Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в декабре 1997 года

Материал посвящен проблемам социально-экономического развития Республики Татарстан в конце 1997 года и некоторым событиям политической жизни, имевшим место в декабрьской хронике.

Первый раздел содержит сведения о работе 14 пленарной сессии Государственного совета РТ, на которой был принят закон “О бюджетной системе Республики Татарстан на 1998 год”. Особенностью документа стало то, что расходы на социальные нужды определялись, исходя из нормативов и стандартов. Это, однако, не стало препятствием для “ужатия” соответствующих статей. Скромные параметры бюджета, как рассчитывает правящая команда РТ, должны быть скомпенсированы их реальным денежным наполнением, а не суррогатными формами платежей, которые до сих пор доминировали в бюджетно-финансовой практике.

Второй раздел отведен проблематике земельных отношений. В декабре в Казани состоялась научно-практическая конференция на эту тему. В ее работе приняли участие руководители ряда российских регионов. Лейтмотивом выступлений была критика Земельного кодекса, принятого Госдумой. В качестве выхода предлагается принятие рамочного земельного законодательства с передачей функций регулирования земельных отношений в регионы.

Третий раздел касается четвертого действия “гаагской инициативы” — очередной сессии консультативных “круглых столов” по проблемам урегулирования этнополитических конфликтов. Обсуждения, традиция которых была заложена в январе 1995 года под патронатом Минтимера Шаймиева в гаагском Дворце переговоров, в декабре 1997 года была продолжена в Казани. Во встрече, проходившей в непротокольной обстановке и без каких-либо формальных аспектов, приняли участие Аслан Масхадов, Руслан Аушев, Иван Рыбкин, эксперты ряда западных структур стратегического консалтинга.

Четвертый раздел затрагивает противоречивые сведения о рейтинговых позициях экономики Татарстана среди других российских регионов.

1.    СЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

26 декабря началась работа 14-й пленарной сессии Госсовета РТ. В утвержденную повестку дня вошли десять вопросов, в том числе:

1. О бюджетном послании Президента Республики Татарстан на 1998 год.

2. О проекте закона Республики Татарстан “О внесении дополнений в Закон Республики Татарстан “О целевом налоге для ликвидации ветхого жилья”.

3. О проекте Земельного кодекса Республики Татарстан.

4. О проекте закона Республики Татарстан “О гражданстве Республик Татарстан”.

5. О проекте закона Республики Татарстан “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”.

6. Об отнесении отдельных населенных пунктов Республики Татарстан к категории рабочих поселков.

7. О Комиссии Государственного совета республики Татарстан по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках.

8. Об избрании Шарифуллина Р.А. судьей Верховного Суда Республики Татарстан.

9. Об избрании судей Высшего арбитражного суда Республики Татарстан.

10. Информация Правительства Республики Татарстан о создании Татарского государственного университета.

С докладами по бюджетному пункту повестки дня выступили министр экономики РТ Д.Бикбов и министр финансов РТ Р.Минниханов, с содокладом — председатель комиссии Госсовета по бюджетно-финансовым вопросам Г.Кобелев.

По прогнозу социально-экономического развития РТ (доклад Д.Бикбова) объем валового регионального продукта достигнет отметки в 71 миллиард рублей, или 107,1% к уровню 1997 года. Будет продолжена работа по преодолению кризиса на КамАЗе — реструктурирование долгов АО перед федеральным бюджетом и банками-кредиторами. Предполагается, что объем добываемой нефти составит 25,7 миллиона тонн. Иностранные инвестиции в предстоящем году ожидаются в размере $295 млн., в том числе — $108 млн. в качестве прямых инвестиций. Республика намеревается разместить Еврооблигационный займ на сумму $500 млн.

Реальные денежные доходы населения в предстоящем году прогнозируются к увеличению на 2,8%, что впервые означает опережение темпов роста реальных доходов по сравнению с темпами роста цен — соответственно 115% и 107,4%. На 15% должна вырасти средняя зарплата и на 36% — размер пенсий.

На утреннем заседании законопроект “О бюджетной системе Республики Татарстан на 1998 год” был принят в первом чтении.

В тот же день состоялось избрание судей. Была также представлена информация о создании Татарского госуниверситета, с которой выступил вице-премьер И.Хайруллин. В целом был принят законопроект о целевом налоге для ликвидации ветхого жилья. Решение относительно перевода населенных пунктов в разряд рабочих поселков отложено. Образована комиссия по установлению идентичности текстов законов на двух языках.

27 декабря сессия продолжила работу и приняла бюджет в целом, проголосовав законопроект постатейно. В заседании участвовал М.Шаймиев, отсутствовавший накануне из-за проходившего в Москве “круглого стола” под председательством Б.Ельцина.

Одной из главных отличительных черт нового бюджета стало то, что его расходная часть сформирована по принципиально иной, чем прежде, методике, разработанной правительством. В ее основе — социальные нормы и стандарты. Попутно можно заметить, что многие из таковых, по мнению депутатов, выглядят как заниженные и влекут за собой некоторое урезание многих статей бюджета. По подсчетам экономического обозревателя муниципальной (что в данном случае весьма принципиально) газеты “Казанское время” Рашида Галямова, после вычетов из планировавшегося бюджета расходов на село, на чиновников, на промышленность и т.п. получается примерно 2 миллиона рублей на одного жителя республики — таков объем предоставляемых ему социальных услуг. Иначе говоря, реальная “социальная направленность” бюджет пока — в сфере благих пожеланий [[1]].

Далее, по аналогии с указом Президента РФ, с 1 января отменяются взаимозачеты.

Впервые при подготовке бюджета, как подчеркнул министр финансов Рустем Минниханов, была внимательно рассмотрена программа расходования средств консолидированных фондов в целях их прозрачности и исключения нецелевого расходования последних.

Наиболее острую реакцию депутатского корпуса вызвало то, что в проекте бюджета заложено увеличение расходов на обслуживание органов власти и управления в 1,4 раза. Это выглядит вызывающим на фоне “упорядочения” (т.е. — сокращения) 40 тысяч рабочих мест “бюджетников” согласно известному постановлению кабинета министров №400. В это же время штат правительства увеличивается на 670 единиц. “Приходит руководитель, обязательно иномарка, охрана, сотовый телефон, приезжаешь в какую-нибудь структуру — как будто на войне: все бегают с наушниками, командуют, даже страшно становится”, — говорил на сессии шеф комиссии Госсовета Гелий Кобелев [[2]].

После обсуждения поправок (в количестве 150) расходная часть бюджета была несколько увеличена. Прибавили на нужды КамАЗа, Елабужского автозавода и культуры (что стало своего рода сенсацией и триумфом особо темпераментно выступившего депутата и известного татарского драматурга Туфана Минуллина).

В итоге бюджет РТ был утвержден на 1998 год по расходам в сумме 13048568 тыс. рублей и по доходам в сумме 12081681 тыс. рублей. Таким образом, выдвинутая в сентябре Минфином идея бездефицитного бюджета воплощения не получила.

В выступлении, заключающем работу сессии, М.Шаймиев сделал акцент на главной задаче наступающего года — обеспечении денежных поступлений в бюджет в отличии от суррогатных поступлений, которые составляли в уходящем году более половины взносов. Предвидя связанные с этим большие сложности и вероятный спад производства в первом квартале, выступающий выразил надежду на реальное денежное покрытие бюджетных расходов к концу 1998 года. В цифровом выражении объем нового бюджета по отношению в бюджету 1997 года выглядит достаточно скромно, но, как сказал президент, “его реальное наполнение будет совершенно иное... Другого не дано”. Критика в адрес дотационных регионов сопровождалась установкой: объемы финансирования из республиканского бюджета будут пропорциональны объему сбора доходов на уровне каждого района и города.

Была подчеркнута особенность бюджета — впервые не произошло увеличения налогов на товаропроизводителей. Напротив, некоторые налоги и сборы на транспорт, содержание социальной сферы и образования теперь несколько облегчены. Отсюда — еще одна ключевая установка на отказ от налоговых льгот на любом уровне. “Держитесь подальше от этого соблазна”, — призвал М.Шаймиев глав районных администраций.

2.    ВОКРУГ “ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА”

7 декабря в Казани состоялась научно-практическая конференция, в работе которой участвовали руководители и представители 13 регионов страны. Обсуждались проблемы земельных отношений в России. Свое отрицательное отношение к принятому Госдумой Земельному кодексу высказали представители Саратовской, Пензенской, Самарской, Нижегородской областей. Документ не устраивает их как неконституционный, препятствующий развитию села и инвестиционному процессу в городской экономике. Как заявил губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, “на конференцию надо было приехать руководителям всех регионов России, чтобы вбить последний гвоздь в этот вопрос”. Председатель Госкомзема РФ Илья Южанов назвал Земельный кодекс, принятый Госдумой, наиболее реакционным документом.

По данным И.Южанова, стоимость земли в стране оценивается в $5 триллионов. Резюме: такие средства не должны простаивать. в России 41 миллион граждан и около 30 тысяч юридических лиц являются собственниками участков земли. 12 миллионов частных лиц владеют земельными долями. В 1996 году заключено 600 тысяч сделок с землей, в 1997 году — 1 миллион сделок.

В качестве выхода участники конференции предложили согласительные процедуры или принятие рамочного закона об основах землепользования. Единогласно принята резолюция, в частности, гласящая: “В условиях разнообразия количества и качества земель по отдельным регионам России целесообразно разработать гибкую систему земельного законодательства РФ, согласно которым в субъектах Федерации принимались бы свои Земельные кодексы или законы о земле с учетом местных особенностей”.

“Независимая газета” 26 декабря 1997 г. опубликовала материал Минтимера Шаймиева “Земельная реформа должна быть гарантом продовольственной безопасности”. Критика “мертворожденного” Земельного кодекса, противоречащего Конституции и Гражданскому кодексу РФ, содержащего много надуманных ограничений (к примеру, запрет на право наследования или дарения, на право собственника продавать ее в случае отъезда в другую местность), сопровождается достаточно оптимистичной риторикой автора, окончательно перешедшего в прорыночный идеологический стан, что еще три-четыре года назад казалось мало правдоподобным: “Не следует драматизировать ситуацию со свободным оборотом сельскохозяйственных земель. Убежден в обратном: именно в условиях рынка трудолюбивый, добросовестный сельчанин в значительно большей степени, чем сегодня, ощутит свою востребованность. В конце концов для него не важно, кто платит — государство или частный землевладелец. Главное, чтобы труд был достойно вознагражден....От души порадовался я за соседей-саратовцев, первыми среди объектов (так в оригинале материала — монитор) Федерации включивших механизм практического освоения мощного финансового “надела”, лежащего буквально под ногами (окажись Татарстан и в этом вопросе первым, пожалуй, никто бы не удивился — привыкли!)” [[3]].

26 декабря М.Шаймиев участвовал в работе “круглого стола” под председательством Б.Ельцина. Делясь впечатлениями от обсуждения земельной реформы, Президент РТ говорил: “Сколько ностальгии по старому чувствуется! Но давайте вспомним, в каком состоянии наше сельское хозяйство находилось все эти годы после революции? То зерно завозили из-за границы, то еще что-то, постоянно низкая продуктивность, низкая урожайность и так далее... Людей пугают куплей-продажей земли. Говорят, кто-то на кого-то будет работать. А на кого сегодня работает крестьянин?...А если работать (случаи будут такие, это исключать нельзя) на нормального хозяина, который станет платить надлежащую плату?...Разрешить куплю-продажу — это же не значит принуждать. Большинство были едины во мнении, что право купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения должно быть строго регламентировано государством, с учетом особенностей каждого региона” [[4]].

В целом М.Шаймиев исключил необходимость дезавуирования итогов обсуждения Земельного кодекса РТ в первом чтении, отметив при этом целесообразность обсуждения вопроса о том, каким образом возможно согласование Земельного кодекса РТ с законом о гражданстве РТ, чтобы гарантировать интересы граждан республики.

3.    ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД “ГААГСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ”

“Гаагская инициатива” — условное обозначение серии неформальных встреч, проведенных в Нидерландах в последние три года. В ходе этих непротокольных мероприятий или “круглых столов” высокие российские должностные лица, отвечающие за национальную политику, лидеры бывших автономий и некоторых кризисных регионов обмениваются мнениями по поводу путей урегулирования этнополитических конфликтов. Проблемное поле таких обсуждений — федерализм, суверенитет, право на самоопределение, взаимоотношения центра и регионов. Сама, условно выражаясь, парадигма такой формы контактов состоит в максимальной открытости, откровенности дискуссий, не предполагающих никаких формальных результатов.

Инициатива М.Шаймиева по проведению таких круглых столов была впервые воплощена в январе 1995 года в связи с темой “Международный опыт урегулирования этнополитических конфликтов”. Во второй встрече в Гааге в марте 1996 г. помимо политических деятелей России и Татарстана принимали участие представители Грузии, Абхазии, Молдовы, Приднестровья, Гагаузии, Украины, Крыма, Чечни. В конце мая 1997 г., как уже сообщалось в материалах мониторинга, была проведена третья сессия консультативного “круглого стола”, которая была посвящена теме “Российская Федерация — Чеченская Республика Ичкерия: восстановление отношений”.

Эти встречи проходили при поддержке корпорации Карнеги, группы по урегулированию конфликтов школы права Гарвардского университета, Института международных отношений “Клингдейл” (Нидерланды), Института этнологии и антропологии РАН.

Круг постоянных экспертов “гаагской инициативы” включает вице-президента компании по стратегическому консалтингу “Монитор” д-ра Брюса Алина, бывшего премьер-министра Нидерландов Рууда Любберса, ряд парламентариев и специалистов-этнополитологов, в частности, Херст Ханнум.

20 декабря в Казань прибыли участники четвертого раунда “гаагской инициативы”: президент Чечни Аслан Масхадов (это его второй визит в Казань, первый состоялся накануне майской сессии консультативного “круглого стола” в Гааге), президент Ингушетии Руслан Аушев, председатель Совета Безопасности РФ Иван Рыбкин. Последний подчеркнул во время пресс-конференции в аэропорту: “Я прибыл в Казань с добрыми пожеланиями Б.Ельцина и его принципами: мир, общий дом, великое терпение при урегулировании российско-чеченских отношений” [[5]].

Практически одновременно с прибытием гостей российские “Вести” передали из Назрани телерепортаж со словами Масхадова о твердом намерении добиваться признания независимости Чечни и заключения с Россией полномасштабного международного договора. М.Шаймиев был принужден журналистами к комментариям, которые свелись к мысли: Масхадов и не может на нынешнем этапе говорить иначе, ибо еще свежи в памяти и кровоточат нанесенные войной раны, кроме того, Конституция Ичкерии, принятая в период пика противостояния с российским центром, твердо и однозначно провозгласила полную независимость республики от России. “Но мне все же верится, что путь к налаживанию российско-чеченских отношений будет найден. Сегодня во всем мире преобладает процесс интеграции стран и народов, а не разъединения их, потому рано или поздно здравый смысл восторжествует, будет найден взаимоприемлемый для обеих стран оптимальный вариант отношений. Но идти к этому, по всей вероятности, придется долго и трудно”, — заключил М.Шаймиев.

Аслан Масхадов повторил перед журналистами то, что было сказано им в Назрани, и продолжил: “Чтобы понять мысли и чаяния моего народа, надо своими глазами увидеть все то, что принесла ему вчерашняя война, — разрушенный Грозный, сожженные дотла, стертые с лица земли селения, землю, пропитанную кровью тысяч и тысяч убитых.... Мы сегодня готовы вести переговоры с Россией по всем аспектам в поисках приемлемых условий, кроме переговоров о статусе. В Татарстан же мы приехали как к своим братьям, зная, что нас тут хорошо понимают, готовы помочь всем для восстановления нашей экономики”.

Открыл встречу в Казанском кремле Минтимер Шаймиев, в частности, сказавший: “Россия сейчас проходит сложный путь становления демократической федерации. Отрадно, что она твердо идет намеченным курсом. Нас не может не удовлетворять тот важный факт, что во всех горячих точках прекращено кровопролитие. Все стороны осознали, что альтернативы процессу мирных переговоров нет. И наша цель — оставить взаимные обиды и претензии в уходящем ХХ веке, вступить в новый с нормальными цивилизованными взаимоотношениями народов” [[6]].

Сама работа “круглого стола” проходила при закрытых дверях, но, по словам одного из участников — Уильяма Юри (Гарвардский университет), речь о статусе Чечни не велась и призывов к каким-либо уступкам не было.

На следующий день состоялась пресс-конференция. Вопреки ожиданиям, в ней не участвовал Иван Рыбкин, который ночью вылетел в Москву, сославшись на неотложные дела. Остальные дисскутанты, не боясь повторить уже сказанное другими, рассуждали об особенностях данного типа обмена мнениями “неформального”, “без галстуков”, “без итоговых документов” и т. п. Рууд Любберс сказал: “Я понимаю ваше, журналистов, огорчение: вы ждете от меня какой-то важной новости, но ее у мня нет. Вся новость на сегодня в том, что мы, как я надеюсь, своей работой способствуем процессу перехода сторон от недоверия к доверию. И это немаловажно” [[7]].

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ “РЕЙТИНГ” ТАТАРСТАНА

Согласно распространенным агентством “Татар-информ” данным, со ссылкой на экспертов журнала “Профиль-регионы” и на “Независимую газету”, Татарстан наряду с Москвой, Башкортостаном, Карелией, Якутией и Самарской областью выделяется по экономическим показателям. “Эти субъекты РФ производят более 28 процентов ВНП страны и их возглавляют наиболее влиятельные региональные лидеры, ставшие политиками общенационального масштаба”. Судя по приведенным данным, доля Москвы в ВНП России составляет 13,1%, Татарстана — 2,2%, Якутии — 1,6%. Столица России обладает главным стратегическим ресурсом — банковским капиталом, Татарстан и Башкортостан — запасами нефти, а Якутия — алмазами. Эти регионы являются донорами федерального бюджета и обеспечивают около 30% его поступлений. Они обладают мощным промышленным потенциалом, а Татарстан и Башкортостан добились серьезных успехов в сельском хозяйстве. Эти регионы стали островами социальной и политической стабильности, где населению обеспечен более высокий уровень жизни, — говорится в материале [[8]].

Приложение к газете “Время и деньги” — еженедельник “Интерфакс — АиФ — Татарстан” приводит данные Экспертного института и Московской межбанковской валютной биржи из опубликованного недавно исследования “Регионы России: финансовые аспекты развития”. Констатируется концентрация экономической мощи в конкретных регионах и усиление дифференциации их развития. Двадцать крупнейших по объему промышленного производства субъектов РФ (из 89) “производили почти 66 процентов общероссийского производства” (так в тексте — монитор). В 1995-96 годах состав этого списка не изменялся. Татарстан в это двадцатке занимает девятое место.

Продолжается дифференциация регионов по доходам населения — доля 20 крупнейших их них по этому показателю превышает 61 проц. доходов населения страны. В эту группу входят регионы, обладающие хотя бы одним из признаков: высоким объемом производства на душу населения или большой численностью населения. Явный лидер — Москва, где проживает 6 проц. населения страны, а масса денежных доходов составляет 20 проц. от общероссийской.

За последние годы выявилась тенденция концентрации торговли в центре страны. На Москву приходилось 26 проц. объема розничного товарооборота страны. Столица стала перевалочным пунктом оптовой торговли.

В банковской системе сохраняется тенденция к сокращению числа банков и их дальнейшей концентрации в московском регионе. На начало 1997 г. здесь находились 43 проц. (861 из 2092) банков.

Темпы роста показателей развития экономики регионов (промышленности, доходов населения, торговли, банковской системы) позволяют определить лидеров, при том, что уровень их промышленного развития резко колеблется [[9]]:

 

Ранг

Регион

% от объем промышленного производства в РФ в 1996 г.

1

Тюменская обл.

8,58

2

Респ. Северная Осетия

0,12

3

Новгородская обл.

0,39

4

г. Москва

4,98

5

Омская обл.

1,58

6

Липецкая обл.

1,55

7

Томская обл.

0,85

8

Удмуртская Республика

0,98

9

Республика Дагестан

0,10

10

г.Санкт-Петербург

2,28

11

Хабаровский край

1,12

12

Оренбургская обл.

1,67

13

Республика Башкортостан

4,14

14

Амурская обл.

0,35

15

Новосибирская обл.

1,26

16

Воронежская обл.

0,97

17

Республика Калмыкия

0,03

18

Республика Мордовия

0,38

19

Тамбовская обл.

0,38

20

Красноярский край

3,66

 

Отсутствие Татарстана в списке лидеров по темпам роста показателей развития регионов — факт сам по себе довольно таки красноречивый. Во всяком случае, он способен стать эффективной прививкой от экономического нарциссизма и мании величия.



Источники

[1]. Казанское время. — 1997-1998. — 26 декабря — 1 января.

[2]. Время и деньги. — Казань, 1997. — 30 декабря.

[3]. Независимая газета. — М., 1997. — 26 декабря.

[4]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 13 января.

[5]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 21 декабря.

[6]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 21 декабря.

[7]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 23 декабря.

[8]. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 17 декабря.

[9]. Интерфакс — АиФ — Татарстан. — Казань, 1997. — 4-10 декабря.