Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Татьяна барандова

Архангельская область

в августе 1998 года

1.    Власть

1.1.    Кризис

В середине августа прошло заседание комиссии при главе администрации области, посвященное адаптации к новым рамкам валютного коридора. На нем были обнародованы данные главного управления Центрального банка РФ по Архангельской области. В первые два дня после объявления новых границ валютного коридора в области было зафиксировано превышение 15% между курсом покупки и продажи долларов. Архангельское территориальное управление государственного комитета по антимонопольной политике разослало в адрес 20 местных предприятий предупредительные письма о разумном регулировании цен. Госторгинспекция проверила пять предприятий, которые торгуют продовольствием, и сочла обстановку спокойной, но получила замечание по поводу того, что следить надо прежде всего за промышленными товарами. В общем и целом, комиссия решила, что Архангельская область чувствует себя в новом валютном коридоре почти нормально.

Финансовое управление администрации Архангельской области и Архангельский банк Сберегательного банка России проинформировали, что 18 августа 1998 г. подписано совместное соглашение по использованию векселей коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации для расчетов предприятий и организаций Архангельской области в областной бюджет в части налогов: на добавленную стоимость, на имущество, транспортного налога; спецналогов: на нужды образования, на прибыль, на воспроизводство материально-сырьевой базы и земельного налога.

Финансовое управление администрации Архангельской области обязуется принимать векселя Сберегательного банка Российской Федерации в счет погашения задолженности предприятий и организаций Архангельской области по номинальной стоимости.

Аналогичное соглашение было подписано и мэрией Архангельска 11 августа 1998 г. Оно касается использования векселей коммерческого сберегательного банка Российской Федерации для расчетов предприятий и организаций Архангельска, с местным бюджетом в части налогов: на добавленную стоимость, на имущество, на землю, местных налогов и сборов: на нужды образования, на содержание милиции и на содержание жилищного фонда.

Мэрия Архангельска обязуется принимать векселя Сберегательного банка Российской Федерации в счет погашения задолженности предприятий и организаций Архангельска, по номинальной стоимости.

1.2.    Визит Анатолия Чубайса

Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс посетил вместе с заместителем, начальником департамента электрических станций, генеральным директором "Севзапэнерго" Архангельскую область.

Прессе было сказано, что в Архангельск Анатолий Чубайс приехал именно по делам своей компании, и чтобы оценить ситуацию с мазутом, ремонтом, подготовкой к зиме. У области большой долг перед поставщиками топливных ресурсов — два с половиной миллиарда рублей. Ситуацию в стране Чубайс оценил как «тяжелейшую». По его мнению, сопоставимого по тяжести положения еще не бывало. Отметил, что есть собственные ошибки и недоработки, есть мировой кризис, бушующий уже год, поставивший на колени полтора десятка не последних стран. Сказал, что правительству Черномырдина будет тяжело, особенно первые три-четыре недели и, что нельзя допустить катастрофы российской банковской системы. В то же время правительство и Центральный банк должны вести жесткую политику. Но при этом государство должно взять на себя обязательства перед частными вкладчиками [[1]].

Отмечено, что главное событие для области — подписание пятистороннего соглашения между администрацией области, РАО «ЕЭС России», федеральной и региональной энергетическими комиссиями, а также «Архэнерго». После подписания соглашения была проведена пресс-конференция, на которой Анатолий Чубайс отметил важность соглашения, особо подчеркнув то, что объединение усилий всех сторон, поставивших свои подписи на документе, и при выполнении взятых ими обязательств, при любой погоде в квартирах северян зимой должно быть тепло. Свое мнение о соглашении высказали председатель правительства области Николай Малаков, генеральный директор «Архэнего» Андрей Балашов, отметивший, кстати, что ради общей цели каждой стороне придется чем-то поступиться.

На пресс-конференции не был озвучен текст соглашения, но, судя по кратким пояснениям подписавших сторон, он предоставляет «Архэнерго» более широкие права и обязанности по сбору долгов с неплательщиков. В свою очередь, администрации области и, в частности, региональной энергетической комиссии придется дать разрешение на увеличение тарифов для населения за тепло и горячую воду. Если сейчас оно платит около 36% себестоимости, то уже в ближайшее время, видимо, эта планка поднимется до 50%.

1.3.    Мэрия Архангельска

1.3.1.    Городские финансы

A.    Итоги исполнения бюджета за январь-июль 1998 года

На первой в августе планерке в мэрии Архангельска подвели итоги исполнения городского бюджета за 7 месяцев. С докладом выступила начальник финуправления мэрии Л.Я.Скаковская. За рассматриваемый период план по расходам выполнен на 58,5%, в том числе по городскому хозяйству — на 58,4%, по социально-культурной сфере — на 63,3%. Наибольший расход был по статьям «Благоустройство» (78,3%), «Горбани» (80,5%), «Горсвет» (80,6%), «Ледокольная кампания» (84%), «Приобретение топлива» (93%). План по доходам выполнен на 58,4% (при норме 77,8%). При этом доходов получено меньше, чем за тот же период 1997 года.

По мнению Скаковской, «подарок» преподнесло местному самоуправлению областное Собрание, снизив налог на имущество с 3% до 1,2%. Возникли проблемы с акцизами по гидролизному спирту, так как предприятия Северодвинского ВПК не рассчитались за поставленный спирт.

Общая задолженность школам составляет 4,2 млн. рублей, дошкольным учреждениям — 1,8 млн. рублей, всего же по департаменту образования, культуры и спорта долг — 6,4 млн. рублей.

B.    Разработка прогноза бюджета 1999 года

Мэр города Архангельска издал распоряжение от 19 августа 1998 г. за №450 «О разработке прогноза городского бюджета на 1999 год».

В целях своевременного рассмотрения и утверждения городского бюджета на 1999 год:

1. Финансовому управлению совместно со структурными органами мэрии разработать проект городского бюджета на 1999 год, при этом предусмотреть финансирование мероприятий по социальной защищенности населения, всех принимаемых муниципальным образованием обязательств перед населением и субъектами хозяйственной деятельности.

Исходной базой при формировании проекта городского бюджета определить прогнозируемые показатели социально-экономического развития города на 1999 год, обратив особое внимание на:

— формирование уровня и структуры доходов и расходов городского бюджета, гарантирующих его реальное исполнение;

— формирование доходной части бюджета на 1999 год с учетом изменений налогового законодательства;

— расчет расходов бюджета, исходя из производственных показателей по сети, штатам, контингентам и минимальным финансовым нормативам.

2. Структурным органам мэрии в срок до 1 сентября 1998 года представить в финансовое управление следующие данные:

2.1. Департаменту экономики, промышленной политики и инвестиций:

— ожидаемую оценку социально-экономического развития муниципального образования в 1998 году и прогноз на 1999 год;

— прогнозы производства продукции (работ, услуг), объемов балансовой прибыли организаций, размеров фонда оплаты труда, численность работающих на 1999 год;

— предполагаемые объемы производства подакцизных товаров в 1999 году в натуральном выражении;

— прогнозируемую оценку розничного товарооборота на 1999 год;

— прогнозы уровня инфляции на 1999 год.

2.2. Департаменту муниципального имущества:

— перечень объектов и их балансовую стоимость, которые предполагается принять в муниципальную собственность в 1999 году;

прогнозы платежей от использования муниципальной собственности в 1999 году.

2.3. Департаменту городского хозяйства:

— ожидаемую оценку финансовых результатов 1998 года и прогноз потребности в финансовых ресурсах на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и на покрытие убытков от перевозки пассажиров предприятиями городского транспорта на 1999 год;

— наличие подвижного состава;

— расчет объемов снабжения населения в 1999 году тепловой энергией, углем, дровами;

— общую площадь объектов, подлежащих передаче в 1999 году в муниципальную собственность.

2.4. Департаментам образования, культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты населения:

— показатели функционирования подведомственных учреждений по сети, штатам и контингентам;

— ожидаемую оценку исполнения сметы расходов на 1998 год;

— прогноз сметы расходов на 1999 год в разрезе разделов, подразделов и предметных статей бюджетной классификации;

— сведения о численности лиц, имеющих право на получение льгот в 1998 году в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и областным законом «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям пенсионеров, и прогноз численности указанной категории лиц в 1999 году.

2.5. Управлению строительства — проект городской инвестиционной программы в разрезе отраслей и объектов строительства на 1999 год, источников финансирования с учетом повышения эффективности капитальных вложений, за счет концентрации их на пусковых объектах за исключением вновь строящихся объектов и определением единого заказчика строительства.

3. Городскому комитету по земельным ресурсам и землеустройству до 1 сентября 1998 года представить в финансовое управление мэрии сведения о количестве земель, облагаемых земельным налогом в соответствии с Законом РФ «О плате за землю».

4. Государственной налоговой инспекции по г. Архангельску до 1 сентября 1998 года представить в финансовое управление мэрии:

— сведения о размерах налогооблагаемой базы по основным налоговым источникам на 1 полугодие 1998 года;

— прогнозируемые оценки контингента налоговых платежей на 1999 год по основным источникам.

5. Финансовому управлению:

— до 30 октября 1998 года довести до получателей средств из городского бюджета прогнозируемые на 1999 год данные о предельных объемах бюджетного финансирования по разделам и подразделам бюджетной классификации Российской Федерации;

— до 20 ноября 1998 года представить мэру города для рассмотрения и последующего направления в Архангельский городской Совет депутатов проект городского бюджета на 1999 год, оценку ожидаемого исполнения городского бюджета за 1998 год.

Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложен на финансовое управление и департамент экономики, промышленной политики и инвестиций.

1.3.2.    Статистика

По данным городского управления статистики в Архангельске на 1 июня насчитывалось 136 тысяч работающих крупных и средних предприятий всех сфер экономики (в 1997 году их было на 3 тысячи больше). Средняя зарплата по городу за июнь составила 1326 рублей, по сравнению с маем она выросла почти на 5%, а в деревообрабатывающей промышленности перевалила за тысячу, составив 1043 рубля Небольшая прибавка за июнь по зарплате наблюдается почти во всех промышленных отраслях и сфере услуг Самые большие темпы роста отмечены на мебельном производстве, где зарплата увеличилась в июне по сравнению с маем больше, чем в двое, составив 882 рубля.

Традиционно высокой остается средний уровень оплаты труда у производителей алкогольной продукции — в июне почти 2700 рублей. Прибавка к маю составила 13%. Однако самый большой заработок в июне пришелся на работников общей коммерческой деятельности — свыше 3500 рублей.

У работников, получающих зарплату из бюджетов различных уровней, самая высокая зарплата в судебных и юридических органах — 3666 рублей. Им уступают даже органы областного и городского управления - соответственно 2075 и 2277 рублей [[2]].

1.3.3.    Развитие малого предпринимательства

Одной из основных тем планерки в мэрии 11 августа стало развитие малого предпринимательства в Архангельске. С докладом о ситуации выступил назначенный в начале лета директором департамента промышленной политики и инвестиций мэрии Архангельска Юрий Никулин (экс-кандидат в мэры, выдвигавшийся как независимый, а после поддержанный местной КПРФ), сообщив, что в городе зарегистрировано 1626 малых предприятий и 22513 предпринимателей без образования юридического лица. По форме собственности почти 90% предприятий — частные. По характеру деятельности 16% заняты производством продукции, столько же строительством, 3% действуют в сфере транспорта и связи. Из «малых» — 45% — сосредоточена в сфере торговли и общественного питания. Всего здесь занято 32972 человека — 19% работающего населения города.

Уже предпринят ряд мер, направленных на поддержку малого предпринимательства: утвержден совет городского фонда поддержки этого сектора экономики, в городском бюджете выделена сумма в 500 млн. «старых» рублей на помощь малому бизнесу. В 1997 году было подано 7 заявок от малых предприятий. Четыре заявки были отклонены, две отправлены на доработку и одна удовлетворена. В нынешнем году поступило две заявки, они возвращены на доработку.

При обсуждении перспектив малого бизнеса в Архангельске, особо подчеркивалось, что необходимо создать информационную базу и реестры предприятий, разработать и принять целевую программу развития, создать систему налоговых льгот, и обеспечить муниципальным заказом. По словам заместителя руководителя городского Совета Юрия Гусакова, островные территории Архангельска со временем должны стать чем-то вроде свободных экономических зон внутри города [[3]].

2.    Социальная сфера

2.1.    Пенсии

6 августа управляющий областным отделением Пенсионного фонда Александр Сергеевич Лапин уволен с занимаемой должности по собственному желанию. О причинах этого шага можно догадаться — обещал пенсионерам к декабрю выплату текущих пенсий ввести в график, а на расширенном правлении ПФ, откуда он вернулся за несколько дней до подачи заявления, прозвучало, что в этом году проблемы не решить. Повышения ставки налога в ПФ с физических лиц, по словам Лапина, даст области дополнительно только около 3 миллионов рублей в месяц. Кроме того, перед расставанием с креслом, Лапин получил выговор за то, что принимал в счет долга векселя областной и городской администраций, часть которых до сих пор не оплачена.

2.2.    Проблемы поселка Поморье

По-прежнему актуальной остается проблема жителей поселка Поморье (см. мониторинг за июль 1998 год). В администрации области рассматривался вопрос расселения жителей этого поселка. Жители не желают на зиму оставаться в поселке, поэтому настаивают на переселении всех 103 семей, из которых на статус официального «переселенца» претендуют 45. Однако в этом году на федеральные субсидии даже после подтверждения указанного числа навряд ли можно надеяться. Понимая сложность своего положения, жители согласны переселиться даже в общежития, лишь бы ближе к областному центру. Они сами предложили несколько вариантов временного жилья, но при более пристальном изучении эти варианты отпали. Разумнее всего, считают в администрации области, расселить людей на постоянное место жительства. Для этого уже подобрано несколько зданий. Одно из них — в поселке Катунино: 44 комнаты в кирпичном двухэтажном здании, куда предлагалось переселиться поморчанам в прошлом году. Но никто из них тогда ехать в лесной поселок не пожелал. Сегодня этот отказ оценивается в 400 тысяч рублей капремонта, так как в течение года брошенное здание было попросту разграблено.

Приморская администрация нашла подрядчика, который в счет 70% своих бюджетных долгов согласился на ремонт здания за 120 тысяч «живых» рублей. Два бывших промздания в Архангельске, адреса которых значились в предложениях по переселению, требуют еще больших денег. Их нужно не просто переоборудовать под жилье, а выкупить у теперешних владельцев: пошивочный цех промкобината (остаточная стоимость 460 тысяч рублей) и деревянное здание по Обводному стоимостью 245 тысяч и требующее ремонта на сумму 800 тысяч рублей. АО «Севералмаз» готов вложить часть суммы в расселение поморчан [[4]].

2.3.    Социальные выступления

6 августа на Северодвинской ТЭЦ-1 началась забастовка, вызванная задержками зарплаты. Энергетики требуют погасить задолженность за февраль-март. Проведение акции не повлекло за собой изменения режима работы станции, рабочие отказываются только проводить плановый ремонт оборудования.

По словам председателя обкома профсоюза энергетиков Анатолия Сатюкова, требования работников ТЭЦ-1 поддерживают все трудовые коллективы ОАО «Архэнерго», но пока не присоединяются.

3.    партии и общественные организации

3.1.    КПРФ

20 июля и 3 августа архангельские коммунисты провели митинги. В областную и городскую администрации были направлены резолюции, сообщающие о решении создать инициативный комитет защиты жизни и прав, а также группы возрождения производства.

По предположению активистов из инициативной группы, специалисты-пенсионеры будут заниматься разработкой программ, технико-экономических расчетов, налаживанием каналов сбыта продукции и вопросами приобретения сырья. Любопытно, что от мэрии и областной администрации пенсионеры требуют содействия в финансировании.

3.2.    «ЯБЛОКО»

9-10 июля в Архангельске прошло заседание либерального клуба Фридриха Наумана. Тема: «Есть ли будущее у Русского Севера?» Обсуждались пути развития региона, основные беды, система компенсаций для жителей, а также применение опыта Швеции, Канады, Квебека на Русском Севере. Поднимались темы новой налоговой политики, дотаций для региона, развития местного самоуправления, общинного землепользования, возрождении самобытности и независимости. Областная политическая и промышленная элита не присутствовала на заседаниях из-за организационных недоразумений. Приоритет представителей «Яблоко» был обусловлен их сотрудничеством с фондом Фридриха Наумана. Сам представитель Фонда Фридриха Наумана в России доктор Фальк Бомсдорф так и не появился в Архангельске. По нашим сведениям, он отправился на Соловки и не принял участия в проходившей политической дискуссии.

3.3.    РНРП

12 августа Архангельская региональная организация Российской народно-республиканской партии провела пресс-конференцию, посвященную итогам третьего съезда РНРП и пятой конференции движения «Честь и Родина». Архангельское региональное отделение РНРП расширяется, создавая молодежные, женские и ветеранские «крылья». По сообщения прессы в летний период в РНРП вступили сразу 40 студентов АГТУ. По словам регионального секретаря РНРП Виктора Фомина, функционеры активно ездят по Архангельской глубинке, создавая новые ячейки и подготавливая почву к недалеким выборам в Госдуму. Членские взносы составляют: 10 рублей с работающих и 5 рублей со студентов и пенсионеров. Москва и Красноярск на отработают денег не выделяют, поэтому средства планируется добывать местным отделениям посредством финансово-предпринимательской деятельности.

3.4.    Профсоюзы

На заседаниях президиумов обкомов профсоюзов области раз за разом поднимается вопрос о предстоящих действиях во время традиционного осеннего «наступления трудящихся». Строители решили поддержать активные действия во время осенней акции протеста россиян. Профсоюз работников лесных отраслей проведет опрос на предприятиях, чтобы определиться с формой участия в октябрьской акции.

4.    Районы области

4.1.    Котласский район

4.1.1.    Общие сведения

Расположен на юго-востоке Архангельской области. Граничит с Кировской, Вологодской областями, Устьянским, Красноборским, Вилегодским районами области. Расстояние от областного центра до Котласа — 588 км.

На территории района расположены города Коряжма (около 44 тыс. жителей), Котлас (около 33 тыс. жителей), Сольвычегодск (4 тыс. жителей); поселки с населением свыше 3 тысяч жителей — Вычегодский, Харитоново, Удимский, Приводино; около 25 поселков с количеством жителей от 500 до 3000 жителей. Основа экономики — лесная и целлюлозно-бумажная отрасли, сельское хозяйство. Развита транспортная инфраструктура. На территории района расположены предприятия:

АО «Котласский деревообрабатывающий комбинат», АО «Котласский электромеханический завод», АООТ «Котласский завод силикатного кирпича», АО «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат» (г. Коряжма), АО «Котласский ДОК», АО «Котласлесстрой», «Котласское РСУ», АО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод», АО «Птицефабрика «Сольвычегодская», большой железнодорожный узел и Северо-Двинское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства.

На территории расположены 2 пригородных заказника, ряд памятников истории и архитектуры, санаторий.

4.1.2.    Глава администрации района

Неронов Николай Алексеевич. Избран 8 декабря 1996 года на основании ст. 47 03 «О выборах в органы местного самоуправления».

Явка избирателей составила 47,78%.

Число избирателей внесенных в списки — 20095 человек.

Число избирателей получивших бюллетени — 9603 человека.

Число бюллетеней, обнаруженных в ящиках — 9567.

Из них: действительных — 9284,

Недействительных — 283.

Кандидаты:

Выдряков Павел Дмитриевич (1643 голоса, 17,69%)

Лахтионов Евгений Александрович (2862, или 30,82%)

Неронов Николай Алексеевич (3653, или 39,34%)

Против всех — 1126, или 12,12%.

 

Выборы проводились на основании Областного закона «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». Устав г.Котласа на момент выборов принят не был.


4.1.3.    Мэр Котласа

Кандидаты и результаты выборов:

Зверев Виктор Прозорович (экс-глава администрации района) — 8814, или 29,25%

Козицын Николай Валентинович — 816, или 2,7%

Корюкаев Владимир Александрович — 2688, или 8,9%

Лысцев Владимир Александрович — 4707, или 15,6%

Непеин Виталий Александрович — 617, или 2,05%

Шашурин Александр Иванович — 10796, или 35,83%

Против всех — 1055, или 3,5%

Явка — 47,78%

Число избирателей — 20095.

 

Любопытный факт — при голосовании на выборах в ОСД летом 1996 года (округ №20) был избран депутатом Шашурин Александр Иванович — род. 27 октября 1953 года, глава администрации п.Вычегодский, за которого жители отдали большинство голосов и на выборах мэра Котласа зимой 1996 года. Глава города одновременно является членом областного представительного органа власти.

Кроме того, Шашурин выдвигался одновременно кандидатом в городское Собрание Котласа, прошел в его состав и уже из числа депутатов был избран на пост руководителя Горсобрания (то есть все свои посты он занимает легитимно, на основе избрания, что все же не исключает вопросов о целесообразности такого их количества одновременно и совместимости их друг с другом. Правда сами котлашане, похоже этой проблемой не озабочены. За полтора года своего правления, Шашурин вывел район из дотационных в доноры, сделав ставку на развитие малого и среднего бизнеса и, видимо, используя выгоды от всех своих постов).

4.2.    Представительный орган МСУ

Состав — 20 человек. Избираются по одномандатным округам.

Выдвинуто 88 кандидатов. Ни одного от политических партий и от СМИ.

Таблица 1

Представительство по профессиональному признаку

 

Сфера деятельности

Кандидаты,
чел.

Депутаты,
чел.

1

Работники муниципальных учреждений и главы администраций

4

1

2

Образование

5

3

3

Здравоохранение

10

6

4

Работники предприятий

32

4

5

Бизнес

1

0

6

Транспорт

16

1

7

Банковские работники

1

0

8

Строительство

1

1

9

Силовые структуры и УВД

5

3

10

Культура, спорт

3

1

11

Профсоюзные и общественные организации

6

0

12

Безработные и пенсионеры

4

0

 

Из таблицы видно, что симпатии электората на стороне работников бюджетной сферы (медицина, образование, милиция). Заметно и что наибольшую активность при выдвижении кандидатов проявили представители предприятий округа, что объясняется стремлением лоббировать интересы отраслей и предприятий, однако процент их прохождения по отношению к выдвижению довольно невысок, что может свидетельствовать как о серьезном кризисе предприятий, так и о тенденции потери авторитета «промышленного директорского корпуса» даже в «глубинке» (что раньше отмечалось при выборах в областное собрание летом 1996 года). Однако в таблице 2 все же отчетливо прослеживается предпочтение «образованных» и «статусных» кандидатов перед «простыми рабочими».


Таблица 2

Социальный статус

 

Карьерное положение

Кандидаты,
чел.

Депутаты,
чел.

1

Высший руководящий состав
(ген. директора, главврачи, директора школ и их заместители)

30

8

2

Среднее управляющее звено
(начальники цехов, отделов, ведомств, главные инженеры)

15

5

3

Иные управляющие кадры
(юрисконсульты, бухгалтера, инженеры)

17

0

4

Профлидеры

4

1

5

Рабочие, служащие, мастера производства, электрики, учителя, врачи

1

0

6

Главы МСУ

1

1

7

Безработные и пенсионеры

4

0

 

Нам показалось любопытным проанализировать степень активности конкретных предприятий округа с целью получить косвенные показатели их «неблагополучности» в таблице 3. Мы предполагаем, что активное стремление во власть является прямым результатом положения дел на данном предприятии (если проводить аналогии с бюджетниками).

Таблица 3

Участие в выборах предприятий, расположенных в городе

 

Предприятие

Кандидаты,
чел.

Депутаты,
чел.

1

«Котласский деревообрабатывающий комбинат»

2

1

2

«Котласский завод силикатного кирпича»

4

0

3

«Котласский электромеханический завод»

6

2

4

«Котласские электрические сети»

3

1

5

Северо-Двинское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства

3

0

6

«Котласский ДОК»

1

0

7

АО «Лимендский судоствроительно-судоремонтный завод»

1

0

8

«Птицефабрика «Сольвычегодская»

2

0

9

Сольвычегодское отделение СЖД

5

1

10

Депо «Сольвычегодск»

3

0

11

Сольвычегодская дистанция сигнализации и связи

5

0

12

Депо «Кулой»

1

0

13

Депо «Котлас»

5

0

14

Котласский райузел ФПС

2

0

15

«Котласлесстрой»

1

0

 

В целом состав представительного органа МСУ г.Котласа выглядит следующим образом:

по гендерному параметру

Кандидаты женщины — 20 человек, избрано в депутаты — 5.

Кандидаты мужчины — 68 человек, избрано в депутаты — 15.

по возрастному параметру

До 30 лет — 5 кандидатов, 1 депутат.

От 31 до 45 лет — 47 кандидатов, 14 депутатов.

От 46 до 60 лет — 34 кандидата, 5 депутатов.

Старше 60 лет — 2 кандидата.

Следует отметить, что при голосовании на выборах в органы МСУ в марте 1994 года жители Котласа на фоне других крупных городов области проявили большую ответственность. Процент действительных бюллетеней тогда составил 21,5% и были избраны 4 депутата из необходимых 12. Но, естественно, орган сформирован не был.

1.1.    Город Коряжма (Котласский ЦБК)

Коряжма является вторым по значению городом района.

Выборы проводились на основании Областного закона «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». Устав города на момент выборов принят не был.

1.1.1.    Мэр

Кандидаты и результаты выборов:

Глинкин Вячеслав Геннадьевич — 456 голосов или 3,13%

Казаков Василий Федорович — 1316 голосов или 9,03%

Мальчихин Валерий Андреевич — 11408 голосов или 78,2%

Против всех — 1411 голоса или 10,2%

Число действительных бюллетеней — 14591

Число недействительных бюллетеней — 257

Число избирателей, внесенных в списки — 32634 человека

Явка — 44,67%

 

Следует отметить, что избранный мэром В.Мальчихин занимает руководящий пост с 1991 года, когда был назначен главой г. Коряжма.

1.1.2.    Представительный орган МСУ

Состав — 32 человека. Избираются по одномандатным округам. Существует 25%-й барьер по явке избирателей.

Выдвинуто 94 кандидата.

Средний уровень конкуренции в округах — 3 человека.

Средняя явка — около 45%.

Количество избирателей на округ — от 855 до 1202 человек (самое меньшее и самое большее).

Избран 31 депутат. 1 депутат не избран (округ №2) по причине участия в голосовании менее 25% избирателей.

К сожалению, в настоящий момент нет возможности проанализировать кандидатский состав по приведенным выше параметрам.

Состав представительного органа местного самоуправления г.Коряжма:

по гендерному параметру

Мужчин — 18 депутатов

Женщин — 13 депутатов

по образованию

Высшее — 19 человек

Среднее специальное (техникум) — 9 человек

Среднее профессиональное (ГПТУ) — 2 человека

Среднее общее — 1 человек

по роду занятий

Медицинских работников — 5 депутатов (16,1%)

Работников образования — 11 депутатов (35,5%)

Руководителей предприятий — 4 депутата (12,9%)

Работников ОАО «Котласский ЦБК» — 4 депутата (12,9%)

Неработающих пенсионеров — 2 депутата (6,5%)

Работников правоохранительных органов — 1 депутат (3,2%)

Других — 4 депутата (12,9%)

по возрасту

До 30 лет — 4 депутата

От 30 до 50 лет — 14 депутатов

Свыше 50 лет — 13 депутатов

 

Ранее избирались депутатами 8 человек.

2.    Международное сотрудничество

2.1.    Визит посла США

Посол США в России Джеймс Франклин Коллинз прилетел в Архангельск в конце июля. Во время его встречи с губернатором Анатолием Ефремовым была проведена «ревизия» архангельско-американских отношений и обсуждены перспективы более глубокого сотрудничества.

По словам Анатолия Ефремова, за первое полугодие объем товарооборота области с США составил $2,5 миллиона: $1,3 миллиона — экспорт и $1,2 миллиона — импорт. На территории области создано 14 совместных предприятий с участием американского капитала. Самое крупное из них — «Полярное сияние». Доля американских инвестиций в этот проект составляет $400 миллионов. Заключено соглашение с фирмой «Боинг» о запуске 100 спутников связи с космодрома «Плесецк». В Северодвинске на утилизации атомных подводных лодок работает поставленное США оборудование. Аэропорт «Талаги» американцы выбрали из 16 российских аэродромов для осуществления идеи перелетов из России в Америку через Северный полюс.

Джеймс Коллинз подчеркнул на пресс-конференции, что США пытаются выйти на новый уровень сотрудничества с Россией путем привлечения регионов и региональных лидеров. «Смысл моего визита, — сообщил посол, — оценить, можем ли мы включить Архангельскую область в число регионов, представляющих интерес для американских инвесторов».

Отвечая на вопросы журналистов, Джеймс Коллинз сказал, что приоритетными областями сотрудничества он считает сектор энергетики, лесную промышленность, проекты экологической очистки от ядерных загрязнений и потенциал области с точки зрения путей сообщения. По его мнению, колоссальные природные ресурсы края могут вывести его уже в ближайшее время в число лидеров российско-американского сотрудничества. Анатолий Ефремов в свою очередь сообщил, что принял предложение посла провести презентацию Архангельской области в Америке. В рамках визита архангельский губернатор и американский посол посетили Ненецкий автономный округ [[5]].

2.2.    Визиты представителей европейских государств

25 августа в Архангельск прибыли губернатор провинции Оулу (Финляндия) и г-н Эйно Сиуруайнен, посол Австрии в Финляндии г-н Венделин Эттемайер и почетный консул Австрии в Северной Финляндии г-н Илкка Лантто. Визит официальной делегации включал представительские приемы в администрации области и областном Собрании, деловые переговоры в департаментах, знакомство с достопримечательностями Архангельска.

2.3.    Содружество в рамках «Баренц-региона»

4 августа в областной администрации прошло заседание оргкомитета по подготовке научно-практической конференции стран Баренц-региона.

Выступали ректор АГТУ Олег Соколов, проинформировавший о готовности тезисов и докладов для конференции, и директор ЦНТИ Владимир Зуев, рассказавший о грядущей выставке научно-технических проектов и новых отраслей народного хозяйства.

Цель будущей конференции — обеспечить приоритет Архангельской области на российском и мировом рынках, определить роль научно-технической политики применительно к северным районам, выявить новые технологии. Конференция предназначена для руководителей города и области, директоров предприятий и организаций, а также специалистов в научно-технической деятельности. В Архангельске ждут ведущих ученых России и стран, входящих в содружество Баренц-региона. На конференции будет организована выставка научно-технических проектов и перспективных технологий. Доклад готовит и губернатор области Анатолий Ефремов. Название его выступления — «Экономическая стратегия и научно-техническая политика Архангельской области на рубеже XXI века» [[6]].


 



Источники

[1]. Доильницина Е. Не делайте резких движений, и все у вас будет // Архангельск. — 1998. — 27 августа.

[2]. Кому и сколько причитается // Архангельск. — 1998. — 8 августа.

[3]. Беднов А. Малому бизнесу — большое плаванье // Архангельск. — 1998. — 12 августа.

[4]. Михайлова С. Переедет ли Поморье в Катунино // Архангельск. — 1998. — 28 августа.

[5]. Тарасова О. Американский посол приехал на разведку // Архангельск. — 1998. — 1 августа.

[6]. Исупов Д., Леонтьева М. Губернатор-академик пишет доклад и ждет гостей // Архангельск. — 1998. — 7 августа.