Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Пермская область

И.А. Германов

Пермская область

в августе 1998 года

1.    Экономика

1.1.    Статистические показатели

В докладе Пермского областного комитета государственной статистики сообщается, что региональная структура производства за прошедшие семь месяцев текущего года не претерпела каких-то существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Наибольшая часть выпуска промышленной продукции по-прежнему сосредоточена в четырех ведущих отраслях: электроэнергетике — 18,5% всех объемов, топливной — 16,7%, химической промышленности — 18,7% и машиностроении — 13,9%.

За прошедший с начала года период предприятиями всех форм собственности произведено продукции в фактических отпускных ценах и оказано услуг промышленного характера на сумму 21272,2 млн. рублей. Объем продукции крупных и средних предприятий составил за этот период 18957,9 млн. рублей.

Индекс физического объема (ИФО) произведенной продукции за январь—июль с.г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 99,3%, по крупным и средним предприятиям — 100,2%.

Необходимо отметить, что ситуация в различных отраслях промышленности складывается по-разному. Выше 100% отметки сложился ИФО производства за семь месяцев в нефтедобывающей отрасли, цветной металлургии, химии и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Тогда как в угольной отрасли спад производства за тот же период был намного ощутимее, чем в прошлом году. По итогам работы за семь месяцев объемы производства в этой отрасли упали более чем наполовину.

По оценкам облгоскомстата, имеющиеся на 1 августа заказы на выпуск продукции, при существующем уровне загрузки мощностей, обеспечат формирование производственных программ примерно на три с небольшим месяца.

В январе — июле т.г. крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 1337,4 млн. рублей в фактических ценах. Основная доля сельскохозяйственного производства (64%) по-прежнему остается за общественными хозяйствами. На долю личных подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится соответственно 35 и 1% от общего объема валовой продукции области.

В области началась уборка колосовых культур. К началу второй декады августа в сельскохозяйственных предприятиях области сжато 45,8 тыс. га зернового поля, из них 44,6 тыс. га обмолочено (7,5% от посевных площадей). С обмолоченных площадей собрано 46 тыс. тонн зерна или по 10,3 центнера с гектара против 13,7% центнеров на аналогичную дату прошлого года.

Сельхозпроизводители области одновременно с уборкой выращенного урожая ведут работы по закладке урожая будущего года. К 10 августа посеяно 27,8 тыс. га озимых культур, вспахано 7,3 тыс. га зяби, поднято 66,4 тыс. га чистых паров, что соответственно на 8,37 и 6% меньше, чем год назад.

Убыточность производства основных видов продукции животноводства приводит сельхозпроизводителей к дальнейшему сокращению численности скота. Уменьшение поголовья наблюдается как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах. За последний год область не досчиталась около 75 тыс. голов крупного рогатого скота, 30 тыс. голов свиней, овец и коз стало меньше на 21 тыс. голов.

Рост производства молочной продукции над прошлогодним уровнем, по оценкам специалистов, произошел исключительно за счет повышения продуктивности дойного стада. В сельскохозяйственных предприятиях области за семь месяцев т.г. от одной коровы надоено 1636 кг молока, что на 195 кг (на 14%) больше, чем год назад.

Рост производства яиц связан как с повышением продуктивности кур — несушек (на 3%), так и увеличением его среднегодового поголовья (на 7%) [[1]].

1.2.    Финансы и бюджет

По данным областного комитета государственной статистики консолидированный бюджет области за январь — июнь 1998 года сведен с дефицитом. Расходы превысили доходы на 47 млн. рублей (за соответствующий период прошлого года дефицит бюджета составил 109 млн. рублей).

Общая сумма дохода выразилась в размере 2964 млн. рублей. Из общей суммы расходов бюджета на нужды образования направлено 749 млн. рублей, на здравоохранение — 442 млн. рублей. На нужды социальной политики израсходовано 231 млн. рублей, это на 29% меньше, чем за шесть месяцев прошлого года.

По данным на 1 июля суммарная задолженность крупных и средних предприятий области составила 72219 млн. рублей, 62,5% этой суммы — просроченная задолженность, 11% кредиторской задолженности предприятий составляют платежи в бюджет, 10% — в государственные внебюджетные фонды [[2]].

Одной из основных своих задач администрация области видит обеспечение сбора налогов. Утвержден план первоочередных мер по улучшению экономического положения в Пермской области в 1998 году. Одна из мер — конкретная работа с налогоплательщиками. Сегодня составляются соглашения с наиболее крупными из них о том, как погашать долги в бюджет. Намечен целый ряд мер в отношении ликероводочных предприятий, по увеличению налоговых поступлений от реализации их продукции. Ограничено проведение налоговых зачетов при исполнении областного бюджета. Правда, на этой стезе пока особого успеха добиться не удалось. За первое полугодие приблизительно одинаков процент денежной и неденежной составляющей по консолидированному и областному бюджетам.

В части мер по экономии средств намечена программа проведения инвентаризации всех бюджетополучателей, а также всей кредиторской задолженности. Подписано специальное постановление губернатора и сейчас всем областным управлениям, администрациям на местах рекомендовано провести эту работу. Главная цель — сократить расходы на содержание сети бюджетных учреждений, выявление тех, которые должны самоокупаться или финансироваться из других уровней бюджета. Если эти меры не дадут увеличения поступлений в собственно областной бюджет, то, по мнению администрации, будет необходим секвестр [[3]].

2.    Социальная сфера

2.1.    Уровень цен

Данные областного комитета государственной статистики указывают, что по сравнению с декабрем 1997 года, цены увеличились на 2,79%. Таким образом, за истекший период ежемесячный прирост потребительских цен составлял в среднем 0,39%. Среднемесячное значение в январе—июле 1997 г. было значительно больше — 1,22%.

Различия в ценах и тарифах на товары и услуги населению определяли величину необходимого социального набора. В различных городах области она колеблется: от 285,94 рублей в г.Чайковском, до 320,2 рублей в г.Березники. В среднем по области стоимость необходимого социального набора товаров и услуг по состоянию на 20 июля составила 312,7 рублей.

Величина областного прожиточного минимума в июле по сравнению с июнем незначительно увеличилась (на 0,4%) и сложилась в размере 376,9 рублей [[4]].

2.2.    Заработная плата

Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в июне 1998 года, сложилась, по информации облгоскомстата, в размере 1162,7 и по сравнению с июнем 1997 года увеличилась на 9,6%. Реальная заработная плата (начисленная) по сравнению с декабрем 1997 года составила лишь 90%. Таким образом, средняя заработная плата с учетом выплат социального характера в целом по области в июне обеспечивала 3,2 прожиточных минимума.

По уровню июньской заработной платы среди областей и республик Уральского региона Пермская область заняла первое место, опередив Свердловскую на 31 рубль, Челябинскую на 108 рублей.

Самый высокий уровень заработков отмечен у работников нефтеперерабатывающей (3179,8 рублей), нефтедобывающей (2478,5 рублей) и полиграфической промышленности (2454 рубля). Среднемесячная заработная плата в этих отраслях выше средней по области в 2,7, 2,1, 2,1 раза соответственно. Самая низкая заработная плата в июне была зафиксирована у работников информационно-вычислительного обслуживания (482,9 рублей) и сельского хозяйства (560,7 рублей).

По-прежнему остается тяжелым положение с оплатой труда работников бюджетной сферы. В июне уровень средней заработной платы работающих в этих отраслях был в 1,3 — 1,6 раза ниже среднеобластного. Среднемесячная заработная плата работающий в бюджетных организациях превышает бюджет прожиточного минимума в среднем в 2 раза.

По сравнению с прошлым годом ситуация с уровнем дифференциации денежных доходов населения практически не изменилась. Разница соотношения доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила 15,8 раз. Коэффициент Джини в регионе по данным на июнь составил 0,415 (в июне 1997 г. — 0,407).

2.3.    Рынок труда

В 1998 г. тенденция к сокращению занятости продолжает развиваться. В течение первого полугодия движение рабочей силы характеризовалось превышением числа работников, выбывших с предприятий, над числом принятых на работу. Число принятых на работу на вновь создаваемые рабочие места уменьшилось по сравнению с первым полугодием прошлого года на 7,2%. Преобладание вновь принятых над выбывшими наблюдалось только в здравоохранении, социальном обеспечении и физической культуре.

Серьезным дестабилизирующим фактором остается видимая неполная занятость работников. Степень распространенности этого явления в области продолжает оставаться достаточно широкой. За январь — июнь 1998 года 91,1 тыс. работников работали в режиме неполного времени по инициативе администрации, 82,3 тыс. работников находились в вынужденных административных отпусках. Всего за истекшие полгода средняя продолжительность административных отпусков в расчете на одного работника, который был в отпуске, составила 15 рабочих дней. Примерно треть работников, находившихся в отпусках не получили за это денежной компенсации. Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются на предприятиях транспорта и в научных учреждениях.

За прошедшие полгода в государственную службу занятости Пермской области обратилось 37,6 тыс. человек. 83% из них не заняты трудовой деятельностью. Недостаточность пенсионного обеспечения и несвоевременная выплата пенсий заставляет искать работу людей старших возрастов. Число лиц этой возрастной группы среди ищущих работу граждан составляет 4,5%. Проблема трудоустройства остается весьма актуальной для молодежи. За прошедший с начала года период в службу занятости обратилось 12 тыс. человек в возрасте 16-29 лет, подростков 6,5 тыс. человек. В соответствующем периоде прошлого года эти показатели составили соответственно 17,7 и 6,3 тыс. человек.

В результате ужесточения требований к регистрации безработицы и ухудшения финансового состояния службы занятости, приведшего к задержкам выплаты пособия по безработице, число зарегистрированных безработных постоянно сокращается. По состоянию на 1 июля численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в городских и районных центрах занятости составила 31 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность граждан, имеющих статус безработного уменьшилась более чем на половину.

Сохраняется и продолжает углубляться разрыв в уровнях безработицы по городам и районам области. При среднем уровне регистрируемой безработицы по состоянию на 1 июля в области — 1,8% от численности экономически активного населения, в г.Краснокамске она составила 0,6% (самый низкий уровень), в г.Гремячинске — 7,9% (самый высокий уровень). Еще в семи районах области уровень безработицы почти в два раза превышает среднеобластной [[5]].

2.4.    Социальная напряженность

По данным социального мониторинга, проведенного недавно в Прикамье, около 60% жителей области с легкостью приняли бы участие в какой-либо акции протеста. При этом около 19% выразили готовность к участию в забастовке, к более радикальным формам протеста: голодовкам, угрозе насилия и захвату заложников готовы от одного до пяти процентов, из числа опрошенных [[6]].

В регионе достаточно остро стоит вопрос с выплатой пенсий. К августу дефицит пенсионного фонда по Пермской области вплотную подошел к 350 млрд. рублей с ежедневным приростом от 20 до 80 млн. рублей. Задержки выплат составляют около полутора месяцев. 23 июля пенсионерами был организован пикет у зданий областной администрации и Законодательного собрания. Важная особенность акции в том, что стихийный радикализм пенсионеров превзошел все ожидания ее организаторов. По словам инициаторов пикета, они никак не ожидали, что к обладминистрации придет большая толпа, поскольку объявлений об акции не было ни в печати, ни на уличных стендах. Использовался исключительно «соседский телеграф».

В толпе можно было увидеть транспаранты и плакаты с выражениями типа «Нет антинародному курсу!», портреты Ленина и прочие левооппозиционные атрибуты. Гремя кастрюлями, участники акции требовали выплаты пенсий, «положить Ельцина на рельсы» и «расстрелять губернатора».

Так и не дождавшись встречи с губернатором, около 100 человек перегородили проходящие рядом трамвайные пути и на четыре часа расстроили работу городского транспорта [[7]]. Как сообщила газета «Новый компаньон» пенсионеры едва не братались с окружавшими их милиционерами. Последние, похоже, не скрывали своей досады от того, что им приходится играть едва ли не «жандармскую» роль. Казалось, что стражам порядка вовсе не импонирует возможность приказа силой оттеснить стариков с путей. К счастью, руководство УВД области и Перми проявило политическое благоразумие и не стало использовать «палочные» аргументы [[8]].

Менее лояльным к пенсионерам оказалось руководство предприятия «Горэлектротранс», которое решило добиться возмещения ущерба от остановки движения трамваев и предъявило судебный иск инициаторам пикета [[9]]. 14 августа состоялся митинг в поддержку привлеченных к суду пенсионеров, в котором заметную роль сыграла областная организация КПРФ [[10]]. Во многом благодаря общественному резонансу, который получила эта ситуация рассмотрение иска в суде перенесено на 29 сентября [[11]].

По словам губернатора области, обострение ситуации с пенсиями вызвано их индексацией в конце минувшего года. В результате расходы областного отделения пенсионного фонда увеличились на 45-50 млн. рублей. Если прежде для своевременной выдачи пенсий нужно было собирать 220 млн. рублей (в целом по области), то после индексаций ежемесячные расходы составили около 270 млн. рублей. Одновременно вступил в действие Закон «О новом порядке исчисления пенсий». Он также увеличил нагрузку на пенсионный фонд Прикамья на 30-35 млн. рублей. Именно с этой «дополнительной» нагрузкой в 80 млн. рублей пенсионные органы области справиться не сумели.

Вместе с тем нельзя сказать, что администрация области, сославшись на вышеперечисленные причины, «умыла руки». Среди мероприятий, направленных на улучшение ситуации осуществляется ужесточение фискальных меры (предприятия области задолжали в пенсионный фонд 1,8 млрд. рублей), губернатор намерен создать по принципу федерального областной долговой центр, который «будет заниматься всей собственностью предприятий-должников, в том числе должников пенсионного фонда». При этом Г.Игумнов отметил, что, по его мнению, нужно судить тех директоров, которые ни копейки не платят в пенсионный фонд и в то же время дают «добавку» к пенсиям из заводской казны своим бывшим работникам [[12]]. 3 августа на брифинге глава областной администрации заявил о том, что будут производиться проверки предприятий региона на предмет «прокручивания» в коммерческих банках сумм, предназначенных для пенсионного фонда. Он пообещал также сделать «прозрачными» расходы пенсионного фонда на собственные хозяйственные нужды [[13]]. Местная пресса сообщила, что губернатор не принял во внимание поступившую от вице-премьера О.Сысуева и управления Пенсионного фонда РФ рекомендацию о временном порядке выплаты пенсий в размере имеющихся на территории средств, а обратился во все силовые структуры с просьбой помочь в сборе поступлений в пенсионный фонд [[14]]. Законодательное собрание Пермской области приняло решение: «...рекомендовать отделению Пенсионного Фонда России по Пермской области организовать работу по уменьшению задолженности по платежам в пенсионный фонд РФ с использованием механизмов, зачетов, осуществляемых на договорных началах финансовыми агентами, торговыми и другими предприятиями...».

В результате проведенных мероприятий в июле в области удалось собрать несколько больше средств, чем в предыдущий месяц, однако сегодня очевидно, что его слишком мало для того, чтобы предотвратить новые бунты. К тому же лучшее, на что сейчас рассчитывает исполнительная власть, — «удержать режим долгов в нынешнем виде и хотя бы не увеличивать его» [[15]].

Не менее сложно в области обстоит ситуация с погашением долгов бюджетникам. Начальник облуправления финансов и налоговой политики сообщил, что по доходам собственно областной бюджет выполнен на 76% от шестимесячного плана. Продолжает расти недоимка. Если в начале года она составляла в целом по области 1,5 млрд. рублей, то по данным на начало июля равнялась уже 1,9 млрд. рублей. В результате только долг по зарплате бюджетной сфере к середине августа составил свыше 242 млн. рублей [[16]].

В связи с началом учебного года в центре внимания общественности оказались проблемы учителей. Им бюджет «должен» около 90 млн. рублей. Есть территории, где педагоги не получали зарплату с февраля [[17]]. 31 июля 17 учителей одного из таежных поселков недалеко от Губахи объявили забастовку, требуя выплаты задолженности по зарплате и отпускным, а в конце августа Губахинским педагогическим координационным советом принято решение не начинать занятий пока не будет погашены все долги [[18]]. Родители школьников высказали намерение прийти первого сентября вместо школ к зданию администрации и потребовать выплаты «детских» денег [[19]].

3 сентября работники пяти городских и двух сельских школ Чернушки объявили бессрочную забастовку. В акции протеста принимают участие 554 человека. Основные требования бастующих — выплата хотя бы части долгов по зарплате. В последний раз чернушинские педагоги получали деньги еще в феврале [[20]].

Не имея возможности погасить задолженность «живыми» деньгами власти пытаются решить проблему «нетрадиционными» путями. С 1 сентября для учителей школ поселка Чусового введена талонная система. Не забытые еще с советских времен «заветные» бумажки, заверенные официальной печатью, будут выдаваться педагогам вместо денежных компенсаций на методическую литературу за второе полугодие еще прошлого, 1997 года. Талоны будут выдаваться согласно договоренности горадминистрации с одним из муниципальных предприятий о взаимозачетах. Учителя смогут получить по этим талонам не только узкоспециализированную литературу, но и промышленные товары, а также продукты питания [[21]].

В Кунгуре после девятидневной голодовки семи врачей скорой помощи глава местной администрации пообещал врачам всех лечебных учреждений района при помощи взаимозачетов подготовить их детей к школе и произвести коммунальные платежи [[22]].

В Краснокамске состоялось пикетирование женщинами дороги республиканского значения. Основным их требованием стало выплата «детских». В настоящее время задержка выплат составляет один год. Городская Дума вынуждена была пойти на принятие решения о выплате пособий только тем семьям, где доход на каждого члена семьи не превышает прожиточного минимума [[23]].

Если оценивать ситуацию по выплатам заработной платы по области в целом, то по данным облкомстата, к середине августа задолженность по ней достигла 1,3 млрд. рублей. По сравнению с началом года, она увеличилась более чем на 60% [[24]].

Во внебюджетной сфере особенно сложно обстоит ситуация на севере области в «шахтерских» районах. 31 июля началась забастовка водителей губахинского автотранспортного предприятия. Они требовали от городской администрации погашения дотационной задолженности и выплаты четырехмесячного долга по заработной плате [[25]]. Акция вызвала единодушное осуждение всех жителей города. Особенно недовольны были пенсионеры, поскольку одним из требований бастующих была отмена льготного проезда. После недельной забастовки, не получив заработной платы, водители вышли на трассу [[26]].

С конца июля перед зданием администрации г.Гремячинска стоят пикеты. Горняки, не получающие зарплату с июня 1997 года, требовали от местных властей погасить задолженность одного из муниципальных предприятий перед шахтой за услуги тепло- и водоснабжения [[27]].

4 августа горняками кизеловской шахты «Северная» был организован пикет у железной дороги. Уволенные шахтеры требовали выплатить им положенные при расчете средства. Пикет простоял всю ночь, а 5 августа участники акции на 3 часа перекрыли железную дорогу. В результате блокирования движения «пострадал» график движения двух грузовых составов [[28]]. Пикет удалось снять только после того, как представители местной администрации связались с зам. министра топлива и энергетики и тот пообещал изыскать 2,3 млн. рублей необходимых для выплаты 280 уволенным горнякам [[29]].

17 августа состоялась предупредительная суточная голодовка жен шахтеров одной из шахт АО «Кизелуголь». Они требовали погашения долгов по заработной плате и социальных гарантий при закрытии производства: выплаты единовременного выходного пособия, перевода на их лицевые счета сумм, выделяемых на создание новых рабочих мест, а также гарантированного переселения всех желающих в другие регионы России [[30]].

Одним из вариантов решения проблемы переселения шахтеров видится предоставление им жилищных сертификатов, аналогичных тем, которые получают военные. Поскольку все шахты Кизеловского угольного бассейна подлежат закрытию, правительство решило, в качестве эксперимента, предоставить их горнякам. Об этом говорилось в ходе визита в Прикамье экс-премьера России С. Кириенко [[31]]. Однако вряд ли эта мера способна сгладить существующую в регионе ситуацию, хотя бы потому, что решение жилищной проблемы военных идет очень медленно. За июль в область поступило всего 6 сертификатов, хотя на сегодняшний день в очереди за ними стоят 506 уволившихся в запас военнослужащих [[32]].

3.    власть и Политика

3.1.    Областная администрация

Проблемы шахтерского региона не остаются без внимания областной исполнительной власти. В конце августа губернатор Прикамья побывал в самых «горячих» точках: Гремячинске, Губахе, Кизеле. Он напомнил горнякам, что делает администрация области для того, чтобы при ликвидации шахт были решены все вопросы трудоустройства горняков, социальные проблемы городов и поселков. В частности, в Гремячинске губернатор сообщил, что не смотря на решение о закрытии всех шахт, администрацией будет решаться вопрос о продлении работы шахты «Шумихинской» до 2000 года. При этом добыча каждой тонны угля будет датироваться из бюджета в размере 120-140 рублей. Без этого шахте просто не выжить. Администрация области гарантирует в будущем году для нужд городов и районов, в том числе и Гремячинска, закупку 42 тысяч тонн угля по твердой цене — 300 рублей за тонну, хотя завозимый уголь из Кузбасса вместе с доставкой обходится бюджету значительно дешевле. Путем взаимозачета со Свердловской железной дорогой намечено решить вопрос об удешевлении железнодорожных тарифов за перевозку угля [[33]].

Одним из направлений деятельности руководства области является поддержка местных товаропроизводителей. После реформирования региональной энергетической системы и передачи наиболее рентабельных и производительных электростанций в РАО «ЕЭС России» в области сложилась ситуация, когда местные предприятия зависимы от «внешних» поставщиков энергии. В связи с этим руководство области обратилось в правление РАО «ЕЭС России» с просьбой о передаче находящихся на территории региона Пермской ГРЭС, Воткинской и Камской ГЭС в доверительное управление АО «Пермэнерго». По их мнению, это позволило бы полностью обеспечить нужды Прикамья собственной электроэнергией, а, в конечном счете, к ее удешевлению для региональных потребителей.

В письме зампреда правления РАО «ЕЭС России» А.Ремизова на имя губернатора выражено несогласие с этой идеей. Представитель РАО ссылается на неурегулированность проблем неплатежей, отсутствие у «Пермэнерго» лицензии на управление ценными бумагами и т.п. Однако, как отметил руководитель региональной энергетической комиссии, областные власти отступать не намерены: «Мы ждем ответа не от вторых лиц в РАО, а от А.Чубайса», — сказал он [[34]].

Решение о создании в регионе лизинговой компании, принятое по инициативе администрации области и г.Перми также имеет целью поддержать местных товаропроизводителей, а особенно предприятия бывшей «оборонки». Уставный капитал компании планируется сформировать в размере 50 млн. рублей, по 25 млн. — от администрации области и администрации города Перми. С одной стороны, по мнению авторов идеи, создание такой компании будет способствовать увеличению объемов производства в пермском машиностроительном комплексе, а с другой — позволит погасить огромные долги этих предприятий перед бюджетом [[35]].

3.2.    Визит С.Кириенко

Тема создания лизинговой компании, которая способствовала бы подъему российской авиационной промышленности, обсуждалась в ходе визита в Пермь премьер-министра (теперь уже бывшего) С.Кириенко, состоявшегося 12 августа. Формальным поводом для визита стало подписание 12 соглашений между Правительством России и администрацией Пермской области о разграничении полномочий по отдельным вопросам совместного ведения [[36]]. Однако в Перми основным результатом визита считают подписание постановления правительства о реструктуризации задолженности ОАО «Пермские моторы», которая к настоящему времени составляет более 700 млн. рублей. По словам руководителя этого одного из крупнейших в городе и области машиностроительных предприятий, ценность постановления прежде всего в том, что оно дало правовую базу всем предыдущим договоренностям. К моменту выхода постановления было подписано 9 соглашений о реструктуризации долгов предприятия с различными кредиторами, внебюджетными фондами и Пенсионным фондом) [[37]].

В Перми Кириенко сумел произвести наилучшее впечатление на губернатора и директорский корпус. Очевидно, потому, что ни одно из предложений пермской стороны не было им отвергнуто. «Это, если хотите, я подпишу прямо сейчас, а это мы рассмотрим и обязательно что-нибудь сделаем», — можно было слышать от главы кабинета на протяжении всего дня 12 августа. Правда, горькую пилюлю премьеру все же пришлось проглотить: мэр Перми Юрий Трутнев на закрытом совещании у губернатора подверг резкой критике политику Москвы в отношении территорий-доноров [[38]].

Как сообщила пермская газета «Местное время», после отставки Кириенко и назначения исполняющим обязанности премьера В.Черномырдина губернатор Прикамья оказался в числе первых трех лиц, с кем созвонился и.о. председателя правительства. По словам Г.Игумнова в телефонном разговоре предложений войти в новое правительство к нему не поступало. Речь шла о текущих проблемах области и, в частности, взаимоотношений с РАО «Газром» [[39]].

3.3.    Законодательное собрание

На июльском заседании областного Законодательного собрания в первом чтении принят Закон «О земле...». Как отмечает пресса, ни одного серьезного возражения относительно концепции документа со стороны депутатов не обнаружилось. Интересна оценка законопроекта специалистами. Так, отстраненный ныне от должности главы областного департамента АПК и продовольствия по подозрению в коррупции вице-губернатор Леонид Валько, отметил следующие слабые стороны законопроекта:

1. Разработчики не дали экономического обоснования по введению настоящего закона. Нет расчетов по объему капитала, который можно будет привлечь в сельское хозяйство с введением купли-продажи.

2. Закон не содержит каких-либо ограничений на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения. На первом этапе реализации закона, учитывая отсутствие капитала у сельского населения, способного заняться сельскохозяйственным производством, было бы целесообразно установить жесткие требования к покупателям земель сельскохозяйственного назначения. Земля должна продаваться тем, кто готов хозяйствовать, вкладывая средства в развитие сельхозпроизводства.

3. В пояснительной записке провозглашается, что настоящий закон регулирует земельные отношения в целях более рационального использования земель, воспроизводства и повышения плодородия почв. Однако этого не следует из текста закона. Каких-либо особых статей, регулирующих приоритетное направление средств на сохранение и повышение плодородия, не предусмотрено. Не предусмотрено и каких-либо других выгод для пользователя сельхозземель по сравнению с существующим положением». Впрочем, все то, о чем говорит г-н Валько, а также любые другие «усовершенствования» текста закона можно учесть при подготовке ко второму чтению. Учитывая необходимость самой тщательной работы над поправками, законодатели установили срок их подачи до 1 октября. Для доведения законопроекта «до ума» создана рабочая группа из числа депутатов и чиновников обладминистрации. Общий контроль возложен на головной комитет — по региональной политике [[40]].

Вторым принятым в июле документом стал проект Закона «О государственных минимальных социальных стандартах Пермской области». Документ этот рождался тяжело, в июне законодатели уже снимали его с рассмотрения. Депутатские слушания, специально проведенные по этому поводу, выявили явно неоднозначные мнения. Уверенности в том, что проект будет принят в июле, тоже не было. Притом, что и разработчики, и депутаты признают необходимость утверждения такого законопроект, один из депутатов высказал принципиальные замечания к проекту. По его мнению, в принимаемом проекте речь идет не о государственных минимальных социальных стандартах, а о расчетных показателях: социальных нормах и финансовых нормативах как расчетных единицах, на основании которых будут строиться минимальные бюджеты территорий. Вторым недостатком депутат выделил то, что вводимые нормативы являются усредненными для всех территорий, дифференциация их невелика. И, наконец, — закон фактически закрепляет существующие диспропорции в финансировании отраслей социальной сферы.

Не смотря на перечисленные недостатки, с перевесом в один голос, проект закона был все же принят в первом чтении. Установлен срок внесения поправок — до 1 сентября. Кроме того, губернатор уже дал поручение рассчитывать проект бюджета на 1999 год и по старой, и по новой методике [[41]].

Единогласно приняли депутаты Законодательного собрания Пермской области Закон «О введении региональной системы идентификации качества алкогольной продукции». Закон, в целях защиты жизни и здоровья населения Пермской области, устанавливает региональную систему идентификации качества для алкогольсодержащей продукции, кроме пива. Вся она должна пройти специальную проверку на соответствие стандартам и техническим условиям, а также на соответствие товаросопроводительным документам. После этого выдержавшей испытания водке будет вручаться специальная марка (знак) соответствия качеству. Предполагается, что марка будет голографическая, что фактически исключает возможность ее подделки. Без марки реализация спиртного будет запрещена [[42]].

4.    Межрегиональные связи

Созданная в начале июня в г.Казани межрегиональная общественная организация приступила к активной деятельности. Свидетельством этого стала состоявшаяся 28 августа в Перми встреча руководителей и делегаций МОО «Единение» в г.Перми.

Объединение формировалось по формуле «три плюс один». В «Единение» вошли национальные республики: Татарстан, Башкортостан и Удмуртия, а также Пермская область. Целью «Единения» провозглашено восстановление экономических и культурных связей между географически близкими территориями. Основной целью пермской встречи было создание дочерней структуры «Единения» — одноименной финансово–промышленной компании, призванной оказывать ее участникам финансовые, инвестиционные, информационно–консалтинговые услуги. «Столицей» компании решено сделать Пермь. Предполагается, что уставный капитал ФПК составит 4 млн. рублей — по 1 млн. с каждого региона. Главные действующие лица МОО и ФПК «Единение» — директора крупных промышленных предприятий, в первую очередь «оборонки». Кстати, региональный директорат, увидевший в «Единении» средство борьбы с «ненавистным монетаризмом», с радостью пошел под знамена новоиспеченного четверного альянса. Причем правление МОО «Единение» возглавил пермяк — генеральный директор АО «Мотовилихинские заводы» Юрий Булаев. На вопрос, — не пойдет ли четверной альянс по пути сепаратизма, последовал недвусмысленный ответ: «Сепаратизм в России и без того существует, мы же для того и создаем организацию четырех регионов, чтобы уйти от сепаратизма, причины которого в том, что нет общей политической воли, к которой мы стремимся в рамках «Единения». Мы ведь говорим: «Наши двери открыты для других субъектов Федерации, если они поддержат принципы организации». Представитель правительства республики Башкортостан Анатолий Балакин добавил: «Мы вообще не понимаем слова «сепаратизм». Хотим только, чтобы федеральный центр оставил в своем ведении лишь те вопросы, которые он может решить. Не нужно быть собакой на сене...». Прозвучали также слова о том, что, с точки зрения субъектов Федерации, цивилизованный федерализм в России невозможен до тех пор, «пока 70% средств не будет оставаться в регионах» [[43]].

5.    Международные связи

5.1.    Внешнеторговый оборот

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот предприятий и организаций области в январе-июне т.г. составил 795,8 млн. $ (92% к соответствующему периоду прошлого года), в том числе со странами вне СНГ — 705,4 млн. $ (95,6%). Сальдо торового баланса сложилось положительное в размере 421,8 млн. $ (в январе — июне 1997 года — 456,9 млн. $).

По-прежнему значительную долю в экспорте товаров составляет продукция нефтехимической промышленности (58,1%), минеральных удобрений (32,6%), нефти и нефтепродуктов (8,1%). Как и в предыдущие годы, машины и оборудование являлись важнейшей статьей областного импорта (49,1%). Всего импортировано различной техники на сумму 91,9 млн. $, что ниже по сравнению с первым полугодием 1997 года на 10%). Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта составил 12%.

Ведущими партнерами области за истекший период являлись Германия, Китай, Италия, Украина, Финляндия, США, Казахстан [[44]].

5.2.    Визиты, контакты

По всей видимости, Пермский область является достаточно привлекательным для иностранных вложений. В регион достаточно часто приезжают деловые люди из-за рубежа.

Так, например, в июле в Перми побывали представители Европейского банка реконструкции и развития. Проведены переговоры с директором пермского филиала банковской группы «СБС — Агро» об открытии кредитной линии для поддержки малого бизнеса. В сентябре планируется открытие в Перми представительства ЕБРР [[45]].

В августе состоялся семинар «Экономическая политика сегодня». Инициаторами его проведения стал немецкий фонд им. Конрада Аденауэра [[46]].

4 сентября в Перми состоится российско-датский семинар, посвященный инвестициям. В работе семинара примут участие представители деловых кругов датского округа Фредриксборг, с которым у Пермской области сложились давние и тесные взаимоотношения. На семинар ожидается приезд и выступление торгового атташе посольства Королевства Дании в Москве Ларса Саренбю. Участники семинара обсудят различные финансовые схемы и возможности датских инвестиций в российские предприятия [[47]].



Источники

[1]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе-июле 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь. — 1998.

[2]. Там же.

[3]. Иванов Н. Конца бюджетным долгам не видать // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 4 августа.  — №28.

[4]. Там же.

[5]. Там же.

[6]. По сообщениям  ИТК «ВЕТТА»… // Звезда. – Пермь, 1998. – 3 сентября. — №129.

[7]. Калюжая Н. Вместо Ельцина на рельсы // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 24 июля. — №110.

[8]. Москвин А. Верхи не могут, низы не хотят // Новый компаньон.. – Пермь, 1998. – 28 июля. — №27.

[9]. Легков И. Как из пенсионерок делают декабристок // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 21августа. — №122.

[10]. Шилова М. И митинг окончился ничем // Местное время. – Пермь, 1998. – 19 августа. — №36.

[11]. Легков И. Как из пенсионерок делают декабристок // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 21августа. — № 122.

[12]. Москвин А. Верхи не могут, низы не хотят // Новый компаньон.. – Пермь, 1998. – 28 июля. — №27.

[13]. Борьба за пенсии приобретает уголовный размах // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 4 августа. — №114.

[14]. Шуваева В. Грозит ли пенсиям урезание? // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 13 августа. — №118.

[15]. Москвин А. Верхи не могут, низы не хотят // Новый компаньон.. – Пермь, 1998. – 28 июля. — №27.

[16]. Москвин А. Только самолётом можно улететь // Местное время. – Пермь, 1998. – 2 сентября. – №38.

[17]. Первое сентября придёт, даже если правительство будет временным // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 28 августа. – №125.

[18]. «Т 7 – информ» В Губахе становится жарко // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 4 августа. — №114.

[19]. Штраус О. Урок выживания // Звезда.. – Пермь, 1998. – 1 сентября. — №128.

[20]. По сообщениям  ИТК «ВЕТТА»… // Звезда. – Пермь, 1998. – 3 сентября. — №129.

[21]. «Т 7 – информ» …И возвращаются талоны // Звезда. – Пермь, 1998. – 3 сентября. — №129.

[22]. Врачи голодают не ради здоровья // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 24 июля. — №110.

[23]. Плотников Е. Мэр был зол // Звезда. – Пермь, 1998. – 20 августа. — №121.

[24]. Растёт задолженность по зарплате // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 14 августа. – №119.

[25]. «Т 7 – информ» В Губахе становится жарко // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 4 августа. — №114.

[26]. Хайбутов В. Голодные водители сели за руль // Звезда. – Пермь, 1998. – 13 августа. — №117.

[27]. Амбросов В. Будет ли услышан стук касок? // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 6 августа. – №115.

[28]. Легков И. Рельсовая война в Прикамье. Пенсионеры, шахтёры… кто следующий? // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 7 августа. — № 116.

[29]. Шахтёры покинули рельсы // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 11 августа. — № 117.

[30]. Голодовка шахтёрских жён // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 18 августа. — № 120.

[31]. Глухих А. Прикамским шахтёрам положены жилищные сертификаты // Пермские новости. – Пермь, 1998. — 18 августа. — № 120.

[32]. Романов А. Жилищные сертификаты уволившихся лежат в сейфе // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 27 августа. — № 124.

[33]. Хайбутов В. Шахтерские маршруты Игумнова // Капитал.. – Пермь, 1998. – 26 августа. – № 20.

[34]. «Т 7 – информ» Битва за электростанции началась // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 27 августа. — № 124.

[35]. Власенко Т. Администрации города и области создают лизинговую компанию // Новый компаньон. — Пермь, 1998. — 1 сентября. — № 29.

[36]. Виниченко В. Премьер обещал помочь. Надеется на поддержку // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 14 августа. — № 119.

[37]. Тодощенко О. Постановление вышло, но акции "Пермских моторов" всё ещё под арестом // Пермские новости. – Пермь, 1998. – 27 августа. — № 124.

[38]. Москвин А. Рублёвый декаданс в региональном зеркале // Новый компаньон. — Пермь, 1998 — 1 сентября. — № 29.

[39]. Алексеев А. Эхо кризиса в верхах // Местное время. — Пермь, 1998. — 26 августа. — № 37.

[40]. Москвин А., Власенко Т. Земельный оборот и социальные стандарты // Новый компаньон. — Пермь, 1998 — 28 июля. — № 27.

[41]. Москвин А., Власенко Т. Земельный оборот и социальные стандарты // Новый компаньон. — Пермь, 1998 — 28 июля. — № 27.

[42]. Костарев В. Пермская водка, возможно, будет продаваться с голографическими наклейками // Новый компаньон. — Пермь, 1998 — 28 июля. — № 27.

[43]. Москвин А. Столицей Урала будет Пермь или... Казань?// Новый компаньон. — Пермь, 1998 — 1 сентября. — № 29.

[44]. Социально-экономическое положение Пермской области в январе — июле 1998 года: Доклад / Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь. — 1998.

[45]. Федин П. Евродоллары для малого бизнеса // Пермские новости. Пермь. — 1998. — 24 июля. — № 110.

[46]. Судьба Прикамья небезразлична немцам // Пермские новости. Пермь. — 1998. — 21 августа. — № 122.

[47]. Новости // Новый компаньон. — Пермь, 1998 — 1 сентября. — № 29.