Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в августе 1998 года

1.    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ФОНЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИИ

Разразившийся в середине августа финансовый и политический кризис в России отодвинул на второй план все другие события.

1.1.    Состояние финансовой сферы города и мероприятия правительства

В первые недели финансового кризиса положение в Санкт-Петербурге было заметно более благополучным, чем в Москве. В этот период полностью выполнялись обязательства по государственным именным облигациям Санкт-Петербурга (ГГКО) – их выпуски погашались в августе дважды. Благодаря стабильности петербургских ценных бумаг местные банки, чьи средства размещались в городских ГГКО, оказались в лучшем положении, чем московские. В отличие от московских, региональные банки не прекращали операций, не было проблем с получением денег в банкоматах. Вместе с тем местные отделения московских банков все эти проблемы испытывали. Любопытно, что сегодняшним относительным благополучием петербургские банки обязаны жесткому давлению со стороны московских банков – в свое время последние активно сопротивлялись проникновению петербургских банков на рынок российских ГКО. Таким образом, полностью оправдалась ставка на выпуск региональных ценных бумаг, против чего в свое время выступали федеральные власти. Важно, что, в отличие от ситуации на федеральном уровне, средства от городских ГГКО использовались только на рефинансирование долга, но не на текущие бюджетные расходы. В результате уже в течение года городской долг не растет.

 

На фоне российского кризиса стала очевидной грамотная финансовая политика петербургских властей. Этот резко обозначившийся контраст вызвал новую волну «сепаратистских» настроений (прозвучали заявления некоторых экспертов о том, что если бы в Санкт-Петербурге была собственная валюта, то она удержалась бы в создавшихся условиях).

Однако все позитивные усилия последних двух лет неизбежно будут сведены на нет дальнейшим общим обвалом. Несомненно, что углубление российского кризиса со временем затронет и Санкт-Петербург. По оценкам официальных лиц в правительстве города, петербургский бюджет сможет выдержать давление российского кризиса в течение трех – четырех месяцев. Определенные признаки ухудшения уже появились – 2 сентября не удалось разместить очередной выпуск ГГКО, все бумаги были погашены из бюджетных средств.

 

С 29 августа закрыты торги на петербургской валютной бирже.

 

На заседании совета ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга принято решение о создании Межбанковского союза для смягчения последствий кризиса.

Банки – участники Межбанковского союза обратились к руководителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области с просьбой поднять в Совете Федерации вопрос о выделении региону на возвратной основе 5 млрд. рублей, которые пойдут в фонд обеспечения сохранности депозитов и вкладов населения в коммерческих банках города.

 

Губернатор В.Яковлев принял участие в совещании руководителей комитетов Совета Федерации. Он заявил, что сдержать лавинообразный кризис в России может антикризисная программа, разработанная СФ. По мнению В.Яковлева, за основу должна быть взята программа мер, которую СФ разработал на выездном заседании в Санкт-Петербурге в начале года [[1]], и затем подтвердил на Петербургском экономическом форуме. Главными мерами, которые, по мнению СФ, должно предпринять правительство РФ, названы следующие: объявление государственной монополии на продажу алкогольной продукции, погашение долгов по государственным заказам с передачей прав по управлению государственными предприятиями и государственными пакетами акций в доверенность субъектам РФ и погашение долгов по заработной плате.

 

Правительство города фактически перешло на непрерывный режим работы. Разрабатывается антикризисная программа. Основные задачи – увеличение сбора доходов в бюджет и сокращение расходов. Губернатор и председатель комитета финансов заверяют, что город имеет необходимые резервы для сохранения своевременных выплат зарплаты, пенсий, пособий, оплаты питания в социальных учреждениях и медикаментов для больниц, имеются ресурсы для теплоснабжения. Через некоторое время ожидается поступление инфляционных доходов, что позволит произвести надбавки к зарплате. В связи с возможным ростом безработицы предусматривается организация общественных работ.

Вводятся меры по ужесточению контроля за качеством и оборотом алкогольной продукции. С 1 ноября вводится обязательная региональная марка.

Для ослабления тяжелых социальных последствий безудержного роста цен на потребительском рынке предпринимаются меры по усилению конкуренции. С этой целью уже достигнута договоренность с рядом регионов о централизованных закупках продовольствия без обязательной 100%-ной предоплаты (последнее свидетельствует о доверии к Санкт-Петербургу). Особенно тесные связи в этом плане установлены с Ленинградской областью, с руководством которой договорились о поставках сельскохозяйственной продукции без посредников. Губернатор распорядился немедленно увеличить число мест для уличной торговли областной продукцией. Кроме того, с Ленинградской областью договорились о выделении горожанам сельскохозяйственных полей для уборки урожая с частичной оплатой собранной продукцией.

Никаких намерений по ограничению верхнего предела цен на основные виды продовольствия (к чему уже прибегли некоторые регионы РФ) нет.

 

Первые недели кризиса были отмечены провокациями. В городе распространялись листовки (в том числе по почтовым ящикам) с информацией о якобы тяжелом финансовом положении банка «Петровский» и рекомендацией вкладчикам срочно перевести вклады в Сберегательный банк. Позднее подобная ситуация повторилась в отношении Промстройбанка. В связи с этим ГУ Центрального банка РФ по СПб и комитет финансов выступили с совместным обращением, в котором дезавуировали подобные провокационные заявления.

 

12 ведущих банков Санкт-Петербурга подписали соглашение о создании расчетного пула Северо-Западного региона. Эта акция призвана ускорить прохождение платежей и избежать задержек. Участниками расчетного пула стали следующие банки: Промстройбанк СПб, банк «Россия», «Энергомашбанк», Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития, банк «Таврический», Балтийский банк, Петербургский Лесопромышленный банк, «Витабнак», банк «Санкт-Петербург», «Анимабанк», «Инкассбанк» ЭКСИ-БАНК. Обращает на себя внимание тот факт, что в это объединение не вошли два крупнейших банка – «Петровский» и «БалтОНЭКСИМбанк», недавно объявившие о своем слиянии.

 

Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга обратился с заявлением к президенту, Совету Федерации и Государственной Думе с требованием усилить роль государства в управлении экономикой на переходный период выхода из кризиса. Требования сводятся к следующему:

прекратить расходовать бюджетные деньги на любые цели, кроме закупки продовольствия и медикаментов для населения, подготовки к зиме, выплаты зарплаты бюджетникам и поддержки малоимущих;

для осуществления этих мероприятий создать бюджетный фонд. Все бюджетные деньги, находящиеся в коммерческих банках и особенно на корреспондентских счетах иногородних банков, должны быть немедленно переведены на счет этого фонда, открытого в Сберегательном банке;

принять чрезвычайные меры по поддержке промышленного производства, приостановив отключение предприятий от энерго- и водоснабжения до стабилизации обстановки;

потребовать от федерального правительства скорейшего проведения мер, обеспечивающих политическую стабильность и восстановление в стране оборота денежных средств.

 

Крайне негативные последствия финансового кризиса испытали петербургские арендаторы в связи с недавним введением новой методики определения арендной платы, основанной на рыночной стоимости аренды в привязке к курсу доллара. Для смягчения этого удара 27 августа было издано распоряжение губернатора «О мерах по поддержке арендаторов нежилых помещений и земельных участков, арендодателем которых является Санкт-Петербург». Арендаторам предоставлено право до 10 сентября внести арендную плату за остаток года по курсу доллара, установленному ЦБ РФ на 1 июля 1998 года.

В Законодательное собрание внесен законопроект, предусматривающий соответствующее изменение в недавно вступивший в силу закон «О порядке определения арендной платы…». Однако в ЗС под руководством депутата Е.Истомина был срочно разработан альтернативный законопроект, в котором в качестве условных единиц при определении ставки арендной платы вместо доллара фигурирует величина, «не превышающая 8% от действующего уровня МРОТ. Этот законопроект был принят депутатами в первом чтении, что вызвало резко негативную реакцию нового председателя КУГИ А.Лихачева. По мнению Лихачева, МРОТ нельзя использовать в качестве базы для начисления ставки арендной платы, так как это – не экономический, а чисто политический показатель, который в реальных условиях будет стимулировать неплатежи, разбалансировку рынка и коррупцию.

1.2.    Общественные движения

25 августа состоялось срочное заседание политсовета Санкт-Петербургского отделения ДВР с обсуждением политической ситуации в стране после девальвации рубля и отставки правительства Кириенко. Было принято заявление, в котором констатируется, что российское государство находится в глубочайшем кризисе, который является в первую очередь политическим кризисом, ставшим следствием постоянного торможения реформ как в экономике, так и в политике. В заявлении говорится, что правительства Черномырдина и Кириенко «не смогли выполнить стоявших перед ними задач в том числе и потому, что не получили от президента необходимой политической поддержки в противостоянии с антиреформаторской Государственной Думой, в которой задают тон левые силы, и олигархическими антигосударственными, антиобщественными силами. Последние решения Б.Н.Ельцина выглядят капитуляцией перед ними». Далее в документе говорится, что петербургская организация ДВР не видит никаких оснований для поддержки формируемого коалиционного правительства. Констатируется необходимость признать, что последние события стали серьезным поражением право-либеральных сил. Одной из причин этого поражения названо то, что российские либералы, в том числе и ДВР, часто были готовы поддерживать не реформы, а только заявления об их необходимости, не конкретные действия по либерализации экономической, политической и общественной жизни страны, а их имитацию. В заявлении говорится: «Будущее российских реформ во многом зависит от того, смогут ли в новых условиях российские либералы стать самостоятельной политической силой, а не придатком к пресловутой «партии власти»». Петербургское отделение ДВР считает, что в новых условиях «одним из немногих гарантов дальнейшего развития страны в направлении демократии и экономической свободы становится действующая Конституция РФ». В заявлении содержится призыв ко всем демократическим силам страны встать на защиту Конституции.

Основные позиции заявления петербургского ДВР вслед за тем были повторены в заявлении депутатской группы партии ДВР в Государственной Думе (26.08.98) и на митинге в Москве «в защиту Конституции» (30.08.98).

В Санкт-Петербурге активисты ДВР провели пикетирование станций метро. Цель пикетов – «объяснить людям пагубность наметившегося отхода от либеральных реформ». В распространявшихся листовках резкой критике подвергнута идея коалиционного правительства, а также кандидатура Черномырдина по пост премьер-министра по причине его неспособности пойти на непопулярные, но необходимые меры.

1.3.    Общественное мнение

После отставки правительства Кириенко Независимый аналитический центр провел опрос населения. Полученные данные сравнивались с аналогичными данными, полученными после отставки правительства Черномырдина 23 марта 1998 года.

 

«Насколько своевременно, с Вашей точки зрения, произведена отставка правительства?»

 

 

23 марта

1998 г.

23 августа

1998 г.

Это нужно было сделать раньше

42

26

Это было сделано очень cвоевременно

15

8

С этим можно было еще подождать

14

15

Это вообще не нужно было делать

16

37

Трудно сказать

14

14

 

«Как Вы считаете, есть ли у Черномырдина шансы победить на президентских выборах 2000 г.?»

 

 

23 марта

1998 г.

23 августа

1998 г.

У Черномырдина есть все шансы победить

6

9

У Черномырдина довольно много шансов победить

23

24

У Черномырдина есть некоторые шансы победить

37

42

У Черномырдина практически нет шансов победить

32

22

Не знаю

2

3

 

2.    БЮДЖЕТ

Администрация Санкт-Петербурга представила проект бюджета на 1999 год на полтора месяца раньше предусмотренных законодательством сроков. Несмотря на разразившийся финансовый кризис основными параметрами бюджета, как и в текущем бюджете, являются бездефицитность, прозрачность, социальная направленность, эффективное управление городским долгом и повышение кредитоспособности. Особенностью бюджета-99 является существенное увеличение бюджета развития.

 

В числе приоритетов бюджетной политики в 1999 году выделены следующие расходы:

на государственную поддержку культуры и искусства (4%);

на образование;

на здравоохранение и физическую культуры;

на социальную защиту населения;

на безусловное исполнение обязательств по обслуживанию и погашению долга города;

на развитие города (22,5%).

 

В 1999 г. доходы бюджета с учетом доходов целевых внебюджетных фондов составят 18 810 млн. рублей ( на 1 141 млн. рублей больше, чем в 1998 году).

 

На доходную часть бюджета существенное влияние окажут коренные изменения налогового законодательства на федеральном уровне, в результате которых претерпит существенное изменение система городских налогов и сборов. Наиболее важным изменением является введение налога с продаж и отмена ряда действующих налогов.

 

В качестве основных направлений налоговой политики на 1999 год указаны, в частности, следующие:

продолжится снижение налоговой нагрузки;

в случае принятия Законодательным собранием подготовленного в администрации закона «О внесении изменений и дополнений в Законы Санкт-Петербург, регулирующие отдельные вопросы налогообложения» произойдет перераспределение налоговой нагрузки от производителей в сферу потребления. Предусмотрена отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Потери бюджета компенсируются введением налога с продаж;

произойдет упрощение налоговой системы, помимо отмены ряда действующих налогов отменена возможность введения еще 13-ти налогов и сборов;

выравнивается распределение налогового бремени среди плательщиков за счет отмены налоговых льгот, действовавших по отменяемым налогам;

сохраняется благоприятный климат для инвесторов. В 1999 году начнут проявляться результаты принятия дополнительных налоговых льгот для инвесторов;

увеличивается значение косвенных налогов на товары (работы, услуги);

увеличивается доля ресурсных платежей, в первую очередь за счет индексации ставок земельного налога и введения платы за пользование водными объектами.

 

Бюджет сохраняет выраженную социальную направленность. Как и бюджет 1998 года, бюджет следующего года можно назвать «бюджетом льгот и компенсаций». Общая сумма средств, которые предполагается направить на компенсации населению, запланирована в объеме 4,4 млрд. рублей (30% в текущих расходах бюджета).

 

По сравнению с 1998 годом предполагается увеличение следующих расходов:

на культуру и искусство (на 20%);

на здравоохранение и физическую культуру (на 17%);

на развитие рыночной инфраструктуры (в 14 раз);

на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику (на 17%);

на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (на 8%).

 

На 1999 год в полном объеме запланирована проплата бюджетными учреждениями текущих расходов на коммунальные услуги.

 

Проект адресной программы капитальных вложений составляет 1523065 тыс. рублей, что на треть больше, чем в 1998 году. Сюда входят целевая программа «Стабилизация и развитие наземного городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга на период 1999-2003 годы», программа восстановления движения метро в зоне разрыва на Кировско-Выборгской линии, реконструкция объектов для проведения в Санкт-Петербурге в 200 году чемпионата мира по хоккею.

 

Увеличение расходов по приоритетным отраслям позволит решить, в частности, следующие вопросы:

увеличить зарплату отдельным категориям медицинских работников и работников социального обеспечения;

увеличить на 1/3 закупку медикаментов для бесплатного распространения;

увеличить в 3 раза расходы на бесплатное зубопротезирование льготным категориям населения;

увеличить в 14 раз средства на поддержку малого бизнеса;

увеличить в 1,5 раза расходы на освещение улиц и дворов;

резко увеличить средства, выделяемые на покупку подвижного состава для пассажирского транспорта.

 

Необходимо отметить, что проект бюджета готовился в мае-августе. Однако начавшийся в августе тяжелый экономический кризис, несомненно, заставит внести в бюджет серьезные коррективы.

3.    НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

По представлению одного из высокопоставленных «московских петербуржцев» Владимира Путина, назначенного в июле директором ФСБ, произошли назначения в это ведомство еще двух петербуржцев. Начальник УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-лейтенант Виктор Черкесов назначен первым заместителем директора ФСБ. Генерал-майор Николай Негодов, работавший заместителем В.Черкесова, назначен временно исполняющим обязанности начальника УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

 

В этом месяце сменилось и руководство КУГИ. Председатель КУГи Герман Греф 12 августа был назначен первым заместителем руководителя Госкомимущества РФ (после произошедшей 23 августа отставки правительства Кириенко дальнейшая судьба Грефа пока неизвестна). Новым председателем КУГИ назначен Андрей Лихачев, ранее работавший первым заместителем Грефа.

4.    ПОПЫТКА ВВЕДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

Уже длительное время правительство города предпринимает усилия по введению в городе альтернативной военной службы, предусмотренной конституцией РФ. Губернатор В.Яковлев в свое время обращался к президенту РФ с пакетом документов о мерах по введению такой службы в Санкт-Петербурге, ответственность за организацию и финансирование которой городская администрация полностью брала на себя. Однако из Москвы был получен отказ со ссылкой на якобы имеющиеся противоречия с конституцией. Высказывалось также опасение, что подобный эксперимент в отдельно взятом регионе вызовет недовольство жителей других регионов и их жалобы на невозможность реализовать свое конституционное право.

Несмотря на отказ губернатор намерен вновь обратиться к президенту. Объявлено, что уже в ближайшие осенний или весенний призывы будут взяты 100 человек на альтернативную службу.

5.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

В июле депутаты ушли на каникулы, не приняв новый закон о выборах депутатов ЗС и не утвердив новую нарезку избирательных округов. Соответствующий законопроект, внесенный губернатором, должен был заменить принятый в 1996 году закон, в котором имелись некоторые несоответствия принятому позднее (в 1997 году) федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав…». Вместе с тем надо сказать, что действующий закон 1996 года содержал многие четко проработанные нормы, обеспечивающие объективные свободные выборы (этот закон создавался в то время, когда депутаты и общественные движения города еще находились под впечатлением скандальных выборов 1994 года, проходивших по навязанному мэром А.Собчаком Положению о выборах). Основными разработчиками этого закона были члены петербургской Региональной партии центра – «Яблоко», и в свое время на съезде федерального движения «Яблоко» данный закон (в пакете с рядов других петербургских законов) был рекомендован как образец регионального законодательства.

 

Представленный губернатором законопроект вызвал большие споры [[2]], депутаты подготовили альтернативный проект, однако в июле был принят за основу законопроект губернатора. До каникул депутаты успели рассмотреть более 100 поправок к этому законопроекту. Окончательное его принятие было назначено на первый день новой сессии – 2 сентября. Многие оценили эту ситуацию как критическую – в случае, если в этот день закон по какой-то причине не был бы принят, создавался риск не уложиться в необходимые сроки избирательных действий. Депутаты, однако, не видели в этой ситуации ничего страшного, ссылаясь на то, что в новый закон можно будет заложить сокращение сроков некоторых избирательных действий (в представленном законопроекте, видимо, из-за спешки вообще отсутствовали указания на сроки выдвижения кандидатов).

 

12 августа городская избирательная комиссия обратилась к ЗС с призывом прервать отпуск и собраться на внеочередное заседание для срочного принятия закона о выборах в третьем чтении и утверждения новой нарезки округов (при существующей нарезке, утвержденной в 1994 году, отклонения по числу избирателей в ряде случаев значительно превышают установленные федеральным законом 10%).

 

Одновременно активизировалась критика готовящегося к принятию закона о выборах [[3]].

В частности, указывалось, что в тексте нового закона юридическое управление ЗС нашло около 30 положений, противоречащих именно тому федеральному закону, расхождения с которым хотели устранить (часть таких противоречий содержалась уже в первичном варианте, представленном губернатором, другая появилась в результате внесения поправок). Главные из этих противоречий следующие:

федеральный закон 1997 года требует, чтобы избирательные участки и списки избирателей формировались муниципальными образованиями, тогда как обсуждаемый в ЗС законопроект отдает решение этих вопросов городской администрации (за муниципальными образованиями оставлено только право предоставлять данные для составления списков);

согласно федеральному закону, окружные избирательные комиссии формируются муниципальными советами, а в законопроекте Санкт-Петербурга – Законодательным собранием;

федеральный закон устанавливает допустимое отклонение от средней нормы представительства при образовании округов в 10%, а петербургский законопроект допускает разброс в 15% для «труднодоступных районов» (что является несомненной уловкой, поскольку реально таковых нет);

федеральный закон дает право проводить предвыборную агитацию как кандидатам, так и избирательным объединениям, а петербургский законопроект – только кандидатам.

 

Помимо того, что в законопроекте имелись очевидные противоречия федеральному законодательству, он был существенно хуже действующего закона в части норм, обеспечивающих равенство кандидатов и объективность выборов:

закон 1996 года предусматривал, что гражданин, представивший подписные листы для регистрации кандидата, мог сразу назначить члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Новый же законопроект предоставляет такое право только после регистрации кандидата;

исчезла норма действующего закона 1996 года о запрете кандидатам участвовать в теле- и радиопередачах на государственных каналах иначе, чем в качестве кандидатов, и на равных с другими кандидатами основаниях;

исключена норма, разрешающая кандидатам поместить в день голосования на избирательном участке информационный (не содержащий агитации) материал о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе;

исключена норма, обязывающая окружные комиссии разослать всем избирателями брошюру с информационными материалами о зарегистрированных кандидатах.

 

Вместе с тем новый законопроект содержал и ряд норм, более прогрессивных по сравнению с действующим законом.

 

Прежде всего речь идет об участии (хотя и весьма ограниченном) в избирательном процессе органов местного самоуправления — в действующем законе органы МСУ не упоминались, поскольку в то время они отсутствовали. Это обстоятельство многие депутаты считали принципиально важным (как в плане утверждения принципов демократического устройства общества, так и из конъюнктурных соображений, рассматривая органы МСУ как собственную опору на предстоящих выборах). Вместе с тем администрация открыто выступала против наделения органов МСУ реальными полномочиями в избирательном процессе [[4]]. При этом приводились следующие аргументы:

111 муниципальных образований никак не соответствуют 50-ти избирательным округам;

МСУ в Санкт-Петербурге в настоящее время только начинает с трудом становиться на ноги, поэтому отдавать им главные организационные вопросы слишком рискованно.

 

Кроме того, в законопроекте удалось закрепить норму, предусматривающую сбор подписей 1% избирателей вместо 2% в действующем законе. Этому обстоятельству придавали важное значение депутаты, не входящие в прогубернаторскую группировку, не без оснований считая, что высокая норма сбора подписей может уже на старте избирательной кампании создать неравные условия для претендентов, обладающих разными финансовыми возможностями. Напртив, представители прогубернаторского лобби в ЗС оправдывали высокий процент сбора подписей теми соображениями, что это могло бы позволить избежать чрезмерного количества кандидатов в округах.

 

Внеочередное заседание ЗС состоялось 26 августа. Без особых проблем была утверждена новая схема нарезки округов. Однако перед голосованием по принятию в целом закона о выборах депутатов ожидал сюрприз: к ЗС обратился начальник юридического управления администрации СПб Д.Козак с настоятельным предложением не принимать новый закон, так как выборы могут состояться и по старому закону 1996 года. Юридически это было обосновано тем, что назначение даты выборов произошло еще до принятия нового федерального закона «Об основных гарантиях…».

 

Учитывая, что как старый, так и новый законы имели свои плюсы и минусы, подобное предложение внесло сумятицу в депутатские ряды. В ходе обсуждения, казалось, возобладала та точка зрения, что все-таки необходимо принять новый закон как более соответствующий упомянутому федеральному закону 1997 года. К тому же вызывало неприятие поведение администрации, которая сама вносила законопроект (причем в спешке), требуя скорейшего его принятия.

 

В итоге новый законопроект был поставлен на голосование в третьем чтении. Однако, как это все чаще случается в ЗС по мере приближения выборов, победило прогубернаторское лобби – для принятия закона не хватило 2-х голосов.

 

Таким образом, выборы будут проходить по старому закону. По мнению некоторых депутатов, администрация сознательно пошла на то, чтобы выборы проходили в сомнительном юридическом поле – создавшаяся ситуация чревата судебными исками со стороны проигравших кандидатов на основании расхождений действующего закона с федеральным законодательством. Поскольку характер некоторых судебных процессов последнего времени, касающихся споров вокруг действий ЗС и отдельных проблем городского законодательства, дал повод высказывать предположения о зависимости судов от городской администрации, среди части депутатов бытует мнение, что администрация специально создает условия для формирования удобного ей ЗС.

* * *

 

28 августа можно считать началом официальной избирательной кампании – с этого дня началось формирование избирательных комиссий, официальное создание избирательных блоков и объединений.

 

Произошло дальнейшее структурирование на правом фланге: под эгидой ДВР формируется блок с условным названием «Согласие». В него вошли Демократическая партия зеленых, Крестьянская партия, Российская христианско-демократическая партия, Петербургский христианско-демократический союз и Конгресс национальных объединений России. Все это – крайне малочисленные и маловлиятельные организации.

 

Движение «Северная столица», долго выяснявшее отношения с ДВР, пока не объявило о присоединении к блоку «Согласие».

6.    УБИЙСТВО ЖУРНАЛИСТА

20 августа в подъезде своего дома подвергся нападению заместитель главного редактора газеты «Юридический Петербург сегодня» Анатолий Левин-Уткин. Он получил тяжелую черепно-мозговую травму и через 4 дня скончался в больнице после повторной нейрохирургической операции. Лечащие врачи считают, что характер травм позволяет утверждать, что убийство было преднамеренным. Как сообщает пресса, газета «Юридический Петербург сегодня» ранее опубликовала серию материалов о коррупции в банковских кругах Санкт-Петербурга.



Источники

[1] Драбкина Т. Санкт-Петербург в январе 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №1.

[2] Драбкина Т. Санкт-Петербург в июне 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №6.

[3] Вишневский Б. Новый закон о выборах: «честная игра» пока не гарантирована // Санкт-Петербургские ведомости. — СПб, 1998. – 19 августа . — №153. — С. 3.

[4] Дать нормальный старт выборам // Санкт-Петербургские ведомости. — СПб, 1998. – 25 августа. — №157. — С. 3.