Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

чувашская республика

в июле-августе 1997 года

Чем ближе президентские выборы, которые должны состояться в конце декабря, тем разнообразнее перипетии политической жизни в республике. Несмотря на лето, обычного в это время года затишья в борьбе властей и оппозиции не произошло. То и дело в прессе появляются материалы, так или иначе поднимающие темы эффективности или, наоборот, неэффективности работы правительства и Госсовета Чувашии; “компромат” на отдельных деятелей того или иного “лагеря”.

1.    Скандал с аграрным кредитом

Самым громким скандалом июля, без всякого сомнения, стали события, последовавшие после отказа Госсовета ЧР на очередной сессии одобрить законопроект о переоформлении задолженности республики по товарному кредиту для сельскохозяйственных предприятий в ценные бумаги (купонные облигации).

По инициативе председателя кабинета министров Э.Аблякимова, от имени президента ЧР предложившего Госсовету законопроект о переоформлении прошлогоднего товарного кредита в купонные облигации, этот вопрос был включен в повестку дня сессии и рассмотрен. Однако законопроект не был принят Госсоветом — депутаты потребовали от правительства сначала предоставить сведения о том, как конкретно был израсходован этот кредит. В практике взаимоотношений исполнительной и законодательной властей республики такой ход событий скорее закономерность, чем исключение, но история на этом не закончилась. Через две недели, 11 июля, в правительство республики поступила телеграмма из Минфина России: “Росминфин приостанавливает на 10 дней перечисление трансфертов за июль текущего года. По истечении указанного срока в случае непринятия решения переоформлении задолженности Федеральному бюджету по бюджетной ссуде, предоставленной в 1996 году виде товарного кредита на поставку ГСМ и комбикормов, согласно постановлениям правительства Российской Федерации от 28 февраля 1997 года №224 и от 26 мая 1997 года №635 в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1997 год” и заключенным соглашением о предоставлении ссуды под товарный кредит Минфин России перечислит суммы трансфертов в фонд льготного кредитования. Росминфин. Ковалев”.

Текст этой телеграммы был опубликован в газетах в сопровождении комментария министра финансов ЧР Н.Смирнова. Из объяснении Николая Васильевича следует, что “решение о переоформлении задолженности по товарному кредиту должен был принять Госсовет, который на прошлой, XXXI сессии отверг предложенный президентом законопроект по данному вопросу и отложил его “на неделю”, поскольку председатель Госсовета В.Шурчанов пообещал добиться в Москве списания кредита или отмены решения правительства России по переоформлению товарного кредита в ценные бумаги”. Кроме того, незадолго до описываемых событий президент Н.Федоров, по словам Смирнова, “заручился поддержкой руководства Минфина о том, что не позднее 15 июля т.г. Чувашской республике будут перечислены трансферты около 70 млрд. руб. И вот теперь из-за нерасторопности депутатов Чувашия может лишиться этих денег: “Если кому-то приходилось решать вопросы в московских кабинетах, он знает — вернуться к прежнему положению в данной ситуации или поправить положение уже почти невозможно. Необходимы унизительные оправдания президента республики перед Президентом и правительством России о том, что народ Чувашии не виноват за такую деятельность, а точнее, бездеятельность Госсовета”.

Не менее категоричным был сам президент республики, который, возвратившись из Москвы, куда он отправился сразу же по получении злополучной телеграммы, дал интервью республиканским газетам. Он сообщил, что из-за несговорчивости депутатов Госсовета Чувашия может не получить по трансфертам 66 млрд. руб. Эти деньги, по его словам, уже были поделены среди районов и городов на выплату зарплаты медицинским работникам, а также детских пособий матерям. “Видимо, некоторые деятели Госсовета действуют по формуле ”чем хуже народу Чувашии, тем лучше будет отдельным представителям парламента”, по другому оценить невозможно. Ведь наша республика дотационная”. Президент сообщил, что “дал личное обещание правительству России, что добьется сегодня или завтра, в субботу или воскресенье, в крайнем случае в понедельник, что депутаты Госсовета соберутся на внеочередную сессию вне зависимости от желания председателя Госсовета, лидера коммунистов... Под это мое личное обещание исполняющий обязанности министра финансов РФ вчера вечером дал распоряжение разморозить пока 20 миллиардов рублей”.

17 июля был подписан Указ президента ЧР “О чрезвычайных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы”. В преамбуле его, помимо прочего, значится: “Складывается впечатление, что такая ситуация в республике создается преднамеренно в политических целях партийными группировками, функционирующими в Государственном Совете Чувашской Республики”. Сам же указ требует от правительства переоформить в установленном порядке задолженность республики перед федеральным бюджетом по товарному кредиту в купонные облигации на сумму 70 320 млн. рублей со сроком погашения в течение трех лет. Пятый пункт Указа гласит, что этот документ вносится на рассмотрение Госсовета ЧР, в связи с чем президент требует немедленного созыва экстренного заседания сессии Государственного Совета, а пункт шестой — что настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.

Госсовет ЧР, конечно, в долгу не остался. На следующий же день после появления первых газетных статей на эту тему председатель парламента В.Шурчанов и руководитель контрольно-счетной палаты В.Андреев провели пресс-конференцию. Они напомнили, что правительство России потребовало переоформления задолженности по товарному кредиту еще в феврале, через несколько месяцев еще раз напомнило регионам о необходимости этой операции, а кабинет министров Чувашии лишь 27 июня (за три дня до сессии) направил в Госсовет проект соответствующего закона. По словам В.Шурчанова, на “обкатку” законов в парламентских кабинетах обычно уходит не меньше месяца. Но в этот раз, учитывая настоятельные просьбы правительства, было решено запустить законопроект “с колес”, с одним единственным условием — Минфин республики должен был предоставить данные по использованию этого самого товарного кредита. Министр финансов Н.Смирнов якобы клятвенно обещал предоставить всю необходимую информацию еще до начала сессии, но не сделал этого. Кроме того, якобы есть основания предполагать, что деньги из этого кредита “попадали в корыстные руки”, и поэтому депутаты “не хотели своим голосованием вслепую покрывать чьи-то темные дела”. При всем этом Госсовет не стал напрочь отвергать законопроект. Было принято постановление о принятии его к рассмотрению. Госсовет, по словам Шурчанова, сразу заявил о своей готовности собраться на внеочередную сессию для принятия этого закона, но только после того, как станет ясно, на какие цели израсходованы кредитные средства.

Далее события развивались стремительно. 18 июля, в пятницу, в Доме правительства состоялась встреча президента, председателя Госсовета, депутатов и глав районных администраций, на которой обсуждалась сложившаяся ситуация. В.Шурчанов подтвердил свою позицию — депутаты готовы созвать внеочередную сессию, но после получения полной информации о распределении российского кредита и ценам на горюче-смазочные материалы. Главы районных администраций дружно поддерживали президента республики. Н.Федоров, в свою очередь, выразил готовность наказать нерадивых министров, не предоставляющих информацию депутатам. В результате в тот же день состоялись заседания двух комитетов Госсовета, а на воскресенье, 20 июля, была назначена внеочередная сессия.

Как и следовало ожидать, сессия Госсовета после длинной череды выступлений депутатов с критикой правительства и президента единогласно дала “добро” на переоформление задолженности по товарному кредиту в купонные облигации и президент в этот же день уехал с подписанным законом в Москву.

Стороннему наблюдению трудно судить, чем руководствовались в своих действиях участники скандала. Тактика правительства видится вполне логичной — из года в год товарные кредиты на закупку ГСМ для проведения весенних и уборочных работ исправно получались, использовались и списывались, поэтому в выигрыше оставался тот, кто “выбивал” для своих аграрников наибольшую сумму, а потом не спешил отдавать эти деньги в федеральный бюджет. По сути такие безвозвратные кредиты стали замаскированной формой поддержки сельских товаропроизводителей. Полагая, очевидно, что и прошлогодний кредит удастся не вернуть, правительство ЧР не спешило выполнить требования Москвы о переоформлении задолженности в ценные бумаги. Соответствующий законопроект был направлен в Госсовет в самый последний момент, когда окончательно стало ясно, что долг списан не будет и надо или возвращать деньги, или писать “долговые расписки”. Впрочем, переоформление долга имеет свои преимущества: во-первых, в этом случае возврат денег растягивается на три года, а, во-вторых, лоббирование идеи списания этого долга тем временем можно будет продолжить. Тем более, что есть весомые аргументы “за” — федеральный бюджет в последние годы далеко не в полном объеме перечислял республике деньги, причитавшиеся ей по трансфертам.

Отказ Госсовета одобрить переоформление долга в ценные бумаги в лучшем случае выглядит как неудачная попытка заставить правительство больше считаться с законодательной властью. Но уж больно неудачный для этого был выбран момент.

Если иметь в виду перспективу предстоящих президентских выборов, то для Н.Федорова действия Госсовета оказались просто подарком — он наверняка набрал несколько лишних “очков”.

2.    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

В последние месяцы и даже годы национальная тематика перестала быть одной из болевых точек политического процесса в республике. То ли нынешним властям удалось найти нужный тон в общении с “националами”, то ли просто прошла мода — но “национальная” тема отошла на второй план и практически переместилась из политической сферы в культурную. Но есть основания полагать, что впереди Чувашию ждет новый рост интереса к этим проблемам.

Довольно часто в последнее время приходится слышать и читать выступления на национальную тему, она же всплывает и при обсуждении законопроекта о выборах президента республики, взаимоотношений республики и Федерации. “Семенная”, “единая изначальная раса”, “родственная раса богов”- такую славу приобретает сегодня чувашский народ. В духовной литературе такую расу принято еще называть солнечной, олимпийской расой” — эта цитата из газеты “Чаваш ен”, называющей себя газетой чувашской интеллигенции, конечно, нехарактерна, но показывает наличие и подобных настроений.

В недавнем выступлении по местному радио лидер Союза чувашской молодежи Олег Цыпленков “не исключил использования радикальных мер в случае, если закон о языках не будет применяться в полном объеме”. И сослался на деятельность соответствующих организаций в Испании и Ирландии. “А если кандидатом в президенты республики будет зарегистрирован политик, не владеющий чувашским языком, то мы найдем способы заставить его взять самоотвод” (цитируется по газете “Республика”). Эти заявления можно было бы воспринять всерьез, но репутация господина Цыпленкова дает основания надеяться на то, что дело обойдется без стрельбы и даже членовредительства. В свое время Олег Михайлович возглавлял реском ВЛКСМ, ставший со временем рескомом СМЧ (союза молодежи Чувашии), затем, вступив в конфликт с ближайшим окружением, был исключен из этой организации. Очевидно, испытывая органическую потребность что-либо возглавлять, организовал Союз чувашской молодежи — загадочную организацию, которая то ли существует, то ли нет. Если даже она имеет место быть как таковая то вряд ли представляет из себя что-либо серьезное. Скорее всего, вышеупомянутыми заявлениями Олег Михайлович просто пытается лишний раз напомнить о себе. Правда, по некоторым сведениям господин Цыпленков является сотрудником аппарата Чувашского национального конгресса, но вряд ли председатель ИНК Атнер Хузангай, человек достаточно трезвый и выдержанный, благословил Цыпленкова на подобные речи.

Новую окраску национальной проблематике придало расширение международных контактов. На 31 сессии Госсовета ЧР с любопытным сообщением выступил заместитель министра внешних связей республики И.Садовский. Он сообщил, что на имя президента ЧР поступил документ из Министерства иностранных дел РФ о прошедшем в Стамбуле курултае тюркских государств и общин. В его работе принимал участие председатель Ассамблеи тюркских народов, депутат Госсовета ЧР В.Тимофеев и лидер ЧОКЦ (Чувашского общественно-культурного центра) М.Юхма. Из документа следует, что наши делегаты поддержали идею о необходимости признания так называемой Турецкой республики Северного Кипра и проведения следующего курултая на ее территории.

И.Садовский также привел цитаты из турецких газет “Тюркие” и журнала “Тарих”, судя по публикациям, которым В.Тимофеев позволял себе в Турции довольно рискованные высказывания. Например: “мы должны стремиться к единству языка, мнений и дел, единству государства, армии и флага”. Журнал “Тарих” сообщает, что В.Тимофеев собирается выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Чувашии, и его надо всячески поддерживать. Садовский сообщил, что по оценке МИДа “недопустимо использование таких форумов для протаскивания идей сепаратизма, неуважения к нормам международного права”, и посоветовал кандидатам в президенты делать ответственные заявления перед электоратом внутри страны.

В ответном слове В.Тимофеев заявил, что его высказывания турецкая пресса приводит неправильно: “Да, я говорил об общем языке общения, но об общетюркской армии не мог сказать даже в страшном сне”. А на курултае он якобы голосовал как представитель общественной организации, а не государственный деятель.

По всей видимости, МИД России в последнее время здорово беспокоят высказывания провинциальных политиков за рубежом, которые идут вразрез с внешней политикой России. Как раз накануне сессии Госсовета в “Советской Чувашии” появилась большая статья того же И.Садовского “Чувашия в большой политике”, в которой сообщается, что “некоторые страны, в первую очередь Турция, Иран, Саудовская Аравия и ряд других, при развитии контактов с субъектами Федерации делают упор на религиозную, этническую, языковую общность или близость... Определенные круги этих стран... пытаются расширить сферы своего влияния в российских регионах. Эти круги... заинтересованы в подогревании центробежных настроений, готовы поддержать любые формы сепаратизма, особенно на религиозной основе... Примером завуалированной проповеди идеологии пантюркизма явился пятый курултай тюркских государств и общин, состоявшийся в Стамбуле”.

На этом курултае “с академичным в целом тоном дискуссий по этно-культурной, исторической и духовной проблеме, к сожалению, заметно диссонировали выступления с крайне националистических позиций отдельных российских участников, допустивших к тому же не только антироссийские выпады, но и неуважительные высказывания в адрес других наций. Кроме того, представители субъектов Федерации поддержали положения итогового коммюнике о необходимости признания так называемой “Турецкой республики Северного Кипра” и проведения шестого курултая на оккупированной турецкими войсками кипрской территории. Тем самым Никосии дан повод оценить позицию участвовавших в названном мероприятии субъектов Федерации как поддержку незаконного государственного образования и официально проводимого Анкарой курса на международное признание ТРСН вопреки резолюциям Совета Безопасности ООН и известной российской позиции на этот счет”.

Конечно, В.Тимофееву от этой “выволочки” ни жарко, ни холодно, но с позиций приближающихся президентских выборов вся эта история вряд ли поднимет его рейтинг. Не настолько еще у нас популярны идеи пантюркизма. Кстати, сразу после описываемых событий президент ЧР подписал указ, регламентирующий отношения министерств и ведомств, предприятий и организаций республики с зарубежьем. Суть его сводится и тому, что все внешние сношения в том числе поездки за границу и приезд зарубежных гостей, должны быть подконтрольны Министерству внешних связей Чувашии.

3.    Н.ФЕДОРОВА СНОВА ЗОВУТ В МОСКВУ

С осени прошлого года ходят слухи о том, что Н.Федорова приглашают на некий высокий пост в Москве. Однако до сих пор они оставались слухами. Но 2 июля в интервью местному радио Н.Федоров сообщил, что недавно у него состоялся телефонный разговор с Б.Ельциным. Президент России поинтересовался видами на урожай, а потом сделал, как написала “Советская Чувашия”, “интересное и заманчивое предложение” — занять пост первого вице-премьера правительства России “в команде энергичных реформаторов рядом с А.Чубайсом и Б.Немцовым”. Судя по тому, что Н.Федоров до сих пор лишь президент Чувашии, он или категорически отказался от этого предложения или обставил согласие условиями, например, подождать до декабря, чтобы отбыть свой президентский срок до конца.

От такого предложения молодому и честолюбивому “региональному” политику трудно отказаться. Первый вице-премьер — должность более заметная и влиятельная, с нее просматриваются очень заманчивые перспективы. С другой стороны, и должность президента республики имеет свои немалые преимущества — например, относительная независимость от Москвы.

Трудно сказать, что именно повлияло на решение Н.Федорова, сугубо практические соображения или обязательства перед избирателями и своей “командой”, но он, кажется, решил баллотироваться на второй срок.

Обстоятельства складываются так, что если Н.Федоров не выдвинет свою кандидатуру на пост президента, победа коммунистов в Чувашии практически неминуема.

4.    ВЫБОРЫ

Тема предстоящих выборов постепенно занимает в республиканской прессе все больше места. Обсуждается, кто именно может выдвинуть свою кандидатуру, каковы шансы возможных претендентов. Дата проведения президентских выборов стала известна лишь в конце августа, на очередной сессии Госсовета ЧР — они состоятся 28 декабря. Выдвижение кандидатов и сбор подписей, следовательно, начнутся в августе и продлятся до конца ноября.

Сегодня возможными кандидатами называют несколько человек. Это, во-первых, нынешний президент Н.Федоров. Несмотря на свое заявление полугодовой давности о том, что он не будет баллотироваться на второй срок, Николай Васильевич наверняка пойдет на новые выборы, тому много косвенных доказательств. В конце августа, например, в газете “Советская Чувашия” появилось сообщение из “информированного источника” о том, что Федоров, если выдвинет свою кандидатуру, возможно предложит пост вице-президента Леониду Софроновичу Софронову, главе администрации Ядринского района республики. Ход этот с одной стороны неожидан, а с другой — совершенно логичен. Софронов неплохо руководит районом, убежденный, но не агрессивный коммунист и это обстоятельство должно помочь Н.Федорову переманить часть электората у главного соперника — первого секретаря рескома КПРФ и председателя Госсовета ЧР В.Шурчанова.

Валентин Сергеевич Шурчанов — главная надежда рескома КПРФ. В качестве кандидата в президента имеет и сильные, и слабые стороны. За ним стоит весь аппарат рескома, он олицетворяет собой оппозицию нынешнему президенту, он хороший аппаратчик и организатор. С другой стороны Валентин Сергеевич явно не потянет на роль “народного лидера”, он, что называется, не “яркая личность”. Кроме того, над ним и его командой довлеют усвоенные в советские времена привычки, приемы агитации и тому подобное, что сегодня не всегда дает желаемый результат.

Еще одной слабой стороной В.С.Шурчанова можно назвать то, что коммунистов в предвыборной гонке будет представлять не только он. Свою кандидатуру от РКРП наверняка выдвинет Владимир Ильич Ижедеров, депутат Госсовета ЧР. Чем ближе выборы, тем труднее находят общий язык в республике лидеры КПРФ и РКРП с сопутствующими организациями. Анпиловцы, как водится, считают функционеров КПРФ “партократами” и “отступниками от единственно верного учения” и вносят раскол в ряды сторонников “официальной” компартии, что страшно раздражает аппаратчиков рескома. При этом пропрезидентская пресса регулярно сообщает о разносторонней деятельности В.Ижедерова, тем самым делая ему рекламу. Вряд ли Ижедеров имеет реальные шансы хотя бы выйти во второй тур, но в первом он сумеет отнять у В.Шурчанова часть голосов. Любопытный факт: в чебоксарском выпуске газеты “Московский комсомолец” ведется рейтинг популярности местных политиков, полученный путем телефонного опроса. В этом рейтинге В.Ижедеров раз от разу занимает ведущие места, уступая лишь Н.Федорову. Это, конечно, не показатель, но тем не менее...

Среди кандидатов на должность президента вполне могут оказаться и председатель рескома независимых профсоюзов России Петр Ивантаев, хотя шансы на успех у него минимальны. Могут напомнить о себе “москвичи” — бывший председатель Верховного Совета Чувашии Эдуард Кубарев, ныне работающий в администрации президента РФ; бывший председатель Совета Министров ЧР Валерьян Викторов, в настоящее время работающий в аппарате Совета Федерации и Валерий Шуйков, бывший народный депутат ВС РФ от Чувашии, а ныне, по слухам, сотрудник Российского МЧС. Кубарев и Шуйков вряд ли имеют реальные шансы на победу, Валерьян Викторов смотрится посолиднее, но уж очень давно он не посещал свою родину, здесь его уже успели позабыть.

Довольно сильным кандидатом может оказаться Вячеслав Тимофеев, депутат Госсовета ЧР, председатель Ассамблеи тюркских народов. Вячеслав Александрович человек неглупый, имеет два высших образования, около двух десятилетий проработал врачом. До избрания депутатом возглавил Чувашскую республиканскую ассоциацию восточных единоборств. Однако его репутации у избирателей может повредить как раз “однонаправленность” его политической деятельности и чресчур резкие выступления (его “коньком” всегда был “национальный вопрос”).

Еще один возможный кандидат — президент-ректор Чувашского государственного университета Лев Кураков. На прошлых выборах он уже выставлял свою кандидатуру, но проиграл Николаю Федорову, несмотря на то, что его поддерживали коммунисты. Но с тех пор Лев Пантелеймонович успел во многом испортить с ними отношения. Кроме того, он вряд ли во второй раз решится соперничать с Федоровым — мало ли какие потрясения могут последовать в случае повторного провала, недолго и работу потерять...

Возможный исход предстоящих выборов предсказывать пока рано, но уже сегодня можно сделать некоторые выводы и предположения. С большой долей вероятности во второй тур выборов выдут В.Шурчанов и Н.Федоров. Вокруг этих двух кандидатов и разгорится основная борьба.

5.    О совмещении выборов президента и
депутатов Госсовета

19 августа в прессе был опубликован указ президента Н.Федорова “О выборах в органы государственной власти Чувашской республики”, который гласит: “Учитывая предложения населения и ряда общественных организаций, в целях обеспечения результативности формирования органов государственной власти Чувашской республики, экономики государственных средств постановляю:

1. Считать целесообразным одновременное проведение выборов президента Чувашской республики и депутатов Государственного Совета Чувашской республики.

2. Предложить Государственному Совету Чувашской республики на очередной, тридцать третьей, сессии принять решение об одновременном проведении выборов президента Чувашской республики и депутатов Государственного Совета Чувашской республики.

3. Кабинету Министров Чувашской республики предусмотреть в проекте республиканского бюджета на 1998 год направление высвобождающихся средств на оказание социальной помощи населению.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования”.

Рядом были помещены Обращение представителей общественных движений и партий, культурных, молодежных, спортивных объединений, региональных организаций “Наш дом — Россия”, “Народный дом”, Союз реалистов”, Народный альянс” и др., с предложением объединить выборы, и комментарий к Указу, подписанный В.Максимовым, первым заместителем руководителя администрации президента ЧР. В комментарии, помимо прочего, говорится, что “указ принят с учетом опыта формирования нынешнего состава депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. Он избирался в течение более двух лет. Для этого было проведено четыре тура выборов: 13 и 27 марта, 26 мая и 2 июня 1994 года, 3 и 7 декабря 1995 года, 5 и 16 июня 1996 года. На эти цели израсходованы огромные государственные средства”. Далее указывается, что следующие выборы должны состояться в начале 1998 года, а, значит, “избирательная компания по выборам в Госсовет будет разворачиваться буквально в след за президентскими выборами”. Целесообразно, по мнению Максимова, совместить выборы депутатов с президентскими, это позволит, во-первых, сэкономить деньги, а во-вторых, повысить явку избирателей.

Здесь следует напомнить о причинах столь продолжительного избирательного марафона. Закон о выборах депутатов Госсовета ЧР от 1993 года первоначально признавал избранным того кандидата, который сумел набрать наибольшее число голосов избирателей, но не менее 25% от списочного количества избирателей. Так как активность избирателей в последние годы были очень низкой, не всем кандидатам, одержавшим победу даже во втором туре, удавалось набрать эти самые 25%. Поэтому выборы в таких округах раз за разом признавались несостоявшимися и все приходилось начинать заново. К июню 1994 года из 47 депутатских мест были заполнены всего 33. В августе 1994 года, чтобы выйти из тупиковой ситуации, Госсовет ЧР принял Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской республики “О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской республики”, который устранял этот 25-процентный барьер. 27 ноября 1994 года состоялся первый тур выборов, а 4 декабря — второй. В результате этих выборов по измененному закону были доизбраны недостающие 14 депутатов.

Однако летом 1995 года Конституционный Суд России признал неконституционным формирование депутатского корпуса одного созыва по двум разным избирательным законам, тем самым не признав мандаты избранных полгода назад и уже вовсю принимавших участие в законотворчестве депутатов. Пришлось назначать новые выборы, по старому избирательному закону, с 25-процентным барьером, совмещая их с общероссийскими, чтобы обеспечить как можно более высокую явку избирателей. Выборы состоялись 3 и 17 декабря 1995 года (второй тур совмещался с выборами депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ и референдумом о судьбе института президентства в республике вообще), были избраны 12 депутатов, а оставшиеся двое избраны лишь в день выборов президента России, 16 июня 1996 года. Такова вкратце предыстория.

Разумеется, указ президента о совмещении выборов был принят оппозицией в штыки. В прессе появились комментарии юристов Госсовета ЧР, которые доказывали невозможность совмещения выборов президента и депутатов. Аргументы они приводили следующие. Во-первых, конституционные полномочия нынешнего состава депутатов Госсовета истекают только в июне 1998 года. Во-вторых, досрочный роспуск Госсовета по инициативе президента ЧР невозможен из-за отсутствия конституционного механизма для принятия такого решения. В-третьих, в случае самороспуска Госсовета исполнительная власть во главе с президентом будет продолжать функционировать без законодательной ветви власти. В резюме подчеркивалось, что вышеупомянутый указ принят “в предвыборных политических целях против своего потенциального противника”.

Газета “Республика” опубликовала письмо, подписанное руководителями местных отделений “Союза офицеров”, КПРФ, РКРП, Аграрной партии и других движений и объединений, о нецелесообразности совмещения выборов.

На очередной 33-й сессии Госсовета Валентин Шурчанов уже во вступительном слове дал понять, что с затеей о совмещении выборов ничего не выйдет. Кроме того, по свидетельству газеты “Республика”, накануне сессии в Госсовет пошли представители профсоюзов и ветеранских организаций, компартии и Чувашского национального конгресса, творческих союзов и чернобыльцев... Более двадцати лидеров наиболее авторитетных общественных организаций республики поставили свои подписи под петицией протеста против антиконституционного указа. Президиум Чувашского национального конгресса адресовал к Госсовету Обращение, в котором, в частности, говорится: “...неправомерность данного указа очевидна в силу его противоречия частям 3, 4 ст.93 Конституции (Основного Закона) ЧР, а также ст.109(6), где четко оговорены условия досрочного прекращения полномочий Государственного Совета ЧР или же его роспуска со стороны президента ЧР. С другой стороны, президент Федоров Н.В. (как юрист, согласно его излюбленному выражению) не мог этого не знать и просто сделал очередное па в своем непрерывном политическом шоу, которым нас так щедро ежедневно потчуют республиканские средства массовой информации. И тем самым он пытается вовлечь общественность в сомнительную политическую (явно предвыборную) игру”. Заканчивается обращение словами: “К сожалению, можно констатировать, что августовский Указ президента ЧР за №67 носит явно популистский характер и не может рассматриваться как позиция зрелого государственного мужа, действительно радеющего об интересах народа и думающего о перспективах развития чувашской государственности”.

То ли от того, что президент не ожидал такого дружного неприятия идеи совмещения выборов, то ли по каким-то своим соображениям, он и его представители на сессии не стали настаивать на ее воплощении в жизнь. Даже в прессе упоминания об этой идее быстро сошли на нет.

Конечно, одновременное проведение выборов депутатов и президента было бы на руку Н.Федорову. Во-первых, потому что Госсовет ЧР, этот “штаб оппозиции”, был бы занят в преддверии президентских выборов не агитацией, направленной против ныне действующего президента, а решением собственных проблем. Во-вторых, явка избирателей на “совмещенные” выборы наверняка была бы выше, чем просто на парламентские. А опыт показывает, что чем ниже явка, тем “краснее” результат. Но и для республики это, что ни говори, было бы большим плюсом. Не только по причине экономии бюджетных средств, но имея в виду качество парламента, который предстоит избрать. Судя по прошлому опыту, явка на выборы депутатов Госсовета будет крайне низкой, порядка 20-30%. Соответственно и представительность вновь избранного Госсовета будет очень низкой.

6.    Скандал со спиртным “от Жириновского”

В начале августа на складе, принадлежащем местной организации ЛДПР в поселке Урмары, сотрудники Чувашской таможни обнаружили около полутора тысяч бутылок бренди “Россикант”, промаркированного акцизными марками, которые, по данным Главного управления по экономическим преступлениям МВД РФ, были похищены в сентябре 1995 года в Москве. Акцизные марки этой серии, как сообщается, активно использовались преступными группировками для ввоза в Россию из-за рубежа недекларированной продукции. Еще часть алкогольной продукции, обнаруженной на складе, оказалась запрещенной к ввозу на территорию России таможенными органами.

Координатор организации ЛДПР по Чувашии О.Васильев предъявил таможенникам удостоверение помощника депутата Госдумы РФ, связался по телефону с Москвой и заявил, что водка и вино принадлежат партии, это якобы запасы к очередному пленуму. Координатор поначалу отказывался открыть склады и не представил документы на товар, заявив, что они сгорели в недавнем пожаре. Тем не менее со склада жириновцев изъято около 2600 бутылок спиртного. Заведено дело о нарушении таможенных правил.

7.    В МВД снова один министр

Мы уже рассказывали об эпопее, связанной с должностью министра внутренних дел республики. Около двух лет тому назад Н.Федоров добился смещения с поста министра МВД М.Киселева и назначил на его место своим указом Вадима Антонова. Однако в прежнем руководстве МВД России это назначение не нашло понимания. Возможно потому, что Антонов до своего назначения работал в системе КГБ. Так или иначе, президенту Н.Федорову пришлось отменить указ о назначении Антонова и согласиться работать с прибывшим из Москвы Петром Долгачевым. Вадим Антонов был назначен “первым заместителем министра в ранге министра”, но мало что сомневался, что Долгачев в МВД ЧР — человек временный. Поэтому в министерстве долгое время царило своеобразное двоевластия.

С новым министром внутренних дел России Анатолием Куликовым Н.Федоров, очевидно, сумел найти общий язык, так как 14 августа министром по согласованию с Куликовым был назначен Антонов.

Источники

1. Садовский И. Чувашия в большой политике, или как “серые волки” пожирают “белых ягнят” // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — №126. — 1 июля. — С. 1.

2. Горчаков О. О проекте Конституции, флаге и Куликовской битве // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 2 июля. — №127. — С. 1.

3. Горчаков О. Кандидаты в президенты выходят на старт // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 3 июля. — №128. — С. 1.

4.Михеев И. Всякий закон денег стоит // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 3 июля. — №128. — С. 1.

5. Железнов В. Телефонный разговор Б.Н.Ельцина и Н.В.Федорова // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 3 июля. — №128. — С. 1.

6. Политическая бещответственность Госсовета оборачивается потерей 70 миллиардов! Кто спасет ситуацию? // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 15 июля. — №137. — С. 1.

7. Герасимов И. Спикер оправдывается // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 16 июля. — №138. — С. 1.

8. Горчаков О. Чем хуже народу, тем лучше некоторым депутатам // Советская Чувашия. — Чебоксары.. — 1997. — 18 июля. — №140. — С. 1.

9. Горчаков О. Две ветви власти близки к компромиссу // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 19 июля. — №141.— С. 1.

10. Герасимов И. Закон принят. Глава республики уехал за деньгами // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 22 июля. — №142. — С. 1.

11. Васильев Н. Такая чушь подручных Госсовета // Советская Чувашия. — Чебрксапы, 1997. — 25 июля. — №142. — С. 1.

12. Макаров Л. Кому передадут штандарт президента // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 5 августа. — №152. — С. 2.

13. Васильев Н. Пойло жириновцев прихватили с похищенными акцизными марками // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 12 августа. — №158. — С. 1.

14. Шелуха Н. и др. Нам, коммунистам, стыдно за партийных лидеров // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 13 августа. — №159. — С. 2.

15. Общественность республики за совмещении выборов президента и депутатов // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 19 августа. — №163. — С. 1.

16. Указ “О выборах в органы государственной власти Чувашской республики // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 19 августа. — №163. — С. 1.

17. Васильев Н. В Госсовете отфутболили Указ президента // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 19 августа. — №163. — С. 1.

18. Константинов А. Дешевая энергия может оживить экономику // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 21 августа. — №165. — С. 1.

19. Президент Чувашии внес в Госдуму России законопроект // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 21 августа. — №165. — С. 1.

20. Васильев Н. Валентин Шурчанов из последних сил держится за насиженное место // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1997 -22 августа. — №166. — С. 1.

21. Васильев Н. Правительство ругают за то, что построило больницы // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 22 августа. — №166. — С. 1.

22. Ольгин Г. Опасные шаги к противостоянию // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 22 августа №166. — С. 1.

23. Максимов Н. Президент, похоже, решил баллотироваться на второй срок // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 30 августа. — №173. — С. 1.

24. Петров Н. Выдвинули кандидатом коммуниста // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 30 августа. — №173. — С. 1.

25. Белов А. Президент намерен судиться с прокурором и Российской газетой // Республика. — Чебоксары, 1997. —
10-16 июля. — №26. — С. 2.

26. Борисов А. Парламент давлению не уступит // Республика. — Чебоксары, 1997. — 17-23 июля, N127. — С. 2.

27.Демидов В. Каждому овощу. — свой срок. Полномочий // Республика. — Чебоксары, 1997. — 14-20 августа. — №31(81). — С. 1.

28. Болдырев Ю. Пациентов “накололи” на 32 миллиарда рублей // Республика. — Чебоксары, 1997. — 14-20 августа №31(81). — С. 2.

29. Конституцию надо соблюдать // Республика. — Чебоксары, 1997. — 21-27 августа. — №32. — С. 2.

30. Белов А. Президент проиграл парламенту // Республика. — Чебоксары, 1997. — 28 августа. — 3 сентября. — №33. — С. 1-2.

31. Моляков И. “Сантек” почти не виден // Республика. — Чебоксары. — 1997 -21-27 августа. — №32. — С. 3.

32. Овчаров В. Закон принят. Какие будут последствия? // Товарищ. — Чебоксары, 1997. — 25 июля. — №30. — С. 1.

33. Лебедева Е. Возвращение в министры Вадима Антонова 2 года спустя // МК в Чебоксарах. — Чебоксары, 1997. — 21-28 августа. — №24. — С. 10.