Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

Светлана Аккиева

Кабардино-Балкарская Республика

в июле 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.    Программа социально-экономического развития КБР

В июне в Парламенте КБР состоялось слушание программы социально-экономического развития КБР, которую представил первый заместитель премьер-министра Юрий Альтудов.

Депутаты достаточно скептически отнеслись к ожидаемым экономическим показателям 1997 г. Сомнения в реальности ее осуществления были вызваны тем, что в промышленном производстве, строительстве, сельском хозяйстве отмечается спад. Инвестиционную политику в КБР в основном определяют субсидии из российского бюджета; иностранные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в предприятия, контрольным пакетом акций которых владеет государство; существует проблема бегства капитала из республики. Даже местные предприниматели предпочитают иметь бизнес за пределами КБР.

Первый вице-премьер республики согласился с депутатами в том, что условия для инвесторов в КБР хуже, чем в соседних регионах. По данным Центробанка, из КБР в 1996 г. вывезено 60-70 млрд. руб. Ю.Альтудов подчеркнул, что начало 1997 г. было сложным для экономики республики, но принятые меры дают надежду на стабилизации положения и выход на заявленные параметры.

В итоге “Программу социально-экономического развития КБР на период 1997-2000 гг.” парламентарии приняли.

“Программу социально-экономического развития КБР в 1997 г.” представлял министр экономики и торговли Б.Рахаев. Она была принята к сведению, и многие депутаты предложили правительству подобные программы утверждать не в середине года, а в начале года, вместе с бюджетом.

 

Решение об установлении предельно допустимой доли собственных расходов граждан республик на услугу жилья и коммунальных услуг на уровне 16% было приято с большим трудом. Кабинету министров было предложено в двухмесячный срок разработать механизм субсидирования граждан и определить источники финансирования [[1]].

1.2.    Зональное совещание по актуальным вопросам экономики в Нальчике

15 июля в Нальчике состоялось зональное совещание руководителей субъектов Федерации, входящих в межрегиональные ассоциации “Черноземье” и Северный Кавказ.

В совещание приняли участие руководители республик: Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Адыгея, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесия, Ставропольского и Краснодарского краев, Тамбовской, Липецкой, Белгородской, Воронежской, Орловской, Ростовской, Курской областей, правительственная делегация РФ во главе с вице-президентом Олегом Сысуевым. Совещание было посвящено вопросам бюджетного федерализма, реформам в жилищно-коммунальной и социальной сферах.

Открывая совещание, О.Сысуев отметил, что разработанная правительством программа “Семь главных дел” — краткосрочна, и выполнять ее надо в сжатые сроки. В качестве принципиальных мер по оздоровлению экономики российское правительство предлагает снижение тарифов на продукцию естественных монополий, снижение банковской ставки рефинансирования и принципиально иной подход к предоставлению социальных льгот.

Первый заместитель министра финансов Владимир Петров предложил регионам разрабатывать бюджеты на 1998 год, опираясь на непринятый пока Госдумой Налоговый кодекс.

По его словам, особую обеспокоенность вызывают острые противоречия между центром и регионами в бюджетной сфере. Казалось бы, уже отсутствуют резкие инфляционные скачки, есть и другие позитивные моменты, а между тем не достигли ожидаемых макроэкономических показателей. Основная сумма задолженностей лежит на небольшом круге промышленных предприятий, а недопоступление налогов является основой причиной кризиса. За 5 месяцев долги бюджета по зарплате погашены на сумму 6 триллионов рублей, но за это время образовалась новая задолженность.

“Положение не улучшится, — подчеркнул В.Петров — пока не сработают меры, позволяющие увеличить налогооблагаемую базу. При этом Госдума задерживает введение налогов на доходы от операций с государственными ценными бумагами, от продажи валюты. Перед регионами стоит задача повышения уровня собственных доходов территорий”.

Бюджет 1998 года, отметил первый замминистра финансов, рождается в условиях первых шагов нового Налогового кодекса, когда временно идет снижение доходной базы, и этот момент должен быть понятен населению. В частности, пересмотр налоговых льгот, который может вызвать возмущение у одних и недоумение у других, должен привести наконец-то к справедливому положению вещей в этой сфере. Предусматриваются, например, такие меры, как ощутимое поощрение законопослушных налогоплательщиков.

В заключение В.Петров подчеркнул, что, хотя объем дотационных бюджетов несколько сокращается, но идет этот процесс не такими темпами как хотело бы Правительство.

Посвятивший свое выступление особенностям жилищно-коммунальной реформы в нынешних условиях замминистра строительства России А.Шамузафаров привел слова В.Черномырдина: “Пора закончить с тем, что деньги стекаются в канализацию, тратятся на обогрев улиц и электрификацию небес”. По мнению А.Шамузафарова, реформу в этой области должны проводить сами субъекты федерации при поддержке федерального центра в виде дотирования адресной поддержки.

А.Шамузафаров положительно оценил опыт Нальчика, который вошел в список городов, получивших кредит Международного банка реконструкции и развития на реорганизацию системы водоснабжения и канализации.

Он сообщил также, что отныне установлен северокавказский стандарт затрат на содержание 1 кв.м жилья в размере 6300 руб. Исходя из этого, будут осуществляться бюджетные дотации. Следует сказать, что для Нальчика эта норма выгодна, так как здесь укладывались в 5800 руб.

Первый зам. руководителя ГНИ по РФ В.Кругликов остановился на проблеме налоговых поступлений в федеральный бюджет, которые несколько увеличились, и рассказал о том, что каждый налогоплательщик в России будет иметь свой индивидуальный номер, проставленный в паспорте, чтобы с помощью этого следить за его операциями.

По словам В.Кругликова заметно возросло поступление акцизов от вино-водочной продукции. Но на Северном Кавказе реально собирается лишь 5-7% от суммы, рассчитанной по числу поступающих сюда акцизных марок.

Ю.Люблин, первый заместитель министра социальной защиты, в своем выступлении говорил о том, что социальные программы, пакет которых находится на рассмотрение в Думе, предусматривает ряд льгот в оплате транспорта, жилищно-коммунальных услуг для федеральных служащих (милиция, суд, налоговые органы и т.д.) из федерального бюджета. При этом считается целесообразным сократить количество выплачиваемых пособий на детей и платить их только нуждающимся, чей совокупный доход на члена семьи ниже прожиточного минимума. Взят жесткий курс на адресность всех льгот: ветераны будут иметь 50% скидку по оплате жилья и услуг только для себя, а не для всей семьи; инвалиды — получать деньги на транспортное обслуживание вместо “льготных” машин.

Выступившие затем участники совещания высказали ряд претензий и предложений в адрес того, что услышали в докладах членов Правительства РФ. Президент Адыгеи А.Джаримов согласился, что субъекты РФ и федеральный центр приближаются к совершенствованию межбюджетных отношений. Но полного понимания еще не достигнуто. Имея неплохие темпы по доходной части, Адыгея уже несколько лет ничего не может строить. Приходится содержать объекты, такие, как, например, Краснодарское водохранилище, которое съедает треть расходов республики. Такие регионы должны финансироваться по прямому счету из федерального центра.

Дифференцированный подход, снижение налоговых ставок, а также понимание того, что субъекты, например, недавно образовались или находились в экстремальной ситуации, — все это должно учитываться, говорил министр финансов Республики Ингушетия А.Мальсагов. Президент Республики Северная Осетия-Алания А.Галазов подчеркнул, что некогда процветавшая республика не просит гуманитарной помощи — просто центру нужно выполнять свои решения по бюджету, который должен быть реален.

В конце совещания В.Петров пообещал, что все предложения будут учтены при расчете фонда бюджетной поддержки. Он согласился с мнением участников, что вся методика счета должна быть узаконена.

Участники совещания приняли резолюцию, над которой работала специальная комиссия во главе с вице-президентом КБР Х.Шеожевым. Над этой резолюцией будет еще работать рабочая группа из представителей субъектов федерации.

В заключение О.Сысуев подчеркнул, что только жесткие меры могут вывести экономику из кризиса, и потому лозунг сегодняшней экономической ситуации — “Жить по средствам”.


Вечером 15 июля в Доме Правительства КБР состоялась пресс-конференция для журналистов вице-премьера О.Сысуева и других членов Правительства РФ, прибывших на зональное совещание в Нальчик. На ней были обсуждены вопросы жилищно-коммунальной реформы, вопросы о выплате компенсаций беженцам, по выплатам заработной платы, пенсий и пособий.

О.Сысуев подчеркнул, что правительство намерено выплачивать детские пособия только тем семьям, чьи доходы не превышают прожиточного минимума. Право определять уровень прожиточного минимума на местах должно быть передано регионам.

В течение одной-двух недель О.Сысуев обещал решить вопрос о выплате регионам средств на содержание вынужденных мигрантов.

Он сообщил также, что финансовым источником для погашения долгов по зарплате служат поступления от предприятий недоимщиков: начавших платить долги по налогам. “Доступ к нефтяной трубе получат только те экспортеры: которые исправно платят налоги, -сказал он. Мы ужесточили контроль за использованием средств на заработную плату и отчисления в Пенсионный фонд. Правительство готово на 10% проиндексировать пенсии с 1 октября, а затем и с 1 декабря.

По словам Олега Сысуева, начать индексацию вкладов в Сбербанке для пожилых людей: не достигших 81 года, пока нет возможности.

На вопрос о обоснованности рейтингов экономической привлекательности регионов РФ, по которым республики Северного Кавказа фигурируют, как правило, в последней десятке был дан ответ, что “эти рейтинги достаточно субъективны. Нынешнее положение — это временное явление, и обусловлено, скорее всего, соседством Чечни. Если бы, скажем Самара имела такое соседство, то и она находилась бы не на четвертом месте, а там же, в конце списка”. Далее О.Сысуев сказал: что все что нужно для инвестора, по его мнению, в КБР есть [[2]].

1.3.       Указ президента КБР “О мерах по нормализации
налично-денежного оборота в КБР”

Подписанный президентом указ вызвал противоречивые отклики в прессе. Одни считают, что это было необходимо сделать для улучшения дел в экономике, другие — что указ только усугубит положение и заранее обречен на невыполнение. Приведем две противоположные точки зрения.

Управляющий Национальным банком КБР Н.Клименко: “В последнее время объем налично-денежных расчетов в КБР превысил 87% общей денежной массы. Дальше идти некуда. Правительство обязано было принять меры по упорядочению денежных расчетов”. По мнению управляющего банком, в условиях повальной задолженности предприятий по заработной плате, указ разумно разграничивает использование наличной выручки руководителями на производственные нужды в обход обязательств по зарплате. По словам Н.Клименко, после того, как эйфория от создания коммерческих банков прошла, стало ясно, что банк должен прежде всего соответствовать своему назначению и своевременно производить расчеты с клиентами и по их поручению. Если суть банковского учреждения утрачивается, банк должен либо самоликвидироваться, либо слиться с другим банком или банками, чтобы, укрепив свои активы, упорядочить работу с клиентами. Такие условия поставлены ряду банков. Вменяемая указом обязанность проверок 40% обслуживаемой клиентуры на предмет соблюдения кассовой дисциплины списана с российской банковской системы. Эти проверки осуществляются совместно с ГНИ. Н.Клименко подчеркивает, что указ не противоречит действующему законодательству и интересам государства. Аналогичные указы, но с более жесткими требованиями, по словам управляющего Нацбанка КБР, приняты В Татарстане, Якутии и других регионах.

Противники указа не согласны с тем, что есть проблемы в существующем наличном денежном обороте, а если они и есть, то это не местная, а обшероссийская проблема, поэтому и решаться она должна не на местном уровне. По их мнению, концепция указа идет вразрез с рыночной экономикой, так как ограничивает свободный выбор экономических субъектов. Вторая статья указа, запрещающая вывоз наличных денег юридическим лицам за пределы КБР, противоречит рыночной экономике. Запретительные меры никогда к добру не приводили, и потому указ обречен на провал, тем более, что он не опирается на логику экономического развития [[3]].

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

2.1.    Обсуждение нового проекта Конституции КБР

1 июля 1997 года депутаты Палаты Представителей и Палаты Республики Парламента КБР на совместном заседании приняли в первом чтении проект Конституции КБР.

Несмотря на то, что предварительно обеими палатами документ был проработан, на заседании возникла полемика. Основные дебаты велись вокруг того, каким быть парламенту: однопалатным двухпалатным парламент. После острых дискуссий победила точка зрения о двухпалатном парламенте [[4]].

Проект Конституции был 9 июля опубликован в печати и до 10 августа любой гражданин республики мог внести свои замечания и предложения по документу. Материалы печати по ходу обсуждения Конституции напоминают годы обсуждения последней советской конституции 1977 года по тону и настроению. Предполагается, что новая конституция будет принята в начале сентября, возможно, в День государственности КБР — 1 сентября.

2.2.    Межпарламентский союз трех республик

25 июля в Нальчике состоялось подписание договоров об образовании Межпарламентского совета Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик. Для подписания этого договора в КБР приехали президент Республики Адыгея А.Джаримов, глава Карачаево-Черкесии В.Хубиев, председатель Государственного совета — Хасэ Республики Адыгея Е.Салов, председатель народного Собрания Карачаево-Черкесии И.Иванов, члены правительств республик.

Торжественную церемонию подписания договора открыл Председатель Совета Республики Парламента КБР З.Нахушев, который сказал, что стремление к укреплению единства РФ послужило толчком для создания союза высших представительных (законодательных) органов трех республик.

Подписали договор председатель Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея Евгений Салов, председатель Народного Собрания КЧР Игорь Иванов и председатели двух палат Парламента КБР Махмуд Жабоев и Заурби Нахушев.

После подписания договора состоялась пресс-конференция, где представители СМИ получили возможность задать вопросы членам Межпарламентского соглашения.

Был задан вопрос об отношении к данному соглашению Президента РФ Б.Ельцина. В.Коков ответил, что перед тем, как президент страны вышел в отпуск, с ним были беседы по телефону. Первым вопросом, обсуждаемым с ним, было подписание данного документа, и со стороны Б.Ельцина было получено полное одобрение.

На вопрос о открытости созданного союза для других республик А.Джаримов ответил: ”Главная задача данного союза — это реализация двух аспектов — стабилизация общественной ситуации и создание правовой базы для более эффективного осуществления положения нашего договора. Но на момент подписания этого документа предложений и обращений от руководителей других республик не поступало”.

Отвечая на вопрос о ожиданиях в области промышленной интеграции, В.Коков особо остановился на конкретных примерах и сказал: “Могут ли наши строители заключить долгосрочный договор с Адыгеей на первоочередную доставку цемента? Безусловно! Карачаево-Черкесия и Адыгея производят сахар, а КБР покупает его повсюду, порой втридорога. Может КБР покупать у них сахар, сахар-сырец по нормальной цене? Да!

Зачем каждому из нас блуждать в лабиринтах мирового рынка, когда можно дружно выйти и заявить о себе, как о серьезной силе”.

А.Джаримов сказал, что может быть создан общий рынок для республик с последующим выходом на мировой рынок.

Журналистов интересовал вопрос о совместных общественно-политических акциях, затрагивающих региональные и общероссийские интересы. В.Хубиев ответил: “Обстановка в регионе, прямо скажем, нестабильная. Последние события в Чечне, в пограничных районах Ингушетии дают мало поводов для оптимизма. Но я считаю, что теперь мы, в рамках этого Межпарламентского союза, можем более эффективно реагировать на эти проблемы и оказывать реальное влияние на ход их решения”.

Многих интересовал вопрос о том, кто будет возглавлять этот союз. З.Нахушев сказал: “Устав совета еще не принят, но его предварительный проект уже обсужден на майской встрече в Домбае (КЧР). Мнения всех трех сторон едины в том, что председательствовать на заседаниях Межпарламентского совета будет председатель парламента принимающей стороны.”

З.Нахушев сказал журналистам, что к нему “часто поступают вопросы относительно того, не на этнической ли почве образован наш союз. Отвечу, что отчасти это так, потому что карачаевская и балкарская культура — близки, их проблемы схожи. Исторические корни адыгейцев, черкесов, кабардинцев — одни, следовательно, нам легче найти пути решения наших проблем”.

По окончании пресс-конференции В.Коков выразил благодарность журналистам: “Если вы активные проводники принятых решений и поборники благородных целей Межпарламентского совета, я убежден, что совет очень скоро встанет на ноги и будет инструментом жизни и деятельности всех наших народов” [[5]].

2.3.    Создание местной организации РКРП

В Нальчике создано местное отделение Российской коммунистической рабочей партии. Для того, чтобы “посоветоваться с товарищами, запустить работу” приехал первый секретарь РКРП В.Тюлькин и единственный депутат Госдумы РФ от РКРП В.Григорьев.

Коммунисты собрались в театре им. К.Кулиева. В.Тюлькин рассказал об истории РКРП. Объяснил основное направление работы организации — “через организованное сопротивление трудовых коллективов, через стачку к достижению двоевластия”.

В.Тюлькин сказал, что РКРП и КПРФ — различные партии/ как по программе, так и по природе [[6]].

Встречали Тюлькина в Нальчике тепло и он остался доволен своим приездом и настроем товарищей на местах.

2.4.    Итоговое совещание судей

25 июля состоялось итоговое совещание судей республики.

С докладом об итогах работы судейского корпуса выступил министр юстиции КБР А.Батырбеков. Оценив работу судей в целом положительно, он отметил, что часто затягиваются сроки рассмотрения дел.

Председатель Совета судей Г.Мамилов сообщил, что, по сравнению с 1995 годом, нагрузка на судей по гражданским делам возросла почти в два раза. В кассационном порядке за полгода рассмотрено 222 дела и только по 127 делам решения районных и городских судей оставлены в силе. А это значит, что почти более половины гражданских дел направлено на новое рассмотрение. По мнению Мамилова, судьям необходимо повышать свой профессиональный уровень, или принимать к рассмотрению ту категорию дел, в которой они достаточно глубоко специализированы.

На совещании были затронуты самые различные стороны деятельности судей. Министр юстиции А.Батырбеков посетовал на то, что МВД проигнорировало совещание судейского корпуса. Никто из представителей милицейского начальства на совещание не пришел, хотя на коллегии в прокуратуре республики со стороны милиции в адрес судей и прозвучали упреки [[7]].

3.    РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ

У католиков Кабардино-Балкарии появился новый пастырь — 58-летний ирландец Майкл Скрин. До него почти пять лет службу вел поляк Бронислав Чаплицки.

Майкл Склин более 35 лет проработал в Южной Америке, Южной Африке, Англии.

Главной трудностью в Кабардино-Балкарии, в России для отца Майкла является русский язык: он на нем легко читает и пишет, но пока трудно воспринимает на слух.

Каждое воскресенье в 10 часов отец Майкл начинает службу в католической церкви г. Прохладного, а каждую субботу в 9 часов служит в Нальчике для польских строителей и местных жителей.

Живет отец Майкл в Прохладном. Он по образованию историк и его всегда интересовала судьба России, которая, по его мнению, была непростой. В России сильны духовные традиции и этим она отличается от Запада, где люди прагматичны и материалистичны. Отец Майкл надеется, что Запал и Россия смогут через общение взаимовлиять друг друга.

Тесные контакты установились между католическими церквями Кабардино-Балкарии и Северной Осетии — Алании, так как одновременно с Майклом Скрином во Владикавказ приехал служить Корнелиус Дорохти, который, как и отец Майкл, является членом международной общины Святого Иисуса [[8]].



Источники

[1]. Кабардино-Балкарская правда. — 1997. — 20 июля; Газета Юга. — 1997. — 19 июля.

[2]. Кабардино-Балкарская правда. — 1997. — 17 июля; Газета Юга. — 1997. — 17 июля; Советская молодежь. — 1997. — 18 июля; Новый вариант — Дело. — 1997. — №22; Северный Кавказ. — 1997. — 27 июля.

[3]. Газета Юга. — 1997. — 24 июля.

[4]. Газета Юга. — 1997. — 3 июля, 10 июля; Кабардино-Балкарская правда. — 1997. — 9 июля.

[5]. Газета Юга. — 1997. — 31 июля; Новый вариант — Дело. — 1997. — №24.

[6]. Новый вариант — Дело. — 1997. — №24, Кабардино-Балкарская правда. — 1997. — 25 июля.

[7]. Новый вариант — Дело. — 1997. — №24, Кабардино-Балкарская правда. — 1997. — 25 июля.

[8]. Газета Юга. — 1997. — 24 июля.