Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1998 года

1.    ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО
В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Характеризуя положение Ленинградской области в условиях финансового кризиса, губернатор В.Густов сказал, что финансовое состояние области примерно такое же, как в ее средних хозяйствах, например, в Тихвине. Эта фраза мало о чем говорит. По сути дела, просто констатируется общеизвестный факт неоднородности экономического положения разных районов области. В целом же Ленинградская область, будучи дотационным регионом, находится в значительно более сложном положении, чем соседний Санкт-Петербург (см. [[1]]).

В связи с назначением В.Черномырдина исполняющим обязанности премьер-министра РФ губернатор В.Густов заявил: «Чтобы до основания не развалить финансовую систему страны, Госдуме необходимо срочно утвердить В.Черномырдина на посту премьера и дать возможность начать работать новому правительству». Он также высказался за срочное принятие Госдумой закона о гарантиях для Президента РФ после его ухода в отставку.

После обсуждения кандидатуры В.Черномырдина в Совете Федерации В.Густов заявил о необходимости изменения Конституции РФ, наделяющей властью практически только одного человека. Он также заявил о том, что необходимо, чтобы были опубликована правительственная программа экстренных мер по выводу страны из кризиса. Согласие на реализацию такой программы должен дать Совет Федерации. Только после этого, по мнению Густова, должна быть сформирована правительственная команда и вынесена кандидатура премьер-министра на обсуждение Государственной Думы.

Правительством области определены экстренные антикризисные меры:

— собрать урожай и обеспечить область продовольствием местного производства по умеренным ценам;

— обеспечить социальную защиту малоимущих (предполагается открытие специальных магазинов, благотворительных столовых, а также контроль за ценами);

— подготовить область к зиме.

Обсуждается возможность зафиксировать торговую наценку, однако это возможно только совместно с Санкт-Петербургом. Другие меры также будут тесно координироваться с руководством Санкт-Петербурга. Уже достигнута договоренность о преимущественных поставках произведенной в области продукции в Санкт-Петербург.

Постановлением губернатора от 25 августа на территории Ленинградской области временно введена региональная система подтверждения легальности производства и оборота алкогольной продукции. С 1 октября 1998 года розничная реализация этой продукции разрешается при обязательном наличии региональной штрих-кодовой марки. Областному КУГИ поручено выступить от лица Ленинградской области учредителем государственного учреждения «Ленинградская областная алкогольная инспекция». Работы по подтверждению легальности производства и оборота продукции, в том числе по маркировке, осуществляются за счет производителя и поставщика. Ответственность за нарушения данного порядка предприятие розничной торговли исключается из адресной программы дислокации объектов розничной торговли и лишается лицензии. До 1 октября будет проведен конкурс по подбору соответствующих уполномоченных организаций.

Губернатор В.Густов направил в адрес и.о. премьер-министра письмо с просьбой предоставить субъектам РФ право осуществлять государственное регулирование цен на хлебопродукты, молоко, сахар, крупу и другие товары первой необходимости, определять предельный уровень рентабельности для предприятий розничной торговли.

В конце месяца начала реализовываться антикризисная программа, которая разрабатывалась несколько месяцев. Эта программа сочетает в себе мероприятия очень разного уровня и некоторыми экспертами оценивается как достаточно эклектичная [[2]]. Вместе с тем разноплановость мер позволяет охарактеризовать ее как программу средне- и долгосрочного развития, причем правительство старается использовать все резервы, сочетая стратегические цели с оперативным реагированием. Важным достоинством программы считают ее выраженный нефискальный характер. Отдельные ее положения даже определяют некоторое снижение доходов, что дает повод говорить о том, что подобные меры не являются антикризисными. Речь идет о в предусмотренном программой принятии закона «О налоговом кредите», который в краткосрочной перспективе приведет к некоторому снижению доходов. Кроме того, программа ориентирована на приведение в порядок процесса использования природных ресурсов.

Что касается ситуации с бюджетом, то она очень сложная, областной долг очень велик. По заявлению первого вице-губернатора С.Сусекова, сейчас из-за неопределенности курса доллара можно обрисовать лишь идеологию бюджета на 1999 год, но не финансовые показатели.

2.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Ленинградский областной суд вынес приговор по уголовному делу бывшего мэра Ивангорода Павла Григорьева, обвиняемого в получении взятки. Григорьев осужден к 5 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года. По приговору суда ему запрещено занимать руководящие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления. Уголовное дело было возбуждено по заявлению руководителя местного коммерческого предприятия. Директор предприятия, оказавшегося в сложном финансовом положении, обратился к мэру с просьбой помочь продать принадлежащую предприятию автозаправочную станцию, которая должна была перейти на баланс города. Григорьев вымогал 5% от суммы сделки и был взят с поличным. Факт вымогательства в суде подтвержден не был, однако получение взятки было доказано.

Уход Григорьева с поста мэра вызвал политический кризис в муниципальном образовании. По уставу Ивангорода, глава администрации избирается населением и одновременно является председателем представительного органа местного самоуправления (Собрания представителей). Для решения проблемы потребовалось вмешательство губернатора В.Густова. Он принял участие в заседании представителей. В выступлении перед депутатами он заявил, что на примере Ивангорода отчетливо обозначились некоторые проблемы местного самоуправления, которые предстоит решать в ближайшие два года. Причиной конфликта он назвал то, что две ветви муниципальной власти фактически слились в одну. Губернатор высказался за то, чтобы законодательная власть была более автономной. В ходе заседания депутаты пришли к согласию о том, чтобы разделить должности главы муниципального образования и председателя собрания. Предстоит внесение изменений в устав, причем необходимо определить порядок занятия должности главы муниципального образования — согласно областному закону о местном самоуправлении, он может либо избираться населением, либо избираться депутатами, либо наниматься по контракту. В ходе обсуждения было отдано предпочтение второму варианту, не требующему подготовки и проведения выборов. В итоге было принято следующее решение: приостановить действие устава на 2 года (оставшийся срок полномочий) и нанять на этот срок главу муниципального образования. Если на практике эта схема себя оправдает, то с ней сможет работать новое собрание, в противном случае одновременно с выборами нового собрания будут проведены выборы главы муниципального образования.

3.    БЕЗРАБОТИЦА

По данным департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области [[3]], ситуация на рынке труда по итогам первого полугодия выглядит следующим образом. К 1 июля число безработных сократилось в 1,3 раза по сравнению с предыдущим полугодием (до 17006 человек), количество вакансий увеличилось в 1,8 раз. Возросло количество желающих пройти обучение новым профессиям.

Основной причиной, по которой люди покидают рабочие места, остается увольнение по собственному желанию. Труднее всего найти работу инженерам, экономистам, технологам. В то же время резко возросла потребность в строителях, малярах, швеях.

Впервые в этом году постановлением областного правительства была разработана программа развития общественных работ. В Гатчинском и Кингисеппском районах впервые в истории области организованы общественные работы для инвалидов.

Организовано 2293 рабочих места для подростков. Средства для организации временной занятости подростков в основном выделялись по принципу взаимозачета с организациями – должниками в фонд занятости.

4.    «КАРАТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ» ГУВД ПРОТИВ ХИППИ

4 августа правоохранительные органы с явным превышением полномочий разогнали лагерь всемирного движения «Rainbow», который обосновался в лесу в Лужском районе Ленинградской области.

В этом году для традиционного сбора этого вполне безобидного движения с идеологией, подобной идеологии хиппи, была выбрана Ленинградская область. Участники движения из разных стран съезжались сюда в течение всего лета. К августу их собралось примерно 600 человек. Вместо того, чтобы использовать такое нетривиальное для области событие как информационный повод, власти проявили к собравшимся крайне негативное отношение. Воспользовавшись недовольством некоторых жителей соседнего поселка, которым не нравился внешний вид молодых людей, иногда появлявшихся в местных магазинах, власти инспирировали заключение главного санитарного врача Лужского района о якобы угрожающем санитарном состоянии в месте скопления людей на поляне возле реки Кемки. На рассвете 4 августа над лагерем появился вертолет, бойцы ОМОН с автоматами и дубинками. Участникам сбора было объявлено, что они обязаны покинуть место сбора в течение 2 часов. Однако, не дожидаясь этого срока силы правопорядка принялись разгонять людей с применением насилия. Многие иностранные граждане из числа собравшихся жаловались, что были ограблены. По некоторым сведениям, санкцию на разгон лагеря дал губернатор В.Густов.



Источники

[1]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в августе 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — № 8.

[2]. Давлицаров А. Ленинградская область выработала антикризисную программу // Санкт-Петербургское эхо. – СПб, 1998. – 9 сентября. — №34. — С. 1.

[3]. Тихонова Н. Безработица в цифрах и фактах // Вести. — СПб, 1998. – 3 сентября. — №99. — С. 2.