Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

АГЕНтСТВО «РЕЙТИНГ»

В.РУХЛЯДЕВ

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июле 1998 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Областная администрация

3 июля глава администрации области Виталий Муха провел совещание руководителей аппарата, глав территориальных администраций, руководителей Советов, правоохранительных органов. Такие совещания становятся нормой в практике работы областной администрации, как нормой становится и вопрос повесток дня совещаний — состояние бюджета. На этот раз вопрос вновь стоял в центре состоявшегося разговора. Открывая совещание, Муха сразу же отметил, что «ситуация с финансами в области такая же критическая, как в целом по стране». Налоги собираются плохо, идет задержка зарплаты, на 45 дней уже отстает выплата пенсий. Подводя итоги первого полугодия, В.Муха сообщил, что бюджет исполнен всего на 85%. И это при том, что центр в первом полугодии отдал области трансферты с превышением. Так что просить что-то у Москвы совесть не позволяет. Для того, чтобы выжить, надо, подчеркивалось на совещании, рассчитывать только на собственные силы. Рассматривался и вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств. По сообщению начальника финансового управления А.Каиля, за шесть месяцев этого года районы растратили более 52 млн. рублей не на адресованные областным бюджетом цели. В.Муха при этом, обращаясь к главам районных администраций, пообещал разобраться с каждой территорией и жестко наказать виновников нецелевого расходования бюджетных средств. Остро прозвучала и проблема сбора средств в Пенсионный фонд. Губернатор потребовал от прокуратуры, милиции, налоговой полиции принятия решительных мер к тем, кто месяцами, годами не рассчитывается с фондом. Несмотря на тяжелое финансовое положение, администрация по-прежнему держит под жестким контролем вопросы жизнеобеспечения области. Отпускаются деньги на закупку лекарств, сделаны конкретные шаги для поддержки сельского хозяйства, для реализации жилищно-коммунальной реформы, для завоза на село ГСМ, проведения сенокоса и уборки урожая [[1]].

21 июля на пресс-конференции первый вице-губернатор Новосибирской области Василий Киселев выступил с довольно резким заявлением, осуждающим правительственные методы сокращения государственных расходов. По его мнению, проводимая правительством Сергея Кириенко политика сокращения государственных расходов является прямым нарушением Конституции России. Правительство Кириенко, заявил вице-губернатор, весьма своеобразно понимает государственное устройство России, считая, что только федеральный центр может считаться представителем государства. Между тем основной закон страны недвусмысленно указывает на то, что в России существует двухуровневая система государственного устройства, куда входит не только федеральный центр, но и субъекты Федерации. Пока же, по словам Василия Киселева, создается впечатление, что правительство Кириенко сокращает государственные расходы, передавая федеральные объекты на баланс регионов. Василий Киселев напомнил, что 26 июня 19 субъектов Федерации, входящие в межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение», высказались против концепции правительства России по формированию бюджета на будущий год. И прежде всего потому, что в проекте бюджета 1999 года ответственность федеральных органов за обеспечение социальных гарантий в соответствии с законодательными актами страны либо вообще отсутствует, либо перекладывается на региональные и местные бюджеты. В результате именно регионы могут оказаться в роли главных виновников возможного обострения социальной обстановки в России [[2]].

Губернатор Виталий Муха добился от правительства Кириенко поддержки своих  инициатив, высказанным губернатором на майской встрече с Борисом Ельциным. Суть инициатив — передать в управление субъектам федерации все предприятия, находящиеся в федеральной собственности. Для новосибирского губернатора перспектива получения федеральной собственности в управление очень важна. Из Москвы пришло сообщение, что Кириенко принял решение отложить продажу госпакета акций НовЭЗа, что и рассматривается как принятие предложений В.Мухи по передачи госсобственности региону. Концепция управления имеющейся у Новосибирской области собственностью была обнародована первым вице-губернатором области Василием Киселевым еще год назад: для того, чтобы добиться эффективного управления, власть имеет право передавать имеющиеся у нее пакеты акций предприятий в доверительное управление коммерсантам. Первые попытки на практике осуществить этот маневр были также предприняты прошлым летом. А теперь для новосибирских властей наступил период решительных действий. Апофеозом и главной пробой сил новосибирской концепции «эффективного управления собственностью» стали апрельские события вокруг Новосибирского электродного завода, считающегося одним из крупнейших в мире.

В апреле, получив доверенность на управление акциями, находящимися у РФФИ (25,5%) и Мингосимущества РФ (10%), новосибирская обладминистрация созвала очередное собрание акционеров завода. Владея, по сути, контрольным пакетом, в собственности области закреплено 15,5%, новосибирская власть выторговала у одного у крупнейших акционеров завода — Trans World Group (12,5%)- десятимесячный кредит на сумму 10 млн. долларов под 12% годовых. А впоследствии провела внеочередное собрание акционеров, выведя представителей TWG, которая за полтора года смогла вытащить завод из коматозного состояния, из всех управляющих структур завода. Правда, 16 июля новое руководство Новосибирского электродного завода и вице-губернатор Василий Киселев провел брифинг, на котором в очередной раз и более аргументировано, чем прежде, предъявил свои претензии к TWG. Было очевидно, что состоявшееся мероприятие должно было опровергнуть некоторые тезисы, высказанные в довольно резком интервью газете «Новая Сибирь» бывшим генеральным директором завода и депутатом облсовета Юрием Коровиным (см. «Новую Сибирь» №25 от 10 июля). Что же касается коммерческого конкурса, то на который предполагается выставить 62,1% пакет акций новосибирского электродного завода, то, по словам Василия Киселева, следовало бы подождать два-три года. Пока завод, который сегодня является фактическим банкротом (кредиторская задолженность завода — более 740 млн. рублей), не выправит своего финансового положения. В нынешней же ситуации, судя по словам вице-губернатора, областная власть будет делать все, чтобы отсрочить сроки конкурса. А это, в условиях бюджетного дефицита, никак не будет совпадать с намерениями РФФИ. Так что оптимизм по поводу идей новосибирского губернатора будет подтвержден или опровергнут уже в ближайшее время [[3]].

1.1.2.      Кадровые назначения

В связи с кадровыми перестановками в руководстве Новосибирской области прошел ряд структурных изменений. Ликвидирована должность первого заместителя главы администрации, которую занимал Юрий Нестеров (должностной оклад 6067 руб. 69 коп.) и введена должность заместителя главы администрации, которую занял Федоров В.Л. (должностной оклад 5745 руб. 25 коп.). Ему предписано «осуществлять непосредственную координацию и контроль за деятельностью Управления промышленности, Комитета областного и межрегионального заказа, Комитета по малому предпринимательству, Управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий и Комитета экономического анализа и стратегии развития промышленности». Кроме того на Федорова возложено «ведение вопросов промышленной политики, конверсии, стратегии развития оборонных и гражданских отраслей промышленности, налоговой и инвестиционной политики в промышленности, развития малого предпринимательства, управления областным и межрегиональным заказом и его формирования, науки и региональной научно-технической политики, высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также вопросы деятельности фонда поддержки промышленности, Новосибирского областного фонда поддержки предпринимательства, технопарка «Новосибирск» и фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [[4]].

1.1.3.      Рейтинг

Один из аналитических центров Новосибирска приступил к осуществлению очередного экспертного проекта — регулярного рейтинга «Губернатор — 2000. Те, кто способен». Его результаты будут публиковаться один раз в два месяца. Приводимые в этом мониторинге данные отражают ситуацию на 1 июля 1998 года:

Виталий Муха                глава администрации области                  12,79 балла.

Виктор Толоконский                   мэр г. Новосибирска                   11,87 балла.

Иван Индинок                вице-президент «Ланта-банка»                11,12 балла.

Василий Киселев                          зам. главы администрации области                        10,34 балла.

Николай Харитонов                     депутат Госдумы РФ, зам. председ. АПР                8,47 балла.

Алексей Мананников                  публицист                         8,45 балла.

Евгений Логинов                          депутат ГД РФ, координатор НОО ЛДПР                8,34 балла.

Виктор Леонов              председатель областного Совета депутатов                            7,87 балла.

Александр Белосохов                  бывший зам. министра атомной энергетики                         7,43 балла.

Иван Стариков               зам. министра экономики РФ                     6,55 балла. [[5]].

1.2.       Представительная власть

Очередная сессия областного Совета включила в повестку дня своей пятой сессии около 40 вопросов. Целый круг проблем вновь касался областного бюджета. Депутаты приняли изменения в бюджет текущего года, решив утвердить его по расходам в сумме 4463957 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 3596033 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита областного бюджета в сумме 867924 тыс. рублей. Внесение изменений в бюджет области связано с тем, что изменилась доходная часть бюджета, размер полученных из центра трансфертов. Появилась необходимость разумно распределить то, что дополнительно пришло в областной бюджет, придав этому силу закона. Деньги пойдут прежде всего на жизнеобеспечение населения области, на финансирование правоохранительных органов, противопожарной службы, на поддержание районной печати. Часть средств пойдет на покрытие задолженности районам. Область имеет немалый внутренний долг и потому существовала точка зрения в пользу того, чтобы пустить полученные деньги полностью на покрытие этого внутреннего долга. С финансовой точки зрения это казалось более разумным. Но с точки зрения социальной решение должно было быть иное. Был использован компромиссный вариант: немногим более 50 млн. рублей пустили на покрытие денежного дефицита, а основную часть трансфертов заложили в расходную часть бюджета.

Что касается собственных источников средств, то они остаются в основном прежними — это налоги, акцизы. Решено навести жесточайший контроль повышением оборота алкогольной продукции. Обладминистрация будет и дальше заимствовать средства в банках, брать кредиты, выпускать ценные бумаги. По мнению заместителя главы областной администрации Василия Киселева областные ценные бумаги пользуются более высоким авторитетом, нежели многие федеральные ценные бумаги. Но дальше раскручивать программу выпуска новых ценных бумаг администрация не собирается — нет экономического смысла [[6]].

К сессии готовились не только депутаты, но и работники бюджетных организаций. Оборонщики сначала пикетировали областную администрацию, а затем двинулись к зданию областного Совета. Лозунги и плакаты требовали обратить внимание на нужды предприятий оборонной промышленности, выплатить зарплату за госзаказ, детские пособия и другие социальные выплаты. Политическая составляющая требований содержала призывы к отставке президента и скрытую угрозу в незаконченной плакатной фразе «Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и ни герой...». Пикетчики добились включения в повестку второго дня сессии дополнительного вопроса о состоянии оборонной промышленности области.

Вниманию депутатов был предложен проект закона «О контрольно-счетной палате Новосибирской области». Комитет по экономике (докладчик С.Кибирев) обосновал необходимость такого специализированного государственного органа, наделенного функциями финансового контроля по использованию средств областного бюджета, областных внебюджетных фондов и государственной собственности области. Цели создания еще одной контролирующей организации в целом не вызвали сомнений у депутатского корпуса. Но прозвучали возражения против слишком больших окладов для штатных сотрудников новой структуры. Их было решено пересмотреть. Требование неприкосновенности для сотрудников контрольно-счетной палаты, а также их жилья, транспорта, багажа, средств связи и переписки, выглядит беспрецедентным казусом [[7]].

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       «ЯБЛОКО»

Очередную встречу с журналистами организовал зам. председателя новосибирского «ЯБЛОКА» Александр Лубенец. Поводом для пресс-конференции послужило состоявшееся в конце июня в Голицино заседание Центрального совета «ЯБЛОКО», на котором обсуждался вопрос «О политической ситуации в стране и отношении к антикризисной программе правительства».

Руководитель новосибирского «ЯБЛОКа» Виктор Медведко, прошедший в областной Совет при помощи объединения «Третья сила», вышел из ее состава. Судя по тональности полученной об этом информации, можно предположить, что одной из причин этого поступка стал конфликт с руководителем «Третьей силы» Николаем Мочалиным [[8]].

3.    ЭКОНОМИка

3.1.       «Сибирское соглашение»

В прошлом обзоре уже шла речь о заседании МАСС «Сибирское соглашение» в Белокурихе Алтайского края 26 июня. Продолжаем комментировать это событие. В целом антикризисная программа правительства на этом заседании не обсуждалась. Но был рассмотрен близкий по содержанию вопрос: об основных направлениях бюджетной политики и концепции реформирования межбюджетных отношений. «Сибирское соглашение» с предложенной концепцией реформирования межбюджетных отношений не согласилось. Главная причина — прописанные в документе положения не обеспечивают социальных гарантий, предусмотренных Конституцией РФ. Есть и другие претензии: федеральный бюджет формируется в отрыве от обязательств региональной власти на местах, региональные бюджеты должны рассматриваться в тесной увязке с федеральным.

Начальник департамента финансов, бюджетной политики, инвестиций и ценных бумаг исполнительной дирекции «Сибирского соглашения» Владимир Аксенов рассказал на пресс-конференции о работе координационного совета по экономической политике. Тут также были подготовлены и рассмотрены многие важные вопросы, в их числе — о статусе федеральной целевой программы социально-экономического развития Сибири, договоренности о сотрудничестве между МАСС и ФКЦБ (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг). Что касается последнего, то из 12 направлений деятельности, предусмотренных соглашением с ФКЦБ, наиболее продвинутыми можно считать 3 пилотных проекта: развитие инвестиционного проектирования в Сибири (с попутным обучением этому промышленного директората), изучение фондового потенциала Сибири (с участием Московской и Сибирской межвалютных бирж), создание сибирской расчетной вексельной палаты. С двумя первыми ясности больше, чем с проектом упомянутой выше палаты, о которой заговорили три года тому назад, в разгар увлечения вексельными программами для решения проблемы платежей. Не случайно по этому вопросу было много разногласий, в результате чего векселя были признаны лишь дополнительным инструментом для расчетов. Вексельные программы мэрии Новосибирска привели к тому, что держатели этих «ценных» ценных бумаг не могут теперь сбросить их даже за мизерную цену. Имитент по-прежнему считает их ликвидными, но с отсрочкой платежа на три и более месяцев.

Еще одна проблема — утеря контроля над оптовой и даже розничной торговлей. Теперь изучается опыт других стран, в том числе США, где в министерстве торговли более 7 тысяч сотрудников [[9]].

3.2.       Промышленность

Глава администрации Новосибирской области В.Муха подписал распоряжение «О проведении эксперимента по тарифному стимулированию роста объемов промышленного производства». Суть эксперимента состоит в значительной (на 31%, или на 9 копеек за 1 кВт/час) скидке с тарифов на электроэнергию для некоторых промышленных предприятий Новосибирской области, устанавливаемой с 1 июля этого года. Финансовой основой снижения тарифов является резерв средств в 20 млн. рублей, созданный решением Региональной энергетической комиссии Новосибирской области 20 марта текущего года. Распоряжением В.Мухи определен и список из 12 предприятий г. Новосибирска и области. К участию в эксперименте допущены Новосибирский оловокомбинат, заводы искусственного волокна, низковольтной аппаратуры, радиодеталей, «Экран», «Труд», НХБК, «Электросигнал», «Электроагрегат», «Сиблитмаш», НПП «Восток», Бердский электромеханический завод. Отдача от тарифного стимулирования выразится в росте объемов товарной продукции по группе этих предприятий. Увеличение объемов производства за 6 месяцев прогнозируется на 80 млн. рублей, или на 24%. До конца года дополнительные поступления в местные бюджеты составят 7,5 млн. рублей, а в федеральный — 7,1 млн. рублей. Не останется в убытке и ОАО «Новосибирскэнерго». Прогнозируемая прибыль для энергетиков — 3,4 млн. рублей за счет увеличения доли платежей «живыми» деньгами и общего роста полезного электропотребления на 19%. Скидка с тарифов на электроэнергию дается при условии соблюдения предприятиями определенных обязательств: отсутствия задолженности за электричество, обеспечение текущих платежей за электроэнергию и в бюджеты, рост объемов производства и промышленного потребления электроэнергии. По словам генерального директора завода искусственного волокна В.Гущина, несмотря на все это, заводам сегодня невыгодно работать с прибылью. Всю ее фактически забирают в налоги [[10]].

3.3.       Нефтедобыча

10 июля заместитель главы администрации области Юрий Алаферовский провел совещание по проблемам освоения Верх-Тарского нефтяного месторождения. В совещании участвовали вице-президент АО «СИДАНКО» А.Филатов, управляющий АО «Удмуртнефть» Е.Богомольный, глава администрации Северного района Г.Зырянов, представители управления топлива и энергетики, комитета по экологии администрации области. Были подведены итоги работы АО «СИДАНКО» по освоению месторождения в первом полугодии 1998 года. За шесть месяцев этого года в месторождение было вложено 57 млн. рублей, тогда как за весь прошлый год работы были профинансированы в сумме 53 млн. рублей. На совещании наиболее злободневным оказался вопрос стабильного финансирования проекта со стороны «СИДАНКО». Представителям нефтяной компании было высказано, что администрацию области не совсем удовлетворяют нынешние темпы строительства. В то же время администрация учитывает те трудности, которые переживает нефтяная отрасль России в связи со значительным падением цены на нефть на мировом рынке, и идет навстречу компании. Администрация области потребовала от «СИДАНКО» вложить до конца года в освоение месторождения еще 95 млн. рублей. Большая часть средств — 50 млн. рублей пойдет на строительство магистрального трубопровода Верх-Тарское месторождение — Барабинская НПС. Если «СИДАНКО» выполнит свои обязательства, то уже в 1999 году можно будет начинать промышленное освоение Верх-Тарского месторождения [[11]].

3.3.1.      Сырьевые разработки

Московский НПЦ «Геотехнология» направил на утверждение губернатору Новосибирской области Виталию Мухе инвестиционный проект разработки Ордынского титаноциркониевого месторождения. Его ресурсы оцениваются в 20,9 млн. тонн оксида титана и 5,3 млн. тонн оксида циркония. Срок окупаемости месторождения 6-12 лет, в зависимости от объемов добычи. Ежегодная чистая прибыль может составить от 644 тыс. до 4,132 млн. долларов. Для освоения месторождения необходимо провести комплекс дополнительных работ, включающих геологическую разведку, подсчет запасов и проведение опытной эксплуатации. Интерес к проекту уже проявили ОАО «Новосибирский металлургический завод» и ОАО «Сибэлектротерм». Объем необходимых инвестиций в зависимости от производственной мощности предприятия составит от 7,4 до 19,2 млн.долларов [[12]].

3.4.       ОАО «ЭЛСИБ»

Еще два месяца тому назад работники ОАО «Элсиб» могли с достоинством предъявить карточки «Золотая корона», которые гарантировали им своевременную выплату заработной платы. Но на этом недавно благополучном предприятии финансовая ситуация неожиданно пошатнулась. Налоговая полиция уведомила руководство предприятия о задолженности по налогам и приняла свои меры. Заводчане стремятся отстоять свои позиции, следующим образом объясняя ситуацию. По состоянию на 30 марта «Элсиб» не имел задолженности, что подтверждено справкой из налоговой инспекции. Но в первом квартале завод увеличил объемы по реализации продукции в два раза по сравнению с прошлым годом, поэтому все налоги тоже увеличились. А, как известно, с первого января 1998 года платежи в федеральный бюджет вносятся только деньгами, отменено проведение каких-либо взаимозачетов. 70% областного бюджета также необходимо оплачивать деньгами. В результате налогов стало больше и платить их надо деньгами, а «Элсиб» работает с энергетиками, и основными формами расчета с ними были взаимозачеты. Поэтому и сложилась критическая ситуация по платежам в бюджеты.

Доля реальных денег, которые поступают на счет предприятия, составляет всего 10-15%. По требованию налоговой инспекции все поступающие деньги теперь необходимо сдавать в отдел недоимок. Наложен административный арест на имущество, находящееся на балансе предприятия. Представлен список дебиторов в налоговую инспекцию. Но склад готовой продукции и дебиторская задолженность превышают задолженность по налогам, но «живых» денег нет. В качестве выхода руководство завода собирается впредь выполнять только те обязательства по заказам, которые оплачиваются именно «живыми» деньгами. Но эта ситуация чревата, так как может привести к остановке предприятия [[13]].

В принципе это чрезвычайно типичная ситуация для российской экономики 1998 года. Пока предприятие работает, налоговые службы от имени государства стараются выжать из него последнее. Само же государство устраняется от ответственности и за необходимое количество наличной денежной массы в стране, и от выполнения собственных финансовых обязательств. Плюс к этому стремление определенных структур «уронить» крупные предприятия и затем скупить их по дешевке.

4.    Банковская система

4.1.       «Альфа-банк»

Несколько месяцев тому назад начали развиваться отношения областной администрации с московским «Альфа-банком». Тогда речь шла об инвестировании АПК области, о предполагаемом кредитовании его в деле технического перевооружения сельскохозяйственного производства. Теперь первый заместитель главы областной администрации В.Киселев и заместитель председателя правления «Альфа-банка» Е.Бернштам подписали генеральное соглашение о сотрудничестве и партнерстве. Банк взялся инвестировать топливно-энергетический, АПК, предприятия, производящие товары народного потребления.

В 1998 году «Альфа-банк» предоставил 30 млн. рублей мясоконсервному комбинату и 20 млн. рублей мелькомбинату №1 на закупку сырья, 41 млн. рублей выделено продовольственной корпорации на закупку сельхозпродукции. Продовольственная корпорация станет основным потребителем кредитов банка, ибо уже в этом году ей открыты кредитные линии на 70 млн. рублей на пополнение оборотных средств и на 12 млн. немецких марок сроком на 5 лет на покупку 50 немецких комбайнов фирмы «Клаас». Все это подтверждает весомость слов, сказанных Е.Бернштамом при подписании договора: «Мы пришли в область не с пустыми руками». О серьезности намерений банка в сотрудничестве с областью говорит его решение создать на базе ООО КБ «Сибирский хлебный банк» дочернюю структуру «Альфа-Банк-Новосибирск». Выбор местного Сибирского хлебного банка, председателем правления которого является Л.Хрылева, Москвой просчитан основательно. Этот банк имеет устойчивый баланс, активно работает на валютном и денежном рынке, хорошо зарекомендовал себя не внутреннем продовольственном и зерновом рынке. «Альфа-банк» будет выступать консультантом областной администрации по вопросам внешних заимствований [[14]].

4.2.       Банки региона

В большинстве обзоров по Новосибирской области приводятся данные по банковской сфере города. Но оценить банковскую структуру столицы Сибири можно лишь при условии интегрированного взгляда на этот предмет. Предлагаемая ниже информация и дает нам наконец возможность сделать это. Материал достаточно велик, но зато весьма информативен и дает достаточно четкое представление о ситуации в банковской сфере Новосибирска.

В Новосибирске проведено сравнительное исследование деятельности новосибирских банков в 1997 году. Экстенсивный рост банковской системы в 1991-1994 годах, сопровождавший период высокой инфляции, с ее окончанием сменился на противоположный процесс — острую конкуренцию и резкое сокращение количества банков. Новосибирск, являясь одним из признанных финансовых центров, пережил пик этого кризиса в числе первых. В 1995-1996 годах количество местных кредитных учреждений сократилось вдвое. Но при этом каждый из выживших банков обрел свое собственное лицо, индивидуальную стратегию развития и свой клиентский рынок. Последнее обстоятельство оказалось решающим.

Если в 1995-1996 годах еще продолжается отток банковского капитала из «реального сектора» в сектор «спекулятивный», когда в структуре активов (особенно крупных банков) доли вложений в ГКО-ОФЗ и МБК зачастую превышали доли относительно рискованных ссуд производственным предприятиям, то в 1997 году стабильный валютный коридор и государственное подавление инфляции, подавлявшееся стабильным снижением рефинансирования, резко уменьшили доходы от спекуляций валютой и государственными ценными бумагами. Все прекрасно осознали очевидную, в общем-то идею: «капитал банка — в его клиентах». И те, кто в предыдущие годы в ущерб сиюминутной выгоде тратил время и деньги на расширение спектра услуг, повышения их качества и наработку клиентской базы, сейчас оказался в выигрышном положении по сравнению с банками, делавшими ставку на спекуляцию и финансирование государства. Возможно, поэтому 1997 год не принес существенных изменений в составе выживших к его началу новосибирских банков, а их общее положение можно было считать стабильным.

Государство ввело жесткие ограничения на само существование многих периферийных банков просто по размеру собственных средств (капитала). К 1 января 1999 года Банк России обязывает коммерческие банки сформировать капитал в сумме, эквивалентной пяти миллионам ЭКЮ. В 1996 году в Новосибирске таких банков было всего три: Новосибирсквнешторгбанк, Сибэкобанк и Сибирский. В 1997 список пополнили «Левобережный» и «Акцепт». У остальных местных банков шансов выполнить это требование без значительного увеличения уставного капитала практически нет. Это означает, что 1998г. становится для них годом интенсивных слияний, присоединений и новых эмиссий акций. Сейчас уже очевидно, что новосибирские банки не смогли объединиться между собой и этот процесс связан с массированным приходом московского капитала. Присоединение Сибирского крестьянского банка к «Акцепту» можно считать исключением, лишь подтверждающим правило. В марте 1998 года «Акцепт» сам принял решение удвоить уставной капитал за счет средств московских ОНЕКСИМбанка и МФК. Контрольный пакет Сибирского хлебного приобрел московский «Альфа-банк», а крупнейший по размеру активов Сибирский банк влился в группу «СБС-Агро». Что касается Новосибирсквнешторгбанка, то он был дочерним изначально, а 15% пакетом Сибэкобанка вот уже несколько лет владеет все тот же ОНЕКСИМбанк.

Тем не менее остается группа банков, пока вслух не связывающих свое будущее с приходом московского капитала. Наиболее прозрачные перспективы — у Русского народного. По инициативе Ассоциации транспортных банков и МПС стартовал процесс реорганизации банков, обслуживающих железные дороги России, по принципу «один банк — одна дорога», а первой такой дорогой выбрана Западно-Сибирская (ЗСЖД). До сих пор ее счета обслуживали девять банков. Волей руководителей дороги по согласованию с МПС головным банком управления выбран Русский народный банк, а остальным банкам рекомендовано до 01.08.98 провести реорганизацию путем присоединения или слияния. В результате присоединения Сибакадембанка и грядущего присоединения банков, обслуживающих ЗСЖД, Русский народный радикально увеличил размер собственных средств и имеет реальные шансы стать в ближайшее время одним из лидеров банковского рынка Западной Сибири.

Показатели величины любого банка может служить валюта нетто-баланса, т.е. общая сумма собственных и привлеченных средств. В 1997г. по-прежнему заметно выделялись пять банков с валютой баланса более 100 млрд. рублей: Сибирский, Новосибирсквнешторгбанк, Сибэкобанк, «Левобережный» и «Акцепт». Вслед за ними плотную группу образовали Русский народный, Муниципальный и «Сибирское согласие». А по темпам роста безусловными лидерами стали Муниципальный банк, увеличивший за год валюту баланса почти на 53%.

По размеру банковских обязательств пятерка лидеров та же, что и по величине валюты баланса, однако в несколько ином порядке: по размерам капитала Новосибирсквнешторгбанк и Сибэкобанк превосходили Сибирский. В темпах капитализации не было равных Муниципальному банку (+102%) и «Акцепту» (+68%). Значительно увеличили свой капитал также «Левобережный»(+48%), «Алемар»)(+45%) и  Новосибирсквнешторгбанк (+26%). Что касается таких банков, как «Рось» (-2,7%), Сибэкобанк (+0,9%) и «Сибирский» (+3,9%), то размеры их капитала за год почти не изменились. В 1997 году некоторые банки продолжали интенсивно наращивать и уставной капитал. Например, Муниципальный банк и «Акцепт» увеличили его в четыре раза. Следует также отметить Сибирский банк (+128%) и «Левобережный» (+61)».

Для качественного описания деятельности различных банков используются понятия «капитализированные банки», т.е. с высокой достаточностью капитала при невысокой рентабельности, «прибыльно ориентированные» (высокая рентабельность использования относительно больших объемов привлеченных средств), «звездные» (высокая доходность при высокой надежности) и «депрессивные» (доходность и надежность ниже средних). Такая классификация в координатах «рентабельность-надежность» дает возможность на качественном уровне оценить ориентацию различных банков Новосибирска в 1997 году, а фактические данные дают возможность сравнить показатели новосибирских банков с показателями лидеров банковского дела России.

Известно, что предпочтительным источником капитала любого банка является прибыль. Больше всех в 1997 году заработали Новосибирсквнешторгбанк (20,8 млрд. руб.), «Акцепт» (13,3 млрд. рублей) и Сибэкобанк (12,2 млрд. рублей). Безусловно, абсолютная величина прибыли зависит от размеров банка. Тем более примечательно второе место «Акцепта»: ведь на начало года по размеру активов он был меньше Новосибирсквнешнеторгбанка в 2,5 раза, а Сибэкобанка — в два раза. Для оценки эффективности работы всех банков в сопоставимых величинах используется показатель активности активов. Под ним понимается отношение полученной по итогам года прибыли к сумме активов (т.е. валюте баланса). По рентабельности впереди «Алемар» (13,5%) и «Акцепт» (10,4%). Также обращает на себя внимание впервые рассматриваемый нами в подобном обзоре банк «Сибирское согласие» (8,9%) и существенно более крупный Новосибирсквнешторгбанк (6,5%), стабильность и рентабельность которого на протяжении последних лет не может не внушать уважение. Для сравнения, средневзвешенное значение рентабельности активов по 30 крупнейшим банкам России составило лишь 1,82%.

Для самой простой оценки банков в аспекте «надежности» обратимся к структуре пассивов и рассмотрим покрытие капиталом привлеченных средств, как процентное отношение собственных средств и суммарных (без учета резервов) обязательств. Разброс здесь достаточно велик: от 69,8% у Сибирского хлебного до 17,7% у Сибирского банка. Эта информация, скорее, полезна для сравнения ориентации новосибирских банков и их возможностей в привлечении средств. Если же говорить об их «надежности» в абсолютном выражении, достаточно отметить, что показатель покрытия капиталом привлеченных средств у самого «ненадежного» Сибирского банка в 1997 году был выше аналогичного среднего по 30 крупнейшим банкам России, который, по данным «Эксперта», составил всего 17,43%. Кроме Сибирского хлебного можно говорить о высокой достаточности капитала Сибэкобанка (59%), Новосибирсквнешторгбанка (51,4%), «Сибирского согласия» (46%), «Акцепта» (44,6%) и «Левобережного» (42,1%). Из 30 крупнейших банков России показатели «надежности» выше 40% имеют лишь пять. Теперь имеет смысл вернуться к вопросу о причинах привлекательности лучших из местных банков для крупного банковского капитала. Проведенный в координатах «рентабельность-надежность» сравнительный анализ показывает, что, по крайней мере, 8 из 11 рассматриваемых банков Новосибирска могут быть формально отнесены к банкам «звездной» динамики.

Учитывая, что клиентский рынок Новосибирска уже поделен, крупному капиталу, конечно, целесообразнее «войти» в лучшие местные банки, чем создавать проблемонасыщенные филиалы и участвовать в борьбе за клиента. Ответ на вопрос, зачем же достаточно качественным новосибирским банкам привлекать столичный капитал, еще проще: многие из высокорентабельных банков уже исчерпали свои резервы в привлечении средств, допустимый размер которых зависит от капитала банка, даже если размер этого капитала удовлетворяет формальным требованиям Банка России.

То, как банки зарабатывали деньги, лучше всего видно из структуры активов. Несмотря на сходные внешние данные, деньги все вкладывали очень по-разному. Это еще раз подчеркивает то обстоятельство, что рассматриваемые банки выжили далеко не случайно, а благодаря индивидуальной стратегии развития и специализации. Кредитные (и учетные) операции оставались главной статьей доходов практически всех банков. Больше всех в кредитование вкладывали «Рось» (75%), Русский народный (73%) и «Акцепт» (72%). В операциях с ценными бумагами значительные средства задействовали Новосибвнешторгбанк (27%) и «Сибирское согласие» (14,6%), в то время как другие не проявляли к ним особого интереса.

Наиболее общее представление о качестве активов рассматриваемых банков может дать информация о доле активов, приносящих доход. К таким активам мы отнесли вложения в кредитные (и учетные) операции, ценные бумаги и долевое участие, опустив из рассмотрения незначительные по объему операции по обмену валюты. Предельно интенсивно свои ресурсы использовали банки «Акцепт» (79%), «Рось» (76%), Русский народный и «Сибирское согласие» (по 73%). Положение многих ведущих банков в конце списка объясняется большими вложениями в имущество, а также в денежные и приравненные к ним средства. Пожалуй, никак не объяснимо только положение Сибирского хлебного банка, державшего 23,5% своих активов на не приносящих доход корреспондентских счетах других банков.

Наиболее общие выводы сводятся к следующему: Первое, к началу 1997 года новосибирские банки выжили благодаря ставке на качественное обслуживание клиентов, индивидуальная стратегия развития и специализация. Результатом явилось завоевание каждым своего места на клиентском рынке. Такие завоевания тем более почетны, что происходили они в конкуренции с располагавшими заведомо более дешевыми ресурсами филиалами столичных банков и друг с другом.

Второе, проведенное в координатах «рентабельность-надежность» сравнение местных банков с 30 крупнейшими банками России, показало, что в 1997 году они имели положительный баланс: пассивы характеризовались высокой «надежностью», а уровень рентабельности, по крайней мере, половины новосибирских банков делал их весьма привлекательными для инвестиций.

Третье, только пять банков Новосибирска удовлетворяли требованиям Банка России к размеру собственных средств, установленным на 01.01.99 в 5 млн. ЭКЮ. Несмотря на высокую стабильность и эффективность, будущее многих связано с появлением новых владельцев. Текущий год становится годом интенсивных структурных преобразований. В приходе капиталов заинтересованы и лучшие банки Новосибирска, вопрос о существовании которых на 01.01.99 сейчас уже не стоит. Скорее всего, это можно объяснить необходимостью формировать ресурсы для дальнейшего развития.

В 1997 году к числу лидеров можно уверенно отнести «Акцепт» и «Алемар», Новосибирсквнешторгбанк и Сибэкобанк, «Левобережный и «Сибирское согласие». А в темпах наращивания собственных средств не было равных Муниципальному банку[[15]].

4.3.       Финансовые компании

Финансовый кризис в стране основательно ударил по финансовым компаниям Новосибирска: размеры их собственных капиталов начали сокращаться, сотрудникам урезали зарплату, многих отправили в отпуска. Сегодня среди членов Новосибирского филиала Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) сразу три компании угодили за «черту бедности», их собственный капитал оказался меньше минимальных требований ФКЦБ — 50 тыс. ЭКЮ. Тем, кто опустился ниже минимально допустимого уровня не более чем на 15%, ФКЦБ разрешило работать до 1 апреля и обязало нарастить капитал. Выполнить это требование отстающие компании не успели, и, если ФКЦБ сейчас не продлит отсрочку, лицензию на брокерско-дилерскую деятельность у них отзовут. Ряд финансовых компаний сворачивает спекулятивные операции на рынке и как следствие — сокращение численности работников, занятых на этих операциях. Компании судорожно ищут новые направления работы, некоторые из них развивают долгосрочные программы по привлечению инвестиций с крупными эмитентами. Однако потерь в рядах НАУФОР, видимо, не избежать: за неуплату членских взносов из местного филиала ассоциации уже исключена компания «Третье тысячелетие», еще две компании исключены в связи с их реорганизацией. В кризисной ситуации даже расходы на членские взносы (300 долларов в месяц) для многих компаний уже не по карману [[16]].

5.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ

В Новосибирске побывала делегация Синцзяно-Уйгурского автономного района Китая (СУАР), которая провела переговоры о сотрудничестве Синцзяна с Новосибирской областью. Планируются поставки в Китай различного оборудования для добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского и водного хозяйства. А Синцзян сможет поставлять в Новосибирск хлопок, фрукты, виноград и изюм, ткани и ковровые изделия, концентраты редких металлов. Возможно создание смешанных предприятий и фирм, дальнейшее увеличение «челночных» операций. Реально развитие связей в области науки и туризма [[17]].

6.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

6.1.       Прожиточный минимум

По сообщению управления труда и занятости населения администрации области, прожиточный минимум для населения составил на 1 июля 1998 года в среднем на душу населения 505 рублей. По возрастным категориям он распределился так: для мужчин в возрасте от 16 до 60 лет — 586 рублей. Для женщин в возрасте от 16 до 55 лет — 502 рубля. Для пенсионеров старше 55(60) лет — 376 рублей. Для детей в возрасте до 7 лет — 439 рублей. Для детей от 7 до 16 лет — 507 рублей. Минимальный потребительский бюджет сохранился на уровне мая, июня, т.е. составил на 1 июля 1998 года для населения Новосибирской области 1648 рублей, для жителей города — 1817 рублей, для жителей села — 1219 рублей [[18]].

6.2.       Занятость

По данным Новосибирской городской службы занятости, за прошедшие полгода в службу обратилось 96,3 тысячи человек, из них 11,2 тысячи зарегистрированы в качестве ищущих работу, остальные получили консультации и занялись самостоятельным поиском работы. Всего на учете состоит 19,8 тыс. человек. Каждый третий из обратившихся по вопросу трудоустройства высвобожден с предприятия в связи с его ликвидацией, оп сокращению штатов. И июне в городскую службу занятости поступили сведения еще от 76 предприятий, которые сообщили о сокращении 683 человек. По-прежнему сохраняется несоответствие между профессиональным составом лиц, ищущих работу, и структурой имеющихся рабочих мест. Предлагаются вакансии для инспекторов УВД, рабочих строительных организаций, водителей автомобилей, медсестер, врачей, преподавателей.

Ищут работу чаще всего бухгалтеры, экономисты, инженеры и техники всех специальностей. В конце июня служба занятости располагала сведениями о наличии 3757 вакансий, из них 2556 — по рабочим профессиям. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число вакансий сократилось на 12,6 процента. Число безработных на 1 июля составила по Новосибирску 6898 человек, что на 1708 меньше, чем в прошлом году. Среди безработных 72,8 процента женщины, каждый четвертый безработный имеет высшее образование, каждый пятый — в возрасте до 30 лет, каждый шестой — в предпенсионном возрасте. Каждый шестой из числа получивших статус безработного был направлен на обучение рабочим профессиям. За шесть месяцев профессиональное обучение завершили 1136 человек, трудоустроено 993. В этом году появился спрос работодателей на визажиста, менеджера продаж, продавцов-консультантов [[19]].



Источники

[1] Èâàíîâ Ã. Ôèíàíñû, ôèíàíñû è åùå ðàç ôèíàíñû // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 4 èþëÿ. — ¹122. — Ñ.1.

[2] Ïîëåâàíîâ Â. Âàñèëèé Êèñåëåâ: Ïðàâèòåëüñòâî Ðîññèè íàðóøàåò êîíñòèòóöèþ // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 17 èþëÿ. — ¹ 26. — Ñ.3.

[3] Ôðîëîâ Ä. Âðåìÿ ðåøèòåëüíûõ äåéñòâèé è ïðîòèâîäåéñòâèé // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 17 èþëÿ. — ¹ 26. — Ñ.3.

[4] Âìåñòå ñ Þðèåì Íåñòåðîâûì èç àäìèíèñòðàöèè óøëà äîëæíîñòü ïåðâîãî âèöå-ãóáåðíàòîðà // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 10 èþëÿ. — ¹ 25. — Ñ.3.

[5] Ãóáåðíàòîð-2000. Òå, êòî ñïîñîáåí // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 10 èþëÿ. — ¹ 25. — Ñ.3.

[6] Ñåññèÿ îáëàñòíîãî Ñîâåòà // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 9 èþëÿ — ¹125. — Ñ.1; Èâàíîâ Ã. Íîæêè ïðèäåòñÿ ïðîòÿãèâàòü ïî îäåæêå // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 16 èþëÿ — ¹ 130. — Ñ.1.

[7] Ìàëüöåâà Â. Ãëàâíàÿ õàðàêòåðèñòèêà áþäæåòà: îáëàñòü äåðæèòñÿ íà ïëàâó // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 10 èþëÿ — ¹126. — Ñ.1.

[8] Æàðèíîâ À. ßáëîêî çðååò ê âûáîðàì // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 15 èþëÿ — ¹ 129. — Ñ.2; Ñàëüíèêîâ À. Ýâîëþöèÿ ÿáëî÷íîãî äæåïóòàòà ìåäâåäêî: îò ÷åðâîòî÷èíû äî ïþðå // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 5 èþíÿ. — ¹ 20. — Ñ.3.

[9] Ìàëüöåâà Â. Ïðåäñåäàòåëü íîâûé, ïðîáëåìû — ñòàðûå // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 4 èþëÿ — ¹122. — Ñ.4.

[10] Þðãèíà À. Îáëàñòü ïðîâîäèò ýêñïåðèìåíò // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 4 èþëÿ — ¹122. — Ñ.3.

[11] Áóäóò äåíüãè — áóäåò è «÷åðíîå çîëîòî» // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 16 èþëÿ — ¹ 130. — Ñ.1.

[12] Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 5 èþíÿ. — ¹ 20. — Ñ.4.

[13] Ñàâêî Í. «Âàëÿò» ãèãàíòà // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 7 èþëÿ — ¹123. — Ñ.1.

[14] Èâàíîâ Ã. Âûãîäíîå «ñóïðóæåñòâî» // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 14 èþëÿ — ¹ 128. — Ñ.1.

[15] Äîáðûãèí Ñ. Áàíêè Íîâîñèáèðñêà â 1997 ãîäó. Ðûíîê óñïåøíî ïîäåëåí. Ìåñòî íà íåì — òîæå // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 11 èþíÿ. — ¹ 21. — Ñ.2,4.

[16] Àëáàóò Ò. Ôèíàíñîâûå êîìïàíèè Íîâîñèáèðñêà ìåëü÷àþò // Íîâàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 5 èþíÿ. — ¹ 20. — Ñ.4.

[17] Ìîëîäåíêîâ Ë. Ñèíöçÿí — íàø íîâûé ïàðòíåð //Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 10 èþëÿ — ¹126. — Ñ.3.

[18] Ìèíèìóìû íà 1 èþëÿ // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 4 èþëÿ — ¹122. — Ñ.1.

[19]  Íîâîñèáèðñêå êàæäûé ÷åòâåðòûé áåçðàáîòíûé — ñ âûñøèì îáðàçîâàíèåì // Ñîâåòñêàÿ Ñèáèðü. — Íîâîñèáèðñê, 1998. — 11 èþëÿ — ¹ 127. — Ñ.2.