Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в декабре 1997 года

1.    ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

14 декабря прошли выборы в Законодательное собрание Ленинградской области. В выборах приняли участие 435 194, или 33,8% избирателей (кворум явки отсутствовал). Наиболее высокая явка была в Шлиссельбурге (46,4%), Подпорожском (43,2%) и Сланцевском (40,4%) районах. Наименьшая явка — во Всеволожском (28,6%) и Киришском (30,5%) районах, городах Коммунар (24,2%), Новая Ладога (29,5%), Светогорск (29,6%), Волхов (30,0%), Гатчина (30,3%), Сосновый Бор (30,3%), поселке Сертолово (26,2%) и в Колтушской волости (30,2%).

Выборы состоялись во всех 50 округах, хотя вначале были проблемы в 2-х округах — из-за многочисленных заявлений о нарушениях (округ 33 Ломоносовского района) и из-за жалобы в прокуратуру со стороны избирательной комиссии о неправомерном снятии с регистрации одного из кандидатов (округ 10 Всеволожского района). Однако позднее выборы в этих округах были признаны состоявшимися.

Среди избранных депутатов 1 женщина.

Распределение депутатов по возрасту:

30 — 39 лет — 7 (14,3%);

40 — 49 — 23 (46,9%);

50 — 59 — 17 (34,7%);

старше 60 — 2 (4,1%).

Среди депутатов 47 служащих (95,9%), 1 пенсионер и 1 временно неработающий.

По сфере деятельности:

в производственных отраслях экономики — 19 (38,8%);

в непроизводственных отраслях экономики — 13 (26,5%);

работники государственных органов власти — 6 (12,4%);

работники органов местного самоуправления — 2 (4,1%);

военнослужащие — 2 (4,1%).

По итогам выборов можно констатировать полную консолидацию элит. Область получила весьма своеобразный состав ЗС: такой концентрации “начальства” в законодательном органе не было даже в доперестроечные времена. Список избранных депутатов говорит сам за себя.

Список депутатов ЗС 2-го созыва:

1. Алферов Юрий Александрович, генеральный директор АОЗТ “ГРЭС-8”.

2. Белов Александр Михайлович, генеральный директор ОАО “Произерский ДОЗ”.

3. Борисов Вадим Андреевич, генеральный директор ОАО “Лужский абразивный завод”.

4. Ботко Николай Петрович, генеральный директор АОЗТ “БИК”.

5. Васильев Александр Константинович, Командир в/ч 14108.

6. Вивсяный Михаил Тимофеевич, председатель профкома Ленинградской атомной электростанции.

7. Голубев Станислав Григорьевич, главный экономист производственного объединения “Инкострой”.

8. Гройзман Петр Давидович, пенсионер.

9. Горбачев Анатолий Павлович, директор государственного предприятия “Ленинградский завод “Сокол”.

10. Девяткин Евгений Григорьевич, заместитель председателя комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области.

11. Егоров Александр Васильевич, директор АОЗТ “Сумино”.

12. Елисеев Валерий Павлович, в отставке с должности председателя комитета финансов правительства Ленинградской области.

13. Екимов Сергей Васильевич, начальник Всеволожского районного узла связи.

14. Зайцев Анатолий Александрович, начальник Октябрьской железной дороги.

15. Закурдаев Валентин Иванович, генеральный директор ОАО “Электрощит”.

16. Иванов Василий Васильевич, председатель Законодательного собрания Ленинградской области 1-го созыва.

17. Исаков Евгений Александрович, генеральный директор ОАО “Производственное объединение “Глинозем”.

18. Кашин Николай Игоревич, оперуполномоченный регионального управления по борьбе с организованной преступностью

19. Киселев Николай Александрович, директор муниципального учреждения медицинский центр “Всеволожский”.

20. Красильникова Валентина Павловна, главный врач Волховской городской поликлиники.

21. Козлов Иван Григорьевич, президент ОАО “Узор”.

22. Кокошников Юрий Павлович, директор АОЗТ “Птицефабрика “Скворцы”.

23. Климов Виталий Николаевич, первый вице-губернатор Ленинградской области.

24. Кружалин Владимир Яковлевич, начальник Кировского районного узла связи.

25. Козловский Николай Владимирович, начальник Тосненского дорожного ремонтно-строительного управления.

26. Лаптев Николай Васильевич, заместитель генерального директора ООО производственного объединения “Киришинефтеоргсинтез”.

27. Леонов Владимир Николаевич, депутат Законодательного собрания Ленинградской области.

28. Морозов Вадим Николаевич, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги.

29. Нурышев Геннадий Николаевич, директор Бокситогорского филиала Ленинградского государственного областного университета.

30. Пасяда Николай Иванович, генеральный директор ЗАО “Стройкомплекс”.

31. Петров Александр Евгеньевич, хирург Тихвинского районного медицинского управления.

32. Петров Олег Александрович, начальник отдела Налоговой полиции по Выборгскому району Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ленинградской области.

33. Сазонов Валерий Васильевич, директор государственного предприятия “Совхоз “Восточный”.

34. Самсоненко Георгий Григорьевич, заместитель председателя Законодательного собрания Ленинградской области.

35. Седых Николай Петрович, командир в/ч 20160.

36. Семенов Сергей Юрьевич, первый заместитель главы администрации муниципального образования “Кингисеппский район”.

37. Смирнов Георгий Васильевич, депутат Законодательного собрания Ленинградской области.

38. Смирнов Николай Васильевич, директор государственного учреждения Региональной дирекции “Дороги Северо-Запада России”.

39. Созонов Владимир Юрьевич, генеральный директор ОАО “Лужский мясокомбинат”.

40. Степанов Владимир Николаевич, начальник Лужского дорожного ремонтно-строительного управления.

41. Страхов Юрий Михайлович, первый вице-мэр муниципального образования “Сосновый Бор”.

42. Трафимов Александр Григорьевич, генеральный директор АО “Ручьи”.

43. Федоров Александр Александрович, начальник Тихвинского дорожного ремонтно-строительного управления.

44. Федотов Юрий Николаевич, главный врач Рощинского территориального медицинского управления.

45. Ходыкин Борис Павлович, начальник Гатчинского районного узла связи.

46. Черемхин Николай Николаевич, преподаватель лицея №1 “Возрождение”.

47. Шадаев Дамир Равильевич, президент фирмы “Тимберленд”.

48. Щалыгин Дмитрий Иванович, адвокат Кингисеппской юридической консультации.

49. Шиманов Александр Алексеевич, директор ТОО — фирма “Ремикс”.

50. Яхнюк Сергей Васильевич, директор АОЗТ “Племхоз “Первомайское”.


Избирательная кампания в конечном итоге прошла без серьезных эксцессов, хотя спокойной ее назвать вряд ли можно. Отмечались серьезные нарушения законодательства в ряде округов, что стало поводом для принятия Законодательным собранием специального постановления. По данным постоянной комиссии ЗС по вопросам законности и правопорядка, на отдельных кандидатов оказывалось “недопустимое давление, выражающееся в угрозах, шантаже, выбросах подложных агитационных материалов” [[1]]. В постановлении ЗС избирательной комиссии было предложено усилить контроль за соблюдением законов в оставшиеся до выборов дни, а областным правоохранительным органам — принять срочные меры к недопущению и устранению нарушений избирательного законодательства. В постановлении также содержался призыв к государственным и муниципальным должностным лицам обратить внимание на недопустимость их участия в агитационной кампании.

Губернатор В.Густов был вынужден выступить с заявлением, где говорится, что многие кандидаты и их доверенные лица в агитационных материалах используют его имя, “ссылаясь на некую поддержку губернатора” без согласия самого губернатора. В.Густов заявил, что в силу своего служебного положения и в целях создания равных условий для всех кандидатов он обращается с просьбой не использовать его имени и высказываний в агитационных материалах.

Об остроте борьбы свидетельствует и тот драматический факт, что один из известных депутатов ЗС 1-го созыва — Сергей Модестов, проигравший сопернику чуть более 120 голосов, скоропостижно скончался на 40-м году жизни от сердечного приступа через несколько дней после выборов.

Первое заседание ЗС 2-го созыва назначено на 13 января 1998 года. Одним из вопросов будут выборы председателя ЗС. На это место претендует председатель ЗС 1-го созыва Василий Иванов. Любопытно, что радио “Гардарика”, вещающее на область, сообщило, будто бы первый вице-губернатор Санкт-Петербурга Вячеслав Щербаков проводит работу среди вновь избранных депутатов, уговаривая поддержать кандидатуру В.Иванова, при этом якобы звучат обещания квартир в Санкт-Петербурге.

2.    ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО

2.1.    Ситуация вокруг порта в Приморске

Вновь обострилась борьба вокруг строительства нефтеналивного порта в Приморске. Губернатор В.Густов созвал по этому поводу пресс-конференцию, где заявил, что “идет мощнейшее давление, нацеленное на то, чтобы опять разыграть нероссийскую карту: пустить нефтепровод в обход Приморска — на финский порт Порвоо” [[2]]. В.Густов сказал, что он сильно встревожен тем, что премьер-министр РФ В.Черномырдин в течение трех месяцев не нашел времени, чтобы заложить первый камень этого строительства. В.Густов считает, что имеющегося согласия председателей Государственной Думы и Совета Федерации на участие в церемонии закладки порта в данном случае недостаточно, так как ситуация в России такова, что политические решения принимает не “четверка”, а президент или премьер-министр. Тот факт, что В.Черномырдин уклоняется от участия в церемонии, по мнению губернатора, может свидетельствовать об отсутствии на данный момент у руководства РФ “политической воли, нацеленной на то, чтобы иметь свои, российские причальные комплексы и использовать их в интересах России”. Как тревожный факт В.Густов расценил появившиеся в российской печати сообщения о том, что Россия и Финляндия вновь обсуждают возможность прокладки нефтепровода в Порвоо, а не в Приморск, и никем из официальных лиц в РФ эта информация не опровергнута. Если нефтепровод пойдет на Финляндию, то работа по строительству порта в Приморске теряет всякий смысл. В.Густов убежден, что порт в Приморске открывает возможность для России использования совершенно новой схемы транзита нефти. Потеря же порта, по данным В.Густова, основанным на расчетах независимых голландских экспертов, приведет к потере $720 млн. в год. Губернатор заявил, что если информация о переброске трубопровода в Порвоо подтвердится, то правительству Ленинградской области придется пойти на непопулярные меры — создать в области свою структуру и строить собственный нефтепровод с участием других субъектов РФ. Уже имеется план такого строительства и многие коммерческие структуры готовы профинансировать работы.

2.2.    Объединение пенсионных фондов региона

29 декабря губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев, губернатор Ленинградской области В.Густов и председатель Пенсионного фонда РФ В.Барчук подписали соглашение об объединении пенсионных фондов двух субъектов РФ. Начиная с 1 января 1998 года все выплаты пенсионерам обоих субъектов РФ будет производить объединенный пенсионный фонд. Это должно снять проблему задержек выплаты пенсий в Ленинградской области.

Инициатором этого решения несколько месяцев назад выступило правительство Ленинградской области.

Объединение пенсионных фондов субъектов РФ — первый опыт такого рода. Губернаторы В.Густов и В.Яковлев предложили создать в ближайшем будущем объединенный пенсионный фонд для всего Северо-Запада., используя опыт единого пенсионного фонда СПб и Ленинградской области.

2.3.    Назначение

Постановлением губернатора от 26 декабря в состав правительства Ленинградской области в качестве члена правительства введен начальник Управления федеральной службы налоговой полиции по Ленинградской области, генерал-майор налоговой полиции Александр Нефедов.

3.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

На последнем заседании ЗС 1-го созыва приняло ряд законов, касающихся налоговых и других льгот: “О внесении изменений в областной закон “О льготном налогообложении общественных объединений инвалидов...”; “О льготном налогообложении тофродобывающих предприятий”; “О предоставлении льгот по уплате государственной пошлины российским гражданам, прибывающим из стран Балтии, при получении заграничного паспорта”; “О понижении ставки налога на приобретение автотранспортных средств для юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица”.

Принят в первом чтении законопроект о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований “Бокситогорский район”, “Город Гатчина” и “Колтушская волость” отдельными государственными полномочиями.

По обыкновению, был включен в повестку дня незапланированный законопроект (внесенный правительством области) “О туристической деятельности в Ленинградской области”, который был сразу принят во втором чтении, а затем и в целом.

4.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В предыдущем обзоре [[3]] сообщалось, что решением суда признан недействительным устав муниципального образования “Выборгский район”. Тем самым муниципалитет и глава администрации утратили свои полномочия. Для разрешения сложившейся неопределенной ситуации губернатор В.Густов своим постановлением от 8 декабря возложил обязанности главы администрации на Владимира Кириллова, занимавшего этот пост до судебного решения.

В Выборгском районе предстоят новые выборы, которые, возможно, будут инициированы также судебным решением — соответствующий иск жителя Выборга о соблюдении конституционных прав на местное самоуправление уже рассматривается.

5.    КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

Сформирована Контрольно-счетная палата Ленинградской области. Ее председатель — Семенов Владимир Александрович, избран Законодательным собранием (из числа депутатов ЗС) 10 октября 1997 г. Имеет более 20 лет трудового стажа на руководящих государственных должностях. Предыдущая работа — директор Вырицкого опытно-механического завода. Заместитель председателя КСП — Бородкина Мария Алексеевна; закончила Московский Всесоюзный финансово-экономический институт. Стаж работы в финансовых органах — более 10 лет. Предыдущая работа — начальник бюджетного отдела комитета финансов Ленинградской области.

Организационный период был занят главным образом обустройством, ремонтом предоставленного помещения (в центре Санкт-Петербурга). В плане работы на первый квартал 1998 года — подготовка заключения по отчету об исполнении бюджета 1997 года, анализ и оценка привлечения и использования заемных средств, проверка деятельности избирательной комиссии по использованию средств, выделенных на прошедшие выборы в ЗС, анализ использования областной государственной собственности.

6.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГОДА

Объем производства промышленной продукции по полному кругу предприятий за 10 месяцев остался на уровне прошлого года и составил 10,8 трлн. рублей (в том числе на крупных и средних — 99,9% к уровню 1996 года).

Несколько замедлился рост объемов продукции в сырьевых и экспортно-орентированных отраслях: электроэнергетике (прирост — 11,5%), топливной и нефтехимической промышленности (2,3%) и пищевой промышленности (3%).

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в октябре произошло увеличение прироста на 0,1%, за 10 месяцев он составил 6,9% к уровню 10 месяцев прошлого года.

Прирост объемов производства в электроэнергетике обеспечен увеличением выработки электроэнергии на 13,7% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, что обусловлено запуском после ремонта одного из энергоблоков на Ленинградской атомной электростанции.

Увеличилось производство автомобильного бензина, дизельного топлива, мазута, сланцев.

Несмотря на общий рост производства в химической и нефтехимической промышленности, по кругу крупных и средних предприятий наблюдался спад в 7%. В промышленности основной химии производство основных видов продукции в целом снизилось на 8%, что обусловлено снижением производства серной кислоты и минеральных удобрений на АО “Фосфорит” (доля в общем производстве 35%).

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности увеличен выпуск товарной целлюлозы в 5,6 раза, производство бумаги увеличено на 4%, фанеры — на 14%. Значительный рост объемов производства связан с пуском на АО “Светогорск” цеха ацетатной целлюлозы и увеличением производства продукции на ОАО “Приозерский ДСК”.

В пищевой промышленности в 1,6 раза увеличилось производство рыбной продукции; на 12,2% — мяса, в 1,4 раза — кондитерских изделий. Ряд акционерных обществ отрасли освоил новые виды продукции.

Некоторое уменьшение спада производства наблюдалось в машиностроении и металлообработке — на 0,5% против 1,9%, в промышленности строительных материалов — 2,1% против 2,2% за 9 месяцев текущего года.

Стабильно работают ОАО “Завод “Трансмаш”, АО “Буревестник”, “Квенер-Выборг Верфь”. Завершены инвестиционные программы с внесением полной суммы инвестиций в АО “Лужский абразивный завод” и “Пелла”. Увеличен выпуск автобусов в АО “Тосненский автобусный завод”.

В промышленности строительных материалов сокращено производство стеновых материалов на 12,3%, цемента — на 16,1%, кирпича — на 11,9%. Снижено производство кирпича на ПОСМ “Цесла”, прекращено производство цемента на ОАО “Волховский алюминиевый завод”.

Еще более ухудшилось положение в металлургии — спад производства составил 21,9% против 14,6% [[4]].

Подводя итоги года на заседании правительства области 11 декабря, губернатор заметил, что, несмотря на объективный характер трудностей, неудачи в экономике следует отнести на счет недостаточно активной работы правительства. Отмечена неудовлетворительная работа комитета по лесу, недостаточная работа государственного комитета по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области, комитета по землеустройству Ленинградской области.

Исполнение консолидированного бюджета-97 приближается к 90%, что значительно выше прошлогоднего показателя — 62,65%.



Источники

[1]. Бычкова А. Последнее заседание первого областного парламента // Вести. — СПб, 1997. — 11 декабря. — №140. — С. 1.

[2]. Кому не выгоден порт в Приморске? // Вести. — СПб, 1998. — 10 января. — №2. — С. 1.

[3]. Драбкина Т. Ленинградская область в ноябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №11.

[4]. Промышленность в цифрах // Вести. — СПб, 1997. — 25 декабря. — №145. — С. 1.