Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С. Аккиева

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в марте 1998 года

1.    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ [[1]]

1.1.       Обращение президента к Парламенту

6 марта В.Коков обратился с традиционным обращением к Парламенту республики. Проанализировав ситуацию в республике и отметив, что некоторые положения предыдущего послания остались нереализованными, Коков обозначил главную стратегическую цель: «ощутимое повышение благосостояния людей, улучшение социального самочувствия, динамичное образования, науки и культуры».

Главная практическая задача этого года — создать условия для того, чтобы труд стал основным источником доходов. Среди мероприятий, призванных обеспечить ее осуществление, самое важное — возрождение производства на всех крупных и средних предприятиях. Это будет непросто, поскольку, как заявил президент «мы по существу лишились промышленности». Однако он выразил уверенность, что «в этом году у нас есть реальный шанс осуществить заметное продвижение по всем направлениям развития республики и заложить основу для уверенной поступи на путях социального прогресса в грядущем XXI веке».

1.2.       Доклад президента КБР на совещании работников правоохранительных и контролирующих органов

Выступая на состоявшемся 16 марта республиканском совещании по проблеме усиления борьбы с преступностью, В.Коков подчеркнул, что республике нужен прежде всего правовой порядок. «Без наведения порядка во всем, прежде всего в правовой, организационной и управленческой сфере мы не поднимемся на желанную ступень своего экономического и политического развития. Именно отсутствие надлежащего порядка и организованности, преступность и криминал стоят на пути реформирования политической, экономической и социальной сфер жизни».

Президент охарактеризовал криминогенную ситуацию как достаточно сложную и напряженную. Вместе с тем он высказал осторожный оптимизм о начале перелома в борьбе с традиционной преступностью и восстановлении контроля за развитием криминогенной ситуации.

Особое внимание В.Коков уделил вопросам, напрямую затрагивающим безопасность личности, общества, экономики и финансов, государства.

Говоря об общеуголовной преступности, Коков отметил, что только в истекшем году в республике совершено 75 убийств (за январь-февраль — 15), 76 причинения тяжких телесных повреждений, 224 грабежа, 116 разбоев, 41 изнасилование, 2399 краж. В числе преступлений — 4016 тяжких и особо тяжких. Если в 1996 г. доля тяжких и особо тяжких преступлений составляла 49%, то в 1997 г. — более 62%. Возросло число разбоев, грабежей, вымогательств, краж, мошенничеств, незаконного оборота наркотиков, преступлений, совершенных организованными преступными группами. Практически по всем этим видам снизилась раскрываемость».

Президентом жесткой критике были подвергнуты министр внутренних дел Х.Шогенов и прокурор Р.Абазов за состояние борьбы с преступностью. Между тем задача перед структурами, которые им подчиняются была конкретной:

МВД — остановить, а затем повернуть вспять динамику организованной и общеуголовной преступности, обеспечить защищенность граждан от преступных посягательств;

прокуратуре — выработать механизм согласованной работы всех правоохранительных органов, четко распределить зоны ответственности.

Особую тревогу вызывает рост тяжких и особо тяжких преступлений. Наиболее опасно то, что организованная преступность является на сегодня реальной силой. Она обретает «качественно» новые свойства, без боязни и стеснения прибегает к методам уголовного террора. Терроризм, заказные убийства, мафиозные разборки отмечены и в КБР. В.Коков сказал, что «межрегиональное управление по борьбе с организованной преступностью, возглавляемое Ешугаовым Р.Ш., и соответствующее подразделение МВД во главе с Кертиевым Р.Н. в чьи обязанности входит это, оказались не готовыми к ним. Между тем давно известно: каждое нераскрытое подобное преступление имеет продолжение».

Особо остановился В.Коков на преступлениях, связанных с похищением людей и превративших торговлю людьми в доходный бизнес. В этой связи он заявил, что не только руководители соответствующих правоохранительных органов, но и спецназ, ОМОН, СОБР и другие службы, а также интеллигенция, духовенство, работники искусства и национальные движения не должны остаться в стороне.

Президент республики оценил это как национальный позор, как позор для всего Кавказа. Горько и очень лично прозвучала фраза «Каждую неделю ко мне приходят люди, пострадавшие от преступников. Что я, руководитель республики, должен сказать тем, чьи родственники несколько месяцев находятся в заложниках? Или тому, чей брат, сын или отец убит, а убийца не найден и не наказан? Для меня преступность — это не статистика, это судьбы людей, гарантом безопасности которых я поклялся быть».

В.Коков отметил, что в контексте борьбы с организованной преступностью крайне актуальна проблема незаконного оборота оружия. Статистика констатирует: более чем на 1/5 снизилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, в то же время возросло число преступлений, совершенных с применением оружия. Президент заметил, что он был бы рад ошибиться, но факт то, что республика насыщена оружием и к нему уже нет интереса. Он констатировал, что вывод один: подразделения по борьбе с организованной преступностью практически не задевают подлинно опасные, хорошо организованные преступные формирования и зачастую результатом их усилий становится привлечение к ответственности рядовых исполнителей. Президент сказал, что привлечение к уголовной ответственности 71 участника организованных преступных групп, большей частью мелких соучастников, не нанесло ощутимый урон действующим в республике преступным группировкам.

В.Коков выразил тревогу в связи с тем, что устойчивую тенденцию к росту имеют наркомания и связанные с ней проявления преступности. Только в 1997 г. изъято 56 кг наркотических средств. По мнению президента, в республике сформировались устойчивые преступные группировки наркодельцов, активно налаживаются региональные связи. «Между тем за сбыт наркотиков к ответственности привлечено всего 47 преступников, не выявлен ни один наркопритон. Степень же вовлечения молодежи в его потребление такова, что впору говорить о реально грозящей национальной деградации наших народов — ибо продолжение наметившей тенденции грозит основательным подрывом нашего генофонда. Борьба с наркоманией должна быть объявлена национальной программой, и никак нельзя считать это задачей одних правоохранительных органов».

Президент много внимания уделил состоянию преступности в сфере экономики, подчеркнув, что корыстная направленность в значительной степени определяет общую мотивацию преступности в республике.

Зачастую предпринимательские структуры контролируются преступными группировками. Именно они в значительной степени сдерживают развитие и рост предпринимательства в республике.

«Не менее опасно, пожалуй, и то, — сказал В.М. Коков — что корыстность, жажда легкой наживы, культивируемая массовым распространением экономических преступлений, наносит непоправимый морально-нравственный урон менталитету, образу жизни наших сограждан, наших народов».

Президент привел ряд примеров, касающихся экономических преступлений. Материальный ущерб, причиненный государству только по выявленным экономическим преступлениям, составил 86,4 млн. рублей, реальное же возмещение составило 44,9 млн. рублей, или 51%.

В.Коков остановился и на вопросах борьбы с коррупцией. Несмотря на значительные масштабы этого явления, выявлено всего 17 случаев взяточничества.

Касаясь причин преступности, В.Коков отметил, что это явление сложное и свою роль играет кризисное состояние экономики и нестабильности в обществе. Но это только одна из составляющих. Основная причина нынешнего положения — в серьезных просчетах в правоприменительной практике, прежде всего в низкой раскрываемости тяжких преступлений, недостатках в организации оперативной и розыскной практики. Не наведен строгий учет и регистрация преступлений.

Немалое число убийств осталось нераскрытым.

В.Коков обратил внимание работников правоохранительных органов на отсутствие продуманной системы профилактики правонарушений, заметив, что в 1997 г. ранее судимыми совершено 808 преступлений (рост составил 72%).

Президент особо отметил, что в борьбе с преступностью не должно быть неприкосновенных фигур. Если следы преступления ведут в высокие кабинеты, то необходимо действовать по закону и в этом вопросе обещал поддержку правоохранительным органам.

В докладе было уделено внимание вопросам взаимоотношения с судами. Не изжита волокита при рассмотрении дел. «Уважая самостоятельность суда, независимость судьи, трудно согласиться с желанием некоторых из них быть независимым и от закона» — сказал В.Коков. — И прокуратура в этой ситуации не может ограничиваться благородным возмущением. Немало примеров, когда Верховный Суд по своей инициативе отменяет приговоры, вынесенные с участием прокурора, за их мягкостью.

При всей озабоченности криминогенной ситуацией президент КБР не захотел сводить задачи прокуратуры только к борьбе с преступностью, подчеркнув, что повышение роли права в регулировании общественных процессов и отношений, новая система управлений через право востребовали прокурорское внимание ко всем сферам жизнедеятельности.

В.Коков сказал, что преодоление кризиса ответственности работников правоохранительных и контролирующих органов и кризиса доверия к ним со стороны общественности, очищение от профессионально непригодных, укрепление всех звеньев правоохранительной и контролирующей систем высококвалифицированными и авторитетными кадрами, объединение их усилий на борьбу с преступностью и правонарушениями должно стать повседневной заботой Совета общественной безопасности республики.

Президент заметил, что Совет общественной безопасности республики еще по-настоящему не воспользовался своими большими правами и полномочиями для наведения должного порядка в курируемых структурах. Секретарь Совета Общественной безопасности Ю.Кетов должен особое внимание уделить назревшим кадровым вопросам, укреплению служебной и исполнительной дисциплины.

В.Коков подчеркнул, что сила закона должна сделать общество стабильным, а жизнь безопасной. «Сделать это можно только вместе».

1.3.       Доклад президента на республиканском совещании с главами администраций районов, городов и других населенных пунктов

В.Коков в своем выступлении остановился на задачах органов местного самоуправления. По мере движения к демократическому обществу возрастает роль органов местного самоуправления. Он подчеркнул, что удалось самое главное — положено начало общественному осознанию роли и значения местного самоуправления как фундамента государства и гражданского общества, школы демократии.

Президент остановился на правовых вопросах функционирования органов местного самоуправления и заметил, что наряду с законопроектами, которые планируется принять в этом году: «О финансовых основах местного самоуправления в КБР», «О муниципальной службе в КБР», «Об аттестации государственных и муниципальных служащих в КБР», «О местном референдуме в КБР», «О собраниях (сходах) граждан в КБР», необходимо рассмотреть и принять по меньше мере еще два закона: «О порядке регистрации уставов местного самоуправления» и «О разграничении предметов ведения и полномочий (компетенций) между органами государственной власти и местного самоуправления».

В.Коков отметил, что формирование нормативно-правовой базы органов власти всех уровней — важное условие их нормальной деятельности. Главное — в том, чтобы все они представляли собой единую целостную систему, которая бы работала в интересах каждого жителя республики, обеспечивая весь комплекс его гражданских прав. Президент сказал, что для этого прежде всего необходимо разграничение компетенции и ответственности между уровнями власти. Подписанием договора с федеральным центром данный вопрос был в основном решен применительно к отношениям федеральных и республиканских органов государственной власти.

Теперь на повестку дня встало решение аналогичной задачи во взаимоотношениях республиканских властных структур и органов местного самоуправления.

Найденный в республике вариант сочетания государственной власти и местного самоуправления в руках главы администрации местного самоуправления позволил разрешить проблему исполнения ими государственных функций.

Далее президент остановился на формах работы республиканских органов исполнительной власти с органами местного самоуправления. Министерства и ведомства должны оказать предметную помощь администрациям местного самоуправления, используя при этом как семинары в стенах здания правительства, так и выезды с конкретными планами действий в городе, поселке и селе.

В.Коков заметил, что процесс формирования трех уровней власти в республике завершился, важнейшей задачей теперь является налаживание эффективного взаимодействия между ними с тем, чтобы повернуть все властные структуры лицом к человеку, его нуждам и проблемам.

Коснулся президент и деятельности муниципальных органов в области экономики. Местное самоуправление обязано направлять и в известной мере осуществлять комплексное социально-экономическое развитие территории.

Однако факты говорят о том, что большинство муниципальных образований не в состоянии во всем объеме выполнять эту задачу. Свидетельством этого являются неутешительные показатели развития экономики в 1997 г. Остались невыполненными намеченные объемы валового регионального продукта. В результате бюджет республики исполнен лишь на 78,4%, а по собственным доходам всего на 67%. Общая сумма недоимок с учетом штрафов и пеней составила 1256 млн. деноминированных рублей. Внутренний долг достиг 720 млн. рублей. Основная причина — продолжающийся застой производства в ключевых отраслях экономики.

Лет десять назад местная администрация несла всю полноту ответственности за результаты деятельности предприятий. Нынешние местные органы власти имеют несравненно большие возможности сконцентрироваться на решении проблем хозяйствующих субъектов.

Сегодня же большинство руководителей местных администраций самоустранились от решения данных вопросов. В.Коков привел конкретные примеры этого. В частности он сказал, что промышленность республики в основе своей базировалась на производстве оборонной электронной продукции. А нынче в условиях конверсии она оказалась никому не нужной. Между тем руководству ряда районов и городов дела нет до того, каким путем вывести эти в прошлом потенциально мощные коллективы из прорыва. Президент подчеркнул, что отныне и навсегда следует освоить одну простую истину — вы ответственны за результаты работы предприятий, находящихся на подведомственной территории.

Далее президент остановился на основных задачах органов местного самоуправления. Первая и главная задача, отметил он, заключена в том, чтобы обеспечить возрождение и поступательное развитие экономики за счет структурной перестройки промышленного комплекса. Задача состоит в том, чтобы решить проблему финансового обеспечения программ структурной перестройки: повернуть финансовые потоки в производство, обеспечить государственную поддержку прежде всего высокоэффективным проектам, способным в сжатые сроки и с максимальной отдачей обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Было замечено, что в промышленности предстоит решить двуединую задачу — возрождение производства и максимальной загрузки действующих мощностей. Президент подчеркнул, что местные администрации должны обратить внимание на жилищные проблемы, вопросы застройки городов и сел, санитарное состояние улиц. Важнейшей проблемой местных администраций является развитие транспорта и связи. По словам В.Кокова, в республике должна быть сформирована такая система обслуживания и перевозок пассажиров автомобильным транспортом, включая личный, которая обеспечивала бы гарантированную доступность жителями всех населенных пунктов. В докладе было уделено внимание вопросам телефонизации и радиофикации республики и высказано желание к 2000 году закончить телефонизацию всей территории республики.

Были затронуты в докладе и вопросы агропромышленного комплекса и высказана глубокая озабоченность сокращением производства всех основных видов продукции. Вопросы земельных отношений, развитие малого предпринимательства и бизнеса, личных подсобных и фермерских (частных) хозяйств, занятости населения, своевременность выплаты заработной платы, социальная защита, содержание и качество образования и здравоохранения также нашли отражение в докладе.

В.Коков подчеркнул, что эффективность функционирования органов самоуправления в определяющей мере зависит от дееспособности аппаратов, их укомплектованности подготовленными, высококвалифицированными кадрами. Здесь в настоящее время работает 865 человек, абсолютное большинство из которых имеют высшее образование и необходимый опыт работы в различных сферах экономики и управления. Заметно снизился средний возраст сотрудников. Однако в деятельности администрации многих городов и районов отсутствует плановость и системность, умение выделять главные приоритетные направления и сосредоточить на них свои основные усилия, доводить начатое дело до конца. Президент отметил, что стиль работы руководителя неразрывно связан с его обликом, поведением на службе и в быту. Через повышение уровня организаторской работы, ответственности и исполнительской дисциплины кадров местные органы самоуправления призваны обеспечить в текущем году:

— полнокровное исполнение государственных функций на территории муниципальных образований;

— возрождение и поступательное развитие производства во всех отраслях экономики на основе структурной перестройки и совершенствования производственных отношений, повышения уровня ответственности руководителей за результаты работы;

 поддержку и всемерное развитие малого бизнеса предпринимательства, особенно в сфере материального производства, фермерских (частных) хозяйств;

 решения комплекса назревших социальных проблем и прежде всего жилищной, поддержку в рамках своей компетенции сфер здравоохранения, образования и культуры;

— повышение уровня доходов населения на основе создания условий его максимальной занятости и роста оплаты труда.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТА [[2]]

2.1.       Обсуждение проекта законов

На пленарном заседании парламента КБР одним из важных вопросов был вопрос о проекте закона «Об аттестации государственных и муниципальных служащих в Кабардино-Балкарской республике». Проект рассматривался во втором чтении и тем не менее было много споров и самых различных взглядов. Часть депутатов настаивали на включении в состав аттестационных комиссий представителей отраслевого профсоюза. Однако этой возможности отраслевики лишены по предложению членов законодательной комиссии. Продолжительными были споры по вопросу обсуждения профессиональных и личных качеств служащего. В конечном итоге профессиональные, деловые и личные качества аттестуемого будут рассматриваться в комплексе. Спорной оказалась и норма о том, когда знакомить служащего с итогами аттестации. Было принято решение знакомить сразу, а не через неделю или две. Проект закона «Об аттестации государственных и муниципальных служащих» был пройден до конца, все поправки рассмотрены, а статьи законопроекта проголосованы, но по предложению председателя Совета Республики было решено вернуться к закону в чистом виде и лишь тогда принять закон и постановление по нему.

В тот же день был принят документ, который относится к этому же блоку законов о государственной службе. Внесено дополнение в постановление Совета Республики «О Законе КБР «О стаже государственной, муниципальной службы КБР». В соответствии с ними сохраняются периоды работы (службы), которые были включены в установленном порядке в указанный стаж для выплаты надбавки к должностному окладу за выслугу лет до вступления в силу настоящего закона».

Вновь вернувшись к вопросу об отсутствии в паспорте нового образца графы «национальность», парламентарии обменялись мнениями. Вице-спикер Людмила Федченко предложила не ограничиваться принятием постановления, а выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу по этому вопросу. При этом законодатели Кабардино-Балкарии считают, что национальность должна быть записана не только в паспорте, но и вноситься по желанию родителей в свидетельство о рождении и в запись акта о рождении ребенка.

Рассмотрев вопрос о толковании подпункта 6 пункта 1 статьи 36 закона КБР «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов КБР», депутаты приняли постановление. Льготы, предусмотренные этим подпунктом, распространяются исключительно на работников, занятых в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания только в случаях проживания в сельской местности или поселках городского типа. Указанные льготы не распространяются на совместно проживающих с ними членов семьи.

Обсудив поступившие в Совет Республики документы о законодательных инициативах Сахалинской областной Думы, Государственного совета Чувашской Республики, Законодательного собрания Омской области, Волгоградской областной Думы, депутаты приняли соответствующие постановления.

Перед парламентариями выступил прокурор республики Руслан Абазов. Он отчитался о работе прокуратуры за истекший 1997 год. Депутаты задали ему самые разные вопросы: как наказываются руководители, задерживающие заработную плату своим работникам; воздействует ли прокуратура вместе с налоговой полицией на нерадивых налогоплательщиков; почему не выполняется указ Президента РФ, посвященный упорядочению проверок организаций; почему прекратила свою деятельность комиссия по делам несовершенных; можно ли искоренить такой вид преступления, как сокрытие или не реагирование на него; насколько полно работает принятое парламентское постановление об ограничении прописки в КБР до определенного периода; можно ли облегчить процедуру возвращения и документального оформления репатриантов; на какие средства возводятся роскошные особняки и дворцы в черте г. Нальчика. Ответы прокурора были познавательны для парламентариев. Абазов заявил, что жалоб на руководителей, задерживающих зарплату, как ни странно, очень мало, что от добросовестности чиновников на местах в немалой степени зависит исполнение и соблюдение принятых законов, что факты строительства особняков действительно подтверждаются.

2.2.       Работа Совета Представителей

На пленарном заседании Совета Представителей обсуждалось 4 вопроса: об оформлении кредита в коммерческом банке «Гута-Банк»; о примерном плане основных мероприятий на первое полугодие 1998 г.; о регламенте Совета Представителей; о Положении о постоянных комиссиях палаты.

По первому вопросу выступил заместитель премьер-министра республики В.Павленко. В связи с невыплатой заработной платы строителям правительство вынуждено изыскать денежные средства. Парламент дал разрешение воспользоваться для этой цели кредитом, который может дать коммерческий банк «Гута-Банк». План основных мероприятий был принят. Планируется ряд слушаний, в том числе такие «О ходе реализации Программы развития языков народов КБР», «О состоянии борьбы с наркоманией и детской преступностью, проблемы и пути их решения» Председатель комиссии по законодательству, законности и местному самоуправлению Ю.Коков дал информацию о регламенте Совета Представителей. Коков сообщил, что документ расширен новыми разделами, которые потребовали некоторые нормы Конституции КБР, принятой 1 сентября 1997 г. Так, в соответствии со ст. 102 Основного Закона КБР Совет Представителей дает согласие президенту республики на представление в установленном порядке на назначение на должность и освобождение от нее: председателя Национального банка КБР, начальника управления федеральной службы налоговой полиции РФ по КБР; начальника государственной налоговой инспекции КБР; начальника таможни КБР...

Ю.Коков выступил с информацией по Положению о постоянных комиссиях. В палате создаются 7 комиссий с численным составом не менее 5 человек. Представители постоянных комиссий входят в состав бюро Совета Представителей [2].

3.    РАБОТА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СТРУКТУР [[3]]

3.1.       Деятельность Кабинета Министров

На состоявшемся 7 марта под председательством Х.Чеченова заседании правительства были рассмотрены кадровые вопросы. Были утверждены редакторы журналов «Литературная Кабардино-Балкария», «Ощхомахо» и «Нюр». Дискуссионным было обсуждение вопроса «О лицензировании отдельных видов деятельности в КБР», по которому было принято конкретное постановление. В соответствии с ним лицензионная палата начинает действовать с 1 апреля текущего года и практически все ранее выданные лицензии на отдельные виды деятельности в республике нужно переоформить. Утверждены также: порядок лицензионной деятельности в КБР; временное положение об ответственности юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежащую лицензированию; положение о реестре выданных и зарегистрированных лицензий; перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию лицензионной палатой при правительстве КБР. Проблема энергоресурсов была рассмотрена достаточно тщательно. Министр топлива и энергетики КБР Валерий Золатарев с большой обеспокоенностью говорил о большой задолженности республики за поставленные уже ресурсы, в том числе и о долгах бюджета. Принято постановление, предусматривающее дальнейшее снижение долгов за энергоресурсы.

14 марта на заседании правительства КБР под председательством Х.Чеченова произведены кадровые перемены в системе государственных средств массовой информации, сменены главные редакторы газет «Кабардино-Балкарская правда» и «Заман». На эти должности назначены Ирина Санова, ранее работавшая заместителем председателя «Каббалктелерадио», и Жамал Аттаев, ранее работавший главой администрации Эльбрусского района. Был обсужден вопрос «О погашении кредиторской задолженности УКСа Министерства строительства КБР». Было решено выделить УКСу минстроя КБР водочную продукцию на 8 млн. рублей — в целях уменьшения кредиторской задолженности бюджета КБР предприятиям строительного комплекса за выполненные работы.

Была рассмотрена проблема погашения задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. В этих целях минфину КБР разрешено произвести заимствование средств федерального бюджета, поступивших на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Рассмотрена проблема погашения задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. В этих целях минфину КБР разрешено произвести заимствование средств федерального бюджета, поступивших на ликвидацию последствий стихийных бедствий в сумме 4,6 млн. рублей, с последующим их восстановлением за счет бюджета республики. При этом Х.Чеченов еще раз подчеркнул необходимость коренного улучшения собираемости налогов.

Для осуществления функций по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие и национально-культурное возрождение балкарского народа в 1996-2000 годах» в составе министерства экономики и торговли КБР создана рабочая группа. Утверждено и положение о рабочей группе по управлению программой.

Принято решение о проведении III Регионального фестиваля «Студенческая весна на Северном Кавказе» в Нальчике 13-17 мая 1998 г.

3.2.       Кредитование

13 марта заместитель председателя правительства КБР В.Павленко провел совещание с руководителями ряда организаций. Обсужден вопрос получения у Всемирного банка реконструкции развития кредита под программу «Водоснабжение и канализация г. Нальчика».

Получение кредита приведет в последующем к увеличению тарифов на воду, поэтому остановились на необходимости детальной проработки этого вопроса.

4.    ОБРАЗОВАНИЕ [[4]]

2 марта состоялось совещание, посвященное итогам реформирования системы образования и науки в КБР и дальнейшим перспективам ее развития. На совещании присутствовали президент КБР В.Коков, который вел его, вице-президент Г.Губин, спикеры обеих палат парламента КБР З.Нахушев и И.Бечелов, председатель правительства КБР Х.Чеченов и его заместители, руководители министерств и ведомств, главы городских и районных администраций, депутаты парламента.

В докладе министра образования и науки М.Балкизова был дана характеристика состояния дел в этой области. Министр подчеркнул, что основное внимание было сосредоточено на сохранении и развитии сети образовательных учреждений, совершенствовании учебного процесса. Немало сделано по реформированию отрасли, цель которой — создание единой образовательной системы в КБР. Все это нашло отражение в «Программе развития образования в КБР», рассчитанной на 1997-2001 годы. По этой программе меняется роль дошкольных детских заведений. Они преобразуются в воспитательные комплексы «детский сад — школа», где дети имеют возможность находиться с трех до восьми лет, проходя программу первого класса. Меняется многое и в работе школ. В их практику входят единые государственные образовательные стандарты, новые учебники и программы.

Но вместе с тем проверки, проводимые министерством и гор(рай)оно, показали несоответствие качества знаний учащихся современным требованиям, особенно по математике, физике, русскому языку и литературе, химии. Наиболее сложное положение складывается в сельских школах, выпускники которых не всегда могут конкурировать с городскими при поступлении в вузы. Необходимо укрепить материально-техническую базу школы. Республике необходимо еще как минимум 25 тысяч ученических мест, необходимо уделить внимание компьютеризации школ — 86 школ вообще не имеют компьютеров.

Немало внимания было уделено и проблемам начального профессионального образования, необходимости сохранения имеющихся профессионально-технических училищ и открытию новых. Это четко обозначено в программе реформирования системы, которая рассмотрена правительством республики. Многое предстоит сделать и по созданию в КБР многоуровневой системы профессионального образования. В качестве структурных подразделений к трем вузам уже присоединены в соответствии с профилем все средние специальные учебные заведения.

Идут интеграционные процессы и между тремя вузами республики. Это позволит повысить качество образования за счет более эффективного использования кадров, материально-технической, учебно-методической и информационной базы, финансовых и материальных ресурсов. Министр с сожалением констатировал, что научный потенциал вузов используется недостаточно эффективно, не удалось достигнуть координирующей роли в развитии научно-исследовательских работ в республике. На критическое состояние науки обратил внимание и заместитель председателя правительства КБР Х.Сохроков. И это несмотря на то, что не только сохранилась численность научных учреждений, но и появились новые. Большие средства выделены на финансовую помощь институтам, создание центра «Интернет». И руководство республики вправе потребовать адекватной отдачи. Между тем нет научных предложений по межнациональным отношениям. В связи с этим большие надежды возлагаются на создание в Нальчике южного отделения РАН.

5.    РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ [[5]]

5.1.       Создание комиссии по религиозным вопросам

В конце 1997 г. в КБР была создана комиссия во взаимодействию с религиозными объединениями под началом заместителя председателя правительства республики Хаути Сохрокова. 6 марта 1998 г. состоялось заседание комиссии, на которой заместитель председателя Хажмурат Езиев дал общую характеристику религиозной ситуации в Кабардино-Балкарии. Из 174 религиозных объединений республики 80% составляют мусульманские и христианские. Езиев сказал, что деятельность иностранных миссионеров, которые ведут активную работу в республике, порой затрагивает интересы национальной безопасности. Проблеме распространения идей вахаббизма в республике было уделено особое внимание. Председатель Духовного управления мусульман КБР Шафиг Пшихачев подчеркнул, что идеям вахаббизма подвержены «молодые люди, обучавшиеся в Дагестане, прошедшие школу Чечни». Объективные причины распространения этих идей, по мнению Пшихачева, заключаются в отсутствии работы для молодых людей. Официальное духовенство считает, что идеи вахаббизма не приемлемы для КБР.

5.2.       Третий съезд мусульман КБР

На съезд было избрано по 3 делегата от каждой из 130 мусульманских общин. В работе съезда приняли участие 312 делегатов. Повестка съезда включала 5 вопросов: отчет Духовного управления мусульман КБР (ДУМ); отчет ревизионной комиссии; выборы руководства ДУМ; принятие Устава Духовного управления мусульман КБР; принятие Устава мусульманских общин республики.

С отчетным докладом выступил председатель Духовного управления КБР Шафиг Пшихачев, избранный на эту должность в феврале 1992 г. на внеочередном съезде мусульман республики. Ему 36 лет. Он окончил Бухарское медресе «Мир-Араб», Международный исламский университет «Абун-Нур» в Дамаске. Отчет был сделан за пять лет, с февраля 1992 г. по настоящее время.

Начало 1992 г. было сложным в общественно-политическом отношении. Кабардинское и балкарское национальные движения выступали за раздел республики и создания самостоятельных республик: Кабарды и Балкарии. В этот период перед руководством Духовного Управления стояла задача не допустить раздела по этническому принципу.

Пшихачев в своем докладе особо подчеркнул, что на первом же заседании ДУМ было решено сохранить единое руководство мусульман республики и не допустить его политизации. С 1992 г. ДУМ КБР занимается вопросами строительства мечетей, формированием мусульманских общин, приведением совершения религиозных обрядов в соответствии с нормами шариата. В 1992 г. в республике действовали 24 мечети, а к началу 1998 г. — уже 68.

Остановился докладчик и на волнующих многих мусульман республики и просто ее жителей вопросе — строительстве мечети в Нальчике. Весной 1993 г. в ходе телемарафона, организованного для сбора денег для строительства главной мечети, в республике было собрано около 70 млн. рублей. Вокруг этих денег идет много разговоров и связаны они с тем, что судьба денег якобы была заранее предрешена. Этих средств в 1993 г. почти хватило бы на строительство мечети, если учесть, что все проектные работы обещали сделать в одной из арабских стран бесплатно. Но ДУМ внесло собранные на марафоне деньги в уставный фонд коммерческого банка «Нарт», который в скором времени стал неплатежеспособным. Председатель Духовного управления ничего нового о судьбе денег не сказал. Он ссылался на то, что банк обанкротился, да и деньги были обесценены инфляцией. Главным доводом Ш.Пшихачева стали слова: «Могу клятвенно заверить всех мусульман перед Аллахом о том, что ни одна копейка из собранных пожертвований не была использована не по назначению».

Муфтий республики все надежды на строительство мечети возглавляет на президента республики, который своим распоряжением определил заказчика — администрацию Нальчика. С помощью зарубежных исламских организаций были построены мечети в селах Дугулубгей, Хасанья и Старый Урух, они же вложили средства в строительство мечетей в селах Арик, Зольское, Псынадаха и Нартан.

Докладчик сказал, что в республике насчитывается 130 мусульманских общин, которыми руководят 126 имамов. Но на работу имамов отрицательно влияет отсутствие у них фиксированной зарплаты. В этой ситуации большую помощь оказывают главы администраций, которые изыскали возможность материальной поддержки работников духовенства на местах.

Муфтий заметил, что не у всех имамов достаточно высок уровень религиозных знаний. В связи с эти Духовное управление проводит семинары. С 1992 г. было проведено 4 семинара с охватом 635 слушателей. Около 100 человек было направлено на обучение за границу, однако обучается 46. Часть обучающихся были вынуждены прервать обучение в связи с тем, что не имели достаточного багажа знаний и языковой практики, другие же подверглись политической обработке и стали исповедовать крайне экстремистские религиозные идеи.

Все выступающие выказали глубокую озабоченность религиозным экстремизмом и активностью чуждых религий: вахаббитов, иеговистов, адвентистов седьмого дня и др. Весной 1997 г. «Свидетели Иеговы» хотели провести свою международную конференцию и традиционным религиозным объединениям, правоохранительным органам пришлось провести серьезную работу по предотвращению этой конференции, что было нелегко, так как на нее должны были прибыть до 10 тыс. человек и часть уже прибыла.

В целях упрочения позиций мусульманства в республике открыт исламский университет, в селах республики действуют медресе, в которых дети приобщаются к нормам исламской морали, постигают Коран.

Заместитель председателя правительства КБР Х.Сохроков зачитал обращение президента В.Кокова к делегатам съезда. Он особо остановился на деятельности вахаббитов в соседних регионах и о той опасности, которую они могут представлять. Х.Сохроков отметил, что важной задачей глав администраций в этой связи является подбор кадров для мусульманских общин на местах и недопущение проникновения вахаббитов и распространения их влияния на членов общин и жителей республики.

В этой связи возникает вопрос: отделена ли в КБР церковь от государства или же она является одной из ветвей государственной власти? В действительности, видимо, верно последнее, иначе как оценивать утверждение, что главы администраций должны заниматься подбором религиозных кадров?

В целом выступающие на съезде дали радужную картину состояния в общинах и в республике в целом. Однако делегат из Нальчика, врач одного из санаториев З.Анзоров выступил с резкой критикой деятельности духовного управления в целом и мусульманских общин. З.Анзоров — представитель одного из княжеских родов Кабарды (в последние годы вместе с переменами в обществе возрос интерес к сословной принадлежности фамилий и повышается авторитет представителей этих фамилий). Анзоров сказал, что отсутствие мечети в Нальчике является позором для Духовного управления мусульман республики. Он критиковал ДУМ за отсутствие инициативы, безразличное к массовому производству алкоголя, поголовному пьянству, развращению нравственных устоев телевидением, порнофильмами, газетами и журналами, за то, что оно не добивается признания пятницы священным, выходным днем мусульман. Словами «Коран — это горящий факел, свет которого никогда не погаснет» закончил он свое более чем критичное выступление.

Делегаты съезда деятельность духовного управления оценили положительно, и, более того, председателем вновь избрали Ш.Пшихачева, его заместителями стали Т.Атмурзаев и Х.Нагоев.

На съезде присутствовали зампред правительства КБР Х.Сохроков, который дал высокую оценку деятельности работе ДУМ КБР, председатель комиссии по вопросам религии парламента КБР В.Тлупов, министр юстиции КБР А.Батырбеков, мэр Нальчика М.Шогенов, ректор Карачаево-Черкесского исламского института И.Бостанов, отец Леонид, члены парламента, представители ряда министерств, ведомств, учреждений.

6.    ПРОФСОЮЗЫ [[6]]

Председатель Федерации Независимых Профсоюзов КБР Пшикан Таов принял профсоюзную делегацию Чеченской Республики Ичкерия, возглавляемую председателем совета профсоюзов Ичкерии Магомедом Маматиевым. Основная цель визита — возобновление утраченных связей между профсоюзами двух республик, проработка перспектив взаимного сотрудничества в различных областях профсоюзной деятельности. Профсоюзы Чечни ведут большую работу по восстановлению. Уже перерегистрированы 6 отраслевых профсоюзов и более 700 первичных профорганизаций. В апреле планируется проведение съезда профсоюзов Чечни, после которого будут рассмотрены и перспективы дальнейшего сотрудничества профсоюзов Чечни и КБР.

7.    СОЗДАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ «МЕМОРИАЛ»

Создана республиканская Ассоциация жертв незаконных политических репрессий «Мемориал». Возглавила ее Светлана Викторовна Турчина, отец которой был расстрелян, а брат посажен на 10 лет.

8.    МАРТовские памятные дни [[7]]

8 марта 1944 г. весь балкарский народ был в одночасье выслан из своей исторической родины. В начале 90-х годов эта траурная дата отмечалась многотысячными митингами. Позднее накал митинговых политических страстей несколько поостыл, но стало традицией 8 марта приходить к месту будущего памятника жертвам геноцида балкарского народа. В 1996 г. был учрежден день возрождения балкарского народа и день 8 марта — день траура и печали — пытались предать забвению. Однако, запретить память невозможно. Теперь эти две даты: 28 марта — день радости и 8 марта — день печали нашли свое место.

8 марта в Долинске, на месте будущего мемориала памяти жертвам геноцида балкарского народа, состоялся траурный митинг. Открыл его, глава администрации Нальчика М.Шогенов, который сказал:

«Сегодня исполнилось 54 года с того дня, как десятки тысяч граждан в одночасье были насильственно депортированы за пределы исторической родины, произошли жестокая несправедливость и страшная трагедия в истории балкарского народа, унесшая тысячи жизней, не пощадившая ни детей, ни женщин, ни стариков.

Нам особенно памятны чувства и мысли каждого, кто перенес ужасы тех дней 1944 года, так как горькие плоды насильственной депортации адыгский народ пережил еще в середине прошлого века...»

Затем выступил заместитель председателя Духовного Управления мусульман КБР кадий Ш.Чочаев, который совершил заупокойную молитву и совершил дуа (мусульманский обряд поминовения усопших) совместно с собравшимися.

На митинге выступил председатель правительства Х.Чеченов, который сказал:

«Дорогие сограждане — современники. Вновь нас собрала сюда вместе светлая память жертв геноцида балкарского народа в его новейшей истории — в день 8 марта 1944 года. Наше общее сопереживание из-за этих неисчислимых жертв нужно не им. мертвым, а нам, живым. Они нас предупреждают том, что с тех пор на нашей земле, во всем Отечестве, человеческая жизнь дороже не стала, кровь людская в цене не повысилась и жизни целых народов по-прежнему в угрозе, скверна не уничтожена. А следовательно, они нас просят противостоять всему, что может вновь подвергнуть новым испытаниям и уничтожениям невинных людей, чтобы никогда не повторялись события прошлого на нашей земле».

Директор ИГИ Х.М.Думанов:

«8 марта 1944 года в 14 эшелонах 37 713 человек были увезены отсюда в неизвестном направлении. К дню приезда на место назначения оказалось, что ежедневно в пути умирали по 33 невольника.

Самые свежие архивные документы свидетельствуют о том, что балкарскому народу было предписано, чтобы он растворился в чужой среде, исчез с лица земли как этнос.

Но судьбе было угодно, чтобы балкарский народ вернулся к родным очагам, восстановил свою государственность — автономию. Сегодня он — самый реабилитированный из всех репрессированных народов. Здоровья, благополучья и счастья ему на этой земле!».

Председатель Совета общественных организаций «Голос Балкарии» Муса Ахматов:

«Трагедия балкарского народа началась задолго до депортации, еще в 1942 году в Черекском ущелье, когда в селении Сауту карательная экспедиция войск НКВД учинила чудовищные злодеяния и кровавое побоище, в результате которых на месте были уничтожены более 500 мирных жителей, в числе которых — женщины, дети и немощные старики. А 8 марта 1944 года весь сорокатысячный балкарский народ был объявлен изменником и депортирован в степи Казахстана и Киргизии, хотя в это время 15 тысяч балкарцев геройски сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Черный день в жизни балкарского народа — 8 марта, навечно останется в его памяти как страшный геноцид, совершенный над ним тоталитарным режимом.

Тяжким был путь репрессированного балкарского народа. 13 лет ссылки лишили жизни лучших дочерей и сыновей, стариков, оставили без детства и материнства многих. Только с апреля 1944 г. по сентябрь 1946 года в Казахстане и Киргизии от голода, тифа и других болезней скончалось около 5 тысяч человек».

На митинге присутствовали президент КБР В.Коков, вице-президент Г.Губин, председатель правительства КБР Х.Чеченов, председатели парламента З.Нахушев и И.Бечелов, члены правительства КБР.

 

28 марта состоялись торжественные мероприятия, посвященные Дню возрождения балкарского народа. Главным событием этого дня стала сдача в эксплуатацию автодорожного тоннеля на федеральной автомобильной дороге Урвань — Уштулу через Верхнюю Балкарию. Сдача этого объекта стала символическим подарком к Дню Возрождения балкарского народа..

Дороги, ведущие в Балкарию, всегда были небезопасными — ежегодно случались 2-3 случая обвала скальных пород. Тоннель призван обеспечивать бесперебойное и безопасное передвижение транспорта.

Длина тоннеля 850 метров, ширина проезжей части 17,5 м., высота шахты 8 метров. Строительство его началось 7 марта 1994 г. с участием министра РФ по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу.

Открытие тоннеля произошло в торжественной обстановке. На митинге выступил президент КБР В.Коков, который и перерезал символическую красную ленточку.



Источники

[1]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 19 марта. — С. 1; 21 марта. — С.1; Новый вариант — Дело. — Нальчик, 1998. — №12. — С. 1.; Газета Юга. — Нальчик, 1998. — №11. — С. 1.

[2]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 3 марта. — С. 1.

[3]. Кабардино-Балкарская правда. Нальчик, 1998. — 11 марта. — С. 1.; 17 марта. — С. 1.

[4]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 4 марта. — С. 1.

[5]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 11 марта. — С.1.; 13 марта. — С. 1.; Газета Юга. — Нальчик, 1998. — №11. — С. 1.; Моя республика. — Нальчик, 1998. — №10. — С. 1.

[6]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 4 марта. — С. 1.; Газета Юга. — Нальчик, 1998. — №10. — С. 1.

[7]. Заман (на балк. яз.). — Нальчик, 1998. — 10 марта. — С. 1; 30 марта. — С. 1-2; Новый вариант — Дело. — Нальчик, 1998. — №13. — С. 1; №14. — С. 1.; Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 30 марта. — С. 1.