Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

Андрей Якурин

Новгородская область

в ноябре 1997 года

14 ноября в Новгороде в четырехзвездочном, самом фешенебельном на Северо-Западе России между Москвой и Санкт-Петербургом отеле “Береста-Палас” прошло общероссийское совещание “О привлечении иностранных инвестиций в экономику России” (в течение нескольких месяцев новгородские СМИ сообщали, правда, о том, что намечается выездное заседание Правительства).

Привлечение инвестиций в экономику бесспорно России необходимо. Однако при этом возникает вопрос: в какой степени приток иностранных инвестиций стимулирует развитие промышленности страны, а в какой мере может в дальнейшем затруднить выход из кризиса отечественной промышленности.

1.    Совещание

1.1.    Участники

Такого представительного форума Новгородская земля до сих пор еще не знала. Совещание проходило под председательством премьер-министра России В.С.Черномырдина.

Кроме него, в работе совещания принимали участие вице-премьер, министр экономики РФ Я.М.Уринсон, министр РФ Е.Г.Ясин, министр внешних экономических связей и торговли РФ М.Е.Фрадков, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.И.Казаков (указ президента об освобождении его от должности появился как раз во время совещания), директор Федеральной службы налоговой полиции РФ С.Н.Алмазов, председатель Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации Г.П.Воронин.

От министерств и ведомств РФ в работе совещания принимали участие 20 человек, от аппарата Правительства РФ — 21 человек.

Государственную Думу РФ представлял лидер фракции НДР А.Н.Шохин.

На совещании присутствовали представители руководства всех (кроме Чечни) субъектов Российской Федерации, среди них были 26 глав администраций и губернаторов, 8 премьер-министров и председателей правительств, 12 первых заместителей губернаторов и глав администраций, 25 заместителей губернаторов и глав администраций и вице-президентов, 8 первых заместителей премьер-министров и председателей правительств, 10 заместителей премьер-министров и председателей правительств, министров субъектов Федерации, ряд руководителей крупных отечественных и иностранных промышленных предприятий и фирм (список основных участников совещания приведен в Приложении).

На высшем уровне были представлены Карачаево-Черкесская Республика, Алтайский край, Амурская область, Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Калужская область, Костромская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Новгородская область, Пермская область, Псковская область, Рязанская область, Смоленская область, Томская область, Тульская область, Санкт-Петербург, Еврейская АО, Агинский Бурятский АО, Коми-Пермяцкий АО, Ненецкий АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Чукотский АО (подробно см. Приложение).

Если учесть, что большинство из вышеперечисленных глав имеют достаточно сильное влияние на руководителей органов представительной власти своих субъектов РФ, то данное совещание можно с небольшой степенью условности определить как выездное заседание Совета Федерации.

Около половины высших руководителей субъектов Федерации, посетивших совещание, представляли так называемый “красный пояс” (Амурская, Брянская, Рязанская, Смоленская, Волгоградская, Костромская, Калужская, Тульская, Воронежская, Псковская области, Алтайский край), на высшем уровне были также представлены руководители соседних регионов Северо-Запада и Севера России, лидеры республик, уже активно привлекающих инвестиции (Татарстан, Кабардино-Балкария) или еще лишь стремящихся к этому. На высоком уровне были представлены также автономные округа.

В то же время Москва и Свердловская область, Якутия были представлены на достаточно низком уровне — заместителями премьеров региональных правительств, Якутия — зам. министра экономики...

Как представляется, совещание, кроме сугубо прагматической цели, а именно обсуждения основного вопроса, имело и политическую подоплеку. Таким образом, оно продемонстрировало “группу поддержки премьера” и было призвано сплотить вокруг премьера его наиболее активных сторонников на фоне обострения борьбы за власть в высших эшелонах государственной власти страны. Есть некоторые основания полагать, что именно так и был воспринят этот форум как президентом, так и “молодыми реформаторами” [[1]].

1.2.    Официальная позиция

Со вступительным словом выступил премьер-министр РФ В.С.Черномырдин. Он заявил, что Россия готова “работать в режиме политики экономического роста” (здесь и далее в этом разделе выделение жирным шрифтом принадлежит его автору, В.С.Черномырдину [[2]]). По словам премьера, валовой внутренний продукт России в январе-октябре 1997 года составил к соответствующему периоду 1996 года 100,3%, объем промышленной продукции — 101,5%. Таким образом наметился хотя и небольшой, но все же рост (комментарий автора здесь и далее даются курсивом). По словам руководителя Правительства, “из 15 крупных отраслей в восьми — повышательная динамика”. В основном рост происходит в черной и цветной металлургии, машиностроении, химической и нефтехимической промышленности.

В то же время продолжается спад в сельском хозяйстве — за 10 месяцев на 0,9% (это, впрочем, может говорить о том, что резерв спада в этой отрасли уже исчерпан).

Как заявил глава Правительства РФ, “в этом году появились устойчивые признаки того, что тенденция снижения инвестиционной активности находится как бы на излете”. И далее: “По сравнению с прошлогодними темпы сокращения инвестиций замедлились почти в 3 раза”.

Как отметил В.С.Черномырдин, в октябре 1997 года наблюдался рост инвестиций по сравнению с сентябрем (?) 1996 года на 9,2%. При этом, по его словам, “до уровня прошлого года не добираем по этому показателю около 2 процентов. Но впереди еще полтора месяца”.

По заявлению премьера, потребительские цены за десять месяцев выросли только на 9,3% (в прошлом году за тот же период — на 17,9%). Реальные доходы населения увеличились на 1,6%.

Доля “живых денег” увеличилась за год на 20%, а накопленная задолженность по налогам должна составить к концу года 100 триллионов рублей.

Премьер отметил, что правительство будет стимулировать инвестиции путем снижения ставки Центрального банка России и доходности ГКО. Также будет сохранна преемственность в валютной политике правительства — в течение последующих 3 лет намечено сохранять “горизонтальный” коридор колебаний валютного курса рубля при среднем значении 6,2 рубля за доллар.

Глава правительства уверил участников совещания, что в России будет и в последующем соблюдаться “надежность и стабильность “правил игры”.

Особо остановился В.С.Черномырдин на неравномерности распределения иностранного капитала по регионам России. “В страну уже инвестировано более 20 млрд. долларов, в том числе 9 млрд. — прямые вложения. При этом на одну Москву приходится 57% всех этих средств... На Тюменскую область, которая идет за Москвой второй, приходится чуть более 5 процентов, на Санкт-Петербург — около 4 процентов”.

Именно поэтому премьер призвал рассмотреть “опыт Новгородской области, которая вошла в шестерку российских регионов, наиболее привлекательных для иностранных инвесторов. По объему вложенных капиталов на душу населения область вышла на второе место в России, причем всего за 3 года иностранные инвестиции в регионе увеличились в 50 раз!”

1.3.    Позиция Новгородской области

Из доклада на упомянутом совещании губернатора области М.Прусака можно сделать вывод, что именно проникновение иностранного капитала в Россию способно вывести экономику нашей страны из кризисного состояния [[3]].

Как следует из доклада губернатора, обеспечение благоприятного инвестиционного климата обеспечено следующими действиями региональных органов власти:

— областной Думой принят областной закон “О неухудшении законодательных условий деятельности предприятий, зафиксированных на момент принятия решений об инвестировании”;

— администрацией области обеспечено создание в областном бюджете Гарантийного страхового фонда как элемент системы гарантий инвесторам;

— создан банк данных “Свободные индустриальные площади” по всем городам и районам области (незадействованные производственные площади, имеющие всю необходимую инфраструктуру). Инвестор, в случае предоставления перспективного инвестиционного проекта, имеет возможность приобрести любые площади за один рубль, независимо от фактической стоимости имущества (стоимость имущества возмещается бывшему собственнику областью). В случае реализации перспективного проекта долги предприятия аннулируются, а временно не используемое имущество выводится из налогооблагаемой базы (закон “О консервации”);

— производится сопровождение перспективных проектов администрациями всех уровней в целях оптимального разрешения возникающих проблем, в том числе проблем взаимодействия со структурами федерального уровня.

Специально созданное агентство осуществляет бесплатное информационное обеспечение потенциальных инвесторов, разработано руководство для бизнесменов с указанием фамилий и реквизитов официальных лиц, с которыми необходимо контактировать в процессе работы.

По мнению губернатора области, первоочередными условиями, интересующими в России потенциального иностранного инвестора, являются: местонахождение предприятия, социально-политическая ситуация в регионе, позиции органов власти, законодательные условия.

В качестве главных преимуществ Новгородской области М.Прусак выделил следующие:

— экономически выгодное расположение области на важнейших транспортных магистралях, связывающих Москву и Петербург;

— развитую структуру современных средств связи (по уровню и объему предоставляемых услуг телекоммуникаций область находится на 3 месте в России — после Москвы и Петербурга);

— высокую концентрацию предприятий радиоэлектронной промышленности, приборостроения, рынок высококвалифицированной рабочей силы, ранее задействованной на предприятиях ВПК;

— наличие вторичного рынка земли (предприятия со 100% иностранным капиталом имеют в собственности землю).

 

По заявлению М.Прусака, “Создание эффективной рыночной инфраструктуры — один из региональных приоритетов.”

Для создания такой инфраструктуры в Новгородской области была создана специальная схема поддержки развития предпринимательства [[4]].

 

Администрация области

Экономический комитет

Фонд поддержки малого предпри-нимательства

Новгородская Торгово — промышленная палата

Новгородский бизнес- парк

Агентство по развитию и привлечению инвестиций

Новгородский техно-парк

Учебно-деловой центр предприни-мательства и ма-лого бизнеса

Новгородская лизинговая компания

Информационно-аналитический центр

Научно-координа-ционный центр

Новгородское бюро “Корпуса граждан за демократию” (CDC) США

Западно-российский венчурный фонд (ЕБРР СОФИТЕК)

Контактное бюро ТПП Восточной Вестфалии г.Билефельд (Германия)

НовГУ, Школа бизнеса “Норман”

Международная школа управления бизнесом фонда “Ноу хау”

Ассоциация предприятий с иностранными инвестициями

Союз предприни-мателей Новгородской области

Ассоциация производителей товаров и услуг Новгородской области

Координаци-онный Фонд товаропроизводи-телей Новгородской области

Общественные организации (Общественная палата при обладминистра-ции, лига деловых женщин)


 

Аудиторские фирмы

1. “Артур Андерсен”

2. Новгород-аудит ЛТД”

3. “Центр аудита”

4. “Паритет”

Банки

1. “Новобанк”

2.Славянбанк”

3.Новгород-ский банк Сбербанка РФ

4. Филиалы московских и Спб банков

Консалтинго-вые фирмы

1. СИАР Боссард”

2.”Внешэко-ном-консульт”

Страховые компании

1.”Росгосстрах-Новгород”

2. “Россия”

3.”Благовест”

4. АСКО-Новгород”

Рекламные и издательские фирмы

1. “Время”

2. “Новклемм”

3. Типография “Новгород”

Транспортные компании

1. “НБИ-Транспорт сервис”

2.”ПОГАТ-1”

3. “Экспресс-авто”

 

 

Кроме инфраструктуры поддержки бизнеса, должна быть готова к приему инвестиций и инфраструктура финансовая. По сообщению М.Прусака, “ведется работа с банками и страховыми организациями... С “Банком Националь де Пари” и “Дрезднер Банком”, Сбербанком России заключены соглашения о сотрудничестве.” В докладе также упомянуты Лондонский Моснарбанк, Санкт-Петербургское отделение Промстройбанка, Автобанк, “СБС Агро”, Всемирный Банк и ЕБРР (именно в этом порядке. — А.Я.).

Напомним, что в конце октября 1996 года была достигнута принципиальная договоренность с немецкой стороной о вложении инвестиций в новгородские предприятия напрямую через новгородские банки. Гарантом при этом выступила администрация области. Такая договоренность была направлена не только на существенное ускорение инвестиционного процесса, но и на упрочение положения местных финансовых структур.

Как сообщил губернатор, с декабря 1994 года действует областной закон “О налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории Новгородской области”.

Предприятия, созданные иностранными инвесторами, независимо от суммы инвестиций освобождаются от уплаты части налогов в территориальный дорожный фонд.

Вновь созданным предприятиям с отечественными и иностранными инвестициями производится возмещение налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в бюджет области.

Также применяется:

— частичное освобождение от налога на прибыль предприятий, осуществляющих затраты на маркетинг;

— освобождение доходов банков от налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, при направлении средств на прямые инвестиции;

— амнистия долгов в случае предоставления инвестиционных проектов финансово неустойчивым предприятиям;

— регулярно издается распоряжение администрации “О зачете задолженности в областной бюджет”, согласно которому можно расплатиться с задолженностью без пени и штрафов;

— создание фонда неликвидного имущества, позволяющего предприятиям-владельцам расстаться с налогооблагаемыми неликвидами;

— создание зоны экономического благоприятствования в 4-х районах области. “Это полностью соответствует вашей, Виктор Степанович, позиции, до двухтысячного года в стране будет создано не менее десятка особых экономических зон с привлекательными для инвестора правилами.... Практически сама область выступает в роли инвестора (курсив мой — А.Я.), так как две трети льгот являются компетенцией субъекта Федерации”.

В целях оздоровления экономики четырех наиболее депрессивных районов области (Батецкого, Маревского, Волотовского и Поддорского) на их территории созданы зоны экономического благоприятствования. Зарегистрированные на территории этих районов предприятия в 1997 году освобождены от уплаты основных налогов (налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество предприятий, сбора на нужды образовательных учреждений, транспортного налога). Такие налоговые льготы должны привести к тому, что бюджеты четырех районов недополучат доходов в размере 4,3 миллиарда рублей. Эти потери компенсируются местным бюджетам из областного. Также из областного бюджета через местные бюджеты расположенным на территории этих районов предприятиям и организациям осуществляются компенсация сумм налога на прибыль в доле, зачисляемой в федеральный бюджет.

На начало 1997 года на 70% был составлен автоматизированный (компьютерный) земельный кадастр области (по оценкам специалистов, на конец 1997 года он будет составлен на 85-90%), ведутся работы по составлению лесного и водного кадастров. Специалисты утверждают, что при таком объеме инвестиций к 2002 году Новгородская область может покинуть список депрессивных регионов.

По сообщению губернатора, привлечение инвестиций уже начало положительно сказываться на состоянии экономики области. Как отметил М.Прусак, в области созданы новые рабочие места, причем высокооплачиваемые. Также наблюдается увеличение финансового оборота в области, что приводит к пополнению пенсионного фонда, фонда соцстрахования, и т.д. Создается дополнительная инфраструктура для обслуживания этих предприятий. Одновременно с этим “у товаропроизводителя появляется возможность брать кредит в банке под инвестиционный проект, так как объема льгот по проект достаточно для уплаты процентов за кредит, что чрезвычайно важно при нынешней ставке рефинансирования ЦБ.” Бюджет получает наполнение от подоходного налога с физических лиц, который “в 1997 году стал главным бюджетообразующим налогом в области”.

“По экспертной оценке Всемирного Банка область входит в первую шестерку регионов России с наиболее благоприятным инвестиционным климатом” — подчеркнул М.Пруссак.

В связи с планируемым выпуском облигационного займа администрацией области на 30 млрд. рублей фондом “Институт экономики города” проведена оценка кредитного рейтинга Новгородской области. По мнению экспертов, область — один из наиболее привлекательных регионов России для осуществления программы выпуска субфедеральных облигаций в среднесрочной перспективе, кредитный рейтинг области — 5,5.

Рост инвестиций в экономику области очевиден — с 153 млн. долларов в 1994 году до 394 млн. долларов в 1996 году. В области более 160 предприятий с иностранными инвестициями. В работе проекты на 1,5 млрд. долларов.

Динамика объема иностранных инвестиций в экономику области показана в таблице и на графике.

 

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Объем инвестиций (млн. долларов США)

153,3

153,6

157,1

226,2

394,2

544,2

 

 

На круговых диаграммах показана доля предприятий с иностранными инвестициями в общем объеме производства товаров по области, в экспорте и импорте.

 

                                                 доля предприятий с иностранными инвестициями

 


                                                               Объем производства

                      Россия                                  Новгородская область

 

                                                               Экспорт товаров

                      Россия                                  Новгородская область

 

                                                  Импорт товаров

                      Россия                                   Новгородская область

 

Динамика экспорта — импорта товаров (млн. долл. США)

 

 

1992

1993

1994

1995

1996

Экспорт товаров

98,7

121,2

185,1

313,8

360,0

Импорт товаров

24,8

30,0

53,0

77,3

162,8

 

Губернатор отметил, что “новгородское инвестиционное законодательство развивается по пути системного улучшения положений федеральных нормативных актов в той мере, в которой это позволяют сделать компетенция властей и имеющиеся в их распоряжении средства”.

Область осуществляет инвестиционное сотрудничество с 40 странами мира, по числу инвестиций лидируют Великобритания, Дания, Германия, Финляндия. Предприятия области осуществляют внешнеторговый оборот с 61 страной. Растет внешнеторговый оборот области, в 1996 прирост составил 33,1% (Россия — 5,2%).

В области зарегистрировано более 160 предприятий с иностранными инвестициями. К наиболее крупным из них относятся предприятия, в которые вложили свои капиталы такие известные фирмы, как “Кюмене”, “Шоман Вуд” и “Рауте” (Финляндия), “Кэдбери Швеппс” (Великобритания), “Данск Туггигуме Фабрик” (торговые марки “Стиморол” и “Дирол”, Дания), “Зоммер”, Фляйдерер” (Германия), “Хольциндустри Прединг” (Австрия), “Ижиеника (производство памперсов, Франция), “Сектор капитал”, Самсунг”, “Амотек” (Южная Корея), “Кодак” и “Йорк Интернэшнл” (США).

Новгородская область — единственный регион, где реализуется проект администрации США “Партнерство во имя свободы. Новгород Великий”, здесь также реализуется 4 международных инвестиционных проекта — Всемирный банк финансирует программу жилищного строительства на сумму 21 млн. долларов, администрация Новгорода выиграла конкурс МБРР по развитию городского пассажирского транспорта. За счет кредита в 14 млн. долларов было куплено 80 автобусов и 10 троллейбусов, отремонтировано 40.

Отечественные инвесторы (РАО “Газпром”, АО”Черкизовский мясоперерабатывающий завод”, корпорация “Довгань”), также активно работают в регионе, предприятия промышленности направили на развитие производства более 532 млрд. рублей. Всего отечественные инвестиции составили более 150 млн. долларов США.

С целью совершенствования системы управления на базе экономического комитета области был создан Институт программно-целевого управления с подчинением ему комитета финансов. Институт призван вырабатывать “стратегические правила игры”.

В своем выступлении М.Прусак предложил “вместо бывшего Госплана СССР на базе Министерства экономики... создать НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ (выделено автором доклада. — А.Я.) с подчинением ему Министерства финансов, по стратегии экономического развития”. (Несмотря на то, что это предложение губернатора Новгородской области не вошло в итоговые рекомендации совещания, оно все же вызвало явное одобрение участников форума.)

М.Прусак предложил принять ряд мер, способствующих, по его мнению, повышению инвестиционной привлекательности России. В частности, он предложил принимать взаимосвязанные нормативные акты об инвестициях единым пакетом (законы об иностранных инвестициях, о свободных экономических зонах, о лицензировании и сертификации).

Ряд предложений М.Прусака направлены на снижение налогов и отмены таможенных пошлин на оборудование, комплектующие изделия и запасные части, ввозимые из-за границы и необходимые для нормального функционирования производства. Призвал он также устранить двойное налогообложение НДС товаров, экспортируемых на Украину.

С целью равномерного распределения капитала по территории России губернатор предложил освободить коммерческие банки от внесения средств в резервные фонды Центрального банка (до 20% от суммы привлеченных денежных средств), “иначе все деньги уходят в Москву”.

1.4.    Рекомендации совещания

Совещание отметило, что “привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики государства, способствующим обеспечению устойчивого динамичного развития экономики Российской Федерации и ее регионов” [[5]]. Совещание призвало законодательные органы Российской Федерации активизировать работу по совершенствовании инвестиционного и налогового законодательства, призвало органы власти субъектов Федерации активизировать работу по созданию в регионах благоприятного инвестиционного климата.


2.    роль инвестиций в экономике области

Необходимо отметить, что при увеличении количества инвестиций в промышленность наблюдается уменьшение капиталовложений из всех источников финансирование на строительство жилья и объектов социальной сферы — так, в 1996 году средств в эту сферу было вложено на 35,8% меньше, чем в 1995 году. Естественно, что политика администрации, явно направленная на либерализацию экономики области, не может не привести к локальному ухудшению положения дел в социальной сфере, что и послужило, скорее всего, причиной достаточно осторожной оценки новгородских экономических новаций побывавшим в областном центре 8 января 1997 года с частным визитом спикером Госдумы Геннадием Селезневым: “Новгородский опыт может быть полезен для других, и наоборот”.

В середине октября объявило о своей ликвидации совместное российско-австрийское предприятие “Новгородлеспрединг”, работавшее на территории Маловишерского района Новгородской области[[6]]. Австрийскими партнерами России здесь являлись фирмы “Мадок” и “Хольциндустри Прединг”. По сообщению газеты “Новгородские ведомости”, австрийские предприятия потеряют на этом банкротстве около 350 тысяч долларов США. Заметим, что учредители обязуются погасить долги по налогам и зарплате сотрудников.

Сообщение о банкротстве ранее успешно функционировавшего предприятия вызвало удивление у наблюдателей — на мировом рынке наблюдается устойчивый спрос на пиломатериалы и иную продукцию деревообрабатывающего комплекса, сохраняется спрос на эти товары и внутри России, а также в странах ближнего зарубежья.

Во второй половине ноября в Санкт-Петербурге в номере гостиницы был задержан при получении взятки в 10 тысяч долларов глава администрации Маловишерского района Леонид Дьяконов. По идее, это событие должно было бы взбудоражить область — ведь кроме того, что Л.Дьяконов возглавляет один из крупных и наиболее значимых районов области, он еще является и депутатом избранной в октябре областной Думы. Однако, кроме краткого сообщения в новостной программе местного телевидения, в остальных СМИ эта тема не прозвучала. Вместе с тем, сюжет об аресте Л.Дьяконова был показан по ОРТ. В сюжете было сказано, что деньги глава администрации получил от одного из лесопромышленников Санкт-Петербурга, и что дача взятки находилась в прямой зависимости с получением разрешения на лесоразработку на территории Маловишерского района.

Как стало известно автору, на состоявшемся в конце ноября заседании областной Думы губернатор области М.Прусак объяснил депутатам, что, по его сведениям, получение Л.Дьяконовым денег не является взяткой — он получил от бизнесмена благотворительный взнос в некий существующий на территории района фонд.

По сведениям автора, в Малой Вишере действительно существует валютный фонд, в который часть средств, полученных от реализации своей продукции, отчисляла недавно обанкротившаяся фирма “Новгородлеспрединг”. Однако, все эти перечисления шли по безналичному расчету.

По оценкам некоторых наблюдателей, банкротство “Новгородлеспрединга” связано с тем, что для этой фирмы истек срок, в течение которого она могла пользоваться налоговыми льготами (как известно, у истоков создания этого предприятия стоял нынешний первый вице-губернатор В.Трофимов, курирующий привлечение инвестиций на территорию области).

Как считают некоторые эксперты, при наличии существенных налоговых льгот фирмы-инвесторы могут поставлять оборудование, которое выработает свой ресурс как раз к расчетному сроку окупаемости (именно на этот срок предоставляются льготы). К окончанию этого срока предприятие окупит расходы инвесторов (не принося им прибыли) а прибыль получит закупающая у него продукцию фирма-посредник, тесно связанная с инвесторами или даже образованная ими. Таким образом, прибыль, получаемая рядом предприятий на цепочке “производитель — конечный потребитель” выводится из налогооблагаемой базы местных бюджетов. По окончанию этого срока предприятие можно будет подвести под банкротство, а оборудование продать. При этом возможно возникновение нового инвестиционного проекта, поставка нового оборудования, получение льгот и т.д... Получение областным бюджетом доходов от прибыли предприятия в этом случае становится проблематичным.

Конечно, и в этом случае приток иностранного капитала, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры не может не сказаться положительно на экономике области. Не исключено, что областная администрация в конечном итоге и стремится именно к постоянному освобождению предприятий с иностранным капиталом от налогообложения с целью привлечения все большего количества инвестиций на территорию области. Не случайно, как уже упоминалось выше, М.Прусак призвал федеральные органы власти переориентироваться в идеологии налогообложения на подоходный налог с физических лиц, как на основной бюджетообразующий фактор, и снизить налоги с предприятий. Да и собирать такой налог гораздо легче. Вместе с тем, такая политика “открытых дверей” может поставить в неравное положение внутреннего товаропроизводителя.

Обращает на себя внимание также тот факт, что зарубежные и отечественные инвесторы не спешат вкладывать средства в базовые и наукоемкие отрасли промышленности.

Продолжается спад промышленного производства на территории области. На 7,2% сократилось производство продукции черной металлургии и на 5,8% — лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Спад производства продукции машиностроения и металлообработки составил 28,5%, в промышленности строительных материалов — 18,2% [[7]]. Предприятия области задолжали поставщикам газа более 200 миллиардов рублей. Большие долги у предприятий области также перед энергетиками. В особо тяжелом положении находятся предприятия радиоэлектронной промышленности, такие, как “Волна” “Планета” и т.д.

Розничный товарооборот на территории области сократился в первом полугодии 1997 года в сопоставимых ценах по сравнению с 1 полугодием 1996 года на 24,3%. 55,1% (против 51,4% в прошлом году) в объеме товарооборота занимали продовольственные товары.

Формирование ресурсов потребительского рынка происходило в значительной степени за счет импортируемой продукции. Доля импортных продовольственных товаров в общей массе составляла до 83%, непродовольственных — до 64%. Большинство импортируемых товаров поставлялось из европейских стран, США, Канады, Японии. Продукция из стран СНГ в общем объеме товарооборота составляла около 30%.

Таким образом, важнейшим фактором для создания условий обеспечения подъема отечественной промышленности становится не только объем привлекаемых инвестиций, но и их структура. В противном случае приток иностранного капитала может привести к угнетению отечественного производителя.

приложение

Список участников совещания

 

Члены Правительства РФ, руководители органов исполнительной власти федерального уровня

 

Ф.И.О.

Должность

Черномырдин В.С.

Премьер-министр РФ

Уринсон Я.М.

Вице-премьер, министр экономики РФ

Ясин Е.Г.

Министр РФ

Фрадков М.Е.

Министр внешних экономических связей и торговли РФ

Казаков А.И.

Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ

Алмазов С.Н.

Директор федеральной службы налоговой полиции РФ

Воронин Г.П.

Председатель Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации

 

От министерств и ведомств РФ — 20 человек

От Аппарата Правительства РФ — 21 человек

 

Главы субъектов Федерации

 

 

Ф.И.О.

Субъект Федерации

Должность

1

Хубиев В.И.

Карачаево-Черкесская республика

Глава республики

2

Суриков А.А.

Алтайский край

Глава администрации

3

Белоногов А.Н.

Амурская область

Глава администрации

4

Лодкин Ю.Е.

Брянская область

Глава администрации

5

Максюта Н.К.

Волгоградская область

Глава администрации

6

Позгалев В.Е.

Вологодская область

Губернатор

7

Шабанов И.М.

Воронежская область

Глава администрации

8

Сударенков В.В.

Калужская область

Губернатор

9

Шершунов В.А.

Крстромская область

Глава администрации

10

Густов В.А.

Ленинградская область

Губернатор, председатель правительства

11

Наролин М.Т.

Липецкая область

Глава администрации

12

Тяжлов А.С.

Московская область

Губернатор

13

Прусак М.М.

Новгородская область

Губернатор

14

Игумнов Г.В.

Пермская область

Губернатор

15

Михайлов Е.Э.

Псковская область

Глава администрации

16

Любимов В.Н.

Рязанская область

Глава администрации

17

Глушенков А.Е.

Смоленская область

Глава администрации

18

Кресс В.М.

Томская область

Глава администрации (губернатор)

19

Стародубцев В.А.

Тульская область

Губернатор — Глава администрации

20

Яковлев В.А.

Санкт-Петербург

Губернатор-Председатель правительства

21

Волков Н.М.

Еврейская АО

Губернатор, председатель правительства

22

Жамсуев Б.Б.

Агинский Бурятский АО

Глава администрации

23

Полуянов Н.А.

Коми-Пермяцкий АО

Глава администрации

24

Бутов В.Я.

Ненецкий АО

Глава администрации

25

Неделин Г.П.

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО

Губернатор

26

Назаров А.В.

Чукотский АО

Губернатор

 

Органы представительной власти

 

Шохин А.Н. — депутат Госдумы РФ.

Бойцев А.А. — председатель Новгородской областной Думы, член Совета Федерации РФ.

 

Премьер-министры и Председатели правительств субъектов Федерации

 

Республика Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Татарстан, Удмуртия, Ставропольский край.

Всего — 8.

 

Первые заместители губернаторов и глав администраций, первые вице-президенты субъектов Федерации

 

Хабаровский край, Астраханская область, Ивановская область, Курганская область, Мурманская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Сахалинская область, Тамбовская область, Тверская область.

Всего — 12.

 

Заместители губернаторов и глав администраций, вице-президенты субъектов Федерации

 

Республика Тыва, Красноярский край, Приморский край, Архангельская область, Белгородская область, Владимирская область, Иркутская область, Калининградская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Магаданская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Ростовская область, Самарская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Корякский АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Ханты-Мансийский АО, Эвенкийский АО, Ямало-Ненецкий АО.

Всего — 25.

 

Первые заместители премьер-министров и председателей правительств субъектов Федерации

 

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Хакасия, Чувашская Республика — Чаваш республики, Краснодарский край, Саратовская область, Ярославская область.

Всего — 8.

 

Заместители премьер-министров и председателей правительств, министры субъектов Федерации

 

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха-Якутия, Республика Северная Осетия-Алания, Краснодарский край, Свердловская область, Москва

Всего — 10.

 

Руководители промышленных предприятий и иностранных фирм

Всего 31.

В том числе:

 

Саймон Болдри

Генеральный директор ЗАО “Кэдбери конфекшионери”

 

Ларс Фундер

Президент компании “Данди”, ЗАО “Стиморол”

 

Ханс-Петер Заттельков

Президент ООО “Мадок”, президент Ассоциации предприятий с иностранными инвестициями

 

Хельмут Фивег

Генеральный директор ЗАО “Флайдерер-Чудово”

 

Феликс Штрехобер

Начальник коммерческого управления “БНП-Дрезденер-Банка”

 

Питер Сквайер

Генеральный директор ЗАО “Дук Алба”

 

Ан Мен Джун

Директор отдела маркетинга генерального представительства фирмы “Эл Джи электроникс” в странах СНГ

 

Томас Гарман

Генеральный менеджер АО “Кодак”

 

Д.Шин

Глава представительства “Самсунг корпорейшн”

 

Гркич Р.Д.

Генеральный директор АО “Сартогосм”

 

Рэйчел Фримен

Координатор программы “Партнерство во имя свободы”
(с американской стороны)

 

 

 

 

Кантор В.В.

Председатель Координационного Совета АО “Акрон”

Новгород

Слуцкер И.И.

Председатель Координационного Совета товаропроизводителей, президент АО “Новгородлеспром”

Новгород

Сусанин И.Е.

Президент ассоциации товаропроизводителей “Новгород”, генеральный директор АО “Трансвит”

Новгород

 

 

Представители Администрации Новгородской области —  4 человека.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Новгородской области М.С.Дягилев.

Главы городов и районов Новгородской области — 15 человек.

 

Всего — 190 человек (согласно списку приглашенных).



Источники

[1]. О.Сенатова, А.Якурин. Выборы губернаторов в контексте социально-политического развития регионов России // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №2.

[2]. Вступительное слово на общероссийском совещании “О привлечении иностранных инвестиций в экономику России” // Общероссийское совещание — 1997. — 14 ноября.

[3]. Доклад Губернатора Новгородской области М.М.Прусака “Привлечение иностранных инвестиций в экономику России” // Общероссийское совещание — 1997. — 14 ноября.

[4]. Инвестиционный климат Новгородской области // Администрация Новгородской области, экономический комитет, Новгород, 1997.

[5]. Рекомендации общероссийского совещания “О привлечении иностранных инвестиций в экономику России” // Новгород, 1997.

[6]. Зиминова Е. Фирма прогорела // Новгородские ведомости. – Новгород, 1997. – №62. – 21 октября.

[7]. Якурин А. Новгородская область в августе 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №8.