Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Калмыкия

И. Рыжков

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

в апреле 1998 года

1.    ПОЛИТИКА

Состоявшаяся внеочередная 34-я сессия Народного Хурала РК утвердила в окончательном варианте консолидированный бюджет республики на 1998 год. В соответствии с тем, что в федеральном бюджете на 1998 год финансовая помощь Калмыкии была предусмотрена на 26,2% ниже уровня 1997 года (361 млн. руб.) в расходную часть бюджета республики были внесены поправки. Собственно, бюджет и не был принят до настоящего времени только лишь потому, что министерство финансов не знало, какую сумму делить. Сейчас все прояснилось. Общая сумма доходов по Калмыкии составляет 586,9 млн. рублей, кроме этого трансферт — 361 млн. руб. Итого набирается 947,9 млн. рублей.

Недополучение федеральных 114 млн. рублей, естественно, не позволит в текущем году осуществить в полном объеме финансирование социальных программ. Об этом депутаты были также предупреждены. На систему образования минфин выделил 15,1 млн. рублей, на культуру — 17,5 млн. рублей, на здравоохранение, физкультуру и спорт — 122,5 млн. руб. Знающие люди сразу обратили на явное несоответствие друг другу этих трех социальных статей и на то, что странным образом не стали достоянием общественности цифры расходов на здравоохранение, и отдельно на физкультуру и спорт. В этом есть один калмыцкий секрет — средства на содержание команды высшей лиги «Уралан». В прошедшем году президент РК своим указом обязал команду выйти в высшую лигу российского футбола. Затрачена на это по самым скромным подсчетам сумма, соизмеримая с суммой годового бюджета двух сельских районов республики. Футболисты выполнили задачу и получив «лично» от К.Илюмжинова царские подарки в большинстве своем месте с главным тренером благополучно отбыли кто куда. Была срочно набрана новая команда с новым главным тренером, которая и начала сезон в высшей лиге. Илюмжинов недавно подписал новый указ, которым поставил новые задачи перед командой, а именно — войти в пятерку сильнейших российских команд с перспективой участия в европейских турнирах. Президент, как и в прошлом году не устает повторять, что и сегодня на команду не тратится ни копейки бюджетных денег, а вопросы эти интересуют только «лжепатриотов». То что в прошлом году эти уверения Илюмжинова не соответствовали действительности, известно всем в республике. Сомнения вызывают и сегодняшние аналогичные заявления чиновников, уж очень подозрительна статья расходов бюджета, где смешаны и здравоохранение и спорт.

Еще один калмыцкий «секрет» — это внебюджетные фонды, такие как например, Благотворительный фонд Кирсана Илюмжинова и другие. Уже вроде и Генеральная прокуратура России указывала на то, что средства этих фондов бесконтрольны и не облагаются налогами, а воз и ныне там. Хотя в одном из проектов бюджета более 150 млн. рублей из этих фондов учитывались в доходной части. В последнем же проекте консолидированного бюджета внебюджетные фонды не нашли отражения, но продолжают аккумулировать значительные средства, по сути дела оставаясь бесконтрольными. Об этом даже вынужден был заметить на сессии председатель Народного Хурала, но, как оказалось, напрасно. Глас тихо вопиющего остался не услышан — бюджет был утвержден без особых проблем и вопросов. Парламент республики высоко несет звание карманного. Практически без осуждения приняты постановления Народного Хурала «О предоставлении налоговых льгот в системе государственного высшего профессионального образования», «О вексельном займе денежных средств для погашения кредита, оформленного ГУП «Аграрно-финансовая компания» (последняя, кстати сказать, создана не для того, чтобы не суметь расплатиться с кредитами, а, являясь монополистом, должна была по задумке своих «родителей» в правительстве и депутатов приносить немалые доходы трудовому крестьянству; но, как видно, и монополии нашему сельскому хозяйству не помогают — весенне-полевые работы в 1997 году оказались убыточными). Приняты законы РК «Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг», «О бюджете территориального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы РК» [[1]].

Подготовка к 33-й Всемирной шахматной олимпиаде в Калмыкии давно уже стала политическим фактором, как и футбол. По отношению к проведению олимпиады определяются лояльные и нелояльные, «настоящие патриоты» и «лжепатриоты», «конструктивисты» и «злобствующие оппозиционеры». Олимпиада объявлена национальным приоритетом, делом чести каждого гражданина и организации. Исполнительный комитет по подготовке и проведению олимпиады приглашает всех внести свой вклад в подготовку и проведение этого общенационального мероприятия. К сотрудничеству приглашаются промышленные предприятия, торговые и коммерческие структуры, рекламные агентства и фирмы. Тут же даются и банковские реквизиты [[2]].

Саму олимпиаду собираются проводить уже в сентябре, но многие вопросы по поводу ее финансирования остаются. Как и в случае с футболом и президент Калмыкии, и чиновники всех рангов клянутся, что на проведение этого мероприятия не будет затрачено ни копейки бюджетных денег. Показательно в этой связи выступление председателя Госкомитета по подготовке 33-й Всемирной шахматной олимпиады С.Бадминова. По его словам, «ни одного рубля из бюджета республики на Олимпиаду затрачено не будет. Строительство шахматного города «Сити-чесс» (проектная стоимость $200 млн., ведется за счет федерального бюджета, спонсорских средств. Если из этой суммы средств вычесть те, которые надо отдать (кредиты, товарные кредиты и средства из местного бюджета), сумма привлеченных средств на территорию Калмыкии составит более $100 млн. Бюджет оргмероприятий (питание, проживание, проезд и пр.) ориентировочно составит $4-5 млн. Деньги на это пойдут опять же от спонсоров, из федерального бюджета (как субъект РФ, Калмыкия имеет право на получение дотаций при проведении международных мероприятий)». Вернуть затраченные средства в бюджет организаторы намереваются довольно просто: «Если каждый из 2000 гостей и участников Олимпиады привезет с собой по 1 тыс. долл. и оставит их здесь, то уже принесет 2 млн. долл». «Проведение Олимпиады в Элисте по самым скромным подсчетам принесет Калмыкии 300 млн. рублей новыми» [[3]].

Конечно можно бы было поверить высокому чиновничьему слову, но уж слишком много раз калмыцкого обывателя дурачили. Именно поэтому «непатриотично» настроенные граждане попытались прояснить ситуацию с федеральным финансированием Олимпиады в Элисте в Министерстве финансов РФ. И, как оказалось, ситуация складывается вокруг этого финансирования довольно странная. Правительство Калмыкии не удосужилось представить необходимые расчеты для проведения работ по завершению строительства объектов Олимпийской деревни с целью включения их в федеральную адресную инвестиционную программу этого года. Как кажется федеральному правительству, несмотря на различные финансовые проблемы ничего не стоит профинансировать проект Илюмжинова, требуется лишь соблюдение формальностей со стороны правительства Калмыкии. Неизвестным остается лишь то, каким образом в российском правительстве решаются вопросы о целесообразности подобных прожектов региональных «князьков».

Итак, пока финансирования еще нет, а стройка идет полным ходом уже в течение года. Откуда деньги, приходится только догадываться. Может быть, это 1 млн. рублей, выделенных в 1998 году РК на строительство объектов коммунального хозяйства для обеспечения функционирования Олимпийской деревни, а может, используются 5,9 млн. рублей, выделенных на строительство жилых домов и объектов здравоохранения. А может это средства в сумме 94,9 млн. рублей, предназначенные на реализацию постановления правительства РФ №303 «О Федеральной целевой программе социально-экономического развития республики Калмыкии и национально-культурного возрождения калмыцкого народа» [[4]]. Можно ли считать эти деньги не бюджетными или нет — большая загадка.

2.    Апрельские акции протеста в Калмыкии

Еще в конце марта на заседании Федерации профсоюзов Калмыкии (ФПК) было принято решение поддержать Всероссийскую акцию протеста и провести в Элисте митинг. Мэрия города не разрешила профсоюзам проводить его на центральной площади, а как всегда отправила их на окраину города. Сама акция прошла 9 апреля и началась в 15 часов. Была она не очень многочисленна (примерно 200-300 человек), хотя в организации акции активно принимал участие народно-патриотический союз Калмыкии, а также представители местного отделения РКРП. Требования со стороны профсоюзов, как неоднократно подчеркнул выступивший на митинге председатель ФПК А.Чевардов носили только социально-экономический характер. По‑видимому, профсоюзы Калмыкии устраивают то фиктивное соглашение, которое было ими подписано накануне, и принятый в 1997 году республиканский принят закон о профсоюзах. И хотя положение людей меняется только в худшую сторону, профсоюзные руководители, видимо, не намереваются возглавлять протестное движение в республике. Итак, основные требования профсоюзов: — до 1 июля выплатить зарплату и в бюджетных и в небюджетных организациях, повысить минимальную оплату труда до уровня прожиточного минимума, выплатить пособия по безработице (они выплачены только за декабрь 1996 года, долг по республике 17 млн. рублей), выплатить детские пособия (долг по республике более 100 млн. рублей) [[5]]. Требования выступающих коммунистов были более радикальные: восстановление советской власти и т.д. Некоторые выступавшие сравнили сегодняшнюю жизнь в республике с сибирской ссылкой калмыков и сравнения были явно в пользу Сибири. Прозвучала и тема свержения режима Илюмжинова и требование новых выборов. Звучали призывы начинать проведение акций неповиновения незаконным властям республики, перекрывать дороги, проводить голодовки протеста. Прозвучавшее на митинге предложение провести 12 апреля 1998 года на площади перед Домом правительства пикетирование нашло довольно широкий отклик.

Около пятидесяти человек вышли на центральную площадь города и провели там пикет, на котором были собраны подписи под заявлением на имя руководителя Представителя Президента РФ в Калмыкии В.Бембетова и руководителя администрации Президента РФ В.Юмашева следующего содержания:

«Доводим до Вашего сведения, что сегодня, 12 апреля 1998 года, истекли законные полномочия Президента РК К.Илюмжинова, избранного в апреле 1993 года на пятилетний срок. Выборы же Президента РК, досрочно проведенные в 1995 году, как Вам известно, не имели законных оснований и были проведены по закону не соответствующему Конституции РФ. Напоминаем, что и Народный Хурал избран в 1994 году по закону, не соответствующему Конституции РФ. В этом Хурале вопреки конституционным положениям о разделении властей продолжают заседать депутаты — представители Президента Калмыкии в районах, депутаты — министры. В этом же Хурале заседает и депутат-представитель Президента РФ в Калмыкии В.Бембетов и его заместитель Ю.Д.Сангаджиев — человек с известным уголовным прошлым, избранный по Восточному избирательному округу г. Элисты, вместо законно избранного от этого же округа депутата В.Колесника.

Констатируем, что в настоящее время в республике не существует законных органов власти. С сегодняшнего дня граждане Калмыкии вправе не подчиняться незаконным властям. Считаем, что вы, как представитель Президента России — гаранта конституционных прав граждан, обязаны предпринять меры по организации законной власти в республике. Мы требуем в месячный срок выработать меры по преодолению кризиса власти и провести необходимые мероприятия по организации выборов в органы местного самоуправления, депутатов Парламента и Президента РК. Довести позицию граждан Калмыкии и положение дел в Республике до федеральных властей. В случае невыполнения законных требований граждан Калмыкии власти могут спровоцировать акции гражданского неповиновения. Мы вас предупреждаем!»

По этим заявлением переданным в представительство Президента РФ стояло более 30 подписей пикетчиков.

На этом же пикете представители благотворительной организации «От сердца к сердцу» вновь объявили о своем намерении возобновить насильственно прерванную властями голодовку, но теперь инвалиды намерены голодать на центральной площади Элисты.

3.    Земельный вопрос в Калмыкии

Осенью 1997 года Минсельхозпродом республики были выбраны 4 «пилотных» хозяйства на базе которых намечалось провести реформирование сельхозпредприятий по программе предложенной Росагрофондом (Москва). Члены вновь образуемых хозяйств имеют право собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Законодательной базой для реформы послужила Конституция РФ и Указы Президента РФ. В связи с разработанной программой в одном из таких хозяйств — совхозе Цаган-Нур — 15 февраля 1998 года было проведено первое собрание, где было принято решение о реорганизации совхоза. Право на землю в соответствии с законом теряли те, кто долгое время проработал в совхозе, однако на пенсию уходил из другой организации, как и те, кто поменял место жительства. Общее число собственников земли в бывшем совхозе составило 516 человек, право на получение имущественного пая получили 397 человек. Перед реорганизацией была проведена инвентаризация земли и имущества. Был рассчитан средний имущественный пай, который составил от 1 до 3 тыс. рублей. Сумма паевого фонда составила всего 628 тыс. рублей, что связано с большой задолженностью и ушедшими в муниципальную собственность объектами социальной сферы. Каждому претенденту на земельную долю выделяется 100 га земли. 5 апреля собственникам земли и имущественного пая были вручены свидетельства. Как отмечали местные газеты, это знаменательное событие произошло в день рождения первого президента Калмыкии К.Илюмжинова (в последнее время все великие события происходят только в такие дни). После получения официальных свидетельств собственники земли по старой советской привычке тут же создали сельскохозяйственно-производственный кооператив «Цаган-Нур». Чем это будет отличаться от совхоза — никто не знает. Многие хотели бы создать маленькие хозяйства, но для этого нужен кредит, а сегодня нет таких банков, которые бы брали землю в залог. Бывший директор совхоза, которому на собрании припомнили о развале совхоза, об исчезнувшем когда-то «Камазе» и о растаскиваемых животноводческих стоянках, по настоянию вышестоящего руководства открытым голосованием был избран председателем СПК. Итак, реформы идут за реформой, совхозы то укрупняются, то расформировываются, а сельское хозяйство рушится. В реформируемом совхозе в 90-х годах было 60 тыс. овец, осталось 3 тысячи, было 40 тракторов, осталось 6. Народ поголовно без работы. Выживает на личном подсобном хозяйстве, которое из подсобного давно превратилось в основное [[6]].

4.    Культ личности

Чем больше обостряется социально-экономическая ситуация в Республике, тем более настойчиво власти республики, используя все средства массовой информации, внедряют культ личности К.Илюмжинова. Основы этого процесса были положены еще в 1993 году, когда он был провозглашен чуть ли не посланцем неба. В настоящее время методы формирования культа Илюмжинова изменились, стали еще более навязчивы. Издает книги теперь не только президент, но и его папа тоже написал семейную книгу. Республиканская печать, естественно, в течение длительного времени печатает отклики на эти выдающиеся произведения. Сейчас, в связи с пятилетним сроком его президентства, по радио почти каждое утро читают стихи и поэмы, посвященные К.Илюмжинову, что показывает безграничную любовь народа и преданность своему вождю. Заодно восхваляют и сам институт президентства: «Институт президентства сыграл прогрессивную роль в возрождении национального самосознания, в стремлении освободиться от чрезмерного вмешательства центра в дела республик и регионов, обрести реальный суверенитет» [[7]]. Все даты так или иначе связанные с именем президента, объявляются праздничными. В нынешнем апреле таких праздничных дней оказалось всего два — 6 и 13 апреля. Все это делается, конечно же, «по многочисленным просьбам трудящихся» [[8]].

Публикуются нерепрезентативные социологические опросы населения, проводимые информационно-аналитическим отделом администрации президента, результаты которых, конечно же, показывают доверие населения к деятельности президента. Например, в общем положительно оценивают деятельность президента более 60%, такое же количество поддерживает деятельность президента по развитию шахмат в Калмыкии, поддерживает проведение шахматной Олимпиады в республике, почти столько же одобряют деятельность Илюмжинова по повышению классности футбольной команды «Уралан» и строительство в Элисте шахматного города Сити-чесс [[9]].

Присвоение почетных званий, княжеских и других титулов, награждение российскими государственными и церковными орденами, к сожалению, лишь усугубляет проблему, и не только личную проблему К.Илюмжинова, но и проблему государственной власти в Калмыкии.



Источники

[1]. Гаряева Н. Принят главный финансовый документ республики // Известия Калмыкии. — 1998. — №70.2 апреля.

[2]. Официальная хроника // Известия Калмыкии. — 1998. — №74. — 8 апреля.

[3]. Бадминов С. Во скольно обойдется Калмыкии шахматная Олимпиада // Элистинские новости. — 1998. — №15. —
4-10 апреля.

[4]. Письмо заместителя министра РФ А.Астахова №01-19/07-399 от 8 апреля 1998 г.

[5]. Болдуринова Е. Акция в защиту трудящихся // Известия Калмыкии. — 1998. — №75. — 9 апреля.

[6]. Михайлова С. Первые собственники земли в Цаган-Нуре // Известия Калмыкии. — 1998. — №75. — 9 апреля.

[7]. Андреева Е. Президентские выборы 1993 года и их роль в процессе реформирования власти // Известия Калмыкии. — 1998. — №76. — 10 апреля.

[8]. Указ Президента РК // Известия Калмыкии. — 1998. — №71. — 3 апреля.

[9]. Официальная хроника // Хальмг УНН. — 1998. — №63. — 8 апреля.