Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в июне-июле 1997 года

1.    ГУБЕРНАТОР

1.1.    Выступление на заседании Правительства РФ

Указом Президента РФ губернатор В.Густов награжден орденом Почета за большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетнюю добросовестную работу.

24 июля В.Густов выступил в Москве на расширенном заседании Правительства РФ, посвященном итогам социально-экономического развития в первом полугодии. Его сообщение касалось социально-экономического положения Ленинградской области. Значительное внимание В.Густов уделил одному из главных приоритетов областного правительства — инвестиционной политике. Было выделено три направления этой политики: развитие регионального инвестиционного законодательства, создание специализированной рыночной инфраструктуры и формирование информационной открытости региона. Затем В.Густов подробно рассказал об инвестиционных программах: ”Грузовой транзит” (строительство портов в Финском заливе), “Газификация”, программа развития энергетики (создание Северо-Западной энергетической компании), программа реструктуризации промышленных предприятий (в первую очередь — градообразующих). Губернатор сообщил о разработанном пакете документов по созданию на территории муниципального образования Выборгский район свободной таможенной зоны “Выборг” (материалы направлены в минэкономики и Таможенный комитет РФ) и призвал принять по этому проекту положительное решение. В.Густов сделал целый ряд конкретных предложений Правительству РФ:

— до принятия Налогового кодекса необходимо принять Бюджетный кодекс РФ, в котором законодательно закрепить концепцию межбюджетных отношений, процедуру расчетов по финансовой помощи субъектам РФ;

— следует внести изменения в отдельные законы РФ о налогах, которые позволят взимать все виды налогов с обособленных структурных подразделений в бюджеты территорий по месту их фактического нахождения;

— необходимо принять закон РФ, позволяющий взимать подоходный налог с физических лиц по месту жительства (а не работы);

— усовершенствовать порядок и условия взимания и критерии определения ставок и платежей за право пользования недрами и водными объектами;

— следует определить механизм реализации права субъектов РФ на предоставление льгот по уплате НДС и акцизов в части средств, поступающих в их бюджеты.

Кроме того, были высказаны предложения по предоставлению таможенных льгот инвесторам, ввозящим в РФ оборудование, не производимое в РФ; по упрощению порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (сейчас инвесторов отпугивает громоздкость и длительность этих процедур); по разработке дополнительных стимулов для коммерческих банков к долгосрочному инвестированию предприятий [[1]].

1.2.    Инвестиционная и финансовая активность

6 июня во время своего визита в Санкт-Петербург Президент РФ Б.Ельцин встретился с губернатором Ленинградской области В.Густовым и подписал указ “Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива”. Одной из первых на указ откликнулась башкирская компания “Башнефть”, высказавшая желание участвовать в строительстве порта в Приморске.

19 июня состоялась закладка первого камня на строительстве нефтеналивного порта в бухте Батарейная. Главный инвестор — нефтяная компания “Сургутнефтегаз”. Кроме первых лиц областного правительства, Законодательного собрания и руководителей компании “Сургутнефтегаз”, на церемонии присутствовали вице-премьер правительства РФ В.Булгак и первый заместитель председателя Государственной Думы А.Шохин. Присутствовал также вице-губернатор Санкт-Петербурга Дмитрий Сергеев, что, по мнению некоторых наблюдателей , должно было символизировать отсутствие антагонизма между Санкт-Петербургом и областью в вопросе о будущих портах [[2]]. В.Густов считает, что порты в Ленинградской области не ущемят портовые интересы Санкт-Петербурга, так как они рассчитаны на прием судов, которые Петербургский порт обслужить не может.

20 июля В.Густов подписал соглашение о сотрудничестве с российско-белорусской компанией “Славнефть”, предусматривающее строительство в Приморске нефтегазоналивного портового комплекса. Закладка порта намечена на 1 октября. Этот порт должен стать заключительным звеном Балтийской трубопроводной системы, по которой предполагается прокачивать основной объем экспортной нефти из Тимано-Печорского и Западно-Сибирского нефтяных бассейнов. Одной из главных проблем на пути осуществления проекта является реконструкция железнодорожных подъездных путей к Приморску. Проектно-изыскательские работы ведет предприятие “Приморск-Транс-Ойл”. 100% акций этого предприятия принадлежат шведской компании Arne Larson & Partners AB. Эта фирма заявила о готовности за счет собственных средств построить в Приморске нефтепродуктовый терминал мощностью 4,5 млн. тонн в год.

Сделан важный шаг в плане реализации одной из центральных идей нового правительства области — привлечения зарубежных кредитов. При помощи консалтинговой фирмы Price Waterhouse подготовлен и подписан документ, определяющий алгоритм получения областью иностранных кредитов. Завершен первый этап этого алгоритма — создание информационного меморандума Ленинградской области. Этот документ содержит все сведения (включая историю, геополитическое положение, демографические характеристики, экономическое состояние и т.п.), необходимые для переговоров с банками о предоставлении кредитов. Уже ведутся переговоры с более чем 25 банками в ФРГ, Швейцарии, Франции, Великобритании. Средства предполагается размещать на высокорентабельных инвестиционных проектах, направленных на последующее резкое снижение затратных статей бюджета. Основная задача — снижение издержек в жилищно-коммунальной сфере, в частности, за счет газификации области и установки счетчиков расхода ресурсов.

1.3.    Проблемы национальной безопасности в региональном аспекте

Распоряжением председателя Государственной Думы РФ губернатор В.Густов назначен председателем Северо-Западного отделения Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при председателе Государственной Думы РФ. Его первыми заместителями назначены председатель правительства республики Карелия Виктор Степанов, глава администрации Новгородской области Михаил Прусак, губернатор Вологодской области Вячеслав Поглазов, советник председателя Государственной Думы Михаил Ошеров, вице-губернатор Ленинградской области Анатолий Смирнов и вице-губернатор Санкт-Петербурга Виктор Яцуба. Отделение является постоянно действующим консультативным органом руководителей исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ Северо-Западного региона, обеспечивающим анализ и оценку предложений по важнейшим проблемам региональной безопасности в интересах законотворческой деятельности на региональном и федеральном уровнях. Решения отделения являются рекомендательными и реализуются решениями соответствующих органов власти регионов.

6 июня в Санкт-Петербурге состоялось организационное совещание отделения, на котором В.Густов выступил с развернутым сообщением. Он отметил, что в нынешних условиях основная угроза безопасности страны исходит от положения в экономике, достигшего критического состояния. Отсюда вытекает одна из главных задач, которую ставило правительство Ленинградской области в текущем году, — остановка спада производства. Этим же продиктованы и главные приоритеты развития области — строительство портов в Финском заливе. Как заявил В.Густов, геополитическая обстановка обязывает уже в текущем году приступить к строительству трех портов, которые нужны всей России, утратившей большую часть Балтийского побережья и несущей огромные убытки из-за возросшего объема внешнеторговых операций и сырьевой части экспорта преимущественно через порты стран Прибалтики. Ускорить строительство портов обязывают и другие факторы: развитие концепции Балтийско-Черноморского транспортного нефтяного коридора, предусматривающей стратегическую изоляцию России от Европы, стремление Латвии и Эстонии вступить в НАТО (что создает потенциальную возможность ограничения российского транзита). В качестве другой проблемы безопасности региона, которую необходимо держать под контролем, В.Густов отметил радиационную обстановку. Она определяется деятельностью многочисленных объектов и предприятий, использующих радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений (Ленинградская и Кольская АЭС, Научно-исследовательский технологический институт Минатома РФ, Петербургский институт ядерной физики в Гатчине, более 400 других предприятий, Волосовский и Кингисеппский районы Ленинградской области, подвергшиеся радиационному воздействию в результате катастрофы в Чернобыле).

1.4.    Антитеррористическая комиссия

Постановлением губернатора создана межведомственная антитеррористическая комиссия. Основная задача комиссии — подготовка мероприятий по пресечению террористической деятельности, осуществление контроля за соблюдением законодательства по борьбе с терроризмом.

1.5.    Губернатор и ветераны

Постановлением губернатора от 22 мая создан консультативный совет по делам ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов при губернаторе Ленинградской области. В постановлении говорится, что совет создается в связи с особой значимостью вопросов социальной защиты ветеранов, необходимостью поэтапной реализации федерального закона “О ветеранах” и в целях подготовки предложений по проведению областной политики в отношении этих категорий граждан. Сопредседателями совета назначены вице-губернатор по социальному развитию А.Воронцов и советник губернатора на общественных началах А.Викторов. 11 июня состоялось первое заседание совета. Губернатор проинформировал совет о мерах правительства области, направленных на выход из экономического кризиса (основное внимание уделялось указу президента РФ о строительстве портов), о концепции жилищно-коммунальной реформы (которая пойдет не по пути повышения тарифов, а по пути внедрения энергосберегающих технологий). Отдельно В.Густов остановился на проблемах пожилых людей. В Ленинградской области более 450 тысяч пенсионеров, из них 350 тысяч получают пенсию менее 300 тыс. рублей, 70 тысяч пенсионеров — одинокие люди, нуждающиеся в государственной опеке. Было сообщено, что предстоит увеличение на 25% числа мест в домах ветеранов, для чего намечено строительство новых объектов и перепрофилирование некоторых опустевших санаториев. В течение часа губернатор подробно обсудил с ветеранами программу празднования 70-летия Ленинградской области [[3]].

2.    ПРАВИТЕЛЬСТВО

2.1.    Комитет по управлению государственным имуществом

Областной КУГИ заключил договор с КУГИ Санкт-Петербурга о взаимодействии в вопросе информационного обмена. Предполагается предоставление друг другу перечней, а в необходимых случаях и текстов нормативных документов, получение по запросу информации об объектах недвижимости, информации по арбитражной практике, проведение семинаров, консультаций.

2.2.    Комитет по лесопромышленному комплексу

В связи с прокатившейся в СМИ Санкт-Петербурга волне публикаций о готовящейся распродаже лесных богатств Ленинградской области иностранцам и уже ведущейся вырубке лесов, руководители комитетов по лесопромышленному комплексу и по природопользованию провели пресс-конференцию. Председатель комитета по лесопромышленному комплексу А.Нелидов разъяснил журналистам, что существует плановая вырубка леса в соответствии с определенным периодом его созревания, необходимая для санации леса. Он сообщил, что сейчас в области вырубка леса составляет 65% расчетной лесосеки. А.Нелидов отметил, что считает передачу лесов в аренду одним из действенных способов наведения порядка в лесопользовании, и заверил журналистов в том, что распределение аренды проводится не келейно, с глубоким анализом возможностей и репутации фирмы, претендующей на аренду. Участки получают лишь те, кто давно и серьезно работает в области, имеет достаточно средств и техники. Он еще раз подчеркнул, что среди арендаторов нет и не будет иностранных (не зарегистрированных в РФ) фирм. Политика правительства направлена на то, чтобы от краткосрочного лесопользования как можно скорее перейти к долгосрочному, то есть к аренде на срок от 5 до 49 лет. Причем передача участков в аренду на 49 лет будет осуществляться только через торги или конкурсы. Уже рассматриваются заявки от 70 предприятий.

3.    ЛЕНИНГРАДСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ЛенТАУ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА РФ

ЛенТАУ подвело итоги работы за первое полугодие. В сообщении руководителя пресс-центра ЛенТАУ В.Булгакова [[4]] отмечаются изменения в структуре нарушений антимонопольного законодательства РФ: если раньше нарушителями были предприятия, то теперь — органы власти и управления от районного звена до областного. Положения, противоречащие антимонопольному законодательству РФ, обнаружены в 28 проектах постановлений и распоряжений областного правительства. По требованию ЛенТАУ в них вносились необходимые изменения. Однако некоторые акты принимались без согласования с ЛенТАУ, с нарушениями Конституции РФ и антимонопольного законодательства (в частности, законы “О ценовой политике в Ленинградской области” и “О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области”). Большинство нарушений состоит в создании барьеров для предпринимательской деятельности в виде дополнительных налогов и сборов, введения процедур лицензирования и сертификации, ограничений на перемещение товаров в Ленинградскую область из других регионов РФ, между районами Ленинградской области. Многие такие нарушения устранялись по представлению ЛенТАУ заблаговременно. Но были и другие случаи. За нарушение антимонопольного законодательства выдано предписание администрации Кировского района (исполнено). В связи с принятием упомянутого выше закона “О ценовой политике...” материалы направлены в прокуратуру.

Развитие конкурентных отношений характеризовалось противоречивыми тенденциями. Они продолжали развиваться на рынках некоторых видов продовольствия, продукции лесоперерабатывающего комплекса, минеральных удобрений и др. В отдельных сферах экономики наблюдалось усиление монополизма, в том числе и в негосударственном секторе. ЛенТАУ было вынуждено разрешать крупным предприятиям покупать акции родственных производств для того, чтобы посредством вложения средств вывести их из кризисного состояния.

4.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

8 июля состоялось последнее перед каникулами заседание ЗС, которое прошло при почти полном составе депутатского корпуса (что случается не часто). Было принято 13 законов, из них 10 — в целом [[5]]. Отметим некоторые из принятых законодательных актов.

Одним из самых важных является закон “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области” (внесенный правительством области). В день рассмотрения закона губернатор В.Густов, присутствовавший на заседании ЗС, сказал, что не покинет зал заседания, пока закон не будет утвержден депутатами, даже если для этого придется здесь ночевать. В результате закон был принят сразу во втором и третьем чтениях (при этом были рассмотрены 47 поправок). Закон закрепляет равноправие инвесторов, предусматривает меры по созданию режима наибольшего благоприятствования для инвесторов. В частности, устанавливается дифференцированная система налоговых льгот. Предприятия, созданные в ходе реализации инвестиционного проекта, освобождаются от платежей в областной бюджет и территориальный дорожный фонд на период фактической окупаемости инвестиций. Кроме того, таким предприятиям в течение 2-х лет после завершения данного периода предоставляются льготы по налогу на имущество, созданное или приобретенное для реализации инвестиционного проекта. Эти предприятия получают также льготы в размере 30% от налога на прибыль, если объем инвестиций составляет от 1 до 10 млн. долларов США, в размере 50% при объеме от 10 до 50 млн. долларов и в размере 100% — при объеме инвестиций более 50 млн. долларов. При этом банки и финансовые институты, предоставляющие инвесторам кредиты, освобождаются от налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет. Органам местного самоуправления дано право предоставлять инвесторам дополнительные льготы по налогам сумм, зачисляемых в бюджеты муниципальных образований. Действие закона распространяется исключительно на инвестиции, осуществленные после вступления закона в силу, т.е. с момента его официального опубликования.

По словам председателя комитета по экономике и инвестициям Г.Дваса, концепция закона предусматривает, что область обязуется не ухудшать условия налогообложения инвесторов, и, более того, компенсировать издержки инвесторов, возникающие в случае принятия на федеральном уровне законов, ухудшающих налоговые условия.

Закон “Об облигационных займах Ленинградской области” (внесенный правительством области) устанавливает, что эмиссия облигаций внутреннего займа осуществляется отдельными траншами, облигации выпускаются на срок от 6 месяцев до 2 лет, объем выпуска внутреннего займа составляет до 500 млрд. рублей. Облигации сберегательного займа выпускаются сроком от 1 до 3 лет, объем выпуска — до 50 млрд. рублей. Управление и контроль за займом осуществляет наблюдательный совет, формирующийся на паритетной основе из представителей правительства области и депутатов областного ЗС с привлечением участников рынка ценных бумаг.

Приняты два важных закона, касающихся системы местного самоуправления: “О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями, если в границах территории муниципального образования (за исключением городов) имеются другие муниципальные образования” и “О порядке передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности Ленинградской области”. (Эти законы также подготовлены правительством области). В начале июня был принят и уже вступил в силу закон “О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Ленинградской области, об условиях и порядке осуществления контроля за их реализацией”. Таким образом, создан значительный задел для перехода к полноценному функционированию системы местного самоуправления.

Принят новый Регламент ЗС (его обсуждение продолжалось в течение года).

Специальным законом утверждена территориальная программа обязательного медицинского страхования жителей Ленинградской области на 1997 год. Общая стоимость программы — около 292 млрд. рублей, размер страхового взноса на ОМС неработающего населения с (1 января 1997 г.) — 15873 руб. в месяц на одного жителя. Закон устанавливает, что муниципальные образования обязаны предусматривать в своих бюджетах отдельной строкой расходы на ОМС неработающего населения не ниже утвержденного подушевого страхового взноса.

ЗС вернулось к рассмотрению недавно принятого закона “Об условиях и порядке реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области”, который был возвращен губернатором без подписания (случай, весьма редкий в практике областного ЗС). Закон был отклонен в связи с тем, что после его принятия вышел указ президента РФ, и ряд положений закона вошли в противоречие с этим указом. По предложению правительства области ЗС проголосовало за возвращение закона к процедуре второго чтения. В ходе рассмотрения возобновился давний спор о минимальном размере площади торгового зала магазина, торгующего алкогольной продукцией. Согласно принятой ранее редакции закона, эта площадь составляет 10 кв. м. Некоторые депутаты настаивали на том, чтобы установить норму в 18 кв. м. подобно тому, как это сделано в Санкт-Петербурге и Москве. Однако в результате обсуждения прежняя норма была сохранена. Приняты все предложенные правительством поправки, после чего закон был принят во втором чтении, а затем, на том же заседании, и в целом.

Принят закон “О регулировании деятельности предприятий химической и нефтехимической промышленности, расположенных на территории Ленинградской области, производящих этиловый спирт из пищевого сырья”. Закон предоставляет этим предприятиям с 1.02.97 по 31.07.97 отсрочки платежей по акцизам на спирт и алкогольную продукцию в части, зачисляемой в областной бюджет. Кроме того, с 1.06.97 по 31.12.97 им предоставлены отсрочки платежей по налогу на имущество и земельному налогу в части, зачисляемой в областной бюджет.

На заседании 25 июня внесены изменения в бюджет на 1997 год. В частности, предусмотрено увеличение нормативов отчислений по подоходному налогу с физических лиц каждому муниципальному образованию на 10% по отношению к ранее установленной норме, а также увеличение до 15 млрд. рублей расходов налоговой инспекции и налоговой полиции. С учетом внесенных изменений бюджет составил по доходам 1 379 339 млн. рублей, по расходам — 1 868 897 млн. рублей, предельный размер дефицита — 489 558 млн. рублей (26,2%). Любопытно, что перед рассмотрением во втором чтении законопроекта о внесении изменений в бюджет состоялось закрытое совещание в присутствии членов областного правительства. После этого на одном заседании закон был принят во втором и третьем чтениях.

Внесены изменения в областной закон “О Контрольно-счетной палате Ленинградской области” (приняты законом от 3 июня). Установлено, что председателем КСП может быть гражданин РФ, проживающий в Ленинградской области или городе Санкт-Петербурге, имеющий высшее, как правило, экономическое или юридическое образование и опыт профессиональной деятельности не менее трех лет в органах государственной власти, государственного контроля, экономики, финансов. Председатель, его заместитель и члены КСП избираются, назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с положением, принимаемым Законодательным собранием.

Опубликован и вступил в силу закон “О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области”. Отметим, что в нем сохранена возможность работы в ЗС не на постоянной основе. На первом этапе своего существования ЗС долго и трудно боролось за право хотя бы для части депутатов работать на постоянной основе. Странно, что они оставили ту же проблему своим преемникам. В настоящее время в областном ЗС на постоянной основе работают всего 7 депутатов, и это создает очень большие проблемы с кворумом. В данной редакции закона ограничения для совмещения депутатских полномочий с другими видами деятельности были прописаны только для депутатов, работающих в ЗС на постоянной основе. Однако вскоре депутаты вернулись к этому вопросу и на последнем перед каникулами заседании приняли закон о внесении дополнения в закон “О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области”: установлено, что депутат ЗС, не работающий на постоянной основе, не может одновременно быть депутатом иных представительных органов власти и местного самоуправления; депутат также не может быть судьей суда и находиться на государственной службе и занимать государственные должности в органах исполнительной власти.

5.    НОВАЯ РЕДАКЦИЯ УСТАВА ОБЛАСТИ

Опубликован и вступил в силу закон “О новой редакции областного Закона “Устав Ленинградской области”. Закон содержит полный текст новой редакции Устава. Устав содержит 9 глав и 47 статей. От прежней редакции Устав в целом отличается более профессиональной юридической проработкой, более определенным конституированием местного самоуправления; отражением реалий развития рыночных отношений и инфраструктуры; устранены некоторые положения, отражавшие стремление бывшего губернатора (фактического автора концепции прежнего Устава) к концентрации власти в своих руках; несколько расширены права Законодательного собрания.

В ст. 3 главы 1 (Конституционные основы статуса Ленинградской области — субъекта РФ) введена часть, устанавливающая, что в Ленинградской области признается и гарантируется местное самоуправление. Если в прежней редакции говорилось, что “Местонахождением органов власти и управления Ленинградской области является город Санкт-Петербург”, то теперь этот пункт конкретизирован: определено место нахождения органов государственной власти Ленинградской области по конкретному адресу дома областного правительства в Санкт-Петербурге.

Устранены существовавшие в прежней редакции права губернатора единолично распоряжаться (в пределах его компетенции) объектами собственности (ст. 15 главы 2). Новая редакция: “Управление и распоряжение объектами собственности Ленинградской области осуществляется правительством Ленинградской области в порядке, устанавливаемом областным законом”.

Наибольшие изменения внесены в разделы, касающиеся системы государственной власти. Устранено положение о том, что губернатор возглавляет систему исполнительной власти, а также о том, что губернатор “является гарантом выполнения Устава, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, а также обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, реализацию компетенции Ленинградской области как субъекта РФ”. Новая редакция: “Губернатор обеспечивает исполнение Устава Ленинградской области, реализацию конституционных прав и свобод граждан на территории Ленинградской области”.

Устранено безусловное право губернатора на внеочередной созыв ЗС. Новая редакция: губернатор “обращается в Законодательное собрание с предложением о внеочередном созыве Законодательного собрания”. Устранены положения о праве губернатора назначать выборы ЗС и распускать ЗС.

В главе 6 определено, что ЗС является юридическим лицом. Установлено, что акты ЗС, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными к исполнению всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления (в прежнем Уставе такого положения не было).

Закреплено право ЗС устанавливать (а не только контролировать, как в прежней редакции) порядок владения, пользования и распоряжения собственностью Ленинградской области. Закреплена ранее отсутствовавшая прерогатива ЗС устанавливать порядок образования целевых внебюджетных фондов, утверждать положения об этих фондах, а также устанавливать предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых правительством Ленинградской области. В функции ЗС входит обращение к губернатору с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или об отмене актов; заслушивание губернатора либо его представителя по вопросам исполнения областных законов, бюджета, планов социально-экономического развития. ЗС назначает областной референдум. ЗС самостоятельно планирует и осуществляет предусмотренные в областном бюджете расходы на содержание ЗС (в прежнем Уставе эти положения отсутствовали).

Сравнивая новую редакцию Устава Ленинградской области с обсуждаемым сейчас (принятым в первом чтении) проектом Устава Санкт-Петербурга (см. [[6], [7]]), можно заметить, что в областном Уставе менее детально прописан механизм взаимодействия исполнительной и законодательной властей и система функционирования судебной власти, отсутствуют институты мирового судьи и Уполномоченного по правам человека.

6.    ОБЛАСТНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Избирательная комиссия Ленинградской области утвердила календарный план мероприятий по организации выборов депутатов Законодательного собрания, которые состоятся 14 декабря 1997 года. Комиссия обратилась в ЗС с просьбой о даче официального толкования ряда норм областного закона о выборах депутатов ЗС. Утверждено Положение “О контрольно-ревизионной службе при избирательной комиссии Ленинградской области по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области”. Избирательная комиссия приняла постановление о создании Центра правовой культуры и избирательных технологий Ленинградской области. Утверждено Положение “О Координационном совете при избирательной комиссии Ленинградской области по реализации целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Ленинградской области на 1997-1999 годы”.

7.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

7.1.       Общественная палата при полномочном представителе Президента РФ
в Ленинградской области

10 июня на заседании Политического совета общественной палаты (которое вел представитель президента РФ Ф.Шкруднев) было принято решение о том, что на выборах депутатов Законодательного собрания в декабре 1997 года палата должна выступить единым фронтом и выдвинуть своих кандидатов во всех 50 округах. Поддержано предложение о том, чтобы основой политической платформы палаты на выборах стала предвыборная платформа губернатора В.Густова. После обсуждения порядка выдвижения кандидатов решено, что отбор кандидатур будет производить сама палата (одно из отвергнутых предложений — организация открытого конкурса в СМИ). По мнению участников совещания, отбор должен стать “школой открытой политики” для кандидатов. Члены политсовета палаты считают, что необходимо разработать механизм, обеспечивающий подотчетность палате всех прошедших от нее депутатов ЗС. Решено подготовить текст Декларации общественной палаты о целях и принципах объединения ее членов для участия в выборах. Участники совещания обратились к Ф.Шкрудневу с просьбой передать благодарность губернатору и правительству области за огромную работу по подготовке к началу строительства портов в Финском заливе. Поддержано предложение некоторых членов политсовета об обращении к Президенту и Правительству РФ с просьбой сделать все возможное, чтобы строительство нефтепровода прошло через российский порт в Приморске и не допустить лоббируемый некоторыми силами проект строительства нефтепровода в финский порт Порвоо [[8]].

Общественная палата проявила пристальное внимание к проблеме формирования органов местного самоуправления в соседнем субъекте РФ — Санкт-Петербурге. После принятия Законодательным собранием Санкт-Петербурга окончательной редакции закона о местном самоуправлении (18.06.97) палата распространила открытое заявление жителям Санкт-Петербурга. В нем говорится, что в силу специфики региона (Ленинградская область не имеет единого областного центра и в этом смысле ориентируется на Санкт-Петербург) большинство партий и общественных движений объединены в двух субъектах РФ. Общественная палата области выражает обеспокоенность тем, что одобренная петербургским ЗС система местного самоуправления кардинально отличается от системы, функционирующей в области. Это может серьезно затруднить будущее объединение двух субъектов РФ, необходимость которого неоднократно зафиксирована в документах петербургских властей. Палата обращает внимание петербуржцев на то, что принятый закон, произвольно делящий город на микрорайоны, не учитывает исторически сложившиеся территориальные и административно-хозяйственные единицы, нарушает права граждан и противоречит федеральному законодательству. Этот закон противоречит также решению петербургского городского суда, обязавшего власти провести выборы органов местного самоуправления не позднее 28 сентября в соответствии со сложившимся на тот период делением Санкт-Петербурга на районы. Поэтому закон и выборы, проведенные в соответствии с ним, могут быть оспорены в судебном порядке. Документ подписан представителями отделений РХДП, ЛДПР, КПРФ, ПСТ, ДВР, “Яблока”, НДР, ПЭС, Соцпартии трудящихся, движения КЕДР, “Народный дом”, РНК и др.

7.2.    “Наш дом — Россия”

8 июля состоялась 6-я конференция Ленинградского областного отделения движения НДР. Конференцию открыл председатель отделения, депутат Госдумы от НДР В.Скворцов, присутствовал представитель президента Ф.Шкруднев. В повестке дня были отчет исполкома о работе во II квартале 1997 года, вопросы о работе IV съезда Всероссийского движения НДР и о создании областной молодежной организации НДР. Отчет председателя исполкома А.Жабрева напоминал отчет правительства о хозяйственной деятельности (речь шла о решении тяжелых финансовых проблем, о безработице, о состоянии промышленности). Определены главные задачи отделения: подготовка к выборам в Законодательное собрание и окончание формирования первичных организаций в волостях и поселках. В настоящее время имеется 20 исполкомов областного отделения в 20 муниципальных образованиях, заканчивается образование 62 первичных организаций. Решено завершить этот процесс к 1 сентября. Участники конференции согласились с предложением руководства отделения о создании молодежной организации НДР как структурного подразделения исполкома (так — Т.Д.) и постановили ввести в состав исполкома координатора по молодежным делам. На предстоящих выборах Законодательного собрания области региональное отделение намерено выставить кандидатов во всех 50 округах. Своей главной задачей НДР видит победу на этих выборах.

7.3.    “Объединение на пленэре” (слет общественных организаций)

В середине июля состоялось нетрадиционное мероприятие: первый слет общественных объединений, посвященный 70-летию области. Местом проведения слета был живописный поселок Шапки Тосненского района. Мероприятие было полностью выдержано в духе бывших комсомольских слетов. В программе были торжественное представление всех общественных объединений-участников, спортивные соревнования, демонстрация национальных игр и казачьих конных состязаний, выступления фольклорных ансамблей. Проходило и серьезное мероприятие: круглый стол по проблемам развития Ленинградской области. Активисты партий и движений на отдельных секциях обсуждали вопросы экологической безопасности, молодежной политики, духовного и нравственного возрождения общества, законности и правопорядка, роли государственных институтов в становлении полноценного гражданского общества, проблемы местного самоуправления.

7.4.    Возвращение бывшего губернатора в политическую жизнь

Бывший губернатор Ленинградской области Александр Беляков, недавно вернувшийся в область из Москвы в качестве крупного банкира (директора Северо-Западного территориального управления банка “СБС-Агро”) заявил о своем возвращении в политическую жизнь области: он будет участвовать в выборах в Законодательное собрание, назначенных на 14 декабря. Об этом он заявил на специально созванной пресс-конференции, где от внимания журналистов не ускользнула двусмысленность его замечания о том, что “деньги — это и есть самая большая политика” (это было сказано в том смысле, что его превращение в банкира вовсе не означало уход из политики). На выборах его будет поддерживать Центристский избирательный блок либерально-патриотических сил Санкт-Петербурга и Ленинградской области “Балтика”. А.Беляков дал оценку действиям новой администрации области. По его мнению, стратегическая линия осталась прежней, но в социальной сфере за время пребывания у власти В.Густова произошли негативные изменения, в первую очередь — рост задолженности перед работниками бюджетной сферы. Квалификацию некоторых новых членов правительства он оценил как очень низкую. Одна из главных идей, с которой А.Беляков идет на выборы — дальнейшая интеграция области с Санкт-Петербургом.

8.    ПРОФСОЮЗЫ, АКЦИИ ПРОТЕСТА, БЕЗРАБОТИЦА

4 июня более 300 рабочих АО “Северное управление строительства” перекрыли на 15 минут автодорогу, проходящую через промзону города Сосновый Бор. Цель акции — привлечь внимание муниципальной власти к задержке зарплаты и добиться составления графика погашения задолженности.

Работники Ленинградской атомной электростанции приняли участие в акции российских энергетиков — марше протеста на Москву. Кроме требований погашения долга по зарплате (в настоящее время долг за май на ЛАЭС составляет 10 млрд. рублей) работники ЛАЭС ставят вопрос о предоставлении энергетикам права самостоятельно продавать электроэнергию потребителям.

К началу летних отпусков только в 6 районах области учителям полностью выплатили зарплату и отпускные. Нет уверенности в том, что долги будут погашены к началу учебного года. В связи с этим профсоюзы работников образования рассматривают предложения о проведении голодовок, запланирована серия пикетов.

В сфере занятости наметилась положительная тенденция — безработица сократилась на 0,1%. Сообщают, что эта тенденция прослеживается уже на протяжении нескольких месяцев. однако в целом ситуация на рынке труда продолжает оставаться критической. В среднем уровень безработицы составляет 6,2%, при этом в Подпорожском районе — 17,2%, Бокситогорском — 12,7%, Тихвинском — 16,5%. Задолженность по выплате пособий по безработице не сокращается.

По официальным данным, бюджет прожиточного минимума (БПМ) в Ленинградской области в июне составил 337 900 рублей и по сравнению с маем вырос на 1,6%. Вместе с тем, по расчетам экспертов экономического отдела Федерации независимых профсоюзов, реальная стоимость жизни (определяемая по набору товаров, включенных в минимальные потребительские корзины) для мужчины в трудоспособном возрасте составляет в Ленинградской области 1 282 000 рублей (по официальным данным комитета по статистике БПМ для этой группы — 409 600 рублей).



Источники

[1]. Акопян И. Прислушается ли Москва к мнению регионов? // Вести. — СПб, 1997. — 26 июля. — №82. — С. 1.

[2]. Ипатова Н. Ленинградская область хочет жить богато и счастливо. Поэтому строит порты // Смена. — СПб, 1997. — 21 июня. — №134. — С. 1.

[3]. Акопян И. Слово ветеранов — закон для губернатора // Вести. — СПб, 1997. — 14 июня. — №64. — С. 1.

[4]. Булгаков В. ЛенТАУ подвело итоги полугодия // Вести. — СПб, 1997. — 15 июля. — №77. — С. 3.

[5]. Бычкова А. Областные депутаты ушли на каникулы с чистой совестью // Вести. — СПб, 1997. — 10 июля. — №75. — С. 1.

[6]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в мае 1997 года // Политический мониторинг. — М.:ИГПИ, 1997. — №5.

[7]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в июне-июле 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №7.

[8]. Бычкова А. Общественная палата создает “школу открытой политики” // Вести. — СПб, 1997. — 14 июня. — №64. — С. 1.