Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна драбкина

ленинградская область

в августе 1997 года

1.    ЮБИЛЕЙ ОБЛАСТИ

Август был отмечен торжествами по случаю 70-летия Ленинградской области. Официальным днем образования области считается 1 августа 1927 года, когда Ленинградская область была образована постановлением ВЦИК и Совета народных комиссаров РСФСР. Фактически область ведет свою историю от 18 декабря 1708 года, когда по указу императора Петра I в России было введено новое административное деление — губернии. Одной из них стала Ингерманландская губерния, которую с 1710 года стали именовать Санкт-Петербургской. Во всех районах области прошли торжественные и праздничные мероприятия.

2.    ВИЗИТ ОБЛАСТНОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В КРЫМ

В конце августа состоялся визит делегации правительства Ленинградской области в Крым. Делегацию возглавлял губернатор Вадим Густов, в составе делегации были заместитель председателя правительства Алексей Воронцов, заместитель председателя Законодательного собрания области Георгий Самсоненко, руководитель аппарата губернатора Геннадий Горбунов, председатель комитета по делам молодежи и туризму Виктор Деникин, ответственный секретарь консультативного совета по делам ветеранов при губернаторе Анатолий Коржилов. Представители области привезли пакет соглашений: полномасштабный договор о сотрудничестве с Республикой Крым, договор с министерством туризма Крыма, договор с Черноморским флотом РФ, базирующимся в Севастополе. Визит закрепил установившиеся недавно шефские связи между Ленинградской областью и бригадой подводных лодок Черноморского флота РФ. По линии законодателей достигнута договоренность с Севастопольской городской думой о передаче опыта, наработанного ЗС Ленинградской области, прежде всего — областных законов о минимальном бюджете и льготном налогообложении. Делегация рассматривает свой визит как очень важный и в политическом плане — как укрепляющий присутствие РФ на Черном море.

3.    ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО

3.1.    Инвестиционная и финансовая активность

Ленинградская область выходит на международный финансовый рынок. Ей присвоен международный кредитный рейтинг долгосрочных кредитов “ВВ+” и рейтинг краткосрочных кредитов “В”. Рейтинг определяло европейское кредитное агентство IBCA. Таким образом, Ленинградская область стала четвертым регионом после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, получившим международный кредитный рейтинг. Присвоению рейтинга предшествовал анализ социально-экономического положения области, проведенный английской компанией “Price Waterhouse”, договор с которой был заключен в апреле 1997 года. В меморандуме по итогам этой работы подчеркивалось, что геополитические факторы обеспечивают Ленинградской области огромный экономический потенциал, который может стать связующим звеном между Востоком и Западом. Отмечено желание руководства области использовать этот потенциал для инвестиций в строительство трех новых морских портов, двух аэропортов и реконструкцию автомагистралей и железных дорог и готовность предоставить значительные налоговые льготы и ряд специальных льгот для инвесторов. В меморандуме также отмечено, что руководство области сумело справиться с общими для России трудностями, в результате чего сейчас экономическая ситуация здесь более стабильная, чем в среднем по РФ. Эксперты особо оценили тот факт, что в течение прошлого года удалось снизить долг области на 9,2 млн. долларов. Отмечен, что по доходам на душу населения область занимает 16-е место среди 89 субъектов РФ. Небольшое увеличение производства, отмеченное в первой половине 1997 года, показывает, что в Ленинградской области экономический рост начался раньше, чем в Санкт-Петербурге и России в целом. По заключению английских экспертов, Ленинградская область может быть стать своеобразным катализатором для оздоровления российской экономики. После присвоения кредитного рейтинга один из германских банков предложил Ленинградской области заем в 75 млн. долларов. Следует заметить, что Ленинградская область прошла путь к получению кредитного рейтинга заметно быстрее, чем Санкт-Петербург.

Итоги социально-экономического развития Ленинградской области за первое полугодие 1997 года показывают, что предпринятые руководством области шаги по стимулированию экономики и инвестиционной активности уже начали приносить плоды. По информации председателя комитета по экономике и инвестициям Г.Дваса, возрос на 25% объем валютных иностранных инвестиций в предприятия области, а объем рублевых инвестиций вырос на 80%. Отмечается рост числа вновь зарегистрированных предприятий и числа предприятий из Санкт-Петербурга, перерегистрирующихся в Ленинградской области.

3.2.    Облкомимущество

К 70-летию области Леноблкомимущество (ЛКИ) подвел некоторые итоги. Поступления денежных средств от приватизации, млн. рублей.

Таблица 1

 

 

 

В том числе

 

Всего поступлений

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Утвержденное задание
на 1997 г.

14480,0

4378,0

401,0

Выполнение на 01.08.97

41135,2

16293,9

11278,2

Выполнение на 01.08.96

1109,0

3283,1

4151,3

 

Из 48 проведенных инвестиционных и коммерческих конкурсов с условиями инвестиций выполнено 18 договоров купли-продажи, расторгнуто 9, на контроле Фонда имущества по исполнению внесения инвестиций находится 21 договор. В течение первого полугодия в ЛКИ проведена активная нормотворческая работа. Разработаны следующие документы: — распоряжения ЛКИ “О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированных предприятий”, “Об утверждении положения о порядке списания госимущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в Ленинградской области”, “О порядке согласования залоговых сделок”;

— областные законы “О порядке передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности Ленинградской области”, “О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями”;

— постановления губернатора “О порядке приватизации в Ленинградской области памятников истории и культуры местного значения”, “О порядке передачи культовых объектов религиозным объединениям Ленинградской области” и др.

В настоящее время в комитетах правительства находится на согласовании подготовленный в ЛКИ проект постановления о новой редакции концепции создания системы управления недвижимостью на территории области, который в случае его принятия (возможно, в сентябре) даст толчок развитию арендных, земельных и других экономических отношений между ЛКИ и предприятиями.

3.3.    Создание региональной энергетической компании

В правительстве РФ получила одобрение идея создания региональной энергетической компании, в которую должны объединиться Ленинградская атомная электростанция (ЛАЭС) и АО “Ленэнерго”. Впервые эта идея была оглашена в декабре 1996 года на проходившем на ЛАЭС правительственном совещании [[1]], хотя первые подходы к ее разработке делались еще в конце 80-х годов. Первый заместитель председателя правительства РФ Борис Немцов подписал распоряжение. адресованное руководителям РАО “ЕЭС России”, о создании рабочей группы для доработки проекта, представленного правительством Ленинградской области. Такая компания создается впервые в России. Она должна разрешить хроническую проблему взаимных неплатежей, способствовать получению прибылей региона и снижению тарифов. Однако уже сейчас ясно, что реализация проекта встретит серьезное сопротивление чиновников и руководителей РАО “ЕЭС России”. И в этой ситуации очень важна поддержка проекта на уровне правительства РФ как держателя 51% акций РАО.

3.4.    Отношение к проекту Налогового кодекса РФ

По инициативе дорожного комитета Ленинградской области было созвано совещание руководителей аналогичных структур Северо-Запада. На совещании было принято решение изложить правительству РФ и Государственной Думе согласованную позицию: принятие предложенного правительством проекта Налогового кодекса РФ поставит под угрозу строительство новых дорог. Предусмотренное проектом перечисление 80% дорожных налогов в Федеральный дорожный фонд будет означать, что регионы получат не более 7-8%, т.е. дорожное хозяйство окажется разваленным.

3.5.    Выбор уполномоченных банков

Закончился второй этап тендера по определению уполномоченных банков Ленинградской области (об итогах и ситуации вокруг первого этапа см. [[2]]). Этот статус получили 4 кредитно-финансовых учреждения: АБ “Альфа-банк” (Москва), КБ “Московский деловой мир” (Москва), АБ “Юнибест” (Москва) и КБ “Петровский” (Санкт-Петербург). Кроме того, по словам первого вице-губернатора С.Сусекова, запрошена дополнительная финансовая информация у представителей АИК “Промстройбанк России” и АБ “БалтОНЭКСИМбанк”.

Подведены итоги конкурса на придание статуса генерального агента по обслуживанию облигационных займов Ленинградской области. Ленинградскому областному банку Сберегательного банка РФ присвоен статус генерального агента по обслуживанию областного облигационного (сберегательного) займа; открытому акционерному обществу “Промышленно-строительный банк” — статус генерального агента по обслуживанию областного облигационного (внутреннего) займа; коммерческие банки “Российский кредит” и “БалтОНЭКСИМбанк” назначены маркет-мейкерами областного облигационного (внутреннего) займа.

3.6.    Комитет промышленности

Комитет промышленности провел совещание с директорами предприятий ВПК с целью выработки комплекса мер по выводу отрасли из кризиса. В области около 20 объектов ВПК (авиационные, судостроительные производства, предприятия радиоэлектронной отрасли, отрасли вооружений и боеприпасов, спецхимии). Почти на всех этих предприятиях (кроме судостроительных и промышленности боеприпасов и спецхимии) отмечается падение производства. В то же время в первом квартале 1997 года, при общем сохранении тенденции спада, на предприятиях судостроения и радиопромышленности отмечен прирост производства ( в радиопромышленности — на 280% [[3]]).Со стороны комитета были выдвинуты следующие предложения:

— проведение зачета по долгам предприятий перед федеральным бюджетом в объеме недополученных средств государственного финансирования по программам конверсии или по госзаказам;

— предоставление налоговых льгот;

— реструктуризация предприятий с выделением производственных мощностей, способных выпускать продукцию, пользующуюся спросом;

Представители предприятий в свою очередь высказали дополнительные предложения:

— о формировании залогового фонда за счет внесения вкладов прав землепользования, акций, активов предприятий;

— о проработке системы мер по предоставлению налоговых льгот с учетом особенностей конкретных предприятий;

— о формировании регионального заказа промышленным предприятиям области, связанным со строительством морских портов.

3.7.    Развитие туристического бизнеса

Правительств области озаботилось развитием туристического бизнеса. В настоящее время эта сфера находится в зачаточном состоянии. По информации председателя комитета по делам молодежи и туризму, область ежегодно посещают всего около 100 тысяч туристов, причем большинство из них — на несколько дней или транзитом. Вместе с тем область богата потенциально привлекательными для туризма природными и культурными объектами. На заседании президиума правительства одобрен и направлен в Законодательное Собрание законопроект о туристической деятельности, в котором, в частности, предусматривается снижение ставки налога на прибыль для туристических фирм с 18 до 5%. Для гостиниц, санаториев и домов отдыха предполагается снижение земельного налога на 25% (речь идет о части средств, зачисляемых в областной бюджет). Признано также необходимым развитие придорожной туристической инфраструктуры.

3.8.    Комитет по лесу

Поднятый в прессе Санкт-Петербурга (но не в областной) скандал вокруг бесконтрольной вырубки лесов в Ленинградской области (см. [[4]], не только не утих, но и имел последствия. Несмотря на старательные разъяснения руководителей комитета по лесопромышленному комплексу о якобы исключительно плановом характере вырубки, назначенная губернатором межведомственная комиссия (с участием представителей Greenpeace) по проверке деятельности лесозаготовительных фирм выявила грубые нарушения в этой деятельности. В справке комиссии говорится, что сложная ситуация в лесном секторе Карельского перешейка требует принятия жестких и оперативных мер. Ежегодно Ленинградской области наносится значительный материальный ущерб, ухудшается экологическая обстановка, создан дополнительный комплекс социальных проблем. Основная причина этого — несовершенство законодательства и систем учета вырубаемого леса. В последние годы лесопользователи области стали широко применять более производительную скандинавскую технологию. В то же время в правилах отпуска деревьев на корню и учета заготовленной древесины эти изменения не были учтены, в результате чего реальный объем вырубленной древесины примерно на 40% превосходит указанный в лесорубочных билетах, и большинство фирм-заготовителей эти перерубы скрывают. Из-за этого областной бюджет в 1996 году потерял 1,5 млрд. рублей. Другой вид потерь связан с тем, что лесхозы из-за недостатка бюджетного финансирования в массовом порядке уступают свои права на рубку леса сторонним фирмам. Но так как лесхозы, в отличие от этих фирм, имеют льготы, бюджет в результате этих операций теряет значительные суммы. Выяснилось, что аренда лесов тоже ведет к потерям бюджета — согласно Лесному кодексу, арендатор освобождается от оплаты за древесину, заготовленную в порядке санитарных рубок, однако оказалось, что формально такие рубки составляют до 70% всех заготовок арендаторов.

Рекомендации комиссии сводятся к необходимости привести нормативную базу в соответствие с реальной ситуацией (которая порождает такие парадоксы, что, например, лесная рента у государственной границы ниже, чем в далеких внутренних районах) [[5]].

По итогам работы комиссии в комитете по лесу комплексу принято решение освободить от занимаемой должности ряд руководителей “за слабое осуществление государственного контроля по охране, защите, производству и лесопользованию”. Будут уволены директора 3-х лесхозов (“Выборгский”, “Рощинский” и “Лесогорский”), а также главный лесничий комитета по лесу.

3.9.    Реакция на реорганизацию ГТРК “Петербург — 5-й канал”

Указ президента РФ о создании общероссийского телеканала “Культура” на базе ГТРК “Петербург — 5-й канал” и реорганизации петербургского телевидения вызвал резко негативную реакцию губернатора В.Густова из-за очевидного игнорирования интересов Ленинградской области (как известно, указ предусматривает создание на базе бывшей ГТРК “5-й канал” телевидения Санкт-Петербурга, вещающего на Санкт-Петербург и Ленинградскую область, с передачей имущества бывшей ГТРК Санкт-Петербургу). В.Густов заявил: “Правительство Ленинградской области считает, что в подписанном президентом России указе... допущена ошибка”. Густов отметил, что он не расценивает это как политические игры и думает, что президенту дали на подпись негодные документы. По мнению губернатора, “проявлена небрежность московских чиновников, которые, вероятно, не знают или забыли, что есть самостоятельный субъект РФ — Ленинградская область, которая имеет такие же конституционные права на телевидение, как и другой субъект РФ — Санкт-Петербург”. Густов сообщил, что в ходе обсуждения проблемы создания канала “Культура” и регионального телевидения в Санкт-Петербурге была достигнута договоренность с В.Черномырдиным и другими членами правительства РФ об учреждении на базе ГТРК “Петербург — 5-й канал” акционерного общества, в которое войдут администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области со своими пакетами акций. Область считает себя вправе претендовать на участие в этом акционерном обществе хотя бы потому, что в свое время “5-й канал” стал правопреемником имущества телерадиокомпании (“Лентелерадио”), имевшей двойное подчинение — Ленинградскому областному и городскому исполкомам. Сейчас правительство области претендует на одну треть имущества телекомпании. Губернатор направил письма в адрес президента и председателя правительства РФ с просьбой оперативно устранить досадные ошибки в указе.

Заметим, что текст указа действительно несет на себе следы небрежной и недостаточно квалифицированной подготовки — в нем, в частности, администрация Санкт-Петербурга именуется мэрией, хотя смена названия органа исполнительной власти Санкт-Петербурга произошла уже более года тому назад (в соответствии с законом Санкт-Петербурга “О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга”, принятым 6 марта 1996 года). Рискнем высказать предположение, что среди высших московских чиновников не все имеют четкое представление и о том, что Санкт-Петербург и Ленинградская область — это разные субъекты РФ. Во всяком случае такой влиятельный теледеятель, как Евгений Киселев (аналитическая программа НТВ “Итоги”), в свое время обнаружил в этом вопросе полное непонимание, когда, сообщая о только что завершившихся выборах губернатора Ленинградской области (сентябрь 1996 года), сказал: “завтра мы узнаем, как проголосовал Петербург”.

3.10.    Новая инициатива к началу учебного года

К началу нового учебного года правительство области выступило с оригинальной инициативой в целях воспитания подрастающего поколения в духе регионального патриотизма. Эта на первый взгляд незначительная акция заслуживает быть упомянутой как отличающаяся от привычных показательных мероприятий подобного рода. Каждый первоклассник получит паспорт юного жителя Ленинградской области — документ, заверенный подписью и печатью директора школы, оформленный в виде небольшой книжки о Ленинградской области, имеющей не только познавательное значение, но и дающей право ее владельцу на бесплатное посещение всех государственных музеев на территории Ленинградской области. Положение о паспорте юного жителя Ленинградской области утверждено распоряжением губернатора от 28 августа. Примечательно, что эта идея возникла по предложению социологов. Санкт-Петербургский Независимый аналитический центр, который сотрудничал с В.Густовым на выборах и постоянно занимается опросами населения Петербурга и Ленинградской области, довел до сведения администрации информацию о том, что люди, живущие в разных районах области, часто не знают, что эти районы относятся к одному и тому же субъекту РФ, и вообще плохо представляют себе географию и историю региона. Восполнить этот пробел и призван детский документ, содержащий красочно оформленные сведения о каждом муниципальном образовании области и позволяющий в занимательной форме знакомиться с ее географией, историей и экономикой.

4.    ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опубликован и вступил в силу принятый в июле закон Ленинградской области “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области”. В дополнение к основным положениям закона, рассмотренных в предыдущем обзоре [[6]], отметим следующие позиции.

В ст. 4 (“Права инвесторов”) гарантируются равные права всех инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности, получение и свободное использование результатов инвестиционной деятельности, включая право на перемещение доходов от инвестиционной деятельности, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Описаны меры, обеспечивающие равенство условий осуществления инвестиционной деятельности:

— равенство прав доступа к информации, собственником и распорядителем которой являются органы государственной власти области и органы местного самоуправления;

— равенство прав участия в проводимых правительством области или органами местного самоуправления тендеров и аукционов (за исключением закрытых);

— равенством прав осуществления инвестиционной деятельности в условиях режима наибольшего благоприятствования, действующего в отношении инвесторов, относимых настоящим законом к одной категории, в том числе на выбор по своему усмотрению одной или нескольких мер, включенных в режим наибольшего благоприятствования.

Ст. 6 описывает режим наибольшего благоприятствования (определен в тексте закона как совокупность мер государственной поддержки и защиты инвестор, направленных на улучшение условий осуществления инвестиционной деятельности). Этот режим включает следующие меры:

— предоставление инвесторам льгот по налогам в областной бюджет и территориальный дорожный фонд;

— поддержка ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы власти РФ, органы, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов со своей стороны режима наибольшего благоприятствования;

— установление для инвесторов со стороны правительства Ленинградской области дополнительных государственных гарантий прав инвесторов.

Режим наибольшего благоприятствования устанавливается на основании договора с правительством области об осуществлении инвестиционной деятельности по представлению комитета по экономике и инвестициям.

Установлен перечень документов, которые должны содержаться в заявке субъекта предпринимательской деятельности в комитет по экономике и инвестициям, на основании которой комитет готовит проект договора.

Условия и порядок реализации режима наибольшего благоприятствования распространяется на всех инвесторов независимо от наличия у них предусмотренных по другим основаниям налоговых льгот и иных особых режимов деятельности. Действия таких льгот не могут быть прекращены в связи с с установлением режима наибольшего благоприятствования в соответствии с данным законом.

В случае, если юридическое лицо, в отношении которого был установлен режим наибольшего благоприятствования, ликвидируется или перерегистрируется в другом субъекте РФ до истечения пятилетнего срока с момента окончания действия налоговых льгот, то суммы налогов, исчисленные без учета льгот, предоставленных настоящим законом (за вычетом ранее уплаченных), подлежат уплате в полном размере с учетом пени.

Ст. 9 описывает дополнительные государственные гарантии прав инвесторов и стабильности этих прав, в частности:

— в случае принятия в период окупаемости инвестиций, превышающих 6 млрд. рублей и осуществляемых в соответствии с договором, или в период действия налоговых льгот, налоговых ставок, федеральных или областных законов, приводящих к увеличению для инвестора суммы начисленных налогов, указанных в соответствующих пунктах данного закона ( без учета льгот), правительство Ленинградской области обязуется компенсировать инвестору издержки по мере их возникновения;

— правительство Ленинградской области гарантирует инвесторам, что к ним не будут применяться действия, обязывающие инвесторов производить дополнительные финансовые вложения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта.

5.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Парламентские каникулы еще не закончились, но постоянные комиссии ЗС начали работу. Комиссия по законности и правопорядку провела в Тихвине выездное заседание, посвященное законодательству по защите прав потребителей. Инициаторами заседания стали директора магазинов Тихвина, которые обратились к своему депутату С.Модестову с просьбой помочь разобраться в деятельности многочисленных контролирующих органов, часто дублирующих друг друга или предъявляющих взаимно противоречащие требования. Во встрече приняли участие руководители торговли Тихвина, Бокситогорска и Пикалева, представители налоговой инспекции, ГУВД, Антимонопольного комитета, Госстандарта, юридического комитета правительства Ленинградской области и других служб. Был отмечен ряд характерных нарушений (порядка сертификации продукции, торговли спиртными и табачными изделиями). Депутат Модестов предложил всем собравшимся внести предложения по изменению нормативной базы действующего законодательства с целью создания унифицированных документов, которые можно было бы довести до всех торгующих и контролирующих организаций. Предложено создать общественный координационный совет при правительстве области для согласования действий контролирующих организаций. Решено также разработать законодательную базу для регулирования реализации конфискованной продукции и продукции с истекшим сроком годности [[7]].

6.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Общественные объединения продолжают подготовку к выборам депутатов Законодательного собрания, при этом заметную активность проявляют политики из Санкт-Петербурга. Избирательный блок Санкт-Петербурга и Ленинградской области “Балтика” подготовил список из 30 кандидатов. До последнего момента этот список возглавлял бывший губернатор А.Беляков, в прошлом месяце широковещательно объявивший о своем участии в выборах (см. [[8]]). Однако неожиданно Беляков отказался баллотироваться в ЗС. Теперь список возглавит председатель Политического консультативного совета Санкт-Петербурга Владимир Белозерских.

Представитель президента РФ в Ленинградской области Федор Шкруднев принимает самое активное участие в подготовке к выборам в ЗС. Он заявил, что недавний указ президента РФ, касающийся деятельности полномочных представителей президента РФ в регионах, требует от них усиления политической работы в территориях. В связи с этим Ф.Шкруднев сообщил, что конкретно ему поручена подготовка проведения выборов в Законодательное собрание Ленинградской области. Создание на базе Общественной палаты при представителе президента избирательного объединения (о чем говорилось в предыдущем обзоре — см. [[9]]) является главной направлением реализации планов такой подготовки и, по мнению Ф.Шкруднева, призвано обеспечить механизм, облегчающий приход к власти здравомыслящих людей. Особое значение подготовки к выборам ЗС придается Ф.Шкрудневым еще и потому, что лидер КПРФ Г.Зюганов заявил об особой важности для оппозиции выборов местных парламентов в таких регионах, как Москва, Московская и Ленинградская области. Как выяснилось, заблаговременно было зарегистрировано общественное объединение “Общественная палата Ленинградской области”, что позволяет ей стать полноправным избирательным объединением, которое намерен выдвинуть кандидатов во все 50 округов. По словам Шкруднева, выдвижение от Общественной палаты, в которую входят представленные в регионе партии, снимет противостояние партий. При этом, по заявлению Шкруднева, партии будут не вправе выдвигать своих кандидатов дополнительно, в обход Общественной палаты. Шкруднев выразил полную уверенность в том, что достигнутые в этом отношении договоренности нарушены не будут. Неизвестно, на чем основана такая уверенность, однако Шкруднев заявил, что “мы это продумали”. Свою главную задачу в плане влияния на формирование ЗС представитель президента видит в том, чтобы помочь губернатору В.Густову осуществить свою программу: поскольку за 4 года сделать все намеченное невозможно, то избирательная кампания по выборам ЗС (т.е. новый состав ЗС) должна стать гарантией избрания Густова на следующий срок.

Вместе с тем он посетовал, что в окружении губернатора есть некие “недобросовестные чиновники”, которые хотят “разыграть свою игру” и “перехватывают идеи, рожденные в представительстве президента, выдавая их за свои” [[10]]. Речь идет об идее создания при губернаторе Политического консультативного совета, которая была высказана на состоявшемся в июне слете общественно-политических организаций (см. [[11]]). В связи с этим в областной газете “Вести” появилась пространная статья члена Совета Общественной палаты координатора РХДП по Северо-Западу Г.Габриеляна с маловразумительными рассуждениями о пользе толерантности и вреде конфронтации (каковую якобы создает ситуация растаскивания симпатий электората по многочисленным избирательным блокам).

7.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКоЕ ПОложение

Основные показатели социально-экономического развития области за первое полугодие дают основание сделать оптимистическое заключение о том, что за прошедший период прекратился спад в производственной сфере и наметилось некоторое оживление экономики. Впервые за последние годы увеличился объем валового регионального продукта — на 0,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Объем производства промышленной продукции увеличился на 0,8%, а объем валовой продукции сельского хозяйства — на 15% [[12]].

В то же время ситуация в экономике остается сложной. Увеличилось число убыточных предприятий, продолжают расти объемы взаимных неплатежей, остается задолженность по зарплате — 89,5 млрд. рублей. В социальной сфере провалены почти все показатели.

По данным областного комитета по труду и занятости населения, бюджет прожиточного минимума в июле составил 415300 рублей, и по сравнению с июнем повысился на 0,6%. Расходы на жилищно-коммунальные услуги повысились на 0,9%. С июля бюджет рассчитывается по новой методике, учитывающей реальные расходы населения на оплату услуг, в том числе жилищно-коммунальных.

Опубликованы официальные данные Санкт-Петербургского комитета государственной статистики о показателях социально-экономического развития Ленинградской области в 1-м полугодии 1997 года.


Таблица 2

 

 

В действующих ценах

В % к соотв. периоду 1996 г.
(в сопоставимых ценах)

Валовой регион. продукт, трлн.руб.

7,2

100,2

Объем промышленной продукции, трлн. руб. (с учетом оценки объе-мов пр-ва малых и совм. предпр. и промышл. подразделений при непромышл. предпр.; числитель — по крупным и средним педпр., знаменатель — по полному кругу)

6,3

100,3/100,8

Пр-во потребит. товаров, из них:

0,9

109,2/101,4

пищевые продукты

0,4

118,9/109,9

непродовольств. товары

0,5

97,3/93,5

Введено в действие жилых домов за счет всех источников финансир. (тыс. кв. м.)

86,4

56,0

Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн:

 

 

мяса (в живой массе)

18,6

85,3

молока

103,4

105,5

яиц, млн. штук

390,4

95,9

Розничный товарооборот, трлн.руб.

17,0

92,6

Численность официально зарегистрир. безработных (на конец июня 1997 г.), тыс. чел.

45,0

90,2

Номинальная среднемес. зарплата на одного работника (за январь-май 1997), тыс. руб.

814,4

122,9

Сводный индекс потребит. цен в июне 1997 г.:

 

 

к июню 1996 г.

115,5

 

к декабрю 1996

108,1

 

 

По отдельным отраслям экономики средняя зарплата без выплат социального характера в мае 1997 г. составила:

Таблица 2

 

Тыс. руб.

% к

 

 

маю 1996 г.

среднему уровню

Промышленность

1038,7

126

122

Сельское хоз-во

706,8

126

83

Транспорт

1007,0

124

118

Связь

1160,6

128

136

Строительство

1121,3

128

131

Торговля и обществ. питание, материально- технич. снабжение и сбыт, заготовки

651,2

122

76

Жилищно-коммунальн. хоз-во и непроизвод-ственные виды бытового обслуживания

775,2

109

91

Здравоохр., физич. культура и соц. обеспечение

548,8

97

64

Образование

533,0

107

63

Культура и искусство

489,4

107

57

Наука и научное обслуживание

756,7

122

89

Банковская деятельность

1211,0

125

142

Управление

1488,3

118

148


Средняя зарплата с учетом выплат социального характера обеспечивала в мае 1997 года 2,7 прожиточного минимума.

Средний размер назначенной пенсии на начало июля 1997 г. с учетом компенсационных выплат составлял 307,4 тыс. руб.

К концу июня число на учете в органах государственной службы занятости состояло 47,2 тыс. человек, из них 95% имели статус безработного. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную в органы службы занятости вакансию составляла 29,1 человека.

Численность официально зарегистрированных безработных за январь — июнь сократилась на 4,5 тыс. человек (9,0%). На конец июня их численность составила 45,0 тыс. человек, или 5,9% экономически активного населения.



Источники

[1]. Драбкина Т. Ленинградская область в декабре 1996 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1996. — №12 (59).

[2]. Драбкина Т. Ленинградская область в феврале 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №2.

[3]. Роткевич Е. Правительство взялось за оборонку // Вести. — СПб, 1997. — 19 августа. — №92. — С. 2.

[4]. Драбкина Т. Ленинградская область в июне-июле 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №7.

[5]. Ю.Юрьев. Чем дальше в лес, тем больше проблем // Вести. — СПб, 1997. — 14 августа. — №90. — С. 2.

[6]. Драбкина Т. Ленинградская область в июне-июле 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №7.

[7]. Косых С. Потребитель всегда прав // Вести. — СПб, 1997. — 2 сентября. — №98. — С. 2.

[8]. Косых С. Потребитель всегда прав // Вести. — СПб, 1997. — 2 сентября. — №98. — С. 2.

[9]. Косых С. Потребитель всегда прав // Вести. — СПб, 1997. — 2 сентября. — №98. — С. 2.

[10]. Владимирова И. Федор Шкруднев: “Федеральную власть запугать нельзя” // Смена. — СПб, 1997. — 21 августа. — №184. — С. 3.

[11]. Косых С. Потребитель всегда прав // Вести. — СПб, 1997. — 2 сентября. — №98. — С. 2.

[12]. Область получает все больше зарубежных инвестиций // Вести. — СПб, 1997. — 30 августа. — №97. — С. 1.