Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1998 года

1.    СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

5 августа на главой администрации Астраханской области Анатолием Гужвиным была одобрена региональная стабилизационная (антикризисная) программа. Она представляет из себя набор законопроектов, а также проектов распоряжений и постановлений губернатора, которые должны быть приняты областным Представительным Собранием или подписаны губернатором. Всего в пакете более шестидесяти документов. Главной особенностью программы является то, что ряд законопроектов депутатам ОПС придется принять не дожидаясь разработки аналогичных на федеральном уровне. Следует отметить, что ранее депутатским корпусом подобная практика не только не приветствовалась, но и отвергалась напрочь, как невозможная.

Отчасти данная программа перекликается с аналогичной федеральной, предложенной правительством С.Кириенко. Чисто региональной особенностью является раздел, касающийся поддержки местных товаропроизводителей. Для них будет введен коллективный товарный знак «Астраханское качество».

Ситуация, сложившаяся в регионе в настоящий момент оценивается разработчиками программы следующим образом.

Начиная со второго полугодия прошлого года в экономике области проявились положительные тенденции: по результатам 1997 г. рост объема промышленного производства составил 7,6%, на 9% возросли объемы инвестиций в экономику области, строительство жилья возросло на 8%, рост объема производства валовой продукции сельского хозяйства составил 6% к соответствующему периоду 1996 г. Итоги шести месяцев текущего года также свидетельствуют о закреплении в области позитивных изменений. Так, объем промышленного производства возрос на 10%.

Однако неплатежеспособность предприятий области за период с начала года резко снизилась: в 1,4 раза возросла кредиторская задолженность, просроченная кредиторская задолженность превышает объем валового регионального продукта, произведенного в текущем году.

Основной причиной платежного кризиса является, по мнению разработчиков программы, является низкая монетаризация экономики. При росте денежной массы за 1997 г. и 1-й квартал 1998 г. на 68%, основной прирост происходил за счет эмиссии наличных денег (85%). При этом денежная масса, в основном, уходит в теневой оборот, торговый бизнес и вывозится за пределы региона. Безналичных денег на счетах предприятий не хватает для нормального формирования оборотных средств предприятий (на 1 рубль основных фондов — 9 копеек), что приводит к ухудшению их финансового состояния.

Одним из следствий платежного кризиса является рост задолженности по заработной плате, который вырос в 2 раза с начла года.

Неустойчивое финансовой положение предприятий, взаимные неплатежи привели к росту задолженности по платежам в бюджет. Предприятия постоянно испытывают недостаток финансовых средств при уплате налогов. Краткосрочные кредиты, которые в 1997 г. предприятия привлекали для погашения недоимки в бюджет, с резким увеличением ставки рефинансирования ЦБ РФ стали просто недосягаемыми. Производимая государством жесткая налоговая политика выколачивания денег и без того из еле живых предприятий привела к выдавливанию всего, что еще есть живого и эффективного в экономике в теневой сектор, то есть от к уходу от налоговых платежей. В результате недоимка по налоговым платежам во все уровни бюджета увеличилась с начала года в области на 68% и составляет 530,8 млн. рублей, или 13% ВРП.

Бюджет территории имеет долги по заработной плате работникам бюджетной сферы более 140 млн. рублей. Положение усугубляется еще и тем, что областной бюджет должен возвратить в федеральный бюджет ссуду, взятую на выплату заработной платы в прошлом году — 94 млн. рублей и погасить товарный кредит, выданный сельхозтоваропроизводителям в 1996 г., рассроченного путем выпуска облигационного займа в сумме 22 млн. рублей.

Увеличивает нагрузку на областной бюджет финансовая необеспеченность федеральных целевых программ и федеральных социальных законов, предусматривающих значительные льготы как для населения, так и для работников федеральных структур, находящихся на территории области, большая задолженность федерального бюджета перед  федеральными структурами, находящимися на территории области.

Так, задолженность федерального бюджета за выполненные объемы работ тянется с 1996 г., и на 1 июля 1998 г. составляет около 55 млн. рублей. К тому же усугубляет ситуацию секвестирование лимитов капитальных вложений, утвержденных Законом о федеральном бюджете, без учета выполненных на момент сокращения бюджетных расходов объемов подрядных работ. Например, в 1997 г. лимиты из федерального бюджета утверждены в объеме 146 млрд. рублей, после сокращения бюджетных расходов они составили 80 млрд. рублей (54%), тогда как выполнение объемов подрядных работ к этому времени уже составило 62 млрд. рублей (без учета деноминации).

Федеральные структуры, расположенные на территории области, имеют долги за предоставленную теплоэлектроэнергию, газ, коммунальные услуги предприятиям области в сумме 172 млн. рублей, в тоже время бюджет области профинансировал затраты на содержание федеральных структур на 25 млн. рублей.

Предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны в отделение Пенсионного фонда РФ по Астраханской области по состоянию на 1 мая 1998 г. 4,9 млн. рублей.

Все вышеперечисленное позволяет охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в области, как бюджетный кризис. Основными причинами этого кризиса связаны с проводимой правительством РФ денежно-кредитной политикой. Кроме того, существуют и сугубо внутриобластные причины кризиса: высокая степень зависимости от федерального бюджета; низкий уровень уплаченных налогов, при росте объемов производства растет недоимка; неэффективная структура бюджетных расходов; высокая степень «теневизации» торговли. По экспертным оценкам теневой товарооборот превышает официальный в 2,5-3 раза.

Основными задачами администрации области по стабилизации экономики и финансов названы:

преодоление бюджетного кризиса;

оказание действенной государственной поддержки местным товаропроизводителям.

Для преодоления бюджетного кризиса необходимо решение следующих вопросов:

— поиск новых доходных источников;

— увеличение собираемости налогов, в том числе за счет уменьшения «теневизации» торговли.

— сокращение бюджетных расходов;

Оказание поддержки местным товаропроизводителям:

— снижение налогового бремени для предприятий, обеспечивших прирост объема реализованной продукции, услуг к уровню соответствующего периода прошлого года, а также реализацию инвестиционных проектов;

— организация продвижения астраханской продукции на внешние рынки сбыта;

— разработка и проведение мероприятий по оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных предприятий.

Укрепление доходной базы бюджета:

— введение новых налогов (налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности), плата за пользование водными объектами на территории Астраханской области;

— введение платы за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

— увеличение ставки земельного налога;

— увеличение собираемости налога на имущество физических лиц за счет упорядочения учета и оценки недвижимости на территории Астраханской области;

— отмена некоторых действовавших льгот и отсрочек по налогам;

— консолидация в бюджете внебюджетных фондов и штрафов, взимаемых различными организациями;

— введение лицензирования лотерейного и игорного бизнеса, а также усиление государственного контроля за лицензируемыми видами деятельности;

— упорядочение оптовой и розничной торговли алкогольной и табачной продукцией;

— увеличение доходов областного бюджета от использования государственной собственности;

— введение дополнительных неналоговых сборов муниципальными образованиями.

Сразу после обнародования данная программа вызвала достаточно много критических замечаний со стороны органов местного самоуправления. Например, в мэрию Астрахани и горсовет документы поступили накануне заседания ОПС, на котором должны были слушаться в первом чтении. Городским властям пришлось лихорадочно изучать бумаги, чтобы успеть внести на заседание ОПС хоть какие-то предложения и поправки. Чиновники аппарата ОПС, принимавшие бумаги из мэрии и горсовета, не скрывали своего недовольства и разочарования по поводу того, что они все-таки успели к сроку, а также со стороны ряда общественных организаций, в частности, регионального отделения «ЯБЛОКО» и областного общества защиты прав налогоплательщиков.

По их мнению стабилизационная (антикризисная) программа в основной своей части является фискальной и копирует меры правительства С.Кириенко. Основное бремя ляжет на простых астраханцев. Так, в частности, благодаря введению налога с продаж (ставка налога от 1 до 5%) поднимутся цены на товары и продукты, что ударит в первую очередь по гражданам со средним и низким уровнем дохода. Единый налог на вмененный доход также вызывает ряд вопросов. В первую очередь, механизм расчета вмененного дохода. Представители общества защиты прав налогоплательщиков видят здесь большое поле для коррупции. Очевидно также, что этот налог практически не будет работать. Основная часть потенциальных плательщиков данного налога располагается на территории г.Астрахани, в то время, как  по решению администрации области и депутатов ОПС данный налог будет поступать не в городской, а в областной бюджет. Представители мэрии довольно прозрачно намекнули, что в таком случае проблема сбора этого налога их не интересует. Закон «О специальном платеже за товарообменные (бартерные) операции» вообще является незаконным. Поэтому непонятно, кто и каким образом будет его собирать.

Кроме того, ожидания губернатора, что ОПС примет весь пакет антикризисных мер в целом не оправдалось. Шесть законопроектов антикризисного пакета прошли в ОПС первое чтение, в пять внесены изменения и дополнения. Три законопроекта (о плате за пользование водными объектами, о внесении изменений в закон о налогообложении на территории области и об аренде госимущества) администрация области согласилась доработать. Законопроект «Об обороте земельных участков» депутатами отклонен. В законопроекты о едином налоге на вмененный доход и о налоге с продаж депутаты собираются внести существенные изменения. Ни один из документов не вступит в силу с 1 сентября, как рассчитывал А.Гужвин.

2.    системный кризис

После смены российского правительства глава администрации области А.Гужвин высказал свое мнение по поводу этих событий: «Ушло в отставку правительство Кириенко — это хорошо. Плохо то, что правительство меняется так часто. Назначение Черномырдина я считаю единственным шансом президента для быстрой стабилизации ситуации в российской экономике. Думаю, мы еще недостаточно осознали то, что произошло после 23 марта 1998 года. Президент, неудовлетворенный темпами медленного, но все-таки поступательного движения и роста экономики России, попытался дать новое ускорение через нового председателя правительства. Попробовали молодого, энергичного, говорящего правильные фразы человека. Но за это время в экономике России произошли такие изменения, которые свидетельствуют об очень серьезных сложностях. В марте мы еще не имели задолженности по пенсиям, зарплате бюджетникам, не говорили о финансовом банковском кризисе. Сейчас мы находимся в предкатастрофической экономической ситуации. Поэтому приход Черномырдина — это возможность в короткое время остановить процесс падения России и начать медленно возвращаться к позициям начала марта 1998 года.

Президент сделал для себя вывод, что допустил серьезную ошибку, убрав Черномырдина из правительства. Приход Черномырдина — серьезный политический этап развития нашей страны, который будет иметь очень далекие последствия. Сейчас ему нужно укрепиться, больше взять полномочий у президента. Борису Николаевичу придется поделиться этими полномочиями с ним.»

Если говорить о том, как может сказаться смена правительства на интересах Астраханской области, то перспектива второго пришествия Черномырдина выглядит достаточно оптимистично. Можно ожидать достаточно серьезных финансовых вливаний в экономику региона, если не из федерального бюджета напрямую, то через структуру РАО «Газпром» и иными путями.

Столь трогательные чувства Черномырдина к Астраханской области во многом строятся на личностных теплых и дружеских взаимоотношениях между ним и губернатором Анатолием Гужвиным. Тем паче, что сохранились они и после отставки премьера. В частности, Гужвин, уже достаточно долгое время не имеющий никакого отношения к НДР, принимал участие в последнем съезде движения, проходившем уже после отставки Черномырдина. Поговаривают даже, что Виктор Степанович лично позвонил Анатолию Петровичу и пригласил его на съезд.

Кроме того, в Астраханской области располагается любимое детище Черномырдина — «Астраханьгазпром» — предприятие, которое строилось и развивалось у него на глазах и при его непосредственном участии.

О своих хороших деловых отношениях с Черномырдиным заявил Гужвин на последней своей пресс-конференции, посвященной переменам в правительстве. Новый старый премьер, по мнению Гужвина, «постоянно поддерживал наш регион, наши инициативы, которые исходили от меня и от руководителей хозяйствующих структур». В частности, среди первых область утвердила в правительстве программу социально-экономического развития региона. «Я связываю и свои личностные отношения с ним, с точки зрения улучшения отношения к нашей области»,- заявил губернатор.

Впрочем, и с Кириенко тоже можно было бы договариваться, считает А.Гужвин. Область получила от него 10 млн. рублей на компенсацию потерь, вызванных засухой. В первой декаде сентября намеревался Кириенко приехать в Астрахань. Так что, дела можно было бы делать и с «правительством молодых реформаторов», но Виктор Степанович, по мнению А.Гужвина, знает нашу область хорошо, знает наши основные отрасли и климатические условия. Например, Гайдару в бытность его главой правительства А.Гужвин долго объяснял, что в Астрахани кроме черной икры и арбузов есть еще природные очаги холеры, чумы, что здесь самая засушливая зона и так далее. Черномырдину это объяснять не надо, он это знает.

Впрочем, кроме этих плюсов, есть и минусы. Традиционные для всех — повышение цен. Вот статистические данные о том, насколько выросли цены на продукты и товары повседневного спроса на рынках и в магазинах Астрахани (рост цен просчитан департаментом информации администрации области по результатам проведенной 22 августа «горячей телефонной линии»):

сахар                                                                                               — 30%

рис «ханский» — 30-40%, рис астраханский                         — 100%

мука, в том числе астраханского производства                   — от 15 до 50%

масло растительное                                                                    — 13-15%

окорочка                                                                                        — 15%

соль                                                                                                 — 50%

табачные изделия                                                                        — от 20 до 60%

яйца                                                                                                 — 13-15%

макаронные изделия                                                                   — 25%.

 

В числе звонивших преобладали в основном люди пенсионного возраста.

Их настроение не может не вызывать тревогу и озабоченность. Достаточно часто чиновникам, сидевшим на «горячей линии» приходилось выслушивать высказывания типа «мы не хотим этого президента», «нашему президенту такую бы пенсию», «предпринимателей нужно отстреливать как бешеных собак», «необходимы расстрелы, революция и гражданская война».

При этом большинство звонивших (47%) интересовались тем, какие меры намерены предпринять органы власти в связи с неконтролируемым ростом цен.

Все это подвигло главу администрации области А.Гужвина распорядиться организовать постоянную работу «горячей линии» на базе комитета информатизации и связи. Информация, поступающая на «горячую линию» от астраханцев передается соответствующим контролирующим органам. Однако власти не имеют возможности наказывать за то, что тот или иной магазин, оптовая фирма, предприниматель подняли цены. То, что делают группы оперативного реагирования можно назвать местью или возмездием. В магазине, на который поступила жалоба, проводится комплексная проверка. Таким образом, торговля ставится перед выбором либо взвинчивать цены и ждать проверки, либо избежать неприятных проверок, оставив цены без изменения или повысить их незначительно.

Однако эти меры не являются эффективными. Цены растут, население лихорадочно скупает соль, сахар, спички, муку, макароны и крупы.

Сложившаяся ситуация показала полное бессилие органов исполнительной власти региона. А некоторые структуры, например, налоговая инспекция, вообще предпочитает оставаться в стороне.

3.    КОНФЛИКТ С руководством прокуратуры и УВД

В августе получил свое развитие конфликт ряда общественных организаций Астраханской области с областным прокурором Виктором Ореховым. Напомню, что двенадцать ведущих общественных организаций региона самой разной политической ориентации выступили с требованием отставки прокурора области. В августе глава администрации области провел обещанное совещание с участием недовольных работой правоохранительных органов лидеров общественных организаций, а также с руководителями прокуратуры и УВД. Однако, если прокурор В.Орехов на встречу явился, то начальник УВД А.Волкодав прислал своего заместителя, к которому никаких претензий не было. Совещание свелось к выпусканию пара. Лидеры общественных организаций высказали свои претензии к прокурору. Губернатор заявил, что ему нужно подумать. Это традиционная тактика А.Гужвина: сначала ситуация доводится до предела, затем выпускается пар, а потом ничего не происходит, все спускается на тормозах, но объект нападок находится на «крючке» у губернатора и в полной зависимости от него. Так что ожидать инициирования отставки прокурора со стороны губернатора бессмысленно.

Очевидно также, что и антипрокурорский альянс после того, как страсти поутихнут просто развалится, потому что против областного прокурора объединились самые разные организации, у которых самые разные мотивы требовать этой отставки, но не все из них ее действительно хотят. Тех, кто составляет антипрокурорскую оппозицию можно условно разделить на три группы:

1. Ряд общественных организаций, среди которых можно выделить «Яблоко» и Общество защиты прав налогоплательщиков. Они в вопросах отставки последнее время стали более осторожными. У них только одна серьезная претензия — дело Ломакина. Общество защиты прав потребителей так же считает, что с подачи прокуратуры их преследуют контролирующие организации, например, налоговая инспекция. Эти организации считают, что прокуратура занимает не достаточно жесткую позицию в отношении местного законодательства, не соответствующего Федеральному и Конституции РФ. Больше нужно опротестовывать таких нормативных актов, штрафовать и наказывать тех, кто не выполняет судебные решения по вынесенным протестам.

2. Губернатор. Ему неприятно, когда прокуратура опротестовывает постановления и распоряжения, которые, пусть и не совсем законно, но увеличат доходную часть бюджета (например, ряд постановлений по алкогольной продукции). В общем, общественные организации ругают прокурора за то, что он мало опротестовывает, а администрация — за то, что много. Недовольны и те и другие. Виноват — прокурор.

3. Рабочие. Имеются в виду пикетчики из палаточного городка, профсоюз «Защита» и лидер этого левого движения Олег Шеин. Они однозначно хотят отставки. Люди больше года не получают зарплату, а у них на глазах начальство строит роскошные коттеджи и учит своих детей в престижных вузах. Не понять рабочих невозможно.

Первые двое недовольных не столько хотят отставки, сколько пугают, чтобы заставить прокурора действовать так, как им нужно. Третьи попали в кон первым двум. Их используют как пугало.

И, тем не менее, в данной ситуации у прокурора В.Орехова есть пути выхода из сложившейся ситуации:

1. Раскрыть несколько громких убийств и во всех подробностях осветить это в прессе;

2. Спустить дело Ломакина на тормозах. Заручиться поддержкой части общественных организаций, в том числе «Яблока» и Общества защиты прав налогоплательщиков. Пообещать им сотрудничество в деле соблюдения законности, тем более, что это основная функция прокуратуры.

Тогда В.Орехов останется один на один с губернатором, только уже имея поддержку.