Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

андрей якурин

новгородская область

в июле 1997 года

1.    политический процесс

1.1.    Выборы депутатов областной Думы

Как уже упоминалось в предыдущих обзорах, 19 октября 1997 года состоятся выборы депутатов Новгородской областной Думы второго созыва.

27 июня постановления о дате выборов в Новгородскую областную Думу и об образовании одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Новгородской областной Думы второго созыва были опубликованы в газете “Новгородские ведомости”. 2 июля было опубликовано постановление избирательной комиссии Новгородской области “О порядке выдвижения кандидатов в депутаты Новгородской областной Думы и сборе подписей в поддержку кандидатов”.

На проведение выборов администрация области выделила из областного бюджета 5 миллиардов 500 миллионов рублей.

1.1.1.    Законодательство

В соответствии с областным законом “О выборах депутатов Новгородской областной Думы” Дума состоит из 26 депутатов. Депутаты избираются сроком на четыре года на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям, блокам и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Согласно статье 20 Закона, избирательными объединениями являются общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, зарегистрированные в управлении юстиции администрации Новгородской области не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов.

Избирательными объединениями являются:

— областные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;

— областные отделения межрегиональных партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке и предусматривают участие в выборах;

— региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке и предусматривают участие в выборах.

Все избирательные объединения участвуют в выборах на равных основаниях.

Избирательный блок (статья 21) — добровольное объединение двух или более общественных объединений.

Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя избирательными объединениями.

В случае вхождения в состав блока избирательные объединения не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) или собраниях избирательных объединений.

Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией области. Регистрация производится не позднее, чем в пятидневный срок после представления в избирательную комиссию области совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного съезда (конференции) или собрания избирательных объединений.

Выдвижение кандидатов начинается со дня официального опубликования постановления областной Думы о границах избирательных округов и заканчивается не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям, блокам и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на съездах (конференциях), собраниях (пленумах) избирательных объединений. Решения о выдвижении кандидатов принимаются тайным голосованием и направляются в трехдневный срок в окружную избирательную комиссию.

Избирательные объединения могут выдвигать в качестве кандидатов в депутаты областной Думы лиц, не состоящих членами входящих в них политических партий и общественных объединений.

Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок.

Закон предусматривает также возможность выдвижения кандидатов непосредственно избирателями, а также самовыдвижение. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата.

Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в окружную избирательную комиссию и от имени избирателей, проживающих в данном избирательном округе. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе избирателей.

В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, избирательных блоков и избирателями непосредственно собираются подписи избирателей под подписными листами в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе (реально — от 200 до 300 подписей).

Сбор подписей проводится по месту службы, учебы, жительства, по месту работы, в том числе в трудовых коллективах (это легализует порядок сбора подписей административным путем кандидатами, являющимися директорами или главами администраций).

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата.

Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента получения регистрационных свидетельств уполномоченных представителей избирательных объединений в окружной избирательной комиссии, а при выдвижении кандидата непосредственно избирателями сбор подписей начинается при наличии заявления кандидата о согласии на выдвижение и уведомления в письменной форме окружной избирательной комиссии инициаторами сбора подписей. Правом сбора подписей обладает житель Новгородской области, обладающий активным избирательным правом.

Подписи должны собираться только в таких местах, в такое время и таким образом, чтобы гарантировать отсутствие принуждения.

Сборщиками подписей в поддержку кандидата могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на территории Новгородской области — это устраняет от подписной кампании волонтеров из других регионов России (метод, которым активно пользуется отделение ЛДПР), а также детей.

Обязательным является собственноручное заполнение подписантом граф “Дата” и “Подпись”, то есть отсутствует требование заполнения всей строки избирателем собственноручно, несоблюдение которого служило основанием для отказов в регистрации кандидатов во время избирательной кампании в Госдуму в 1995 году.

Для регистрации кандидатов, баллотирующихся в избирательных округах от избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу, а также решение избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении этого кандидата по данному округу.

Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа, вносит в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу и заявление о его выдвижении кандидатом.

В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.

Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 3-х суток после регистрации сообщаются средствами массовой информации.

Если ко дню выборов число зарегистрированных кандидатов будет равным числу кандидатов по округу (так в опубликованном тексте Закона. По смыслу должно быть — равным числу мандатов. — А.Я.), то выборы в избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов.

На время предвыборной кампании кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. (Напомним, что избирательное законодательство области предусматривает возможность избрания депутатами глав местного самоуправления.)

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Вместе с тем согласно ст. 29 Закона должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Закон определяет формы и методы предвыборной агитации, повторяя нормы федеральных законов о выборах.

Важнейшей особенностью закона о выборах является отсутствие барьера необходимой для признания выборов состоявшимися явки избирателей.

1.1.2.    Выдвижение кандидатов

Начиная с середины июля, политические партии и общественные организации области начали кампанию по выдвижению кандидатов в депутаты областной Думы. Первыми были представители ЛДПР. Эта политическая организация, руководствуясь, очевидно, указаниями своих центральных органов, уже в 20 числах июля выдвинула кандидатов по подавляющему большинству округов. Эта же организация первой столкнулась со сложностями в оформлении документов, так как согласно областному закону, они должны быть поданы в окружные комиссии в трехдневный срок после проведения конференции по выдвижению кандидатов. В то же время до конца июля большинство окружных избирательных комиссий к работе не приступили. В самом конце июля провели конференции по выдвижению кандидатов в депутаты новгородские отделения КПРФ и “ЯБЛОКО”. В отличие от ЛДПР и учитывая опыт предыдущих выборов, эти организации решили не распылять силы по многим округам, а сосредоточить усилия на нескольких, сделав ставку на наиболее проходных, по их мнению, кандидатах. В ряде случаев кандидаты, поддерживаемые этими политическими организациями, не декларируют своих политических симпатий, а выдвигаются как независимые кандидаты. Такую же тактику, по-видимому, будет проводить и ЛДПР, реально поддерживая лишь некоторых из своих официальных кандидатов (выдвижение по всем округам является лишь актом послушания федеральному распоряжению). Как стало известно автору, между этими политическими организациями проводились интенсивные консультации с целью распределения проходных кандидатов по округам. КПРФ сосредоточила свое внимание в основном на сельских округах, выставив своих кандидатов лишь в 3 из 8 новгородских городских округов, в 2 из них кандидатам от КПРФ противостоят кандидаты от “ЯБЛОКА”.

Отличительной особенностью данной кампании является резко возросшая активность директорского корпуса (судя по материалам из других субъектов Федерации, это, возможно, не местная инициатива. — Ред.). По имеющимся у автора сведениям, директора намерены баллотироваться в значительной части как городских, так и сельских округов — однако кроме тех, по которым выдвинуты главы администраций. По мнению ряда экспертов, дирижерскую функцию здесь выполняет администрация области. Остается неясной позиция администрации города Новгорода: будет ли она вести самостоятельную политику (что в свете обострившихся взаимоотношений между губернатором области М.Прусаком и мэром Новгорода А.Корсуновым вполен возможно) или предпочтет согласовывать свои действия с администрацией области. Не исключено, что мэрия будет просто делать ставку на наиболее вероятного победителя в округах, стремясь повторить свой 100% результат на выборах органов местного самоуправления в 1996 году. Пока непонятно, подтвердятся ли слухи о выдвижении кандидатом в депутаты областной Думы нынешнего заместителя мэра Новгорода Галины Матвеевой — в этом случае, согласно закона, она будет вынуждена оставить занимаемую должность и потому, вероятно, пойдет на выборы лишь при реальной возможности занять пост заместителя председателя Думы. В этом последнем случае неясной станет грядущая судьба нынешнего заместителя председателя Думы Л.Андреевой, уже выдвинутой кандидатом.

Ожидается выдвижение ряда кандидатов Новгородским университетом, который ранее имел достаточно широкое представительство в городском и областном советах, но в составе нынешних представительных органов не имеет ни одного депутата (хотя его сотрудники во главе с ректором баллотировались в облдуму как в 1994, так и на довыборах в декабре 1995 года, а также в городскую Думу Новгорода в 1996 году ). По мнению экспертов, победа кандидатов этой структуры представляется маловероятной и сейчас — в первую очередь из-за той роли, которую университет сыграл в демократическом движении конца 80-х — начала 90-х годов.

1.1.3.    Прогнозы

Ликвидация барьера явки на выборы не может не привести к изменению электоральной ситуации на осенних выборах в областную Думу. Прежде всего, ожидается отказ от “борьбы за явку” со стороны властных структур. В то же время призывы прийти на избирательный участок будут активно использоваться всеми кандидатами для мобилизации собственного электората, особенно в городе. Ожидается изменение направленности агитации — призывы явиться на избирательные участки будут обращены не ко всему населению, а непосредственно к сторонникам того или иного кандидата или политической структуры. Как всегда, высокий процент явки избирателей ожидается в сельской местности, сложнее дело обстоит в Новгороде, Боровичах, Старой Руссе. Напомним, что в Новгороде из-за низкой явки избирателей неоднократно срывались выборы в городскую и областную Думы. Избрать депутатов здесь удалось лишь на выборах, совмещенных с выборами депутатов Государственной Думы РФ в декабре 1995 года (в областную Думу) и с выборами мэра Новгорода 6 октября 1996 года (в городскую Думу). Традиционно у населения области интерес к выборам местных представительных органов весьма низок.

Эксперты справедливо полагают, что в этих условиях на выборы в первую очередь явится жестко протестный электорат (основываясь на этом прогнозе, пленум обкома КПРФ постановил, что задачей нынешних выборов становится смена власти в области парламентским путем — через завоевание оппозицией большинства в областной Думе).

В условиях крайней территориальной неравномерности нарезки округов (см. обзор за июнь 1997 года) и имеющихся противоречий между районами области не исключена негласная поддержка главами администраций “своих” (из своего района) кандидатов независимо от политических симпатий последних и/или установок администрации области, что может привести к ослаблению позиций “партии власти”.

Поскольку одновременно с выборами депутатов Новгородской областной Думы не проходит никаких иных выборов, ожидается серьезная поддержка кандидатов политических организаций их центральными органами (приезд депутатов Госдумы, издание спецвыпусков газет, межрегиональная помощь). Эти методы агитации могут серьезно повлиять на результаты выборов в условиях низкой явки избирателей (мобилизуют электорат этих объединений).

Что касается оправданности сделанной администрацией в этих условиях ставки на директоров предприятий и отказа от сотрудничества с политическими организациями, а также от использования “маркировки” директоров “лейблом” НДР (такая тактика применялась ранее), то результаты этой политики пока не ясны, но представляют интерес для всестороннего изучения.

2.    экономика

2.1.    Промышленность

Спад промышленного производства за первое полугодие 1997 года составил 6% (за тот же период 1996 года — 9%). по сравнению с январем — маем 1996 года доля убыточных предприятий возросла с 37,6 до 44,7%. Балансовая прибыль предприятий сократилась на 11,5%, фактическая — на 2,6%.

2.2.    Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс области произвел за 5 месяцев текущего года продукции в сопоставимых ценах на 7% меньше, чем за тот же период 1996 года. По предварительной оценке экономического комитета администрации области, в нынешнем году производство сельскохозяйственной продукции составит 90% от намеченного объема [[1]]. Сокращение производства продукции объясняется сокращением посевных площадей и численности поголовья скота. За год поголовье коров уменьшилось с 55 до 47 тысяч, или на 14,5%. Не лучше обстоят дела и в птицеводстве — общее поголовье птицы уменьшилось за год на 30%.

Удой молока от одной коровы в хозяйствах области составлял в июле 8,5 килограмма, что на 0,1 килограмма меньше, чем в 1996 году. Дневная продажа молока сократилась за год на 15% и составила 305 тонн. Всего за январь — июнь произведено молочной продукции (включая купленную у населения) 40 000 тонн, что на 5000 тонн, или на 11% меньше, чем было получено за тот же период 1996 года.

Большинство сельскохозяйственных предприятий области неплатежеспособны. На 1 мая кредиторская задолженность составляла 185 миллиардов рублей, в том числе просроченная — 127 миллиардов.

2.3.    Финансы

Прибыль рентабельных предприятий ведущих отраслей по сравнению с январем — маем 1996 года сократилась на 2%, удельный вес убыточных предприятий возрос с 41 до 47%. Из 86 обследованных территориальным агентством ФУДН предприятий государственной собственности и акционерных обществ с долей федеральной собственности более 25% признаки неплатежеспособности имели 54.

Продолжает оставаться острой проблема неплатежей. Кредиторская задолженность предприятий превысила дебиторскую на 694 млрд. рублей, или на 54%, с начала года она выросла на 30%.

В консолидированный бюджет области собрано 786,7 млрд. рублей, или 76,6% к плану, а с учетом покрытия дефицита — 70,6%. При этом собственные и закрепленные доходы выполнены на 111,6%, а федеральный трансферт получен в размере 78% от плана первого полугодия. Задолженность Минфина РФ составила 3,7 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета области профинансированы за первое полугодие на 74%. Задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы по состоянию на 3 июля составила 8,1 млрд. рублей.

2.4.    Фондовый рынок

Фондовый рынок на территории области находится в зачаточном состоянии. В основном жители области могут пользоваться услугами, предоставляемыми банками в виде депозитных вкладов, либо продавать и покупать акции предприятий. Государственные ценные бумаги для жителей области практически недоступны, а акции предприятий обращаются на рынке в незначительном количестве. Все это тормозит инвестиции частных лиц в экономику области.

В настоящее время ликвидными являются акции АО “Новгородтелеком”, АО”Новгородэнерго”, Сбербанка РФ и “голубые фишки” (акции РАО”Газпром”). Возобновился спрос на акции АО”Акрон”, однако руководство “Акрона”, стремясь удержать в своих руках как можно большее их количество, предприняло определенные меры защиты, поэтому сделки по ним незначительны и не имеют перспективы. После проведения консолидации собственных акций из оборота ценных бумаг выпали акции АО ”Дека” и “Стекловолокно”. Из предприятий, расположенных вне Новгорода, ожидается поднятие курсовой стоимости акций АО”Староруссприбор”. К этому АО в настоящее время проявляет пристальное внимание успешно действующая на территории области промышленная компания “Сплав”.

2.5.    Регулирование оборота алкогольной продукции

С 1 июля вступил в силу указ Президента РФ “О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции”. В этом Указе местному и региональному руководству предписано запретить продажу алкогольных напитков с содержанием алкоголя выше 12 процентов в ларьках, киосках и павильонах, не имеющих торгового зала.

19 июня мэр Новгорода А.Корсунов провел совещание, посвященное этим проблемам. На совещании, кроме представителей администрации, присутствовали представители налоговых органов, предприниматели и бизнесмены. На совещании было принято решение о разрешении торговли в коммерческих киосках продукцией АО “Алкон”. В настоящее время на территории области крепкие спиртные напитки производства этого акционерного общества продаются во всех торговых точках без ограничений. Такие меры привели к тому, что в регионе не наблюдается характерного для многих других областей исчезновения мелких торговых точек, в одночасье лишившихся одной из самых существенных статей своего дохода, что, естественно, привело к резкому сокращению налогооблагаемой базы местных бюджетов (хотя и укрепило федеральный бюджет). Разрешение на торговлю крепкими напитками производства АО “Алкон” действительно до 1 января 1998 года, однако, судя по тому, что только в июне реализация продукции “Алкона” в результате принятых мер увеличилась на 40%, такая практика будет продолжаться.

2.6.    Внешнеэкономическая деятельность

В первом полугодии наблюдался рост внешнеторгового оборота. По прогнозу он составит за год до 554 млн. долларов США (на 4,1% больше уровня 1996 года). Сальдо внешнеторгового оборота — положительное — 196 млн. долларов. Экспортные поставки превышают импортные в 2,1 раза. Около 70% экспортных товаров составляет продукция химической промышленности, 15% — лесной и деревообрабатывающей. На долю стран дальнего зарубежья приходится 86,7% экспорта, что в 6,5 раза превышает экспорт в страны СНГ. Ожидается рост по сравнению с 1996 годом на 9,8% объема импорта. Среди импортных товаров 30% составляют запасные части и оборудование, остальное — продовольственные и потребительские товары.

14 июля в Новгороде было подписано совместное соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Новгородской областью и США. В области начинает внедряться пилотная программа “Партнерство во имя свободы. Новгород Великий”. На эту программу американская сторона выделила 10 миллионов долларов. В программе, кроме Агентства международного развития, примут участие Информационное агентство и Корпус мира США. Программа затрагивает такие сферы деятельности, как малый бизнес, земельная реформа, жилищное строительство, торговля и туризм.

3.    Область глазами иностранной прессы

Особенности развития Новгородской области стали в июне — июле темой публикаций ведущих западных изданий [[2]].

Лондонский журнал “The Economist” отмечает, что Новгород предлагает многообещающую модель местного самоуправления, в то время, как Приморский край на Дальнем Востоке олицетворяет наихудший вариант. Инвестиционный климат Новгородской области признан экспертами Всемирного банка одним из шести наилучших в России. В 1996 году в Новгородскую область с населением в 755 тысяч человек поступило инвестиций на сумму в 166 миллионов долларов, что является самым высоким показателем в России на душу населения. В мае правительство США заявило, что Новгороду будут адресованы основные средства, отведенные на помощь России. Автором возрождения региона газета считает 37-летнего губернатора Михаила Прусака. По мнению авторов статьи, он, поддерживая прекрасные отношения с занявшими ключевые посты в российском правительстве радикал-реформаторами, хорошо ладит с центристом-премьером В.Черномырдиным. У себя в области ему удалось сохранить хорошие отношения с коммунистами и аграриями, а также удачно, без разрушения, трансформировать советскую бюрократическую систему в современную систему управления.

По мнению американской газеты “The Christian Science Monitor”, Б.Ельцин считает, что русским нужна “национальная идея” или совокупность ценностей, формирующих самосознание нации. Историческим прототипом современного российского общества может стать древняя Новгородская республика. Как отмечает газета, в отличие от централизованной модели, которую Московская Русь унаследовала от Киевской, добавив к этому агрессивные абсолютистские тенденции, в древнем и средневековом Новгороде получила развитие более открытая и демократическая форма правления. Как считают авторы материала, современное руководство области использовало принципы своих предков как прообраз децентрализации власти.

4.    разное

27 июня в 18 часов 32 минуты в 13-м вагоне фирменного поезда “Юность”, следовавшего по маршруту Санкт-Петербург — Москва, произошел взрыв. Это случилось на территории Новгородской области, недалеко от станции Угловка. В результате взрыва погибло 5 человек, 13 получили ранения различной тяжести. По оценкам специалистов, причиной взрыва послужило узконаправленное взрывное устройство мощностью от 200 до 400 граммов тротилового эквивалента [[3]]. Как уже упоминалось в предыдущих обзорах, именно на этом перегоне в 1996 году были задержаны два диверсанта, демонтировавших рельсы на пути следования фирменного поезда “Аврора”. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статье “Умышленное повреждение подвижного состава, повлекшее за собой человеческие жертвы”.

 

В июне в Новгороде проходил ставший уже традиционным шахматный турнир высшей категории “Господин Великий Новгород”. Этот турнир широко освещался центральными средствами массовой информации. Один из участников турнира, известный гроссмейстер Владимир Крамник, с марта нынешнего года проживает в Новгороде и является студентом Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Как известно, победителем турнира стал Гарри Каспаров. Находясь в Новгороде, он резко отозвался о ФИДЕ и ее президенте Кирсане Илюмжинове. По его словам, “игра идет не по системе ФИДЕ, а по системе Илюмжинова. ФИДЕ сегодня — это частная организация одного человека”.



Источники

[1]. В одиночку — не выплывем... // Новгородские ведомости. – Новгород, 1997. – №10. – 16 июля.

[2]. Зарубежная печать делает открытие // Новгородские ведомости. – Новгород, 1997. – №5. – 8 июля.

[3]. В пятницу, в 13-м... // Новгородские ведомости. – Новгород, 1997. – №97. – 1 июля.