Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Курская область

Петр ткачев

Курская область

в сентябре 1997 года

1.    Экономическая жизнь области

1.1.    Промышленность

Наметились некоторые позитивные сдвиги в промышленности региона. По последним данным, например, Михайловский ГОК в августе впервые вышел на запланированные показатели, выдав 1 млн.т продукции и достигнув денежного оборота 150 млрд. руб. [[1]]. По данным областного комитета статистики, в I полугодии текущего года выпуск потребительских товаров на предприятиях г.Курска составил 105,9% от соответствующего периода прошлого года [[2]].

1.2.    Сельское хозяйство

Проводятся итоги прошедшего сельскохозяйственного года. В целом они оцениваются как успешные. Область подошла (по официальным данным) к рубежу 1,8 млн. т собранных зерновых, что действительно для нее высокий результат. Вместе с тем, на проводившемся 20 сентября семинаре-совещании глав районных администраций председатель облкомитета по сельскому хозяйству и продовольствию В.Шахов отметил, что к концу сентября неубранными оставалось еще 50 тыс.га зерновых. Не засеяно в нужном объеме озимое поле, хотя оптимальные сроки прошли. По сути дела, область не развернулась с уборкой сахарной свеклы, урожай которой в некоторых районах может уйти под снег. Все это, по мнению Шахова, требует действия “революционными методами с мобилизацией на уборку всех сил и средств” [[3]].

Другая проблема, стоящая сейчас перед областной администрацией использовать полученный урожай с максимальной выгодой. Установка барьеров на пути вывоза зерна из области породило необходимость усиленной борьбы с “контрабандой”. О том, что такая имеется, свидетельствуют факты. Так, в Суджанском РОВД возбуждено уголовное дело в отношении некоего Королева, сумевшего вывезти в Словацкую республику 493,5 т ячменя почти на 200 млн. руб., причем таким образом, что документация расчетов на зерно отсутствует. За август было зарегистрировано 77 случаев краж зерна общим весом 82,2 т. В связи с этим губернатор выступил со специальным обращением к жителям области, в котором предупредил: “Таким ворам пощады не будет! Закон к расхитителям будет применен в полную силу” [[4]].

В предыдущих обзорах мы уже отмечали, что нынешняя посевная, а затем и уборочная страда, прошедшие под знаком мобилизационных кампаний, привели к воссозданию системы административного управления сельским хозяйством. Похоже, что используя тезис о кризисности положения, руководство области, намерено сохранить ее и в дальнейшем.

Тем интереснее проследить планы реформирования АПК. По заявления губернатора, крупные курские сельскохозяйственные предприятия в будущем, возможно, ждет укрупнение. Во время недавней инспекторской поездки в Льговский район губернатор объявил, что 657 хозяйств для области слишком много, чтобы обеспечить их все техникой. Нужно провести реформу, и из 657 хозяйств создать хотя бы 250 [[5]]. Смысл укрупнения хозяйств, на наш взгляд, однако, не сводится лишь к оптимизации их оснащения тракторами и комбайнами. С уменьшением числа хозяйств возрастает их управляемость и подконтрольность.

Другой резерв повышения прибыльности сельского хозяйства видится администрации области в улучшении посевного материала и внедрении перспективных культур (например, кукурузы). Руцкой объявил, что не собирается вмешиваться в деятельность районных администраций, но категорически запрещает сеять зерно третьей, а тем более 5 или 6 категории. Кроме того, он заявил, что намерен добиваться передачи в собственность области Льговской селекционной станции, чьи угодья будут увеличены более чем в 5 раз, а она сама реорганизована в селекционный институт.

Внимание администрации к сельскому хозяйству вполне объяснимо. В природно-климатических условиях Курской области потенциально оно может быть рентабельно. Если в этом году администрации удастся не только погасить кредиты, но и получить прибыль, в следующие годы это внимание наверняка сохранится.

1.3.    Сбор налогов

Сбор налогов — один из показателей общей экономической ситуации в регионе. По официальным сообщениям Государственной налоговой инспекции, за 8 месяцев текущего года в области было собрано 1 трлн. 518 млрд. руб., из которых в региональный бюджет поступило 978 млрд. руб. (64%). Объем налогов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 8%. Однако с учетом инфляции он практически не вырос. При этом примечательно, что сумма налогов, поступающих в бюджет области, возросла на 24% цифра, достаточно ярко характеризующая эффективность фискальной политики губернатора.

Несмотря на принимаемые меры, тем не менее задолженность бюджету не сокращается и составляет на 1 сентября 1 трлн. 388 млрд. руб. [[6]]. После абсолютно лидирующих по долгам АЭС и ГОКа идут крупные предприятия Курска: АО “Курскрезинотехника” (86 млрд. руб.), АО “АПЗ-20” (25 млрд. руб.), ООО “Аккумулятор” (8 млрд. руб.) и др. [[7]] В целом каждое 4 предприятие является недоимщиком [[8]].

10 сентября проблеме долгов перед бюджетом было посвящено совещание руководителей областной администрации, промышленных предприятий, финансовых структур, правоохранительных органов. Выступавший на нем А.Руцкой сделал любопытное резюме: предприятиям самим из тяжелого финансового положения не выбраться. Помочь им сможет только “Курский губернский банк” (КГБ). Памятуя содержание постановления губернатора № 734 “Об упорядочении финансово-хозяйственных отношений на территории Курской области”, нетрудно заметить, что это совещание, как и многие подобные мероприятия один из способов поставить курские предприятия под контроль КГБ и соответственно администраций региона.

1.4.    “Курский губернский банк” и другие банки

Оправданность такого финансового инструмента объясняется администрацией необходимостью привлечь в область инвестиции и, наоборот, пресечь утечку капитала. Последняя, по словам губернатора, ежегодно составляет сумму, равную годовому бюджету области. Утечка капитала, по мнению Руцкого, осуществляется через филиалы коммерческих банков. Отсюда прямая задача областной администрации переориентировать (в том числе административными методами, а также пропагандой и психологическим давлением) финансовые потоки из филиалов коммерческих банков в КГБ. На этом пути достигнуты определенные успехи. Уже около 500 юридических лиц стали клиентами КГБ. Открыто около 20 кредитных линий. В ближайшее время планируется открыть 9 филиалов банка.

На вышеуказанном совещании губернатор также заявил, что вскоре в областную думу будет внесен законопроект о выпуске областных займов на сумму до полутриллиона рублей, размещением которых займется КГБ [[9]]. “Курский губернский банк” стал также монополистом в обслуживании взаимозачетов предприятий области [[10]]. Благодаря усилиям областной администрации, банк становится важным финансовым центром области.

Другим крупным партнером областного руководства, похоже, будет его недавний противник банк “Российский кредит”. В областной прессе появились сообщения не только о вложениях банка в ГОК и финансирования им посевной и уборочной, но также о планах кредитования строительства пятого энергоблока Курской АЭС [[11]].

1.5.    Создание лицензионной палаты

Еще одним инструментом пополнения регионального бюджета, возможно, станет лицензионная палата, созданная в сентябре в структуре первого заместителя губернатора области. В ее задачи входит проведение единой лицензионной политики в области. Лицензионная палата сосредоточит в своих руках всю лицензионную деятельность (до этого ей в области занималось 8 различных структур).

Лицензирование приносит государству достаточно большие прибыли. Только отделом лицензирования Курска за 1 полугодие этого года получено сборов на сумму 4,5 млрд. руб. В своем интервью “Курской правде” директор лицензионной палаты Л.Дремова подчеркнула: “Очень важно, что данный финансовый инструмент находится в руках не федеральных структур, а губернатора области. Создается база для решения приоритетных социальных задач” [[12]].

1.6.    Внешнеэкономические контакты

Состоялся визит в Курскую область представителей Европейского банка реконструкции и развития во главе с Альбертом Зерингом. 17 сентября прошла их встреча с мэром Курска С.Мальцевым. Банк изъявил готовность инвестировать экономику Черноземья и признал пригодным к финансовым вливаниям только два города Липецк и Курск. Липецку уже предоставлено $23 млн. кредитов. Курску, возможно, дадут $70-90 млн. под гарантии администрации, которая должна осуществить на своих муниципальных предприятиях энергосберегательные проекты.

На предложение поставок оборудования под кредиты из Европы мэр сделал контрпредложение — выпускать его в Курске. Окончательное решение будет принято к концу октября.

Мэр Курска в этом месяце принял предложение шведской фирмы “ACCIDOMAN” построить в Курске завод по выпуску технических мешков. Условие, по слухам, выдвинутое Мальцевым — экологическая безопасность предприятия.

1.7.    Открытие участка Московской железной дороги Охочеевка — Колопна

14 сентября состоялось торжественное открытие участка железной дороги, связавшего два поселка и две области (Курскую и Орловскую соответственно). Само это событие, возможно, и не заслуживало бы отдельного упоминания, если бы не то символическое значение, которое ему сумел придать А.Руцкой. Тепловоз с четырьмя вагонами был превращен в настоящий агитпоезд. Все остановки от Охочеевки до Колопны губернатор использовал для встреч с народом, выслушивал обращения граждан, рассказывал о планах администрации. Это событие еще раз продемонстрировало, что в нынешней Курской области хозяйственная деятельность все сильнее перекликается с ритуально-символической. Возможно, это есть решение А.Руцким проблемы: “Как нам обустроить Россию?”

2.    Социальная сфера

2.1.    Начало жилищно-коммунальной реформы в Курске

В регионе началась жилищно-коммунальная реформа. С 1 сентября в 1,8 раза повышена оплата за коммунальные услуги в областном центре. В заявлении городской администрации постоянно подчеркивается, что это не ее прихоть, а выполнение указов и постановлений Президента и правительства, предусматривающих к 2003 г. покрытие за счет граждан всех затрат, связанных с содержанием и ремонтом жилья, инженерных сетей, коммуникаций [[13]]. Цены выросли дифференцированно на разные типы услуг: оплата за водоснабжение — на 20%, канализацию — 16%, а содержание жилья 59%. Возросли цены на вывоз бытовых отходов, жильцы полностью оплачивают содержание лифта.

Как известно, доля расходов на жилищно-коммунальные услуги согласно постановлению правительства не должна превышать 16% совокупного дохода семьи. Малоимущим гражданам предусмотрена компенсация. На пресс-конференции 17 сентября мэр города сообщил, что к тому времени сумма дотаций для компенсации затрат низкооплачиваемых граждан составила около 2 млрд. руб. [[14]].

Момент начала жилищно-коммунальной реформы, как показали события в Санкт-Петербурге, чреват нарастанием напряженности в обществе. Пока в Курске все спокойно, но как скажется реформа на массовых настроениях горожан дальше — сказать пока трудно.

2.2.    Ситуация с выплатой детских пособий

Сложная ситуация складывается с выплатой пособий на детей. В сентябре они выплачивались только за апрель. Администрация области объясняет это тем, что на данное мероприятие собрано только 34% запланированных средств. По той же причине из-за невыполнения доходной части бюджета не выделяются в полном объеме средства на финансирование домов-интернатов, центров социальной помощи семьи и детям с приютами для детей-сирот.

При этом, видимо, часть денег, поступающих на эти нужды в казну, тратится на зарплаты бюджетникам. По крайней мере, в заявлении пресс-службы губернатора указывается: “Эти средства расходуются на многие культурные и социальные программы, на зарплаты врачам, учителям, на ремонт и обслуживание больниц, школ, домов-интернатов и другие цели” [[15]].

3.    Институты власти и политическая жизнь

3.1.    Кадровые перестановки в администрации области

Следует признать, что мы не вполне точно оценили направленность кадровой политики в областной администрации, когда в одном из предыдущих обзоров писали о планомерном выдавливании из руководящих структур представителей местного чиновничества. В сентябре маятник качнулся в другую сторону: 15 сентября “полетели” два “варяга” — первый заместитель губернатора, председатель комитета по перерабатывающей промышленности и оптовой торговле продовольствием администрации области М.Идигов и руководитель представительства администрации Курской области при Правительстве РФ В.Швецов. Официальная формулировка — за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей — буквально ничего не говорит об истинных мотивах. Точно с такой же “дежурной” формулировкой были уволены в июле С.Локтионов и И.Алешина. Какие конкретные нарушения финансово-хозяйственной деятельности допустил Идигов, затрудняются сказать даже работники указанного комитета. Единственную версию случившегося выдали на своих страницах “Хорошие новости” —отстранение от занимаемых должностей Идигова и Швецова связано с некими махинациями со зданием представительства Курской области в Москве [[16]]. Не отвергая и не подтверждая эту версию, заметим однако, что это кадровое решение могло быть продиктовано Руцкому и некоторыми другими обстоятельствами. Вхождение в команду губернатора чеченца М.Идигова стало поводом для достаточно неприятных для Руцкого слухов: Идигова упорно связывали с мафией как в общественном мнении региона, так и в столичных кругах, более того, среди жителей региона все более стало распространяться мнение о подконтрольности Руцкого Идигову. Швецов же был особенно нелюбим курскими журналистами, которых, в свою очередь недолюбливал сам. Последним он был во многом обязан своим непривлекательным имиджем. Поэтому такой ход со стороны губернатора, который очень ревниво относится к своему образу в глазах общества, носит и явно популистский оттенок. Кроме того, Руцкой, как несомненно талантливый политик регионального уровня, прекрасно понимает, что сила его как лидера заключается в том, чтобы не дать сделать себя зависимым от какой бы то ни было властной группировки внутри области. Отсюда постоянные кадровые “броски с захватом, то справа, то слева”. При этом, однако, основная ориентация на использование “варягов” на экономических должностях сохраняется. На место Идигова назначен Владимир Бунчук, также “завезенный” Руцким из-за пределов области.

3.2.    Областная Дума

12 сентября состоялось десятое заседание областной Думы. В повестку дня было включено свыше двадцати вопросов, однако основным и вызвавшим наибольшие дебаты стало принятие закона “О ставках налогов в территориальный дорожный фонд Курской области”, вынесенного на заседание по инициативе областной администрации [[17]]. Согласно проекту закона, предполагалось увеличение ставок налогов до 3,5% от выручки предприятий всех форм собственности. Против закона активно выступил директорский корпус. В одном из номеров “Курской правды” накануне заседания облдумы, например, появилась статья директора “Счетмаша”, в которой тот обвинял коммунистов (!) в том, что они хотят поднять ставку налога. По его мнению, это окончательно добьет промышленность региона [[18]]. То что объектом критики выбраны депутаты-коммунисты отражает новые “правила игры” на территории области: губернатора критиковать не принято, если хочешь покритиковать его инициативы, то их следует приписать коммунистам или еще кому-нибудь. Проект закона так и не был принят на заседании Думы. Депутаты признали, что дороги в области находятся в неудовлетворительном состоянии (это действительно так), но предполагаемая ставка налога чрезмерная (сейчас, для сравнения, она составляет 1,4%). Поэтому решено было продолжить работу над законом в соответствующих комиссиях.

Также не был принят внесенный в областную Думу по инициативе администрации, закон “О штрафных санкциях за несоблюдение действующих нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности, эксплуатации жилищного фонда и связанных с ним объектов коммунального назначения Курской области”. Этот закон должен был конкретизировать применительно к Курской области ряд положений проводимой в России жилищно-коммунальной реформы. По официальным сообщениям [[19]], депутаты отметили непроработанность некоторых положений закона. Возможно, что другой скрытой причиной отклонения проекта стала разворачивающаяся исподволь борьба вокруг реформы между губернатором (выступающим ее сторонником даже в “немцовском” варианте) и коммунистами (отвергающими ее, по крайней мере в нынешнем виде). Отклонение Думой двух предложенных администрацией проектов свидетельствует о некотором равновесии, установившемся в ней. По некоторым вопросам большинство удается собрать коммунистам, по некоторым — “руцкистам”.

На этом же заседании Дума в порядке законодательной инициативы внесла в Государственную Думу РФ проект федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”. Как известно, НДС — один из наиболее легко собираемых налогов. Большая его часть сейчас собирается в федеральный бюджет. Согласно же намечаемой налоговой реформе весь или практически весь НДС будет поступать в федеральную казну. Очевидно, что подобные инициативы (вполне возможно, что Курская область не будет единственной в этом почине) — попытка превентивных мер со стороны региональных элит, осуществляемых с целью не упустить наиболее собираемый налог из рук области.

3.3.    Политические партии и общественные движения

Этот месяц был богат в Курске семинарами. В конце сентября в Доме знаний состоялся семинар “Права человека и правоохранительные органы”, собравший правозащитников России, Белоруссии и Дании [[20]]. Основной вывод семинара, как всегда, не имел прямой связи с его темой. Было решено, что главная задача реформирования России создание среднего класса и гражданского общества.

Поделился своими впечатлениями от пребывания на семинаре, проведенном “ЯБЛОКОМ” совместно с Международным республиканским институтом в Старом Осколе руководитель регионального отделения первого В.Куперман. Семинар ему понравился [[21]].

4.    Проблемы местного самоуправления

4.1.    Повторные выборы в органы местного самоуправления в Курской области

28 сентября в 40 избирательных округах прошли повторные выборы в органы местного самоуправления. В 33 из них они были признаны состоявшимися. В результате заполненными оказались три вакантных места глав сельских и поселковых администраций и 30 мест в представительных органах местного самоуправления. Наибольшую активность, как всегда, проявили сельские жители: в Советском районе в голосовании приняло участие 83% избирателей, в Обоянском — 73%, в Хомутовском — 64%, в Пристенском — 55%. Напротив, в Курске явка была низкой. Например, в Центральном административном округе к урнам пришло только 10% избирателей. В итоге из 9 вакантных мест городского собрания заполненными оказалось только 3. Депутатами стали заместитель генерального директора строительно-производственной ассоциации “Конкурент” В.Быков, директор школы №50 В.Ачкасов и главный врач городского туберкулезного диспансера — И.Казначеев [[22]].

4.2.    Конфликт из-за председательского кресла в городском собрании Курска

Следует признать, что провал выборов в Курске нанес ощутимый удар по планам мэра города и стоящего за ним губернатора. Напомним, что в прошлом месяце в Курском городском собрании развернулось столкновение между мэром и частью депутатов по поводу права главы местного самоуправления быть председателем городского собрания. Пикантность ситуации заключается в том, что избранных в июне депутатов хватало ровно для кворума, чтобы считать заседание собрания состоявшимся. Таким образом, отказ от участия в работе хотя бы одного депутата означает срыв собрания. В знак же протеста против действий мэра, явочным порядком занявшим председательское кресло, сразу семь депутатов отказались участвовать в работе. Отсюда ясна заинтересованность мэра и его сторонников в успешном завершении повторных выборов в городское собрание. Трех избранных депутатов явно недостаточно для получения кворума.

Семерка депутатов тем временем подала иск сначала в областной (а после отказа принять дело там) в районный суд [[23]]. Как ситуация будет разворачиваться дальше, неясно. Мэр Курска С. Мальцев заявил: “Городское собрание должно работать. И оно работать будет” [[24]]. Вместе с тем очевидно, что пока не удастся собрать кворума (или принять решение о его снижении), любые решения Собрания будут чрезвычайно уязвимы юридически. На депутатов-отказников осуществляется психологическое давление как со стороны властей, так и со стороны других депутатов и СМИ. Вместе с тем, очевидно, что такого хода со стороны своих предполагаемых противников С. Мальцев не ожидал. Пока что удовлетворительного ответа с его стороны не найдено.

4.3.    Кадровые назначения в администрации г. Курска

Летом этого года С. Мальцев издал постановление, сперва напугавшее всех городских чиновников: о конкурсном замещении всех должностей. В сентябре выяснилось, что “гора родила мышь”. Конкурс был объявлен лишь на замещение должностей начальника производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства и директора городских электросетей. На все же ключевые должности (в том числе и глав окружных администраций) были в сентябре традиционным постановлением назначены старые лица [[25]]. По всей видимости радикальная ломка устоявшихся механизмов была признана нецелесообразной. Вместе с тем, пусть и ограниченное введение новых принципов заслуживает внимания, а в случае успеха — поддержки.

4.4.    Затянувшееся становление органов местного самоуправления в Рыльске

Внимание областных властей и местных СМИ привлекла ситуация с органами местного самоуправления в Рыльске, которая на наш взгляд, вскрывает некоторые типичные для сегодняшнего дня проблемы. Как городское собрание, так и глава города были избраны в Рыльске с первого захода, то есть еще летом. Последним стал не без помощи районной администрации Ю.Белозерцев — молодой еще человек, до того работавший заместителем главы администрации района. Прошло несколько месяцев, но штат городской администрации еще не сформирован. Вместе с тем в районной администрации ряд проблем уже отказываются решать, переправляя просителей в городскую. Там их встречают пустые кабинеты. Глава города объясняет это двумя обстоятельствами: отсутствием денег на содержание штата и отсутствием законодательной базы для работы администрации в виде устава города. Здесь всплывает на поверхность еще одна проблема: не имея штата, Белозерцев тем не менее отказался от какого бы то ни было сотрудничества с избранными депутатами. Нагляднее всего это проявилось в истории с уставом города, который был направлен в юридический отдел администрации области даже без голосования (!) за этот документ на референдуме или городском собрании. Неразбериха в деятельности городского самоуправления приводит к накапливанию проблем и, соответственно нарастанию напряженности в городе, поскольку жители ощущают эти проблемы в прямом смысле на собственной шкуре.

Параллельно развивается конфликт между главой города и поддерживающей его районной администрацией, с одной стороны, и депутатами местного самоуправления, — с другой. Последние, естественно, недовольны их игнорированием в процессе формирования администрации. Недавно в районной газете появилась статья одного из них, с критикой сложившейся ситуации. В частности, депутат высказал возмущение тем, что, похоже, и районную, и городскую власть (в лице Белозерцева) вполне устраивает состояние дел. Фактически городская администрация оказывается не органом местного самоуправления, а переименованной структурой областной администрации. Отсюда естественное неуважение к ней. Так, директор райпо даже не счел нужным ответить на официальную просьбу председателя городской постоянной комиссии по торговле о предоставлении ему некоторых сведений. Выступление депутата вызвало болезненную реакцию, как главы города, так и районной администрации.

Ситуация в Рыльске до сих пор остается неопределенной. Правда, прошло совещание у главы областной администрации. Вопрос о формировании городской администрации вынесен на осуждение городского собрания [[26]]. События в городе высветили, на наш взгляд, несколько проблем, характерных ныне для отечественного местного самоуправления, а именно: отсутствие четких юридических границ в компетенции региональных властей и местного самоуправления; даже там где они есть де юре, их нет де-факто — чиновники городской или поселковой администрации скорее ассоциируют себя с региональной структурой исполнительной власти, чем с местным самоуправлением; отсутствие в обществе четких представлений о важности местного самоуправления (а не администрирования), отсюда фактическое его отсутствие не воспринимается как серьезная проблема; недостаток юридической и методической подготовки выборных лиц местного самоуправления, а также отсутствие структур, способных осуществлять такую подготовку в короткие сроки.

5.    Культурная жизнь области

5.1.    50-летие губернатора

Событием в жизни области стало празднование 15 сентября 50-летия Александра Руцкого. “Курская правда” два дня печатала поздравления губернатору от высших должностных лиц государства (в том числе и Президента), руководителей регионов, деятелей культуры, общественных организаций, простых граждан. К юбилею была очередной раз опубликована биография юбиляра. В прессе появились даже оды, сложенные в его честь. По непроверенным данным, отделы администрации были в этот день более всего озабочены выбором подарков. Злые языки утверждали, что резкое исчезновение с прилавка ряда магазинов дорогой бытовой техники непосредственно связано с этим соцсоревнованием. Перещеголял всех М.Идигов, подаривший шефу алкахетинского жеребца.

Банкет прошел в бывшем имении князей Барятинских, а впоследствии санатории ЦК КПСС — Марьино, как уверял губернатор не за счет бюджета.

5.2.    Празднование 200-летия Курской губернии

Состоявшийся в этом году 21 сентября день города прошел под знаком 200-летия Курской губернии. Автор этих строк, к своему стыду не знает, когда имело место это славное событие, но подозревает, что не в 1797 г. назад. Впрочем, и сами власти не скрывают условный характер этой даты. “Местные историки и краеведы, пишет “Курская правда”, — знают курскую родословную, начиная с ее истоков. В современной летописи нужна точка отчета. Руководители областной и городской администрации на основе предоставленных им исторических документов приняли за такую точку отсчета 1797 год ...” [[27]]. Вот так, взяли и приняли. Один из признаков настоящей власти — умение управлять временем. Куряне могут гордиться — их власть настоящая.



Источники

[1]. Хорошие новости. — 1997. — 18 сентября.

[2]. Курская правда. — 1997. — 6 сентября.

[3]. Курская правда. — 1997. — 23 сентября.

[4]. Курская правда. — 1997. — 3 сентября.

[5]. Хорошие новости. — 1997. — 4 сентября.

[6]. Курская правда. — 1997. — 24 сентября.

[7]. Курская правда. — 1997. — 12 сентября.

[8]. Курская правда. — 1997. — 24 сентября.

[9]. Курская правда. — 1997. — 12 сентября.

[10]. Хорошие новости. — 1997. — 18 сентября.

[11]. Хорошие новости. — 1997. — 4 сентября.

[12]. Курская правда. — 1997. — 9 сентября.

[13]. Курская правда. — 1997. — 6 сентября.

[14]. Курская правда. — 1997. — 19 сентября.

[15]. Курская правда. — 1997. — 9 сентября.

[16]. Хорошие новости. — 1997. — 25 сентября.

[17]. Курская правда. — 1997. — 13 сентября.

[18]. Курская правда. — 1997. — 11 сентября.

[19]. Курская правда. — 1997. — 13 сентября.

[20]. Курская правда. — 1997. — 30 сентября.

[21]. Курская правда. — 1997. — 14 сентября.

[22]. Курская правда. — 1997. — 30 сентября.

[23]. Курская правда. — 1997. — 12 сентября.

[24]. Курская правда. — 1997. — 12 сентября.

[25]. Хорошие новости. — 1997. — 18 сентября.

[26]. Курская правда. — 1997. — 3 сентября.

[27]. Курская правда. — 1997. — 23 сентября.