Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

в.в. вагин,

в.в. Охота

Псковская область

в июле 1997 года

1.    Социальное и экономическое положение области

1.1.       О социально-экономическом положении Псковской области
в первом полугодии 1997 года

Объем валового регионального продукта составил 2571 млрд. рублей и сократился по сравнению с первым полугодием 1996 г. на 12%, в том числе по промышленности — на 18%, строительству — на 26%, в сельском хозяйстве — на 7%.

На одного жителя области потребительских товаров произведено на 561 тыс. рублей, а продано на потребительском рынке области на 1439 тыс. рублей. Таким образом, условно только пятая часть потребностей населения области обеспечена товарами местных товаропроизводителей.

Доходная часть бюджета области исполнена в сумме 481 млрд. рублей, что составляет 89% первого полугодия 1996 г. В структуре собственных доходов доля налога на прибыль составила 15%, подоходного налога — 26%, налога на добавленную стоимость — 16% (в первом полугодии 1996 г. соответственно 26, 23 и 15%).

Удельный вес убыточных предприятий составил 52%, сумма убытка превысила 81 млрд. рублей. В органах государственной службы занятости состояло на учете 24,3 тысячи незанятых трудовой деятельностью граждан, что составляет 5,5% от трудоспособного населения.

Среднедушевой месячный денежный доход составил 493 тыс. рублей при прожиточном минимуме для населения области в 325 тыс. рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата сложилась в размере 590 тыс. рублей и возросла на 20%. Выплаты социального характера составили 20 тыс. рублей в месяц. По состоянию на 1 июля 1997 г. просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения. образования, культуры и искусства, составила 155,4 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в общей сумме задолженности по зарплате приходится на предприятия промышленности — 35%, образования — 27%, сельского хозяйства — 16% [[1]].

1.2.    О ценах и налогах в январе-мае 1997 года

Потребительские товары и услуги в январе-мае этого года подорожали в среднем по области на 7,7%, продовольственные товары — на 8%. Самый существенный прирост отмечен на овощи (58,7%). Цена свежей капусты, например, выросла в 2,1 раза, моркови — на 53,8%, репчатого лука — на 24,8, свеклы — на 23,8%. Подорожали сахар (на 25,5%), алкогольные напитки (на 13%), яйца (на 9,2%).

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания, входящих в прожиточный минимум, составила на конец мая 212,6 тысячи рублей, и в сравнении с декабрем 1996 года увеличилась на 14,6%.

Из непродовольственных товаров за 5 месяцев значительнее других подорожали: топливо (16,8), печатные издания (12,6), велосипеды и мотоциклы (10), бензин (5,8), табачные изделия (5,6), мебель (5,4), обувь, медикаменты (4,3%).

Опережающими темпами продолжали дорожать платные услуги населению. К уровню декабря прошлого года тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства выросли на 22,1% (из них газоснабжение — на 50,4, электроэнергию — на 25,3), пассажирского транспорта — на 20,1, физической культуры и спорта — на 13,5%.

Сохранялась и дифференциация цен на основные продукты питания в районах области. Самый дорогой хлеб смешанной валки был зарегистрирован 2 июня в Пыталовском районе — 3100 рублей за килограмм, а самый дешевый — в Себежском (2125 руб.). В Островском районе говядина продавалась по 15500, а в Новоржевском — по 8000 рублей за килограмм.

В Новоржевском районе цена на молоко — 1200 рублей за литр, а в Палкинском — 4000. В Усвятском районе сахар можно было купить по 6000 рублей за килограмм, а в Пустошкинском и Себежском — по 3000. Более чем в 2 раза отличалась и цена на картофель: жители Дновского района платили за килограмм 1800 рублей, а Новоржевского — всего 800 [[2]].

В бюджеты всех уровней было мобилизовано за первое полугодие 573,7 млрд. рублей. Из общего количества поступивших средств “живых денег” — 435 млрд. рублей. План по мобилизации средств в федеральный бюджет выполнен в области на 98,1%. По России этот показатель составил 87%. Налоговые поступления областного бюджета составили 60,7 млрд. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года они возросли на 14,7%. На 1 июля 1997 г. недоимка по платежам составила 237,5 млрд. рублей [[3]].

1.3.    Сельское хозяйство

Сложной остается ситуация с заготовкой кормов сельхозпредприятиями области. На конец июля заготовлено лишь половина необходимой нормы. По данным областного Управления статистики, поголовье крупного рогатого скота за первое полугодие 1997 г. уменьшилось на 9% и составило 299 тысяч голов. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года мяса реализовано меньше на 16%, молока на 1%, яиц на 6%.

С 1990 по 1996 г. удельный вес индивидуального сектора в производстве мяса вырос с 18 до 55%, молока с 36 до 64%, яиц с 20 до 34%, шерсти с 51 до 95%. В то же время 44% хозяйств населения сельской местности в 1996 г. не содержали никакого скота, 55% не имели коров, 75% — свиней. На протяжении семи лет эти показатели относительно стабильны, на них мало повлияло реформирование сельского хозяйства. Из произведенной личными подсобными хозяйствами продукции продается лишь 15%. Остается нереализованными 30% картофеля, 25% молока. На начало 1997 г. 150,8 тыс. семей области (56%) имели садовые или огородные участки. К уровню 1990 г. их число увеличилось в 2,8 раза, а площадь земли — в 4,7 раза. Семьи, имеющие и обрабатывающие участок, обеспечивают себя картофелем на 95%, овощами на 30%, фруктами и ягодами на 26%. 10% продают излишки своей продукции.

Во время посевной в области проводился первый этап операции “Урожай”, которую проводила милиция области совместно с заинтересованными ведомствами. За этот период выявлено 76 преступлений, из них 36 краж, 23 преступления связаны с присвоением и растратой чужого имущества, 7 мошенничеств. За время посевной кампании, по данным милиции, в результате противоправных действий области причинен материальный ущерб на сумму 186 млн. рублей. Более 60 млн. рублей возмещены. Изъято 13 тонн зерна на сумму 13,5 млн. рублей. Привлечены к уголовной ответственности 160 человек [[4]].

1.4.    Энергетический кризис

31 июля в “Новостях Пскова” напечатан “График кратковременного отключения потребителей г. Пскова при дефиците электрической энергии и мощности в АО “Псковэнерго”. На практике это означает, что электроэнергия в городе, поделенном на сектора подается попеременно. Один час в одни сектора, другой час в другие. Большинство промышленных предприятий переходят на режим работы в ночные смены, когда энергия подается беспрерывно.

Все эти действия, по версии АО “Псковэнерго”, являются следствием окончательной остановки Дедовичской ГРЭС из-за отсутствия газа. “Лентрансгаз”, дочернее предприятие РАО “Газпром”, не получив от областной администрации ответа на вопрос о стратегии погашения задолженности областных потребителей за газ, перекрыло магистраль, ведущую на ГРЭС. После этого электростанция, находившаяся на плановом ремонте, оказалась в бессрочной остановке. Только ГРЭС должна “Лентрансгазу” 150 млрд. рублей. Однако АО “Псковэнерго” должно станции 118 млрд. за отпущенную электроэнергию, еще 80 млрд. должны “Янтарьэнерго” и “Новгородэнерго”. Крупнейшим должником “Псковэнерго” является “Псковоблэнерго”, продающее электричество населению и коммунальным предприятиям. Последнее задолжало первому 108 млрд. рублей.

Руководители энергопредприятий области принялись дружно обвинять друг друга в прокручивании средств и задержках платежей. Обнаружилось любопытная вещь — потребители электроэнергии, заплатившие АО “Псковэнерго” — оптовому поставщику энергии, оставались должниками государственного предприятия “Псковоблэнерго” и наоборот. И хоть график отключения действует лишь до 8 августа, есть основания предполагать, что он будет продлен.

Губернатор Е.Э.Михайлов причину кризиса видит в обострившихся отношениях между РАО “ЕЭС России” и РАО “Газпром”. Администрация г. Пскова причину создавшейся ситуации усматривает в существующей финансовой политике администрации области в отношении областного центра.

Для горожан ситуация обернулась выходом из строя сложной бытовой техники: холодильников, компьютеров, застреванием в лифтах, для предприятий — срывом плановых заданий. При этом отключению подверглись, из-за соответствующего устройства электрооборудования, не только должники, но и исправные плательщики. Глава областной администрации рекомендовал всем недовольным обращаться в суды, прокуратуры и отделы по защите прав потребителей. Кроме того, и областная и городская администрации утверждают, что большинство неплательщиков составляют федеральные предприятия. Однако детальные расчеты не приводятся.

Руководство государственного предприятия “Псковоблэнерго” в лице его генерального директора А.Никулина возлагает ответственность на АО “Псковэнерго”. По его мнению, акционерное общество, являющееся монопольным продавцом электроэнергии, в Псковской области сознательно пошло на обострение кризиса, хотя и имело все возможности для приобретения энергии не только Дедовичской ГРЭС, но и из Санкт-Петербурга, Эстонии, Белоруссии. Вместо этого оно сократило объем потребления. Целью этих действий является приобретение объектов “коммунальной энергетики”, собственности государственного предприятия “Псковоблэнерго”. Ряд районных администраций области в Себеже, Плюссе, Пушкинских горах не смогли справиться с экономическим шантажом, и, желая прекратить перебои с поставками энергии в своих районах, уже продали свои объекты энергетики АО “Псковэнерго”. А.Никулин называет эти действия продуманной политикой РАО “ЕЭС” [[5]].

В свою очередь, АО “Псковэнерго” отрицает участие РАО в этом процессе, однако связывает напрямую кризис с борьбой неких сил за контроль над Дедовичской ГРЭС, уже сегодня производящей самую дешевую электроэнергию в регионе. После ввода в действие третьего энергоблока мощность станции достигнет 645 мгВт. и себестоимость энергии сократится еще на треть от сегодняшней цены — 135 рублей. Эта цена на 40-80 рублей ниже, чем у других поставщиков [[6]].

В любом случае, кто бы ни был виновен в обострении ситуации, это событие вызвало наиболее острое неприятие населения и руководителей предприятий.

1.5.    Ситуация на железнодорожном транспорте

Постепенно нормализуется ситуация на транспорте, вызванная ликвидацией Псковского отделения Октябрьской железной дороги. Бывший начальник отделения по-прежнему возглавляет отрасль, но теперь его должность называется заместитель начальника Санкт-Петербург-Витебской дирекции перевозок по Псковскому региону. Объем пассажирских перевозок после реорганизации остался на прежнем уровне, но грузовые перевозки выросли на 10%. Однако прибыль железнодорожников съедается убытками от пассажирского транспорта. Они составили за первое полугодие 52 млрд. рублей. В соответствие с решением Правительства РФ начато финансирование развития таможенной инфраструктуры приграничных станций: Печоры-Псковские, Пыталово, Себеж. Еще одним направлением капиталовложений является электрификация участка дороги от Пскова до Луги. Железнодорожники также принимают участие в прокладке линии оптико-волоконного кабеля до Пскова совместно с шведской фирмой “Эриксон” [[7]].

1.6.    Муниципальная экономика

Одним из весомых достижений, о котором “с гордостью” говорил мэр Пскова А.В.Прокофьев на традиционном ежеквартальном совещании с избранными председателями советов микрорайонов, является создание муниципального предприятия теплосетей города. Именно ему переданы права на аренду оборудования и тепломагистралей города. Предыдущий пользователь оборудования — коммерческое предприятие ТОО “Псковские тепловые сети”, пользуясь своим монопольным положением, неоднократно ставило город в сложное экономическое положение. Кроме того, руководитель ТОО Г.И.Носов был одним из наиболее жестких критиков главы администрации Пскова [[8]].

В очередной раз предприняли попытку консолидации действий мелкие и средние предприниматели г. Пскова. На этот раз причиной их недовольства стало “Положение о порядке взимания сбора за право торговли”, предусматривающее увеличение на 100% сбора за право торговли. Однако и на этот раз за “грозным” обращением практических действий не последовало.

Пробовали сплотиться и псковские “водочные короли” в ответ на действия областной администрации. Надо отдать должное последовательности действий администрации по привлечению оптовых торговцев водкой на свою сторону. Практически все они были вынуждены стать дилерами продукции унитарного государственного предприятия “Псковалко”, созданного новой администрацией. Тем самым дешевая водка из других регионов оказалась замещенной местной продукцией, а единый фронт действий против “Водки Жириновский” распался, практически на начав действовать.

2.    Деятельность органов представительной власти
на территории области

2.1.    47-я сессия областного Собрания депутатов

На 47-й сессии депутаты заслушали отчет председателя областного территориального дорожного комитета В.И.Афанасьева. Докладчик сетовал на чрезмерное количество проверок в своей организации. Председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Г.Н.Бубнов, поддерживая принятие Закона, обратил внимание, что все проверяющие фонд комиссии отмечают одни и те же нарушения. Потеряны три миллиарда рублей из-за прекращения существования банка-комитета.

Собрание приняло закон “Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда Псковской области за 1996 год”. Одновременно администрации области предложено внести необходимые изменения в положение о фонде.

Администрация области попросила внести в схему управления еще две должности заместителя главы (ранее их было восемь). Депутаты решили отложить решение вопроса до 10 июля, когда состоится следующая сессия.

Сессия освободила от работы на оплачиваемой основе депутата А.А.Большакова по его просьбе. На оплачиваемую основу переведен депутат Е.С.Иванов [[9]]. Äåïóòàò Áîëüøàêîâ, âîçãëàâëÿâøèé êîììåð÷åñêóþ фирму “Ñåâåð” äî èçáðàíèÿ íà äåïóòàòñêèé ïîñò è íàçíà÷åíèÿ íà îïëà÷èâàåìóþ äåïóòàòñêóþ äîëæíîñòü, âåðíóëñÿ ê ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè. Îí ñòàë âíåøíèì óïðàâëÿþùèì ïòèöåôàáðèêè “Ïåðâîìàéñêàÿ” â Ïñêîâñêîì ðàéîíå.

2.2.    48-ÿ сессия областного Собрания депутатов

С 9 по 10 июля проходила 48-я (внеочередная) сессия областного Собрания депутатов. Повестка дня сессии состояла из 30 вопросов.

Идя навстречу предложениям администрации области, областное Собрание утвердило схему управления Псковской областью, согласно которой общая численность заместителей главы администрации области будет составлять 10 человек. В утвержденной схеме четыре первых заместителя главы администрации: по строительному комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству; промышленности, транспорту, связи, топливно-энергетическому комплексу; сельскому хозяйству, социальной политике. Остальные шесть замов отвечают за: федеральные и национальные отношения, проведение избирательных кампаний, взаимодействие с партиями, общественными организациями, профсоюзами; развитие экономики, налоговую, инвестиционно-финансовую политики, государственное регулирование цен; руководство представительством при Правительстве РФ; управление государственным имуществом; развитие местного самоуправления. Еще один заместитель занимается специальными поручениями главы администрации. Характер этих поручений не расшифровывается. Руководитель аппарата администрации хоть и не является заместителем главы по должности, но фактически пользуется равным с ними статусом.

Обращает на себя внимание то, что двое первых заместителей главы — бывшие заместители Туманова В.Н. — предыдущего губернатора. Заместитель главы, председатель Комитета по управлению имуществом — также соратник бывшего главы. Двое оставшихся первых заместителя хозяйственники — бывший глава Локнянской районной администрации и директор одного из великолукских предприятий. Остальные должности заместителей заняты партийными соратниками Е.Э.Михайлова.

На сессии был принят закон Псковской области “О внесении изменений в Закон Псковской области “Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, занимавшим должности в органах государственной власти и управления Псковской области”. Отныне по этому закону право на надбавку к пенсии будут иметь бывшие первый секретарь, секретари, зав. отделами обкома КПСС, председатель комиссии партийного контроля, редактор газеты “Псковская Правда” (органа обкома КПСС и областного Совета народных депутатов). Как говорится в пояснительной записке к принятому закону, “будут иметь право на дополнительные социальные гарантии 11 человек. Потребность средств на вторую половину 1997 года составляет 50 млн. рублей. Расходы на выплату доплат... производятся за счет средств областного бюджета и относятся к защищенным”.

Начальник Главного управления образования области В.В.Емельянова информировала депутатов о том, что общая задолженность в области по образованию составила 65,5 млрд. рублей, в том числе по зарплате — 31 млрд. В области насчитывается 11 железнодорожных школ с 5700 учащимися. Министерство железнодорожного транспорта отказывается их финансировать, следовательно, еще 1 млрд. 159 млн. расходов по железнодорожным школам ложится на бюджет области, не считая их задолженностей. По этому поводу Собрание приняло решение обратиться в министерство железнодорожного транспорта с просьбой разрешить ситуацию, сложившуюся вокруг их ведомственных школ.

Большинством голосов протест прокурора относительно Закона Псковской области “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Псковской области” был отклонен.

Схожая ситуация складывается и вокруг постановления областного Собрания “О временных правилах по сбору, хранению, обмену и реализации лома черных и цветных металлов на территории Псковской области”, принятого в апреле этого года и опротестованного прокурором Псковской области. На прошлой сессии протест был отклонен, но к этому вопросу депутаты вернулись вновь и приняли в первом чтении проект закона Псковской области “О ломе черных и цветных металлов” [[10]].  çàêîíå ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ âûäà÷à ðàçðåøåíèé íà ïðàâî çàíèìàòüñÿ äåÿòåëüíîñòüþ ïî ñáîðó, õðàíåíèþ, îáìåíó è ðåàëèçàöèè ìåòàëëîëîìà, à òàêæå çàïðåò íà âûâîç ëîìà ÷åðíûõ è öâåòíûõ ìåòàëëîâ áåç ñîîòâåòñòâóþùåãî ðàçðåøåíèÿ.

На сорок восьмой сессии также обсуждался проект закона “О регулировании взаимоотношений между областным бюджетом и местными бюджетами”. Ряд его положений важен для г. Пскова. Так, в статье “Участие органов государственной власти области в решении вопросов местных финансов” в пункте пятом указано, что увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти области, компенсируются органами, принявшими данные решения, из областного бюджета”. Специальный раздел проекта закона посвящен доходам местных бюджетов. Вводится в документе и такое понятие, как минимальный бюджет муниципального образования. Депутаты приняли этот закон в первом чтении.

На сессии были также рассмотрены вопросы о внесении изменений и дополнений в закон “О налоговых льготах на 1997 год”, “О порядке внесения, рассмотрения и утверждения закона Псковской области “Об областном бюджете на 1998 год” и другие [[11]].

На сессии было объявлено о депутатских каникулах до 1 сентября.

3.    Деятельность администрации Псковской области

Вернулся после отпуска глава администрации области Е.Э.Михайлов. На рабочем совещание после возвращения он проинформировал областных руководителей о том, что в сфере промышленности падение производства продолжается — главным образом на предприятиях смешанной формы производства и частных. Обратная картина, по его мнению, на предприятиях областного подчинения. Но некоторыми из них губернатор планирует заняться особо, в связи с чем, в частности, планируется поездка Михайлова на великолукский льнокомбинат. У областной администрации есть планы национализации этого предприятия и создания на его основе государственного унитарного предприятия.

Председатель комитета по внешним связям В.Г.Поберий предоставил отчет о работе псковской делегации на шестой сессии стран Балтийского моря. Он сообщил, что вскоре должно состояться открытие в Таллине филиала псковского государственного педагогического института. Он же занимался подготовкой визита в Псковскую область Л.Я.Рохлина.

По сообщению руководителя аппарата администрации Д.В.Шахова закончилась проверка Контрольно-ревизионным управлением ГТРК “Псков”. Выявлены существенные финансовые нарушения. Проверка была первым шагом областной администрации для атаки на областное телевидение. Директор телестудии В.Н.Толкачев, дважды ослушавшийся указания областной администрации, в частности, по освещению визита В.Ф.Жириновского в область, стал мишенью для целенаправленных нападок администрации. Попытка объявить ему выговор за “непослушание” закончилась ничем — по решению суда выговор был отменен. В ближайшем будущем следует ждать дальнейшего обострения ситуации.

На рабочем совещании был представлен новый заместитель главы администрации по работе с территориями В.Г.Капустянский.

Все большее внимание населения привлекает к себе заместитель главы Администрации по экономике В.Н.Ивченко. По Пскову ходит много историй о “похождениях” бывшего милиционера в кафе “Калейдоскоп”, “Фрегат”, на дне рождения известного в городе предпринимателя, а также способах выяснения отношений между ним и другими руководителями администрации в собственном кабинете с открытыми окнами. После этих эпизодов Ивченко носит “темные очки” и отменяет запланированные совещания.

Представитель администрации Псковской области при Правительстве РФ гораздо больше времени проводит в Пскове, причем его рабочий день начинается и заканчивается на “Псковалко”. М.С.Гавунас, кроме того, курирует силовые ведомства области и лично руководит тренировками охранной группы “Псковалко”. Свидетельством “серьезных намерений” администрации области является и появление рамки металлоискателя на входе в областную администрацию, по-прежнему строгим остается и пропускной режим в здание.

4.    Основные события политической жизни области

4.1.    Деятельность партий и общественных движений

В Пскове в конце июня состоялась отчетно-выборная конференция Псковской региональной организации общественно-политического движения “Наш дом — Россия”. С докладом о работе организации выступил заместитель председателя Совета ПРОД НДР А.И.Лобачев, о работе 4-го съезда Всероссийского движения НДР — руководитель исполкома ПРОД В.М.Штыров. Участники конференции, обсудив доклады, приняли Обращение к сторонникам движения НДР, рассмотрели организационные вопросы. Выбрали Совет ПРОД. Председателем его избрали Б.Г.Полозова, директора филиала финансовой компании “Магеллан”, бывшего заместителя главы администрации области, руководителем исполкома Псковской региональной организации движения НДР — В. М. Штырова [[12]].

 Ïñêîâå íà÷àëî äåéñòâîâàòü îòäåëåíèå Ðîññèéñêîé íàðîäíî-ðåñïóáëèêàíñêîé ïàðòèè. Новая структура стала создаваться весной 1997 года. Сейчас работает областная региональная организация РНРП. В городской ячейке начитывается более ста партийцев, хотя руководитель городской организации В.Д.Золотухин убежден: “Это только вершина айсберга. Нас поддерживают многие псковичи. РНРП выступает за реформы, основанные на здравом смысле. Поддержать и объединить честных людей, поднять экономику, защитить армию, всех обездоленных россиян — это главное” [[13]].

5 июля состоялось расширенное заседание координационного совета Псковской областной организации ЛДПР, на котором присутствовали депутат Государственной Думы В.А.Яшин, координаторы районных организаций. Также были приглашены представители областной администрации А.Н.Христофоров, М.С.Гавунас, В.Н.Ивченко, С.В.Жамойдо, В.Г.Поберий.

На заседании были высказаны критические замечания, касающиеся взаимодействия областной организации ЛДПР и администрации области. Был рассмотрен вопрос о предстоящем проведении конференции областной организации, назначенной на 30 августа, утверждена повестка дня конференции. Среди включенных в повестку дня вопросов — отчет представителей областной администрации о проделанной работе за первое полугодие. Координационный совет одобрил предложенную программу информационной политики областной организации и утвердил состав новой редакции газеты “Русский Запад” [[14]].

Активисты областной организации ЛДПР выражают все больше недовольства кадровой политикой Михайлова, пригласившего на ключевые посты в областной Администрации людей из других регионов. Разговор об этом скорее всего состоится на областной партийной конференции.

Пока никак не проявил себя новый координатор областной партийной организации ЛДПР. Сукманов Вячеслав Васильевич родился в 1950 году. Женат, имеет троих детей, старший сын — офицер Российской Армии, служит уже несколько лет, средний сын заканчивает Военно-инженерную академию, младший сын — школьник.

Образование высшее, закончил Великолукский сельскохозяйственный институт, по специальности инженер-механик. В 1997 году заканчивает Московский гуманитарный институт — юридический факультет. Работал на промышленных предприятиях города Великие Луки на различных руководящих должностях. Начинал свою работу мастером, старшим мастером, начальником производства. Последние шесть лет работал директором. С 1994 года помощник депутата Государственной Думы Е.Э.Михайлова, сейчас его же помощник в качестве члена Совета Федерации. С 1993 года член либерально-демократической партии России. Был одним из организаторов Великолукской организации ЛДПР, стоял у ее истоков. Ныне эта организация стала одной из самых сильных в области.

“Жителям нашей области, конечно, виднее, упал ли рейтинг нашей партийной организации или поднялся, но наша задача, естественно, состоит в том, чтобы он поднимался, и мы будем делать все возможное для этого” — заявил координатор в своем интервью областной газете “Псковская правда”. “На расширенном координационном совете нашей организации мы вынесли следующее решение — установить испытательный срок. Он небольшой — три месяца для вновь вступивших в нашу партию с обязательной рекомендацией от одного из членов партии. Хочу сразу оговориться, что мы не копируем коммунистические методы, но используем то хорошее, что было и там... Качественно изменился состав вступающих в нашу партию. Сейчас это в основном интеллигенция, руководители предприятий, студенты, военные. И нас немного настораживает, что руководители предприятий, раньше даже не помышлявшие о членстве в ЛДПР, вдруг стали вступать. Здесь может быть и чистый карьеризм, поэтому и установлен относительно небольшой испытательный срок. За это время нам удается присмотреться к человеку и определить, зачем и почему он пришел в ряды нашей партии”. Сукманов добавил также, что сейчас создается редакция газеты “Русский Запад” и после некоторого перерыва возобновилось ее издание.

Ближайшие планы областной организации ЛДПР — выборы в областное Собрание. Об этом Сукманов В.В. сказал следующее: “Подготовительную работу мы уже ведем. Подбираем кандидатов, подбираем тщательно, не торопясь, потому что имеем такую возможность и достаточно времени для этого. И не скрываем, зная то, что борьба будет сложной, тяжелой, что надеемся успешно пройти еще одно испытание для нашей партии и увидеть наших представителей в областном Собрании...” [[15]].

Все более активным становится поведение председателя Комитета по внешним связям В.Г.Поберия. Именно он чаще других областных чиновников участвует в различного рода мероприятиях, вручениях наград и призов. По слухам все более активно циркулирующим в областном центре, Поберий — основной претендент от ЛДПР на должность мэра г. Пскова.

В Пскове состоялся очередной пленум Псковского областного комитета Коммунистической партии РФ. Пленум рассмотрел вопрос “Об итогах II пленума ЦК КПРФ и задачах областной парторганизации”. С информацией по этому вопросу выступил первый секретарь областного комитета, депутат Государственной Думы РФ Никитин В.С. Пленум обкома обсудил также вопрос “О задачах коммунистов области в связи с предстоящими выборами в областное Собрание депутатов”.

Едва ли не главным предметом деятельности областных коммунистов в июле стало жесткое противодействие идее о смены памятника В.И.Ленину перед зданием пединститута, а также сносе кинотеатра “Октябрь”. Псковичам хорошо известна основная цель возведения в 60-е годы уродливого архитектурного “шедевра” в центре города — закрыть вид на Троицкий Собор Псковского Кремля. В те годы, как и сегодня, храм был действующим и служил центром епархиальной жизни. Памятник вождю был построен в центре средневековой торговой площади перед Кремлем на пятиметровом культурном слое. Ряд архитекторов и петербургских историков высказались в открытом письме в “Псковской Правде” о замене Ленина на памятник князю Довмонту-Тимофею, внесшему огромный вклад в жизнь вечевой республики.

Вслед за письмом в “Псковской Правде” был напечатан целый “вал” негативных откликов. 30 июля в газете было опубликовано заявление псковских коммунистов, принятое единогласно на общегородском собрании парторганизации КПРФ. Осудив “вредные и антинародные акции и инициативы” в Пскове, коммунисты прошлись заодно и по Президенту РФ, а также “прислуживающих ему деятелей различных сфер и средств массовой информации” вынашивающих планы захоронения Ленина. Коммунисты призвали псковичей защитить “добрую память о Советской власти, О Человеке, отдавшем все свои силы и саму жизнь делу борьбы за счастье трудового народа”.

 

В конце июля в Псков прилетал председатель Комитета по обороне Государственной Думы РФ Л.Рохлин. Целью его приезда было создание отделения всероссийской организации в защиту армии, оборонной промышленности и т.д. Московского гостя у трапа самолета встречали руководители администрации. Эскорт автомобилей сопровождал опального генерала от аэропорта до здания областной администрации, где его ждал глава администрации Михайлов. Результатом пребывания Л.Рохлина в Пскове стало создание отделения движения во главе с депутатом городской Думы, бывшим командиром Черниговской воздушно-десантной дивизии ВДВ Соседовым.

4.2.    Контакты с Белоруссией

31 июля состоялась встреча президента Белоруссии с делегацией Псковской области. Ее возглавлял заместитель главы администрации А.Н.Христофоров. В телеинтервью, распространенном областным телевидением, А.Г.Лукашенко прокомментировал ситуацию с арестом журналистов ОРТ в республике, сказав, что прежде всего они белорусские граждане, Б.Н.Ельцина же ввели в заблуждение недобросовестные люди из его окружения. В ходе беседы Президент Белоруссии высказался о необходимости дальнейшего развития экономических контактов с Псковской областью, выразив удовлетворение тем, что уже сегодня объем псковско-белорусской торговли превышает 22 млн. долларов.

4.3.    Отношения с федеральной властью

В июле появилась серия интервью с представителем Президента РФ в Псковской области Д.К.Хритоненковым. Представитель президента с благодарностью вспомнил администрацию Туманова, подготовившую “фундамент для более или менее нормального функционирования новой администрации”. Преемственность в деятельности новой администрации, по мнению Д.К.Хритоненкова, чувствуется в том, как развиваются внешнеэкономические и культурные связи со странами Балтии.

“Око государево” с уважением относится к выбору людей, именно поэтому он первый пожал руку новому губернатору. “Но естественно, также и то, что корректные деловые отношения не означают отсутствие критики в отношении тех или иных шагов конкретного руководителя. Критиковать надо — это и политика президента. В то же время я против такого положения дел, когда в подконтрольных оппозиции СМИ оскорбляют президента России, правительство, местные власти, руководителей других государств. Это недопустимо”...

Д.К.Хритоненков отмечает в своем интервью и положительные стороны деятельности новой администрации. К числу таковых он относит наличие среди либерал-демократов способных энергич-ных молодых людей, “которые в силу различных обстоятельств попали в эту партию или работают с ЛДПР в связке. Думается, со временем многие из них смогут стать более конструктивными политиками”. У новой администрации есть и несомненное желание работать. “Самый же главный плюс заключается в том, что ситуация в области все-таки не вышла из-под контроля”.

К числу минусов в работе администрации Михайлова представитель президента относит недостаток управленческого опыта, специальной подготовки у многих руководящих сотрудников. Дмитрий Константинович указывает и на отсутствие “четкой программы действий у областной администрации”, попутно замечая, что и “у прежней тоже в общем-то не было, как и у руководства многих других областей”. Его тревожит также ситуация со средствами массовой информации в области. Новая администрация чрезмерно болезненно реагирует на критику и иногда действует чрезмерно жестко с журналистами. Не может не вызывать тревогу и стремление приручить прессу, сделать газеты “карманными”.

Представитель Президента указывает и на противоречия с федеральным законодательством некоторых распоряжений руководителей администрации. “Причина кроется не только в противоречивой и небесспорной позиции отдельных чиновников, но и в том, что не во всем совершенно федеральное законодательство. Часто создается впечатление, что работники администрации области пытаются законодательство опережать”.

Свою главную задачу Д.К.Хритоненков видит в том, чтобы “способствовать процессу согласия между всеми властными структурами области”. Приковывают к себе внимание заключительные слова представителя Президента РФ в Псковской области : “Сегодня центр не особо обеспокоен положением дел в нашем регионе. Ситуация с точки зрения Москвы пока приемлемая. Обстановка относительно спокойная, для резкой дестабилизации поводов нет” [[16]].

В следующем интервью газете “Новости Пскова” Д.К.Хритоненков прокомментировал указ Президента №696 “О полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации” и продолжил дискуссию с авторами писем в газету, подвергнувшими критике высказывания Дмитрия Константиновича в защиту бывшей администрации Псковской области [[17]].

4.4.    В УВД области

По сравнению с прошлым годом, раскрываемость преступлений выросла почти на 6%. По линии криминальной милиции этот показатель изменился с 57,8 до 64%. Выше, если сравнивать с прошлым годом, он в милиции общественной безопасности... Если в начале года раскрываемость преступлений здесь составляла 88%, то сейчас она достигла 91,5%. Количество совершенных преступлений в этой сфере увеличилось почти на 50%. На 11% снизилось количество убийств. За шесть месяцев года 9 совершенных убийств УВД области раскрыты.

“Бичом” для милиции назвал начальник УВД области Сергей Федорович Щадрин кражи, которые из 9082 совершенных за полгода преступлений составили 4445. Как правило, квартирные кражи, число которых растет, совершают безработные. В настоящее время более половины этих преступлений раскрывается.

На 11% снизился показатель краж транспортных средств, в том числе автомобилей — на 10%. По мнению генерала Щадрина С.Ф., это снижение произошло за счет ужесточения надзора и контроля на дорогах. Но “самыми неудовлетворительными” назвал Сергей Федорович результаты по раскрытию этих преступлений. Лишь 35 из 100 похищенных автомобилей удается найти.

Разбойных нападений стало практически в два раза больше. Все чаще нападению грабителей подвергаются торговые точки, автомобили, следующие по трассе. На селекторном совещании, проводимом министром внутренних дел Куликовым, псковская милиция за это подверглась критике.

В настоящее время УВД области принято решение о регистрации на постах ГАИ большегрузного транспорта, следующего в ночной период. Вызвано это тем, что есть случаи, когда сопроводители грузы продают и, пользуясь тем, что существует международная страховка, делают ложные заявления об ограблении. Чтобы предупредить такие факты, введена регистрация транспорта.

“Я крайне недоволен работой подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, как и управлением по борьбе с организованной преступностью, — заявил Щадрин С.Ф. — Здесь нет никаких реальных результатов. Показатели складываются за счет выявления незначительных преступлений, и возможности, представленные новым уголовным Кодексом, не используются. Нет дел по лжебанкротству, хотя в жизни такие явления есть, не ведется работа по другим направлениям в соответствии с новыми экономическими условиями”.

Оценивая работу отделов внутренних дел, Щадрин С.Ф. сообщил, что в 11 из них зарегистрировано сокращение совершенных преступлений, а в 16 — рост преступности, причем наиболее значительный в Печорском районе. Сократились темпы роста преступности в Псковском районе, который занимал в этом направлении одно из ведущих мест. Раскрываемость преступлений ухудшилась лишь в 4 районах области.

“Очень тяжелым” на сегодняшний день Сергей Федорович назвал положение милиции общественной безопасности, содержащейся за счет областного бюджета. Сотрудники этой службы не получают заработную плату с апреля [[18]].



Источники

[1]. Социально-экономическое положение Псковской области в первом полугодии 1997 г. Псковский областной комитет государственной статистики // Псковская правда. — 1997. — 30 июля. — С. 2.

[2]. Самый дешевый хлеб — в Себеже, а самая дешевая картошка — в Новоржеве // Псковская правда. — 1997.— 1 июля. — С. 2.

[3]. Кленов А. Налоги не футбол, но в них тоже нужно “играть” по правилам // Псковская правда. — 1997. — 1-2 августа. — С. 3.

[4]. Пресс-служба УВД области. 1997. Урожай уже есть.. // Новости Пскова. — 1997. — 12 июля. — С. 1.

[5]. Никулин А. Не кризис грозит, а монополия // Новости Пскова. — 1997. — 31 июля. — С. 2.

[6]. Виноградов В. Энергетический узел Псковщины: рубить или развязывать? // Псковская правда. — 1997. —
25-26 июля. — С. 2.

[7]. Юренков М. Наш тепловоз, вперед лети.. // Псковская правда. — 1997. — 1 августа. — С. 3.

[8]. Сенцов В. Мера ответственности // Новости Пскова. — 1997. — 11 июля. — C. 1.

[9]. Иванов Н. 1997. Нелегко даются законы // Псковская правда. — 1997. — 1 июля. — С. 3.

[10]. Степанов Ю. Так рождаются законы // Псковская правда. — 1997. — 15 июля. — С. 2.

[11]. Ронин А. Важный закон принят в первом чтении // Новости Пскова. — 1997. — 12 июля. — С. 1.

[12]. Соб. инф. Конференция движения НДР // Псковская правда. — 1997. — 1 июля. — С. 3.

[13]. Сторонники Лебедя объединились // Новости Пскова. — 1997. — 22 июля. — С. 1.

[14]. Пресс-служба Псковской областной организации ЛДПР. Заинтересованный разговор // Псковская правда. — 1997. — 9-10 июля. — С. 1.

[15]. Пресс-служба Псковской областной организации ЛДПР. Работа на пользу области. Интервью с координатором областной организации ЛДПР Вячеславом Васильевичем Сукмановым // Псковская правда. — 1997. — 4-5 июля. — С. 3.

[16]. Иванов А. “Компромисс необходим. Но не в ущерб делу”. Интервью с полномочным представителем президента в Псковской области Д.К.Хритоненковым // Новости Пскова. — 1997. — 8 июля. — С. 1-2.

[17] Иванов А. “Власть должна быть сильной”. Интервью с полномочным представителем президента в Псковской области Д.К.Хритоненковым // Новости Пскова. — 1997. — 29 июля. — С. 4.

[18]. Щадрин С.Ф. Владеет ли милиция ситуацией? // Новости Пскова. — 1997. — 11 июля. — С. 12.