу за свое будущее. население страны обворовывается самым бесстыдным образом. Страх перед угрозой потерять работу вынуждает трудящихся продавать свой труд за гроши и обещания, соглашаться на «вынужденные» отпуска и неполную рабочую неделю. почти каждый четвертый работоспособный человек лишен возможности трудиться и честно зарабатывать себе на жизнь.

Используя законные средства борьбы за свои конституционные права, будущее наших детей, участники митинга требуют:

Президента РФ Б.Н. Ельцина, не оправдавшего доверия народа, — в отставку.

Нет губительным социально-экономическим реформам.

Вернуть с индексацией долги по заработной плате, пенсиям и пособиям.

Государственный контроль над деятельностью банков и естественных монополий.

Создать условия для нормальной работы отечественных предприятий.

От депутатов Федерального Собрания Российской Федерации: Сапожникова, Кошкина, Солуянова, Волкова, Вершинина проголосовать за отставку Президента.

Полномочному представителю Президента РФ Балакину вручить данную резолюцию Б.Н. Ельцину.

Участники митинга обращаются к населению республики: не поддерживать кандидатуры нынешних депутатов Госсовета и членов Правительства республики на предстоящих весной 1999 года выборах в Госсовет Удмуртской Республики, как неспособных остановить спад производства, защитить право населения республики на достойную жизнь.

Пока говорили с грузовика, а могут и с броневика... [[7]].

 

Приложение 3

 

Постановление Президиума Государственного совета Удмуртской Республики №575-1
«О созыве двадцать первой (внеочередной) сессии Государственного совета
Удмуртской Республики»

В связи с обострением социальной, экономической и политической ситуации в Удмуртской Республике Президиум Государственного совета постановляет:

1. Созвать 30 сентября 1998 года в 10.00 в городе Ижевске двадцать первую (внеочередную) сессию Государственного совета Удмуртской Республики с повесткой дня: «О социальной, экономической и политической ситуации в Удмуртской Республике».

2. Считать утратившим силу постановление Президиума Государственного совета Удмуртской Республики от 25 августа 1998 года №563-1 «О созыве двадцать первой сессии Государственного совета Удмуртской Республики».

Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики начать работу очередной сессии, объявленной ранее на 29 сентября 1998 года, по завершении работы двадцать первой (внеочередной) сессии.

3. Поручить Правительству Удмуртской Республики подготовить к двадцать первой (внеочередной) сессии доклад о сложившейся в республике социальной и экономической ситуации, о роли и деятельности Правительства Удмуртской Республики в управлении данной ситуацией с целью преодоления кризиса и представить соответствующий проект постановления Государственного совета Удмуртской Республики [[8]].

 

Приложение 4

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

группы депутатов Государственного совета Удмуртской Республики

 

События последнего времени вызывают глубочайшую тревогу за судьбу Удмуртской Республики. Вследствие острого политического, экономического, финансового кризиса, неспособности банковской системы обеспечить прохождение платежей и обслуживание счетов по выплате заработной платы реальной становится угроза остановки предприятий, массовой безработицы, прекращения деятельности учреждений социальной сферы.

В связи со сложившейся критической ситуацией 36 депутатов Государственного совета обратились к руководству республики с предложением о незамедлительном проведении внеочередной сессии для обсуждения сложившегося положения и выработке атикризисных мер. Выступая с подобной инициативой, группа депутатов считала необходимым обеспечить консолидацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления для выработки экстренных решений для преодоления кризиса. Однако в нарушение Регламента своевременного решения руководством Госсовета не было принято.

Такая медлительность принятия решения в кризисной ситуации, грозящая повлечь за собой самые непредсказуемые последствия, нежелание коллегиального обсуждения и ведения диалога явилось продолжением авторитарной политики Председателя Государственного совета. Действия Александра Волкова становятся все более неадекватными складывающейся ситуации.

От Председателя Государственного совета исходят постоянные инициативы о принятии нормативных актов, нарушающих Конституции и федеральное законодательство.

Под предлогом укрепления государственной власти осуществляется построение жесткой административной системы, не имеющей ничего общего с укреплением государственного регулирования экономики. недальновидные решения экономических вопросов привели к потерям нефти, леса, ускоренному вывозу капитала из республики, утрате части ее собственности.

Более двух лет потрачено председателем Госсовета на создание системы власти, противоречащей Конституции и нанесшей серьезный материальный и моральный ущерб республике.

Постоянная борьба с инакомыслящими превратилась у А.А.Волкова в образ жизни, конструктивный диалог не ведется, иное мнение не принимается.

Политика Председателя Государственного совета, направленная на конфронтацию, а не на консолидацию всех сил в Удмуртии, чревата серьезными социальными потрясениями в обществе.

Заявляем, что в данной ситуации А.А.Волков не способен консолидировать общество и направить усилия государственных органов на вывод экономики республики из кризиса. Мы обращаемся к Александру Александровичу Волкову с предложением о добровольном сложении полномочий Председателя Государственного совета Удмуртской Республики.

 

Депутаты Государственного совета Удмуртской Республики:

Е.Г.Одиянков,

В.В.Жебровский,

Н.С.Сычев,

Г.А.Колесников,

С.В.Протазанов,

Н.И.Зыкунов,

С.М.Бобогло,

А.И.Салтыков,

Н.Ф.Чувашов и другие... [[9]].

 

 

Приложение 5

 

Второго октября в газете «Удмуртская правда» [[10]] с обращением к рабочим, служащим и специалистам промышленных предприятий, депутатам Государственного совета Удмуртской Республики, жителям республики выступила промышленно-экономическая ассоциация «Развитие». В нем говорится:

«Мы, руководители промышленных предприятий Удмуртии, члены ассоциации «Развитие», призываем вас, в момент усугубляющегося политического, экономического и финансового кризиса, сохранять выдержку и спокойствие, не допускать противоправных действий, не поддаваться на провокации.

Мы просим общественные организации, профсоюзы, партии и движения, граждан нашей республики выразить свой протест 7 октября 1998 года и не принимать никаких других активных действий.

Мы призываем депутатов Государственного совета проявить выдержку, благоразумие и спокойствие, не призвать к смене руководства республики, чтобы не дестабилизировать обстановку, так как в этой ситуации смена руководства может привести к анархии. Подождать до выборов, которые состоятся уже в мае 1998 года.

С целью сохранения стабильности и спокойствия в Удмуртии мы просим генерального директора АО «Удмуртэнерго» Боровика Юрия Ивановича, генерального директора ОАО «Межрегионгаз» Возисова Виталия Михайловича, генерального директора АО «Удмурт Телеком» Фомичева Сергея Мироновича, генерального директора муниципального предприятия «Ижводоканал» Крапивина Григория Ивановича установить до конца года мораторий на отключение потребителям электроэнергии, тепла, газа, телефонной связи, воды.

Мы надеемся, что за это время новое Правительство России сумеет остановить экономический кризис, вернет долги, повернется лицом к отечественному товаропроизводителю.

Но если принятые руководством страны решения не будут отвечать интересам большинства населения, не будут способствовать подъему производства, мы готовы будем вместе с вами решительно выступить против антинародного курса.

 

Обращение подписали:

Валиахметов И.Н. (генеральный директор «Ижевский радиозавод»),

Гродецкий В.П. (генеральный директор АО «Ижмаш»),

Ганза Н.А. (Чепецкий механический завод»),

Даутов Т.М. («Ижнефтемаш»),

Кудрявцев Г.И. («Аксион»),

Прасолов А.М. (УС-17),

Полусмак А.М. («Сарапульский радиозавод»),

Толмачев В.Г. (.....),

Чугуевский В.С. («Ижевский механический завод»),

Шестаков Ю.В. («Ижевский электромеханический завод»),

Хохлов Н.И. (...).

 

Приложение 6

 

Председателю правительства Российской Федерации Примакову Е.М.

Уважаемый Евгений Максимович!

Направляю Предложения для принятия необходимых мер на федеральном уровне для подъема отечественной промышленности.

1. Вопросы, требующие безотлагательного решения.

1.1. Для разрешения кризиса неплатежей произвести реформирование банковской системы:

— для ускоренного проведения платежей разрешить использовать расчетную сеть региональных отделений Центрального банка Российской Федерации;

— сократить количество банков, в первую очередь филиалов московских банков, вернуться к государственной системе контроля за финансовыми потоками;

— вернуть предприятиям деньги, застрявшие в коммерческих банках. только по шести крупным предприятиям сумма составляет 49 миллионов рублей. В случае невозврата отзывать лицензии у банка-должника.

1.2. Вернуть предприятиям долги федерального бюджета по исполненному государственному заказу (за 1996-1998 годы). По Удмуртии они составляют на 1.09.98 г. 557 миллионов рублей. В крайнем случае возврат долгов произвести:

— «живыми» деньгами на выплаты заработной платы (долг составляет 82 миллиона рублей).

— ценными бумагами по остальной части долга, при условии принятия этих бумаг в качестве платежного средства бюджетами всех уровней и контрагентами предприятий.

1.3. Отменить действие постановления Правительства Российской Федерации в части уплаты НДС по факту отгрузки.

1.4. Приостановить действие Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 г. №6-Ф3 для предприятий, где доля государственной собственности свыше 10 процентов.

1.5. Разрешить предприятиям продажу товаров по ценам ниже себестоимости без увеличения налогооблагаемой базы.

1.6. Не отключать электроэнергию, газ, телефонную связь без согласования с соответствующим уровнем региональных властей (район, город, республика), приняв соответствующее постановление Правительства Российской Федерации.

1.7. Предусмотреть в структуре Правительства Российской Федерации Министерство промышленности.

2. Другие предложения для принятия мер, необходимых для стабилизации и подъема промышленного производства.

2.1. Снизить тарифы на продукцию и на услуги естественных монополистов. Провести национализацию РАО ЕЭС России, РАО «Газпром», предприятий связи.

2.2. Обеспечить предприятиям реального сектора экономики возможность получения инвестиционных кредитов по государственные гарантии на конкурсной основе, на освоение и расширение производства, в первую очередь экспортной и импортозамещающей продукции. (Потребность по предприятиям Удмуртии составляет 562 миллиона рублей), а по ОАО «Ижмаш» — 300 миллионов долларов США.

2.3. Заморозить на пять лет долги предприятий в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

2.4. Снизить налоговое бремя на предприятия:

— исключить из налога на прибыль долю прибыли, направляемую на развитие производства.;

— оплату всех налогов производить по факту оплаты за продукцию, оплату во внебюджетные фонды — по факту выдачи заработной платы.

2.5. Для решения проблемы неплатежей наделить предприятия, под залог собственности, оборотными средствами или льготными кредитами по 7-10 процентов. (Потребность Удмуртии — 650 миллионов рублей), в том числе по ОАО «Ижмаш» — 215 миллионов рублей.

2.6. Обеспечить реальное финансирование государственного заказа с целью сохранения уникальных и оборонно-значимых производств.

2.7. Немедленно произвести передачу жилья и объектов соцкультбыта с баланса предприятий в муниципальную собственность, для чего изыскать средства для целевого финансирования со стороны Российской Федерации в объемах, защищенных в Минфине Российской Федерации. (Защищено на 1997 год — 1442 миллиона рублей, фактически было выделено 418 миллионов рублей. на 1998 год защищено 1624 миллиона рублей, в бюджете Российской Федерации предусмотрено 323 миллиона рублей, не выделено ни рубля).

2.8. изменить таможенную политику:

— снизить пошлины на комплектующие узлы и технологическое оборудование;

— увеличить пошлины на импортные изделия, реализуемые в розничной торговле.

2.9. Восстановить систему продажи дорогостоящих отечественных изделий в кредит, для чего создать соотвествующий страховой фонд предприятий.

2.10. Продлить механизм взаимозачетов при урегулировании задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы и задолженности по платежам в федеральный бюджет до стабилизации финансового положения.

2.11. Для поддержания оборонно-промышленного комплекса России, и в частности Удмуртии, сохранить Спецстрой России, а в его составе Управление строительства №17 в Удмуртской Республике.

 

Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики А.А.Волков

Ижевск, 28 сентября 1998 года №1803/1

 

Приложение 7

 

98.10.03.

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Строеву Е.С., Председателю Государственной Думы Российской Федерации Селезневу Г.Н.,
председателям комиетов Совета Федерации, Государственной Думы,
руководителям фракций Государственной Думы

Российская экономика вошла в полосу острого и затяжного финансово-экономического и политического кризиса. Его отдельные признаки начали проявляться с ноября 1997 года. В последующие месяцы ситуация усугублялась, и в августе 1998 года государство фактически оказалось банкротом, что повлекло введение контроля за движением капитала.

Кризис оказал разрушительное воздействие на все отрасли экономики, в первую очередь на промышленность, банковский сектор, торговлю. Подорваны основы общества, практически уничтожено доверие народа к органам власти всех уровней. Безвластие в стране, почти полное отсутствие государственного регулирования экономических процессов привели к обвальному падению рубля. начался резкий рост цен не только на импортные, но и на отечественные товары, продукты питания первой необходимости. Итог всему — повсеместное обнищание народа. над страной нависла реальная угроза опасного социального взрыва.

Одна из причин сложившейся ситуации — отсутствие национальной программы поддержки отечественных товаропроизводителей. В то же время принимаемые программы стабилизации народного хозяйства Российской Федерации не дали ожидаемых положительных результатов. Почти все они носили декларативный характер, за их выполнением не было действенного контроля как со стороны правительства, так и со стороны Совета Федерации и Государственной Думы.

В течение последних лет обществу преподносилась заведомо неверная информация о финансово-экономическом положении страны. Длительное и сознательное искажение реального состояния дел в России явилось другой, не менее важной причиной текущего финансово-экономического кризиса.

В связи со сложившейся кризисной ситуацией в стране ПРЕДЛАГАЮ:

— В кратчайшие сроки и независимо от формирования Правительства принять на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации «Национальную программу вывода страны из кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту». Ответственность за реализацию данной Программы в полной мере возложить на органы государственной власти и органы местного самоуправления Российской Федерации.

— Правительству Российской Федерации регулярно и объективно информировать о ее выполнении Совет Федерации, Государственную Думу и население России.

— Пункт о принятии «Национальной Программы вывода страны из кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту» включить в политическое Соглашение между ветвями власти.

 

Член Совета Федерации,

Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики                                               Александр Волков [[11]].



[1] Назначение вице-премьером Юрия Маслюкова чрезвычайно оживило удмуртскую региональную элиту. Дело в том, что помимо того, что Маслюков коммунист, он еще и долгое время работал в Ижевске на «Ижмаше». Естественно, первое что сделали руководители республики — нанесли ему визит. «Человек в Москве» для Удмуртии — дело не последнее, а главная головная боль региона, «Ижмаш», чуть ли не карьерная колыбель нового вице-премьера российского правительства. В прессе республики об этом сразу же сообщили, потом появились воспоминания о встречах с Маслюковым в бытность его главным инженером «Ижмаша», рассказы о том, что это за человек, какие у него достоинства и недостатки... 20 октября, как было заявлено в местных СМИ, Юрия Маслюкова ожидают в Удмуртии.



Источники

[1]. Наталья Лазарева. Офицерское движение политизируется // АИФ Удмуртии. — 1998. — №59. — 4 августа.

[2]. АИФ Удмуртии. — 1998. — №74. — 8 октября.

[3]. См. например: Наталья Батуева «Сейчас актуальны жесткие меры». (Интервью с депутатом Госсовета Сергеем Чикуровым) // АИФ Удмуртии. — 1998. — №71. — 17 сентября.

[4]. Пресс-служба ГС УР. Время решительных действий // Удмуртская правда. — 1998. — №147. — 29 сентября.

[5]. Наталья Лазарева. Госсовет Расколот и неработоспособен // АИФ Удмуртии. — 1998. — №74. — 8 октября.

[6]. «Скорая помощь» требует помощи // Удмуртская правда. — 1998. — №154. — 10 октября.

[7]. Удмуртская правда. — 1998. — №154. — 10 октября.

[8]. Известия Удмуртской Республики. — 1998. — №145. — 26 сентября.

[9]. Экспресс-Ижевск. — 1998. — №39. — 25 сентября.

[10]. Удмуртская правда. — 1998. — 2 октября.

[11]. Известия Удмуртской Республики. — 1998. — №149. — 3 октября.