Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в ноябре 1997 года

1.    ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

1.1.    Итоги регистрации кандидатов

18 ноября завершился сбор подписей за выдвижение кандидатов. По итогам подписной кампании зарегистрированы 415 кандидатов (на 50 мандатов).

Количественные характеристики корпуса кандидатов следующие (по официальной информации областной избирательной комиссии — [[1]]).

Среднее число кандидатов в округе — 8 человек. Наибольшее число кандидатов — 19 (Кировский округ №28); наименьшее — 2 (Любанский округ №49).

Следует отметить беспрецедентно малый процент кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями — всего 37 человек (8,9%). Из них большинство — выдвиженцы ЛДПР (22 кандидата). Объединение “Честь и Родина” выдвинуло 6 кандидатов, КПРФ — 4, НДР — 2.

247 кандидатов (59,6%) выдвинуты избирателями, 131 кандидат (31,5%) — в порядке самовыдвижения.

Среди кандидатов 70 женщин (16,9%), 345 мужчин (83,1%).

Распределение кандидатов по возрасту:

до 30 лет                                                                                       16 чел.      (3,9%);

30-39 лет                                                                                     90              (21,7%);

40-49 лет                                                                                   189              (45,5%);

50-59 лет                                                                                     98              (23,6%);

старше 60 лет                                                                            22                (5,3%).

По трудовой деятельности:

служащих                                                                                 377              (90,9%);

рабочих                                                                                      12                (2,9%);

частных предпринимателей                                                  10                (2,4%);

пенсионеров                                                                               6                (1,4%);

неработающих                                                                          10                (2,4%).

По сферам деятельности:

Непроизводственные отрасли экономики                                     86              (20,7%),

в том числе:

финансовые учреждения                                                        6                (1,4%);

учреждения связи                                                                      9                (2,2%);

предприятия энергетики                                                          7                (1,7%);

транспорт                                                                                  15                (3,6%);

здравоохранение                                                                      13                (7,2%);

торговля, ЖКХ и бытовое обслуживание                         13                (3,1%);

социальное обеспечение                                                         6                (1,4%);

Образование, наука, культура, искусство, спорт                         64              (15,4%);

Производственные отрасли экономики                                         56              (13,5%),

в том числе:

промышленность                                                                    23                (5,5%);

строительство                                                                           13                (3,1%);

агропромышленный комплекс                                            20                (4,8%);

Акционерные общества                                                                     49              (11,8%);

Общественные организации и
др. негосударственные структуры                                                   29                   (7%);

Военнослужащие                                                                                 18                (4,3%);

СМИ                                                                                                        16                (3,9%);

Представительные органы власти                                                    15                (3,6%);

Органы местного самоуправления                                                 15                (3,6%);

Правоохранительные органы                                                            12                (2,9%);

Исполнительные органы власти                                                         6                (1,4%);

Прочие отрасли экономики                                                                6                (1,4%);

Другие сферы деятельности                                                              26                (6,3%).

49 претендентов по разным причинам не были зарегистрированы окружными избирательными комиссиями.

 

Среди кандидатов довольно много представителей высшей исполнительной власти области. Например, баллотируются первый вице-губернатор Ленинградской области Виталий Климов, начальник управления профессионального образования правительства Ленинградской области С.Васильев и др. Баллотируется также начальник АО “Ленсвязь” Юрий Григорьев (он же — ответственный за обеспечение выборов средствами связи), начальник Управления федеральной почтовой связи Ленинградской области Александр Верниковский, начальник управления “Леноблинвентаризация” правительства Ленинградской области Виктор Кавин, заместитель директора по развитию ООО “Киришинефтеоргсинтез”, генеральный директор ОАО “Глинозем” Евгений Исаков, множество директоров других крупных предприятий.

1.2.    Тактика властей

Как уже сообщалось, лозунг действующей власти — новый соста ЗС должен быть способным к законодательному обеспечению долговременной программы губернатора. Этому посвящены многочисленные выступления в СМИ полномочного представителя президента РФ в Ленинградской области Федора Шкруднева и представителей руководимой им Общественной палаты. Ему же принадлежит первенство в “запуске” в массовое сознание избирателей угрозы криминализации депутатского корпуса — эта модная сегодня тема не обошла и избирательную кампанию в Ленинградской области. Было заявлено, что криминальные элементы стремятся захватить контроль над строительством портов в Финском заливе. Опасения властей состоят в том, что при низкой явке избирателей депутатский корпус может быть сформирован в основном двумя силами — “заагитированным и запуганно-равнодушным” (выражение Ф.Шкруднева — [[2]] электоратом криминальных кандидатов и традиционным электоратом коммунистов. Что касается “работы” с левым электоратом, то в выступлениях Ф.Шкруднева звучит мотив о том, что избранные в Ленинградской области в 1995 году депутаты Государственной Думы — коммунисты за два года не решили ни одной существенной задачи для региона [[3]]. Ф.Шкруднев регулярно публикует в петербургской газете “Смена” многословные и вполне демагогические статьи на ту же тему (см. выше).

Среди кандидатов, официально поддержанных Советом Общественной палаты — первый вице-губернатор Виталий Климов, директор АО “Племзавод “Гражданский” Павел Степанов, генеральный директор регионального страхового общества “Русь” Сергей Бебенин, генеральный директор ОАО “Приозерский деревообрабатывающий завод” Александр Белов.

Стремление областной администрации крепко держать в руках бразды избирательной кампании выразилось, в частности, в отсечении активных, но неугодных избирательных объединений. В предыдущем обзоре сообщалось о негативном отношении главного куратора избирательной кампании — Ф.Шкруднева к общественно-политическому блоку Санкт-Петербурга и Ленинградской области “Балтика” в составе более 3 десятков мелких политических объединений правоцентристской направленности (см. [[4]]), по спискам которого якобы намеревался выдвигаться бывший губернатор Ленинградской области А.Беляков.

19 ноября после серии проволочек областная избирательная комиссия отказала в регистрации блоку “Балтика” на том основании, что ряд входящих в блок общественных объединений не имеет в своих уставах положения об участии в выборах органов власти “путем выдвижения кандидатов” (прием, недавно использованный в Санкт-Петербурге на выборах органов местного самоуправления — см. [[5]]). Представители блока заявили о намерении обжаловать это решение в суде. В итоге 3 декабря на заседании областной избирательной комиссии блок “Балтика” все-таки был зарегистрирован (в составе областного отделения Российской партии самоуправления трудящихся и Санкт-Петербургской организации Российской Республиканской партии), но это произошло уже после окончания подписной кампании.

Кроме того, областная избирательная комиссия отказала в регистрации сформированной блоком “Балтика” инициативной группе по сбору подписей за проведение референдума Ленинградской области по вопросу “Считаете ли вы необходимым объединение Ленинградской области и Санкт-Петербурга в единый субъект РФ?”. Основания отказа: в Ленинградской области нет закона о референдуме; отсутствует федеральный закон, устанавливающий порядок образования нового субъекта РФ.

Члены блока “Балтика” оспаривают в суде ряд принятых в конце сентября дополнений к областному закону о выборах депутатов ЗС. В частности, речь идет о регулировании процесса выдвижения кандидатов, проживающих за пределами Ленинградской области. Закон устанавливает неограниченное право выдвижения кандидатов, проживающих за пределами области (конкретно — в Санкт-Петербурге) и работающих “в расположенных на территории Санкт-Петербурга органах государственной власти Ленинградской области, органах местного самоуправления Ленинградской области”. Одновременно закон запрещает баллотироваться тем некоренным жителям области, которые работают в расположенных на территории Санкт-Петербурга организациях, предприятиях, учреждениях Ленинградской области, доля государственной или муниципальной собственности в которых составляет менее 25%. Последняя дискриминационная норма уже ущемила права отдельных представителей профсоюзов, рыболовецких предприятий, церковных общин. Эта же норма лишила возможности баллотироваться бывшего губернатора Ленинградской области Александра Белякова. Эта норма закона (в числе других) была предметом протеста областной прокуратуры, представленного в ЗС несколько месяцев назад (и о чем старательно умалчивалось и до сих пор умалчивается в областной прессе).

1.3.    Власть и СМИ

Наметилось определенное противостояние властей с некоторыми СМИ. Возникло недоразумение с публикацией предвыборных материалов кандидатов в областной газете “Вести” (в число учредителей которой входит администрация Ленинградской области). По итогам регистрации кандидатов газета объявила, что не имеет технической и финансовой возможности разместить бесплатные материалы всех 415 кандидатов (что заняло бы 30 газетных полос). Газета предложила публикацию платных материалов по весьма льготным расценкам (скидка 70%). Это вызвало резкий протест областной избирательной комиссии, председатель которой В.Пылин заявил, что хотя газете не запрещена публикация платных материалов, тем не менее газета обязана прежде всего организовать бесплатную публикацию материалов всех кандидатов. При этом избирком ссылается на пункт 3 ст. 40 областного закона “О выборах депутатов Законодательного собрания”. где говорится, что “кандидаты имеют право на предоставление им в газете “Вести” бесплатно и на возмездной основе печатных площадей на равных основаниях”. Газета обратилась в облизбирком с просьбой письменно сформулировать юридическое заключение о соответствии законодательству платных материалов кандидатов. В.Пылин заявил, что толкование закона находится в компетенции ЗС. В результате газета “Вести” отказывает кандидатам в публикации любых материалов — как бесплатных, так и платных, предлагая им обращаться за разъяснениями в ЗС.

Областная телекомпания ЛОТ 23 ноября запустила новую передачу “События” с популярным ведущим Сергеем Чернядьевым, который еще недавно работал на ГТРК “Петербург — 5-й канал” и был известен остротой и даже скандальностью своих сюжетов. Первый выход этой передачи в эфир (посвященный выборам и содержавший интервью с председателем облизбиркома и общие призывы к участию в выборах, в том числе предостережения насчет их криминализации) был негативно воспринят Ф.Шкрудневым. Он недвусмысленно намекнул, что не исключает прямой ангажированности популярного ведущего криминальными кандидатами.

1.4.    Визит Е.Гайдара

В связи с предстоящими выборами Ленинградскую область посетил лидер федеральной партии ДВР Егор Гайдар (находившийся в Санкт-Петербурге по случаю презентации своей книги). Он прибыл в Гатчину, чтобы официально поддержать кандидата в депутаты, лидера областной организации ДВР Залину Медоеву. Е.Гайдар провел встречу с общественностью в одном из гатчинских кинотеатров. Вход на встречу осуществлялся по приглашениям. Областная пресса о встрече умолчала.

2.    ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО

2.1.    Защита инвестиций

Губернатор В.Густов провел экстренное закрытое совещание с руководителями силовых структур, посвященное обеспечению безопасности инвестиций. Решено создать при губернаторе специальный координационный совет по безопасности и защите инвестиций. Хотя информации о состоявшемся разговоре нет, ясно, что главной заботой правительства являются строящиеся порты. По итогам проведенной после совещания пресс-конференции вице-губернатора по административно-правовым вопросам Анатолия Смирнова эксперты сделали выводы, что Ленинградская область не хочет повторить судьбу Санкт-Петербурга, где, как считается, все контролируется криминальными группировками. Вместе с тем есть основания считать, что соответствующие структуры уже заявили о своем интересе к портам: представитель президента РФ в Ленинградской области Ф.Шкруднев прямо заявил, что на предстоящих выборах в Законодательное собрание к власти рвутся криминальные элементы (до 10-12% кандидатов), стремящиеся к контролю над портами. Другое возможное направление обеспечения безопасности — анализ информации о действиях конкурентов, прежде всего — прибалтийских государств [[6]].

2.2.    Страсти вокруг телерадиокомпании

Вновь возникли трения в отношениях с властями Санкт-Петербурга в связи с вопросом о судьбе региональной телекомпании, которая будет создаваться на базе ГТРК “Петербург — 5-й канал”. Законодательное собрание Санкт-Петербурга обратилось к президенту РФ с предложением о внесении изменений в указ от 25.08.97 о реорганизации ГТРК “Петербург- 5-й канал”. Предлагается разделить ГТРК на телекомпанию с последующим ее акционированием и радиокомпанию, которую оставить в государственной собственности (см. [[7]]).

Губернатор В.Густов обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.Яковлеву с письмом, в котором выражена обеспокоенность правительства Ленинградской области активно ведущимся в ЗС Санкт-Петербурга обсуждением идеи разделения телевидения и радио в ходе планируемых преобразований ГТРК “Петербург — 5-й канал”. В письме указано, что в соответствии с согласованным проектом указа президента РФ правительство Ленинградской области совместно с правительством Санкт-Петербурга должно принять участие в формировании новой телерадиокомпании, вещающей на территории двух субъектов РФ, причем в подготовленных проектах нормативных документов речь идет именно о телерадиокомпании как единой организации, финансируемой с участием Ленинградской области и обеспечивающей оптимальное сочетание интересов Санкт-Петербурга и Ленинградской области при осуществлении как теле-, так и радиовещания. По мнению правительства Ленинградской области, наличие единой структуры гарантирует наилучшие возможности для обеспечения координации деятельности будущего вещателя и оптимизации его финансирования.

2.3.    Совет по пограничной политике

Губернатор В.Густов подписал распоряжение об образовании координационного совета по пограничной политике при губернаторе Ленинградской области. Задачи совета: разработка предложений по созданию условий для защиты государственной границы войсками и уполномоченными на то органами; подготовка рекомендаций для заинтересованных федеральных структур по вопросам, возникающим в связи с обстановкой на приграничной территории; разработка предложений по созданию условий для участия граждан на добровольной основе в защите государственной границы; участие в подготовке молодежи к службе в пограничных войсках; разработка предложений по проектам законодательных актов по вопросам защиты границы и т.п. Совет наделен правом запрашивать и получать необходимую информацию от структурных подразделений правительства Ленинградской области, муниципальных образований, учреждений и организаций Ленинградской области. Председателем совета назначен вице-губернатор по административно-правовым вопросам Анатолий Смирнов.

3.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

25 ноября был принят в целом бюджет на 1998 год. Рассмотрение бюджета продолжалось в течение 2-х дней, что в областном ЗС случается нечасто. На рассмотрение вносился уточненный законопроект, выполненный с учетом предложений рабочей группы, сформированной в прошлом месяце после принятия бюджета за основу. На заседании были внесены дополнительные предложения, таким образом, членам правительства во главе с вице-губернатором С.Сусековым пришлось ночью вносить в документ изменения. Бюджет был принят во втором чтении в форме постатейного голосования, после чего было срочно подготовлено заключение Государственного юридического управления ЗС об отсутствии в проекте внутренних противоречий. После этого депутаты закрыли заседания с тем, чтобы сразу же открыть новое, на котором бюджет был принят в третьем чтении (в целом) 16-ю голосами “за” и 1 “против”.

В результате внесенных поправок усилена социальная направленность бюджета. Была заново составлена таблица распределения дотаций бюджетам муниципальных образований (при сохранении общей суммы дотаций), что позволило устранить несоразмерный разброс величин дефицита муниципальных бюджетов.

Исключена статья, наделявшая правительство правом пересматривать размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения при неисполнении доходной части бюджета по итогам первого полугодия и 9 месяцев 1998 года.

В бюджет включена статья, предусматривающая возможность его корректировки после передачи муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий Ленинградской области.

4.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

4.1.    Выборгский район

Похоже, что один из самых крупных районов Ленинградской области — Выборгский — лишился местного самоуправления. Вся прошлогодняя кампания по формированию местного самоуправления сопровождалась здесь скандалами и судебными разбирательствами (см. [[8][9]-[10]]). 26 ноября Выборгский городской суд удовлетворил ряд исков граждан о признании недействительными результатов выборов (прошедших год назад) и отменил прошлогоднее решение муниципальной избирательной комиссии. Месяцем раньше тот же суд признал недействительным устав муниципального образования Выборгский район. Таким образом, глава администрации и муниципальный совет утрачивают свои полномочия.

4.2.    Кировский район

Ленинградское территориальное антимонопольное управление еще в июле предписало муниципальному образованию “Кировский район” в лице его главы А.Васильева прекратить нарушение ст. 7 закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Суть в том, что муниципальное собрание, руководимое главой муниципальной администрации А.Васильевым, в апреле-мае 1997 г. приняло ряд нормативных актов по вопросам организации розничной торговли алкогольной продукцией, противоречащих антимонопольному законодательству в части создания препятствий для деятельности коммерческих предприятий, в том числе давно работающих на этом рынке. Одновременно эти нормы создали благоприятные условия для вновь созданного унитарного муниципального предприятия “Торговый дом “Кировский район”. Проверки, проведенные управлением Государственной торговой инспекции в июле-сентябре, выявили нарушения правил торговли алкогольной продукцией в том числе и на этом предприятии, за что были наложены штрафы (отмечается, что в частных магазинах нарушений выявлено меньше). Главе администрации Кировского района А.Васильеву было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Однако предписание в установленный срок выполнено не было. За это А.Васильев предупрежден, что на основании ст. 224 Кодекса РФ об административных правонарушениях при повторном нарушении антимонопольного законодательства он будет привлечен к уголовной ответственности. В сообщении ЛенТАУ говорится, что данная ситуация типична для многих муниципальных образований в Ленинградской области [[11]].

4.3.    Тихвинский район

Администрация Тихвинского района создала ревизионную комиссию для проверки использования бюджетных средств на объектах жилищно-коммунальной сферы и утвердила новый порядок премирования руководителей муниципальных предприятий ЖКХ: заработок директоров увязывается с результатами деятельности возглавляемых ими предприятий.

В районе началась реализация целевой программы по установке счетчиков расхода горячей и холодной воды. Средства на программу выделяет правительство Ленинградской области. Муниципальные власти намерены предложить предприятиям-монополистам уменьшить тарифы на воду и тепло в соответствии с реальными объемами потребления (действующие нормативы власти считают завышенными: например, норма расхода водопроводной воды на одного жителя области — не более 200 литров в сутки). Правда, в правительстве области кое-кто считает, что тем самым главы муниципальных образований хотят сократить расходы местного бюджета [[12]].

5.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

“Зеленые” начали борьбу против проекта строительства портов в Финском заливе. Один из идеологов борьбы — член-корреспондент РАН Яблоков. Экологи считают, что результатом строительства станет уничтожение уникальные заказников, территории которых расположены рядом с портами. Говорится также об угрозе Финскому заливе в связи с неизбежными, по мнению экологов, катастрофами из-за разливов нефти. Отмечается также, что бухта Батарейная (одно из мест строительства) расположена в опасной близости (всего 10 км) к Ленинградской атомной электростанции — крупнейшей и старейшей на Северо-Западе.

6.    ПРОФСОЮЗЫ

17 ноября стихийно началась забастовка на шахте “Ленинградская” объединения “Ленинградсланец”. 50 человек отказались подняться из шахты после смены. Позже к ним присоединились рабочие следующей смены, а на следующий день комбинат полностью остановился. Причина протеста — задержка зарплаты, общий долг по которой составляет 16 млрд. рублей. Рабочие потребовали немедленно выплатить зарплату за июль и август, а остальное возместить до конца года. У правительства области долгов перед шахтерами нет, но губернатор В.Густов принял решение предоставить АО “Ленинградсланец” гарантии областного правительства на получение банковского кредита в 2,5 млрд. рублей. Администрация области приняла также участие в попытках добиться возврата хотя бы части долга от “Ленэнерго” и “Фосфорита”. Сложившаяся ситуация в очередной раз поставила вопрос о необходимости принятия федерального законодательства, регламентирующего взаимоотношения субъектов РФ и коммерческих предприятий на их территориях.

 



Источники

[1]. Информация об итогах регистрации кандидатов в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области второго созыва // Вести. — СПб, 1997. — 6 ноября. — №138. — С. 3.

[2]. Шкруднев Ф. Эксперимент на ЛОТе: необдумааный риск или тонкий расчет? // Вести. — СПб, 1997. — 6 декабря. — №138. — С. 2.

[3]. Королев М. О роскоши человеческого общения на фоне регламента // Смена. — СПб, 1997. — 12 ноября. — №252. — С. 4.

[4]. Драбкина Т. Ленинградская область в октябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №10.

[5]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в августе 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №8.

[6]. Ипатова Н. Область хочет строить порты “чистыми руками и на чистые деньги” // Смена. — СПб, 1997. — 21 ноября. — №260-261. — С. 2.

[7]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в ноябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №11.

[8]. Драбкина Т. Ленинградская область в августе 1996 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1996. — №8 (55).

[9]. Драбкина Т. Ленинградская область в сентябре 1996 года // Политический мониторинг. — М:. ИГПИ, 1996. — №9 (56).

[10]. Драбкина Т. Ленинградская область в ноябре 1996 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1996. — №11 (58).

[11]. Булгаков В. Антимонопольное управление наказало и предупредило // Вестьи. — СПб, 1997. — 25 ноября. — №133. — С. 2.

[12]. Федоров Н. В Тихвине начинают считать // Санкт-Петербургские ведомости. — СПб, 1997. — 28 ноября. — №223. — С. 2.