Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Омская область

А. Цепилов

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1997 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.    Конфликт между омскими городскими властями и прокурором области

Политическая жизнь Омска в последний летний месяц 1997 г. во многом определялась очередным обострением отношений между властями города и области по бюджетным вопросам. Прежде всего это касается выплаты различный социальных пособий и предоставления льгот некоторым категориям населения в соответствии с федеральным законодательством. В первоначальном варианте областного бюджета, принятого Законодательным собранием (ЗС), из-за отсутствия централизованного финансирования расходы на эти цели были изъяты, однако за этим решением последовал протест прокурора области, и 28 июля ЗС было вынуждено внести в областной бюджет соответствующие поправки, не определив при этом источников поступления средств. Несколько дней спустя коллегия мэрии г. Омска и Омский городской Совет (хотя депутаты уже разошлись было на каникулы) провели внеочередное совместное заседание, в центре внимания которого находился вопрос о внесении изменений в решение Горсовета от 30 апреля 1997 г. “О бюджете города Омска на 1997 г.” Выступая на этом заседании, глава городского самоуправления В.Рощупкин заявил, что депутаты ЗС не проявили должной требовательности и настойчивости в отношении федеральных поступлений, и теперь ставит перед фактом городскую казну, которая тоже не закладывала в бюджет эти расходы. Назвав позицию надзирающих органов “однобокой”, омский мэр сообщил о своем намерении обратиться в суд по поводу компенсации бюджета. Тем не менее городским властям пришлось приступить к перекройке местного бюджета за счет его защищенных статей [[1]].

Вслед за тем Координационный совет Омского общественного движения (а по сути, стоящая за ним мэрия) направил во все СМИ региона открытое письмо областному прокурору С.Казакову, где говорится следующее: “7 августа городской Совет принял решение взять на городской бюджет выплаты льгот, предоставляемых ветеранам, работникам прокуратуры, милиции, таможни и др. Льготы установлены федеральным законодательством, но деньги на их оплату в госбюджет не поступают. Наверняка Вы удовлетворены принятым горсоветом решением. Ведь эти льготы распространяются на Вас и Ваших коллег”. Кроме того, Координационный совет обратил внимание облпрокурора на то, что средства на оплату льгот должны тратиться не из городского бюджета, и если не принять серьезных мер, то эти дополнительные затраты могут сказаться на работниках бюджетной сферы [[2]]. Ранее было опубликовано обращение депутатов Горсовета к своим коллегам из Законодательного собрания, в котором пересмотр областного бюджета был назван “явно политическим решением”, создающим “нездоровую ситуацию в городе и области”.

Ответ не заставил себя долго ждать — СМИ распространили беспрецедентно резкое заявление областного прокурора. В нем выражается сожаление в связи с тем, что “Омск не стал исключением в ряду других российских регионов, допустивших принятие “самостийных” законотворческих новаций, направленных, в частности, на фактическое секвестирование детских пособий, ограничение прав ветеранов войны и труда, отмену льгот, установленных законом для отдельных категорий граждан”. В вину городским властями прокурор области поставил и действие до недавнего времени ряда местных сборов, не указанных в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Завершается текст заявления предупреждением в адрес органов местного самоуправления о недопустимости “разжигания социальной напряженности в обществе комментариями в отдельных средствах массовых информации” и выражением намерения органов прокуратуры “и впредь... требовать от властных структур неукоснительного соблюдения законов, защищать права граждан от произвола”, невзирая на “шумную кампанию” в городских СМИ [[3]].

1.2.    Подготовка жилищно-коммунальной реформы

“Второй фронт” информационно-пропагандистской войны между областными и городскими властями в августе 1997 г. развернулся вокруг предстоящей жилищно-коммунальной реформы. В частности, близкие к обладминистрации СМИ в начале месяца распространили заявление председателя информационного комитета области Ю.Сорокина, который, ссылаясь на расчеты специалистов из областной администрации, выразил несогласие с разработанной мэрией концепцией реформы. По данным Ю.Сорокина, тарифы на услуги жилищного хозяйства уже сегодня завышены в два-три раза, и планируемое городом повышение квартплаты на 50% только потянет деньги из карманов омичей, не делая при этом работу жилищных хозяйств эффективнее [[4]]. Со стороны комитета по связям с общественностью мэрии немедленно последовала встречная отповедь: “Председатель информационного комитета администрации области... позволил себе грубо передергивать факты, цифры, тенденциозно преподносить политику городских властей по осуществлению жилищно-коммунальной реформы, неуместно противопоставил личности мэра и губернатора... Между областными и городскими властями всегда были определенные противоречия. Это характерно и для других регионов России. Но никогда еще эти противоречия не преподносились в столь грубой форме со стороны представителей госслужб” [[5]]. Отстаивая свою позицию, каждая из сторон активно распространяет в СМИ пропагандистские и контрпропагандистские материалы [[6]].

Политика городских властей в жилищно-коммунальной сфере находилась в центре внимания пресс-конференции начальника отдела инженерного обеспечения городского хозяйства мэрии Ю.Лазуткина. Он с самого начала подчеркнул, что омский вариант реформы еще только складывается, хотя работы над ним ведутся еще с 1992 г., то есть с момента отпуска цен. Главный акцент при этом делается на мерах по социальной защите граждан. По данным на 1 августа, сообщил Ю.Лазуткин, помощь в виде жилищных субсидий получают более 26 700 семей, сумма выделенных средств превысила 7 млрд. руб. Для сравнения: в 1995 г. жилищные субсидии выплачивались 393 семьям. Параллельно ведутся поиски возможностей для уменьшения тарифов. В этом отношении мэрия считает перспективными три направления: учет потребления энергии (и отсюда выход на реальные нормативы), снижение потерь в энергосетях путем внедрения ресурсосберегающих технологий, запуск рыночных механизмов (конкуренция в системе обслуживания жилья). Более подробно Ю.Лазуткин остановился на первом направлении, подчеркнув, что его реализация будет осуществляться на добровольной основе. Пока что желания обзаводиться счетчиками у омичей не наблюдается, поэтому для стимулирования внедрения счетчиков мэрия прорабатывает варианты целевых субсидий. Ю.Лазуткин отметил также, что в результате реформы сверхнормативное жилье будет оплачиваться гражданами по полной себестоимости, и это многим может оказаться не по карману. Поэтому мэрия поможет всем желающим переехать в квартиры меньшей площади и предоставит такие льготы, что вынужденные переселенцы “не будут чувствовать себя обиженными”. В частности, для этого предполагается строительство социального жилья меньшей площади, но повышенной комфортности [[7]].

1.3.    Структурные и кадровые изменения в руководстве региона

Летом 1997 г. в структуре обладминистрации появилось новое подразделение — экспертный комитет. Его возглавил сорокалетний доктор юридических наук А.Бутаков, до этого работавший в Омском университете. В число задач экспертного комитета входят организация экспертно-аналитических работ по инвестиционным программам и инновационным проектам социально-экономического развития области, совершенствование структуры управления социальными процессами, прогнозирование развития политических процессов и т.д. В определенном смысле комитет станет выше остальных губернских служб: именно сюда будут стекаться все первичные материалы из других отделов, и веское слово экспертов станет решающим в судьбе крупных проектов и начинаний. Основной же оперативной целью деятельности комитета станет поиск возможностей для максимального сокращения расходной части областного бюджета и определения источников пополнения его доходной части. Специфику новому комитету придает то обстоятельство, что в нем будет собрана наиболее талантливая молодежь, что, как предполагается, обеспечит нестандартный подход к решению региональных проблем и ослабит влияние аппаратных игр. Все сотрудники этого подразделения обладминистрации — выпускники омского университета в возрасте от 22 до 28 лет. Стоит отметить и такую подробность: председатель комитета А.Бутаков поддерживает тесные дружеские отношения с С.Бабуриным, в связи с чем уже на первой пресс-конференции главного областного эксперта был задан вопрос о совместимости симпатий к оппозиции с пребыванием в официальной власти. Отвечая на этот вопрос, А.Бутаков заверил о готовности строго соблюдать закон о государственной службе, согласно которому лояльность вменяется в обязанность чиновнику [[8]].

Тем временем стали известны некоторые подробности недавнего ухода В.Будкова с должности заместителя главы администрации области. Не приступая к исполнению своих обязанностей после отпуска, В.Будков отбыл в Москву на новое место службы в качестве одного из директоров Центральной нефтяной компании. Эта структура, включающая в себя Московский нефтеперерабатывающий завод и сбытовое предприятие “Моснефтепродукт”, находится под патронажем столичного правительства и возглавляется бывшим тюменским губернатором и экс-министром топлива и энергетики Ю.Шафраником. В Омской областной администрации В.Будков возглавлял информационную службу, и кроме того, он стоял у истоков Российского общенародного движения. По мнению экспертов, деятельность В.Будкова была связана также с процессом создания Сибирской нефтяной компании [[9]].

Определилась судьба и еще одного экс-вице-губернатора — В.Соснина. Он назначен руководителем представительства государственной компании по экспорту и импорту вооружения и военной техники “Росвооружение”, которое начало свою работу в Омске с 1 августа 1997 г. [[10]].

В системе городского самоуправления также продолжались структурные и кадровые изменения. Постановлением мэра создано управление муниципального заказа, председателем которого и одновременно заместителем главы администрации города назначен В.Гребенщиков, до этого занимавший должность директора МУП “Жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание” [[11]].

Нельзя не упомянуть о своеобразной инициативе мэрии: в августе она объявила конкурсный набор в группу резерва кадров муниципальных управленцев. Конкурс включает в себя индивидуальные собеседования, лекции по проблемам муниципального управления и разработку программ под конкретные городские задачи. Победители могут рассчитывать на работу в структурах городской власти [[12]].

2.    ПАРТИИ

2.1.    Предвыборный блок партий демократической оппозиции

Представители омской политизированной общественности загодя начали готовиться к выборам в областное Законодательное собрание и в Горсовет г. Омска, которые должны состояться весной 1998 г. Первыми публичную активность в этом направлении проявил ряд малочисленных организаций демократической ориентации, объявивших в августе 1997 г. о создании избирательного блока “Третья сила”. В новое объединение вошли местные отделения Партии народной совести, Российской народно-республиканской партии, Свободной демократической партии России, движения “Честь и Родина”, а также Социал-демократического союза. Цели и политические взгляды “Третьей силы” изложены в обращении к жителям Омской области, широко распространенном средствами массовой информации. В этом документе избирательный блок демократов мотивирует свое намерение выступить на выборах тем, что пока “в Омской области экономическая и социально-политическая реформа проводится в интересах узкого круга бывших местных партийных функционеров и московских финансово-промышленных групп”. При этом участники блока дают резко негативную оценку действиям властей региона. Так, депутаты Законодательного собрания и Горсовета обвиняются в том, что они “своими действиями дискредитировали законодательную власть в глазах населения, превратив ее в одно из структурных подразделений областной администрации”. Еще более жестко сторонники “Третьей силы” настроены против губернатора Л.Полежаева: как указывается в обращении, он “практически сосредоточил в своих руках неограниченную и никем не контролируемую власть”, и к тому же производит назначения в исполнительные структуры “не по профессиональным качествам, а по номенклатурной принадлежности”. В противовес этой политике “Третья сила” хочет добиться “четкого разделения полномочий всех ветвей государственной власти” на территории области, “приоритета прав человека”, “равноправия всех форм собственности”, “социальной защищенности всего населения” и “максимальной защиты экономических интересов области” [[13]].

3.    АКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

В числе продолжающих лихорадить Омск, как и другие регионы России, акций социального протеста в августе наибольший резонанс получили выступления рабочих АО “Омский каучук”. 15 августа в 8.00 коллектив этого предприятия объявил бессрочную забастовку, которая началась с митинга, организованного возле заводоуправления. Нефтехимики добиваются признания своего завода банкротом и его ликвидации как хозяйствующего субъекта, не видя дальнейших перспектив многомесячных безрезультатных переговоров с заводской администрацией. Подобное противостояние работников АО и дирекции возникло не спонтанно. “Омский каучук” относится к наиболее неблагополучным в социальном отношении предприятиям — зарплата здесь не выплачивается уже около года, в течение последних нескольких месяцев на заводе уже имели место волнения рабочих. На этот раз митинг оказался особо эмоциональным и массовым (на забастовку вышло около 80% работающих), хотя незадолго до него был демонстративно уволен один из членов забастовочного комитета, и на предприятии усиленно муссировались слухи о грядущих сокращениях штатов. Финал митинга оказался вполне стандартным: было выражено недоверие генеральному директору В.Парию и принято открытое письмо главам области и города с призывом оказать содействие в реанимации предприятия, как и всей промышленности Омска [[14]].

Местом еще одного острого трудового конфликта стало одно из крупных предприятий военно-промышленного комплекса АО “Омскагрегат”, где зарплата не выдается с октября-ноября прошлого года. 27 августа около полудня рабочие десятого механического цеха вышли за проходную на одну из наиболее оживленных омских магистралей — улицу Герцена, в результате чего движение автотранспорта было блокировано. Поскольку эта акция была несанкционированной, после недолгих переговоров агрегатчики освободили дорогу. Рабочие собрались в цеховом культуголке, куда прибыли также представители правоохранительных органов, администрации Центрального округа Омска, федерации омских профсоюзов (ФОП). Кстати, секретарь ФОП А.Безденежных в своем выступлении убеждал рабочих, что подобными мерами они лишь ставят под угрозу жизни людей, к тому же тяжелое положение на заводе объясняется не действиями директора, а общей критической ситуацией в экономике страны. В итоге руководство завода заверило рабочих, что в сентябре погасит долг за 1996 г., а “протестанты” решили создавать стачком и готовиться к конференции трудового коллектива [[15]].

В целом об уровне социальной напряженности в регионе некоторое представление дают недавно опубликованные данные облкомстата и комитета труда и занятости населения. В первом полугодии 1997 г. зарегистрированы забастовки продолжительностью 4 дня на 1324 предприятиях. В них приняли участие 40,6 тыс. человек, потери рабочего времени составили 149 тысяч человеко-дней. За этот период отмечено десять крупных коллективных трудовых споров (станция скорой и неотложной медицинской помощи, АО “Омскшина”, АО “Омский каучук”, АО “Омский аэропорт” и др.), в ходе которых специалисты областного комитета по труду и занятости обеспечивали проведение примиренческих процедур, подбор кандидатур посредников и трудовых арбитров. Прогноз на оставшиеся месяцы текущего года малоутешителен — в предзабастовочном состоянии находятся объединение “Большевичка”, завод пластмасс и другие омские предприятия. По-прежнему основной причиной недовольства и уличных акций протеста является несвоевременная выплата зарплаты: на 1 августа из 1809 предприятий области, исследуемых облкомстатом, долги по зарплате выявлены в 1143 (63%). Общая сумма просроченной задолженности по выдаче средств на оплату труда составила 945,4 млрд. руб. Несмотря на общее некоторое снижение числа предприятий, имеющих долги перед своими коллективами, по сравнению с предыдущим месяцем, в отдельных отраслях неплательщиков становится больше. Это касается, прежде всего, сельского хозяйства и учреждений культуры. Напротив, позитивные сдвиги наметились на транспорте и в образовательной сфере. Тем временем на 1 июля 1997 г. численность безработных в регионе составила 26,8 тыс. человек (из них 19,9 тыс. приходится на сельские районы). Если среднеобластной уровень зарегистрированной безработицы составляет 2,2%, то по г. Омску — 1%, по селу — 3,9%. Уровень же реальной безработицы специалистами облкомстата оценивается приблизительно в 10% экономически активного населения. В наиболее кризисном состоянии находятся северные районы области, где уровень реальной безработицы составляет от 15% до 25%, а средняя ее продолжительность занимает 7-9 месяцев. Одновременно растут масштабы неполной занятости: свыше 20% сотрудников ведущих предприятий работают неполную неделю, а 30% находятся в административных отпусках. Продолжается снижение уровня трудоустройства женщин. Их доля в составе безработных увеличилась с 61% до 65%. Общее число получающих пособие по безработице достигло 42,5 тыс. человек, тогда как за первое полугодие свыше 16 000 безработных было снято с учета (из них каждый второй трудоустроен, более полутора тысяч человек направлено на профессиональное обучение). Средняя величина пособия по безработице в первом полугодии 1997 г. составила 245,4 тыс. руб. [[16]].



Источники

[1]. Главное — ответственность перед людьми // Вечерний Омск. — 1997. — 9 августа; Ленский О. Одни обещают, другие делают // Вечерний Омск. — 1997. — 14 августа. — С. 1; Сорокина Н. Деньги в Москве или в суде? // Омский вестник. — 1997. — 13 августа. — С. 1; Мэр намерен судиться // Зеркало. — 1997. — №32. — С. 3; Егорова Н. Одни набирают очки в предвыборном марафоне. Другие закрывают пробоины в корпусе тонущего корабля // Коммерческие вести. — 1997. — №32. — С. 1.

[2]. Еще раз о льготах // Вечерний Омск. — 1997. — 19 августа. — С. 1; Открытое письмо прокурору области // Коммерческие вести. — 1997. — №33. — С. 1; То же // Зеркало. — 1997. — №33. — С. 1.

[3]. Заявление прокуратуры Омской области // Омская правда. — 1997. — 22 августа.

[4]. Жилищная реформа — особое мнение // Омская правда. — 1997. — 6 августа. — С. 1.

[5]. Люди ждут от нас другое // Коммерческие вести. — 1997. — №32. — С. 1.

[6]. Завидуй, бабушка Ванга! // Зеркало. — 1997. — №32; Егорова Н. Безболезненно реформа проходить не будет // Коммерческие вести. — 1997. — №32. — С. 2; Руяткина Л. А не жируют ли ребята? // Омский вестник. — 1997. — 20 августа. — С. 2.

[7]. Чернов Г. Без поддержки не останемся? // Вечерний Омск. — 1997. — 23 августа. — С. 2; Под крышей дома своего... // Омский вестник. — 1997. — 21 августа. — С. 1 и 2; Владимирова О. Реформа ЖХК еще не принята // Омская правда. — 1997. — 22 августа. — С. 1.

[8]. Преображенский В. А.Бутаков: “Хватит проедать деньги области” // Омская правда. — 1997. — 19 августа. — С. 1; Комитет обозначил направления // Зеркало. — 1997. — №33. — С. 1; Теперь всех пошлют на экспертизу // Ореол. — 1997. — №32. — С. 3; Чернов Г. Молодым во власть у нас дорога // Вечерний Омск. — 1997. — 21 августа. — С. 2.

[9]. Вице-губернатор ушел и не вернулся. Из отпуска // Зеркало. — 1997. — №31. — С. 2.

[10]. Назначения // Омский вестник. — 1997. — 13 августа. — С. 1.

[11]. Назначения // Вечерний Омск. — 1997. — 21 августа. — С. 1; Гребенщиков В. теперь управляет муниципальными заказами // Зеркало. — 1997. — №34.

[12]. Мэрия ищет управленцев // Зеркало. — 1997. — № 33; Чиновника конкурсом не перешибешь // Ореол. — 1997. — №33. — С. 3.

[13]. Создается блок альтернативных партий // Омская правда. — 1997. — 15 августа. — С. 1; Политика. Сообщение // Ореол. — 1997. — №31. — С. 5.

[14]. Иовлев Д. Хватит работать задаром! // Вечерний Омск. — 1997. — 16 августа; Иовлев Д. Бастуй — не бастуй... // Вечерний Омск. — 1997. — 19 августа. — С. 1 и 2; “Омский каучук” забастовал // Новое обозрение. — 1997. — №34. — С. 2.

[15]. Марьина Т. Перекрыли дорогу, не спрашивая разрешения // Вечерний Омск. — 1997. — 23 августа. — С. 1.

[16]. Анатольева Т. Задержка зарплаты — привычное дело // Вечерний Омск. — 1997. — 19 августа. — С. 1; Она же. Бастуют... все! // Вечерний Омск. — 1997. — 26 августа. — С. 1; В один абзац // Омская правда. — 1997. — 29 августа. — С. 5.