Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в декабре 1997 года

1.    ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО

1.1.    К вопросу об открытой политике

Как известно, несколько месяцев назад губернатор объявил о переходе к открытой политике городской администрации. С тех пор любое сколько-нибудь неуклюжее движение городских властей и самого губернатора оценивается прессой под углом зрения декларируемой открытой политики. На этот раз был предан гласности не предназначенный для того документ “Проект общественно-политического вещания Петербургского телевидения” [[1]]. Проект представляет собой предложения некоего продюсерского центра “ЭГИДА” по организации программы общественно-политического вещания, целью которой является, как сказано в документе, “представить в лицах все ветви власти Санкт-Петербурга и опосредованно воздействовать на умы и настроения телезрителей, способствовать взаимопониманию властей города и горожан”. Проект включает в себя разработки программ, призванных демонстрировать успехи и достижения власти, готовить атмосферу для будущих выборов губернатора. Отмеченная журналистами пикантность ситуации состоит в том, что на документе содержится резолюция губернатора, адресованная председателю комитета по печати и связям с общественностью А.Потехину и председателю ГТРК “Петербург — 5-й канал” Б.Петрову: “Организуйте программу. Готовьте материал.” Учитывая, что председатель телекомпании не находится в подчинении губернатора, подобное указание было справедливо расценено как попытка чиновничьего диктата формально независимому телевидению и организации политической рекламы действующей власти за счет налогоплательщиков. Правда, Б.Петров и А.Потехин заявили, что данный проект — лишь один из многих, поступающих в последнее время в связи с предстоящей реорганизацией петербургского телевидения, но это не сняло подозрения в том, что именно этому проекту, отмеченному губернатором, и будет отдано предпочтение.

Еще одно мероприятие городской администрации “в рамках открытой политики”, не вызвавшее восторга у представителей городских газет, — учреждение администрацией (в лице комитета по печати с связям с общественностью) новой ежедневной бесплатной газеты “Утро Петербурга”, задача которой — информирование населения о деятельности властей и “улучшение распространения информации социально значимого характера”. Соответствующее распоряжение губернатора было подписано в ноябре. Предполагается, что газета будет распространяться в городском общественном транспорте. Считается, что идея газеты принадлежит новому председателю комитета по печати и связям с общественностью А.Потехину. Необходимость нового издания обосновывается тем, что традиционные ежедневные газеты за последние годы существенно потеряли тиражи, тогда как новую газету администрация обещает сделать достаточно многотиражной. Последнее обстоятельство насторожило представителей прочих городских газет, обеспокоенных тем, что для обеспечения тиража бесплатной газеты власти предпримут переманивание рекламодателей, что серьезно ухудшит и без того сложное положение ежедневных газет. А.Потехин заявил, что для финансирования газеты не будут использоваться деньги налогоплательщиков — это самостоятельный коммерческий проект, финансирование которого полностью осуществляется издателем. Среди учредителей газеты также рекламно-информационное агентство “Ленинград” и фирма “Пронто-Петербург” (последняя осуществляет финансирование проекта). Первый номер газеты вышел накануне нового года. Он открывается перечнем “добрых дел” администрации Санкт-Петербурга за 1997 год, оригинальные журналистские материалы практически отсутствуют [[2]].

1.2.    Объединение пенсионных фондов СПб и Ленинградской области

29 декабря губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев, губернатор Ленинградской области В.Густов и председатель Пенсионного фонда РФ В.Барчук подписали соглашение об объединении пенсионных фондов двух субъектов РФ. Начиная с 1 января 1998 года все выплаты пенсионерам обоих субъектов РФ будет производить объединенный пенсионный фонд. Это должно снять проблему задержек выплаты пенсий в Ленинградской области. Объединение пенсионных фондов субъектов РФ — первый опыт такого рода.

Инициатором этого решения несколько месяцев назад выступило правительство Ленинградской области. Объединение пенсионных фондов субъектов РФ — первый опыт такого рода. Губернаторы В.Густов и В.Яковлев предложили создать в ближайшем будущем объединенный пенсионный фонд для всего Северо-Запада., используя опыт единого пенсионного фонда СПб и Ленинградской области.

1.3.    Новая методика арендной платы

Губернатор подписал разработанную в КУГИ методику расчета ставок арендной платы за муниципальные нежилые помещения, которая будет действовать в 1998 году. Напомним, что в сентябре был принят Законодательным собранием соответствующий закон, разработанный в КУГИ (см. [[3]]). Эти документы оцениваются как уникальные для России, так как они впервые устанавливают современную технологию рыночной оценки недвижимости и делают возможным устранение экономически необоснованного вмешательства государства в ценообразование на рынке недвижимости. Разработчики закона и методики расчета рассчитывали также на получение дополнительных доходов бюджета благодаря повышению арендной платы за помещения в престижных районах, где зачастую эти помещения сдавались в аренду за символическую цену. Вместе с тем первоначальный вариант методики расчета на 1998 год вызвал резкий протест ассоциаций мелких и средних предпринимателей, действующих в сфере производства и сервиса. Документ предполагал поэтапное, но весьма существенное повышение ставок — примерно на 50% к марту 1998 года и на 100% к концу года. По заявлениям представителей малого и среднего бизнеса, это привело бы к полному разорению и прекращению дела для большинства из них (равно как и перевод производственных и офисных помещений в удаленные районы, где определенные виды такого бизнеса обречены на вымирание). В рядах мелких и средних предпринимателей, уже вложивших немалые средства в обустройство помещений (как правило, доставшихся им в аварийном состоянии), начали зреть луддистские настроения. В результате давления, оказанного на губернатора, комитет финансов и КУГИ со стороны предпринимательской общественности и политических партий (прежде всего — Региональной партии центра — “ЯБЛОКО”), условия были существенно смягчены. С другой стороны, как сообщают [[4]], задержка с подписанием методики была связана с сопротивлением со стороны структур, успевших приобрести в аренду по дешевке и имеющих мощное лобби в городской администрации.

1.4.    Жилищно-коммунальная реформа

Наконец завершена работа по анализу деятельности естественных монополистов и подписано постановление правительства Санкт-Петербурга по регулированию этой деятельности. Аналитики называют этот документ революционным, не имеющим аналогов в РФ: впервые проведен квалифицированный и всесторонний анализ деятельности монополистов в сфере жизнеобеспечения региона и выработаны принципы их комплексного регулирования [4]. 26 декабря губернатор представлял результаты этой работы на рассмотрение Федеральной комиссии по жилищно-коммунальной реформе, причем заседание проводил сам премьер-министр РФ. Как было заявлено, петербургский опыт будет распространен на всю страну.

Аудит монополистов продолжался почти год. Результаты проверки, как и ожидалось, показали значительное завышение тарифов. По оценкам экспертов, себестоимость тепла (горячая вода и отопление), производимого топливно-энергетическим комплексом (ТЭК), может быть снижена на 25%, тариф “Ленэнерго” — на 7%, услуги “Водоканала” (холодная вода и канализация) — на 42% [[5]].

Правительство согласилось с основными выводами экспертов: можно снизить издержки на предоставляемые монополистами услуги; существующая практика тарифообразования не соответствует интересам города; необходимо реформирование всей системы взаимодействия администрации города с городскими монополиями.

Однако, несмотря на ожидания населения, решено тарифы пока не снижать, так как завышенными тарифами монополисты компенсируют (впрочем, с некоторым превышением) недофинансирование со стороны бюджета, который является главным должником. В постановлении правительства Санкт-Петербурга намечены меры, которые должны препятствовать дальнейшему росту тарифов. В частности, предложено передать все тепловые сети в муниципальную собственность, вывести городские котельные из ТЭК (что должно стимулировать формирование конкурентной среды). Предлагается также сформировать единый орган по контролю за монополистами.

Тем временем руководство одного из главных монополистов — “Ленэнерго” — объявило, что вынуждено будет прибегнуть к повышению тарифов на электроэнергию с 1 января 1998 года. Причиной называют жесткое решение РАО “ЕЭС России” о покупке около 40% электроэнергии на Федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ), стоимость которой с июля увеличена на 30% (при том, что мощности “Ленэнерго” позволяют обходиться собственными силами, без услуг ФОРЭМ и с меньшей стоимостью электроэнергии). Общие убытки “Ленэнерго” оцениваются руководством компании в 1,5 млрд. рублей. Губернатор В.Яковлев высказал возмущение подобной “волюнтаристской политикой” федеральных властей, проводимой без согласования с субъектами РФ. Для решения проблемы администрация Санкт-Петербурга намерена создать рабочую группу с привлечением профсоюзов.

1.5.    Инвестиционная политика

В КУГИ подготовлен проект концепции инвестиционной политики Санкт-Петербурга. Намечены, в частности, следующие организационные мероприятия:

— создание в структуре администрации самостоятельного органа — Инвестиционного комитета Санкт-Петербурга, осуществляющего реализацию инвестиционной политики и координирующего деятельность других государственных органов в этой сфере;

— создание системы информационно-аналитического обеспечения инвестиционной политики с целью формирования имиджа инвестиционной привлекательности города;

— описание системы взаимосвязей между подразделениями администрации, исключающей дублирование функций и определяющей четкий порядок рассмотрения проектов;

— создание условий, обеспечивающих защиту инвестора от необоснованных обременений инвестиционного проекта;

— создание общедоступного банка данных городских инвестиционных проектов в рамках нового Инвестиционного комитета;

— создание единого банка данных объектов недвижимости (в том числе земельных участков), свободных от прав третьих лиц;

— создание института уполномоченных экспертов администрации Санкт-Петербурга с целью профессиональной подготовки и анализа проектов;

— создание комиссии по формированию инвестиционной программы и программы заимствований (критерии предоставления льгот и поручительств — экономическая эффективность и социальная значимость).

Предусмотрено также создание системы нормативно-правовых актов, среди которых:

— законы Санкт-Петербурга “Об инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге” и “О внесении изменений в закон “О структуре администрации Санкт-Петербурга”;

— распоряжения губернатора “Об утверждении методики расчета показателей социальной значимости инвестиционных проектов”, “Об утверждении методики определения экономической эффективности инвестиционных проектов”, “О положении об Инвестиционном комитете, “Об уполномоченных экспертах Инвестиционного комитета”, “О сертификации уполномоченных экспертов Инвестиционного комитета”.

Комментируя проект, председатель КУГИ Герман Греф отметил, что документ предполагает принципиально новый подход к взаимоотношениям между городом и инвесторами. Базой всего процесса становится рыночная оценка эффективности инвестиционных проектов (независимо от участия или неучастия администрации в проекте).

Обнародование проекта сопровождено информацией о некоторых количественных и ценовых показателях.

Территория Санкт-Петербурга поделена на 19 зон градостроительной ценности. Цена земли колеблется от $450 за кв. метр в 1-й зоне до $1,6 в 19-й зоне (окраины города).

В реальных сделках в 1997 году цена земельных участков под торговые объекты в центре города достигала $100, других участков — $30-450 долларов. Под промышленные объекты цена земельных участков колеблется от $4 до $30 за кв. м.

Цены на нежилой фонд:

Средняя ставка муниципальной арендной платы на первичным рынке — $17,5 за кв. м. Вторичный рынок: в зависимости от местоположения цена аренды — от $60 до $500 за кв. м. в год, выкупная цена — от $500-1000 до $2500.

Цены на жилой фонд:

Средняя стоимость приобретения квартир — $500 за кв. м. Элитное жилье — до $1500 за кв. м. Аренда: однокомнатные квартиры — $150 в месяц, двухкомнатные — $200, трехкомнатные — до $500, элитная аренда — соответственно $231, $459 и $1387.

1.6.    Налоги

Для улучшения инвестиционного климата за счет сокращения ставок по ряду городских налогов принят закон Санкт-Петербурга “О некоторых вопросах налогообложения в 1997-1999 гг.”, в котором предусматривается снижение до 20% налога на прибыль промышленных предприятий. Установлена одна из самых низких ставок по налогу на прибыль для бирж, брокерских контор, банков и страховщиков, которая составляет 22%. Уменьшается с 10% до 2% ставка налога на пользователей автомобильных дорог и приобретение транспортных средств. Ежегодно с дополнениями и изменениями переутверждается закон Санкт-Петербурга “О налоговых льготах”.

1.7.    Заработная плата

В январе-сентябре 1997 года зарплата в Санкт-Петербурге составила 1039,3 тыс. руб. ($200). Прожиточный минимум на душу населения на октябрь 1997 г. — 458,1 тыс. руб.

 

1.8.    Новая должность губернатора

24 декабря на заседании Совета Федерации губернатор СПб В.Яковлев утвержден председателем комитета СФ по вопросам экономической политики.

1.9.    Назначения

Назначен преемник ушедшего в отставку члена правительства, вице-губернатора, председателя комитета экономики и промышленной политики Д.Сергеева. Им стал И.Клебанов, работавший до назначения генеральным директором объединения ЛОМО (на этом посту И.Клебанов в свое время сменил Д.Сергеева). Кандидатура И.Клебанова была утверждена Законодательным собранием, однако вызвала протест депутатов-коммунистов. Фракция ЗС “Коммунисты Ленинграда” распространила заявление, осуждающее кадровые перестановки и изменение структуры комитетов городского правительства — эти изменения названы в заявлении “составной частью технологии по развалу промышленности города”. И.Клебанов намерен существенно реформировать структуру комитета — будут созданы 3 основных подразделения: блок экономического прогнозирования, блок текущей экономики и инвестиционный блок. Новый председатель комитета заявил, что с некоторыми лицами из руководства комитета придется расстаться, хотя основной состав специалистов будет сохранен.

Другое кадровое решение явно не принесло популярности губернатору — назначение скандально известного тележурналиста, а ныне — депутата Государственной Думы Александра Невзорова советником губернатора по вопросам кинематографии и телевидения (на общественных началах). Известие об этом назначении вызвало шок в кругах демократической и творческой общественности города, так как Невзоров, проявивший себя в свое время как весьма неплохой репортер, ни в коей мере не является профессионалом в тех областях, в которых ему надлежит теперь давать советы губернатору, но вместе с тем всем известна скандальность его стиля. Депутат Законодательного собрания и председатель политсовета Региональной партии центра — “Яблоко” (поддержавшей В.Яковлева на выборах) Михаил Амосов выступил с заявлением, где говорится, что такого рода назначения свидетельствуют об отходе губернатора от своей предвыборной позиции, а назначение Невзорова квалифицировано как крупная политическая ошибка губернатора.

1.10.    Конец тяжбы губернатора с бывшим мэром

Федеральный суд Центрального района Санкт-Петербурга утвердил мировое соглашение, которым завершилось дело по иску губернатора В.Яковлева к бывшему мэру А.Собчаку о защите чести и достоинства. Предметом иска со стороны губернатора было интервью, данное Собчаком газете “Совершенно секретно”, в котором Собчак обвинил Яковлева в связях с “тамбовской” преступной группировкой. Истец согласился на мировое соглашение с условием, что газета опубликует опровержение, суть которого, видимо, будет сводиться к тому, что Собчак сделал свое заявление не от себя лично, а ссылаясь на некий анонимный звонок, прозвучавший в телестудии во время выступления в прямом эфире начальника ГУВД А.Пониделко. Газета должна будет официально заявить, что в беседе корреспондента с А.Собчаком содержалась непроверенная информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию губернатора СПб В.Яковлева, и принести ему извинения.

1.11.    Мнение населения

По данным опроса, проведенного исследовательской фирмой “Крона Корсинто”, 43,5% жителей города одобряют деятельность губернатора В.Яковлева, 14% — не одобряют. Несколько более высока поддержка губернатора у пожилых, чем у молодых жителей Санкт-Петербурга (соответственно 50% и 35%).

На вопрос “Кого бы выбрали губернатором, если бы голосование состоялось сегодня (были предложены 6 кандидатур), большинство (32,2%) назвали В.Яковлева, его ближайшим соперником оказался Юрий Болдырев (17,8%).

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

2.1.    Бюджет

24 декабря бюджет на 1998 год был принят в целом в результате поименного голосования (41 — “за”, 1 воздержался). 31 декабря закон о бюджете был подписан губернатором. Таким образом, впервые бюджет принят до начала нового бюджетного года. Как считается, внесенные поправки не изменили суть бюджета, который остается бездефицитным и предполагает существенное повышение зарплаты работникам образования и культуры, а также позволяет в полной мере обеспечить социальные льготы, предусмотренные федеральным законом “О ветеранах”. Одна из принятых поправок (предложенная первым заместителем председателя ЗС С.Мироновым) устанавливает, что условия и порядок предоставления администрацией Санкт-Петербурга поручительств негосударственным коммерческим организациям под осуществление инвестиционных проектов устанавливаются законом Санкт-Петербурга.

Поправки по бюджету голосовались пакетным принципом, причем голосование проходило не очень гладко. Координатор фракции “Балтийская”, лидер городского отделения ДВР Виталий Сычев обвинил ряд фракций и независимых депутатов в сговоре с целью гарантированного продвижения своих поправок. Он провел по этому поводу пресс-конференцию, где назвал “безумным” принцип голосования “ты мне — я тебе”. Он заявил, что фракции “Законность”, “Адмиралтейская”, “Коммунисты Ленинграда” и ряд независимых депутатов сформировали “разрушительное большинство” по вопросу о бюджете, лоббируя интересы узких профессиональных и финансовых групп. В качестве одного из ярких примеров он назвал принятую поправку, отменившую статью о выплате процентов по кредиту Мирового банка, при том, что данный кредит уже заложен в доходную часть бюджета (впрочем, позднее ряд подобных поправок был переголосован и отменен). Отмечалось также, что некоторые депутаты откровенно используют бюджет для целей собственной предвыборной кампании (например, переводят поправками средства, выделенные на социальные цели, в свои районы, где им предстоит баллотироваться).

Во время рассмотрения бюджета (после его принятия в первом чтении) депутат Государственной Думы от Санкт-Петербурга, председатель подкомитета по бюджету Оксана Дмитриева (фракция “Яблоко”) направила председателю ЗС заключение на проект бюджета СПб, где резко раскритиковала проект по тем направлениям, которые объявлялись разработчиками бюджета как его главные достижения — прозрачность, бездефицитность, социальная направленность [[6]]. В основу большинства критических замечаний было положено сделанное задолго до этого заключение Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга. В части критики бездефицитности О.Дмитриева отмечает, что все предыдущие бюджеты были дефицитными, со значительным превышением расходов над доходами; учитывая, что в 1998 году не предвидится ни резкого экономического роста, ни получения трансфертов из федерального бюджета, а также с учетом того, что доходы в проекте бюджета рассчитаны на основе действующей налоговой системы, О.Дмитриева высказывает сомнения по поводу обоснованности положения законопроекта о равенстве расходов и доходов. Она делает вывод, что затраты бюджета либо заведомо занижены, либо их снижение будет производиться в течение года путем перекладывания бремени финансирования некоторых отраслей (таких, как жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и т.п.) на плечи населения. О.Дмитриева отмечает также, что в проекте бюджета “слабо и весьма туманно отражена информация о состоянии и движении государственного долга”, “расходы по погашению долга не отражены нигде”. О.Дмитриева считает необходимым отозвать из ЗС проект бюджета, принятый в первом чтении, и представить ряд материалов и расчетов.

В ответ председатель комитета финансов Игорь Артемьев распространил комментарий к заключению О.Дмитриевой, где опроверг все главные претензии к проекту бюджета и указал на наличие и доступность всех необходимых документов и расчетов, которые О.Дмитриева отметила как отсутствующие, а также на уже состоявшееся внесение ряда поправок, исправляющих действительно имевшиеся недоработки, отмеченные О.Дмитриевой (в частности, незапланированные в первоначальном варианте расходы на проведение выборов в ЗС).

В связи с этой полемикой следует отметить, то обстоятельство, что И.Артемьев и О.Дмитриева являются членами одной партии — Региональной партии центра — “Яблоко”. Это уже не первый случай, когда О.Дмитриева выступает против бюджетной политики комитета финансов, руководимого выдвиженцем РПЦ И.Артемьевым (см. [[7]]). Некоторые наблюдатели считают, что активизировавшаяся в РПЦ “оппозиционная” группировка сделала ставку на продвижение О.Дмитриевой на пост губернатора на следующих выборах (на прошлых выборах уже была попытка ее выдвижения, но О.Дмитриева отказалась).

2.2.    Законодательство о местном самоуправлении

Рассмотрен и принят в новой редакции возвращенный губернатором закон “Об учете мнения граждан при установлении и изменении границ муниципальных образований”. Согласно внесенным поправкам, формой учета мнения граждан является представительный опрос, результаты которого носят рекомендательный характер. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования, границы которого устанавливаются или изменяются.

2.3.    Закон об Уполномоченном по правам человека

Как и ожидалось, губернатор вернул без подписания принятый в прошлом месяце закон об Уполномоченном по правам человека (см. [[8]]). Он предложил поправку, выводящую Уполномоченного и его аппарат из структуры ЗС и выделяющую их в самостоятельную структуру. Однако ЗС преодолело вето губернатора.

2.4.    Другие законы

Преодолено вето губернатора на закон “О лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Санкт-Петербурга”. Губернатор считает, что подобный закон вообще нецелесообразен, как и установленное этим законом введение формуляра, определяющего номенклатуру и потребность в жизненно необходимых лекарственных средствах для льготных категорий населения. По мнению губернатора, достаточным было бы ежегодное выделение в бюджете средств на закупку лекарств для льготников.

Как сообщалось в предыдущем обзоре [8], депутаты преодолели вето губернатора на закон о внесении изменений в закон “О правительстве Санкт-Петербурга”, в соответствии с которым число первых вице-губернаторов сокращено до двух с закреплением за остальными вице-губернаторами определенных комитетов. Вынужденный подписать такой закон после преодоления вето, губернатор, однако, не смирился и почти немедленно внес в ЗС очередной законопроект, предлагающий новые изменения в закон “О правительстве”. Вновь предлагается восстановить три должности первых вице-губернаторов, а также предлагаются изменения названий ряда должностей и функций. В частности, в состав правительства вновь предлагается включить должность председателя комитета по печати и связям с общественностью. По поводу законопроекта в ЗС состоялась острая полемика, но все же он был принят за основу.

3.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

3.1.    Демократический выбор России

Прошла 9-я конференция Санкт-Петербургского отделения партии Демократический выбор России. В принятой резолюции работа городской администрации признана неудовлетворительной. Причины такой оценки следующие:

— действующая система льгот и бюджетной финансовой поддержки “тормозит проведение реформ на ряде городских предприятий, развращает их руководителей и приводит к разбазариванию бюджетных средств”;

— не реализуется программа взаимодействия с естественными монополиями;

— большинство предприятий не готово к эффективному освоению средств, что тормозит приток инвестиций;

— не реализуется жилищно-коммунальная реформа.

Согласно предлагаемой ДВР стратегии городской политики, приоритет должен быть отдан программе поддержки тех предприятий, которые самостоятельно осуществляют реструктуризацию, при этом поддержка должна состоять в информировании международных финансовых институтов о деятельности таких предприятий, выдаче им рекомендаций для установления взаимодействия с инвесторами и поощрение СМИ к освещению деятельности этих предприятий. Относительно жилищно-коммунальной реформы ДВР считает, что ее результатом должна стать реальная конкуренция в сфере коммунального обслуживания и разделение функций заказчика и подрядчика коммунальных услуг (что, между прочим, полностью совпадает с декларируемыми планами администрации). Председатель регионального отделения ДВР депутат ЗС Виталий Сычев сообщил о переходе партии к практике постоянного политического давления на городскую власть с целью обеспечения реальных реформ. Большинство участников конференции было настроено еще более решительно — не хватило лишь одного голоса, чтобы принять решение о переходе в непримиримую оппозицию к городской власти [[9]].

3.2.    Соглашение молодежных организаций

Молодежные организации “Яблока”, НДР, ДВР, ЛДПР, КПРФ и др. подписали соглашение о создании консультативного совета общественно-политических молодежных организаций Санкт-Петербурга. В Совет на равных правах вошел также городской комитет по делам семьи, детства и молодежи. Совет намерен лоббировать интересы молодежи при формировании бюджетов разных уровней, а также приобретать опыт реальной политической деятельности.

4.    ЭЛИТА: РЕЙТИНГ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

В конце года сектор социально-культурных изменений Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН и информационно-аналитический центр “Регион” обнародовали результаты первого опроса в рамках долгосрочного проекта “Влиятельные люди и элита Петербурга”. Впервые подобный опрос проводился не среди населения, а среди экспертов. Время опроса — сентябрь-декабрь 1997 года. При подборе экспертов соблюдалось представительство людей, придерживающихся разных политических взглядов.

Рейтинг влиятельности выглядит следующим образом:

 

1. Яковлев В.А., губернатор СПб

2. Лихачев Д.С., академик, почетный гражданин СПб

3. Артемьев И.Ю., первый вице-губернатор, председатель комитета финансов

4. Коган В.И., председатель наблюдательного совета “Промстройбанка”

5. Алферов Ж.Ф., академик, руководитель СПб. научного центра РАН

6. Вербицкая Л.С., ректор СПбГУ

7. Гранин Д.А., писатель

8. Рыдник Ю.Е., президент “БалтОНЭКСИМбанка”

9. Пиотровский М.Б., директор Эрмитажа

10. Кузин О.С., председатель Лиги журналистов СПб, главный редактор газеты “Санкт-Петпербургские ведомости”

11. Лавров К.Ю., актер, руководитель Большого драматического театра

12. Греф Г.О., председатель КУГИ

13. Бажанов С.В., председатель правления “БалтОНЭКСИМбанка”

14. Яцуба В.В., вице-губернатор, начальник канцелярии губернатора

15. Петров Б.М., руководитель СПб. отделения ИТАР-ТАСС, председатель ГТРК “Петербург — 5-й канал”

16. Басилашвили О.В., актер БДТ

17. Бехтерева Н.П., академик, директор института мозга

18. Додин Л.А., главный режиссер Малого драматического театра

19. Пониделко А.И., начальник ГУВД

20. Львов Ю.И., председатель правления банка “Санкт-Петербург”

21. Гусев В.А., директор Русского музея

22. Петров А.П., председатель Союза композиторов СПб

23. Спасский И.Д., академик, директор НПО “Рубин”

24. Гергиев В.А., дирижер, руководитель Мариинского театра

25. Густов В.А., губернатор Ленинградской области

26. Яковлев В.П., вице-губернатор, председатель комитета по культуре

27. Бышовец А.Ф., тренер

28. Клебанов И.И., бывший директор ЛОМО, вице-губернатор

29. Савинская Н.А., представитель Центрального банка РФ в СПб

30. Филиппов Д.Н., председатель правления банка “Менатеп-СПб”

31. Вязалов С.Ю., генеральный директор “Ленэнерго”

32. Кравцов Ю.А., председатель Законодательного собрания

33. Щербаков В.Н., первый вице-губернатор

34. Малышев В.И., вице-губернатор

35. Чаплина Н.С., член Лиги журналистов СПб, главный редактор газеты “Час пик”

36. Боллоев Т.К., директор пивного завода “Балтика”

37. Запольский Д.Н., тележурналист

38. Манилова А.Ю., главный редактор газеты “Невское время”

39. Набутов К.В., тележурналист

40. Травин Д.Я., экономический обозреватель ряда газет

41. Аладушкин А.Н., председатель финансово-инвестиционной группы “Ленстройма-териалы”

42. Ковалевский В.Л., председатель ассоциации “Ост-Вест”, владелец сети ресторанов и магазинов

43. Головин Ю.В., председатель правления банка “Петровский”

44. Мирилашвили М.М., председатель еврейского конгресса, владелец казино “Конти” и др.

45. Трабер И.И., предприниматель, владелец антикварных магазинов

46. Мутко В.Л., начальник футбольного клуба “Зенит”

47. Яковлева И.И., супруга губернатора СПб, предприниматель

48. Зубков В.А., начальник Налоговой инспекции СПб

49. Черкесов В.В., начальник ФСБ по СПб

50. Полтавченко Г.С., начальник Налоговой полиции СПб

51. Герман А.Ю., кинорежиссер

 

Авторы опроса отмечают, что в число влиятельных лиц не попали депутаты Государственной Думы от СПб (что связывают с их “оторванностью” от городских дел), а также представитель Президента РФ. Отмечается также традиционное для Санкт-Петербурга высокое представительство деятелей культуры и искусства. Обращает на себя внимание и тот факт, что в число влиятельных людей Санкт-Петербурга попал губернатор Ленинградской области В.Густов.

 

В рамках того же опроса предлагался также и другие вопросы.

“Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Санкт-Петербурге?”

 

Активно идет передел сфер влияния — 33%

Ситуация напряженная — 32%

Спокойная — 29%

Взрывоопасная — 3%

Беспредел (разгул преступности, особенно опасный для влиятельных людей) — 3%

 

“Какая из структур оказывает наибольшее влияние на политическую, экономическую ситуацию в Санкт-Петербурге?”

 

Городская исполнительная власть — 69,8%

Организованная преступность — 50,8%

Банки и банкиры — 46,0%

Федеральные власти — 39,7%

Телевидение — 34,9%

Газеты — 22,2%

Городская законодательная власть — 20,6%

Директора крупных предприятий — 20,6%

Радио — 12,7%

Правоохранительные органы, судебная власть — 7,9%

Политические партии — 6,3%



Источники

[1]. Коцюбинский Д. Эгида для губернатора, или Ожившие картины "открытой политики" // Смена. — СПб, 1997. — 10 декабря. — №275. — С. 3.

[2]. Ипатова Н. Бесплатное "Утро" бывает только в Петербурге" // Смена. — СПб, 1997. — 30 декабря . — №290. — С. 2.

[3]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в сентябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №9.

[4]. Грязневич В. Петербург опять впереди // Вечерний Петербург. — СПб, 1997. — 23 декабря . — №240. — С. 1 .

[5]. Грязневич В. Реформой по монополиям // Вечерний Петербург. — СПб, 1997. — 19 декабря . — №238. — С. 1.

[6]. Дмитриева О.Г. Заключение на проект бюджета Санкт-Петербурга на 1998 год // Рукопись. — М. — Федеральное собрание — Парламент РФ. — 1997. — 8 декабря.

[7]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в июле 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №7.

[8]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в ноябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №11.

[9]. Гаврилина С. Почти непримиримая оппозиция // Невское время. — СПб, 1997. — 25 декабря. — №235. — С. 1.