Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С. аккиева

Кабардино-Балкарская республика

в августе 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Экономическое положение КБР за 6 месяцев текущего года.
Доклад премьер-министра

Премьер-министра КБР Х.Чеченов выступил с докладом, посвященным деятельности кабинета министров (правительства) КБР за первое полугодие.

Х.Чеченов подчеркнул, что правительство работало по плану, исходящему из основной задачи в предстоящие пять лет — достижения бюджетной самодостаточности в республике.

Правительство разработало и приняло среднесрочную программу социально-экономического развития Кабардино-Балкарии. Принят пакет решений правительства по реструктуризации задолженности предприятий бюджету и внебюджетным фондам.

Определены основные направления взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по повышению уровня собираемости налогов и контрольной работе.

Правительство республики выработало комплекс мер по упорядочению выпуска и реализации алкогольной продукции.

Большое внимание в КБР уделяется созданию собственной топливно-энергетической базы. В первом полугодии продолжалось строительство Нижне-Черекского каскада ГЭС. Удалось реконструировать воздушные линии электропередачи протяженностью 100 км, восстановить 44 полностью разукомплектованных подстанции.

Начинает работу нефтяной комплекс республики. Идет экспериментальная добыча нефти на Ахловском и Харбижинском месторождениях, получено более 2 тыс. тонн нефти.

Далее премьер-министр особое внимание уделил сельскому хозяйству и сказал, что в Послании президента подчеркивалось, что в агропромышленном комплексе в ближайшее время следует отработать экономические взаимоотношения между товаропроизводителями и переработчиками сельхозпродукции. В этих целях контрольные пакеты акций ряда консервных заводов и хлебоприемных предприятий переданы товаропроизводителям республики. Ведется работа по передаче хозяйствам контрольных пакетов акций предприятий молочной промышленности.

Сделаны определенные успехи в инвестиционно-строительном комплексе. Приняты меры по более эффективному использованию государственных ресурсов, по упорядочению перечня объектов республиканской инвестиционной программы, строящихся за счет бюджетных средств.

В республике проводится структурная перестройка промышленности строительных материалов. На ряде предприятий стройиндустрии ведутся работы по совершенствованию производства: увеличению объема выпуска современных строительных материалов.

Правительство в истекший период продолжало работу по выявлению высокоэффективных инвестиционных проектов для финансирования в рамках программы “Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской республики, и создание свободных экономических зон на ее территории”.

Правительство обратило внимание и на поддержку малого предпринимательства. Из бюджета республики предусмотренные на развитие этого сектора средства были выделены в полном объеме.

В области социальной сферы многие вопросы нынешнему составу правительства удалось решить. Разработан целый пакет документов по совершенствованию системы социальной поддержки малообеспеченных граждан. Премьер-министр подчеркнул, что вопросы повышения социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения особенно актуальны в связи с намечаемой реформой в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Х.Чеченов особо отметил, что сделало правительство для того, чтобы с бюджета была снята нагрузка, связанная с финансированием жилищно-коммунального комплекса:

— принята программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства;

— разработаны и утверждены республиканские стандарты социальной нормы жилья;

— утверждена предельно допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 16% от совокупного дохода семьи;

— разработаны порядок и методика предоставления гражданам субсидий на оплату жилья;

— принято решение по упорядочению оплаты жилья и коммунальных услуг для проживающих в общежитиях.

Решением правительства России г. Нальчик включен в перечень городов для отработки механизма реализации реформы.

По словам премьер-министра, в республике удалось сохранить системы здравоохранения, образования, культуры и обеспечить основные гарантии населения в области медицинского обслуживания и общего образования.

В связи с тем, что практически прекращено финансирование в рамках федеральных целевых программ и капвложения из федерального бюджета, многие объекты в республике заморожены. Те же, где идут работы, они ведутся за счет внутренних резервов республики.

Премьер-министр охарактеризовал социально-экономическое положение в республике как сложное и противоречивое. В реальном секторе экономики продолжался спад производства. Валовой внутренний продукт сократился на 6%. В промышленности выпуск продукции сократился на 8%. Вместе с тем, по мнению премьер-министра, спад производства не свидетельствует об отрицательных тенденциях. Вызван он в значительной степени тем, что предприятия перестают выпускать те товары, которые не пользуются спросом. К сожалению, идет процесс снижения и ликвидной продукции. Из 142 предприятий промышленности около половины снизили объемы производства, что является тревожным симптомом о неблагополучии в отрасли. И это происходит на фоне стабилизации объемов производства в России.

Затратный подход к формированию цен на выпускаемую продукцию сохраняется. Продукции выпускается меньше, а потребление электроэнергии и газа растет. Это при том, что задолженность республики за электроэнергию и за газ превышает 700 млрд. руб.

Не отличалась динамичностью работа предприятий — участников программы “Стабилизация и развитие экономики КБР”. Этим предприятиям была оказана реальная финансовая помощь, но несмотря на это, более половины из них допустили снижение объемов производства.

Премьер-министр в докладе остановился на структурной перестройке предприятий, которая идет медленными темпами, было сказано о том, что только единицы предприятий располагают эффективными инвестиционными проектами, подготовленными с учетом всех требований и стандартов. Оставляет желать лучшего и профессионализм директорского корпуса. Энергичных, грамотных руководителей, могущих работать в рыночных условиях, пока не так много. Несмотря на то, что 13 промышленных объектов простаивает более полугода, процедура банкротства не возбуждалась ни на одном из них.

Затронута была в докладе и такая больная для республики проблема, как транспорт. В связи с тем, что общественный транспорт простаивает уже третий месяц, основные перевозки осуществляются коммерческими и частными структурами. Правительство работает над данной проблемой, чтобы не допустить снижения уровня жизни различных слоев населения.

В социальной сфере не удалось предотвратить рост задолженности по заработной плате. Свыше 95% задолженности приходится на предприятия материального производства. Есть предприятия, которые не выплачивают зарплату по 5-6 месяцев [[1]].

1.2.    Жилищно-коммунальная реформа

Кабардино-Балкария входит в число регионов, в которых отрабатывается жилищно-коммунальная реформа. В одном из своих выступлений президент республики отметил, что это сделано для блага, в первую очередь, малоимущего населения. Практические действия по реформированию начались с 1 августа.

В КБР определены основные социальные нормы жилой площади и нормативы услуг. Для одинокого человека социальной нормой считается 33 кв. м., для семьи из двух человек — 42 кв.м., а из трех и более по 18 кв.м. жилой площади. Оплата одного квадратного метра будет составлять от 198 до 330 руб. — в зависимости от комфортности жилья.

С 1 августа увеличиваются нормативы потребления электроэнергии и воды: с 27 до 40 кВт/час и 50 до 300 литров соответственно (на члена семьи в месяц). Считается нормой потребление 10 куб. м. газа на человека по 1440 руб. за куб. м., если в квартире нет водогрейной колонки, и 25 кубометров по 3600 за куб.м. при ее наличии.

Отопление 1 кв.м. социально-защищенной площади обойдется в 936 руб.

Эти нормативы составляют 40% от экономически обоснованных тарифов (ЭОТ). Предполагается, что доля расходов семьи на коммунальные платежи не должна быть выше 16% совокупного дохода семьи или превышать половину минимального оклада (41745 руб.). В противном случае нуждающимся будет предоставляться жилищная субсидия.

За излишки площади оплата будет рассчитываться в зависимости от соотношения совокупного дохода семьи к прожиточному минимуму. При совокупном доходе, превышающем прожиточный минимум более чем в 4 раза, за каждый квадратный метр жилья и его отопление оплата должна составить 100% ЭОТ. При совокупном доходе, не превышающем прожиточного минимума на каждого члена семьи, за излишки площади плата составит 40% ЭОТ. Средства для жилищных субсидий будут формироваться за счет оплаты излишков площади теми, чей доход выше прожиточного минимума — даже если “неимущесть” мнимая (например, при получении нигде не фиксируемых доходов). Причем размер субсидий будет тем выше, чем большую площадь занимает “неимущий” и чем выше комфортность дома.

Плата за найм жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде составит от 18 до 30 руб. за 1 кв.м. в зависимости от комфортности жилья. Собственники жилья должны платить налог на имущество в размере 0,1% его оценочной стоимости в год.

До конца года планируется провести разделение функций потребителей услуг (население, предприятия) и производителей услуг (служба жизнеобеспечения), а также собственника жилья (муниципальные органы, ведомства). При местных администрациях в муниципальных или районных жилищно-коммунальных хозяйствах в июле-августе должны быть созданы отделы или службы жилищных субсидий для работы с населением. В этот же срок во всех населенных пунктах должны быть созданы расчетно-кассовые центры, принимающие плату одновременно за жилье, газ, свет и воду для того, чтобы более оперативно учитывать уровень всех платежей каждой семьи и ее нуждаемость в каждой субсидии.

Программа энергоресурсосбережения, предусматривающая внедрение индивидуальных приборов учета и контроля, должна быть разработана до 2000 года.

Для контроля за осуществлением всех этих мероприятий создана Государственная комиссия по реформированию жилишно-коммунального хозяйства КБР [[2]].

1.3.    Кризисная ситуация с электроэнергией

Неплатежи за потребляемую электроэнергию могут привести к серьезным проблемам. РАО “ЕЭС России” настаивает на отключении электроэнергии в Кабардино-Балкарии. В материалах, опубликованных в ряде центральных СМИ, КБР названа в числе самых больших неплательщиков. Генеральный директор АО “Каббалкэнерго” Ахмед Хамуков, комментируя этот факт, отметил ориентацию нового руководителя РАО на финансовые показатели работы региональных энергосистем (раньше приоритет отдавался устойчивости их работы). “Хозяйственникам придется свыкнуться с мыслью, что электроэнергия — такой же товар, как бензин или уголь, и расплачиваться за нее надо деньгами. Неплатежи и бартерные сделки поставили энергетиков на колени”, — сказал А.Хамуков.

14 августа в республике состоялось совещание, посвященное неплатежам за энергоносители. В начале августа “республике чудом удалось избежать энергетической блокады”, — заявил министр топлива и энергетики КБР В.Золатарев. Он сказал, что не обеспечивается обязательная оплата текущего потребления за газ и электроэнергию. При этом экономика Кабардино-Балкарии не в таком уж тяжелом положении, и у предприятий есть возможность рассчитаться за энергоносители: “Однако многие из них не платят вполне сознательно. Например, “Каббалкмясо”, “Каббалкрыба” работают и получают за это деньги. Их аргумент против отключений: в холодильнике находится скоропортящаяся продукция. Не платят хлебозавод, совхозы “Нальчикский”, “Кенже”.... Заводы оплачивают в лучшем случае 10-15%. Выход один — принудительное отключение именно неплательщиков”.

В.Золатарев предложил в местных и республиканских бюджетах отдельной строкой предусмотреть оплату энергоносителей. И обратил внимание присутствующих на то, что при общем снижении объемов производства потребление электроэнергии и газа практически не снижается, что свидетельствует о наличии подпольных производств.

Министр финансов Х.Шеожев, выступая на этом совещании, говорил о бюджетном кризисе: “Бюджет закредитован на 66,4%. На обслуживание долгов идут значительные суммы, а доходы почти на 200 млрд. руб. ниже прогнозных показателей. Не меньше 36% бюджета идет на обеспечение различных льгот, а живыми деньгами поступает всего 27%. Этого едва хватает на зарплату и жизненно необходимые затраты. Уповать на то, что бюджет погасит все долги, в сегодняшних условиях нереально”. Министр финансов особо подчеркнул, что “Республика не может больше брать кредиты. Правительство не в состоянии проработать все возможные варианты бартерных сделок за хозяйственников”.

Министр сельского хозяйства Х.Бердов отметил, что на погашение долгов по электроэнергии всем сельхозпредприятиям необходимо около 400 тонн пшеницы, в то время как ожидаемый урожай этого года составляет не более 180 тонн. Он считает несправедливым, что КБР вынуждена приобретать электроэнергию тепловых станций, которая является самой дорогой. “Атомные гидростанции строила вся страна, в том числе и мы. Почему бы не пересмотреть для нас тарифную ставку?”

Генеральный директор АО “Каббалкэнерго” А.Хамуков, говоря о проблемах энергоснабжения республики и платежах, особое внимание обратил на то, что в последнее время энергетики КБР работают в аварийном режиме. Отключены все входящие в республику линии ВЛ-110, питание производится только по двум ВЛ-330, причем на Баксанской и Прохладненской подстанциях работают по одному трансформатору. Малейшее несоблюдение диспетчерских графиков может привести к аварии, последствия которой непредсказуемы. Замена же одного трансформатора обойдется в сумму около 3 млн. долларов.

Из РАО ЕЭС России на имя руководителей и прокурора КБР пришла телеграмма, возлагающая на них ответственность за возможные при аварии последствия.

Доведенные неплатежами до крайности работники Невиномысской и Новочеркасской ГРЭС грозятся совершить пеший марш по территории главных должников — Кабардино-Балкарии и Калмыкии.

А.Хамуков сказал, что у его ведомства нет иного выхода и с 18 августа они начнут отключать неплательщиков. Но энергетики не в силах бороться с несанкционированными обратными подключениями, широко распространенными как в государственном, так и частном секторе.

Итоги совещания подвел премьер-министр Х.Чеченов, который сказал: “Чрезвычайная ситуация требует от нас чрезвычайных мер. Если нужно, в бригады по отключению электроэнергии и газа введем бойцов СОБРа и ОМОНа. Проверим уровень энергозатрат в бюджетной сфере и будем оплачивать минимально необходимую потребность. Всех неплательщиков безжалостно отключим, сделав выбор в пользу населения, оплачивающего 90% потребленной энергии и газа. Нельзя оставить города без света и воды: в Дагестане брюшной тиф. Впереди зима. С платежами 1997 года надо справиться любой ценой” [[3]].

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

2.1.    Новая Конституция КБР

1 июля 1997 г. на совместном заседании Совета Республики и Совета Представителей Парламента КБР был обсужден проект новой Конституции КБР. Несмотря на то, что предварительно обеими палатами проект был тщательно обработан, по отдельным вопросам прошла бурная дискуссия. Основные споры велись вокруг двух статей: о президенте и о парламенте республики. Значительную полемику вызвал пункт о том, что одно и то же лицо не может более двух сроков быть президентом, право президента самому назначать и освобождать от должности глав местной администрации и некоторые другие.

Острая дискуссия шла по вопросу, каким быть парламенту — однопалатным или двухпалатным (что означает сохранение нынешней структуры парламента). Депутаты высказывали разные точки зрения на эту проблему.

К.Ахохов, председатель комиссии по бюджету, налогам и финансам Совета Республики, считал, что нынешний парламент все 4 года своей работы был гарантом стабильности в республике. Время для однопалатного парламента еще не наступило. По его мнению, возможно, в будущем в КБР откажутся и от института президентства, и от двухпалатного парламента и будет найдена другая, совершенно новая форма.

Г.Мурзаканов, член комитета по межнациональным отношениям Совета республики, считал, что двухпалатный парламент для такой маленькой республики, как Кабардино-Балкария, — чересчур дорогое удовольствие. По его мнению, парламент КБР создан по образцу Федерального Собрания РФ, и это заимствование не совсем рационально. Доводы тех депутатов, которые в двухпалатном парламенте видят залог стабильности в республике, его не убеждают, так как никто не доказал, что однопалатный парламент не смог бы принять необходимых законов. Однопалатный парламент предполагает серьезную профессиональную работу, к которой многие депутаты не готовы и не способны и потому выступают против перехода на новую структуру.

А.Аталиков, член комиссии по вопросам собственности, экономики и предпринимательской деятельности Совета Республики, заявил, что модель однопалатного парламента была бы идеальной для КБР. Но сегодня, по его мнению, этому мешает уровень развития нашего общества, и потому необходимо пока сохранить двухпалатный парламент.

А.Будаев, член комиссии по вопросам собственности, экономики и предпринимательской деятельности Совета Республики, обе модели назвал приемлемыми. Но однопалатный парламент можно вводить в республике при одном условии: в тексте Конституции должно быть оговорено, что при решении вопросов межнационального или административно-территориального характера национальным фракциям (существование таковых также должно быть предусмотрено) представляется право вето.

Проект Конституции был опубликован в СМИ, и до 10 августа шло его обсуждение на страницах республиканских и местных газет. Оно очень напоминало прошлые времена. Шли практически одни дифирамбы в адрес проекта. Похоже, никто его и не читал вовсе. Да и не интересуют простых граждан проекты Конституций, их больше волнуют вопросы зарплаты, цен, электричества, предполагаемого обмена денег и т.п.

С резкой критикой проекта Конституции выступил Государственный совет Балкарии, избранный в ноябре 1996 г. на очередном съезде балкарского народа. Его деятельность запрещена указом президента КБР и постановлением парламента КБР, но так как этот запрет оспаривается в судебных инстанциях, Госсовет может делать заявления. Свое заявление о проекте новой Конституции КБР Госсовет Балкарии опубликовал в одной из независимых газет.

По этому заявлению, предлагаемый проект Конституции не может быть принят, так как противоречит:

а) Декларации “О государственном суверенитете КБР от З0 января 1991 г., в которой (ч.1.) сказано:

Кабардино-Балкария “как суверенное государство развивается на основе осуществления кабардинской и балкарской нациями своего неотъемлемого права на самоопределение как равноправных субъектов федерации.

Кабардинский и балкарский народы как суверенные субъекты, образующие единую республику, обладают неотъемлемым правом на самоопределение, вплоть до выхода из республики и образования самостоятельной государственности”.

В проекте новой Конституции носителем суверенитета выступает многонациональный народ КБР, кабардинский, балкарский, русский и др. народы не упоминаются.[1]

б) Конституции РФ: Раздел первый, статьям 4 (ч.2), 5 (ч.3). 15 ( ч.1,4); Раздел 2 (ч.1);

в) Указу Президента РФ Б.Н.Ельцина от 5 октября 1995 года.

Далее в Заявлении отмечается, что проект Конституции КБР противоречит ряду положений Итогового документа Венской встречи 1986 г. представителей государств — участников СБСЕ и Венской декларации от 25 июля 1993 года, принятой с участием России на Всемирной конференции по правам человека от 14-25 июля 1993 г.

В заявлении подчеркивается, что попытки создания “единой и неделимой” Кабардино-Балкарии чреваты опасными последствиями. По мнению Госсовета Балкарии, балкарский народ имеет право на самоопределение в форме образования Республики Балкария в составе Российской Федерации в качестве ее прямого субъекта.

Далее отмечается, что “в случае игнорирования воли балкарского народа и отказа Парламента КБР зафиксировать в соответствующих положениях Конституции республики бесспорное и неотъемлемое право балкарского народа на полное его самоопределение, а равно и при попытке изменить статус балкарского народа, являющегося одним из двух равноправных субъектов, добровольно образующих Кабардино-Балкарскую Республику, балкарский народ считает себя свободным от исполнения положений Конституции КБР, противоречащим вышеизложенным принципам и воле балкарского народа и не соответствующих основным положениям Конституции РФ и нормам международного государственного права”.

Официальные органы пока никак не отреагировали на это Заявление. С 10 по 20 августа все замечания и предложения по проекту должны были быть обобщены специальной комиссией.

Предполагается, что 1 сентября новая Конституция Кабардино-Балкарии будет принята и отныне этот день будет днем государственности КБР.

Следует сказать, что принятие этой даты как дня государственности Кабардино-Балкарии заранее вызывает недовольство членов балкарского национального движения, так как в этом они видят еще одно ущемление прав балкарского народа. Дело в том, что 1 сентября 1921 г. была образована Кабардинская Автономная область. Документ о создание единой Кабардино-Балкарии датируется 16 января 1922 г., фактическое же объединение было достигнуто 17 августа 1922 г., а потому балкарская сторона считает, что если празднуется день государственности единой Кабардино-Балкарии, то нужно выбрать 16 января или 17 августа, а не праздновать создание государственности только кабардинского народа. Тем не менее, во все предшествующие годы именно 1 сентября отмечали как день государственности КБР, в прошлом году праздновали юбилейную 75-летнюю годовщину Кабардино-Балкарской Республики. Принятие Конституции не случайно приурочено к этой дате.

2.2.    Пресс-конференция Президента КБР

9 августа состоялась очередная пресс-конференция Президента КБР В.М.Кокова. Он дал краткую характеристику общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике, отметив, что серьезных позитивных сдвигов в экономической и социальной сферах за первое полугодие в республике достичь не удалось.

Среднемесячная зарплата достигла 466 тыс. руб., среднедушевой доход — 460 тыс., минимальный прожиточный уровень — 336 тыс. руб. Президент с удовлетворением объявил о полном погашении задолженности по зарплате перед бюджетными организациями, выплате всех пенсий и пособий по август месяц. В то же время долг по заработной плате предприятий составил около 100 млрд. руб., и президент намерен обеспечить погашение этой задолженности до 1 ноября, хотя государство не обязано этого делать, поскольку речь не идет о госсекторе.

Самой негативной оценке подверглось выполнение правительством республики Послания президента КБР за истекшие полгода. Но несмотря на это, серьезных изменений в составе Правительства не последует, так как 6 месяцев, по мнению президента — еще не срок для конструктивных выводов и кардинальных перестановок.

Президент остановился на реформе образования. “Мы идем к тому, чтобы выпускники школ, изъявившие желание получить специальность, имели бы эту возможность. То есть число выпускников школ должно равняться числу принимаемых в специальные учебные заведения. Ни один выдержавший экзамен, не получивший двойку, на улице не останется”, — сказал В. Коков. В соответствии с этой установкой значительно увеличен прием в КБГУ, КБСХА, Терский сельскохозяйственный техникум.

Дети КБР с 3 до 8 лет будут находиться в детских садах-школах, а все школы перейдут на десятилетнее обучение. Столь же детально спланировано и послешкольное образование, обязанное готовить как магистров, так и бакалавров.

Президент в своем вступительном слове остановился и на том, какая работа проводится по подготовке республики к устойчивому функционированию в осенне-зимний период. К началу отопительного сезона, заверил он, все предприятия, все жилищно-коммунальное хозяйство будут полностью подготовлены к нормальной работе.

Касаясь некоторых политических событий прошедшего времени, В.Коков особо выделил подписание Договора о создании Межпарламентского Совета между тремя братскими республиками — Республиками Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, завершение работы над проектом Конституции КБР, а также проведенное в Нальчике под эгидой заместителя председателя Правительства РФ Олега Сысуева совещание руководителей республик, областей, краев Центра и Юга России по проблемам совершенствования межбюджетных отношений — одной из важнейших проблем государственности в РФ. Президент особо отметил, что это совещание прошло по-деловому, устроителям его удалось выработать много ценных предложений.


Затем В.Коков ответил на вопросы журналистов:

 

— Каковы самые ощутимые результаты деятельности созданной свободной экономической зоны (СЭЗ) “Кабардино-Балкария”?

— Чистых вливаний по линии свободной экономической зоны в нашу республику получено 130 млрд. рублей. Определенную помощь в этом нам оказали политические мероприятия, которые прошли в КБР. В числе первых предприятий построенных на средства СЭЗ — АО “Минеральные воды Кабардино-Балкарии”. Пока существуют некоторые проблемы со сбытом готовой продукции, но предприятие уже заняло свою нишу в экономике и успешно действует. Есть еще два предприятия, которые строятся на инвестиционные средства. Одно из них будет производить жидкий сахар. Наша республика потребляет около 30 тонн сахара в год. Половина этого объема приходится на изготовление кондитерских изделий. Намного выгоднее использовать для этого жидкий сахар, который будет производиться из крахмала, а не из свеклы.

Кроме того, намечено еще несколько проектов. Через СЭЗ мы вошли в целый ряд кредитных линий, в частности французскую, по которой будут построены предприятия по производству гофротары. Мы реализуем намеченные программы несмотря на то, что новым Правительством РФ возможности СЭЗ подвергаются сомнению.

— Почему госслужащие КБР публично не декларируют свои доходы?

— Декларации должны представлять не только госслужащие, но и все жители КБР. И не для того, чтобы на этом ущемить чьи-то интересы. Нет. Дело совсем в другом — наличие таких деклараций сделало бы возможным упорядочение социальных льгот.

— В последнее время деньги часто проходят мимо нашей республики. Это и за оплату за услуги типографии “Кавказская здравница” в Минводах, где печатать газеты даже с учетом дорожных расходов дешевле, чем в КБР. Также дешевле закупать продукты в Краснодаре, нежели здесь. Будет ли этот вопрос как-то урегулирован?

— Недавно состоялось совещание предпринимателей, каждый из которых высказал по несколько действительно дельных идей. Надо признаться, что до сих пор мы не мешали, то и не помогали предпринимателям. А принятая недавно программа поддержки развития малого предпринимательства поможет решить данные проблемы. Нам нужно пересмотреть всю нормативную базу. Сначала нам нужно упорядочить рыночную торговлю, затем розничную и, в конце концов, оптовую торговлю. Мы видим, что из республики уходит немало средств, товарооборот сократился. Но искусственных барьеров товару мы ставить не можем.

— Руководство РАО ЕС России сообщило, что не подадут энергию до тех пор, пока не будут выплачены долги, в том числе и по Кабардино-Балкарии. Какой выход из создавшего положения?

— Мы никогда не выплатим те долги, которые накопились за прошлые годы. Мы с ними не справимся, даже если всю республику продадим. Но отключать людей от электроэнергии никому не дано права. А потому мы будем платить текущую плату, все что положено с 1 января 1997 года. На этот счет наша делегация повезет в Ставрополь на переговоры соответствующие документы и договора. Я и сам намечаю на эту тему встречу в “верхах” в Москве. Задача выплаты накопившихся долгов за тепло и энергоносители — не из реальных. И такая картина в целом по стране. Должно быть выработано решение, которое устраивало бы все регионы России — выход здесь только в этом. В конце концов, Россия — это регионы... А если они захотят отключать все регионы, начиная с Приморского края и кончая Калининградом, потому что они в таком же положении?...

— Ваше отношение по существу к деятелям и неправительственным организациям, которые сегодня пытаются влиять на ход событий на Северном Кавказе, а также в этой связи к публикациям, в частности, в газете “Известия”?

— Я признаю исключительно законную власть, а поэтому все те неформальные организации, группы лиц и отдельные лидеры, которые претендуют на выражение воли народа, для меня попросту не существуют. Я стараюсь не обращать на это внимания. В том числе и на эти публикации. Их никто не контролирует, за них никто не отвечает.

Авторы подобных публикаций работают по заказу, и не только из России. Это платные работники всемирных организаций, спецслужб различных партий и движений, которых в России развелось немало.

 

По окончании пресс-конференции В.Коков обратился к присутствующим с просьбой обратить особое внимание в своей работе на некоторые особо значимые сегодня для республики проблемы, умело и доходчиво разъяснять их среди населения. В частности, президент КБР поднял проблему имущественной реабилитации репрессированных. Это для республики миллиарды и миллиарды рублей. Но сегодня таких денег в Кабардино-Балкарии нет. Поэтому принято решение, — чтобы часть населения взяла бы облигации Кабардино-Балкарской республики. Эти облигации принесут за год их владельцам 30% дополнительных доходов. Однако ни одна из банковских структур не может предложить таких выгодных условий вклада.

Еще одна тема, которую поднимал президент, касалась реализации инициативы правительства по выплате детских пособий. Суть этого плана проста — чтобы более обеспеченные слои населения отказались от своей доли в пользу тех, кому увеличение суммы детских пособий, мягко говоря, не помешает. Процедура этой передачи будет состоять в том, что те, кому без получения этих сумм не обойтись, собирают нужные документы. Те, кому не нужны пособия, соответственно, дают понять, что в этих выплатах не нуждаются. Полученные в результате этой операции суммы будут распределены между наиболее нуждающимися. Эту акцию президент оценил как наиболее гуманную [[4]].

2.3.    Пресс-конференция председателя Совета Республики Парламента КБР

Очередная пресс-конференция председателя Совета Республики Парламента КБР З.Нахушева была приурочена к окончанию весенней и началу осенней сессии.

З.Нахушев отметил, что на весенней сессии 1997 года предусматривалось рассмотреть 50 проектов законов. Рассмотрено и принято 37 законов, в том числе девять в первом чтении. Главное внимание было уделено стимулированию развития реального сектора экономики, укреплению и совершенствованию бюджетной и финансовой системы, формированию благоприятного налогового климата. Достаточно сказать, что половину принятых на этой сессии законов составляет именно экономический блок.

Впервые в практике Парламента рассмотрена долговременная Программа социально-экономического развития КБР на период 1997-2001 гг. Важнейшим законодательным актом стал Жилищный кодекс.

Другой крупный блок законодательных актов — это законы, направленные на дальнейшее реформирование государственной власти в республике. В первую очередь это относится к новой Конституции КБР, принятой в первом чтении. Другой важный законодательный акт этого блока — закон “О государственной службе КБР”. Получили реальную законодательную базу вопросы, касающиеся Избирательной комиссии КБР, административно-территориального устройства республики. Внесен ряд изменений и дополнений в Закон КБР “О статусе депутата Парламента КБР”, направленных на ужесточение требований к ним.

Принят ряд законов и по Советам местного самоуправления. В закон “О выборах депутатов местного самоуправления” внесены необходимые изменения и дополнения. Принят в первом чтении закон “О финансовых основах местного самоуправления”.

Были приняты законы, регламентирующие вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, пенсионного обслуживания лиц, занимавших государственные должности и др. — всего семь законодательных актов по социальной сфере.

До декабря, когда будет избран новый парламент, депутаты Совета Республики планируют рассмотреть и принять еще 27 законов.

По мнению З.Нахушева, парламент КБР свои обязанности выполнил. Даже если в новый состав законодательного органа будет избрано всего 60-70% старого состава, по мнению спикера, он будет работать в том же ключе.

Председатель Совета Республики заявил, что, по его мнению, рано или поздно в республике будет однопалатный парламент.

Больше всего вопросов было задано по поводу принятия новой Конституции. З.Нахушев сказал, что ее обсуждение прошло очень активно. При этом он отметил, что некоторые граждане недостаточно глубоко изучили проект закона. Все предложения и поправки рассматриваются. 1 сентября будет принята новая Конституция КБР.

На вопрос о возможности лоббировании чьих-то интересов в парламенте он ответил, что это явление существует во всем мире и подобное давление в нашем Парламенте ощущалось, когда рассматривались вопросы о льготах по инвесторам.

Спикер парламента высказал свое отрицательное мнение по поводу введения института представителя Президента на Северном Кавказе, считая такое посредничество между законно избранным руководством республики лишней тратой средств на еще один чиновничий аппарат. Неодобрительно отозвался и о заявлении президента США Клинтона, объявившего Кавказ сферой интересов США [[5]].

2.4.    Пресс-конференция премьер-министра

21 августа премьер-министр Х.Чеченов провел свою первую пресс-конференцию в качестве председателя правительства. Подводя итоги работы правительства за первое полугодие, он отметил, что “минусы” в экономических показателях не удалось перевести в “плюсы”.

Х.Чеченов сказал, что эффективному регулированию не поддаются проблемы промышленности и исполнение доходной части бюджета. “Вся промышленность акционирована, но частные владельцы, скупившие за бесценок акции предприятий в период ваучерной приватизации, не стали эффективными собственниками. Инвестиций в промышленность практически не делалось.” В этих условиях большое значение приобретает реструктуризация промышленности, создание “большей государственной управляемости” ею, в сочетании с обновлением кадров. “К сожалению, — сказал премьер-министр, — нет кнопки, при нажатии которой промышленность сразу заработает, но к концу года мы ожидаем кое-каких результатов”.

Секвестр российского бюджета, по словам Х.Чеченова, привел к тому, что из 100 млрд. руб., на которые республика рассчитывала, получено только 12. Поэтому проинвестировать все планируемые программы республика не сможет.

Есть и положительные моменты — например, в сельском хозяйстве (несмотря на все капризы погоды). Есть проблемы с выплатами долгов за ГСМ, электроэнергию и газ, но зерном и овощами собственного производства республика будет обеспечена до следующего урожая.

С определенными проблемами, но продолжает развиваться топливно-энергетический комплекс республики. Продолжается строительство газо- и водопроводов на селе. На выплату долгов по заработной плате и пенсиям правительство КБР брало кредиты. Обновленному его составу приходится думать, как платить проценты, это усугубляет и без того нелегкое положение.

В КБР принято постановление о дополнительном наборе в вузы и учебные заведения среднего звена: “Нельзя оставлять молодежь на улице. Не можем дать работу — дадим образование. Через 3-4 года экономика заработает и поглотит обученных специалистов”.

Премьер-министр пообещал, что бесплатное жилье в 1997-98 гг. будет строиться для тех, кто живет в общежитиях, и стоял на очереди до 1991 г. Но тем, кто может и хочет строиться самостоятельно, государство поможет, выделяя ссуды стройматериалами, производимыми в республике — от фундаментных блоков до черепицы. С первого сентября снова начнет ходить “государственный” транспорт. Будут сохранены все льготы российские и те, что были введены Указами Президента КБР.

Х.Чеченов сказал, что много вопросов об имущественной реабилитации репрессированных: исполнение российских законов в этой сфере задерживается лишь в связи с тем, что не поступают средства, необходимые для этой цели.

На вопрос о конституционном закреплении полномочий председателя правительства Х.Чеченов ответил: “Если мне что-то мешает, то не отсутствие полномочий. Возникают проблемы, когда мы влезаем в интересы кланов. Есть и субъективные моменты: мне, никогда не работавшему в аппарате, приходиться притираться” [[6]].

3.    Образование

В Кабардино-Балкарии вопросам образования в последнее время уделяется особое внимание, что, возможно, связано с тем, что значительная часть нового правительства республики в недалеком прошлом — преподаватели высших учебных заведений. Премьер-министр был проректором по науке в КБГУ, один из его заместителей работал в сельхозакадемии, министр экономики и торговли тоже вышел из этого учебного заведения, министр образования и его заместитель работали в КБГУ и т.д.

В прошлом учебном году совершенствовалась структура и содержание всех уровней образования. В системе дошкольного образования республики продолжают развиваться образовательные учреждения нового типа — учебно-воспитательные комплексы “школа-сад”, дети будут ходить с 3 лет и будут в них пребывать до 8 лет, пройдя программу первого класса. Школьная же программа будет рассчитана на десять лет.

Отстает от требований времени качество подготовки выпускников школы. Контрольные срезы и тесты, проведенные Министерством образования и науки и результаты вступительных экзаменов в вузы и средние специальные учебные заведения, показали, что уровень подготовки учащихся не всегда находится на должной высоте.

Особого внимания требует сельская школа. В новых условиях ей приходится наиболее тяжело. У нее слабая материальная база, она недостаточно хорошо обеспечена кадрами учителей, что ведет к снижению качества образования. Это особенно заметно в последнее время в связи с развитием в городах гимназий, лицеев, тесным сотрудничеством вузов с городскими общеобразовательными школами. Сельские ученики не могут выдержать конкуренцию и для них становится проблематичным поступление в вузы.

В числе главных целей реформирования образования называются не только обновление его содержания, но и создание условий для развития ребенка, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы. Для этого нужен целый комплекс мер, некоторые из которых уже претворяются в жизнь.

27 августа состоялось ежегодное августовское совещание учителей. В отличие от прошлых лет, этому событию было придано государственное значение и на нем присутствовали члены Правительства и Парламента КБР. Совещание вел мэр Нальчика М.Шогенов.

На совещании выступил председатель правительства Х.Чеченов. Большим достижением он назвал то, что дети из малообеспеченных семей будут обеспечены бесплатными учебниками на предстоящий учебный год. Учителям, не имеющим жилья, при содействии администрации города оно будет предоставлено при первой же возможности.

Начальник департамента образования и науки г. Нальчика А.Пазов отметил, что среднее общее образование является тем важным этапом в формировании личности, когда закладывается база для дальнейшего развития. Особо А. Пазов сказал о достижениях школ города в российском конкурсе “Школа года”. По итогам нынешнего года лауреатами этого конкурса стали школа-гимназия №1, школа-гимназия №29, школа-лицей №2.

От Парламента КБР огромную признательность и благодарность учителям выразила Л.Федченко, заместитель председателя Совета Республики.

Представители школ рассказали о новшествах в школе, поделились опытом, особое внимание обратили на важность создания в школе такой формы обучения, которая не будет травмировать психику школьника, будет способствовать сжатию учебного времени и эффективному усвоению учебного материала [[7]].

4.    Религиозная жизнь

В Кабардино-Балкарии представлены многие религиозные течения. В г.Нальчике действует православная церковь. На месте небольшого молельного дома в центре Нальчика построена синагога, где служба проводится каждую субботу и по всем религиозным праздникам. Несколько лет назад было принято решение о строительстве мечети в столице республики, но из-за финансовых проблем строительство заморожено. В последние годы практически во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане, строятся мечети.

На днях в г.Прохладном открылся культурно-образовательный центр евангельских христиан-баптистов, строительство которого шло 6 лет. На открытие этого центра приехали верующие из Дагестана, Осетии, Ставропольского края и даже Германии, куда из Прохладного уехали многие члены этой церкви. На открытии присутствовало около 3 тыс. человек. Церковь представляет собой современное шестиэтажное здание в форме амфитеатра, с залом для общих собраний на полторы тысячи мест и бассейном во дворе. По сегодняшним ценам стоимость строительства могла бы составить десятки миллиардов рублей, но затраты значительно уменьшились за счет того, что все строительные работы выполнялись силами верующих. Исключение составила только газификация здания.

При центре в ближайшее время планируется открыть музыкальную, художественную и воскресную школы, медицинский центр, библиотеку, парикмахерскую. С начала 1998 г. начнутся занятия в Библейском колледже, откуда после трех лет обучения выйдут служители церкви с дипломом о духовном образовании международного образца. Преподаватели будут в основном из Швейцарии.

Пресвитера Прохладненского центра евангельских христиан-баптистов Алексея Прохорова беспокоят в определенной мере все громче раздающиеся требования запретить нетрадиционные для Кабардино-Балкарии религии, конфессии и секты. Но он надеется, что есть Конституция, где гражданам России гарантирована свобода вероисповедания. Данное братство христиан евангелистов-баптистов существует уже около 130 лет и, по словам А.Прохорова, в течение этого времени они доказали верность идеям Христа [[8]].


 



[1] Эта норма Конституции законодательно исключает попытки раздела республики и образования двух или трех субъектов Федерации на ее месте. Учитывая, что съезды кабардинского и балкарского народов принимали решения о создании суверенных республик, конституционная новелла весьма важна. Понятно, однако, что представителями балкарского национального движения она оспаривается.



Источники

[1]. Кабардино-Балкарская правда. — 1997. — 7 августа.

[2]. Газета Юга. — 1997. — 24 июля; Газета Юга. — 1997. — 7 августа.

[3]. Газета Юга. — 1997. — 14 августа; Газета Юга. — 1997. — 21 августа.

[4]. Кабардино-Балкарская правда. — 1997. — 12 августа; Газета Юга. — 1997. — 14 августа; Новый вариант — дело. — 1997. — №26.

[5]. Кабардино-Балкарская правда. — 1997. — 26 августа; Газета Юга. — 1997. — 28 августа.

[6]. Газета Юга. — 1997. — 28 августа; Новый вариант — дело. — 1997. — №28.

[7]. Газета Юга. — 1997. — 28 августа; Новый вариант — дело. — 1997. — №28.

[8]. Газета Юга. — 1997. — 28 августа.