Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир Фаритов *

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1998 года

1.    Послание губернатора

1.1.    Вступление

Вопреки обыкновению, январь не стал месяцем некоторого политического успокоения. Затяжные новогодне-рождественские каникулы, заканчивающиеся лишь в середине месяца, конечно, на некоторое время создали впечатление затишья, но вторая половина января оказалась отмечена такой активизацией деятельности властных структур и прежде всего саратовского губернатора, что впечатление это стремительно рассеялось.

Здесь автору уместно поделиться некоторыми наблюдениями. По сложившемуся у него впечатлению, деятельность команды саратовского губернатора построена таким образом, чтобы примерно раз в месяц предпринимать шаг, направленный на генерирование в области обстановки деятельного ажиотажа. При этом желательно, чтобы предпринятый шаг одновременно привлекал к региону внимание федеральных властей и центральной прессы, а через последнюю — и всей российской, а по возможности и международной общественности.

После довольно провального в этом отношении декабря (прозвучавшее по НТВ заявление губернатора Дмитрия Аяцкова о ликвидации в области системы медвытрезвителей за пределами области было воспринято как курьез, а в области вызвало в основном настороженность и недоверие), в январе был продемонстрирован отказ от совершения очередной попытки прорваться в сферу пристального внимания московской прессы — в обмен на совершение действия, откровенно предназначенного для «внутреннего употребления», но весьма длительного и многообразного. Значение нового шага губернатора с точки зрения созданной им мифологической системы весьма велико, поскольку вводимый этим шагом в местную административно-политическую лексику мотив, по всей видимости, должен стать в один ряд с такими «длящимися» символьными мотивами, как, например, «общественное согласие и примирение» или даже «Саратов — столица Поволжья». Обозначить это «заклинание» можно двояко: на ритуальном уровне — как «исполнение послания губернатора к населению Саратовской области», а на мифологемном — как «диктатуру закона». Второе обозначение заключено как бы внутри первого, поскольку в январе губернатор, собственно, и выступил с упомянутым выше посланием, озаглавленным «Диктатура закона — во имя достойной жизни» — и именно понятие «диктатуры закона» с этого момента становится своего рода лейтмотивом деятельности саратовских органов власти. Первое обозначение, как кажется, должно сыграть свою роль несколько позже — поскольку послание, разумеется, еще и представляет собой довольно объемистый текст, имеющий смысловую нагрузку, которая, собственно, подлежит разного рода интерпретации, а также подразумевает отклик в форме реального и/или ритуального исполнения.

1.2.    «Диктатура закона» как она есть

«Основное событие месяца» — то есть Послание губернатора Д.Ф.Аяцкова жителям Саратовской области «Диктатура закона — во имя достойной жизни» — представляет собой пространный, нечетко структурированный и довольно хаотичный документ, который условно делится на три части — краткую преамбулу, основной текст Послания и резюме, оформленное как 12 пронумерованных «главных задач, стоящих перед правительством области в текущем году» (задач на самом деле 13, но — видимо, из суеверных соображений — задачи, относимые к медицине и к экологии, объединены в один пункт). К сожалению, весь текст Послания слишком велик, чтобы быть полностью воспроизведенным здесь.

Преамбула гласит: «На Губернатора области возложена ответственность за определение основных направлений экономической, социальной политики в регионе. Послание, которое Вы, жители Саратовской области, держите сегодня в руках — это документ, обязательный для исполнительной власти на территории области (!Д.Ф.), он задает ориентиры для работы всех других ветвей власти, партий, организаций, общественных движений, подписавших договор об Общественном согласии. Губернатор является гарантом выполнения Послания к жителям области. Правительство области раз в три месяца будет представлять Губернатору отчет о ходе его выполнения. Правительство области, его структурные подразделения, государственные служащие, вся властная вертикаль, несут полную ответственность за исполнение Послания».

Основная часть документа начинается с ряда утверждений, носящих концептуальный характер. Так, сообщается, что «последовательно, шаг за шагом Правительство области осуществляет меры по созиданию порядка». Вводится также понятие «объединительной идеологии», основой которой названо «социальное и политическое согласие». Далее смысл этой формулы конкретизируется: «Независимо от политических пристрастий, социального статуса, национальности и религии все мы являемся жителями губернии... Нужно обустроить нашу землю, города, села, деревни, наладить достойную жизнь. Все мы устали от неустроенности, неопределенности, хаоса. Нам нужна вера в завтрашний день, вера в возрождение России. Ради этого нужно работать...».

Далее расшифрован и смысл вынесенной в названии документа формулы: «Диктатура закона — так обозначили мы требование неукоснительного соблюдения законности на территории области. Саратовцы могут и должны противостоять вседозволенности и беззаконию... На основе Конституции РФ, Устава области, других законодательных актов, в числе которых и всеобщая Декларация прав человека — ей отводится особое место — мы стремимся создать условия, когда права человека, его свободы и личное достоинство никем и ни в каком случае не могут быть нарушены. Никому не дано право стоять над законом... Когда закон по каким-либо причинам не может быть исполнен, его действие на территории области должно быть приостановлено или отменено (! — Д.Ф.)... Диктатура закона требует от Правительства области жестких и решительных шагов, направленных на создание условий достойной жизни... Диктатура закона должна пронизывать сверху до низу все общественные и государственные институты... Диктатура закона заставляет изменить прежние экономические подходы. И на смену модному термину «банкротство» все чаще приходит «оздоровление производства». Реализуется право на труд, такая диктатура требует не вешать замок на ворота предприятия, а вкладывать инвестиции в создание новых рабочих мест, в выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции».

Затем Послание переходит к конкретным направлениям деятельности. Речь ведется о необходимости «дальнейшего планового реформирования агропромышленного комплекса, практической реализации механизма земельного законодательства». Главной задачей называется обеспечение «права человека на достойную жизнь» — именно на это обещано направить деятельность областной экономики. Конкретизируя данный тезис, Послание говорит о том, что «на базе передовых военных технологий необходимо создавать конверсионные разработки», что «предприятия могут и должны производить то, что необходимо области, ее жителям». «Как известно, кадры решают все», — утверждается в документе. В этой связи грядет радикальное изменение кадровой политики: «Во времена Петра Первого не зазорно было поучиться за рубежом. Но есть опыт у ветеранов, у партийно-хозяйственной номенклатуры, военнослужащих». Что касается последних, то, как явствует из послания, именно офицеров и прапорщиков «ждут в промышленности и сельском хозяйстве» — «на заводах и фабриках многим из них можно и нужно доверить руководящие посты».

В числе задач на 1998 год, упомянутых в Послании — уничтожение химического оружия при помощи передовых технологий; «закрытие» границы с Казахстаном; борьба с наркоманией и «идущим за ней следом СПИДом»; реализация целевых программ, направленных на улучшение медицинского обслуживания населения; решение таких экологических проблем, как увеличение площади лесов области, работы по спасению берегов Волги. В послании выражается намерение настаивать, чтобы саратовские призывники проходили службу на территории области, восстановить в 1998 году «30 церквей, мечетей и синагог, выстроить клубы и библиотеки» (при том, что «область построила столько школ, сколько республики и области всего Поволжья... эти темпы будут сохраняться и впредь»), «сформировать единое информационное поле», «содействовать обстановке национального согласия». Далее документ повествует о жилищной программе, которой предусмотрено «создание цивилизованного рынка жилья в объеме 1 млн. кв.м, из которых 200 тыс. кв. метров — жилье «социальное», о том, что «в зоне пристального внимания останутся дороги и мосты», о завершении в 1998 году газификации области, продолжении работ по телефонизации.

Упомянув о том, что 1998 год объявлен Президентом России Годом прав человека, Послание напоминает об инициативе по ликвидации в области медвытрезвителей и сообщает: «На их месте появятся детские приюты, приюты для «бомжей»... Мы готовы взять ответственность за каждого жителя губернии... На наших улицах не должно быть нищих, попрошаек, мелких воришек-карманников, хулиганов».

Касаясь проблемы «создания стройной градостроительной концепции», Послание констатирует, что «нам незамедлительно следует приняться за осушение затапливаемых участков..., борьбу с оползнями, избавиться от ветхого жилья». «По-саратовски» пройдет в городах и жилищно-коммунальная реформа, но все тонкости ее «саратовскости» в Послании разъяснены («Придется платить... При этом считая: сколько, за что, из какой части доходов... Пусть будет конкуренция...»). Также ставится цель развития не только кооперативного, но и индивидуального коттеджного строительства.

Послание подчеркивает: «...Не успели подсохнуть чернила на Договоре о разграничении полномочий и предметов ведения между Федеральным центром и Саратовской областью, а региону уже стало тесно в рамках подписанных соглашений. Диктатура закона заставляет пересмотреть отношения...». Туманно упомянув о закрепленном в Конституции равноправии субъектов РФ, которые, тем не менее, перечисляют в федеральный бюджет и получают из него неравные суммы, Послание заявляет: «Мы также ставим вопрос о моратории на выплату старых долгов области. Они образовались из-за создания особых условий для одних субъектов Федерации, увеличения налогового бремени для других... Наша задача — добиться от Правительства России проведения на территории области широкомасштабного экономического эксперимента. Необходимо ввести единый налог на губернию... Единый налог на землю должен платить и сельский товаропроизводитель... Мы предложим Центру в качестве эксперимента предоставить промышленным предприятиям области газ с отсрочкой платежей... Надо снять груз с производства, оно оживет, и уже тогда можно ставить вопрос об оплате... Эксперимент как бы «заменяет» налоги и тарифы на ответственность и понимание...».

Послание констатирует: «Правительство области определило 1998 год как Год промышленности». Речь идет о том, чтобы «вдохнуть жизнь в заводы и фабрики», «возродить «саратовскую марку качества». «Нельзя сделать народное хозяйство региона самоокупаемым без полной собираемости налогов. Без планомерного повышения налогооблагаемой базы», — говорится далее в Послании. — «Это — экономическая стабильность региона... Собираемость налогов гарантирует своевременную выплату зарплаты, пособий и компенсаций, а в конечном счете — социальную стабильность».

Важным резервом области Послание называет землю, которую еще предстоит учесть — и не только в аграрном секторе, но и в городах: «Начался период становления земельного рынка, реализации местного закона «О земле».

Затем Послание переходит к региональным программам. Призывая развеять миф о западных инвестициях, оно заявляет: «Связывая... предприятия области в единый производственный цикл, осуществляется загрузка производств... Мы можем и должны производить свои продукты питания, высокоточные станки и оборудование, микроэлектронику, современную бытовую технику. Саратовский автомобиль, троллейбус и автобус должны стать известны всей стране. В 1998 году сойдет с конвейера первый в России «социальный автомобиль»... Нужно выходить с нашими товарами на «внешние» рынки — России, ближнего и дальнего зарубежья». В то же время «необходимо увязать агарный сектор с развитием промышленности». «Производя свое агарное оборудование, мы значительно уменьшим затраты... В этом году количественные изменения АПК должны перейти в качественные... Ставя задачу собирать 10 млн. тонн зерна ежегодно, Правительство области понимает: нам нужно зерно высочайшего качества... Кардинальные изменения произойдут в мелиорации. В этом году хозяйства получат необходимые количества минеральных удобрений, произведенных в области. Правительство берет на себя обязательства создать условия для земледельцев из хозяйств любой формы собственности, бесперебойно обеспечивая техникой, ГСМ и запасными частями, оказывая содействие в получении товарных кредитов, в реализации сельхозпродукции нового урожая. Уже в 1998 году сельское хозяйство должно стать рентабельным...». Речь идет также о введении областного заказа в промышленности и сельском хозяйстве. Заканчивается «главная часть» послания словами: «Втрое увеличить прибавку к валовому областному продукту — это не просто самоцель, а твердый расчет... Мы начнем разрывать наши подземные кладовые. Будем использовать нашу нефть, газ, горючие сланцы, энергоресурсы».

Далее следует резюме — «12 главных задач», стоящих перед областью. Текст этой части ниже приводится дословно.

«1. Обеспечить неукоснительное соблюдение Конституции РФ, федеральных и областных законов, главного права человека — права на достойную среду обитания.

2. Создать условия для устойчивого экономического роста народного хозяйства, получения прибыли. Сделать Саратовскую область донором Российской Федерации.

3. Осуществить четкое исполнение бюджета, жесткий контроль за использованием бюджетных средств, выполнением областного заказа.

4. Обеспечить рентабельность сельского хозяйства, развитие мелиорации земель, внедрение современных агротехнологий, улучшить качество переработки сельскохозяйственной продукции. Внедрить механизмы, обеспечивающие выполнение Закона «О земле». 10 миллионов тонн зерна — новый и реальный рубеж на ближайшие годы.

5. Увеличить производство важнейших видов промышленной продукции, вернуть утраченные позиции на отечественных и мировых рынках. Возродить саратовскую марку качества.

6. Сохранить темпы капитального и жилищного строительства, создать цивилизованный рынок жилья и коммунальных услуг. Полностью завершить газификацию области. Привлечь в экономику области сотни миллионов долларов инвестиций.

7. Обеспечить рациональное управление собственностью области, регулирование естественных монополий, снижение тарифов на железнодорожные перевозки, электроэнергию и цен на газ для промышленных потребителей.

8. Бороться за молодежь — будущее нации, защищать детей и подростков от вреда массовой культуры, наркотиков, развивать физическую культуру и спорт, научно-техническое творчество.

9. Улучшить охрану здоровья людей. победить детскую и материнскую смертность, сократить заболеваемость раком, туберкулезом и СПИДом.

Реализовать программу экологических мероприятий, в первую очередь по защите Волги, уничтожению химического оружия, увеличению лесных массивов.

10. Принять меры по стабилизации цен, повышению реальных доходов и потребления населения, существенному продвижению в борьбе с бедностью. Обеспечить полную занятость тех, кто желает и способен работать, достойное существование хронически больных, нетрудоспособных, престарелых и иждивенцев.

11. Обеспечить правопорядок, защиту прав и достоинства личности, укрепление государственной границы на территории области, искоренить коррупцию и сокрытие доходов.

12. Организовать широкое информирование населения о деятельности Правительства по осуществлению социально-экономических преобразований.»

Весь документ в совокупности производит довольно странное впечатление. Декларируя приверженность идеям федерального Центра, Послание более походит на программу не социально-экономического развития административно-территориальной единицы РФ в очередном году, а достижения колонией частичной независимости от метрополии с постепенным переходом на полную. В этом смысле весьма характерно выглядят упомянутые в документе «внешние рынки» — Россия, ближнее и дальнее Зарубежье, выстроенные в один ряд.

2.    Власть

2.1.    Сельскохозяйственный форум

29-30 января в Саратове прошло совместное заседание координационного совета и коллегии министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ по вопросу «Об итогах работы агропромышленного комплекса за 1997 год и задачах по развитию реформ в АПК России». В нем участвовало более трехсот гостей из многих регионов РФ — представители предприятий перерабатывающей промышленности, финансовых структур, руководители крупнейших хозяйств, фермеры, работники сельхозкооперации и других отраслей хозяйственной деятельности, имеющих отношение к АПК.

Совещание открыл вице-премьер, министр сельского хозяйства РФ Виктор Хлыстун. Он пояснил собравшимся, что Саратовская область, выбранная для проведения встречи, по многим показателям опережает другие регионы России. Это, по его мнению, стало возможно благодаря тому, что в области есть четкая программа действий, мощная поддержка производителей и инвесторов.

В ответном слове губернатор Дмитрий Аяцков сказал, что со дня назначения на должность он считал сельское хозяйство приоритетным направлением, а добиться высоких показателей в нем помог Договор об общественном согласии, который подписали 1500 человек — руководители всех предприятий, лидеры партий и движений. Установившиеся в области равновесие и согласие между органами исполнительной и представительной власти позволит, по словам губернатора, собрать в этом году уже не шесть, а десять миллионов тонн зерна.

Центральным событием форума стало выступление заместителя министра сельского хозяйства РФ Владимира Щербакова, представившего анализ деятельности АПК за прошедший год. Он сказал, что сейчас впервые за 90-е годы появился прирост производства, правда, всего на 0,1% к уровню прошлого года — но и это уже сдвиг. В среднем с каждого гектара собрано по 16,5 центнеров зерна — на 3,6 центнера больше, чем в 1996 году. Валовой сбор составил 88,5 млн. тонн против 69,3 млн. в предыдущем году. В среднем по России заготовлено по 19,3 центнера кормовых единиц грубых и сочных кормов — на 1,9 центнера больше, чем в 1996 году. На 6% возрос удой молока на одну корову. Яйценоскость кур-несушек увеличилась на 17 яиц, или на 8%. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах составил 100,1% к уровню 1996 года. Но вместе с этим, не удалось полностью преодолеть кризисные процессы в АПК, неудовлетворительно осуществляется федеральная программа «Плодородие почв», плохо развиваются инвестиционные процессы, в 23 регионах снизилось производство зерна, а в целом по России во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота сократилось на 10%, удельный вес нерентабельных сельскохозяйственных предприятий увеличился до 81%, причем предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности — до 66%. Далее Щербаков рассказал о финансовом состоянии предприятий и отдельных регионов (Север, Сибирь), а также о мерах по подъему АПК, упомянутых в постановлении координационного совета и коллегии министерства.

В тот же день состоялась пресс-конференция вице-премьера, министра сельского хозяйства РФ Виктора Хлыстуна и губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Хлыстун отметил, что уже сейчас качество продукции российского АПК может конкурировать с зарубежными образцами, и это доказано на зарубежных выставках, например, на «Зеленой неделе в Берлине». «Если же это приведет к тому, что западные поставщики будут устанавливать жесткие условия для нашей продукции, появляющейся на мировых рынках, то нами будут приняты адекватные меры», — подчеркнул министр.

Дмитрий Аяцков сообщил, что уже разработана программа, по которой в Саратовской области будет введено штрих-кодирование производимой продукции. Губернатор также рассказал, что под закон «О земле», принятый областью в прошлом году, иностранные инвесторы уже предлагают 200 млн. долларов. Таким образом, принятие этого закона, разрешающего продажу земли — уже не эксперимент, а реальность и, как сказал Виктор Хлыстун, он и его помощники сейчас в Правительстве РФ и Государственной Думе отстаивают принятие решения о введении единого земельного документа по лизингу и для государства, и для крестьян. Именно об этом, по его словам, говорил президент, когда посещал Саратов минувшим летом.

2.2.    Губернатор и органы исполнительной власти

2.2.1.    Структурные изменения

В структуре Правительства Саратовской области создано новое крупное структурное подразделение — министерство хлебопродуктов. Возглавить его поручено Юрию Агееву. Одновременно с созданием нового министерства губернатор распорядился передать ему в управление акции хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий, находящихся в федеральной и муниципальной собственности.

На этом, насколько известно, процесс роста численности саратовских министерств не закончен. В настоящее время рассматривается вопрос о создании еще двух — министерства лесного хозяйства и министерства мелиорации.

По-прежнему ожидается и крупная реформа министерства печати и информации. Губернатор неоднократно заявлял, что его руководство не справляется со стоящими перед ним обязанностями — прежде всего, в плане идеологического обеспечения деятельности областного правительства. Однако такие разговоры ведутся уже, по меньшей мере, три месяца, но до сих пор ничего более конкретного по поводу грядущих перемен в министерстве известно не стало.

2.2.2.    Поездка в Эрфурт

С 27 по 28 января официальная саратовская делегация побывала в германском городе Эрфурте. Заявленной целью данного визита было развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с организациями, учреждениями и объединениями ФРГ, а также переговоры об организации в Эрфурте представительства правительства Саратовской области.

В делегацию, которую возглавлял губернатор, вошли мэры Саратова, Энгельса и Вольска. Представители «Химмаша», нефтяных компаний «ЛУКойл» и «ЮКОС» с двумя министрами федерального правительства присоединились к делегации уже в Германии. В делегацию также вошли политические деятели, экономисты, бизнесмены. Вместе с ней вылетала группа шейпинга, которая демонстрировала меха и одежду, представленную саратовскими модельерами и швейниками.

В первый день делегаты посетили Ваймар. Вечером состоялось большое совещание, в котором принял участие Бернхард Фогель (председатель правительства земли Тюрингия), местные бизнесмены, политики, журналисты. Дмитрий Аяцков заявил на этой встрече, что саратовцы приехали не просить, а найти интересные финансовые схемы вложения саратовского капитала на земле Тюрингии и наоборот — использовать возможности Тюрингии на саратовской земле. В ответном выступлении Фогель подчеркнул, что Аяцков — это будущее России.

Во второй день гостей приняла торгово-промышленная палата Эрфурта, где была организована выставка, демонстрирующая возможности предприятий Саратовской области. Презентацию проводили предприятие «Ликсар» и шоколадная фабрика. В торгово-промышленной палате, где собралось около 200 немецких предпринимателей и 70 членов саратовской делегации, было запрограммировано около 30 «круглых столов» по различным направлениям. По оценкам участников, очень удалась презентация меховых изделий саратовской фирмы «Елена». Ее представители привезли 15 моделей роскошных шуб. Хорошо были приняты и модельеры фирмы «Волжанка».

Одним из итогов визита стало открытие представительства Саратовской области в Ваймаре. Этот момент, по официальной оценке, имеет особое значение в связи с тем, что в этом году Саратовская область намерена отметить 80-летие со дня образования Республики немцев Поволжья. В связи с этим ожидается проведение празднеств в Саратове с приглашением деловых кругов Германии.

2.2.3.    «Руководитель года»

Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков 12 января издал постановление, которым утвердил ежегодное проведение областного конкурса «Руководитель года». Теперь чиновники органов исполнительной власти будут соревноваться между собой в умении управлять по двум номинациям — «Руководитель областного министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации» и «Глава администрации муниципального образования области».

В первой номинации уровень показателей будут определять министерство экономики и инвестиционной политики и министерство промышленности области, а для глав муниципальных образований показатели будут разрабатываться еще и министерством сельского хозяйства. Вся область делится на восемь природно-климатических зон и при проведении конкурса по итогам года будут учитываться: развитие социальной сферы; развитие инженерной инфраструктуры; рост объемов производства продукции; выпуск новых конкурентоспособных товаров в том числе экспорт.

Ежеквартально будут проводиться промежуточные итоги конкурса, а к 1 февраля — окончательные.

Призовой фонд настолько значителен, что с желанием участвовать, по всей видимости, проблем не будет. Ежегодно будет разыгрываться десять собираемых в Балакове автомобилей «Hyundai-accent» (восемь — для победителей конкурса в номинации «Глава администрации муниципального образования области» по каждой природно-климатической зоне, два — для победителей в номинации «Руководитель областного министерства, ведомства, предприятия, учреждения или организации») и пять квартир в Саратове для двукратных победителей конкурса в номинации «Глава администрации муниципального образования области».

Решать судьбу конкурсантов будет комиссия во главе с вице-губернатором Вячеславом Володиным, а утверждать итоги — Правительство Саратовской области.

2.3.    Заседание областной Думы

21 января состоялось восьмое заседание Саратовской областной Думы. Депутаты рассмотрели 25 вопросов повестки дня, приняв положительное решение по всем (кроме одного, оставленного на доработку — о Законе Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилья»).

Были приняты во втором чтении законы «О здравоохранении», «Об автомобильных дорогах», «О порядке наделения органов местного самоуправления Саратовской области отдельными государственными полномочиями», внесены изменения в закон «Об областном бюджете на 1997 год» и дополнения в закон «Об областном бюджете на 1998 год».

Согласно внесенному по предложению губернатора проекту изменений Закона «Об областном бюджете на 1997 год», в перечне расходов областного бюджета на минувший год отдельные строки теперь излагаются в новой редакции. Так, в строке «Здравоохранение и физическая культура» означенная первоначально сумма в 290 703,9 млн. руб. повысилась до 302 603,9 млн. руб., в строке «Физическая культура и спорт» 25 990 млн. руб. — до 37 890 млн. руб. В то же время в строке «Социальная политика» сумма в 267 673,0 млн. руб. снизилась до 255 773,0 млн. руб., а в строке «Социальная помощь» снижение произошло с 146 403,0 млн. руб. до 134 503,0 млн. руб.

Кроме того, на заседании были изменены и дополнены законы «О статусе депутата представительного органа муниципального образования», «О государственной службе», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О пчеловодстве и охране пчел», «О муниципальной службе», «О статусе депутата Саратовской областной Думы». Кроме того, приняты целевая программа социальной поддержки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы, решения о мерах по упорядочению налично-денежного обращения на территории области и о передаче в государственную собственность области Саратовского хореографического училища.

Довольно оживленная дискуссия развернулась только вокруг пакета из трех документов по государственной поддержке организаций и предприятий облпотребсоюза, предоставлению льгот сельскохозяйственным потребительским кооперативам и передаче в ведение потребительских организаций рынков, находящихся в собственности муниципалитетов.

Первым из них было предложено:

1. Освободить в 1998 году организации и предприятия облпотребсоюза, удельный вес выручки которых от производства, переработки и хранения сельхозпродукции в общей сумме выручки от реализации продукции местного производства (работ, услуг) составляет не менее 70%, от налога на имущество, от налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления области освободить магазины системы облпотребсоюза, находящиеся в отдаленных населенных пунктах сельской местности, от применения контрольно-кассовых машин.

3. Рекомендовать Региональной энергетической комиссии сохранить в 1998 году тарифы на тепловую и электрическую энергию для организаций и предприятий облпотребсоюза на уровне 1997 года.

Вторым документом облдума постановила:

1. Освободить в 1998 году от уплаты налога на имущество предприятий в части средств, зачисляемых в областной бюджет, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные и действующие на территории области в соответствии с Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации», удельный вес выручки которых от производства, переработки и хранения сельхозпродукции в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) составляет не менее 70%.

2. При формировании проекта и принятии бюджета областного дорожного фонда на 1998 год предусмотреть освобождение потребительских сельхозкооперативов от уплаты налога на пользователей автодорог в части средств, зачисляемых в областной дорожный фонд, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области предоставить потребительским сельхозкооперативам льготы по уплате местных налогов и сборов и содействовать им в организации торговли продтоварами собственного производства.

4. Рекомендовать Региональной энергетической комиссии тарифы на электрическую энергию для сельскохозяйственных потребительских кооперативов с применением понижающего коэффициента 0,55.


Наконец, еще одним документом предлагается:

1.Рекомендовать представительным органам местного самоуправления области передавать в установленном порядке:

— колхозные рынки, находящиеся в муниципальной собственности — в ведение организаций потребительской кооперации, потребительских обществ и их союзов;

— обслуживание мест, отведенных для уличной торговли — в ведение организаций потребительской кооперации.

Несмотря на высказанные некоторыми депутатами замечания по поводу создания системе облпотребсоюза[1] режима непомерного благоприятствования, дума проголосовала в целом «за» при незначительном числе голосов «против» и воздержавшихся.

Депутаты также внесли изменения в график заседаний думы и утвердили смету расходов на 1998 год.

3.    Проблемы Саратова

3.1.    Собрание городского актива

20 января в помещении драмтеатра состоялось собрание актива Саратова. В нем приняли участие губернатор области Дмитрий Аяцков, представитель Президента РФ в Саратовской области Петр Камшилов, председатель облдумы Александр Харитонов, вице-мэр Саратова Анатолий Соколов, руководители и госслужащие администраций районов города, директора промышленных предприятий и др. С докладом «Об итогах социально-экономического развития города за 1997 год и перспективах на 1998 год» выступил мэр Саратова Юрий Аксененко.

Мэр заявил, что прошедший год оказался переломным в развитии Саратова и области в целом. По его словам, в 1997 году окончательно сформировались и окрепли органы городского самоуправления, задолженность по зарплате бюджетникам была практически ликвидирована, в городе остановлен спад промышленного производства, увеличился выпуск стекла, кирпича, железнодорожных изделий, нефтепродуктов. Общий объем промышленного производства в 1997 году составил 3,8 млрд. руб. (130,3% к объему 1996 году). Тем не менее, по словам докладчика, на некоторых предприятиях города еще наблюдается спад производства, связанный с «неумением работать в условиях рынка». В 1997 году введено в строй 452,3 тыс. кв. м жилья (155% от объема 1996 года).

Мэр также отметил, что в 1997 году, несмотря на финансовые трудности, продолжалось строительство ТЮЗа, введены в эксплуатацию больница, 2 поликлиники, школа, отремонтированы важные объекты: Набережная Космонавтов, Дворец спорта «Кристалл», стадион «Локомотив» и другие общественные заведения. Сдана в эксплуатацию АТС в поселке Юбилейный.

Аксененко отметил успешную работу органов здравоохранения. За 1997 год в городе не было зарегистрировано ни одной вспышки эпидемий. Похвалил он и работу органов внутренних дел. По его словам, сократилось количество преступлений, особенно тяжких (убийств, изнасилований).

Что касается социальной сферы, то по этому поводу докладчик сообщил, что задолженности по пенсиям за ушедший год нет, полностью сохранилась сеть общеобразовательных учреждений. На данный момент в Саратове работает 40 школ — в тесном контакте с вузами. Укрепилась база по работе с подростками на местах, открываются новые подростковые клубы.

В целом, по мнению Аксененко, за 1997 год социально-экономическое положение в городе значительно улучшилось. В подтверждение этому он сообщил, что в последнее время повысился интерес к нему со стороны зарубежных стран: США, Китая, Болгарии.

Несмотря на общий бравурный тон, докладчик время от времени разбавлял свое выступление упоминаниями о «негативе». В частности, он сообщил, что еще сохраняются острые проблемы, связанные с отселением жильцов из ветхих домов, выплатой детских пособий, асфальтированием дорог, продолжающимися оползневыми процессами на берегу Волги и т.п.

Однако в 1998 году город ждет, по словам мэра, еще лучшая жизнь. Будут активно привлекаться иностранные инвестиции, разрабатывается система льготного кредитования, еще больше квадратных метров жилья будет сдано в эксплуатацию (чуть позже губернатор Аяцков заметил, что в этом году будет введено в строй 1 миллион 500 тысяч кв. м жилья). Новый вид приобретет саратовский автовокзал, будут газифицированы такие периферийные районы города, как Увек и Затон, через Саратов предполагается проложить новую транспортную магистраль, в три раза увеличится «зеленое» строительство города, планируется ввод в эксплуатацию цифровой АТС отечественного производства (первой в России). Есть и много других планов, осуществление которых позволит добиться в Саратове «благоприятной среды обитания».

После доклада мэра прозвучали выступления директоров саратовских предприятий, руководителей районных администраций, работников школьного образования и здравоохранения. Выступил также Петр Камшилов.

Итоги всем выступлениям подвел губернатор области Дмитрий Аяцков. Давая в целом положительную оценку работе администрации за 1997 год, он, однако, заявил, что этого еще недостаточно для «столицы Поволжья». «Сегодня мы пытаемся зачистить носки ботинок и кое-где они уже блестят. Нужно идти дальше, вглубь города, во дворы, в квартиры, чтобы заботу власти почувствовал бы каждый житель Саратова...». Предложил губернатор своим подчиненным и рецепт воздействия на тех, кто мешает жить: «Власть — это еще и насилие. Нужно применять ее к тем, кто мешает должному развитию общества... Не надо стесняться называть конкретные фамилии нарушителей... У нас наравне с мисс «Хрустальная корона» появится и мистер «Прощелыга», и мисс «Проститутка».

Заключительная часть собрания прошла в торжественной обстановке. Почетными грамотами администрации города и области были награждены коллективы многих предприятий, общеобразовательных и культурных учреждений. А указом Президента РФ за различные заслуги орденом Почета награждены многие саратовские чиновники, в том числе мэр Саратова Юрий Аксененко.

3.2.    «Круглый стол» общественных организаций

27 января в помещении штаб-квартиры саратовского отделения партии «Демократический выбор России» (ДВР) состоялось заседание «круглого стола» «Наш город: его проблемы и мы». Организаторами мероприятия выступили региональное отделение Движения в поддержку местного самоуправления «Российский союз местного самоуправления» (РСМС), областной Общественный комитет российских реформ (ОКРР) и АО «Бизнес-центр».

На нем присутствовали Александр Джашитов (председатель Ассоциации самоуправляемых территорий Саратова (АСТ)), Игорь Сухарев (Саратовский земский союз (СЗС)), Григорий Марголин (президент АО «Бизнес-центр»), Олег Карпов (председатель саратовского профсоюза работников торгово-промышленных предприятий), Дмитрий Олейник (заместитель главы Кировской районной администрации), Надежда Таратухина (консультант Саратовской областной думы), Людмила Никулина (специалист по связям с общественными организациями мэрии Саратова), Григорий Ахтырко (корреспондент ГТРК «Саратов»), Николай Яковлев (главный редактор газеты «Совфакс», учредителями которой являются администрации центральных районов Саратова) и ряд других представителей общественных организаций и руководителей КТОСов.

Проведение этого мероприятия во многом было связано с принятием 25 декабря Саратовской городской думой примерного устава и положения о территориальном общественном самоуправлении (ТОС) в Саратове. Эти документы вызвали крайнее недовольство руководства уже существующих саратовских органов ТОС, и прежде всего — АСТ.

Выступая перед участниками встречи, Александр Джашитов констатировал, что сейчас сложилась ситуация, в которой КТОСы почти полностью потеряли самостоятельность и уже не могут являться структурами гражданского волеизъявления. Политика, проводимая по отношению к ним некоторыми главами администраций районов города, привела к почти полной потере их самостоятельности. Сказывается и отсутствие финансирования этих структур, хотя в бюджете на 1998 год, как сообщил Джашитов, опять увеличены расходы на содержание все возрастающей армии чиновников исполнительной власти. АСТ провела экспертизу Положения о территориальном общественном самоуправлении в Саратове и обнаружила нарушения и расхождения с действующим законом по 11 пунктам. Джашитов предложил создать рабочую группу для выработке документа, который затем можно будет представить на рассмотрение губернатора, в который войдут конструктивные предложения по исправлению создавшегося положения. Говоря о ситуации в стране, Александр Джашитов отметил, что 1998-99 годы несут экономический и политический крах исполнительной власти, и предложил выйти с инициативой добиваться принятия закона, предусматривающего двухтуровое или рейтинговое голосование на выборах в областную и городскую думы, а также увеличение количества депутатов этих органов до 50 человек, что позволит им лучше охватить районы города и области и усилит ответственность и взаимосвязь с избирателями.

Николай Яковлев подтвердил, что сейчас администрации районов становятся замкнутыми на себя, происходит отчуждение населения от власти. По его мнению, уже сейчас практически ни одна общественная организация не в состоянии повлиять на выборный процесс и это доказали последние довыборы в городскую думу. Он предложил созвать «общественное городское собрание», зарегистрировать его и попытаться с его помощью оказывать влияние на власть, Присутствующие поддержали это предложение.

Олег Карпов также подчеркнул, что власть работает на себя, но виноваты в этом и сами жители города. Поэтому следует искать точки соприкосновения и выработать критерии взаимоотношений: «работодатель — исполнительная власть — работник», что позволит избегать потрясений. По мнению Карпова, митинги, демонстрации, бунты и т.д. сейчас не нужны. Он заметил, что приветствует решение губернатора сделать 1998 год годом «диктатуры закона» и что будучи депутатом областной думы, он всегда выступал с позиции: «целесообразность не должна превалировать над законом».

Прозвучали и другие выступления, тон которых был более или менее резок.

По итогам заседания «круглого стола» была принята резолюция, посредством которой участники встречи надеются обратить внимание губернатора Саратовской области, саратовского мэра, депутатов всех уровней и работников средств массовой информации на актуальные для Саратова проблемы.

В этом документе отмечается, что участники «круглого стола» обеспокоены ситуацией, складывающейся в Саратове. Критике подверглась политика организации местного самоуправления и основной (по мнению «круглого стола») его формы — общественного самоуправления, проводимая мэрией и гордумой, которая, по мнению участников заседания, не отвечают потребностям государства и жителей, налогоплательщиков, избирателей Саратова в формировании институтов гражданского общества. Отмечено и то, что опыт организации общественной палаты при губернаторе не переносится на уровень районов, избирательных округов города, а это фактически не позволяет горожанам принимать участие в процессе управления, депутаты же гордумы не проявляют интереса к общению со своими избирателями в желательной степени.

Отдельный пункт резолюции посвящен жилищно-коммунальными реформам: «жилищно-коммунальные реформы, проводимые в нашем городе, практически имеют единственную цель — переложить бремя жилищно-коммунальных проблем на малообеспеченное население, лишенное цивилизованных форм организации и самоорганизации, и «инструментов влияния» на органы местного самоуправления, депутатов».

Кроме того, участники встречи характеризовали режим управления почти миллионным городом как авторитарный, при котором возможно попрание законов и конституционных норм, начиная с нарушения прав избирателей на выборах. Причины этого авторы документа усматривают прежде всего в том, что в Саратове имеет место многолетнее отсутствие условий для развития многопартийности, деятельности общественных некоммерческих организаций, КТОСов, альтернативных профсоюзов и для формирования механизмов, обеспечивающих полноценное участие таких структур в общественной жизни.

3.3.    Пример «саратовского» решения частной проблемы

Администрация Саратова издала постановление о порядке выплаты государственных ежемесячных детских пособий в органах социальной защиты населения Саратова в 1998 году. В частности, в нем говорится, что с 1 января выплата упомянутых пособий осуществляется через районные управления социальной защиты населения утвержденным порядком финансирования выплат.

Как говорится далее в документе, погашение задолженностей за прошлый год на предприятиях и в учреждениях города предписано производить преимущественно через неденежные формы расчетов — согласно постановлению областного правительства. Механизм таких безденежных расчетов продуктами питания, промышленными товарами и коммунальными услугами в двухнедельный срок поручено разработать управлению социальной защиты населения мэрии по согласованию с городским финансовым управлением, департаментам потребительского рынка лицензирования и платных услуг и городским управлением жилищно-коммунального хозяйства. Саратовское управление социальной защиты населения будет при этом осуществлять контроль за порядком выплаты детских пособий.

4.    Попытки оспорить итоги выборов
в Саратовскую городскую думу

4.1.    Материалы о нарушениях, собранные Александром Джашитовым

В предыдущем обзоре уже рассказывалось о материалах, собранных председателем саратовской Ассоциации самоуправляемых территорий Александром Джашитовым по нарушениям, допущенным в ходе состоявшихся 21 декабря 1997 года довыборам в Саратовскую городскую думу в пяти округах.

Теперь все эти материалы направлены им в областную избирательную комиссию По словам Джашитова, облизбирком должен создать специальную комиссию по проверке фактов, приведенных в подготовленном им документе.

К настоящему времени никаких данных об ответных шагах, предпринятых облизбиркомом или другими компетентными органами, не имеется.

4.2.    Иск Алексея Малышева

19 января судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе судьи Зелепукина при участии прокурора облпрокуратуры Казаченко начала рассмотрение дела по жалобе бывшего члена окружной избирательной комиссии, помощника депутата Госдумы РФ Алексея Малышева о признании недействительными результатов выборов депутата Саратовской городской думы по округу №25, прошедших 22 декабря 1996 года (депутатом по этому округу стал заместитель главы администрации Ленинского района Саратова Николай Косов, ныне являющийся заместителем главы городского самоуправления — секретарем городской думы.)

Суть жалобы Малышева состоит в том, что им обнаружено более ста фальсифицированных подписей, якобы поставленных избирателями, проголосовавшими через переносную урну. Еще в феврале 1997 года Малышевым был подан протест в прокуратуру, содержащий требование о возбуждении уголовного дела в отношении членов избирательной комиссии. Расследованием по нему занимались поочередно несколько следователей, собравших три тома материалов. Из-за проволочек Малышев вынужден был обращаться в прокуратуру области, а когда в ноябре 1997 года дело было приостановлено, — и в Генеральную прокуратуру. За прошедшее с тех пор время он сумел добиться, чтобы была проведена почерковедческая экспертиза подписей.

В начале заседания Малышев обратился с ходатайством об истребовании из прокуратуры Ленинского района постановления о приостановлении уголовного дела и результатов почерковедческой экспертизы, с чем согласились и члены коллегии, и все присутствующие — адвокат Малышева Игорь Шмагаревский[2] (попросивший, кроме того, суд не приостанавливать рассмотрение дела), представитель депутата Косова консультант отдела правового обеспечения гордумы Качанова и председатель городской территориальной избирательной комиссии Цыплаков. Последний ходатайствовал также о заслушивании всех материалов уголовного дела и о предоставлении материалов окружной избирательной комиссии.

Однако прокурор, поддержав ходатайства, выступил с предложением приостановить производство по делу. После продолжительного совещания судебной коллегии Зелепукин огласил определение, поддерживающее позицию прокурора, основываясь на том, что уголовное дело касается не только членов избирательной комиссии, но и фактов фальсификации подписей. А посему было решено приостановить его «до вступления в законную силу уголовного дела».

Адвокат Шмагаревский сообщил, что его подзащитный намерен обратиться в Верховный Суд РФ.

Вскоре после этого заседания суда из Генеральной прокуратуры РФ в Ленинскую прокуратуру Саратова вернулись материалы уголовного дела. Генпрокуратура обязала саратовцев возобновить расследование. Таким образом, если вина членов избирательной комиссии будет доказана, в округе придется провести перевыборы. Масштабы возможного при этом местного политического скандала пока оценить трудно, тем более, что сам факт успеха Малышева в данном деле может спровоцировать еще целую серию разбирательств, основанных, в частности, на упомянутых выше материалах, которые собрал Александр Джашитов.

5.    Политическая жизнь

5.1.    Оппозиция

Деятельность политических организаций Саратова в январе переживала период обычного посленовогоднего затишья. Особенно заметен был спад активности в среде левой оппозиции, которая практически перестала проявлять себя заметным для наблюдателя образом. Леворадикальные организации, объединившиеся вокруг «возрожденной КПСС», провели в этом месяце очередной Съезд рабочих, крестьян и специалистов Саратовской области, никак не повлиявший на ход местной политической жизни и полностью проигнорированный саратовской прессой. Кроме того, ими же 21 января был проведен митинг, посвященный очередной годовщине со дня смерти Ленина. Он ознаменовался самовольным переносом места проведения акции с заранее одобренного местными властями места на Театральную площадь. Однако на этот раз (в отличие от истории с разгоном «несанкционированного» пикетирования областной Думы в день принятия ею Закона Саратовской области «О земле») силовых мер со стороны милиции не последовало — возможно, в связи с тем, что число участников митинга составило всего около 30 человек.

Самым же заметным политическим событием января стало начало процесса по делу члена обкома КПРФ Ольги Алимовой, которым она намерена окончательно легализовать существование в Саратовской области политических репрессий против коммунистов в форме запрета на профессии.

Процесс начался 29 января в Волжском районном суде Саратова. Ольга Алимова, бывший заместитель начальника аппарата комитета областной думы по работе с органами местного самоуправления, уволенная 18 ноября 1997 года по сокращению штата (ст.33, п.1 КЗОТ), оспаривает законность своего увольнения. В процессе участвуют судья Абдулина и помощник прокурора Волжского района Малахова, со стороны ответчика — начальник отдела правового обеспечения облдумы Бурулина.

17 декабря 1997 года Алимова подала иск о восстановлении на работе и взыскании 50 миллионов рублей компенсации морального вреда. Как считает истец, увольнение связано с ее активной работой в КПРФ. В исковом заявлении также указано, что заседание профкома облдумы, на котором рассматривался вопрос об увольнении, проходило без участия Алимовой, а также ей не были предложены имеющиеся в аппарате думы вакансии, как это предусмотрено действующим законодательством.

Подробности о ходе этого судебного разбирательства будут включены в наш следующий обзор.

5.2.    Вопрос об увековечении памяти покойного лидера саратовских демократов

Еще осенью прошлого года, сразу после смерти руководителя Объединенной пенсионной системы Саратовской области Валерия Давыдова, более известного среди местных политиков как сопредседатель движения «Выбор России» на федеральном уровне и один из создателей демократического движения в Саратове, правозащитный центр «Солидарность» обратился в местные органы власти с предложением увековечить его память. По мнению руководства «Солидарности», в честь Давыдова можно было бы назвать одну из улиц областного центра. Однако на сегодня проблема эта так и не решена.

В самое последнее время вопрос об увековечении памяти этого лидера саратовских демократов периода Перестройки приобрел новую актуальность. Руководитель областного отделения Российского союза в поддержку местного самоуправления Сергей Перепеченов направил в адрес городского руководства предложение: присвоить имя Валерия Давыдова нынешнему Ильинскому проезду — короткой улочке, где размещается руководимый прежде Давыдовым институт ВНИПИинформБУТЭК. Именно это учреждение долгое время служило местом дислокации областного штаба движения «Демократическая Россия». Кроме ВНИПИинформБУТЭКа, в переулке находится еще лишь несколько зданий, занимаемых, в основном, коммерческими организациями. Поэтому, как считает Перепеченов, его переименование пройдет совершенно безболезненно. Из официальных инстанций по данному поводу никакого ответа пока не поступило.

Эта инициатива получила поддержку участников состоявшегося в январе «круглого стола» «Наш город: его проблемы и мы».

6.    Пресса

30 декабря 1997 года губернатором Саратовской области подписано распоряжение №1738-р «О выделении средств для проведения подписки на газету «Саратовские вести» на первое полугодие 1998 года». В документе говорится, что сия мера предпринята «в целях повышения уровня информационного обеспечения населения области и реализации постановления правительства области от 3 марта 1997 года №11-п «О роли средств массовой информации в информационном обеспечении населения области», а также оказания финансовой поддержки в проведении подписки на газету «Саратовские вести»».

Для реализации распоряжения предписывается:

1. Министерству финансов области по заключению договора выделить редакции газеты «Саратовские вести» беспроцентную ссуду в размере 1 млрд. 57 млн. рублей (цифры в постановлении приводятся еще доденоминационные) сроком до 1 июля 1998 года за счет средств резервного фонда непредвиденных расходов правительства области.

2. Управлению федеральной почтовой связи РФ Саратовской области разрешить проведение ведомственной подписки по цене индивидуальной подписки.

3. Редакции газеты «Саратовские вести», администрациям муниципальных образований области организовать подписку среди малообеспеченных слоев населения, ветеранов войны, престарелых, трудовых коллективов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений культуры и социальной сферы «согласно приложению».

В этой связи нелишне вспомнить, что в 1996 году правительство, заботясь о том, чтобы информация о его деятельности доходила до всех и каждого, пошло даже на искусственное почти двукратное увеличение тиража «Саратовских вестей» (разумеется, опять-таки за счет налогоплательщиков — потенциальных читателей газеты). Правда, редактор газеты Татьяна Артемова тогда восприняла подарок настороженно, увидев за таким благодеянием и лишние для себя проблемы, но отказаться, разумеется, не решилась.

7.    Саратовская экзотика

7.1.    «Культ личности» губернатора

Фигура саратовского губернатора продолжает приобретать все более мифологические очертания. Несмотря на неоднократные заверения со стороны Дмитрия Аяцкова о том, будто он любит критику и негативно относится к весьма неумеренному славословию, которое по отношению к нему стало общепринятым со стороны официальных структур, политических организаций и средств массовой информации, практика «задабривания» руководителя области принимает все более откровенные и изощренные формы.

Например, в январе стало известно, что Вольским муниципальным собранием был рассмотрен вопрос о первом присвоении новоучрежденного звания «Почетный гражданин земли Вольской». В итоге этого высокого звания был удостоен губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. Депутаты мотивировали это свое решение большой помощью, оказываемой губернатором Вольскому району, и его большим вкладом в оздоровление социально-экономического положения области. На следующем заседании будут рассмотрены новые кандидаты на получение почетного звания. Его в течение года, согласно соответствующему положению, могут быть удостоены лишь два человека.

Учитывая особенности политической ситуации в области, следует ожидать, что уже в ближайшее время губернатору предстоит стать почетным гражданином целого ряда городов и районов области.

На АОЗТ «Нитрон-агро» начато производство минеральной воды с качественно новыми параметрами. Как свидетельствует этикетка полуторалитровой пластиковой бутылки, в нее разливают жидкость, специально доставляемую из источника святого Дмитрия Донского, расположенного вблизи села Столыпино Балтайского района (на родине саратовского губернатора). Называется вода «Дмитрий Донской». Кроме названия, на этикетке присутствует изображение храма Дмитрия Донского в селе Столыпино, ктитором которого губернатор является. Причем дизайн этикетки таков, что размер первого слова названия воды — «Дмитрий» — на ней настолько превышает размер второго, что это второе слово довольно трудно заметить.

Что же касается водки «Губернатор Поволжья», то она производится местным АО «Ликсар» уже довольно давно.

7.2.    Великие предшественники губернатора

Одной из фигур, занимающих особое место в пантеоне саратовской региональной мифологии, с самого момента прихода Дмитрия Аяцкова на губернаторский пост стал бывший российский премьер Петр Столыпин, когда-то являвшийся саратовским губернатором. Личный миф Аяцкова во многом основывается на идее преемничества по отношению к этому человеку — для местной прессы достаточно нормальны заявления, проводящие между двумя этими фигурами весьма откровенные параллели, а сам нынешний губернатор немало сделал для того, чтобы эти параллели закрепились в массовом сознании. Одним из его первых публичных шагов после получения нынешней должности стало возвращение своему родному селу Красноармейскому имени Столыпино, которое оно носило до революции, поскольку относилось к столыпинским поместным владениям. Вскоре в селе был торжественно, с участием высоких гостей, включая В.Шумейко, установлен бюст бывшего премьера. В области создан культурный центр имени Столыпина, действующий при губернаторской поддержке. Постоянно ведутся разговоры об установлении Столыпину памятника в Саратове — возможно, на месте памятника Ленину, украшающего сейчас центральную площадь. В этом очередная новость, несущая на себе печать все того же имени, нисколько не выгладит неожиданной: упомянутый выше культурный центр Петра Столыпина выпустил подарочное издание карманного формата «Последний витязь. Цитаты (Памяти П.А.Столыпина)». Содержанием книги действительно стали цитаты из официальных речей бывшего российского премьер-министра. Видимо, издание адресовано современным государственным чиновникам и политикам, нуждающимся в расширении кругозора. Тираж его относительно велик — 5 тысяч экземпляров.

Гораздо менее прогнозируемым оказался другой шаг губернаторской команды, которую, видимо, озаботила идея преемственности по отношению также и к предшественникам советского периода. На прошедшем 12 января брифинге, организованном пресс-службой губернатора, журналисты узнали о готовящейся установке бюста первого секретаря (в 1959-1975 гг.) Саратовского обкома КПСС Алексея Шибаева. По мнению авторов идеи, посмертной чести этот руководитель должен быть удостоен за большой вклад в развитие хозяйства области. Местом установки бюста станет, по всей видимости, Набережная Космонавтов, где в одном из домов жил Шибаев.

Имя Шибаева хорошо известно большинству саратовцев среднего и старшего поколения, однако положительных эмоций оно, как правило, ни у кого не вызывает. Бывший первый секретарь прославился тем, что фактически создал в области режим личной безраздельной власти, получивший имя «шибаевщины». Время его пребывания на посту первого секретаря Саратовского обкома КПСС отмечено бурным загниванием партийно-бюрократического аппарата, проявившимся, в частности, в организации системы привилегий для руководителей парторганов и предприятий: «шибаевских» спецраспределителей товаров и продуктов, особых лечебных, профилактических и санаторных учреждений, гостиниц, персональных пенсий и т.д. Возникли знаменитые в Саратове «шибаевские дачи» и прочие подобные места для отдыха и увеселений. Специально для его семьи угловая часть дома, выстроенного на углу Набережной Космонавтов и Бабушкиного взвоза была возведена так, что квартиры здесь имели высоту потолка намного большую, чем в других местах. Многие весьма негативно оценивают последствия, которые понесло в плане долгосрочных перспектив сельское хозяйство области от развернутой при Шибаеве борьбы за высокие урожаи.

7.3.    Вопрос о легализации проституции

На пресс-конференции, прошедшей 9 января в Саратовском областном обществе трезвости, Александр Ландо сообщил присутствующим, что возглавляемая им областная комиссия по правам человека в настоящее время занимается подготовкой материалов для разработки правовых актов по легализации проституции. По мнению Ландо, время для этого вполне подоспело, поскольку удовлетворение спроса на интимные услуги в скрытой форме уже существует (было сказано, что в области функционирует около 150 фирм, занимающихся подобной деятельностью, но зарегистрированных, естественно, для других нужд).

Обосновывая инициативу комиссии, Ландо сказал, что в качестве доводов в пользу открытия официальных спецучреждений такого рода он видит появление возможности более плодотворной борьбы с венерическими заболеваниями и изменение к лучшему криминогенной обстановки (поскольку девушек легче будет защищать от всякого рода посягательств). Да и вообще сейчас, когда действует новый УК, не запрещающий сводничество, бороться с подпольной проституцией, по мнению Ландо, невозможно. К тому же комиссия исходит из принципа: запреты никогда не помогают. Минус он привел только один — неподготовленность общественного мнения.


ПРИЛОЖЕНИЕ

СПРАВКА «О ПРОЕКТЕ БЮДЖЕТА ГОРОДА САРАТОВА НА 1998 ГОД»

 

В результате согласования с МФ области контрольных показателей бюджет города выносится на Ваше рассмотрение по доходам в сумме 1 106 996,6 тыс. руб. и расходам в сумме 1.209.796,6 тыс. руб. с предельным дефицитом бюджета в размере 8,5% (102 800,0 тыс. руб.) от объемов бюджета.

Источниками покрытия дефицита являются:

— доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета в сумме 79 000 тыс. руб.

— получение вексельного кредита в сумме 13 800 тыс. руб.

В расчетах по всем источникам доходов бюджета были использованы расчеты финансовых отделов районных администраций города, районных налоговых инспекций, комитетов по экономике, а также учтены суммы недоимки по состоянию на 01.01.98.

При разработке методики расчетов по отдельным источникам контингента доходов бюджета были учтены особенности формирования налогооблагаемой базы в 1998 году, ее расширения за счет дальнейшего сокращения ряда налоговых льгот, включая льготы по местным налогам и сборам.

Доходная часть бюджета доведена Минфином области таким образом, что по основным регулирующим источникам учтена задолженность по платежам 1997 г., переходящая на 1998 год в сумме 54 490,2 тыс. руб.

Министерством финансов области доведены следующие нормативы отчислений:

налог на прибыль — 5%

подоходный налог с физических лиц — 50%

НДС — 3,9%

налог на покупку валюты — 40%

акцизы по спирту, водке и ликероводочных изделий — 25%

налог на имущество предприятий — 50%

водный налог — 100%

Таким образом нормативы увеличены по налогу на прибыль на 4%, по НДС на 0,2%, по подоходному налогу снижены на 35%, остальные нормативы остались без изменения.

Основными источниками доходов бюджета на 1998 год являются:

местные налоги и сборы — 35,8%

налог на имущество предприятий — 13,2%

подоходный налог с физических лиц — 14%

налог на прибыль — 11,5%

акцизы — 7,1%

НДС — 4,8%

Самым значительным доходным источником бюджета по местным налогам и сборам являются налоги, введенные местными органами власти — налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы — 14,6%, сбор за уборку территорий — 13,7%, целевые сборы — 2,9%.

В связи с тем, что бюджет вносится на рассмотрение с дефицитом, то следующие мероприятия предлагается финансировать в размере 50% при получении дополнительно полученных расходов.

1. Капитальные вложения

2. Капитальный ремонт жилого фонда

3. Приобретение оборудования и капитальный ремонт по объектам социально-культурной сферы

4. Развитие рыночной инфраструктуры

5. Предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Расходы на содержание социально-культурной сферы в проекте бюджета на 1998 год предусмотрены в сумме 462 103,0 тыс. руб., что составляет 37,5% от общего объема расходов.

 

 

Наименование

Уточненный план на 1997 год

Проект бюджета на 1998 год

Отклонен.
(+, -)

Отклонен.
%%

1. Образование

201132,6

181994,8

-19137,8

90,4

2. Культура и искусство

99471,0

7193,0

-275471

72,3

3. Здравоохранение

221645,1

183472,2

-38172,9

82,8

4. Физкультура

7586,0

4040,0

-3546,0

53,2

5. Социальная политика

107946,6

49708,0

-58238,6

46,0

Итого

548257,4

426408,0

-121849,4

78,0

 

Сеть социально-культурных учреждений увеличилась по сравнению с 1997 годом на 12 единиц.

В Волжском районе вводится в строй начальная школа на 1200 мест, детская музыкальная школа №23 в пос.Юбилейный, на базе детского сада №123 открылся центр развития ребенка.

В Заводском районе принято шесть ведомственных детских садов. На основании Постановления администрации города от 06.02.97 №58 по управлению культуры предусмотрены расходы на Театр магии и фокусов «Самокат». По управлению социальной защиты предусмотрены ассигнования на Кризисный центр «Семья» и Центр социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

Девять детских садов не обеспечены ассигнованиями на 1998 год. Из них 4 детских сада в Ленинском районе, 1 — в Заводском, 3 — в Кировском, 1 — в Волжском районе. Документы на передачу данных учреждений представлены в Министерство финансов области после 1 июля 1997 года.

Расходы на оплату труда работников социальной сферы определены в сумме 176 416,0 тыс. руб.

Отчисления страховых взносов с социальные фонды приняты в размере 38,5% от фонда оплаты труда и составляют 67.920,2 тыс. руб.

Расходы на питание определены в сумме 35.728,7 тыс. руб., исходя из расчетной нормы питания в день в больницах — 4,9 рублей, по общим койкам и по туберкулезным — 7,2 рубля, в детских интернатных учреждениях — 11,0 рублей, в детских дошкольных учреждениях — 5,8 рублей.

Средства на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения определены в размере 24 034,9 тыс. руб.

Учтены расходы на хозяйственное содержание учреждений социальной сферы в сумме 18.381,6 тыс. руб.

В проекте бюджета на 1998 год созданы централизованные фонды:

1. Централизованный фонд по приобретению медикаментов в размере 7,0 млн. руб.

2. Централизованный фонд по закупке молока и картофеля в сумме 9,7 млн. руб., в том числе за счет ассигнований, предусмотренных по к.110304 «Питание» учреждений образования — 4,0 млн. руб., учреждений здравоохранения — 3,5 млн. руб., по к.111004 «Прочие расходы» по учреждениям здравоохранения — 2,2 млн. руб.

3. Централизованный фонд по водоснабжению и водоотведению в сумме 3860,0 тыс. руб., в том числе по учреждениям образования — 2560,0 тыс. руб., по учреждениям здравоохранения — 1300,0 тыс. руб.

4. Централизованный фонд по приобретению оборудования длительного пользования (3100 тыс. руб.) в учреждениях здравоохранения.

5. Централизованный фонд по стирке белья в учреждениях здравоохранения -23,3% от фактических расходов — 1,0 млн. руб.

6. Централизованный фонд по бесплатному зубопротезированию — 31,3% от фактических расходов — 2,0 млн. руб.

7. Централизованный фонд на мероприятия по дезинфекционной обработке — 1,0 млн. руб.

На приобретение мягкого инвентаря и обмундирования предусмотрены в проекте бюджета расходы в сумме 4300,0 тыс. руб., на приобретение предметов длительного пользования — 5320,0 тыс. руб.

На капитальный ремонт учреждений социальной сферы — 9725,7 тыс. руб.

Обеспеченность же ассигнованиями статьи 3 «Хозяйственные расходы» будет составлять порядка 25%.

В проекте бюджета по учреждениям народного образования не предусмотрены ассигнования на проведение оздоровительных мероприятий.

В проекте бюджета предусмотрены средства в разделе «Социальная политика» на выполнение Закона «О ветеранах» в сумме 3075,0 тыс. руб., в том числе на льготную оплату за телефон — 2380,0 тыс. руб. и за радиоточку — 695,0 тыс. руб. На выполнение Закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено 1917,0 тыс. руб. На выполнение Закона «Об инвалидах» предусмотрены средства в сумме 305,0 тыс. руб. (льготная оплата за телефон и радиоточку).

В этом же разделе предусмотрены ассигнования на выплату единых ежемесячных пособий на детей в сумме 41 000,0 тыс. руб. или с уменьшением против плана 1997 года на 41%. В связи с передачей функций по выплате пособий на детей районным управлениям социальной защиты населения выделено городскому управлению социальной защиты населения — 28 000 тыс. руб.

В районах города на 1998 год предусмотрены ассигнования на погашение задолженности по выплате пособий на детей в сумме 13 000,0 тыс. руб., которые в проекте бюджета на 1998 год Правительством области не предусмотрены.

Фонду социальной поддержки населения выделено 1000,0 тыс. руб. на оказание помощи малоимущим слоям населения и гражданам, попавшим в сложные и экстремальные ситуации.

Центру экстренной психологической помощи по телефону «Телефон Доверия» выделено 33,0 тыс. руб. для проведения консультаций по телефону с целью профилактики и по предотвращению несчастных случаев в городе и области.

Расходы на содержание аппарата законодательной и исполнительной власти предусмотрены в сумме 49 650,9 тыс. руб., в том числе на заработную плату 22 534,4 тыс. руб.

На финансирование жилищного хозяйства направляется 320 800 тыс. руб., или 106,9% к плану прошлого года, городского электрического транспорта 69 700 тыс. руб., или 99,6% к плану прошлого года, мероприятий по земельному налогу без учета перечислений в федеральный и областной бюджеты 36 511 тыс. руб., или 178,9% к плану прошлого года, капиталовложений 42 766 тыс. руб., прочих отраслей (кинофикация, станция по борьбе с болезнями животных) 3200 тыс. руб., или 102% к прошлому году.

На финансирование льгот согласно Закона «О ветеранах» в части квартплаты и коммунальных услуг предусмотрено 10 300 тыс. руб., или 100% к плану прошлого года, жилищных субсидий 3300 тыс. руб., или 104% к прошлому году. Указанные средства будут выплачиваться всем гражданам, независимо от форм собственности и принадлежности жилья.

В текущем году из городского бюджета предусматривается централизованное финансирование лифтового хозяйства, вывозки ТБО от населения силами СпецАТХ, капитального ремонта жилого фонда, возмещения разницы в ценах на тепловую энергию предприятиям тепловых сетей — АО «Саратовэнерго», МУП КТС и МУП ТС и К Ленинского района, услуг по водоснабжению и водоотведению МП «Водоканал» населению, проживающему в домах муниципальной собственности.

Централизованное финансирование обусловлено необходимостью упорядочения взаимных расчетов, проводимых финуправлением по представлению управления жилищно-коммунального хозяйства предприятий, выполняющих работы по договорам подряда с предприятиями ЖКХ, как в пределах городского бюджета, так и между городским и областным бюджетами.

Не в полном объему перечисляются средства, поступающие в предприятия ЖКХ за коммунальные услуги населению по водоснабжению. Это ставит МП «Водоканал» в затруднительное финансовое положение, не позволяющее нормально содержать и эксплуатировать систему водоснабжения и канализации в городе. Это вызывает необходимость частично централизовать финансирование предприятия.

Бюджетные средства направляются на:

— содержание и ремонт дорог, зеленых насаждений, мостов, переходов и других элементов городского благоустройства — 70 859 тыс. руб. к плану прошлого года;

— содержание жилья и коммунальных объектов муниципальной собственности 131.961 тыс. руб., или 148% к плану прошлого года;

— капитальный ремонт жилого фонда и коммунальных объектов 52 405 тыс. руб., или 131% к плану прошлого года;

— возмещение разницы в ценах на теплоэнергию 51 975 тыс. руб., или 54% к бюджету прошлого года без учета кредиторской задолженности.

Для формирования объемов выполненных работ по статьям затрат применялись нормативы затрат, исходя из выделяемых средств бюджету города на содержание и ремонт городской инфраструктуры (жилого фонда, дорог, зеленых насаждений, потребляемой теплоэнергии и т.п.).

По содержанию жилого фонда на 1 кв.м общей площади муниципального жилья приходится 8,4 тыс. руб. в год без учета сбора с населения за водоснабжение и водоотведение, содержание лифтового хозяйства и вывоза ТБО.

На содержание и ремонт дорог, зеленых насаждений, мостов, переездов и других элементов городского благоустройства на 1 кв. м запланировано 4 тыс. руб. в месяц.

По возмещению разницы в стоимости тепловой энергии сумма запланирована, исходя их средней стоимости 1 г/кал 138 тыс. руб. за вычетом оплаты населением и возможностей бюджета.

По капремонту жилого фонда в горбюджете предусмотрены средства для каждого района, исходя из общей площади муниципального жилья с учетом технического состояния строений.

По формировании мероприятий по земельному налогу учтены предложения районов, управления ЖКХ, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по экологии, других отделов и управлений.

Финансирование льгот по Законам «О ветеранах» и «Об инвалидах» и жилищных субсидий будет производиться через комитет жилищных компенсаций и льгот.

Согласно доведенного Министерством финансов области плана, в бюджете города на 1998 год не предусмотрен продовольственный фонд на закупку и закладку овощей, картофеля и молочных продуктов для просвещения и здравоохранения.

 

Начальник городского финансового управления А.П.Мурзаков.

 

 

 



* Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства.

[1] Руководитель Саратовского облпотребсоюза депутат облдумы Титаев родственник Д.Ф.Аяцкова.

[2] Получивший известность своим участием в судебных процессах с политической окраской.