Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет Иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

весной 1998 года

1.    Смена Правительства

1.1.       Реакция на смену правительства в Москве

Правительственный кризис, притягивавший общественное внимание нынешней весной, до настоящего времени какого-то решающего резонанса в Татарстане не получил. Президент РТ Шаймиев находился на момент отставки российского правительства в отпуске в Железноводске. Первые комментарии, прозвучавшие из уст лидеров Татарстана, были сдержанными.

На вопрос, «Чем может обернуться для Татарстана отставка российского кабинета?» премьер-министр РТ Фарит Мухаметшин ответил в том духе, что негативные последствия для «достаточно отлаженного механизма взаимодействия на базе подписанных двухсторонних соглашений» были бы нежелательны. «Новый кабинет должен легитимно подтвердить ранее подписанные соглашения...

Я знаю Кириенко давно, по его работе в Нижнем Новгороде. Мы встречались как в Нижнем, так и в Казани, отрабатывали возможность взаимодействия по «Норси-Ойл». Но я с ним уже и в федеральном правительстве встречался. Он импонирует мне и кажется очень аккуратным, честным и думающим человеком. Надо время, чтобы оценить его возможности на таком высоком посту». Как отметил далее Ф.Мухаметшин, «...от комментариев Минтимер Шарипович пока воздержался. Думаю, и для него в какой-то мере это было неожиданностью». Волна отставок, по мнению премьера РТ, на Татарстан не распространится. Речь идет о структурном реформировании правительства. «Некоторые министерства мы упраздним, некоторые сольем и создадим новые» [[1]].

Уже в середине апреля М.Шаймиев высказался по поводу кандидатуры и.о. председателя правительства РФ: «Молодость — не помеха. Если что-то получается, то надолго! Важно, что увидели молодого способного человека и ему доверили». Применительно к правительству РТ президент отметил следующее: «О кадровых перемещениях никогда не надо долго и много говорить. По жизни знаю, что кадровые вопросы возникают вдруг». В смене существующей в республике команды М.Шаймиев, как было подчеркнуто, смысла не видит. Существует дефицит кадров [[2]]. Сам С.В.Кириенко на встрече с журналистами региональных изданий уже в роли нового премьера РФ, отвечая на вопрос о намерениях будущей работы с Татарстаном и его льготами, вытекающими из договора между Казанью и Москвой, заявил: «Те соглашения, которые действуют, надо исполнять. Понятно, что сегодняшнее соглашение — в пользу Татарстана по сравнению с другими республиками. Это очевидно. Но оно заключено, поэтому до тех пор, пока оно не истечет, будет действовать. А затем будем с Татарстаном договариваться. Договариваться, исходя из общих принципов, общих критериев» [[3]]. Во время встречи глава российского правительства весьма энергично отстаивал идею баланса интересов центра и регионов, включая заинтересованность регионов в собираемости налогов, а также неприемлемость того положения, когда регионы, смирившиеся со своей дотационностью, проявляют известную индифферентность по отношению к собственным доходам.

1.2.       Перестановки в правительстве РТ

Структурное реформирование Кабинета министров РТ начались с перемены ряда первых лиц. Указом Президента РТ Департамент промышленности передан из состава Госкомимущества республики в Минэкономики РТ. Это обосновывается тем, что приватизация практически завершена, и в повестку дня встанет стратегия государственной поддержки промышленности. Далее, возникает задача концентрации рычагов промышленной политики в одних руках, в отличие от существовавшего рассредоточения функций между вице-премьером Равилем Муратовым (нефть, нефтехимия и КамАЗ), вице-премьером и шефом Госкомимущества Ильдаром Фаттаховым и руководством Минэкономики.

Монолитный еще со времен Фарита Газизуллина, Госкомимущество сегодня, по оценке наблюдателей, подвергается со стороны М.Шаймиева своего рода «реструктуризации»: под эгиду Минфина переходит Фонд приватизации (происходит объединение внебюджетных фондов), под эгиду Кабинета министров — Агентство по делам о несостоятельности.

Общей картины перемен в структуре правительства пока составить нельзя. Эксперты, правда, предвидят тот сценарий, при котором реорганизации задуманы по принципу ad hoc, т. е. ради перетасовки кадров под удобоваримым предлогом.

В персональном измерении перемены выглядят следующим образом. Подал в отставку шеф Минэкономики Дамир Бикбов. В качестве побудительного мотива приводят неприятие руководством предлагавшейся им концепции промышленной политики через создание отраслевых холдингов, что подразумевало отказ от отраслевых министерств.

Новым министром экономики РТ назначен Ринат Губайдуллин — 38-летний финансист, бывший работник Минфина, создатель чекового инвестиционного фонда «Золотой колос», некоторое время занимавший пост руководителя Госкомитета по приватизации госимущества, а затем — председателя правления банка «Ак барс». Одновременно с креслом главы Минэкономики он получил статус вице-премьера. Это дало повод для разговоров о формировании татарстанской “когорты младореформаторов”.

Впрочем, отставка Д.Бикбова президентом также не принята. Он стал возглавил Госкомимущество РТ.

Следующий эпизод в начавшихся передвижках: бывший глава Госкомимущества Ильдар Фаттахов сохранил за собой ранг вице-премьера, но занял должность руководителя аппарата Кабинета министров. Поговаривают о том, что эта «сильная рокировочка» стала неприятной неожиданностью для главы Кабинета, который связан с бывшим руководителем своего аппарата долгими годами совместной работы.

Возможно, что все это — лишь пристрелочный раунд в более сложных переменах, грядущих в мае. Спикер Госсовета РТ покидает свой пост ради нового назначения — представителем России при Европейском сообществе, чье кресло несколько лет пустовало после ухода Ивана Силаева.

2.    ИТОГИ СЕССИИ ГОССОВЕТА РТ

15 апреля завершила свою работу XIV сессия Госсовета, неоднократно прерывавшаяся и вызывавшая достаточно тревожные предсказания и ожидания. Напомним, что в предыдущих обзорах говорилось об острых спорах по проекту закона РТ «О гражданстве в РТ». 10 февраля депутаты приняли в порядке исключения решение, предусматривающее продолжение работы над проектом в режиме первого чтения. Документ был передан на доработку в рабочую группу, составленную из сторонников различных подходов к определению ключевых принципов и норм, касающихся гражданства РТ.

На сей раз вниманию законодателей был предложен консолидированный вариант законопроекта. Изменениям были подвергнуты 22 из 43 статей. Изменена статья 6, гласящая в нынешней редакции: «Граждане Республики Татарстан в соответствии с Конституцией РТ обладают гражданством Российской Федерации — России». Статья 7, содержавшая норму о тройном гражданстве, вовсе исключена их проекта. По признанию членов рабочей группы, «множественное гражданство» привело бы к нежелательному усложнению в выполнении обязанностей граждан перед своими государствами, в частности, несения воинской обязанности.

Из оставшихся нерешенными проблем можно назвать: сохранение гражданства за лицами, проживающими вне пределов Татарстана, и механизмы их правовой защиты; не до конца проясненную формулу соотношения российского и татарстанского гражданств; облегченный порядок вступления в гражданство тех, кто считает республику своей исторической родиной. Последняя норма, как выяснилось, не имеет прецедента в законодательстве каких-либо федераций современности.

Предложение о принятии закона в первом чтении без долгих дебатов было поддержано депутатами. Спикер Госсовета РТ Василий Лихачев указал на такие условия завершения работы, как соблюдение юридической чистоты законопроекта, недопущение раскола между Госсоветом и населением, обеспечение возможности конструктивного законотворчества для рабочей группы. Предложенный же порядок дальнейшей работы (направление документа не только субъектам законодательной инициативы и соответствующей Комиссии Госсовета РТ, но и на экспертизу в Совет Европы) вызвал новый виток дискуссии. В конечном счете большинство депутатов согласились с целесообразностью экспертизы, как это было сделано в свое время с проектом Конституции РТ.

Далее, без обсуждения в третьем чтении был принят Земельный кодекс РТ. Учитывая накал дискуссий относительно купли-продажи земли, столь скорого разрешения, кажется, не предвидело никто. Представляя проект кодекса, председатель комиссии Рашит Вагизов пояснил, что право собственности на земли сельскохозяйственного предназначения продиктовано нуждами реформирования аграрного сектора. Более двух третей угодий уже передано государством в виде земельных долей. Кодекс предусматривает право ее продажи лишь во внутрихозяйственных отношениях. Право приобретения этих долей у сторонних лиц не будет. Далее, купля-продажа сельхозугодий оговаривается сохранением целевого их использования. Как предполагается, это создаст достаточны гарантии против разбазаривания земель.

Предельные размеры участков, предоставляемых для разных целей по Земельному кодексу, также оговорены. Установлен и нормативный порядок определения цен на сельхозугодья, которые согласованы с российскими ценами.

Президент РТ Минтимер Шаймиев демонстрирует глубокую убежденность: «Не будет собственности — народ так и будет бесправным на все времена. Никогда не построить демократического гражданского общества, пока мы людей не сделаем собственниками. Всегда государство будет диктовать, как ему захочется. А когда миллионы собственников — тогда граждане будут диктовать государству свои условия» [[4]].

3.    социально-экономическая ситуация

3.1.       Региональный рейтинг экономического потенциала

В совместном выпуске еженедельника «ИНТЕРФАКС — АиФ» и газеты деловых кругов «Время и деньги» (Казань) опубликован очередной рейтинг, на сей раз касающийся экономического потенциала регионов РФ [[5]]. При составлении соответствующей шкалы были использованы следующие критерии: показатели душевого промышленного продукта за 1997 год; то же — в процентах к 1996 году; объем иностранных инвестиций; жилищное строительство в кв. метрах на душу населения.

Методика определения рейтинговой позиции региона состояла в том, что ему присваивалось место по каждому из показателей, а сумма занимаемых мест составила количество набранных очков. Таким образом, действовал принцип «чем меньше, тем лучше».

 

Таблица 1

Показатели по потенциально лучшим регионам России

 

 

 

Произв. пром. продукции на душу населения

 

Иностр.

 

Построено

Регион

Кол-во очков

1997 г. в % к 1996 г.

млн. руб./чел.

инвестиции, долл./чел.

жилья,
кв. м/чел.

1. Тюменская область

41

100,0

36,8

81,1

0,34

2. Республика Татарстан

47

102,9

11,7

24,4

0,37

3. Самарская область

48

106,9

15,9

15,6

0,20

4. Нижегородская область

63

103,6

9,6

38,0

0,14

5. Московская область

64

105,3

4,9

62,7

0,38

6. Ярославская область

67

107,1

11,0

20,8

0,15

7. Вологодская область

78

100,2

16,4

6,4

0,19

Санкт-Петербург

78

108,1

5,7

30,4

0,16

8. Республика Саха (Якутия)

79

95,8

15,0

7,7

0,50

9. Пермская область

81

107,3

11,6

10,9

0,14

10. Москва

82

98,4

10,1

496,9

0,36


Таблица 2

Показатели по десяти потенциально отстающим регионам России

 

 

 

 

Кол-

Произв. пром. продукции на душу населения

Иностр. инвес-тиции,

 

Пост-роено

Регион

во
очков

1997 г.
в%
к 1996 г.

млн. руб./чел.

долл./
чел.

жилья,
кв.м/чел.

1. Республика Ингушетия

199

74,3

0,3

0

0,05

2. Республика Тыва

198

87,1

1,0

0

0,05

3. Республика Калмыкия

193

86,8

1,3

0

0,12

4. Республика Северная Осетия — Алания

188

83,2

1,9

0

0,19

5. Еврейская АО

178

92,7

2,1

0,5

0,07

6. Читинская область

176

91,3

3,3

0,5

0,09

7. Республика Адыгея

173

94,3

1,9

0,1

0,13

8. Республика Дагестан

164

98,8

0,7

0

0,14

9. Краснодарский край

155

86,4

2,7

4,4

0,27

10. Республика Кабардино-Балкария

154

95,6

2,0

0,3

0,21

 

Рейтинг экономического потенциала регионов, приведенный выше, во многом отличается от ранее опубликованного рейтинга качества жизни. Последний выглядит так:

 

Десятка ведущих регионов                                  Десятка отстающих регионов

1. Москва                                                                   1. Республика Тыва

2. Липецкая область                                                2. Республика Бурятия

3. Белгородская область                                         3. Читинская область

4. Ульяновская область                                          4. Республика Алтай

5. Самарская область                                              5. Сахалинская область

6. Мурманская область                                          6. Хабаровский край

7. Кемеровская область                                         7. Новосибирская область

8. Рязанская область                                               8. Республика Хакасия

9. Орловская область                                              9. Алтайский край

10. Тульская область                                               10. Приморский край

 

Не добившись для себя места среди группы лидеров по качеству жизни, хотя вплотную приблизившись к ней, Татарстан занял престижное второе место по критериям регионального экономического потенциала.

1.1.       Внешнеэкономические связи Республики Татарстан в 1997 году

Госкомстат РТ опубликовал данные, касающиеся внешнеторговой деятельности, валютных поступлений и иностранных инвестиций в РТ 1997 году.

Совокупные показатели в этой области таковы: соотношение экспорта и импорта во внешнеторговом обороте — 71,5% к 28,5% (в 1996 году — 74,7% к 25,3%); сальдо торгового баланса положительное — 988,6 млн. долларов США (в 1996 году — 1163,9 млн. ).

 

Таблица 3

Внешнеторговый оборот Республики Татарстан, млн. äолларов США

 

 

1996 г.

1997 г.

1997 г.

Доля стран (в%)

 

 

 

в % к 1996 г

1996 г.

1997 г.

Внешнеторговый оборот,

2359,0

2297,2

94,7

100,0

100,0

в том числе страны вне СНГ

1585,8

1825,7

115,1

67,2

79,5

Экспорт,

1761,8

1642,9

93,3

100,0

100,0

в том числе страны вне СНГ

1226,0

1352,0

110,3

69,6

82,3

Импорт,

597,9

654,3

109,4

100

100,0

в том числе страны вне СНГ

359,0

473,7

131,7

60,2

72,4

Таблица 4

Товарный состав экспорта

 

 

1996 г.

1997 г.

1997 г.

 

кол-во

млн. $

в%
к итогу

кол-во

млн. $

в%
к итогу

в%
к 1996 г.

ЭКСПОРТ
в том числе:

1761,8

100,0

1642,9

100,0

93,3

нефть сырая, млн. тонн

9

912,2

51,8

8,1

833,5

50,7

91,4

нефтепродукты, тыс. тонн

1298,6

105,9

6,0

1379,1

132,7

8,1

125,3

полимеры:

этилен., тыс. тонн

 

99,2

 

73,1

 

4,1

 

103

 

74,3

 

4,5

 

101,6

каучук синт., тыс. тонн

76,6

131,1

7,4

75,5

113,5

6,9

86,6

шины, тыс. шт.

562,6

63,6

3,6

488,8

42,9

2,6

67,5

машины, оборудование, при-боры и транспортные средства

238,8

13,6

206,8

12,6

86,6

остальные товары

237,1

13,5

239,2

14,6

100,6

 

Таблица 5

Товарный состав импорта

 

 

1996 г.

1997 г.

1997 г.

 

кол-во

млн. $

в%
к итогу

кол-во

млн. $

в%
к итогу

в%
к 1996 г.

ИМПОРТ
в том числе:

579,9

100,0

654,3

100,0

109,4

мясо и мясопродукты, тыс. тонн

2,2

3,9

0,7

2,1

3,3

0,5

84,6

зерновые культуры

8,4

1,4

5,3

0,8

63,1

масло подсолнечное, тыс. тонн

4,1

3,2

0,5

5,5

4,8

0,7

150

сахар, тыс. тонн

17,1

8,9

1,5

10,5

3,9

0,6

43,8

напитки алк. и безалк.

3,3

0,6

4,5

0,7

136,4

медикаменты, тонн

458,7

10,3

1,7

378,5

8,8

1,3

85,4

черные металлы

22,7

3,8

20,8

3,2

91,6

трубы, тыс. тонн

79,6

45,7

7,6

79,9

46,8

7,2

102,4

машины, оборудование, при-боры и транспортные средства

281,9

47,1

401,9

61,4

142,6

остальные товары

209,6

35,1

154,2

23,6

73,6

 

Таким образом, по сравнению с 1996 годом произошло снижение внешнеторгового оборота РТ на 2,6%. Ухудшилась также его структура: экспорт продукции сократился на 6,7%, импорт в то же время возрос на 9,4%. При этом, правда, продолжает сохраняться положительное сальдо внешней торговли.

В качестве негативного фактора аналитики указывают на преимущественно сырьевую природу экспорта, который чуть ли не на три четверти складывается из вывоза нефти и нефтепродуктов. Если объемы реализации нефти в 1997 году сократились на 900 тыс. тонн, то поставки нефтепродуктов и полимеров этилена значительно увеличились. Внешнеторговые партнеры из-за рубежа проявили заметное падение интереса к производимым в Татарстане машинам, оборудованию, приборам, синтетическому каучуку.

В номенклатуре закупаемых Татарстаном товаров сократилась доля продовольствия, что расценивается как сдвиг позитивного характера. Увеличился ввоз лишь растительного масла и напитков — алкогольных и безалкогольных.

Констатируется заметная тенденции пересмотра азимутов в выборе внешнеторговых партнеров, в частности, в соотношении удельного веса в обороте стран СНГ и так называемого дальнего зарубежья. Экспорт в бывшие республики Союза ССР уменьшился на 45,7%, соответствующий импорт — на 24,1%. Среди причин, к этому ведущих, указывается на низкую платежеспособность (в связи с этим приводят пример Украины, нефтяной долг которой возвращался с большими затруднениями), непродуманность налогообложения, двойной таможенный сбор, и проч. Все это ведет к тому, что некоторые продовольственные товары завозятся в РТ из стран дальнего зарубежья при вполне соизмеримых ценах [[6]].

Приведенные результаты были подвергнуты анализу на очередном заседании Экспертного совета по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при Кабинете министров РТ, состоявшемся в Министерстве экономики (функции Министерства внешних экономических связей, ликвидированного в июне 1997 года, были переданы сюда, тогда как внешнеполитические участки перешли к Департаменту внешних связей Президента РТ). Судя по докладу, с которым выступил шеф управления государственной инвестиционной политики и координации ВЭД Минэкономики Фарид Туктаров, оценки ситуации исходят из констатации пусть незначительных, но имеющихся положительных тенденций. В их числе: усиление ориентации на промышленно развитые страны (здесь лидируют Германия, Украина, Польша, Финляндия, Литва, на долю которых приходится больше воловины всего внешнеторгового оборота); завоз товаров осуществляется на 4/5 стоимостного импорта из пяти стран: Украины, Германии, США, Италии, Франции. Участники обсуждения высказались за создание более благоприятных условий для экспортоориентированных производств, за активизацию маркетинга промышленной продукции, за повышение эффективности участия Татарстана в выставках, за более энергичное использование современных информационных технологий...

Особо ярко звучал во время работы совета сюжет, касающийся иностранных инвестиций в экономику республики. Как свидетельствует статистика, объем последних в 1997 году вырос по сравнению с 1996 годом в 7,6 раз и составил 697,9 млн. долларов США.

В 1997 году в республике действовали 145 совместных и иностранных предприятий. Среди них: 33 — с участием партнеров из США (23%); 16 — из Германии (11%); 12 — Великобритании (8,3%); 11 — Турции (7,6%); от 6 до 3 — из Франции, Австрии, Словакии, Финляндии, Канады, Швейцарии, Украины. Сумма уставных капиталов действующих предприятий на момент регистрации составила 842,5 миллиарда руб. (до деноминации) с учетом пятидесятишестипроцентной доли зарубежных партнеров.

Отраслевая структура совместных и иностранных предприятий представляет собой следующую картину: 36% — торговля и общепит; 31% — промышленность; 8% — общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; 7% — строительство; 5% — наука и научное обслуживание; 9% — другие отрасли.

Территориальное распределение СП таково: в Казани — 103 (71%); в Набережных Челнах — 12; Нижнекамске — 10; Альметьевске — 7.

Объем произведенной продукции (работ, услуг) на этих предприятиях составил в 1997 году 1999,2 млрд. руб. (до деноминации), увеличившись по сравнению с 1996 годом в 2,6 раза.

Львиная доля иностранных инвестиций приходится на отрасль нефтедобычи — 60% произведенной продукции. Учитывая же сдвиги, происходящие в конъюнктуре мирового нефтяного рынка, неотложный характер получают задачи переноса акцентов с сырья на машиностроение, химическую промышленность, услуги. Помимо готовящейся Программы, здесь можно было бы отметить практические шаги по созданию Татарстанского регионального банка развития, чьими акционерами станут правительство РТ, ряд местных и зарубежных банков, преследующих совместную цель — обеспечение вложений ЭскИмбанка (США) в экономику республики под гарантии Кабинета министров [[7]].

1.2.       Финансы

1.2.1.      Казус с ФКЦБ

17 апреля в Казани состоялось открытие фондовой биржи «Казанский совет фондовой торговли» («КСФТ») — первой в РТ и седьмой в России биржи, получившей лицензию в соответствии с новыми требованиями Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). На мероприятии присутствовал высокий гость — шеф ФКЦБ Дмитрий Васильев, высоко оценивший значимость события — выход на уровень международных стандартов. В торжествах участвовала вся верхушка татарстанских властей в окружении финансовой элиты.

Сенсацией стало то, что планировавшееся подписание соглашения между правительством РТ и ФКЦБ в конечном счете не состоялось. В качестве причин приводилось то обстоятельство, что предстоит принять некоторые республиканские законодательные акты. Смысл же притязаний — в том, что действующая в РТ республиканская комиссия по ЦБ сама хотела бы контролировать деятельность республиканских участников фондового рынка на российском экономическом пространстве. По существующему порядку это делает ФКЦБ.

В меру фрондирующая газета «Казанское время», выразитель позиций администрации Казани, отразила ситуацию в самых энергичных выражениях. В статье «В страстную пятницу едва не распяли наш суверенитет» с весьма алармистских позиций описывалась «цена вопроса». Цель визита Дм.Васильева в Казань, по словам обозревателя, — собственность Татарстана, начиная с нефти и нефтехимии и далее. Коротко говоря, это — базис экономического благополучия и источник пополнения республиканской казны, а не столичных банков и ТНК. В глазах ФКЦБ и г-на Васильева, — продолжает автор статьи, Татарстан — «черная дыра» на теле России. В соответствии с договором РФ и РТ республика имеет собственное законодательство в сфере приватизации и ЦБ. Указом президента М.Шаймиева от прошлого года наложен мораторий на продажу акций 21 базисного предприятия РТ, включая Татанефть. Стало быть, под видом соглашения между кабинетом РТ и ФКЦБ фактически готовилась «тихая» экспроприация республиканской собственности. Во всяком случае, именно таково авторское резюме. Материал содержит множество прозрачных намеков на неэффективность тактики премьера Мухаметшина и «отца» республиканских реформ вице-премьера Равиля Муратова в отстаивании интересов РТ при помощи особых оговорок, предполагаемых к включению в проект соглашения. Кто вмешался в процесс в последний момент? Тайна остается нераскрытой... Пафос же статьи в том, что республика стояла на грани краха свой самобытной «модели» [[8]].

1.2.2.      Создается республиканское казначейство

Проблематика, связанная с открытием в РТ отделения Федерального казначейства, получила нынешней весной новую актуализацию. После того, как было преодолено сопротивление Башкортостана, лишь два региона все еще противятся этой мере — Чечня и Татарстан.

Позиция аргументируется тем, что Российскому казначейству, по словам премьера Фарита Мухаметшина, просто нечего контролировать в Татарстане, который сполна перечисляет налоги в федеральный бюджет. Далее, центр не спешит с выполнением своих обязательств по финансированию федеральных проектов на территории республики, в частности, строительства моста через Каму. Если же Федеральное казначейство все-таки будет создано в Казани, то только применительно к тем объемам финансов, которые будут поступать в республику из федерального бюджета.

Во-вторых, что выглядит наиболее принципиальным моментом всего узла противоречий, речь идет об увязывании перспективы российского казначейства с будущностью межправительственного соглашения Москвы и Казани по вопросам бюджетных взаимоотношений. Срок действия нынешнего варианта соглашения истекает в 1998 году. Можно с достаточными основаниями предположить, что формат предстоящих договоренностей станет альфой и омегой всего комплекса противоречий, присущих не только специфическому статусу Татарстана, но и существу самого принципа асимметричного налогового федерализма.

Параллельно с обсуждением ситуации с федеральным казначейством активно рассматривается вопрос о создании республиканского казначейства, призванного контролировать расходование средств, выделяемых из татарстанского бюджета, главами районных администраций и руководителями предприятий. По действующим «правилам игры», эти средства перечисляются непосредственно в адрес главных распорядителей кредитов — ведомствам, затем — по лесенке подведомственных организаций и подрядчиков, которые фактически расходуют поступающие средства по своему усмотрению. Такое положение чревато острой недостаточностью оперативной информации о режиме финансовых потоков, удлинением пробега бюджетных средств, неоправданными объемами средних остатков этих средств на счетах коммерческих банков. Отсюда — кризис невыплат [[9]].

Практические мероприятия по созданию своего казначейства предполагается привести в действие поэтапно: сначала — закрытие счетов по финансированию подведомственных учреждений; затем — отказ от авансирования расходов бюджетных организаций и введение лимита обязательств по финансированию из бюджета с увязыванием выделения средств с прогнозом поступления доходов; наконец, у бюджетных организаций останутся счета только на выплату зарплаты.

1.2.3.      ОНЭКСИМбанк в Казани

Как беспрецедентное событие расценили наблюдатели переименование казанского банка «Мета-Импекс» в ТатОНЭКСИМбанк. Впервые казанский банк вошел в структуру одной из самых известных банковских групп России. Также впервые банк российского масштаба открыл в Татарстане не просто филиал, но дочерний банк. Это означает, что налоги по результатам его деятельности будут оставаться в республике.

Достаточно длительное время Татарстан считался регионом, в котором активность столичных банковских структур принципиально подвергалась табу. Учреждение каких-то филиалов натыкалось на стену всевозможных оговорок настолько, что экономический потенциал Татарстана оставался вне пространства операций крупнейших ФПГ страны. Российские капиталы были представлены в республике до последнего времени лишь Межкомбанком и Главмосстройбанком, оставшимся год назад без лицензии.

Однако весьма скоро выявилась очевидная нехватка средств, накопленных республиканскими банками. В 1997 году в Казани были открыты филиалы «Российского кредита» и Инкомбанка с тем условием, что они обязуются кредитовать татарстанские предприятия и со временем будут преобразованы в самостоятельные банки. Выполнять последнее банки, как можно было предположить, не торопятся. Отсюда вывод председателя Нацбанка РТ Евгения Богачева: «Столичные банки нас обманули, они не работают во благо республики и лишь являются насосами, откачивающими деньги из Татарстана в Москву».

Таким образом, ТатОНЭКСИМбанк воспринят весьма и весьма оптимистично. Он заявил о готовности кредитовать реальный сектор экономики. Малозаметный, но устойчивый банк «Мета-импекс» два года назад возглавил влиятельный и опытный финансист Рафаэль Мингазов — бывший министр финансов РТ и шеф крупнейшего в республике Татпромстройбанка.

В контексте происходящего упоминаются неоднократные неофициальные визиты Владимира Потанина в Татарстан, а также его встреча в июле 1997 года с Минтимером Шаймиевым.

Предполагается, что объектами преимущественного интереса ОНЭКСИМбанка станут АО «Татнефть» и авиастроение [[10]].

1.3.       Задолженность по зарплате

Весна началась в Татарстане с обнародования и широкого обсуждения критического положения в финансовой сфере республики. В марте совокупная задолженность по зарплате на предприятиях и в организациях РТ достигла суммы в 2098,2 млн. деноминированных рублей, что превышает февральский показатель на 71,1 млн. рублей. За первые три месяца нынешнего года этот долг увеличился на 27%. Средний срок задержки выплат — 3 месяца. 3899 из 46 тысяч субъектов налогообложения (предприятия и организации, имеющие статус юридического лица) имеют соответствующие долги. На 1 января 1997 года таких было 2741.

Сложившаяся ситуация особенно печальна на фоне соседних регионов (аналогичный показатель составил в Нижегородской области 652 млн., в Ульяновской области — 405 млн., в Самарской — 480 млн., в Мари Эл — 186 млн., в Саратовской области — 735 млн., в Астраханской — 136 млн. рублей) [[11]]. Более того, Татарстан оказался среди лидеров- должников, в число которых входит лишь несколько северных регионов, к примеру, Якутия или Кемеровская область.

Половина имеющейся задолженности приходится на 12-13 крупных предприятий, главным образом принадлежащих к оборонному комплексу. Пятая часть — на аграрный сектор республиканской экономики. Практически все строительные предприятия РТ также имеют задолженность по оплате труда.

В целом, зарплата, составляя, как показывает анализ, только 12% в себестоимости реализованной продукции, страдает от применения неденежных форм расчетов.

Прошлогодняя практика погашения долгов к 31 декабря состояла в том, что бюджетная недостаточность была некоторым образом компенсирована за счет оборотных средств предприятий. В частности, это было сделано при помощи оплаты татарстанского госзаказа (до 90%) правительственными векселями. В итоге — столь непомерное разрастание долга на крупных промышленных предприятий.

Другой весьма тревожащий симптом кризиса — инфляция, уровень которой в Татарстане достиг отметки в 17,5% против общероссийских 11%.

1.3.1.      Республиканское совещания

17 апреля 1998 года президент М.Шаймиев провел республиканское совещание на тему «О первоочередных и перспективных мерах по снижению просроченной задолженности по заработной плате и созданию условий для стабилизации экономики Республики Татарстан». С изложением согласованной позиции руководства по отношению к обозначенной проблеме выступил премьер-министр Фарит Мухаметшин.

Как констатировалось докладчиком, невыплаты — суть выражение сохраняющихся в экономике кризисных тенденций, замедления темпов промышленного роста (0,4% в первом квартале против 4% прогнозировавшихся на год), сокращения объемов реализации продукции, спада инвестиций в основной капитал.

Доля бартера и взаимозачетов достигает 65% от объемов реализованной продукции. Исполнение консолидированного бюджета — 84%, республиканского — 80%. Снижается уровень реальных располагаемых доходов. Увеличивается удельный вес той части населения, доходы которой находятся ниже прожиточного минимума. Индекс потребительских цен в I квартале вдвое превысил прогнозировавшийся показатель и составил 3,1%.

Резко вырос уровень задолженности в сельском хозяйстве и социальной сфере, доля задолженности, образуемой из-за отсутствия бюджетных средств возросла в 2,8 раза. Наконец, поступления в Пенсионный фонд составили всего 58,7%. Недостаточность здесь компенсируется за счет привлечения коммерческих кредитов.

Как в данном случае интерпретировались причины кризиса? Характерно, что среди основных причин названо несовершенство федеральной налоговой системы, что иллюстрировалось моментом начала кризиса неплатежей в 1995-96 гг. из-за внесения ряда изменений в налоговое законодательство. Непомерность налогового бремени ведет к возрастанию доли бартерных операций во взаимоотношениях предприятий с поставщиками и потребителями. Последнее в свою очередь — к увеличению себестоимости продукции, снижению ее ликвидности. Интересы сиюминутного выживания при отсутствии продуманных программ развития у большинства предприятий, допустивших рост невыплат, — типичная картина.

Однако, оперировать причинами исключительно в контексте общероссийских экономических процессов также было бы неправомерным.

Другие предпосылки кризиса задолженности по зарплате — отсутствие или недостаток собственных оборотных средств. Низкая платежеспособность предприятий и организаций РТ обусловлена их неэффективностью, неразвитостью финансовых рынков, высокими ставками банковского кредита, невыполнением государственных обязательств перед предприятиями ВПК. Помимо этого, были названы такие причины, как слабость претензионно-исковой работы и безответственность руководителей предприятий, их расточительство.

Что намерен делать кабинет в сложившихся обстоятельствах?

В интересах поддержки республиканских товаропроизводителей предполагается реструктуризация задолженности юридических лиц перед бюджетом РТ по налогам, сборам, пеням и штрафам путем предоставления отсрочек и рассрочек по соответствующей уплате; стимулирование предприятий будет осуществляться путем освобождения их в 1998 году от налога на прибыль в той части, которая зачисляется в бюджет РТ, на объем продукции, произведенной и реализованной сверх прогнозных показателей на 1998 год. Местным органам власти рекомендовано принять аналогичные решения применительно к той части средств, которая зачисляется в местные бюджеты.

Названные меры должны быть оформлены в виде президентского Указа. Правительственные же решения предусматривают также использование конвертации валютных средств, имеющихся на счетах предприятий; восстановление контрольных функций банков по отношению к средствам, расходуемым на заработную плату и выплаты социального характера; разработку механизмов, блокирующих открытие валютных счетов за пределами РТ для тех предприятий, которые допускают рост задолженности по зарплате; ужесточение критериев соответствия руководителей занимаемой должности; начиная с 1 апреля, начисление зарплаты руководителям пропорционально выплате зарплаты работникам предприятий...

Наконец, имеется в виду значительная активизация политики госзаказа, доведение его объем до 4 млрд. рублей [[12]].

В целом, мероприятию был присущ весьма резкий тон критики по отношению к наиболее проштрафившимся администраторам. Председательствующий на совещании М.Шаймиев поднимал со своих мест министров — сельского хозяйства, образования, здравоохранения, внутренних дел, экономики. Критике были подвергнуты главы городских и районных администраций. «Говори в камеру, чтобы твои люди знали», — требовал президент от выступающих руководителей. В качестве одной из воспитательных мер он предложил прессе сфотографировать наиболее провинившихся и опубликовать их портреты: «Народ должен знать своих «героев». Все это дало наблюдателям повод оценить событие как «прилюдную порку» с заметной долей популизма [[13]].



Источники

[1]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 24 марта.

[2]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 16 апреля.

[3]. Вечерняя Казань. — 1998. — 28 апреля.

[4]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 18 апреля.

[5]. Интерфакс-АиФ — Татарстан. — Казань, 1998. — 1998. — №12.

[6]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 19 марта; Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 17 марта.

[7]. Казанское время. — 1998. — 20 марта, 28 марта; Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 7 апреля.

[8]. Казанское время. — 1998. — 21 апреля.

[9]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 21 марта.

[10]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 28 марта.

[11]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 28 апреля.

[12]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 18 апреля; Время и деньги. — Казань, 1998. — 21 апреля.

[13]. Казанское время. — 1998. — 18 апреля.