Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тюменская область

Анатолий Вульфович

Тюменская область

в марте-апреле 1998 года

Состоявшейся в феврале второй сессией Тюменской областной Думы закончился шестилетний конституционный кризис в Тюменской области. Начавшийся в марте 1992 года подписанием Федеративного Договора, уравнявшего конституционные права Тюменской области с правами входящих в ее состав автономных округов, кризис закончился выборами областной Думы с численным перевесом депутатов от округов, преобладанием представителей нефтегазового комплекса и, в результате, избранием руководителем представительного органа области С.Корепанова, ранее руководившего Ямало-Ненецким окружкомом КПСС, затем представительством РАО «Газпром» в округе, в последнее время — председателя окружной Думы. Окружная элита, вынужденная подчиниться решению Конституционного Суда, сменила стратегию отделения от области на стратегию поглощения южной части области. Однако сложившийся в последние месяцы экономический кризис, связанный с обвальным падением мировых цен на нефть, отодвинул пока на второй план вопросы политические, поскольку первоочередными стали проблемы социально-экономические.

1.    НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСЛЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

Началом приватизации нефтяной промышленности России, в том числе и в Тюменской области можно считать Указ Президента РФ от 17 ноября 1992 года, №1403. В соответствии с указом создавались четыре нефтяные компании: «Роснефть», «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». Нефтяные компании создавались по типу холдингов с включением предприятий нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения. В состав холдингов на территории Тюменской области вошли нефтедобывающие объединения: в «ЛУКойл» — предприятия гг. Лангепаса, Урая и Когалыма, в «ЮКОС» — объединение «Юганскнефтегаз», в «Сургутнефтегаз» — одноименное объединение; практически все остальные нефтедобывающие предприятия вошли в состав «Роснефти» (точнее, акции этих предприятий находились в управлении «Роснефти»).

В мае 1995 года была создана Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания («Сиданко»), в ее состав вошли нефтедобывающие предприятия севера Ханты-Мансийского автономного округа, в августе 1995 года — Сибирская нефтяная компания («Сибнефть») с объединением «Ноябрьскнефтегаз» и Тюменская нефтяная компания (ТНК) с объединениями «Тюменнефтегаз» и «Нижневартовскнефтегаз», тогда же на базе объединения «Сибнефтегазпереработка» была создана Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания («Сибур») по переработке попутного нефтяного газа. Ранее, в апреле 1994 года объединение «Мегионнефтегаз» вошло в состав компании «Славнефть», созданной в соответствии с российско-белорусскими соглашениями. Был также акционирован Тобольский нефтехимический комбинат, 51% акций которого принадлежит РАО «Газпром».

В нефтяные компании входят также предприятия нефтепереработки, однако все они находятся за пределами Тюменской области. За пределами области находится и большая часть предприятий по обеспечению нефтепродуктами, также входящих в состав нефтяных компаний.

Таким образом, в течении 1993-1995 годов в Тюменской области ранее единая и просуществовавшая около тридцати лет система нефтедобычи, состоявшая из Главного управления «Главтюменнефтегаз» и нефтедобывающих объединений в нефтяных районах, была разделена на большое количество акционерных обществ и частично приватизирована. Но основная приватизация (продажа пакетов акций, находившихся в федеральной собственности) происходила в последние годы и еще не закончена. Продажа пакетов акций почти всех компаний проходила со скандалами («Сиданко», ТНК, «Сибур»), намечается скандал и с продажей акций «Роснефти».

До начала шестидесятых годов Тюменская область была одним из самых отсталых регионов Советского Союза. Здесь не было такой промышленности как в соседних Свердловской, Омской, Томской или Новосибирской областях, не особенно было развито и сельскохозяйственное производство, или, во всяком случае, было развито далеко не так, как у южных соседей — в Казахстане. Лес, причем не очень высокого качества — вот, пожалуй, единственное, что вывозилось из области. И сотни тысяч квадратных километров совершенно безлюдных болот и тундры.

Появление нефтегазового комплекса совершенно изменило всю жизнь области. Во-первых, для освоение месторождений необходимы были трудовые ресурсы — началось переселение сотен тысяч человек, главным образом либо из регионов с избыточными трудовыми ресурсами (Украина, Кавказ), либо из регионов, где имелись опытные кадры нефтяников (Татария, Азербайджан). Застраивались десятилетиями захолустные городки (Тобольск, Сургут, Нижневартовск), строились города на совершенно пустом месте (Нефтеюганск, Ноябрьск, Муравленко, Когалым, и еще десятки других). Общим для всех таких городов было одно: все они были построены при месторождениях либо заводах, и предприятия нефтегазового комплекса были для них градообразующими. Жилые дома, школы, больницы, магазины, здания исполкома, суда, прокуратуры, милиции, весь транспорт — все было на балансе у предприятий, все коммунальное хозяйство города обслуживалось службами предприятий. Понятно, кто был хозяином в городе. Во-вторых, в область стали поступать колоссальные материальные ресурсы, причем использовались они практически бесконтрольно.

От руководителя же требовалось только одно — как можно больше нефти и газа!

В таких условиях и появился новый тип тюменского руководителя — специалиста высокого класса, с авторитарным стилем управления, не отягощенного моральными принципами.

В конце восьмидесятых — начале девяностых годов нефтегазодобывающие объединения получили то, что добивались много лет — полную самостоятельность и даже более того: они получили право выхода на внешний рынок, о чем раньше не могли и мечтать. При отличающейся в несколько раз внутренней и мировой цене нефти ее экспорт приносил очень высокие личные доходы руководителям объединений. За рубеж уходили эшелоны с нефтью и там исчезали. В эти годы и появились за границей валютные счета руководителей нефтедобывающих объединений — здесь их называют «нефтяными генералами» — и их московских покровителей. Нефть разворовывалась десятками миллионов тонн в год. По этому поводу не было ни одного судебного процесса, но было очень много заказных убийств. Для получения и отмывания наличных рублей и валюты создавались тысячи посреднических фирм. В Тюменской области нефтью и нефтепродуктами не торговали только ленивые. По степени криминализации добыча и торговля нефтью уступает разве что только наркобизнесу. И поэтому создание частных нефтяных компаний — холдингов с включением предприятий добычи, переработки нефти и распределения нефтепродуктов с последующей их приватизацией было оптимальным решением не только с экономической и технологической точек зрения, но и спасало отрасль от окончательного разворовывания. Государство уже не могло гарантировать ее сохранность, она могла сохраниться только в виде частной собственности. Возможно, что об этом не подозревали и сами авторы идеи частных нефтяных холдингов.

Естественно, что «нефтяные генералы» встретили в штыки лишение их самостоятельности. О «нефтяных войнах» второй половины девяностых можно было бы написать очень много, но, в итоге, новые собственники нефтяных компаний либо приручили, либо избавились от прежних генеральных директоров. Где-то это сопровождалось громкими процессами, как например в «Нижневартовскнефтегазе», где-то прошло сравнительно тихо, как в «Ноябрьскнефтегазе» или «Тюменнефтегазе».

Обстановка в разных нефтяных районах во многом отличается. Все последние годы стабильно работает нефтяная компания «Сургутнефтегаз», что, видимо, связано как с личными качествами ее генерального директора В.Богданова, так и с тем, что при приватизации объединения были учтены интересы трудового коллектива и к руководству компанией не были допущены московские финансисты. Кроме того, в Сургуте не так явно выражен монополизм нефтяников, в частности, благодаря крупнейшим Сургутским ГРЭС-1 и ГРЭС-2, а также предприятиям РАО «Газпром».

Стабильно работает и развивается крупная нефтяная компания «ЛУКойл», видимо, в известной степени, благодаря высокому авторитету президента В.Алекперова.

Поражением генерального директора АО «Нижневартовскнефтегаз» В.Палия закончилась длившаяся около года «нефтяная война» между ним и Тюменской нефтяной компанией, а точнее, московской ФПГ «Альфа». В этом противостоянии много неясного, в арбитражных судах всех уровней уже рассматривались и еще будут рассматриваться десятки исков, дело дошло до того, что контрольные пакеты дочерних предприятий АО «Нижневартовскнефтегаз» — нефтегазодобывающих управлений — оказались за границей, сейчас они возвращены в Россию. В конечном итоге АО было признано банкротом, чему способствовала в том числе установленная В.Палием (явно в популистских целях) непомерно высокая, достигавшая 7 тысяч деноминированных рублей (в 2-2,5 раза больше отраслевой) средняя зарплата в АО, и в нем было введено внешнее управление. С почетом отправлен в отставку генеральный директор второго добывающего предприятия ТНК — АО «Тюменнефтегаз» — Ю.Вершинин, и в этом АО также введено внешнее управление. Рассматриваются предложения о переводе ТНК на единую акцию.

Очень похоже развивались события в Сибирско-Уральской нефтегазохимической компании — АО «Сибур», закончившиеся переходом на единую акцию. Настолько похоже, что уволенные директора подразделений — уже упоминавшийся В.Палий и директор Сургутского газоперерабатывающего завода АО «Сибур» А.Рязанов — на волне борьбы с мировым и отечественным капиталом оказались избраны депутатами областной Думы.

Дела в нефтедобывающих предприятиях идут не лучшим образом. Проблемы, в общем-то, у всех одни и те же: высокие налоги и тарифы на перекачку и перевозку нефти и расходы на социальную сферу, неплатежи, изношенное оборудование, лишние люди и паразитирующие посредники, снижение цен на нефть.

Разобравшись с руководством предприятий, новые хозяева стали разбираться с тем, что они с таким трудом приобрели. Отрасль, приносившая Советскому Союзу миллиарды нефтедолларов, оказалась в тяжелейшем состоянии. Многие месторождения загублены непомерным отбором нефти еще в советское время, часть — уже в девяностых годах. Раньше нужна была нефть для поддержки социалистической системы, затем — для заполнения анонимных валютных счетов. Для освоения новых месторождений требовались сотни миллионов долларов. Большая часть основных средств изношена до предела, в штатах масса лишних людей при неоправданно высоких зарплатах, множество непонятных посреднических фирм и плюс ко всему убыточные предприятия социального и коммунального назначения.

Для эффективной работы нефтяных компаний необходим был жесточайший контроль за деятельностью предприятий, нужно было избавиться от множества посредников и лишних людей, привести уровень заработной платы в соответствие с количеством и качеством труда, передать местным органам власти объекты социального и коммунального назначения.

Во всех перечисленных выше мерах нет ничего необычного. Поскольку отрасль находится в кризисном состоянии, нужны обычные антикризисные меры — и, в первую очередь, снижение расходов, поскольку повысить доходы значительно сложнее и дольше по времени.

Антикризисные меры никогда и нигде не бывают популярными, но в нефтяной промышленности в Тюменской области они наложились на обвальное падение цен на нефть.

2.    ПАДЕНИЕ МИРОВЫХ ЦЕН НА НЕФТЬ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЛАСТИ

На предприятиях топливной промышленности производится 82% всего объема продукции области, поэтому бюджеты области, округов, городов и районов формируются в значительной степени за счет отчислений этой отрасли, и малейшие колебания цен на газ, нефть и нефтепродукты приводят к значительным изменениям этих отчислений. Одну треть областного бюджета составляют только отчисления за недропользование. Если учесть, что на все остальные отрасли приходится менее пятой части производства продукции, то понятно, что компенсировать вызванные падением цен на нефть потери за счет других отраслей невозможно. При этом необходимо отметить, что в области в 1997 году продолжалось снижение производства во всех отраслях, за исключением как раз нефтяной (рост на 1,8%): в газовой промышленности снижение на 5,4%, в машиностроении — на 7,5%, в промышленности стройматериалов — на 19,3%, в деревообрабатывающей — на 24,4% и т.д.

С прошлого года цены на нефть упали в среднем со 120-125 до 80-85 долларов за тонну.

Мировые цены на нефть начали заметно снижаться осенью прошлого года. Аналитики по разному объясняют падение цен, чаще всего называются четыре причины: финансовый кризис в странах юго-восточной Азии, ослабление санкций ООН против Ирака, происшедшее в ноябре повышение добычи нефти странами — членами ОПЕК и необыкновенно теплая зима 1997-1998 годов. Скорее всего, наложились все эти причины, поскольку ни одна из них в отдельности не могла привести к такому глубокому, на одну треть, падению цен. В частности, оказавшиеся в тяжелом финансовом кризисе страны юго-восточной Азии суммарно потребляют не более 5% мирового производства нефти и нефтепродуктов, страны ОПЕК увеличили добычу всего на несколько процентов и т.д. Тем не менее нефтяной кризис разразился, и разразился неожиданно для всех стран — экспортеров, в том числе и для России. Недавно в Нефтеюганске глава «Роспрома — ЮКСИ» М.Ходорковский признался: «Вынужден согласится, что кризис мы проспали. Единственное наше оправдание в том, что его проспали во всем мире». И в России, и за рубежом в прошлом году падение цен посчитали явлением временным, и только в феврале-марте сначала ОПЕК, а затем и наши нефтяные компании стали снижать добычу, что вначале привело к замедлению падения, а затем и к некоторому росту цен.

Беда нефтяных компаний России в том, что значительная часть потребителей — военно-промышленный комплекс, энергосистемы, сельское хозяйство, бюджетные организации — либо не платят за нефтепродукты, либо рассчитываются за них суррогатами. Деньгами рассчитываются небольшая часть российских потребителей и иностранные импортеры, поэтому компании вынуждены отправлять нефть на экспорт даже себе в убыток, чтобы получить хоть какие-то деньги.

Но тем не менее добычу нефти пришлось снижать. Снижение добычи с одновременным снижением цен привело к падению прибыли, а во многих случаях и к убыткам нефтедобывающих предприятий. В этой обстановке предприятия начали обращаться в органы власти всех уровней с просьбами об отсрочке платежей в бюджет и внебюджетные фонды, о снижении налогов, о налоговом кредите, либо просто прекратили платежи. Дальше пошла цепочка неплатежей — нефтяники не платят своим смежникам (геологам, строителям, транспортникам, энергетикам, коммунальным предприятиям и т.д.), те — своим, и все вместе — в бюджет. На юге области увеличилась, а в округах началась задержка выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций. Так, не имевший на начало года задолженности по выплате зарплаты из бюджета Ханты-Мансийский автономный округ к апрелю имел задолженность в 140 миллионов рублей.

Кризис в нефтяной отрасли, углубившийся в связи с падением цен на нефть, поставил Тюменскую область на грань социального взрыва. Иначе и быть не могло в области, десятилетиями ориентированной, в основном, на нефтяную отрасль. В нефтяных городах на добычу работали строители, транспортники, связисты, от результатов работы нефтяников в конечном итоге зависело благополучие работников коммунальных и бюджетных организаций.

Необходимо иметь ввиду еще одну особенность, также в какой то степени обостряющую обстановку. Нефтедобыча преимущественно ведется в неблагоприятных по агроклиматическому районированию местностях, проще говоря, в этих местах практически невозможно пропитаться с подсобных хозяйств и дач. Не секрет, что большая часть населения России в переходной период выживает только благодаря земле, но на севере Ханты-Мансийского и в Ямало-Ненецком округе прожить можно, только получая хоть какую-то зарплату, и поэтому у человека, потерявшего работу, выход один — уезжать в южные районы, где его, впрочем, никто не ждет.

В марте в Ноябрьске и Нефтеюганске резко, более чем на 30%, упали цены на квартиры. Цены на квартиры в северных городах — показатель уровня жизни и ожидаемых перемен. Падение цен на квартиры свидетельствует о плохих прогнозах и намерениях многих выехать из города (предложение квартир на рынке жилья возрастает, спрос уменьшается, и в итоге падают цены).

Напряженная обстановка, сложившаяся в Нефтеюганске и Ноябрьске, кроме общего кризиса нефтяной промышленности и падения цен на нефть, вызвана, безусловно, и объединением «ЮКОСа» и «Сибнефти». Судя по всему, М.Ходорковский действительно хочет создать нефтяную суперкомпанию мирового класса. Еще год назад он «для детального ознакомления» проработал в Нефтеюганске несколько смен помощником бурового мастера и оператором по добыче нефти. После этого сам М.Ходорковский и другие руководители «Роспрома» довольно часто бывают в Нефтеюганске, а в последнее время, после объединения с «Сибнефтью», и в Салехарде и Ноябрьске.

В начале прошлого года руководство компании заявило, что его не устраивает ни количество, ни качество кадров — 45 тысяч работающих при годовой добыче 25 миллионов тонн нефти, и хотя компания тогда не предполагала сокращать численность персонала, уже через год было объявлено о сокращении 10 тысяч работников. Затем, под давлением общественного мнения, предполагаемое сокращение уменьшили до 2,5 тысяч, что, конечно же, много для стотысячного города.

Кроме того, была заморожена заработная плата, затем объявлено о ее постепенном снижении, прекращении выплат премий, в марте этого года принято решение о том, что 30% персонала будут получать зарплату, размер которой будет связан с уровнем цены нефти.

Руководство компании также заявило, что оно против жилищного строительства в городе, размещения здесь каких-либо производств, о том, что вся социальная сфера и коммунальное хозяйство будут переданы местному самоуправлению и т.д. Другими словами, компания будет следовать принципу: мы приобрели предприятие для того, чтобы добывать нефть, за это мы будем платить территории налоги, остальное — проблемы власти. О такой политике компания заявила и в Ноябрьске.

Очевидно, что для Нефтеюганска и Ноябрьска последствия нефтяного кризиса столь сложны в связи в том числе и с объединением «ЮКОСа» и «Сибнефти», но в других нефтяных районах положения не лучше. Подавляющее большинство предприятий, как и «ЮКСИ», заявило о снижении добычи, сокращении персонала, уменьшении зарплаты, передаче социальной сферы городам и т. д. Нестандартно подошел к ситуации только «Сургутнефтегаз», объявивший о ведении переговоров о добыче нефти с Ираном, Ливией и, в перспективе, с Ираком.

Таким образом, снижение цен на нефть грозит поставить на грань нищеты значительную часть ранее весьма благополучного населения нефтяных районов, а снижение поступлений в бюджеты всех уровней уже привело к задержкам зарплат бюджетникам в ранее благополучных регионах, сокращению реальных возможностей по социальной защите населения.

Традиционна реакция на последствия кризиса органов власти. Губернаторы области и округов, а затем и главы местного самоуправления заявили о недопустимости снижения уровня жизни населения, возложили всю вину на нефтяные компании и правительство (а за создание «ЮКСИ» — лично на В. Черномырдина), вслед за этим обратились в правительство за помощью (хотя правительству тогда было не до проблем нефтяников), и тут же заявили о секвестировании бюджетов. Пока все этим и закончилось.

Как бы это цинично ни звучало, но есть и положительные последствия снижения цен на нефть.

1. По мнению специалистов, в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности имеются значительные резервы. Технология добычи нефти в России практически не изменилась за последние десятилетия, имеются колоссальные потери как на месторождениях, так и при ее транспорте, глубина переработки на десятки процентов ниже, чем за рубежом, в цене нефти неоправданно высокие заработная плата и накладные расходы, от нефти кормятся посредники, ее просто разворовывают. Сейчас у нефтяных компаний есть все возможности для решения этих проблем, и есть надежда, что жестокая конкуренция в условиях кризиса подтолкнет их к таким решениям.

2. Есть серьезные резервы и в бюджетах. Бюджет того же Нефтеюганска составлял в прошлом году около 1,3 триллиона рублей — на порядок выше, чем бюджет такого же города в среднем по России. Понятно, что при таком бюджете можно платить зарплату работникам администрации по 10 миллионов рублей в месяц (в 2,5 раза выше, чем зарплата нефтяников, в 3,5 — учителей и врачей), можно вкладывать средства в строительство жилья в то время, когда сотни квартир не находят покупателей, можно вкладывать деньги в убыточную, никому не нужную муниципальную авиакомпанию, раздавать кредиты всем подряд и т. д.

Хозяева нефтяных компаний уже учатся считать деньги, нужно научится жить по средствам чиновникам, и, по возможности, не воровать.

3. За тридцать лет все забыли, что в Тюменской области, кроме нефти и газа, есть и другие ресурсы, в частности, лес и редкоземельные элементы месторождений Полярного Урала. Здесь много нерешенных вопросов, но при их решении область может избавиться от монополии ТЭКа с ее проблемами.

3.    ЗАСЕДАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ В МАРТЕ — АПРЕЛЕ

В марте и апреле состоялись два заседания Тюменской областной Думы — третье и четвертое.

Третье заседание, состоявшееся в марте, было первым в работе Думы этого созыва по-настоящему рабочим, поскольку первые два были организационными и, в большей мере, политическими.

В повестке дня третьего заседания было несколько блоков вопросов, в частности, рассмотрение законопроектов и внесение изменений в действующие законы области, утверждение бюджетов внебюджетных фондов, ход выполнения областной целевой программы на 1997-2000 гг. «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», положение с выплатой детских пособий и другие.

Два законопроекта рассматривались в третьем чтении. Закон «О предоставлении налоговых льгот на 1998 год отдельным категориям налогоплательщикам» был принят практически без дискуссии, поскольку в соответствии с этим законом предоставлялись налоговые льготы предприятиям, вкладывающим средства в проведение массовых спортивных мероприятий, реабилитацию инвалидов, реставрацию музейных объектов и т. д., при условии жесткого контроля за исполнением. По областному закону «О порядке привлечения и использования заемных средств администрацией области» прошла широкая дискуссия, в основном, между депутатами и представителями прокуратуры. Несмотря на возражения прокуратуры, закон был принят.

Ряд законопроектов был рассмотрен в первом и втором чтении.

Были рассмотрены изменения в два действующих закона. Две постоянные комиссии на основании решения коллегии по гражданским делам областного суда инициировали внесение поправки в закон «О статусе депутата Тюменской областной Думы», предусматривающей исключение статьи о депутатской неприкосновенности.

Несмотря на то, что в предвыборных программах многих депутатов были такие предложения, поправка не прошла. Интересно, что против ее принятия выступил присутствовавший на заседании областной Думы член комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации В.Рожков. А вот поправка, отменяющая запрет на совмещение обязанностей депутата областной Думы и главы муниципального образования, была принята. Решения понятные, гендиректора голосуют против разделения властей (а иначе четырем главам муниципальных образований нефтяных районов придется покинуть свои хлебные должности), а главы образований голосуют за статус неприкосновенности, не лишний для тех же гендиректоров.

Без дискуссии были утверждены два внебюджетных областных фонда: поддержки пенитенциарных учреждений УИН УВД области и безопасности дорожного движения. Возражения появились при утверждении фонда энергосбережения. Непонятно, кого должен поддерживать этот фонд — если предприятия, то они должны заниматься энергосберегающими технологиями за счет экономии расходов на нее, а если это средства для разработчиков, то они должны работать по договорам.

Большинством голосов постановление было принято, хотя ответы на резонные вопросы — кто то от этого фонда кормится — получены не были.

Вопрос о противодействии незаконному обороту наркотиков вызвал острую дискуссию. Положение в этом плане очень тяжелое, через область проходят пути транспортировки наркотиков из Средней Азии на запад и на север. В области на 1 января 1998 года на учете состояло около четырех тысяч наркоманов, в том числе около тысячи несовершеннолетних, в прошлом году от наркомании погибло 62 человека. На все предложения депутатов и должностных лиц вице-губернатор области В.Первушин отвечал: «Нет денег». Интересное предложение высказал представитель Президента РФ по области Г.Щербаков: «Хорошо бы назвать имена богатых людей, дети которых сидят на игле». Что он имел в виду, непонятно, видимо, возможность с помощью шантажа достать деньги для борьбы с наркотиками.

Эмоционально обсуждался вопрос о выплате детских пособий. Задолженность на 1 января 1998 года составила 150 миллиардов неденоминированных рублей, в этом году добавилось еще 24 млрд. В некоторых городах и районах пособия не выплачивались с 1996 года. Предложено администрации принять меры по выплате.

Четвертая сессия проходила в г.Тобольске 27 апреля. Кроме текущих и законопроектных вопросов, рассматривались два вопроса, из-за которых, собственно, заседание и проходило в Тобольске.

На выездном заседании присутствовали вице-губернатор и три заместителя губернатора области, губернатор и председатель Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, представитель Президента РФ, заместитель министра культуры, мэры городов и даже епископ Тобольско-Тюменской епархии.

Первый вопрос повестки дня: «Об информации о выполнении постановления Правительства Российской Федерации «О первоочередных мероприятиях по сохранению историко-архитектурного наследия, экономическому оздоровлению и комплексному социально-культурному развитию г.Тобольска Тюменской области».

Тобольск признан историко-архитектурным комплексом федерального значения, в городе в полуразрушенном состоянии находится множество исторических ценных объектов.

Естественно, что вся информация свелась к тому, что финансирование из федерального бюджета ведется на уровне 15% и изменений в положительную сторону ждать бессмысленно, поэтому заместитель министра культуры В.Антонов предложил развивать иностранный туризм, для чего использовать имеющуюся в городе пятизвездную гостиницу. Понимая, что даже если завтра начать заниматься иностранным туризмом, то в его раскрутку необходимо вложить приличные деньги, а отдача в этом веке вряд ли будет, губернатор Ямало-Ненецкого округа Ю.Неелов предложил финансирование реконструкции за счет таможенных и налоговых льгот, то есть в очередной раз переложить деньги из одной статьи доходов в другую статью расходов. Ну, как и что строят у нас за счет льгот — общеизвестно. Конкретное решение так и не было принято.

Второй вопрос был о настоящем Тобольска — также о постановлении правительства Российской Федерации «О развитии Тобольского нефтехимического комплекса».

Постановление устарело, поскольку ТНХК давно акционирован и контрольный пакет находится у РАО «Газпром», которое в настоящее время проводит аудиторскую проверку АО. Никто, включая председателя совета директоров ТНХК, депутата областной Думы В.Юдина, толком не смог объяснить, почему громадные мощности комбината используются менее чем на одну треть, и это при наличии и поставщиков сырья, и потребителей. Правда, поставщику — ОАО «Сибнефтегазпереработка» — задолженность составила 300 миллиардов рублей — 2,5 годового объема поставки. Он и не поставляет. Чем здесь могла помочь областная Дума, непонятно.

Ради остальных вопросов не было необходимости вести столько ответственных должностных лиц в Тобольск.

Первое выездное заседание Тюменской областной Думы в г. Тобольске напоминает больше политическое шоу, чем рабочую сессию законодательного органа.

Первые четыре сессии Тюменской областной Думы пока не дают оснований для оптимизма в отношении ее дееспособности.

4.    ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

Губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий обратился к областной Думе с ежегодным посланием. Тон послания сдержанно оптимистичен.

Начинается послание с высокой оценки двух важнейших политических событий, происшедших в области в 1996 и 1997 году: выборов губернатора и выборов областной Думы всем населением области, что стало возможным благодаря постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г.

Послание очень напоминает отчет секретаря обкома доперестроечных времен: в нем много о достижениях, которые, в общем-то, есть, но мало о недостатках, и, главное, совершенно нет анализа причин неудач.

Естественно, что первым среди достижений называется рост добычи нефти на 1,8%, но в послании нет ни слова о падении цен на нефть, возможном снижении поступлений в бюджеты, социальных последствиях и необходимых в связи с этим мерах. А ведь послание готовилось в феврале, когда уже стало ясно, что спад принял затяжной характер.

Губернатор докладывает о вводе новых мощностей на Тобольском нефтехимкомбинате, но ни слова о том, что на комбинате загружена треть существующих мощностей, что производство сжиженных газов снизилось на 6%, выпуск бутадиена — на 3%, и т. д.

В послании говорится о вводе новых мощностей в лесном комплексе и развитии мебельного производства, а облкомстат сообщает о снижении производства соответственно на 24,4% и 27,7% по сравнению с 1996 годом.

Как достижение приводятся данные о росте валового объема продукции агропромышленного комплекса на 2%, в том числе в растениеводстве на 10%, и ни слова о том, что в животноводстве уже много лет спад (в 1997 году — 4%).

Ничего не сказано о том, что только за прошлый год ликвидировано 320 фермерских хозяйств.

После подробного перечисления достижений несколькими предложениями дан перечень недостатков, естественно, без анализа.

Что же предлагает губернатор депутатам в 1998 году?

Вот несколько примеров.

«Предстоит решить проблему обеспечения сырьем Тобольского нефтехимкомбината, от бесперебойной работы которого зависит благополучие города Тобольска». Почему решать проблему обеспечения сырьем частного предприятия должна администрация области, даже если от этого и зависит благополучие города? Есть предусмотренный законодательством соответствующий аппарат, есть акционеры, при чем здесь государственная власть?

Далее (в стиле доперестроечного доклада о плане развития народного хозяйства) перечисляются объекты, программы, задачи на предстоящий период. Общие предложения о поддержке перспективных производств, малого предпринимательства, но опять ничего конкретного.

Дан обычный в основном перечень мер по увеличению доходной части бюджета: повысить собираемость, ужесточить контроль, сократить налоговые льготы (в другом разделе — предоставлять налоговые льготы), а вот новое таково: «оказывать поддержку... налогоемким предприятиям». Как известно, у нас самые высокие налоги платит игорный бизнес.

Еще одна мера по укреплению доходной части: «...ограничение безденежных форм финансирования (взаимозачеты, векселя) с последующим полным отказом от них, поскольку они ведут к увеличениям расходов бюджета в счет посреднических затрат». Сколько нужно было лет и сколько нужно было заплатить проходимцам, чтобы понять, что с помощью векселей разворовывается бюджет?

В разделе «Социальная политика» приведен неконкретный набор обещаний — улучшение социальной обеспеченности, сокращение числа безработных, адресная поддержка, повышение зарплаты бюджетникам, и т. д., все это без расчетов, без цифр и без сроков.

И в конце: «Предстоит решить комплекс мер по усилению борьбы с преступностью, наркоманией, детской беспризорностью, пожарной безопасностью». Зачем в этом году областной администрации бороться еще и с пожарной безопасностью?

5.    ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
СТРАН АРКТИЧЕСКОГО БАССЕЙНА

В Салехарде, окружном центре Ямало-Ненецкого автономного округа, с 23 по 24 апреля проходила Третья международная конференция парламентариев стран Арктического региона.

В конференции приняли участие представители США, Канады, Норвегии, Швеции, Финляндии, других северных стран, а также ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ЕЭС, Фонда дикой природы, других международных организаций и фондов.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов несколько лет добивался права проведения конференции в России и именно в Ямало-Ненецком округе. Право России на проведение конференции оспаривать трудно, во всяком случае, с географической точки зрения. У России самые большие арктические территории, где находятся крупнейшие запасы природных ресурсов (75% медно-никелевых руд, третья часть углеводородов и т. д.), самая протяженная среди других стран арктическая граница и т.д.

На конференции обсуждались вопросы международного сотрудничества в Арктическом регионе, в том числе экономическое сотрудничество в Арктике, сотрудничество по социальным и культурным вопросам. Конференция отметила, что милитаризация Арктики недопустима, что это один из основных ресурсных районов планеты, здесь необходимо отрабатывать модели политического, экономического, экологического сотрудничества в интересах всего человечества.

В экономической части рассматривался вопрос использования Северного морского пути, вопрос безусловно, очень интересный, но, мягко говоря, не первоочередной.

Вот выдержка из официальной информации о социально-экономическом положении на северных территориях, подготовленной для правительства России:

«...Просроченная задолженность северянам по оплате труда втрое больше месячного фонда заработной платы... Показатели общей и младенческой смертности, рождаемости, заболеваемости, индекс остроты бедности в 1,5-2 раза хуже среднероссийских... Продолжает ухудшаться положение коренных малочисленных народов Севера. Около половины трудоспособного населения не имеют постоянного места работы. Средняя продолжительность жизни на 20 лет ниже, чем в среднем по России, до пенсионного возраста доживают только 6% коренного населения (по России — 25,7%)».

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера сегодня находятся на грани выживания, им сейчас не до проблем Севморпути. Конечно, Севморпуть — это дополнительные рабочие места, это дополнительные инвестиции в реконструкцию и развитие всей транспортной инфраструктуры, но ведь все это уже было. Были и рабочие места, были и инвестиции, и после этого осталась выгоревшая тундра, тайга без зверья, реки без рыбы, значительно поредевшие стада оленей, и утратившие привычный уклад жизни спившиеся ненцы и ханты, которые как жили на 20 лет меньше остальных россиян, так и живут. А поскольку россияне сейчас живут в среднем меньше, чем раньше, то аборигены умирают в возрасте, далеком от пенсионного.

Многочисленные комитеты, союзы, фонды, ассоциации, лиги паразитируют на проблемах народов Севера, собираются на съезды, конференции и семинары, демонстрируют заботу о своих земляках-аборигенах, громко критикуют правительство, не выделяющее средства на поддержку северян. Но вот еще одна выдержка из той же информации — по пресловутому северному завозу: «Не принесли ожидаемых результатов изменения, внесенные в организационный и финансовый механизм государственной поддержки северного завоза: за последние пять лет объемы поставляемых нефтепродуктов и продовольствия снизились в два—три раза. К тому же средства, выделяемые на завоз, нередко расходуются территориями не по назначению». С девяностого года общеизвестно, что деньги, выделяемые под северный завоз, либо прокручиваются в комбанках, либо просто разворовываются. Но стоило правительству исключить эту строчку из бюджета, как лоббисты северных регионов тут же подняли шум в Государственной Думе: северяне умрут голодной смертью.

Естественно, не обошлось без большой культурной программы, были концерты национальных коллективов, приемы, выставки, подарки и все, что положено на таких мероприятиях. Наибольшее оживление вызвал подарочный набор «Ямальский сувенир», состоящий из трех бутылок... водки, каждой со своим названием: «Ямальская», «Обдорская Особая», «Белый олень». Водка в Ямало-Ненецком округе не производится, заказ выполнялся в средней полосе, но округу хочется иметь свое алкогольное производство и сейчас рассматривается предложение о перепрофилировании под производство водки... молокозавода.

История этого молокозавода такова.

В начале девяностых годов в бюджете Ямало-Ненецкого округа впервые появилась валюта, и по инициативе мэра Салехарда при поддержке окружного руководства округ приобрел импортный молокозавод производительностью 30 тонн молокопродуктов в сутки. Тогда у этой идеи было много противников, было очевидно, что для тридцатипятитысячного Салехарда такой завод не нужен, но кто-то был очень заинтересован в этой сделке, и завод построили. Сейчас завод загружен на треть, приносит большие убытки, и его решили перепрофилировать под водку.

Это к вопросу о проблемах коренных малочисленных народов Севера.

Если перед губернатором округа стояла задача, как было написано в одной из местных газет, «показать «Арктический фасад России» как собственному российскому правительству, так и мировому сообществу», то необходимо отметить, что с этой задачей он успешно справился. Но к реальной жизни северян это не имеет ни малейшего отношения.

6.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

6.1.       Акции протеста

В Тюменской области 27 марта и 9 апреля прошли митинги протеста, организованные профсоюзами и комитетами КПРФ и РКРП.

27 марта в Тюмени состоялся митинг, в котором приняло участие около пятисот человек. Митинг был приурочен к сессии областной Думы, его организовали Тюменский облсовпроф, обком РКРП, горком КПРФ, движение «Трудовая Тюмень».

Основными требованиями собравшихся были: увеличение и своевременная выплата заработной платы, пенсий и детских пособий, недопущение купли-продажи земли, отмена жилищно-коммунальной реформы, смена экономического и политического курса. В выступлениях участников митинга звучали призывы объединить силы в отстаивании своих прав, защите социальных гарантий трудящихся, молодежи.

9 апреля митинги протеста прошли во многих городах области.

В Тюмени, несмотря на дождь и холодный ветер, на Центральной площади собралось около тысячи человек. Митинг был организован облсовпрофом при поддержке комитетов КПРФ, РКРП, ЛДПР и движения «Трудовая Тюмень».

Митинг открыл председатель облсовпрофа М.Кивацкий, в своем кратком выступлении он предъявил властям и работодателям требование о выплате задолженности по заработной плате до 1 июля и недопущении ее впредь. Многочисленные выступающие — рабочие, учителя, геологи, строители, нефтяники — говорили о многомесячных задержках нищенских зарплат, детских пособий, об унижениях простого человека в коридорах власти, о безработице.

Митинги прошли во многих городах области. В северных городах (Ноябрьске, Нефтеюганске, Нижневартовске, Сургуте, Губкинском, Надыме и других) в митингах приняло участие от пятисот до полутора тысяч человек. Митингующие выдвигали экономические требования в адрес президента, правительства, областной, окружных и местных администраций, руководителей РАО «Газпром» и нефтедобывающих предприятий.

9 апреля в области в митингах приняло участие не менее 10 тысяч человек.

6.2.       Конференция областной организации НДР

17 апреля в Тюмени состоялась конференция регионального отделения объединения «Наш дом — Россия». Событие не бог весть какого значения, но есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

В начале апреля председатель Тюменского регионального отделения, ректор ТГУ профессор Г.Куцев конфиденциально обратился к В.Черномырдину с предложением прибыть в Тюмень и принять участие в работе конференции, решением которой кандидатура экс-премьера будет официально предложена съезду НДР для выдвижения кандидатом на выборах Президента Российской Федерации в 2000 году.

Мотивировалось предложение длительной работой В.Черномырдина в газовой промышленности, почти полностью находящейся на территории области, и его большим здесь авторитетом. В.Черномырдин, сославшись на занятость, отказался. Тем не менее, все выступающие поддержали решение В.Черномырдина участвовать в выборах Президента.

Во-вторых, Г.Куцев предложил на съезде НДР трансформировать прозвучавший на политсовете руководящий тезис «критическая солидарность» на более жесткий «конструктивная оппозиция».

В-третьих, председатель неоднократно призвал к союзу местное отделение общественного объединения «ЯБЛОКО».

На конференции было отмечено отсутствие губернатора Тюменской области и главы города Тюмени, входящих в руководящие органы НДР и ранее активно принимавших участие во всех мероприятиях объединения.

Источники

1.     Наумова В. ТНК: большая игра продолжается? // Òþìåíñêèå èçâåñòèÿ. — 1997. — 25 ноября.

2.     Золотухин Г. ТНК: новые речи о главном // Тюменская правда. — 1998. — 27 января.

3.     Послание губернатора Тюменской области Тюменской областной Думе «О положении дел в области в 1997 году и об основных направлениях социально-экономической политики администрацией области в 1998 году» // Тюменские известия. — 1998. — 17 февраля.

4.     Гальперин И. Попутного вам газа! // Новые известия. — 1998. — 21 февраля.

5.     Ярошко А. Финансовые потоки значительно оскудели // Тюменская правда. — 1998. — 25 марта.

6.     Шильников С. Депутаты пытаются подступиться к незаконному обороту наркотиков // Тюменская правда. — 1998. — 31 марта.

7.     Морозов Ю. «ЮКСИ»: первый визит в Салехард // Тюменская правда. — 1998. — 4 апреля.

8.     Терехин А. Не буди лиха, пока оно тихо // Тюменские известия. — 1998. — 4, 7, 8, 9 апреля.

9.     Гальперин И. Гуськом — на Север! // Новые известия. — 1998. — 10 апреля.

10.  Пахотин Ю. Митинг протеста при плохой погоде // Тюменские известия. — 1998. — 11 апреля.

11.  Никифорова Л. Хмурый день, горячие речи // Тюменская правда. — 1998. — 11 апреля.

12.  Ярошко А. Денежный пояс Югры все туже // Тюменская правда. — 1998. — 18 апреля.

13.  Терехин А. Альтернативы нет, придется экономить // Тюменские известия. — 1998. — 24 апреля.

14.  Пахотин Ю. Адрес первого выездного заседания областной Думы — Тобольск // Тюменские известия. — 1998. —
29 апреля.