Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

Андрей Якурин

Новгородская область

в июле 1998 года

1.    Социальная сфера

1.1.       Демографическая обстановка

На 1 января 1998 года население Новгородской области составило 738,3 тыс. человек. Из них 526,2 тыс. чел. (71%) проживают в городах и поселках городского типа, 213,1 тыс. чел. (29%) — в сельской местности.

За 5 месяцев года в области родилось 2,3 тысячи детей, или на 2,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. Вместе с тем впервые за несколько последних лет отмечается снижение на 10,7% числа умерших, что привело к снижению естественной убыли населения на 15,8%.

Известно, что на демографическую обстановку существенное, если не определяющее влияние оказывают экономические факторы. Ухудшение экономического положения населения, снижение его уровня жизни приводят к значительному снижению репродуктивной способности населения. Иллюстрацией этого могут служить данные, приведенные в таблице и на графике.

 

Таблица 1

Среднемноголетняя динамика естественного прироста населения Новгородской области (тыс. чел.)[[1]].

 

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

0

0,5

2,3

1,6

0,8

-0,1

1,98

3,08

0,62

0,26

-2,3

-3,7

-4,6

-8,1

-9,1

-8,8

-7,9

-7,1

 

График 1

Среднемноголетняя динамика естественного прироста населения Новгородской области (тыс. чел.)

Как видно из графика, волнообразное колебание естественного прироста населения с начала 90-х годов сменилось резким спадом репродукции, причем наибольший спад отмечен в 1992-1994 годах. К этим же годам относится резкое снижение уровня жизни населения области. Не внушает оптимизма и наметившаяся в 1995-1997 годах стабилизация естественной убыли населения, так как эта стабилизация происходит на весьма высоких значениях естественной убыли населения, а, следовательно, численность коренного населения области продолжает быстро сокращаться.

Сокращение численности коренного населения области в некоторой степени компенсируется миграционным приростом, поэтому общая численность населения области сокращается не столь быстрыми темпами. Это видно из приведенных ниже таблицы и графика.

 

Таблица 2

Динамика общего прироста населения Новгородской области в 1992-1997 годах (тыс. чел.).

 

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Естественный прирост

-4,6

-8,1

-9,1

-8,8

-7,9

-7,1

Миграционный прирост

+3,6

+4,0

+7,2

+5,9

+4,6

+7,1

Общий прирост

-1,0

-4,1

-1,9

-2,9

-3,3

0

 

График 2

Динамика общего прироста населения Новгородской области в 1992-1997 годах (тыс. чел.).

 

Из графика видно, что, несмотря на достаточно высокие показатели миграционного прироста, его значения недостаточно для компенсации естественной убыли населения. Только в 1997 году значения миграционного прироста и естественной убыли сравнялись, обеспечив нулевой прирост (убыль) населения в целом по области. Резюмируя, можно отметить, что в последние годы происходит постепенное демографическое вытеснение коренного населения Новгородской области приезжим людом.

1.2.       Уровень жизни населения. Занятость

Итак, всего в области проживает 738,3 тыс. человек. По данным областной федерации независимых профсоюзов, на 1 января 1998 года число занятого населения составило 331 тыс. человек, что на 2,7% меньше, чем на 1 января 1997 года. В службе занятости области к концу 1997 года состояло на учете 13,8 тыс. человек, при этом каждый пятый безработный не был занят более года. На одну вакансию в начале года претендовало 28 человек. Сумма долга по выплате пособий по безработице составила 10,5 млрд. неденоминированных рублей. В некоторых районах области в декабре 1997 года выдавались пособия за март-апрель.

Среднемесячная заработная плата на предприятиях области составила в 1997 году 740 тысяч рублей и выросла за год на 18%. При этом реальный (с учетом повышения цен) размер заработной платы возрос лишь на 5,7%.

Долг по детским пособиям к началу 1998 года составил 24,6 млрд. неденоминированных рублей и возрос за год в 1,5 раза.

Среднемесячный размер пенсий в 1997 году составил 336 тыс. неденоминированных рублей и вырос за год на 14,8%, реально — на 4,8%. При этом реально располагаемые доходы населения (за счет всех источников доходов) за год уменьшились на 13% [[2]].

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания выросла за год на 9,5% и составила на конец декабря 1997 года 231 тысячу рублей.

2.    Экономика

2.1.       Инвестиции

Активно действует на территории Новгородской области Всемирный банк реконструкции и развития. По сообщениям прессы, только на реализацию проектов с участием этого банка будет в ближайшее время израсходовано более 200 миллионов долларов США. В основном средства пойдут на осуществление проектов строительства жилья и развитие городского транспорта в Новгороде, Боровичах и Старой Руссе [[3]].

В стадии рассмотрения находятся еще 16 проектов на сумму 226 млн. долларов.

2.1.1.      «Дирол»

В Новгороде состоялось поднятие флагов в честь Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и ассоциации коммерческих банков: голландского «Рабо-Банк» и датских «Ден Данске Банк» и «БГ Банк». В церемонии поднятия флагов принимали участие губернатор области М.Прусак и мэр Великого Новгорода А.Корсунов [[4]]. Выступившие во время церемонии генеральный директор ЗАО «Дирол» Филипп Уэй, посол Дании в России Кристиан Холле, старший банкир ЕБРР Уильям Б. Морроу, президент фирмы «Данск Туггегумми фабрик А/С» (именуемой также «Денди») Ларс Фундер отметили благоприятный инвестиционный климат на территории Новгородской области, способствующий привлечению инвестиций.

Фирма «Денди» расположена в г.Вайле. Специализируется на выпуске жевательных резинок «Стиморол» и «Дирол». В России она начала действовать в 1991 году, в настоящее время численность персонала, работающего на российских предприятиях фирмы насчитывает 1000 человек. Сооружаемый в Новгороде завод является третьим по величине заводом фирмы, уступая лишь двум заводам, один из которых расположен в Дании, а другой — в Африке. Проектная мощность завода — 7 тыс. тонн жевательной резинки в год, изделия будут реализовываться в странах СНГ и за их пределами. Срок окупаемости проекта — 8 лет, ввод намечен на август 1999 года. Стоимость проекта — 100 млн. долларов США, из них 100 млн. немецких марок выделяют ЕБРР и ассоциация коммерческих банков, остальную часть — другие компании, в том числе «Денди».

2.1.2.      «Флайдерер»

Активно действует на территории Новгородской области немецкий концерн «Флайдерер», специализирующийся на выпуске теплоизоляционных материалов.

Концерн работает в области с 1992 года. В том году он поставил на чудовский стекольный завод «Восстание» технологическую линию по производству стекловаты. Тогда же на инвестиционном конкурсе, главным условием которого было вложение с 1995 по 1998 годы в производство 55 млн. рублей, «Флайдерер» приобрел 60% акций завода. Позднее на денежном аукционе концерн приобрел еще 15% акций.

«Флайдерер» является крупным международным концерном, численность персонала которого составляет 8 тыс. человек. Генеральным директором образованной на месте завода «Восстание» фирмы «Флайдерер-Чудово» является Хельмут Фивег.

Хельмут Фивег — выходец из Восточной Германии. Окончил Московский инженерно-строительный институт. Женат на русской. После окончания института работал в Дрездене.

Стремясь ускорить процесс модернизации производства, концерн вложил оговоренную в условиях инвестиционного конкурса сумму за два года вместо трех. В июне 1998 года общий объем инвестиций оценивался в 27 млн. немецких марок (94 млн. рублей). Численность персонала предприятия снизилась с 400 до 280 человек.

В настоящее время «Флайдерер-Чудово» выпускает более 1 млн. куб. м. стекловаты в год. Продукция реализуется в России и на Украине. «Флайдерер-Чудово» обеспечивает около 10% российского рынка стекловаты. В ближайшее время производительность технологических линий увеличится на 60-68 тонн в сутки.

«Флайдерер-Чудово» активно сотрудничает с совместной российско-австрийской фирмой «Фасад-технология», производящей облицовку современными теплоизоляционными материалами фасадов зданий.

Одной из основных проблем фирмы является сложность с доставкой из Германии материалов и комплектующих.

Несмотря на то, что «Флайдерер-Чудово» как инвестор частично освобожден от налогов (платить налоги в полном объеме фирма начнет только в 2000 году), уже сегодня только за счет подоходного налога и оставшейся части налогов завод на 20% наполняет местный бюджет.

После пожара лета 1997 года, когда на предприятии полностью сгорело административное здание, фирма выделила деньги на строительство в г.Чудово пожарного депо, купила пожарную машину. Кроме того, предприятие вложило деньги в капитальный ремонт моста через реку Кересть, поддерживает школы, детские сады, чудовский дом-интернат.

Экологические проблемы предприятия были решены после ввода в строй замкнутой системы водоснабжения.

2.2.       Бюджетный процесс

По словам губернатора Новгородской области М.Прусака, доходная часть областного бюджета за 5 месяцев 1998 года выполнена на 59%. В бюджет области недопоступило 35 млн. рублей [[5]]. Как он отметил, такой низкий процент исполнения бюджета связан с острым кризисом на двух крупнейших бюджетообразующих предприятиях — АО «Алкон» и «Акрон». По словам губернатора, ставка на ассоциацию «Черноземье» оказалась неудачной. В Воронежскую, Белгородскую, Орловскую, Курскую и иные области было отправлено большое количество минеральных удобрений, однако деньги за отгруженную продукцию до сих пор не поступили [[6]]. Это привело к тому, что за 5 месяцев 1998 года было собрано акцизов в 3,5 раза меньше, чем за тот же период 1997 года.

Задолженность Довганя составила 30 миллионов рублей. В настоящее время входящая в образованную с участием «ОНЭКСИМбанка» холдинговую компанию «Интеррос» инвестиционная группа «Ренессанс» и В.Довгань создали компанию ЗАО «Довгань» [[7]].

В.Довгань передал новой компании все принадлежащие ему торговые марки и интеллектуальные права. По оценкам специалистов, осуществление этого проекта позволит компании занять до 15% российского продовольственного рынка.

По заявлению М.Прусака, существует договоренность о погашении долга В.Довганя компанией ЗАО «Довгань».

По сообщению В.Бобрышева, АО «Алкон» начала получать из Москвы штрих-кодовую марку и самостоятельно наклеивать ее на производимую продукцию. Вместе с тем он отметил, что, несмотря на то, что «Алкон» вернулся на московский рынок, ущерб предприятию нанесен немалый. Рынок придется снова завоевывать, в настоящее время предприятие работает на 70% своей проектной мощности.

Несмотря на тяжелое положение, область выполняет свои обязательства перед федеральным бюджетом. По словам М.Прусака, у области долгов перед федеральным бюджетом нет. В то же время федеральный бюджет должен областному 380 миллионов рублей. 32 миллиона рублей составляет задолженность по детским пособиям [[8]].

2.3.       Банки

На начало 1998 года акционерами одного из крупнейших новгородских банков — «Новобанка» являлись более 14 тысяч юридических и физических лиц. Региональная сеть банка состоит их 7 филиалов и 3 отделений, расположенных в районах области.

«Новобанк» образован в 1992 году на базе новгородского отделения Промстройбанка СССР. В свое время в этот банк были переведены средства, выделенные на конверсию предприятий ВПК. До 1997 года банк являлся держателем основного счета областного бюджета (как считают некоторые эксперты, благодаря прямой протекции М.Прусака). Одним из учредителей банка являлось ПО «Азот» (после приватизации — АО «Акрон»). В 1995 году «Акрон» увел финансовые потоки за пределы Новгородской области, сильно ослабив позиции «Новобанка» [[9]]. Еще более слабыми позиции этого банка стали после ликвидации института уполномоченных банков.

В 1997 году банком была проведена девятая эмиссия акций на сумму 2,3 миллиарда неденоминированных рублей. Прибыль банка в 1997 году составила 1 миллиард рублей. Вместе с тем, положение банка оставалось достаточно сложным. Об этом говорит тот факт, что дивиденды по обыкновенным акциям за 1997 год начислены не были. Выплачивались дивиденды только по привилегированным акциям, размер дивидендов составил 10% годовых.

Весной 1998 года «Новобанк2 объявил о десятой эмиссии акций на сумму 8 млн. рублей. Необходимость этой эмиссии была вызвана требованиями Центробанка.

В 1998 году Новобанк вошел в холдинг, основу которого составил «Российский промышленный банк». Региональную сеть холдинга составили банки, входившие ранее в структуру Промстройбанка СССР (банки Калининградской, Ростовской, Вологодской, Тульской, Воронежской, Курской, Брянской, Липецкой и иных областей). Все акции, выпущенные «Новобанком» во время десятой эмиссии, были размещены среди банков холдинга. Крупный пакет акций приобрел входящий в число 50 крупнейших банков России московский банк «Юнибест».

Таким образом, в настоящее время наблюдается процесс воссоздания крупных общероссийских банков на основе структур, существовавших до начала реформ. Создание подобных холдингов должно привести к повышению устойчивости региональных банков и к усилению их конкурентоспособности на финансовом рынке. Вместе с тем образование таких структур усиливает влияние московского финансового капитала на регионы России. Можно отметить, что до последнего времени финансовый рынок на территории Новгородской области для банков Москвы и Санкт-Петербурга был практически закрыт. Однако реализация крупных инвестиционных проектов потребовала финансового обеспечения в размерах, которые новгородские банки обеспечить не смогли. Это привело к необходимости привлечения крупных столичных банков.

3.    Политический процесс

3.1.       Устав Великого Новгорода

16 июля в газете «Новгород» был опубликован текст принятого городской Думой устав Великого Новгорода [[10]].

Согласно ст.4 Устава, источником власти в городе являются жители города, обладающие избирательным правом. Высшим непосредственным выражением власти жителей города является городской референдум и свободные выборы.

Представительным органом местного самоуправления является городская Дума, исполнительным — администрация города (ст.5).

Главой местного самоуправления является мэр Великого Новгорода. Он является высшим должностным лицом города, председателем городской Думы и главой администрации города (ст.5).

Устав определяет прямое его действие на территории города. Указано, что Устав имеет высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам, принимаемым органами власти и иными организациями города. В случае противоречия актов Уставу действует Устав (ст.5).

Согласно ст.7 Устава, городская Дума принимает решения, а администрация — постановления и распоряжения.

Решения Думы подписываются мэром, или, по его поручению, заместителем председателя городской Думы.

Постановления и распоряжения администрации подписываются мэром города, а в случае его отсутствия — лицом, исполняющим обязанности главы администрации.

Согласно ст. 10 Устава, экономическую основу местного самоуправления Великого Новгорода составляют:

- муниципальная собственность в пределах городской черты, а также приобретенная в установленном порядке за ее пределами;

- местные финансы;

- имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления города;

- имущество, переданное органам местного самоуправления на основе соглашений и договоров, а также на основе односторонних актов передачи имущества;

- иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения потребностей населения города.

Ст.11 определяет состав муниципальной собственности и права собственника. Согласно тексту данной статьи, муниципальная собственность является достоянием населения города, которое обладает всей полнотой собственника и осуществляет свои права через органы местного самоуправления.

В статьях 12-18 Устава определены финансовые ресурсы и бюджет Великого Новгорода, внебюджетные и валютные фонды, участие органов местного самоуправления Великого Новгорода в финансово-кредитных отношениях, состав и использование земель Великого Новгорода.

Отличительной чертой Устава, отражающей уникальность города как исторического центра, является наличие третьей главы, посвященной историко-культурному наследию Великого Новгорода. Ниже приводится полный текст этой главы (ст. 19-20).

 

Статья 19. Объекты историко-культурного наследия Великого Новгорода.

Объекты историко-культурного наследия Великого Новгорода являются достоянием населения города. Управление, реставрация, использование и охрана этих объектов осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством.

К объектам историко-культурного наследия Великого Новгорода относятся:

- культурный слой;

- архитектурно-археологические объекты;

- историко-природные ландшафты;

- комплексы и отдельно стоящие архитектурные памятники;

- градостроительная планировка;

- ценная историческая застройка;

- достопримечательные места.

Все объекты историко-культурного наследия Великого Новгорода подлежат кадастровому учету.

Статья 20. Историческая зона Великого Новгорода и особый режим хозяйственной и градостроительной деятельности в ее границах.

Городская Дума имеет право выделения части территории города в качестве исторической зоны с установлением в ее пределах особого режима хозяйственной и градостроительной деятельности.

В границах исторической зоны ставится под особый контроль любое изменение в составе и использовании недвижимости, включая: строительство, реконструкцию, пристройку, снос и перемещение зданий, сооружений, элементов благоустройства, ремонт и модернизацию, проведение земляных работ, функциональное использование земельных участков и отдельных объектов.

 

Глава 4 регламентирует деятельность городской Думы. Согласно ст. 21, городская Дума является юридическим лицом. Она состоит из 9 человек. Мэр города входит в состав Думы и является ее председателем. Остальные депутаты избираются по 8 одномандатным округам. Срок полномочий Думы — 4 года.

Заседания Думы проводятся гласно и носят открытый характер. В заседаниях городской Думы вправе участвовать руководители структурных подразделений администрации города, прокурор города или его представители, а также представители органов территориального самоуправления, трудовых коллективов и общественных объединений при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Согласно ст. 22, депутатом городской Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и обладающий избирательными правами (норма, регламентирующая место проживания депутата, в Уставе отсутствует).

Депутаты городской Думы работают на непостоянной основе, за исключением заместителей председателя Думы. Согласно ст. 25 Устава, заместители председателя избираются Думой по представлению мэра города. Они работают на освобожденной основе.

Депутаты могут создавать внутри Думы депутатские группы (фракции) в количестве не менее трех человек.

Глава 5 регламентирует деятельность мэра города. Мэр является председателем городской Думы и главой администрации города. Ни одно должностное лицо местного самоуправления не может обладать в полной мере компетенцией мэра города. Полномочия мэра города на период не более 6 месяцев могут исполняться заместителем председателя городской Думы по предметам ведения городской Думы и заместителем главы администрации города по предметам ведения администрации города.

3.2.       Власть в России: позиция губернатора

Как известно, губернатор Новгородской области Михаил Прусак был в числе 8 членов Совета Федерации, голосовавших против назначения Сергея Кириенко председателем Правительства Российской Федерации.

Свою позицию он пояснил в газете «Новгородские ведомости»: «Администрация Президента недавно по тому же принципу амбиций сформировала правительство. Ушли прекрасные, сильные министры, которые пользовались авторитетом — Вячеслав Михайлов, Татьяна Дмитриева, Ефим Басин...». «Мне не к лицу ругать правительство — вы же видите, по многим вопросам нам идут навстречу. Но, положа руку на сердце, все-таки скажу: не верю. Правительство не работает на перспективу, занимается латанием дыр и заниманием денег. Антикризисная программа направлена только на одну цель — найти деньги и аврально сработать. Полученных денег хватит на 2-3 месяца. А дальше — хоть трава не расти». [[11]]

М.Прусак дал понять, что острейший кризис власти существует и на президентском уровне: «Следующий вопрос стоит так — сможет ли Ельцин произвести в стране кардинальные изменения? Или их сделают за него другие через вакуум власти? Почти такая же ситуация была в конце правления Горбачева — Михаил Сергеевич вначале сдал старых членов ЦК, потом новых, потом министров союзных, потом свое окружение, потом съезд народных депутатов СССР... Ельцин тоже приступил к сдаче. Вначале сдал часть народных депутатов — членов межрегиональной группы, потом народных депутатов России, потом сдал глав администраций субъектов Федерации, создав мифический институт представителей Президента и Совет при нем, сдал он и первое свое окружение, начал сдавать и последних, даже врачей своих уволил, которые семь лет лечили его. Остался один. Горбачев тоже остался один в Форосе. Но у Ельцина ситуация тяжелее. Ему придется нести ответственность за все, что происходит».

9 июля М.Прусак встретился в Кремле с Президентом РФ Б.Ельциным и имел с ним беседу. В интервью, которое М.Прусак после встречи дал радиостанции «Эхо Москвы», он высказался за то, чтобы отнять у президента хозяйственные функции, полностью передав их правительству. Также он высказался за то, чтобы вновь ввести пост вице-президента России.

Источники



[1] До 1992 года — данные проф. Б.Б.Фишмана, с 1992 года — данные областного комитета статистики.

[2] Пессимизм народа глазами статистики. По данным социально-экономического отдела областной Федерации профсоюзов // Новгородская правда. – Великий Новгород. 1998. – №1. – Март.

[3] Об инвестиционном портфеле // Новгород. — Великий Новгород. 1998. — 16 июля

[4] В.Арсеньев. Растут корпуса новгородского «Дирола» // Новгород. — Великий Новгород. 1998. — 2 июля.

[5] Л.Митрофанова. М.Прусак: «Мы все равно выйдем из этой ситуации» // Новгородские ведомости. – Великий Новгород. 1998. – №2. – 3 июля.

[6] Встреча с прессой  // Новгород. — Великий Новгород. 1998. — 2 июля.

[7] Е.Мальков. «Алкон», «Довгань», далее «Ренессанс»? // Новгородские ведомости. – Великий Новгород. 1998. – №1. – 1 июля.

[8] Л.Митрофанова. М.Прусак: «Мы все равно выйдем из этой ситуации» // Новгородские ведомости. – Великий Новгород. 1998. – №2. – 3 июля.

[9] А.Якурин. Новгородская область в январе 1996 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1996. — №1.

[10] Устав Великого Новгорода // Новгород. — Великий Новгород. 1998. — 16 июля.

[11] Л.Митрофанова. М.Прусак: «Мы все равно выйдем из этой ситуации» // Новгородские ведомости. – Великий Новгород. 1998. – №2. – 3 июля.