Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в сентябре 1997 года

1.    ВЫБОРЫ В АСТРАХАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ОПС)

1.1.    Кандидаты

26 сентября истек срок сдачи подписных листов в окружные избирательные комиссии для регистрации претендентов на депутатский мандат в качестве кандидатов. По состоянию на 30 сентября подписные листы сдали 229 человек. Отказано в регистрации 3 претендентам. Уведомили о сборе подписей, но не сдали подписных листов 14 человек. Комментируя эти данные, председатель избирательной комиссии Астраханской области Евгений Покровский заявил, что прогнозы комиссии о численности кандидатов оправдались. ОПС оказалось привлекательным для самых разных групп населения.

Наибольший конкурс на одно депутатское место в округе №25 — 18 человек. Среди уже зарегистрированных кандидатов 175 мужчин и 21 женщина.

Возрастной расклад кандидатов выглядит следующим образом:

до 30 лет — 14 человек (из них 5 студентов ВУЗов);

до 40 лет — 56 человек;

от 40 до 50 лет — 66 человек;

до 60 лет — 53 человека;

свыше 60 лет — 7 человек.

Профессиональная принадлежность кандидатов (так, как они сами об этом заявили):

руководители предприятий, организаций, учреждений — 104 человека;

помощники депутатов Госдумы — 2 человека;

депутаты действующего ОПС — 12 человек;

медицинские работники — 20 человек;

ученые — 5 человек;

военные — 5 человек;

рабочие — 13 человек;

инженерно-технические работники — 6 человек;

сотрудники СМИ — 2 человека;

предприниматели — 9 человек;

служащие — 2 человека;

работники администрации области — 7 человек;

работники органов местного самоуправления — 4 человека;

руководители общественных организаций — 19 человек;

работники правоохранительных органов — 2 человека;

безработные — 5 человек.

Особый интерес вызывает тот факт, что достаточно большое количество кандидатов предпочло не предавать огласке свою политическую ориентацию, основное место работы или принадлежность к ныне действующему составу ОПС. Так, например, в качестве помощников депутатов Госдумы себя заявили 2 кандидата, хотя на самом деле таковых среди них — 4. Выдвинутая на областной конференции КПРФ Н.Муравьева (кстати, одна из двух оставшихся инкогнито помощников депутатов Госдумы), фигурирует в списке кандидатов, как выдвиженка от организации “Женщины астраханской области — за народовластие”, а то, что она является сотрудником администрации области, нигде не заявлено. Региональное отделение движения “ЯБЛОКО” вообще не заявило открыто своих кандидатов, а предпочло действовать через “дочернюю организацию” — областное общество защиты прав налогоплательщиков, по инициативе которой был создан и зарегистрирован избирательный блок “Защита прав налогоплательщиков”. Лидеры регионального отделения “ЯБЛОКО” такие действия объяснили тем, что в случае участия в выборах под маркой этой организации их кандидаты вряд ли бы набрали более 5 — 7% и о победе на выборах можно было бы даже не мечтать.

107 кандидатов были выдвинуты группами избирателей, 21 — самовыдвиженцы. Активность общественных и политических объединений, имеющих право участвовать в выборах, оказалась довольно-таки низкой.

“Партийные” выдвиженцы:

КПРФ — 23 человека;

ОФТ — 10 человек;

ЛДПР — 8 человек;

“Честь и Родина” — 7 человек;

блок “Защита прав налогоплательщиков” — 7 человек;

НДР — 4 человека;

союз “Чернобыль” — 3 человека;

межвузовский студенческий совет, “Трудовая Россия”, ассоциация малого бизнеса, партия самоуправления трудящихся, российская объединенная промпартия, профсоюз “Защита” — по 1 человеку.

1.2.    Характер избирательной кампании

По прогнозам местных наблюдателей и специалистов аппарата избирательной комиссии Астраханской области, эти выборы депутатов ОПС будут по целому ряду позиций отличаться от предыдущих, которые проходили в марте 1994 года. Во-первых, значительно снизилась значимость средств массовой информации в ходе агитационного процесса (СМИ областного масштаба крайне сложно работать по локальным округам, которых всего по области сформировано 29; избиратели за последние три года уже устали от бесконечных выступлений в СМИ политиков разного толка, мало им верят и еще меньше смотрят, слушают и читают такие выступления). Во-вторых, уходит в прошлое и “война листовок”. Мало кто из избирателей теперь останавливается на улице, дабы ознакомиться с вывешенной на заборе или столбе листовкой. Наиболее эффективна здесь персональная разноска и раздача печатных материалов каждому избирателю лично в руки. Причем используется обращение к конкретным группам и слоям населения — пенсионерам, студентам, безработным и т.п. Не меньшей по эффективности воздействия будет и активное общение кандидатов с избирателями, причем без посредников в виде ТВ или радио и даже не в виде встреч с избирателями в больших актовых залах и домах культуры, а беседы во дворах домов и при прочих максимально приближенных простому быту обстоятельствах. Таким образом кандидатам, желающим одержать победу, будет необходимо собственнолично проводить кампанию “от двери к двери”. Большинство местных наблюдателей также считают, что доминирующей на этих выборах будет “война компроматов”, поскольку отыскать что-то негативное на своих оппонентов гораздо легче, чем убедить избирателей в том, что именно ты достоин быть избранным в ОПС.

1.3.    Средства массовой информации

С самого начала избирательной кампании развернулся конфликт между облизбиркомом и ГТРК “Лотос”. Объектом нападок тележурналиста Людмилы Егоркиной (жены председателя компании Николая Егоркина) стал председатель избирательной комиссии Астраханской области Е.Покровский. В серии репортажей она попыталась представить его как душителя прессы, а также как человека, весьма вольно трактующего избирательное законодательство и превышающего свои должностные полномочия. Формальным поводом для начала конфликта стало нарушение ГТРК “Лотос” положения о порядке проведения предвыборной агитации. Телекомпания нарушила принцип равенства в предоставлении кандидатам эфирного времени, но признать свою вину руководство ГТРК не захотело. (Кстати сказать, это отнюдь не первый случай, когда ГТРК “Лотос” нарушает избирательное законодательство. Такое уже было и в ходе выборов в Госдуму-95, выборов Президента-96, выборов главы администрации области-96.) Однако, по мнению наблюдателей, в том числе и сотрудников других СМИ, данный конфликт был запрограммирован заранее и ГТРК “Лотос” был нужен только повод, чтобы его раздуть. За этим конфликтом, по их мнению, стоит руководство областного представительного собрания и его аппарата (председатель ОПС Валерий Бородаев, заместитель председателя Яков Винокуров, руководитель аппарата ОПС Валентин Петраков), которых Е.Покровский как председатель облизбиркома не устраивает с самого начала своей работы в этой должности, поскольку отстаивает независимость избиркома как государственной структуры и от исполнительной, и от представительной властей, а также выступает за полную открытость для общественности избирательного процесса на всех его стадиях.

Другой конфликт развернулся между руководством ОПС и его аппарата и информационно-аналитической программой “На неделе” телекомпании “ЭКС-видео”. Эта программа заняла весьма жесткую критическую позицию по отношению к действующему Собранию и его аппарату. При этом председатель ОПС В.Бородаев неоднократно пытался оказать давление на руководство компании с целью прекратить критику в его адрес. Однако желаемого результата так и не достиг.

2.    КАСПИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ (КТК)

В сентябре в Астрахани были проведены первые общественные слушания обоснования инвестиций и оценки воздействия на окружающую среду проекта нефтепроводной системы КТК. В них приняли участие разработчики проекта, сотрудники администрации области, отвечающие за топливно-энергетический комплекс, экологи, главы администраций районов, по которым будет проходить нефтепровод, представители силовых структур, журналисты. Делегацию консорциума возглавлял заместитель генерального директора КТК Рей Шеперд.

Обсуждался ряд вопросов, связанных с безопасностью эксплуатации трубопровода, проблемами налогообложения, технической экспертизой проекта и т.д. По итогам этого мероприятия был подписан протокол, в котором участники слушаний отметили, что все материалы разработаны с учетом условий Астраханской области и ее экосистем, дав таким образом “добро” на разработку последующих стадий проектно-сметной документации (с учетом всех высказанных замечаний).

По словам Р.Шеперда, от эксплуатации нефтепровода Астраханская область получит в целом более $1,2 млрд. КТК намерен использовать построенную в Астраханской области в начале 90-х годов часть нефтепровода Тенгиз — Астрахань — Грозный. Протяженность “астраханской” линии — 222 км. Для определения нынешнего ее состояния консорциум намерен провести гидростатические испытания, а также испытания методом инструментальной диагностики. В планах КТК строительство нового, более защищенного, нежели прежний, перехода через Волгу. Р.Шеперд отметил, что проблемам экологии консорциум уделяет самое пристальное внимание. Так, по всей линии нефтепровода будет установлена электронная система контроля и сбора данных, позволяющая автоматически прекратить подачу нефти в случае каких-либо неполадок, а также будут размещены базы аварийного реагирования.

Р.Шеперд отметил, что вновь поставлен вопрос о возможности транспортировки тенгизской нефти на Астраханский газоперерабатывающий завод для ее переработки, а также об участии КТК в строительстве на территории области нефтеперерабатывающего завода.