Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Н.П. РАСПОПОВ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в ноябре 1997 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.    100 дней со дня выборов губернатора

22 июля 1997 года И.П.Скляров произнес присягу губернатора. Первые 100 дней правления были чрезвычайно насыщенными, и попытки губернатора уйти хотя бы в кратковременный отпуск всякий раз срывались. Вот и стодневную свою веху И.Скляров застал в Германии, на традиционных уже днях Нижегородской области.

“Главное — не потерять темпа при передаче эстафетной палочки от Немцова к Склярову”, — сказал президент на форуме “Новая Россия”. Неизвестно, правда, знал ли он, что все не так просто в отношениях бывшего и нового губернатора.

Можно сказать, именно на форуме состоялась окончательная передача эстафеты, освященная самим Б.Ельциным. Скляров убедился, что при всей дружбе с Лужковым без поддержки Немцова ему сегодня не обойтись. А еще с помощью практического организатора “Новой России” В.Бессараба первый вице-премьер показал своему преемнику, как важна в управлении губернией рекламная составляющая. Впрочем, Скляров и сам убедился в этом, обнаружив в Европе высокое реноме области, когда вместе с вице-губернатором С.Рыбушкиным ему удалось выгодно разместить на Западе областные облигации. Заметны инвестиции в пищевую отрасль и общественное питание. Продуктивным оказался визит Д.Сороса. Открытость миру, нацеленность на инвестиции — вот то наследство, которое Скляров подхватил без колебаний и которому намерен придать новый импульс.

В отношении других инициатив Немцова преемственность не столь очевидна. Приторможена до выяснения всех плюсов и минусов программа реформирования сельхозпредприятий “ЗеРНО”. Жилищно-коммунальная реформа продвигается в части конкурсов по обслуживанию жилья, в части же повышения тарифов она приостановлена до лучших времен. О конкурсах по размещению госзаказов ничего не слышно. В этой смене приоритетов не столь много политической подоплеки, сколько прагматизма. Трудно представить себе Склярова инициатором сбора подписей против чеченской войны, но также вряд ли пришла бы ему в голову идея перечисления пенсий на пластиковые карточки.

Осмотрительность в “больших” реформах не мешает И.Склярову быть наступательным в тех “малых” делах, в путях решения которых он не сомневается. Здесь губернатор выдвигает сугубо конкретные задачи и ставит жесткие сроки. И горе тем руководителям, которые сочтут задачу невыполнимой.

Губернатор потребовал в двухмесячный срок вывести на новые рубежи вино-водочную отрасль и первым делом снарядил на отдельные предприятия своих представителей. При этом особенно запутанная ситуация сложилась одно время в объединении “Винагропром”, где два человека считали себя директорами и третий был направлен как представитель губернатора. При этом один из директоров, С.Шелест, был уволен И.Скляровым “по телевидению”, то есть об увольнении было объявлено, но приказа еще какое-то время не было; волевое решение явно шло впереди разумного обоснования.

Однако укрепление кадров — вопрос тактический. Стратегическим же приемом на спиртовом фронте стало решение об усиленной проверке ввозимых в область крепких напитков. Эта программа приходит на смену прежней программе сертификации и включает в себя не только проверку потребительских качеств продукции, но и подлинности документов о ее происхождении. По существу создается водочная таможня, на складах которой товар будет “растаможиваться” 2-4 недели. Процедура стартует 1 ноября.

Метания между приказом и рынком — не столько проявление менталитета руководителя, сколько следствие специфических черт сегодняшней экономики. Сейчас, однако, не то время, когда командные методы руководства без сопротивления принимаются теми, кому адресованы. Не встретили их с радостью и руководители хлебозаводов области, в частности, Л.Тян и В.Ильин, которые обнаружили в действиях департамента внешнеэкономических связей по управлению зерновым рынком “рецидив административно-командной системы”. Интересно, что руководство департамента частично согласилось с критикой, признав ошибочным решение о единых закупочных ценах на зерно; эти цены в целях поддержки местных производителей были к тому же выше рыночных. Но тем не менее администрация, видимо, пока не согласна с мнением переработчиков о том, что государственное закупочное предприятие “Регионконтракт” является ненужным посредником между хлебозаводами и сельхозпредприятиями.

Вероятно, эти и подобные им противоречия существовали и при прежней областной администрации. Однако никогда в такой острой форме они не выходили на поверхность. В какой-то мере, видимо, сказывался авторитет Немцова, а также его отношение к перебранкам “нижестоящих товарищей”, характеризуемое выражением “Не потерплю!” С другой стороны, за несколько лет директора предприятий прекрасно поняли, с кем из высшего звена руководства можно тягаться, а кого губернатор ни за что не даст в обиду. При новом главе области налицо попытки перераспределить сферы влияния, и они не прекратятся, пока окончательно не сложатся две областных “команды” — административная и группа “приближенных” бизнесменов.

С практичностью в подходах несколько контрастирует склонность Склярова к всеобъемлющим декларативным документам. Небывало обширной была его предвыборная программа. Ранее, при работе его мэром, большие надежды возлагались на программу “Нижний Новгород. Духовное и физическое возрождение”. Теперь на повестке дня всероссийский форум интеллигенции и провозглашение на нем “Хартии будущей России”.

Скляров декларирует открытую политику. И действительно, в отличие от Немцова, который сам себе был лучший эксперт, новый губернатор окружил себя советниками по всем направлениям деятельности. Он реагирует на критику в прессе, встречается с представителями общественных организаций. Однажды И.Скляров признался, что старые стереотипы дают себя знать время от времени, однако важнее то, что губернатор восприимчив к новому.

Не пытаясь предугадать перспективу, стоит все же обратить внимание на некоторые проблемы долгосрочного характера, с которыми уже столкнулся или неминуемо столкнется И.Скляров.

На одном из самых доходных рынков — топливном — идет жестокая борьба за влияние, есть свои лидеры и свои жертвы. В области создан режим благоприятствования для компании “ЛУКойл”. Дан зеленый свет развитию сети бензоколонок, сотрудничеству “ЛУКойла” с дзержинским химкомплексом и своим партнером “НОРСИ-ойл”. Встречная поддержка со стороны нефтяных компаний тоже уже ощущается. Так, “НОРСИ-ойл” стал спонсором программы “И.Скляров отвечает на вопросы телезрителей”, выходящей на “Сетях НН” по четвергам. Наверное, не очень похвально, если руководитель области вольно или невольно принимает такого рода услуги от одного из участников рынка. Экономическая взаимопомощь в один прекрасный момент может обернуться политической зависимостью.

Остается без изменений странная система областного государственного вещания, при которой дни недели делят между собой две государственных компании ФТРК и ННТВ. Ощущается недостаток технических возможностей в распространении на всю область сигнала в метровом диапазоне, и, наконец, существуют солидные федеральные претенденты на полноценное вещание (НТВ, “Культура”). В этой ситуации соперничество за каналы вещания не заставит себя долго ждать. И.Скляров предпочел не заниматься слиянием телекомпаний ФТРК и ННТВ, к которому стремился Немцов. Однако ясно, что в своем “разобщенном” виде государственное телевидение не в силах конкурировать с коммерческим.

Еще одной долгосрочной задачей для губернатора является регулирование земельных и сельскохозяйственных отношений. Как бы ни сложилась судьба Земельного кодекса, ясно, что многое зависит от позиции регионального руководства [[1],[2]].

Публичным стремлением к самоутверждению губернатор, возможно, компенсирует и скрывает свою психологическую зависимость от окружения. По сути Иван Петрович — человек, привыкший всегда на кого-то ориентироваться: сначала на КПСС, потом на Б.Немцова, теперь на Ю.Лужкова.

1.2.    На старте предвыборной кампании

30 октября, выступая по “Сетям НН”, губернатор обозначил свою позицию и по вопросу выборов мэра Нижнего Новгорода. Эти выборы, по мнению главного должностного лица региона, еще никто не объявлял. Более того, по подсчетам губернатора от выборов получают пользу лишь 5-7% населения.

В этой ситуации многое будет зависеть от нынешнего и.о. мэра В.Горина. Вполне вероятно, что многие попытаются внушить ему, что всенародные выборы — штука рискованная. Но В.Горин остается не просто непреклонным сторонником всеобщих выборов, но и является единственным чиновником, однозначно выступающим по этому поводу.

Когда исполняющий обязанности главы администрации Нижнего Новгорода Владимир Горин пригласил к себе на встречу только собкоров центральных газет, то ожидалось, что он обязательно сделает сенсационное заявление. Например, что принял решение участвовать в предстоящих выборах мэра, которые уже запланированы городскими депутатами на март следующего года. Однако журналисты ушли из кабинета Горина разочарованными. Даже на прямой вопрос о его участии или неучастии в борьбе за кресло мэра Владимир Николаевич ответил уклончиво: мол, это пусть решают сами нижегородцы. Такое поведение и.о. мэра может свидетельствовать о том, что, видимо, в “верхах” идет какая-то закулисная игра, в которую как раз и не хотят посвящать нижегородцев.

Полуторамиллионный Нижний Новгород всегда имел большое значение для Москвы, а точнее для российского правительства. И до сих пор власть в городе была в руках людей, лояльных столице. Теперь, в результате выборов баланс равновесия может и нарушиться, если руководителем города станет человек со “своими” взглядами, с жестким характером. Оказывается, этого боятся как московские чиновники, так и нижегородские. Возможно, этот страх они сумели передать во время недавнего визита в Нижний Новгород и Президенту России Борису Ельцину. Во всяком случае ходят слухи, что он будто бы в узком кругу спросил Бориса Немцова и Ивана Склярова — устраивает ли каждого из них на посту градоначальника Владимир Горин. Оба согласно кивнули: устраивает. И тогда якобы Ельцин заявил: а, зачем, мол, нужны выборы, если я мэра могу своим указом назначить. При таком мнении вроде бы глава государства и отбыл из Нижнего Новгорода да, видно, и забыл о своём решении. Во всяком случае уже почти три месяца прошли, а ситуация остаётся прежней.

Тем временем нижегородцы вдруг начали открывать, что в их “столице реформ” жизнь несколько хуже, чем во многих регионах России. Вот некоторые цифры. По социальному обеспечению нижегородцы на 88 месте, то есть на предпоследнем. Тем не менее в ноябре в Нижнем Новгороде проведён межрегиональный семинар, посвящённый особенностям нижегородской системы выплаты детских пособий.

По сведениям государственной статистики, нижегородцы по покупательной способности занимают 44-ое место в России. Прожиточный минимум, по данным октябрьского журнала “Профиль-Регионы” (№38) — 282 тыс. руб. на человека. Для сравнения: в Москве — 463 тысячи, в Санкт-Петербурге — 317 тыс. рублей. При этом средняя зарплата у нижегородцев — 790 тысяч рублей в месяц, у москвичей — 1 миллион 432 тысячи, а у питерцев — 1 миллион 38 тысяч.

Собранные налоги составляют у нижегородцев всего по 890 тысяч рублей на человека, у москвичей — 3,39 миллиона, у питерцев — 1,11 миллиона рублей. А расход бюджетных денег на одного человека в Нижегородской области составляет всего 1,64 миллиона рублей, в Москве — 4,67 миллиона, а в Санкт-Петербурге — 2,47 миллиона рублей.

Если ставить порядковый номер, то Нижний Новгород пока никак не вписывается в разряд “третьей столицы”. По рейтингу нижегородцы занимают только 30-е место. А между ними и москвичами прочно держатся Свердловская, Самарская, Саратовская, Кемеровская, Курская, Новосибирская и другие области...

1.3.    Кадровые перемещения

Бывший помощник бывшего губернатора Б.Немцова Александр Котюсов в ноябре уехал в Москву, где ему предстоит работать в Комитете поддержки предпринимательства, возглавляемом Ириной Хакамадой. Официального назначения пока не было, поэтому свою будущую должность А.Котюсов не назвал [[3]].

2.    социально-ЭКОНОМИческие проблемы

2.1.       Рекомендации Общественной палаты Нижегородской области
по вопросу “Занятость и зарплата”

Имеющие место задержки по выплатам зарплаты, пенсий и пособий, факты скрытой безработицы на подавляющем большинстве предприятий представляют собой на данный момент самую острую социальную проблему.

В этой ситуации нужна неустанная забота о состоянии дел на рынке труда и рабочих мест, необходимо вести постоянный поиск эффективных способов, чтобы помочь людям конкретными делами, а также систематически информировать нижегородцев:

— о планируемых мерах по решению проблемы скрытой безработицы;

— об имеющихся возможностях трудоустройства.

Сознавая, что не всякий вопрос можно решить в отдельно взятой области, Общественная палата, однако, считает, что перечень мер по решению названной проблемы, предпринимаемых руководством области, далеко не исчерпан.

Общественная палата обращается к средствам массовой информации с предложением поддержать широкое обсуждение затронутой проблемы и рекомендует:

1. Должностным лицам органов власти области, ответственным за состояние дел в сферах занятости, труда, финансов, промышленного производства и предпринимательства, изложить в средствах массовой информации свое видение проблемы и предложения по вопросам своей профессиональной деятельности.

2. По результатам общественного обсуждения органам государственной власти области выработать комплекс первоочередных мер по решению проблемы занятости и увеличения доходов населения, предусмотрев соответствующее обеспечение в бюджете области на 1998 год. Основными направлениями таких решений могут быть:

а) Комплекс мер по пополнению доходной части бюджетов и ликвидации всех видов задолженности по зарплате и пособиям, в том числе:

— меры по возмещению долгов в областной бюджет;

— обеспечение более полного сбора налогов;

— пути решения проблемы взаимных неплатежей.

б) Комплекс мер по оживлению производства и росту уровня занятости, в том числе:

— поддержка конверсионных программ оборонных предприятий;

— повышение эффективности использования средств фонда занятости;

— развитие практики приоритетного размещения областных заказов на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях области;

— стимулирование малого предпринимательства и самозанятости;

— развитие сети общественных работ, использование потенциала некоммерческих объединений в формировании и выполнении программ социального заказа.

Рекомендации приняты на заседании палаты 12 ноября 1997 года [[4]].

2.2.    Молодежь

2.2.1.    Молодежная политика

В первом чтении Законодательное собрание приняло два постановления в области молодежной политики. Первым учреждается Совет молодежных организаций области (молодежный парламент), вторым утверждена программа “Молодежь Нижегородской области”.

Молодежный парламент задуман как совещательно-консультативный орган при Законодательном собрании. В него будут входить по одному представителю от молодежных и детских общественных организаций, пожелавших совещаться с властью. Принцип формирования такой же, как и в областной Общественной палате, только в парламент приглашаются молодежные и детские объединения.

Предполагается, что молодежный парламент будет созываться не реже одного раза в год, и созывать его будет Законодательное собрание области. Это предусмотрено ранее принятым областным законом о молодежной политике. Но проект положения о парламенте идет дальше закона и возлагает на органы власти дополнительные обязанности. Так, Законодательное собрание и администрация области в конце каждого года должны будут выносить на обсуждение парламента доклад о молодежной политике. Молодежный парламент этот доклад обсудит и примет рекомендации, которые органы государственной власти должны будут рассмотреть в течение месяца.

Первый заместитель директора Департамента образования и науки областной администрации С.Наумов, однако, высказал мнение, что молодежный парламент должен быть самостоятельной организацией, а не функционировать при Законодательном собрании.

Реализация программы “Молодежь Нижегородской области” в 1998 году оценивается в 35 млрд. рублей. Таковы расчеты основного разработчика — депутата ОЗС М.Мирного. В свою очередь Департамент финансов областной администрации представил справку, согласно которой отдельные расходы на реализацию программы включены в расходную базу к бюджету 1998 года, либо предусмотрены в проекте бюджета как отдельные областные программы. Похоже, согласование программы поддержки молодежи будет не простым [[5]].

2.2.2.    Молодежь и общественные организации

Устойчивая взаимосвязь между играми молодежи и историческими судьбами общества является фактом, убедительно доказанным ходом самой истории. Вспомним тимуровцев и пионеров. Коллективизм, сплоченность, социальная и политическая бдительность, секретность и военизированная иерархия являлись не только отражением социально-политических отношений взрослого мира, но и важнейшим условием их воспроизведения и совершенствования. Всматриваясь в игры современной молодежи, в характер построения ее команд, в знаки на ее знаменах, в то, как она расставляет себя и пересчитывает, мы наблюдаем важнейшие элементы социального порядка недалекого будущего. Опубликованные недавно результаты опроса студенчества Нижнего Новгорода позволяют сделать на этот счет некоторые выводы.

Самоорганизуясь, молодежь ориентируется прежде всего на общедемократические и либеральные принципы: выборность руководителя всеобщим голосованием (этот принцип поддержали 72% нижегородских студентов), полное равенство всех членов организации (68%), коллегиальность в принятии решений (63%). В целом молодежь привлекает организация буйного “вечевого” типа — то есть объединение, основанное на принципах прямой демократии.

При этом значительная часть молодежи выступает за необходимость молодежной организации иметь свои собственные силовые структуры (40%), считает допустимым существование в рамках молодежной организации секретных подразделений (29%) и целей, известных только ограниченному кругу посвященных (16%). Таким образом, в среде нижегородского студенчества немалой популярностью пользуется модель секретной иерархизированной организации, а поддерживающая ее молодежь готова играть в игры типа “Подполье”, “Тимур и его команда”, “Орден иезуитов”. Здесь мы сталкиваемся с достаточно серьезной социальной проблемой: ведь именно в этом секторе молодежной аудитории агитаторы социально опасных движений и группировок (радикальных религиозных, военизированных экстремистских и террористических организаций) имеют возможность вербовать своих сторонников, и это мы зримо наблюдаем в виде различных влиятельных религиозных сект с выраженным молодежным крылом (“Белое братство”, сатанисты), боевых дружин экстремистских политических движений или боевых организаций преступных групп, которые, как правило, состоят из молодых людей, не достигших 25 лет.

Молодежь по определению является средоточием биологической силы, энергии и энтузиазма. То, как организуются и расходуются эти социальные ресурсы, относится к числу наиважнейших социальных проблем, ведь эта энергия может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Поэтому важно знать, какие пределы ставит себе молодежь, что она считает допустимым для своей организации, а что — недопустимым.

В большинстве своем нижегородская молодежь настроена демонстративно миролюбиво и стремится в основание своей организации заложить отказ от любых форм насилия. Единственная форма активного социального давления, которую молодежь считает допустимой, — это демонстрации и пикеты. А вот более резкие формы давления — забастовки, столкновения с милицией, применение оружия в интересах организации, демонстративное разрушение материальных ценностей — вызывают неприятие у основной массы нижегородской молодежи. Молодежь осуждает применение физического насилия и внутри самой организации, отдавая предпочтение в качестве мер воздействия денежным штрафам и выражению общественного презрения. Таким образом, в целом вузовская молодежь Нижнего Новгорода не отличается выраженным уровнем социальной агрессивности и предпочитает действовать в рамках социально приемлемых форм давления и протеста. Нижний Новгород вряд ли в обозримом будущем превратится в город, напоминающий студенческий Сеул с его побоищами, баррикадами и градом из бутылок с горящей смесью.

Впрочем, среди нижегородской молодежи существует группа, которую не назовешь ручной. Представители этой группы готовы на самые крайние и жестокие меры в отстаивании своих интересов. Эта группа относительно невелика (6-10% от общего числа нижегородских студентов), но было бы опасно потерять ее из виду в зарослях нижегородского ювенильного благонравия.

Господствующие настроения миролюбия, в целом невысокий уровень социальной агрессивности нижегородской молодежи проявляют себя и в выборе символа молодежной организации. 21% хочет видеть на знаменах своей организации голубя — традиционный символ мира, международной дружбы и антивоенных настроений. На втором месте по степени популярности в качестве эмблемы молодежной организации стоят образы благородных хищников — орла, тигра и льва (14-17%). Эти существа олицетворяют гордость, свободу, независимость. Пользуются у молодежи симпатией и символы созидательного, мирного трудолюбия — пчела (9%) и муравей (4%), а также символ беспечности, веселой беззаботной жизни — бабочка (5%). Опасные увлечения некоторой части агрессивно настроенной молодежи отразились и в выборе соответствующих гербов и знамен. Так, заметная доля молодых людей в качестве эмблем, выражающих их социальное мировоззрение, предпочла символы коварства, злонамеренных секретных акций (скорпион — 8%) и хищной жестокости (волк — 4%). Меньше всего среди нижегородской молодежи в качестве эмблемы популярен ягненок (символ христианской кротости, смирения и беззащитности) и бык (символ грубой неуправляемой силы) [[6]].

2.3.    Деятельность “ЛУКойла” в Нижегородском регионе

Задержка с проведением коммерческого и спецденежного аукционов по продаже 85-процентного госпакета акций нефтяной компании “НОРСИ-ойл” поставила в тупик даже тех, кто после летнего визита в Нижний Новгород президента НК Вагита Алекперова говорил, что победа “ЛУКойла” в этих аукционах давно решенный вопрос, а вся конкурсная мишура — не более, чем дань новой правительственной моде, заведенной первым вице-премьером Б.Немцовым. Все чаще в кругах, близких к Минтопэнерго и РФФИ, звучит мысль, что эта задержка вызвана обнаружившимся отсутствием серьезного интереса к покупке “НОРСИ-ойл” со стороны российских компаний, опрометчиво занесенных в список потенциальных инвесторов. Этот обескураживающий вывод косвенно подтвердил Б.Немцов, заявивший 27 октября в Ярославле на презентации программы реконструкции местного НПЗ, что “НОРСИ-ойл” ведет активные переговоры в поисках возможных иностранных инвесторов. В сложившихся условиях этот шаг выглядит как подстраховка на случай вполне реального провала аукционов.

По сообщениям телекомпании НТВ, подтвержденным “Коммерсантом-daily”, ни “ЛУКойл”, ни другие крупные нефтяные компании в последнее время не проявляют активного интереса к участию в аукционах по “НОРСИ-ойл”. Причины такого поведения очевидны, “НОРСИ-ойл” вовсе не является таким уж лакомым кусочком: долг основного производства компании — завода “НОРСИ” — перед бюджетом и кредиторами достиг 2,5 триллиона рублей, а сам завод, построенный 40 лет назад, требует многомиллиардных вливаний в реконструкцию и развитие производства. Кроме того, в составе компании нет нефтедобывающих предприятий, то есть “НОРСИ-ойл” — нефтяная компания, не имеющая собственной нефти.

Способно охладить любой интерес к приобретению “НОРСИ-ойл” и стремление областных властей втянуть будущего хозяина нефтяной компании в решение проблем дзержинских предприятий нефтехимического комплекса: “Капролактам”, “Корунд” и “Оргстекло”, неразрывно связанных с заводом “НОРСИ” (на заводе производится львиная доля сырья для нефтехимии).

И если для “НОРСИ-ойл” поиски нового стратегического инвестора взамен уходящего за горизонт “ЛУКойла” — вопрос времени, то для Дзержинска уход “ЛУКойла” из инвестиционной гонки равносилен полному краху. Из всех возможных претендентов на контрольный пакет “НОРСИ-ойла” только у “ЛУКойла” была серьезная программа развития нефтехимических предприятий г. Дзержинска.

Придя в себя после эйфории от посещения Алекперова, дзержинцы сейчас все чаще вспоминают о том, что нефтехимия не входит в сферу традиционных интересов “ЛУКойла”, а развитие Дзержинского нефтехимического комплекса требует вложений на уровне $400 млн. (для сравнения: затраты на реконструкцию “НОРСИ” описываются суммой $500 млн.). В этих условиях перспективы Дзержинска, города нефтехимиков, для которого упомянутые предприятия являются градообразующими, выглядят совсем грустно, что вызывает серьезную головную боль у областной власти. Губернатор И.Скляров спешно бросил на “прорывной” участок лучшие силы в лице бывшего директора областного департамента промышленности Д.Лаврова, отправленного руководить заводом “Оргстекло”.

22 октября В.Черномырдин подписал постановление, установившее достаточно высокий входной барьер для компаний, желающих приобрести контрольный пакет акций “НОРСИ-ойла”. Согласно этому постановлению, будущий инвестор обязан обеспечить поставку на “НОРСИ” не менее 30 миллионов тонн нефти в течение трех лет. Даже нефтяная компания “ЛУКойл”, ставшая крупнейшим поставщиком нефти на “НОРСИ”, обеспечивает сегодня почти на треть меньший объем.

Таким образом, компания “НОРСИ-ойл”, а вместе с ней и предприятия Дзержинска оказались в сложном положении: большинство вероятных инвесторов либо не смогут обеспечить необходимый объем поставок, либо не имеют программы развития нефтехимии, а способная выполнить оба условия нефтяная компания “ЛУКойл” проявляет все меньший к ним интерес [[7]].

2.4.    Налоги

1 ноября 1997 года в Нижний Новгород прибыл “главный сборщик налогов” России Александр Починок. На встрече с налогоплательщиками А.Починок объявил, что Нижний Новгород снова будет первым, на этот раз — в преобразованиях в налоговой сфере.

В эксклюзивном интервью корреспонденту “АиФ-НН” глава госналогслужбы России объяснил, почему Нижегородский регион снова становится территорией эксперимента и в чем он заключается. А.Починок сказал, что здесь есть люди, возможности и желания. У него здесь хорошие знакомые в “ЭПИцентре”, и он давно следил за тем, что делается в Нижегородской области, которая еще при Б.Немцове была “инициативной” (впрочем, нынешнего губернатора И.Склярова Починок тоже не обидел и назвал “очень инициативным”). Кроме того, А.Починок объявил, что его первый заместитель Евгений Бушмин — нижегородец и давний знакомый по Государственной Думе РФ.

По словам А.Починка, налоговая служба Нижегородской области первой в России будет модернизирована и переоснащена. Всех налогоплательщиков пронумеруют и внесут в общую базу данных; будет введен налог на недвижимость, заменяющий налоги на имущество и землю. Ставки будут устанавливаться здесь, а не из Москвы, но так, чтобы пенсионер в обычной квартире не ощутил увеличения расходов, а владелец особняка раскошелился. Собранные деньги останутся в области ( так что чем больше соберем, тем лучше). И главное, ради чего начальник налоговой инспекции по Нижегородской области Николай Поляков потратил много сил и времени в московских кабинетах, — администрация области и налоговая инспекция займутся реструктуризацией долгов десятка нижегородских предприятий. Как выразился А.Починок, “возможно, половину из четырех триллионов рублей недоимок, которые болтаются неизвестно где, удастся общими усилиями превратить в деньги”.

А.Починок, И.Хакамада и еще несколько известных людей вошли в правление недавно образованного Всероссийского общества помощи налогоплательщикам. Нижегородское объединение общества возглавляет В.Вишнепольский, давний коллега А.Починка по партии ДВР. Сам А.Починок в ответ на вопрос, как же он собирается помогать налогоплательщикам, сказал, что не стоит противопоставлять гражданам налоговую инспекцию. Налогоплательщик должен владеть информацией, знать свои права, уметь их грамотно отстаивать, и в суде тоже. Глава госналогслужбы готов этому всячески способствовать, разъясняя, пропагандируя и лоббируя интересы налогоплательщиков [[8]].

2.5.    Трансферты для Нижегородской области

Вопрос трансфертов для Нижегородской области решен положительно. Нижегородской делегации во главе с губернатором, недавно побывавшей в Москве, удалось убедить правительство, что в том положении, в котором оказалась наша область, ей необходимо выделение трансферта на 1998 год не менее 426 миллиардов рублей. Достаточно сказать, что за последние 5 лет налоги, отчисляемые в центр, выросли с 43% до 53%. Дополнительным бременем на областной бюджет легло содержание, финансирование технических училищ, переданных в ведение области. Кроме того, ощутимый удар по доходной части областного бюджета нанесла потеря одного из крупнейших налогоплательщиков — “Волготрансгаза”, перешедшего в образовавшийся недавно “Торговый дом Газпром”.

Сегодня 11 регионов, потерявших в результате создания “Торгового дома Газпром” бюджетообразующих налогоплательщиков, объединились, чтобы обратиться к В.Черномырдину с требованием вернуть недополученные суммы, поскольку был нарушен Закон о бюджетном устройстве, где говорится, что такую крупную налоговую базу нельзя трогать в течение бюджетного года. В Нижегородской области сумма недополучения составила около 410 миллиардов рублей. Встреча с депутатами Госдумы РФ — нижегородцами показала, что они поддерживают областное руководство в этих вопросах. От их имени в Думу направлено предложение о перерасчетах налогоотчислений в случаях, подобных произошедшему с “Волготрансгазом”.

Что касается нижегородского метрополитена, то задолженность государства по его финансированию составляет около 70 млрд. рублей. Удалось “выбить” на зарплату его работникам 7 млрд. рублей. На стадии решения — вопрос об оплате канадского проходческого щита.

Ведутся переговоры с одним из крупнейших английских банков о выделении Нижегородской области дополнительных инвестиций на сумму в $50 млн. Бизнес-планы готовы, остается решить одну задачу: получить консолидированный кредит с той же учетной ставкой, по которой прежде были получены $11 миллионов [[9],[10]].



Источники

[1]. Окмянский В. 100 дней после присяги // Нижегородские новости. — 1997. — №209. — 1 ноября.

[2]. Маслова Е. 100 дней. Дальше, дальше, дальше... // Нижегородские новости. — 1997. — №210. — 4 ноября.

[3]. Разносчикова И. Александр Котюсов собрал чемоданы // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельнику “Аргументы и факты”. — 1997. — №48. — Ноябрь.

[4]. Румянцев Г. Рекомендации Общественной палаты Нижегородской области по вопросу “Занятость и зарплата” // Нижегородские новости. — 1997. — №224. — 26 ноября.

[5]. Окмянский В. Парламент: вход только молодым. // Нижегородские новости. — 1997. — №224. — 26 ноября.

[6]. Стрелков Д. “Казаки” и “разбойники” // Биржа. — 1997. — №45. — 21 ноября.

[7]. Донской Б. Отважится ли ЛУКойл шагнуть в нефтехимические дебри? // Нижегородские новости. — 1997. — №212. — 6 ноября.

[8]. Колосова Е. Александр Починок: упертый в налоги Козерог // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельнику “Аргументы и факты”. — 1997. — №47. — Ноябрь.

[9]. Чесноков О. Что привез из Москвы губернатор? // Нижегородские новости. — 1997. — №224. — 26 ноября.

[10]. Разносчикова И. Теперь пусть трудятся депутаты // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельнику “Аргументы и факты”. — 1997. — №48. — Ноябрь.