Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Адыгея

А.Г. ветошкин

Республика Адыгея

в сентябре 1998 года

1.    Кризис и власть

Характерной особенностью сентября месяца для Республики Адыгея стало, как и для других регионов страны, тесное переплетение политических и экономических факторов. Объединяющим их началом выступил общероссийский кризис.

В конце августа – начале сентября цены в Республики Адыгея начали медленно, но верно подниматься, чтобы там не подписывали или говорили чиновники. Как сообщалось в прошлом отчете, в Адыгее было отдано распоряжение кабинета министров в республики «О некоторых неотложных мерах по защите населения Республики Адыгея в условиях экономического и финансового кризиса», в котором среди прочих мер, направленных на стабилизацию ситуации, говорилось о недопущении поднятия цен на товары первой необходимости. Тем не менее уже к 5 сентября мешок сахара стоил 220 рублей.

В первые дни заметно подорожали табачные изделия, а также практически все товары необходимые для ремонта в доме. Живо откликнулся на изменение курса доллара и вещевой рынок, где цены также поднялись.

В этой ситуации особый интерес представляет позиция лиц, занимающих ключевые должности в Республике. Адыгея. Так, 6 сентября на расширенном заседании Кабинета Министров Республики. Адыгея Президент РА Джаримов А.А. подтвердил, что «центральные средства массовой информации нагнетают обстановку и усугубляют и без того сложнейшее финансово-экономическое и общественно-политическое положение в стране». Он также высказал пожелание местным средствам массовой информации «показывать обстановку в республике объективно и взвешенно, работать с населением, не драматизируя ситуацию».

В этот же день Кабинетом Министров РА «в целях защиты населения Республики. Адыгея от произвольного ценообразования и необоснованного повышения цен предприятиями розничной торговли» было принято постановление «О введении временных предельных торговых надбавок на социально значимые товары», которые прилагаются (См. Прложение 1.).

Это постановление и другие предпринимаемые правительством Адыгеи меры по выводу Республики. из кризиса прокомментировал в своем интервью корреспонденту «Советской Адыгеи» зам. премьер-министра, министр экономики Республики Адыгея Авдиенко Н.В.. По его оценке постановление о временном ограничении торговых надбавок будет исполнено не более чем на 60-70% при полной загрузке контрольно-ревизионных органов.

Говоря о других мерах, предпринятых руководством РА для «решения первоочередных социальных задач (выплату заработной платы, пособий на детей и иные социальные выплаты)», необходимо отметить Указ Президента РА «О мерах по сокращению парка служебного автомобильного транспорта органов исполнительной власти и расходов на их содержание». Он постановляет сократить количество единиц служебного автомобильного транспорта органов исполнительной власти, за исключением транспорта Президента РА, Премьер-министра, министров, руководителя администрации Президента РА и Кабинета Министров РА, начальника Главного государственно-правового и контрольного управления Президента РА, руководителей республиканских органов исполнительной власти, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, глав администраций городов и районов, начальника управлений сельского хозяйства администраций городов и районов Республики. Адыгея.

Высвободившийся служебный автомобильный транспорт будет переведен на ответственное хранение администрации президента РА и кабинета министров РА с сохранением его отраслевой и территориальной принадлежности.

Остался нетронутым автомобильный транспорт МВД, ФСБ, налоговой полиции, налоговой инспекции, таможни, комитета по ГО и ЧС.

Указ также рекомендует Государственному совету – Хасэ РА, городским, районным Собранием представителей принять аналогичные меры. А акционерным обществам, коллективно-долевым хозяйствам и др. коммерческим организациям рекомендуется продать излишний или дорогостоящий автомобильный транспорт и погасить задолженность по заработной плате, платежам в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд РФ, если таковая имеется.

Не трудно догадаться, что подобный указ вызвал недовольство чиновников и нашел поддержку у простого люда. Однако возникает вопрос – какова реальная отдача от такого «радикального шага» президента? Об этом пресс-служба Президента РА ничего не сообщает.

«В связи с тяжелым политическим и экономическим кризисом в России» и «недостатком финансовых средств в республике для решения острейших социальных задач» своим указом президент РА отменил проведение в Майкопе III фестиваля мастеров искусств «Мир Кавказу».

Не остался безучастным по отношению к происходящим в стране и республике событиям и председатель Государственного совета – Хасе РА Салов Е.И.. Его выступление в Совет Федерации на тему «О социально-экономической ситуации в стране» было опубликовано в «Советской Адыгеи» за 10.09.98 г. «Реформы начатые в 1982 году, ничего не произвели, а государство ушло из экономики» – говорил в своем выступлении Салов. По его мнению, необходим переход к «сбалансированной системе государственного регулирования экономики, а еще точнее – к госкапитализму в определяющих существование страны отраслях».

Журналисты «Советской Адыгеи» не преминули отметить, что выступление Салова Е.И. «вызвало одобрительный отклик у руководителей лево-патриотической думской оппозиции», а «лидер КПРФ Зюганов Г.А. отметил, что выступление было исключительно грамотным».

Вообще необходимо отметить, что именно в этот непростой для Республики период стала более отчетливо проявляться ориентация местной прессы. Так, вслед за одобренным Зюгановым Г. выступлением Салола Е.И. в «Советской Адыгеи» появилась публикация интервью с Предпусом П. – главным редактором «Кубанских Новостей» (одной из самых авторитетных и влиятельных газет Краснодарского края (читай: губернатора). В нем П.Придпус раскрыв пороки современной журналистики и восхваляет достоинства прессы советских лет. немного неожиданно на этом фоне прозвучала фраза Придпуса о том, что «независимость прессы – это блеф», после которой ему пришлось объяснять разницу между деловым партнерством и лакейством, что было довольно не убедительно.

2.    Экономика

2.1.    Малый бизнес

Среди всех областей экономической жизни малый бизнес является самой динамичной и в тоже время самой уязвимой. Поэтому разразившийся в государственных масштабах кризис повлек за собой заметное понижение деловой активности граждан. В августе она дошла до нуля, следствие – только в августе было принудительно ликвидировано 116 предприятий.

Общая картина в цифрах на первое сентября 1998 года была такова (по данным Майкопского Центра развития предпринимательства). Всего с начала года зарегистрировано 113 предприятий. По организационно-правовой форме деятельности они распределились следующим образом: ООО – 69, ЗАО – 3, госпредприятий – 11 (из них 10 образовательных), АОА – 2,1 ассоциация, 1 производственный кооператив и 1 дочернее предприятие. На тот же период ликвидировано 185 предприятий, из них ООО – 14, госпредприятий – 4, АОЗТ – 3, ОАО – 1, кооперативов – 23, ИЧП – 67, ТОО – 62, 7 смешанных предприятий, 3 дочерних предприятия и 1 некоммерческая организация.

В то же самое время зарегистрированы 1441 предпринимателей без образования юридического лица и 990 предприятий прекратили свою деятельность.

2.2.    Выставки

На третьем Всероссийском промышленно-экономическом форуме, который проходил в начале сентября в Нижнем Новгороде, Адыгея была представлена фирмой «Санэ». Несмотря на кризис, ассортимент выпускаемой и представленной конкурс продукции был расширен. Так, кроме своих винных напитков и оригинальных водок «Санэ» представила и недавнюю разработку фирмы – коньячные напитки. Продукция этой фирмы получила высокие оценки экспертов.


2.3.    Международное сотрудничество

В середине сентября в Майкоп приехала делегация американских бизнесменов от фирмы «Глобаль Сорс NET». В ходе встречи американцев с представителями администрации, а также группы акционерных обществ, частных фирм и финансовых структур г. Майкопа, прорабатывались правовые вопросы создания в столице Адыгеи филиала американской фирмы, обсуждались перспективы совместных инвестиционных проектов.

3.    Социальная сфера

3.1.    Пенсии

По информации, поступившей из отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Адыгеи, на 23 сентября 1998 года выплата пенсий за август профинансирована на 20,9%. Финансирование пенсий идет исключительно только за счет сбора собственных средств.

План сбора страховых взносов в Пенсионный фонд за сентябрь выполнен по республике на 39,2%, при этом 47,7% в Майкопе, 46,4% в Тахтамукайском районе. Наиболее сложная обстановка со сбором страховых платежей в Шовгеновском, Кошехабльском и Красногвардейском районах, где собрано соответственно 18,5%, 19,3%, 20,3%.

Что касается г. Майкопа, то по информации, полученной в комитете соцзащиты администрации города, за август выплачено 37% пенсий, что составляет 6 млн. 410 тыс. рублей. Сентябрьские сборы в Майкопе составили 41,6%.

4.    Межнациональные отношения

4.1.    Межнациональная рознь

В начале сентября «Адыгейская правда» опубликовала статью под заголовком «Осторожно провокация!». В ней говориться о том, что в последнее время в Майкопе стали появляться листовки, явно направленные на разжигание межнациональной резни. Причем листовки, адресованные адыгам, направляются в русские семьи. «Так в свое время поступали фашисты», – отмечается в статье. Однако на поставленный в ней вопрос – кто распространяет эти листовки? – авторы не дают четкого ответа.

Актуальность данной темы подтверждается и другими республиканскими газетами. Так, на страницах «Советской Адыгеи», всегда занимающую взвешенную и осторожную позицию, разжигание межнациональной розни признается как факт.

Учитывая особенности национального самосознания черкесов и их культуры, также тот факт, что в связи с обострением экономического кризиса в стране повысилось социальная напряженность в РА, можно предположить успех такого рода провокаций. При этом в качестве критически нестабильной группы следует выделить молодежь, которая из-за недостатка опыта (культуры межнациональных отношений) и переизбытка энергии (многие не учатся и не работаю) может пойти на необдуманные действия.

Однако существуют и положительные посылы национального вопроса. Большинство населения, особенно старшее поколение, выступает за мир и согласие, не желая добавлять ко всем прочим трудностям еще и межнациональную проблему.

4.2.    «Ассоциация Адыгея»

13 сентября 1998 года в Республике Адыгея создано новое общественное объединение – "Ассоциация Адыгеи". До этого момента армяне, занимающие третье место по численности жителей республики (12,5 тыс. человек) после русских и адыгейцев, не имели своей общественной организации.

В качестве основных задач Ассоциации продекламированы:

— укрепление мира, межнационального согласия, дружбы, братства и взаимопонимания между народами;

— изучение, сохранение и развитие языка, истории и культуры армянского народа.


5.    Отношения с Беларусью

За исключением «Адыгейской правды» Белоруссии и о президенте Лукашенко никто в Адыгее в сентябре месяце не вспомнил. Зато опубликованная в ней статья под громким названием «Белоруссия надежда наша» провела не только основательный ликбез на тему «Почему в Белоруссии хорошо, а у нас плохо», но и припомнила «российским средствам массовой информации» беспричинное «мигание» братской республики и ее лидера, которые стали «знаменем борьбы за честь и независимость для всех постсоветских и восточноевропейских государств».

К сожалению добавить по этой теме больше нечего, так как республиканские СМИ ориентированы скорее на Кавказ и Предкавказье, нежели Восточную Европу. Да и сама по себе тема Белоруссии, требующая четкого выражения своей позиции, не соответствует стремлению политиков и СМИ Адыгеи выдерживать нейтралитет по особо спорным вопросам.

6.    Культура

6.1.    Мусульманство

Возвратившись из поездки в Объединенные Арабские Эмираты Президент Республики Адыгея Джаримов А.А. посетил в Майкопе духовное управление мусульман Адыгеи и Краснодарского края, где он встретился с муфтием Аскарбием Хачемизовым. Этой встрече СМИ придали особое значение, так как религия все чаще рассматривается в качестве основы духовного роста Адыгеи.

6.2.    Визит

27 сентября Адыгея принимала к себе в гости Его Высочество Принца Хашимитского королевства Иордании Али Бин аль Хусейна (сорок третий и прямой потомок Пророка Мухамеда).

На территорию Адыгеи принц заехал на белом коне в сопровождении двенадцати всадников, символизирующих 12 этнических адыгейских племен, под адыгейским знаменем.

6.3.    День города

Несмотря на общий упадок сил и настроение Майкопчане нашли в себе силы организовать и провести День своего города по полной программе. Были и выступления творческих коллективов и массовые гуляния. В рамках празднования Дня города состоялись и традиционные ярмарки промышленных и продовольственных товаров и осенняя выставка «Дары земли родной и рук творенье». В них приняли участие более 150 предприятий торговли и предпринимателей, энтузиастов-горожан.

7.    Экология

7 сентября в Майкопе состоялась международная конференция на тему «Слитые почвы: генезис, свойства, социальное значение». Инициатором и организатором конференции выступил Майкопский государственный технологический институт. Главная цель – наметить, а может быть и сделать первые практические шаги по всестороннему исследованию негативных явлений, происходящих в почвах республики, мобилизовать для этого весь имеющийся как в Адыгее, так и в России научный потенциал, потому что это проблема не только республики, российских регионов, но и многих стран мира.

Общая экологическая обстановка в г. Майкопе и районах республики в сентябре 1998 года по сведениям Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов характеризовалось следующими параметрами:

Государственной инспекцией контроля окружающей среды проведена проверка асфальтобетонного завода пос. Тульского Майкопского ДРСУ. От асфальтосмесительной установки выбросы СО превышают нормативы в 1,37 раза. Территория не увлажняется, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха неорганической пылью. На Кошехабельском пенькозаводе выбросов не выявлено.

Исследованы пробы атмосферного воздуха, отработанные на оживленных перекрестках города Майкопе. На 5 перекрестках из 10 обнаружено превышение предельно допустимой концентрации оксида углерода; в 1,2 раза на перекрестках улиц Краснооктябрьская - Хакурат, в 1,25 раза; ул. Пушкина - Шовгенова, в 2 раза; ул. Гоголя - Пролетарская и Пролетарская - Краснооктябрьская, 3,26 – ул. Гоголя - Советская. На остальных соответствует норме.

Проверены АООТ "Молокозавод", ТОО "Райпищекомбинат", "Гиагинский", МП «Гиагинский дрожевой завод» и Понежукайский райпищекомбинат. Сточные воды РПК «Гиагинский» сбрасывают на рельеф местности без очистки. Остальные производства эксплуатируются в соответствии с технологическим режимом.

Радиационная обстановка в г. Майкопе – в пределах фоновых значений.

8.    Криминал

В период с 31 августа по 14 сентября в оперативных сводках МВД Республики Адыгея зарегистрировано 285 преступлений. Среди них: 2 разбойных нападения, 7 грабежей, 141 кража, 10 случаев неправомерного завладения транспортными средствами, 3 факта нанесения тяжких телесных повреждений, 4 раза у жителей Адыгеи изымалось оружие и 31 раз – наркотические средства.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Кабинета Министров Республики Адыгея

от 07.09.98 г.

М297                                                                                                                                                          г.Майкоп

О введении временных предельных торговых надбавок
на социально-значимые товары

 

В связи с обострением экономического и финансового кризиса в Российской Федерации и в целях защиты населения Республики Адыгея от произвольного ценообразования и необоснованного повышения цен предприятиями розничной торговли Кабинет Министров Республики Адыгея

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить (временно) предельные уровни торговых надбавок на социально-значимые товары согласно приложению.

2. Предприятиям торговли всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся торговой деятельностью, устанавливать торговые надбавки к цене предприятия-изготовителя на основании товарно-платежных документов, содержащих сведения об отпускной цене товара и о его производителе.

Руководители, должностные лица и работники организаций всех форм собственности, осуществляющих торговлю товарами, указанными в приложении, за неисполнение настоящего постановления несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством, вплоть до лишения лицензии на право торговли.

3. Министерству экономики Республики Адыгея: в недельный срок привести в соответствие с настоящим постановлением ранее принятые нормативные акты в части перечня продукции, на которую осуществляется государственное регулирование цен в Республике Адыгея;

систематически отслеживать обоснованность цен на предприятиях Республики Адыгея, вырабатывающих социально-значимые товары;

изучить и внести предложения по установлению предельных торговых надбавок на товары детского ассортимента.

4. Министерству экономики Республики Адыгея, главам администраций городов и районов Республики Адыгея совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Адыгея:

создать запасы по продовольственной группе товаров на 1998 — 1999 годы для обеспечения детских, лечебных учреждений, учреждений исполнения наказаний и незащищенных слоев населения по ценам докризисного периода.

5. Главам администраций городов и районов Республики Адыгея в недельный срок определить перечень торгующих продовольственными товарами предприятий, в повседневном ассортименте которых необходимо наличие товаров, указанных в приложении.

6. Настоящее постановление опубликовать в газетах «Советская Адыгея» и «Адыгэ Макъ».

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Адыгея.

Премьер-министр Республики Адыгея

М.ТХАРКАХОВ

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея

от 7 сентября 1998 года №297

 

Предельные уровни торговых надбавок на социально-значимые товары (в процентах)

 

 

Наименование социально-значимых товаров

При реализации товаров,
полученных от предприятий-изготовителей, посредников, оптовых баз

Хлеб и хлебобулочные изделия

20

Мясо и мясо птицы

25

Колбасные изделия

25

Молоко и молочнокислая продукция, сыр

25

Масло животное

25

Маргарин

25

Крупяные изделия

25

Мука

25

Макаронные изделия

25

Сахар, чай

25

Яйцо

25

Масло растительное

25

Соль

35

Мыло хозяйственное

25

Мыло туалетное

25

Спички

25

Синтетические моющие средства

25

Табачные изделия отечественного производства

25

 

ПРИМЕЧАНИЕ: предельная торговая надбавка дифференцируется между розничными, оптовыми звеньями торговли, посредником и снабженческо-сбытовой организацией по согласованию сторон, не превышая установленной настоящим постановлением величины.

 

Руководитель Администрации Президента Республики Адыгея и
Кабинета Министров Республики Адыгея                                                                              Р. Панеш