Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Рязанская область

С. Владимиров

Рязанская область

в марте-апреле 1998 года

1.    Кульминация рыночного конфликта [[1]]

Начало марта было отмечено резким обострением конфликта властей и рыночных торговцев в Рязани, о развитии которого сообщалось в обзоре за февраль. Кратко напомним, что конфликт разгорелся из-за решений городских властей повысить (в 8-10 раз) стоимость патента за право торговли на рынках и областной администрации ввести обязательное использование на рынках контрольно-кассовых машин (ККМ). С 1 марта часть рынков была охвачена забастовкой торговцев, протестующих против введения новых правил. Одновременно проходила работа совместной комиссии представителей торговцев и властей, имевшая целью урегулировать конфликт и найти компромиссное решение. Наибольшей остроты события достигли в период с 4 по 12 марта.

4 марта после очередного митинга рыночных активистов, где предлагалось усилить давление на власть путем проведения шествий и перекрытия улиц в городе, был задержан милицией и увезен в неизвестном направлении один из лидеров рыночников Владимир Семин. Всю ночь его местонахождение было неизвестно, что вызвало крайнее возбуждение его сторонников. Утром 5 марта у здания Октябрьского районного суда, куда в сопровождении милиции был доставлен Семин, его встречала многочисленная возбужденная толпа рыночников. Слушание дела долго не могло начаться из-за сутолоки и шума в помещениях суда. Семину было предъявлено обвинение по трем статьям (организация несанкционированного митинга, сопротивление милиции, проживание без прописки). Судья выпустил Семина до суда, назначенного на 10 марта. В течение дня на центральном рынке возбужденные толпы торговцев обсуждали случившееся.

1.1.       6 марта

С утра 6 марта толпа торговцев (200-300 чел.) вышла с рынка на демонстрацию по улицам города. Около 11 часов демонстрантам удалось перекрыть движение транспорта по одной из центральных улиц города — Первомайскому проспекту. Движение было парализовано по всему центру города в течение почти четырех часов. Улицы были запружены вереницами троллейбусов и массами людей, которые не могли воспользоваться городским транспортом. Инцидентов и столкновений с милицией не было. Пикетчиков призывали освободить проезд, но силу не применяли. Демонстранты требовали приезда главы администрации города, области и даже министра внутренних дел Анатолия Куликова, который в это время находился в Рязани и проводил совещание в УВД. Ожидалось, что кортеж Куликова проследует в Москву по Первомайскому проспекту и будет вынужден остановиться перед пикетом. Наконец, к 15 часам к пикетчикам прибыл глава города Павел Маматов. Он выступил весьма миролюбиво, призвал разблокировать проспект, пообещал содействовать конструктивной работе совместной комиссии рыночников и властей, найти приемлемое решение. В это же время стало известно, что и Куликов уже покинул город совсем по другой дороге. (Как выяснилось позже, после совещания он направился в район загородных полигонов для инспектирования воинских частей.) Примерно к 16 часам движение в городе было восстановлено.

1.2.       9-10 марта

7 и 8 марта прошли более-менее спокойно. Некоторые рынки торговали, но на большинстве поддерживался режим забастовки. 9 марта на центральном рынке вновь состоялся митинг. На этот раз собравшиеся требовали немедленной отставки всех городских и областных властей, отмены всех их решений по рынкам, предлагалось требовать поддержки от президента и правительства, обращаться в суд, проводить референдум о недоверии властям и т.д. Вечером по ТВ состоялся прямой эфир губернатора Вячеслава Любимова и председателя горсовета Надежды Корнеевой, посвященный волнениям рыночников. В отличие от Маматова (примечательно, что он отказался от участия в эфире, сославшись на то, что уже неоднократно выступал по этим темам), Любимов и Корнеева высказали более жесткие позиции в отношении происходящих событий. Они заявили, что наведение порядка в торговле на рынках будет продолжаться, что беспорядки в городе допускаться не будут, что за волнениями на рынках стоят заинтересованные силы, стремящиеся политизировать конфликт. Было подчеркнуто, что большинство населения может выступить против рыночников, обостряющих ситуацию в городе. Одновременно, они отметили, что отдельные изменения в решениях и компромиссы с торговцами возможны, и власти к этому готовы. В целом это выступление было воспринято рыночниками негативно, его в основном характеризовали как «угрожающее».

10 марта состоялся суд над Семиным. Он был признан виновным по всем статьям. По двум были вынесены предупреждения, а по статье «сопротивление работникам милиции» был определен штраф в 10 мин. окладов. После суда Семин сделал несколько заявлений (показаны вечером по ТВ) с обвинениями властей в нарушении прав человека и с требованиями их отставки. Затем большая группа рыночников, ожидавшая Семина у здания суда, организовала акцию «живая цепочка»: взявшись за руки, они выстроились на несколько кварталов от здания суда до зданий обл- и горадминистраций Опять возникли помехи движению транспорта, были вызваны наряды ГАИ для регулировки движения. Но сила к демонстрантам опять не применялась.

1.3.       11 марта

11 марта стало решающим днем конфликта. В этот день Горсовет должен был принять решение по результатам работы совместной рабочей комиссии. Кроме того, в этот день в Рязань прибыл заместитель министра РФ по делам малого предпринимательства Александр Котюсов, который встречался с областными и городскими властями по вопросам рыночного конфликта.

С утра на центральном рынке вновь бушевал митинг. Требования те же: отмена решений по рынкам, отставка властей, референдум, вмешательство Москвы в решения рязанских властей. Затем толпа торговцев в несколько сот человек двинулась с рынка к зданиям обл- и горадминистраций. Там они присоединились к уже находящимся там пикетчикам. Образовавшаяся внушительная толпа вновь перекрыла движение городского транспорта. Картина 6 марта в какой-то степени повторилась. Вновь на улицах были заблокированы десятки троллейбусов и толпы пассажиров были вынуждены идти пешком. Вновь демонстранты требовали выхода Маматова, Любимова, Корнеевой. Функции лидера у них выполнял Михаил Малахов, незадолго до этого выезжавший в Москву для встречи с Хакамадой и добившийся приезда в Рязань ее заместителя Котюсова. Вскоре к собравшимся вышел Маматов, от обладминистрации появился первый зам. губернатора, бывший мэр Рязани Владимир Марков. И тот и другой призывали пикетчиков освободить проезд, уверяя, что власти готовы идти на уступки. Макаров сообщил, что губернатор уже подписал постановление об отсрочке введения на рынках ККМ в закрытых павильонах до 1 мая, в на открытых прилавках до 1 июля. Маматов сказал, что плата за патент на рынках также будет снижена. Тем не менее, понадобилось около 2 часов, чтобы движение вновь восстановилось. Демонстранты сместились с проезжей части в сквер, где продолжали ожидать вестей из здания горадминистрации, в котором в это время шло заседание Горсовета. Милиция опять не применялась.

Пока на улице бушевали митинговые страсти в коридорах власти разворачивались свои события. По свидетельствам некоторых очевидцев, губернатор колебался. Еще накануне, 10 марта руководители силовых структур предлагали ему действовать решительнее и использовать милицию для блокирования действий рыночников. Предлагалось также подать иски в суд на организаторов перекрытия улиц. Губернатор связывался с Москвой, встречался с Котюсовым, провел совещание с заместителями, занимающимися исполнением решения о введении на рынках ККМ. В конце концов, было решено выпустить вышеназванное постановление об отсрочке введения ККМ, милицию пока не применять, но усилить контроль за действиями рыночников в дальнейшем. К демонстрантам был направлен первый зам. губернатора Марков.

На заседании в горсовете обстановка была напряженной. Накануне, 10 марта был заслушан вопрос об итогах работы совместной комиссии. Комиссия предложила снизить размер платы за торговый патент примерно в два раза. Маматов поддержал это предложение. Но депутаты решили не принимать его, а направить для заключения юристам. 11 марта вопрос о принятии предложений рабочей комиссии был поставлен вновь, и вновь за его принятие высказался Маматов. Ведущая заседание Корнеева, которая перед этим встречалась с Котюсовым, в конце концов тоже согласилась поддержать предложение рабочей комиссии. По итогам голосования предложение комиссии по снижению платы за торговый патент было принято. Стоявшая под окнами горсовета возбужденная толпа встретила это известие с ликованием.

Вечером события дня широко совещались в программах ТВ. Основной мотив сообщений: власти пошли на уступки рыночникам, достигнут компромисс, найдено решение спорных вопросов. Была также дана информация о том, что в этот день демонстрация рыночных торговцев состоялась и в районном центре Михайлове. Торговцы прошли с рынка к зданию райадминистрации и потребовали отмены постановления губернатора об использовании на рынках ККМ. Демонстранты также выдвинули требования отставки областной и районной власти.

Рассказ об этом насыщенном дне был бы не полон без упоминания еще одного события, состоявшегося в этот день. В зале филиала областной библиотеки («дом Салтыкова-Щедрина») прошел круглый стол политических партий и движений, посвященный рыночному конфликту. Мероприятие было организовано «Блоком Малахова», на него были приглашены представители оппозиционных КПРФ партий и организаций — НДР, «ЯБЛОКА», ДВР, Народного дома, Союза предпринимателей «Деловая Рязань» и др. Вел собрание Малахов, выступали заместитель Хакамады Котюсов, представители партий. Выступление Котюсова, вопреки ожиданиям, оказалось не слишком радикальным. Он подчеркнул, что решения по рынкам — прерогатива местных властей, и Москва не может в них вмешиваться напрямую. Основной путь — постоянная работа и переговоры с властями, убеждение их в необходимости поддерживать малое предпринимательство, принимать соответствующие программы. В этом будет оказываться помощь из Москвы. Представители партий высказывались значительно радикальнее. Было решено добиваться отставки властей путем проведения референдума о недоверии власти. Была сформирована группа по подготовке референдума, намечено в ближайшее время провести широкий форум политических сил по этим вопросам.

1.4.       После 11 марта

После событий 11 марта обстановка вокруг рыночного конфликта стала постепенно меняться. Почувствовалось, что среди рыночников наметился раскол между радикальной частью политизированных активистов и основной массой торговцев и умеренными лидерами. Еще в течение примерно недели торговля на рынках в полном объеме не восстанавливалась. На центральном рынке периодически собирались митинги, на которых активисты призывали торговцев не соглашаться с половинчатым решением властей и требовать отмены всех нововведений. Трижды группы торговцев (по 100-200 чел.) под руководством Семина проводили шествия по улицам, направляясь от одного рынка к другому и призывая торгующих там людей не соглашаться с решениями властей и продолжать забастовку. Во всех этих случаях демонстранты двигались под плотным контролем милиции, не допускавшей блокирования ими проезжей части. 14 марта в газетах было опубликовано обращение УВД под заголовком «Спорные вопросы на площадях не решить». В нем говорилось:

«В последние дни в Рязани состоялось несколько несанкционированных митингов. Безответственные организаторы этих мероприятий, руководствуясь больше эмоциями, чем здравым смыслом, вывели людей на улицы, парализовав движение транспорта. Это привело к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения города... Подобные формы протеста грубо противоречат Конституции и нарушают законы РФ, создают угрозу общественному порядку. Для выражения своей точки зрения на решения и постановления органов власти существует цивилизованный путь, предусматривающий решение спорных вопросов в судебном порядке... Одной из основных задач милиции является обеспечение правопорядка... Любые противоправные действия, ставящие под угрозу безопасность граждан и нарушающие общественный порядок будут решительно пресекаться, а виновные нести ответственность. Управление внутренних дел Рязанской области призывает граждан при возникновении конфликтных ситуаций руководствоваться Конституцией, чувством долга и ответственности за свои поступки» [[2]].

Власти усилили пропагандистскую кампанию в газетах против рыночников. Появились статьи и интервью с жителями, осуждающими их выступления. В телеэфире еще раз были организованы выступления руководства области и города. По городу стали распространяться слухи о психическом заболевании лидера рыночников Семина. Бывший офицер, Владимир Семин якобы по этой причине был комиссован из армии.

Постепенно митинги на рынках прекратились, торговля возобновилась в полном объеме. Последней массовой уличной акцией рыночников в марте стал митинг и пикет у здания обладминистрации 25 марта. Митинг и пикет собрали около 300 человек. Акция и на этот раз не была санкционирована, но перекрытия движения не было. Милиция контролировала обстановку. Пикетчики требовали выхода главы администрации области. Их представителей пригласили пройти к губернатору, но они от встречи в кабинете отказались. На митинге было объявлено, что пикеты будут проходить ежедневно, вплоть до проведения референдума о недоверии властям. Но в последующие дни пикеты не проводились.

27 марта в помещении рязанского дворца культуры строителей состоялся первый областной форум предпринимателей, в котором приняло участие около ста человек из Рязани и пяти районов области.

Инициаторами форума были общественное движение «Блок Малахова», рязанская организация движения «Наш дом — Россия», общественная организация «Деловая Рязань», Рязанский клуб избирателей, Временный комитет по защите прав предпринимателей. Форум продолжался почти семь часов, к его окончанию зал был уже почти пуст. С основным докладом выступил Михаил Малахов. Он поддержал идею проведения референдума, заявил, что «конфликт предпринимателей и власти давно перерос свои рамки и превратился в конфликт власти и населения». Далее он сообщил о фактическом отсутствии в области законодательной базы для развития предпринимательства и предложил активно заниматься разработкой законов, создавать организации помощи предпринимателям. Лидер «Деловой Рязани» Михаил Варакин в основном рассказывал о работе согласительной комиссии и созданного недавно координационного Совета при губернаторе, который призван решать спорные вопросы и способствовать развитию в области малого предпринимательства. Лидер Временного комитета по защите прав предпринимателей Семин говорил о развитии гражданского сознания и необходимости расширения акций гражданского неповиновения. В выступлении председателя Рязанской организации движения «Наш дом — Россия», бывшего заместителя главы обладминистрации Андрея Тарасова в основном была выражена поддержка тезисам Семина. Он также утверждал, что Президент Ельцин совершил две большие ошибки : не запретил в свое время деятельность в России коммунистической партии и разрешил проведение выборов губернаторов. На форуме выступили также представители Михайловского, Кораблинского, Скопинского районов. В зале возникало много споров, перепалок, взаимных упреков и обвинений. Наблюдатели отметили, что форум фактически показал раскол и соперничество в руководстве движения предпринимателей. Более-менее определенно можно говорить о том, что в движении выделились: политико-экономическое направление во главе с Малаховым, политическое — во главе с Семиным и чисто экономическое — во главе с Варакиным [[3]].

По итогам форума было принято постановление, содержащее 6 пунктов. В нем говорилось о создании отделений организации «Деловая Рязань» во всех районах области. о необходимости добиваться реализации в области федеральных законов о поддержке малого предпринимательства и о разработке соответствующих областных законов, о поддержке проведения референдума о недоверии властям, о проведении летом 1998 г. первого съезда предпринимателей области. В постановлении также содержался пункт об осуждении экстремистских методов борьбы. Резолюция была поддержана не всеми. Сторонники Семина голосовали против, считая резолюцию слишком примиренческой [[4]].

1.5.       Об итогах кризиса

Итоги мартовского кризиса вокруг рынков расценивались различными политическими силами по-разному. Противники коммунистических властей с воодушевлением заговорили чуть ли не о начале «новой антибюрократической революции в Рязани», о близком крахе «коммунистической номенклатуры» в городе и области, о необходимости расширить и усилить протестный натиск. Сторонники коммунистов в своих оценках, напротив, стремились приуменьшить значение рыночного кризиса, одновременно, связывая его с «происками закулисных мафиозных сил», враждебных и большинству населения и самим рыночникам и стремящихся дестабилизировать ситуацию и прорваться к власти.

На наш взгляд, среди итогов кризиса можно отметить следующее. Во-первых, события вокруг рынков показали, что оппозиционный коммунистической власти социальный потенциал в городе весьма значителен и активен и что электоральная ситуация для КПРФ в перспективе будет осложняться. Во-вторых, развитие событий весьма остро поставило проблему руководства движением рыночников и руководства оппозиции властям вообще. В нем обнаружились соперничество и борьба различных групп и фигур. Попытки политизации движения натолкнулись на противодействие, на стремление ограничиться экономическими вопросами, проявились тенденции к лояльности и сотрудничеству с властями и осуждения экстремизма и авантюризма, проявилась борьба персональных амбиций и др. Все это существенно затрудняет появление в городе массовой и эффективной политической оппозиции. В-третьих, властям в основном удалось выйти из кризиса с минимальными потерями. В силу замедленной реакции на события они объективно оказались на верном пути. Сочетая уступки и жесткие неуступчивые заявления, они выжидательно реагировали на массовые акции и уклонялись от применения силы, что постепенно внесло разлад в ряды их противников и привело к противопоставлению радикальной части рыночников большинству населения.

Таким образом, в целом итоги кризиса достаточно противоречивы. Они, разумеется, обозначили ослабление массовой поддержки коммунистических властей и усиление оппозиционных настроений. Вместе с тем, они вскрыли трудности формирования в регионе массовой политической оппозиции, показали слабость и рыхлость ее руководства, продемонстрировали осторожность и запас терпения властей.

2.    Исполнительная власть

2.1.       Промышленная политика

После рыночного кризиса обладминистрация усилила пропаганду своих достижений в промышленной политике. В марте-апреле широко сообщалось о введении в строй двух газовых отводов, позволяющих начать газификацию поселков в Рязанском и Шиловском районах, о завершении переоборудования под газ цементного завода в поселке Октябрьском (Михайловский р-н), что дало возможность существенно расширить выпуск цемента, об активизации работ на комбайновом заводе в Рязани, включенном в кооперационные отношения с селом, и др.

В апреле внимание было привлечено к открытию в Рязани совместного предприятия «Бош- Рязань», производящему блок-фары для автомобилей (пока предполагается выпускать 800 тыс. изделий в год; в перспективе — до 3 млн.). 75% акций предприятия принадлежит немецкой фирме «Роберт Бош ГмбХ», 25% — АО «Электронные приборы», генеральный директор предприятия — г-н Краманн. Данный проект долгое время был предметом споров между обладминистрацией и акционерами АО «Электронные приборы» (Рюмин, Фомин и др.). Теперь вопрос, видимо, как-то улажен. Примечательно, что предприятие открылось в помещении, арендованном у завода «Красное знамя», а не на «Электронных приборах», где первоначально предполагалось разместить производство. На открытии предприятия присутствовал и выступил губернатор [[5]].

Существенным фактором промышленной политики стало в марте-апреле изменение тарифов на газ и электроэнергию. В связи с решениями Правительства РФ о прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий и решениями Федеральной энергетической комиссии о повышении оптовых цен на газ для населения, постановлением главы обладминистрации в Рязанской области с 1 апреля были увеличены розничные цены на газ, реализуемый населению, на 11,6%. Новые цены сокращают разрыв в размере платы за газ для населения и промышленности до 20%. В следующем году предполагается полностью ликвидировать этот разрыв и сделать цены одинаковыми [[6]].

Аналогичным образом были изменены и тарифы на электроэнергию. Региональная энергетическая комиссия в марте повысила цены на энергию, отпускаемую с ТЭЦ (на тепло в 6,7 раза, на электричество в 1,3 раза) для посредников («Рязаньэнерго»), оставив прежними цены для потребителей. Это вызвало резкое недовольство руководителей «Рязаньэнерго». Председатель РЭК, первый зам. губернатора Марков был вынужден сделать заявление, что с 1 мая примерно на 60% будут повышены цены и для населения. Малообеспеченным будут выдаваться компенсации [6].

В соответствие с письмом Минфина от 3 апреля были повышены и минимальные цены на водку (до 33 руб. за литр) [6].

Весьма широко в области было отмечено и такое событие, как 30-летие начала строительства в Пронском районе Рязанской ГРЭС и города энергетиков Новомичуринска. В юбилейных публикациях отмечались уникальные темпы строительства огромного промышленного объекта. 21 марта 1968 года был заложен первый камень на строительстве крупнейшей в Европе электростанции. Первый энергоблок был пущен в эксплуатацию 2 декабря 1973 года. В настоящее время на стации действуют 6 энергоблоков, в том числе уникальный плазменный энергоблок с МГД-генератором (встал под промышленную нагрузку в 1988) [[7]]. В торжествах самое активное участие принимал губернатор. Именно на строительстве ГРЭС началась его руководящая карьера — он был избран сначала заместителем, а затем и секретарем комитета ВЛКСМ стройки, объявленной всесоюзной ударной комсомольской. В публикациях оппонентов губернатора содержатся намеки на его особое отношение к ГРЭС и Пронскому району, получающему якобы преференции в финансировании и послабления в налогообложении. Отмечается, что стоимость энергии на ГРЭС одна из самых высоких в Центральной России, а сама ГРЭС является в области крупнейшим должником бюджета.

В апреле постановлением главы обладминистрации создан Совет директоров при главе администрации области. Совет — неформальный, общественный, не политический, постоянно действующий консультативный орган. Основными целями и задачами Совета являются: координация действий товаропроизводителей для преодоления экономического кризиса, создание устойчивой системы информационных связей, повышение эффективности использования инвестиций. Численный и персональный состав Совета утверждаются главой администрации. Заседания будут проводиться ежемесячно, деятельность строится на коллективном, свободном деловом обсуждении и не может быть использована в коммерческих целях, а ее результаты не могут быть переданы третьим лицам [[8]].

2.1.1.      Промышленность в I квартале 1998 года

В апреле были опубликованы данные облкомстата о показателях промышленного производства в области в первом квартале 1998 года. В комментариях пресс-службы администрации подчеркивается, что показатели «красноречиво говорят о том, что экономика области начала выходить из затяжного кризиса, куда загнали ее ретивые реформаторы... По итогам первого квартала можно сделать определенный вывод: первая и главная ступень программы выхода из кризиса начала работать» [[9]]. Прирост промышленной продукции по сравнению с прошлым годом составил 5,2%. Объем инвестиций в основной капитал — 114,4%; грузооборот — 100,3%; розничный товарооборот — 102%; услуги связи — 110%. Особый рост продемонстрировали предприятия нефтяной и химической промышленности — почти 100%. Легкая промышленность дала рост на 56%, топливная — на 39%, цветная и черная металлургия — на 31 и 18% соответственно, машиностроение — на 15%, другие — на 14%. Спад производства зафиксирован по пищевой промышленности (-8%), электроэнергетике (-13%), полиграфии (‑18%). В комментариях особо подчеркивается, что «усилиями областной администрации и руководства ТНК развязывается рязанский «нефтяной узел». НПЗ уже в ближайшие месяцы выходит на проектную мощность» (об этом см. ниже). По газификации сообщается следующее. В первом квартале проложено 72 км газовых сетей (в 2,2 раза больше прошлогоднего), работы ведутся в 17 районах. Жилых домов сдано в 2,9 раза больше, чем в I квартале прошлого года [9].

Среди проблем наиболее острыми названы: вновь возросшая в первом квартале задолженность по зарплате, а также по-прежнему очень низкий уровень зарплаты в ряде важнейших отраслей.

2.1.2.      Визит руководства Тюменской нефтяной компании

В конце апреля состоялся давно ожидаемый визит в область руководства ТНК. В Рязань прибыли президент компании Семен Кукес, первый вице-президент Виталий Ткачев и вице-президент Владимир Капустин. Гостей принимали и сопровождали губернатор Любимов и первый зам. губернатора и член совета директоров ТНК Владимир Марков.

 

Справка: ТНК (Тюменская нефтяная компания) занимает 5-е место в десятке крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний России. В составе холдинга ТНК: добывающие предприятия («Нижневартовскнефтегаз», «Тюменьнефтегаз»), перерабатывающее предприятие — Рязанский НПЗ, предприятия сбыта нефтепродуктов в Рязани, Туле, Калуге, Курске. Объем добычи в 1997 — 21 млн. т., нефти: экспорта — 3,5 млн. т., переработки — более 4,5 млн. т. В 1997 г. 40% акций ТНК приобрела «Альфа-групп» за $1 млрд. На 1998 г. «Альфа-групп» владеет уже 50,17% акций ТНК. Штаб-квартира компании находится в Москве. Президент ТНК — Семен Кукес, родился в 1946 г. в Москве, с 1979 г. — работал в нефтяной промышленности США (с 1986 в компании АМОКО), с 1996 — вице-президент российской компании ЮКОС по сбыту, с марта 1998 — президент ТНК.

 

Естественно, что в центре всех переговоров и встреч была дальнейшая судьба Рязанского нефтеперерабатывающего завода (РНПЗ) — бюджетообразующего предприятия города и области, принадлежащего ТНК. О сложной и драматической истории отношений области с ТНК и борьбы в самой ТНК в Рязани хорошо известно (см. обзоры за 1995-1997 гг.) В феврале этого года, как объявлено, борьба завершилась победой «Альфа-групп», и руководство выработало новую стратегию развития компании. Несмотря на ряд неблагоприятных показателей (низкая глубина переработки нефти, устаревшее оборудование и др.), руководство ТНК решило сделать стратегическую ставку именно на РНПЗ. Основное преимущество завода — его месторасположение, близость к емким рынкам Москвы и центральных областей, высокая квалификация персонала. В первом квартале 1998 г. загрузка завода выросла на треть и достигнет до конца года 7 млн. т. (оптимальная загрузка 10 млн. т) Кукес сообщил о 80%-й вероятности получения в этом году кредита в $125 млн. на реконструкцию РНПЗ у «Эксимбанка» (США). Всего в реконструкцию завода ТНК должна вложить по инвестиционному обязательству $250 млн. Кукес заявил об «агрессивной сбытовой политике компании». С 1 мая цены на бензин будут снижены на 10 коп. за литр, в Рязанской области — на 15 коп.

Обещана помощь области в снабжении ГСМ в ходе посевной и уборочной кампании. Объявлено о начале переговоров области и ТНК по вопросам передачи местным властям социальной инфраструктуры РНПЗ, а также по ряду других проектов. В целом после двухдневных встреч и переговоров областные власти и руководство компании выразили удовлетворение. На май намечено проведение в Рязани заседания совета директоров ТНК. В ходе визита Кукес также представил администрации области и коллективу РНПЗ нового управляющего директора завода Константина Лагутина [[10]].

2.2.       Сельское хозяйство

Согласно данным облкомстата, в первом квартале на 4,9% по сравнению с прошлым годом возрос и объем сельскохозяйственного производства. Рост в основном достигнут за счет увеличения производства молока (на 16%) и мяса на крупных откормочных комплексах (в 2,8 раза): свиноводческом «Искра» и птицеводческом «Рязанский бройлер», возрождением которых обладминистрация занималась с прошлого года. По другим показателям и секторам сельхозпроизводства отмечен спад, в частности продолжается сброс поголовья, на 21% снизилось производство молока в индивидуальном секторе и др. «В целом преодолеть развала животноводческой отрасли пока не удалось».

Накануне посевной кампании объявлено о структурных преобразованиях в хозяйствах и на районном уровне. Первый зам. губернатора Сергей Сальников заявил (ТВ 7 апреля), что под посевную кампанию создан кредитный фонд в 100 млн. руб. (в том числе около 45 млн. дает правительство Москвы). Предполагается их выдача под гарантии райадминистраций. Районное звено будет усилено путем создания так называемых районных кооперативов, которые и будут заключать договора с хозяйствами. (Это, видимо, снизит значение областной продовольственной корпорации, которая обычно заключала договора.) Районные кооперативы должны сосредоточить в себе все — технику, химию, переработку и т.д., что делает эти структуры сходными с прежними райагропромами. Хозяйства будут разделены на три группы: сильные (около 10%), средние (около 50%) и слабые (около 30%). Последние будут расформированы и переведены в индивидуальные хозяйства. Средние будут разделены на перспективные и слабые, которые ожидает банкротство. Сальников подчеркнул, что наиболее острой проблемой проходящих преобразований является отсутствие компетентных кадров руководителей хозяйств, а также внешних управляющих, которые будут осуществлять банкротства.

В апреле с новой силой разгорелся спор вокруг построенного в Тульской области завода по производству удобрений почвы «террагумин плюс». Строительство финансировала администрация Меркулова по федеральному кредиту в $16 млн. Теперь предстоит возврат примерно $20 млн. Любимов категорически отказывается и от завода и от возврата кредита. Вновь были подняты обвинения против бывшего главы администрации области, ныне представителя президента Геннадия Меркулова в заведомой невыгодности и ненужности для области строительства завода. Упорно молчавший по поводу всех других обвинений в свой адрес Меркулов на этот раз отреагировал очень активно. Была проведена специальная пресс-конференция, опубликованы его заявления в печати, подготовлены передачи по ТВ. Меркулов доказывал насущную необходимость завода для области, приводил цифры и выкладки о необычайной эффективности удобрений «террагумин», рассказывал об огромном спросе на них в стране и за рубежом, описывал высокую техническую оснащенность построенного завода [[11]]. С точностью «до наоборот» ситуацию с заводом описывают Любимов и близкие к администрации публикации в прессе [[12]]. По слухам из администрации, в деле с заводом и кредитом замешаны какие-то крупные московские сановники, поэтому многое будет зависеть от ситуации в Москве. Давлением на Меркулова Любимов вроде бы пытается добиться, чтобы завод вместе с долгом кому-то передали.

2.3.       Правоохранительные органы

2.3.1.      Визит Куликова

В марте главным событием для рязанских правоохранительных структур стал визит министра внутренних дел, первого вице-премьера правительства РФ Анатолия Куликова. Сообщалось, что визит носит плановый характер и связан с проходившей в течение месяца проверкой работы рязанского УВД. Слухи об этой проверке ходили самые разные, вплоть до возможной отставки всего руководства управления.

Куликов прибыл в Рязань утром 6 марта. Сразу по прибытии в управлении МВД началось заседание расширенной коллегии УВД Рязанской области по вопросу «Об итогах комплексного инспектирования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Рязанской области». В коллегии кроме Куликова и чинов МВД принимали участие губернатор области Любимов, глава города Маматов, председатель Думы Федоткин, представитель Президента Меркулов. Вместо запланированного часа заседание продолжалось около двух часов. После него состоялась пресс-конференция Куликова. Он сообщил, что, несмотря на ряд замечаний, работа рязанского управления признана «удовлетворительной». Начальник УВД Иван Перов оставлен в прежней должности, хотя министр отметил у него недостаточную требовательность к подчиненным — заместителям и руководителям райотделов. В ходе ответов на вопросы Куликов упомянул, что у министерства были «большие претензии» к рязанскому управлению в том, что так называемая «слоновская группировка» долго не ликвидировалась. Теперь определенные успехи есть, заканчивается расследование по делу о 24-х заказных убийствах, совершенных членами этой ОПГ. Куликов добавил, что теперь есть условия и для ее полной ликвидации. Он также привел в пример ряд специальных операций МВД по ликвидации ОПГ в Москве, операцию «Циклон» в Тольятти. Хорошие результаты дало и подчинение управления по борьбе с экономическими преступлениями Главному управлению по борьбе с организованной преступностью.

На вопрос о связи аварии под Рязанью бывшего министра обороны Грачева и убийства журналиста Холодова Куликов ответил, что связи нет. Авария, в которую попал Грачев, — обычное ДТП. Предоставить дополнительную информацию по делу об убийстве Холодова министр отказался, сославшись на тайну следствия. В целом пресс-конференция была очень короткой, и многие журналисты не смогли задать подготовленные вопросы [[13]].

Определенные кривотолки породил отъезд Куликова. Многие считали, что от здания УВД кортеж проследует в Москву по Первомайскому проспекту, который в этот момент был перекрыт пикетом рыночных торговцев, и тогда министру придется либо остановиться перед пикетом, либо милиция должна будет силой освободить проезд. Но не произошло ни того, ни другого. Кортеж Куликова выехал из города совсем в другом направлении — по мосту через Оку в сторону Мещерского лесного массива. Позже выяснилось, что министр посетил район военных полигонов, где якобы инспектировал какие-то воинские части. В свете последовавшей через две недели внезапной отставки правительства, главным в которой была отставка Куликова, это инспектирование (если оно действительно было) оставляет место для разного рода домыслов и предположений.

Спустя примерно месяц после визита, в прессе были опубликованы сообщения об окончании следствия по делу банды «Слоновская группировка». Обвинение по статье 77 УК (бандитизм) предъявлено 22 участникам ОПГ, еще более 20 человек находятся в розыске. Банда обвиняется в совершении более 20 убийств. Кроме убийств, выдвинуто обвинение в многочисленных вымогательствах. Сообщается, что банда «контролировала» более 50 предприятий и организаций Рязани и области. Дело будет рассматривать Рязанский областной суд [[14]].

2.3.2.      Следствия и аресты

В марте прокуратура области сообщила, что возбуждено уголовное дело по фактам злоупотребления служебным положением ряда работников администрации Рыбновского района, в том числе главой райадминистрации. Также возбуждено уголовное дело по фактам злоупотреблений внешним управляющим АООТ «Рязанский литейный завод» Н.Симоном [[15]].

В апреле районной прокуратурой Советского округа Рязани возбуждено уголовное дело в отношении руководящих работников Рязанского областного отделения Российской транспортной инспекции. Взяты под стражу начальник инспекции и один из его заместителей. Им предъявлено обвинение в хищении средств и имущества в особо крупных размерах [[16]].

2.4.       Межрегиональные связи

8 апреля в администрации области состоялось давно планируемое совещание по вопросу реконструкции федеральной дороги Москва-Самара. (Из 886 км этой трассы 258 км проходит по территории Рязанской области.) В совещании приняли участие руководители дорожных служб 5 субъектов РФ (Мордовия, Пензенская, Самарская, Ульяновская, Рязанская области) и первый зам. руководителя Федеральной дорожной службы Н.П.Серегин. Любимов был одним из основных инициаторов этого совещания. Участники совещания единодушно высказались за проведение реконструкции дороги. Она возможна в двух вариантах — максимальном (стоимость около 17 млрд. руб.) и минимальном (4 млрд. руб.). Источники финансирования назывались разные — от внесения поправок в федеральный бюджет до выпуска всеми участниками специального займа. Представитель центра Серегин оценил возможности федерального финансирования проекта весьма осторожно, хотя всячески поддержал саму инициативу [[17]]. Возможно, что важную роль в осуществлении проекта сможет сыграть участие Рязанской области и других в международной программе создания так называемого «транспортного коридора №9», совещание по которой с участием 50 стран пройдет в мае в Санкт-Петербурге [[18]].

24 марта в областной администрации состоялась бизнес-встреча предпринимателей Рязанской и ярославской областей. Ее инициаторами выступили областные администрации и торгово-промышленные палаты двух областей. На встрече были зачитаны приветствия участникам от губернаторов областей Любимова и Лисицина. Пока товарооборот между областями невелик (в 1997 г. — около 2 млрд. руб. — старыми). На встречу из Ярославля прибыло несколько довольно крупных бизнесменов (АО «Рыбинские моторы», ОАО «Ярославский завод нефтяной тары» и др.). В зале была организована выставка образцов ярославской продукции [[19]].

В начале апреля область посетила делегация деловых кругов Тверской области. Визит проходил по инициативе обладминистраций и ТПП. Тверскую делегацию, в которую входили представители 15 предприятий, возглавлял председатель правления тверской ТПП И.В.Соколов. Объявлено, что в ходе визита подписано договоров о намерениях на сумму в 4 млн. Запланировано проведение в Рязани ряда презентаций тверских предприятий [8].

1 и 2 апреля рязанская делегация во главе с заместителем главы администрации Игнатьевым побывала в Туле. В ходе визита обсуждались вопросы реализации прошлогоднего соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Тула заинтересована в получении продукции НПЗ и ряда машиностроительных предприятий. Обсуждались вопросы поставок сельхозпродукции. ТПП планируют проведение ярмарку «Промышленность и торговля центра России-98», а также проведение бизнес-встречи. Предусмотрено развитие контактов в сфере культуры [16].

В апреле также сообщалось о визите представителей ряда рязанских предприятий в Белоруссию в рамках реализации ранее подписанного соглашения.

2.5.       Налоги. Бюджет

В марте глава администрации подписал постановление «О принятии мер по увеличению сбора налоговых и других платежей в бюджет». В нем отмечается, что в 1997 году собираемость налогов улучшилась, но имеющиеся возможности и резервы увеличения налоговых поступлений на местах использованы не полностью. Не обеспечена ликвидация задолженности по налогам и платежам в территориальный бюджет (на 1 января 1998 составила 288 млн.) В целях увеличения сборов и обеспечения бюджета в 1998 г. губернатор поручил заместителям и руководителям комплексов усилить работу с крупными предприятиями, управлению сельского хозяйства и областной агропромышленной корпорации принять действенные меры по уплате задолженности и возврату кредитов сельхозпредприятиями. Особо выделено поручение комплексу по организации товарных рынков активизировать работу по сборам за лицензии на производство и оборот спирта, водки и другой алкогольной продукции, а также обеспечить максимальную загрузку спиртовой и ликеро-водочной промышленности, полноту поступления акцизов и других платежей. Налоговым инспекциям рекомендовано усилить налоговый контроль [[20]].

26 марта обладминистрация передала на рассмотрение Облдумы проект бюджета на 1998 год. Первоначально Любимов заявил, что особых разногласий с депутатами по проекту он не ожидает. Однако, вскоре выяснилось, что это не так. Принятие бюджета вылилось в острое столкновение с депутатами по многим статьям расходов и по самой структуре бюджета. (См. ниже).

В апреле в оппозиционной обладминистрации прессе появились публикации об исполнении бюджета области за 1997 год. В этих статьях детально описываются расходы из фонда губернатора, анализируются расходы по другим статьям. Между тем, отчет об исполнении бюджета пока нигде не опубликован. Удивление по поводу осведомленности журналистов выразили даже депутаты Облдумы, которые также пока не получили официальных данных об исполнении бюджета.

3.    Областная Дума

3.1.       Заседание 18 марта

На очередном мартовском заседании Дума занималась обычной законодательной работой, никак не реагируя на перипетии вокруг рыночного конфликта. В повестке было 15 вопросов. Вначале депутаты внесли дополнения в регламент Думы, касающиеся организации работы согласительной комиссии, которая создается в случае, если закон отклонен главой обладминистрации. Понятно, что это было связано с участившимися в последнее время отклонениями главой обладминистрации принятых Думой законов. Затем был снят с повторного рассмотрения закон «О налоговых льготах», отклоненный главой администрации. Депутаты решили не вносить в закон предлагаемые администрацией поправки, в основном касающиеся ликвидации льгот предприятиям ЖКХ Рязани. Вместо этого Дума поручила комитету по бюджету и налогам подготовить с учетом предложений Думы и администрации новый проект и вынести его на последующее рассмотрение. Далее был принят также давно подготавливаемый закон «О государственном регулировании цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг». Согласно этому закону, обладминистрация и органы регулирования естественных монополий регулируют цены (тарифы) на газ, электроэнергию, топливо, услуги водоснабжения, канализации, пассажирские перевозки авиационным и водным транспортом, торговые надбавки к ценам на лекарства, услуги телефонной связи. В первом чтении были приняты новые законы о выборах глав муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления и о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Снова вызвал споры закон о символике области (на это раз о гербе). Несмотря на рекомендации комитета по социальной политике, закон был отклонен. Оба предложенных к обсуждению федеральных законопроекта («О дополнительных источниках финансирования военной реформы» и «О введении в действие налогового кодекса»), внесенных правительством РФ, решено не поддерживать. Зато решено было поддержать обращения депутатов Законодательных Собраний Владимирской и Нижегородской областей по вопросам исчисления и увеличения государственных пенсий и оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел.

На заседании была также назначена на должность аудитора Счетной палаты области Любовь Сергеевна Фомина и согласована кандидатура Александры Николаевны Ермаковой на должность председателя Кадомского районного суда [[21]].

3.2.       Выездное заседание

В конце марта на заводе сельхозмашиностороения «Комбайн» состоялось выездное заседание двух комитетов Думы — по экономической политике и по аграрным вопросам. Это уже второе в этом году выездное заседание комитетов Думы, связанное, по словам председателя Думы Владимира Федоткина, с «выработкой конценции экономической стратегии региона». На заседании обсуждался вопрос «о концепции развития материально-технической и сервисной базы агропромышленного комплекса Рязанской области». Было решено «согласиться с предложениями о создании на базе АО «Комбайн» Центра с дилерской сетью и филиалами в районах по производству и материально-техническому обеспечению АПК области. Привлечь ученых и специалистов к разработке организационно-экономической документации по созданию и функционированию такого Центра». Администрации и Облдуме предложено разработать проекты областных законов о регулируемых региональных товарных рынках, о совершенствовании инженерно-технического обеспечения АПК, а также целевую программу развития сельхозмашиностроения [12]. Примечательно, что вскоре после выездного заседания на заводе произошла серия отключений электроэнергии, проведенная «Рязаньэнерго» из-за задолженности предприятия. Какое-то время работа завода была парализована. В печати появились сообщения, что помехи возрождающемуся «флагману АПК», поддержанному обладминистрацией и Облдумой, сознательно чинят окопавшиеся в «Рязаньэнерго» скрытые противники новой власти [8]. Пресс-центр «Рязаньэнерго» был вынужден отрицать эту информацию, доказывая, что отключения производились исключительно по причине нарушения предприятием условий заключенного договора [[22]].

3.3.       Юбилейное заседание

Апрельское заседание Думы было юбилейным. Ровно год назад 15 апреля 1997 г. Облдума второго созыва провела свое первое заседание. На нынешнее заседание, проходившее в парадном гербовом зале Думы, были приглашены представители исполнительной власти области и города, депутаты из районов, активисты политических партий, в том числе и оппозиционных, журналисты, многочисленные гости. Заседание открылось выступлением председателя Думы Федоткина, затем гости задавали думцам вопросы и высказывали пожелания. Федоткин подчеркнул, что «один из основных принципов работы Думы — опора на избирателей, на опыт и знания специалистов, ученых, на объективный анализ ситуации. В этом смысле и критика оппозиции может оказать помощь». «Думские собрания сегодня одни из немногих, где разноголосица идей и убеждений, взглядов и мнений выковывается в гармонию закона». Федоткин сообщил, что за год Думой принято 27 законов, 135 постановлений и 163 решения, было проведено несколько совещаний, депутатских слушаний, выездных заседаний. Приоритетным направлением в работе Думы является социальная политика. Это не значит, что экономика остается на втором плане. То и другое увязано тесно и прочно. Выступающий подчеркнул, что в Думе завершается работа над концепцией экономического развития области, к которой депутаты стремятся привлечь самый широкий круг участников [5].

Среди вопросов и пожеланий, адресованных Думе, можно выделить высказывание первого зама губернатора Маркова, который отметил высокий профессионализм депутатов и охарактеризовал достаточно часто возникающие разногласия между администрацией и Думой, как «нормальную практику», и пожелание главы администрации Рязани Маматова по возможности быстрее принять Устав области. Ряд вопросов носил конкретный характер (открытие госпиталя для ветеранов, снижение налогов «чернобыльцам» и др.) В заключение глава Облавтодора Герасим Матюкин вручил Федоткину памятный адрес.

После завершения торжественной части депутаты провели очередное заседание. В основном все законы в этот день были приняты. Прежде всего был принят новый законопроект по налоговым льготам, во втором чтении были приняты законы по выборам глав и депутатов местного самоуправления, об инвестиционной деятельности. Депутаты приняли целый пакет постановлений в поддержку инициатив различных регионов о внесении изменений в федеральные законы (о дорожных фондах, об НДС, о госпошлине, оплате за землю и др.) На заседании было объявлено, что в повестке дня следующего внеочередного заседания Думы будет принятие Устава области и бюджета на 1998 год.

3.4.       Внеочередное заседание 24 и 29 апреля

Это внеочередное заседание Думы было весьма насыщенным и изобиловало неожиданными поворотами в обсуждении и принятии решений. Сначала был рассмотрен вопрос об Уставе области, который был согласован главой администрации и председателем Думы и поступил к депутатам еще в декабре. Основным камнем преткновения по Уставу стало мнение ряда глав райадминистраций и депутатов о переименовании области в губернию, о наделении главы администрации полномочиями губернатора, а также о переименовании администрации в правительство и введении поста председателя правительства области. Эти предложения имелись в первоначальном варианте Устава, но исчезли из согласованного варианта. Любимов согласился их снять и заявил, что не настаивает на губернаторском варианте. Тем не менее, ряд депутатов заявили о необходимости вернуться к обсуждению варианта с губернатором. В итоге принятие Устава в первом чтении не прошло. Устав в согласованном варианте пока принят за основу.

Основные страсти на заседании разгорелись по вопросу о принятии областного бюджета на 1998 год. Проект бюджета был внесен в Думу администрацией 26 марта. В апреле он пять раз рассматривался в думском комитете по бюджету. За это время в 52 статьи проекта было внесено 54 поправки. Вынесенный проект бюджета содержал 1 млрд. 618 млн. руб. доходов и 2 млрд. 203 млн. расходов (дефицит — 28,6%). Присутствовавший на заседании Любимов, назвав бюджет несовершенным, тем не менее призвал депутатов принять его сразу, без трех чтений. Со справочным докладом по проекту выступила начальник облфинуправления Елена Федосова.

В ходе дебатов проект подвергся резкой критике. Посыпались упреки в адрес администрации в отсутствии необходимой информации по исполнению бюджета прошлого года, в непрозрачности ряда статей, в чрезмерном дефиците и т.д. Особые разногласия вызвала статья о резервном фонде главы администрации, который предлагается увеличить вдвое. Депутаты требовали от губернатора объяснить, куда будут расходоваться средства. Вскрылись противоречия между городом и селом и между различными районами области. Глава администрации Рязани Маматов заявил о несправедливом отношении в бюджете к Рязани, налоговая нагрузка на которую намного превышает бюджетные вливания. Представители ряда районов говорили о разрывах в бюджетной обеспеченности жителей различных районов чуть ли не в два раза. Депутаты выступили и против предлагаемого создания фонда поддержки ликеро-водочной промышленности области, и против плана консолидации в областной бюджет средств областного дорожного фонда, и против ряда других запланированных расходов администрации. «Нам дали машину без колес», — образно высказался о проекте бюджета Федоткин. В конце концов, депутаты решили перейти к постатейному обсуждению бюджета, которое продолжалось до конца рабочего дня, так и не завершившись [[23]].

В понедельник 27 апреля в Облдуме состоялась пресс-конференция по обсуждению бюджета.

Федоткин рассказал о спорах и разногласиях в ходе обсуждения, депутаты высказывали свои претензии к проекту, критиковали администрацию. Вечером по ТВ ситуация с обсуждением бюджета была подана в духе скандала и конфликта Думы и обладминистрации. Была представлена и позиция Любимова, который завил, что, если депутаты не будут искать компромисс, он не подпишет бюджет.

Внеочередное заседание Думы продолжилось 29 апреля. На нем вновь разгорелись бюджетные страсти. Создалось впечатление, что бюджет и на сей раз вряд ли будет принят. В самый разгар дебатов стало известно, что губернатор отклонил Закон «О налоговых льготах на 1998 г.», принятый Думой 15 апреля. Используя то, что в зале находилось 24 депутата, Федоткин прервал обсуждение бюджета и поставил на голосование отклоненный закон о налоговых льготах. За него проголосовали все присутствовавшие депутаты. Таким образом, впервые в своей практике Рязанская Облдума преодолела вето главы администрации двумя третями голосов, и губернатор будет обязан этот закон подписать.

После перерыва страсти улеглись, и депутаты стали несколько сговорчивее к вариантам бюджетных статей, предлагавшихся исполнительной властью. И уровень дефицита бюджета, и финансирование программы «Свой дом», и даже вопрос о создании фонда поддержки ликеро-водочной промышленности области были приняты в версиях, близких к губернаторским. Наиболее серьезным расхождением остался отказ депутатов консолидировать в облбюджет дорожный фонд области, на чем настаивал губернатор. В итоге было решено принять бюджет в окончательном варианте и отправить его на подпись губернатору [[24]].

4.    Горсовет и администрация Рязани

Для городских властей Рязани март-апрель были временем непрерывного кризисного напряжения. Один конфликт сменял в другой, со всех сторон наступали и обострялись все новые проблемы. Не затих еще рыночный кризис, как начались отключения тепла на ТЭЦ из-за неуплаты долгов за газ, разразилась забастовка работников ЖКХ, встали в бессрочные пикеты учителя школ города. Администрацию и Горсовет осаждали судебными исками, требованиями отставки, проведением референдумов, ликвидации долгов. В довершение всего усилился конфликт с Облдумой и обладминистрацией по бюджету. Представители городской власти заметно усилили свое участие в публичной политике. В конце марта — начале апреля глава администрации города Маматов и предгорсовета Корнеева провели серию встреч с избирателями в различных районах города, были организованы «круглые столы» с педагогами, работниками культуры, проведены встречи с медработниками, ветеранами, рабочими жилкомхоза и ряда предприятий. Маматов еженедельно выступал с информациями в популярной телепрограмме «Субботний канал». Тем не менее, положение городских властей, безусловно, осложнилось, и их электоральная поддержка, возможно, уже не столь прочна, как раньше.

4.1.       Решение Горсовета по рынкам

Решение Горсовета о снижении сбора за право торговли на рынках, принятое 11 марта и вызвавшее в первый момент ликование стоявших под окнами Горсовета рыночных торговцев, почти сразу же стало подвергаться критике. Этим решением Горсовет действительно снизил величину месячного сбора примерно наполовину (с 1 тыс. до 500 руб.), кроме этого был расширен круг лиц, имеющих право на получение льготного патента. В решении также предусматривалась дальнейшая организационная и юридическая проработка предложений рабочей комиссии с последующим вынесением их на рассмотрение Горсовета [[25]]. Представители рыночников в рабочей комиссии в основном требовали большей дифференциации сборов по различным категориям торговцев, а также передачи взимания сборов за право торговли администрации рынков. Но уже 12 марта в районном суде состоялось разбирательство по иску группы торговцев, которые, опираясь на заключение антимонопольного комитета, требовали отмены решения Горсовета в части, касающейся размеров сбора. Суд иск удовлетворил, и обязал Горсовет полностью отменить соответствующий пункт. Решение суда оказалось, таким образом, даже более радикальным, чем требования представителей торговцев в рабочей комиссии. Среди рыночников это породило разногласия. Одни стали требовать исполнения решения суда, другие ориентировались на выдвижение требований в рамках рабочей комиссии. Горсовет, тем временем, подал в областной суд жалобу на неправомерное решение районного суда, расценив его как вмешательство в прерогативы местного самоуправления. Администрации было дано указание осуществлять сбор за право торговли в соответствии с решением Горсовета от 11 марта. Разбирательство по данному делу в областном суде состоялось 8 апреля. Председатель облсуда Анатолий Гостев решение районного суда оставил в силе, а жалобу Горсовета без удовлетворения. Тем не менее Горсовет вопрос об отмене своего решения от 11 марта пока не рассмотрел, и сбор платы за патент осуществляется в соответствии с ним. Представители торговцев сейчас обратились в прокуратуру, требуя исполнения решения суда. О реакции прокуратуры пока неизвестно [18].

4.2.       Отчет главы администрации города

На заседании Горсовета 26 март с отчетным докладом о выполнении плана социально-экономического развития Рязани за 1997 г. выступил глава администрации города Павел Маматов. В полуторачасовом докладе было приведено огромное количество цифр. В разделе «Основные показатели социально-экономического положения Рязани» сообщается, что в городе зарегистрировано 10738 хозяйствующих субъектов. По формам собственности предприятия и организации распределены следующим образом: государственная — 486 объектов, частная — 8212 объектов, муниципальная — 377 объектов, общественных организаций и объединений — 688 объектов, прочие — 945 объектов. Объем промышленной продукции составил 3748 млрд. руб. (рост — 4% по сравнению с 1996 г.) Наибольший рост производства отмечен в химической и нефтяной промышленности — 174%, пищевой — 52%, топливной — 6%. Снижение: в машиностроении — 20%, деревообрабатывающей — 33%, легкой — 51%, электроэнергетике — 7%. Распределение объема промышленной продукции по отраслям составило: машиностроение — 26%, нефтепереработка — 25%, электроэнергетика — 12%, строительная — 13%, пищевая — 8%. Прибыль, полученная предприятиями в 1997 г., составила 160 млрд. (рост на 10,7% по сравнению с 1996), в том числе в промышленности — 150 млрд., в строительстве — 25 млрд., в транспорте — убытки 15 млрд. Всего в городе 46% убыточных предприятий, убыток составил — 346 млрд. Инвестиции в основной капитал в городе составили — 732 млрд. (0,7% больше, чем в 1996). Отмечается, что 69% инвестиций составляют инвестиции в производство (рост на 37% по сравнению с 1996). Кредиторская задолженность на 1 января 1998 — около 3900 млрд., просроченная 1857 млрд., дебиторская — 4440 млрд., просроченная около 800 млрд.

По потребительским товарам отмечено снижение (-22%), по производству продовольствия также снижение: мясо — на 36%, хлебобулочные изделия — на 18%. Снижение отмечено и по оказанию платных услуг (на 24%). Объем розничного товарооборота составил около 3000 млрд. (снижение на 2%).

Всего в городе действуют 569 магазинов, 115 предприятий общественного питания, 22 рынка и площадки мелкорозничной торговли на 7 400 торговых мест. Цены и тарифы на потребительские товары и услуги возросли в 1997 г. на 12,6%, в том числе на продовольственные товары — 8,8%, на непродовольственные товары — на 9,8%, на платные услуги — на 35,2%.

Общая численность городского населения на 1 января 1998 составила — 537 тыс. (за год уменьшилось на 2 тыс.). Естественная убыль в 4,6 раза превысила миграционный прирост.

Средняя начисленная зарплата на крупных и средних предприятиях в декабре 1997 составила — 912 тыс. (рост на 15,4% по сравнению с декабрем 1996). Просроченная задолженность по по зарплате составила на 1 января 1998 — 106,7 млрд. и имела место на 145 предприятиях города. По сравнению с началом года задолженность по зарплате уменьшилась на 18,5 млрд.

Численность официально признанных безработных — около 6 тыс. (снижение на 27% по сравнению с 1996).

Далее в докладе подробно излагались данные о капиталовложениях в различных отраслях, а также о мероприятиях администрации города в жилищно-коммунальном хозяйстве, в транспорте, торговле, в социальной защите населения, в обеспечении жильем, в здравоохранении, в образовании, в культуре и искусстве, в физкультуре и спорте, в развитии городской территории, в совершенствовании структуры управления, в управлении муниципальным имуществом, в поддержке предпринимательства, в сфере общественной безопасности.

На заседании Горсовета были также рассмотрены итоги исполнения городского бюджета за 1997 г. Было отмечено, что за счет мер, принятых администрацией, бюджет выполнен по доходам на 98%. Свыше предусмотренных бюджетом было получено сумм: от налога на прибыль, от акцизов, от налога на имущество и от штрафных санкций. Меньше запланированного получено доходов от налога на нужды образовательных учреждений, от внешнеэкономической деятельности и от налогов на содержание жилого фонда. По расходам бюджет исполнен на 80%. Хуже всего исполнены расходы на социальную политику  (около 30%), на содержание жилого фонда (49%), на компенсации оплаты жилья и услуг малообеспеченным (38%) [12].

Отчет о выполнении плана социально-экономического развития и исполнении бюджета города был утвержден решением Горсовета.

4.3.       Заседание 14 апреля

На этом заседании Горсовет рассматривал вопросы о разрешении сбора подписей для проведения в Рязани двух референдумов: о недоверии Горсовету и главе горадминистрации и об образовании в Рязани самостоятельного муниципального образования в прежних границах Октябрьского района города. Заявителем по первому референдуму была инициативная группа, состоявшая из активистов движения рыночных торговцев и некоторых политических партий, выступавших против решения Горсовета по рынкам. По второму референдуму заявителем выступала общественная организация «Народное дело» во главе с Владимиром Зубаревым, известная своими акциями, направленными против областных и городских властей.

Первый вопрос неожиданно отпал. В начале заседания было объявлено, что заявители временно отозвали свои документы. Второй вопрос был рассмотрен. Большинство депутатов высказались категорически против разрешения на сбор подписей для референдума по Октябрьскому району. Они мотивировали отказ полной экономической, хозяйственной и чисто житейской нецелесообразностью проведения подобного референдума, сообщили о том, что никогда не слышали от своих избирателей даже намека на подобное обособление. Возникли вопросы и по составу группы заявителей, большинство которых составляли студенты радиоакадемии, проживающие в общежитии. Представлявший инициативную группу Зубарев, однако, настаивал на своем законном праве получить разрешение на сбор подписей. Глава правового комитета Горсовета Христофоров подтвердил, что право законно. Тогда возник вопрос о количестве подписей для назначения референдума. Согласно закону, в поддержку референдума должно высказаться 2% избирателей. Зубарев утверждал, что это должны быть только избиратели будущего муниципального образования или прежнего Октябрьского района, депутаты же считали, что, поскольку Рязань теперь единое муниципальное образование, искомые два процента должны исчисляться от всех избирателей города. В итоге депутаты единогласно решили перенести вопрос на следующее заседание, пригласив на него весь состав инициативной группы.

Далее на заседании депутаты проголосовали за делегирование Маматову полномочий по изменению состава городской административной комиссии и по вопросам приемки в муниципальный фонд ведомственного жилья. Был продлен срок действия решений об укреплении материальной базы налоговой полиции и налоговой инспекции. После кратких дебатов депутаты удовлетворили просьбу администрации города о получении у Живаго-Банка кредита в 3,4 млн. руб. для выплаты зарплаты работникам ЖКХ [[26]].

Уже после заседания в печати появилось заявление представителей инициативной группы по проведению референдума о недоверии Горсовету с объяснением причин отзыва своих документов. Сообщалось, что документы отозваны временно, до решения суда, к которому предполагается привлечь председателя Горсовета Корнееву за ее высказывания о том, что зарплата бюджетникам не выплачивается из-за отказа рыночных торговцев платить сбор за право торговли. Эти высказывания г-жи Корнеевой, подчеркивают заявители, способствуют разжиганию социальной розни, что и должен подтвердить суд [[27]]. Кое-где в городе также были замечены листовки с призывами поддержать референдум по выделению Октябрьского района.

4.4.       Юбилейная пресс-конференция

По примеру думских коллег 17 апреля специальную встречу с общественностью и журналистами, посвященную двухлетию работы Рязанского горсовета, провели его председатель Надежда Корнеева и несколько депутатов. Встреча в Горсовете была значительно скромнее торжественных мероприятий в Думе. Корнеева сообщила, что приоритетными направлениями работы Горсовета являлись разработка нормативно-правовой базы для улучшения работы всех служб города, утверждение городского бюджета, планов социально-экономического развития Рязани. За два года принято около 30 нормативных документов.

Корнеева остановилась на трудностях работы Горсовета. Прежде всего, — это слабость финансовой базы городской власти, недостаточная возможность влиять на предприятия города. Облдума сократила ряд налоговых отчислений с предприятий (НДС, налог на прибыль и др.) и наполнять бюджет приходиться за счет экономии энергоресурсов, сокращения аппарата и введения местных налогов (на рекламу, перепродажу автомобилей и компьютеров и др.). Чтобы ликвидировать задолженность города бюджетникам по зарплате Горсовет обратился к Облдуме с просьбой увеличить горбюджет на 150 млн. Ответа пока нет. Есть у Горсовета претензии и к федеральным властям, что связано с передачей на места ряда государственных функций без соответствующего финансового обеспечения (например, финансирование участковых милиционеров и пожарных, выплата некоторых стипендий). В заключение Корнеева и другие депутаты отметили, что по льготам для ветеранов Рязань уверенно вышла в лидеры. Даже в богатой Москве нет многих льгот, привычных для рязанских ветеранов.

Первым среди вопросов, заданных Корнеевой, был вопрос о ее муже, который якобы является соучредителем ряда коммерческих фирм. Предгорсовета ответила, что ее муж — адвокат и занимается лишь адвокатской деятельностью, никаких фирм у них нет. Сын — студент юридического факультета [[28]].

5.    Протестная акция 9 апреля

Подготовка к профсоюзной акции 9 апреля проходила на сей раз в условиях еще не остывших страстей вокруг рыночного конфликта. Эта особенность придавала ей некоторую двусмысленность и неопределенность. По сути, и власти и оппозиция искали в этой акции свой шанс. Власти — шанс показать свое сохраняющееся влияние на массы, заколебавшееся после массовых акций рыночников в начале марта. Оппозиция — шанс выйти за пределы рыночного «гетто», попытаться повлиять на более широкие социальные слои недовольных. По мере приближения 9 апреля становилось все более ясно, что в области акция лишь по названию является профсоюзной, в действительности она готовилась и проходила в полной координации с властями и КПРФ. Все попытки оппозиции выйти на новые слои недовольных и, консолидировав их с рыночными активистами, выставить 9 апреля альтернативную официальным властям колонну, оказались безуспешны. Тем не менее, вплоть до начала акции обстановка оставалась неопределенной. Ходили слухи, что альтернативная колонна с рынков все-таки будет, что возможен срыв митинга и даже потасовка на митинге «красных» и рыночников. В отличие от прошлогодней весенней акции бросалось в глаза заметно большее число милиционеров, сосредоточенных вокруг места митинга. Заметно больше прошлогоднего было и участников акции. Профсоюзы предварительно заявили участие 40 тыс.

По официальным данным в акции приняло участие около 37 тыс. В действительности — около 30 тыс. (против, примерно 20 тысяч в прошлом году). В отличие от прошлого года в акции участвовали и представители из районов области, прибывшие в Рязань централизованно, на автобусах. Среди участников было много групп молодежи, прибывших, видимо, также централизованно, целыми классами или учебными группами из учебных заведений под руководством профоргов или преподавателей. Обращало на себя внимание, что значительное число людей, едва прибыв на площадь, сразу же уходили, не дожидаясь конца митинга. Их, видимо, также привлекали добровольно-принудительно. Заметно меньшим был и плюрализм лозунгов. Никаких рыночников и альтернативных колонн на митинге так не появилось. Лишь после митинга стало известно, что небольшая группа рыночных активистов (около 10 человек) во главе с Семиным все же пыталась пройти на площадь, но была еще на походе остановлена милицией. 5 человек (мужчины) были увезены на милицейской машине, а оставшихся женщин прогнали угрозами люди в штатском. Этот эпизод свидетельствовал, по сути, о кризисе рыночного движения или о его расколе. Еще в начале марта рыночные активисты с легкостью собирали многие сотни людей, с которыми были вынуждены считаться власти, теперь же — жалкая горстка, на которую никто не обратил внимания.

На митинге выступления профсоюзных активистов чередовались с выступлениями руководства: Федоткина, Любимова, Маматова. Лейтмотив всех выступлений — отставка президента, второй сюжет — описание нищеты и развала в стране, третий — «руки прочь от Думы». Любимов цитировал Валентина Распутина, противопоставляя Бородинское поле «полю чудес». Маматов приводил цифры отремонтированных теплосетей. Федоткин говорил о близости депутатов к избирателям. В заключение митинга была проголосована соответствующая резолюция.

Несмотря на большее, чем в прошлом году число участников, акция 9 апреля заметно рутинизировалась, в ней проявилось еще больше заорганизованности, чем раньше. Профсоюзы в ней выглядят все менее самостоятельными, все больше и заметнее в ее организации роль властей.

6.    Армейская тема

6.1.       ВДВ

25 марта состоялся визит в Рязань делегации военных атташе 35 стран, аккредитованных в Москве. В составе делегации было 46 военнослужащих, в том числе 12 генералов. Возглавлял делегацию президент Московской ассоциации военных атташе полковник Генерального штаба бундесвера Йорн Штайнберг. Вместе с делегацией прибыл командующий ВДВ генерал-лейтенант Георгий Шпак. В Рязани делегация посетила ВВДКУ им. генерала Маргелова. Гости побывали на учебных занятиях, посетили музей ВДВ, побывали на кафедрах воздушно-десантной подготовки, вооружения и стрельбы, присутствовали на показательных строевых занятиях курсантов. В тире училища гости познакомились с образцами стрелкового оружия ВДВ, желающие поупражнялись в стрельбе. После посещения училища гости побывали на концерте творческих коллективов Рязани, имели встречу с губернатором [[29]].

В середине апреля в Рязанском гвардейском парашютно-десантном полку состоялся итоговый смотр сводного полка миротворческих сил, выполняющих задачи на границе между Грузией и Абхазией. Полк будет выполнять миротворческие задачи в Абхазии в течение трех месяцев. Все военнослужащие полка — контрактники. Один день службы засчитывается за три. 18 апреля «борты» полка ушли на Кавказ [[30]].

6.2.       События в Ряжске

В январе 1998 года в рамках реформы вооруженных сил командованием ВВС было принято решение о расформировании 127-го учебно-авиационного полка и служб его обеспечения, которые входят в состав Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков. Аэродром и военный городок полка расположены в Ряжском районе Рязанской области. Согласно решению командования, предполагается часть техники перебазировать в другое место, гражданский персонал уволить, жилой фонд передать на содержание району.

В настоящее время в военном городке проживает более 3 тыс. человек. В марте, когда началось осуществление принятого решения, военный городок охватили волнения жителей. Начавшееся стихийно движение жителей постепенно приняло организованный характер. Главную роль в нем играют женщины, работающие в городке. Они организовали регулярное дежурство на КПП, на взлетно-посадочной полосе, препятствуют вывозу техники и имущества. Жителями городка были направлены письма Президенту, министру обороны, главкому ВВС, в Государственную Думу. Жителей поддерживает районная администрация, глава администрации области. Пока вывоз техники и имущества приостановлен. Осуществление решения о расформировании полка отложено до августа [[31]].

6.3.       Визит в Мурманск

По приглашению командования Северного флота в конце марта состоялся визит делегации администрации, общественности, артистов Рязанской области на Северный флот для посещения подводного крейсера «Рязань». Делегация вручила экипажу крейсера герб Рязани и освященную архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном икону Св. Василия Рязанского. Участники делегации поделились увиденным на Севере. Больше всего их поразили внушительные размеры подводного ракетоносца (150 м в длину, 16 м в высоту), наличие на крейсере бассейна, сауны, кинозала (репортаж о посещении подлодки был показан по ТВ). Решено организовать шефство над крейсером, оказывать материальную помощь экипажу, а также направлять лучших призывников из Рязани для службы на субмарине [[32]].

6.4.       Новая общественная организация

21 марта в гарнизонном Доме офицеров состоялась учредительная конференция Рязанской региональной общественной благотворительной организации «Союз ветеранов локальных войн и боевых действий». На конференции присутствовало более 250 делегатов из Рязани и районов области.

В состав организации вошли шесть уже существующих ветеранских организаций. На конференции присутствовали глава администрации области Любимов, глава администрации города Маматов, представитель Президента Меркулов. Главой новой организации избран бывший начальник РВВДКУ генерал-лейтенант Альберт Слюсарь [[33]].

6.5.       Статья Роя Медведева

В «Рязанских ведомостях» 18 марта (за 5 дней до объявления об отставке правительства — С.В.) была опубликована статья Роя Медведева «Российское общество и «военная оппозиция»» (статья подана в рубрике «наши публикации», как написанная специально для газеты). Примечателен следующий пассаж статьи: «Сегодня именно «военная оппозиция» составляет наиболее реальную опасность для нынешнего режима. Молодежь в своей массе аполитична и не рвется на улицу. На предприятиях происходят отдельные забастовки, но единого рабочего движения в стране не существует. У рабочего класса нет популярных лидеров, он мало доверяет как профсоюзным организациям, так и партиям. Среди избирателей КПРФ преобладают пенсионеры и сельские жители, и власти не видят здесь слишком большой угрозы. Другое дело армия. Она имеет общие интересы и централизованное руководство, здесь есть чувство солидарности и дисциплина. В октябре 1993 армия с очень большой неохотой приняла сторону Президента... Сегодня генерал Лебедь заявляет, что не допустит нового разгона законодательных органов власти, и это не пустые слова. Огромное беспокойство в Москве вызвал демарш 21-й отдельной воздушно-десантной бригады, где личный состав выдвинул ультиматум политическому руководству страны, угрожая отказом выполнять поставленные задачи, если не будут выполнены все положенные по закону денежные выплаты. Неподчинение крупного военного подразделения может вызвать в стране глубокий политический и военный кризис. Командование внутренних войск — это в основном недавние армейские генералы, и почти невозможно представить, что военные применят оружие против других военных, даже если на это будет письменный приказ Верховного главнокомандующего» [[34]].



Источники

[1]. По материалам газет, радио, ТВ.

[2]. Приокская газета. — 1998. — 14 марта.

[3]. Приокская газета. — 1998. — 31 марта.

[4]. Вечерняя Рязань. — 1998. — 3 апреля.

[5]. Рязанские ведомости. — 1998. — 21 апреля.

[6]. Рязанские ведомости. — 1998. — 10 апреля.

[7]. Рязанские ведомости. — 1998. — 20 марта.

[8]. Рязанские ведомости. — 1998. — 14 апреля.

[9]. Рязанские ведомости. — 1998. — 30 апреля.

[10]. Рязанские ведомости. — 1998. — 28 апреля.

[11]. Приокская газета. — 1998. — 2 апреля.

[12]. Рязанские ведомости. — 1998. — 27 марта.

[13]. Вечерняя Рязань. — 1998. — 13 апреля.

[14]. Рязанские ведомости. — 1998. — 7 апреля.

[15]. Рязанские ведомости. — 1998. — 19 марта.

[16]. Рязанские ведомости. — 1998. — 15 апреля.

[17]. Рязанские ведомости. — 1998. — 9 апреля.

[18]. ЭЖ-Русь. — 1998. — №16. — Апрель.

[19]. Рязанские ведомости. — 1998. — 25 марта.

[20]. Приокская газета. — 1998. — 18 марта.

[21]. Рязанские ведомости. — 1998. — 31 марта.

[22]. Рязанские ведомости. — 1998. — 29 апреля.

[23]. Приокская газета. — 1998. — 28 апреля.

[24]. Вечерняя Рязань. — 1998. — 30 апреля.

[25]. Рязанские ведомости. — 1998. — 17 марта.

[26]. Рязанские ведомости. — 1998. — 16 апреля.

[27]. Приокская газета. — 1998. — 25 апреля.

[28]. Вечерняя Рязань. — 1998. — 24 апреля.

[29]. Рязанские ведомости. — 1998. — 26 марта.

[30]. Приокская газета. — 1998. — 18 апреля.

[31]. Рязанские ведомости. — 1998. — 3 апреля.

[32]. Приокская газета. — 1998. — 26 марта.

[33]. Рязанские ведомости. — 1998. — 24 марта.

[34]. Рязанские ведомости. — 1998. — 18 марта.