Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Тыва

А. ПЕРЕЛЯЕВА

Республика Тыва

в июне 1997 года

1.    ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РТ

16 марта 1997 г. президентом РТ на новый срок был избран Шериг-оол Дизижикович Ооржак. В соответствии со статьей 69 главы IX Конституции РТ (КРТ) он является главой исполнительной власти республики.

Согласно статьям 79 и 80 главы Х КРТ и закону о правительстве РТ президент “по согласованию с Верховным Хуралом (Парламентом РТ) формирует правительство, в состав которого, кроме заместителей главы правительства, входят министры и председатели государственных комитетов”. Однако президент 10 июня в “Тувинской правде” публикует указ “О структуре Правительства РТ”. Приводим его полностью:

О структуре Правительства Республики Тыва

В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Тыва постановляю:

 

1. Утвердить прилагаемую структуру Правительства Республики Тыва.

В целях формирования указанной структуры:

а) образовать:

Министерство природных ресурсов Республики Тыва и Государственный комитет Республики Тыва по охране окружающей среды на базе упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Тыва, Комитета Республики Тыва по водным ресурсам и Комитета Республики Тыва по геологии и использованию недр;

Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Государственный комитет Республики Тыва транспорта и связи в Государственный комитет Республики Тыва по развитию промышленности, энергетики, транспорта и связи Республики Тыва;

Министерство труда и социального развития Республики Тыва на базе упраздняемых Министерства социальной защиты населения Республики Тыва и Министерства труда и занятости населения Республики Тыва;

Комитет Республики Тыва жилищного строительства и развития жилищно-коммунального хозяйства в составе Министерства экономики Республики Тыва на базе упраздняемого Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва;

Комитет Республики Тыва по инвестициям, поддержке и развитию малого предпринимательства в составе Министерства Республики Тыва на базе упраздняемого Комитета Республики Тыва по инвестициям и поддержке предпринимательства;

Тувинское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации на базе упраздненного Тувинского территориального управления Госкомитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур;

Департамент туризма в составе Государственного комитета Республики Тыва по физической культуре и туризму;

б) преобразовать:

Министерство внешних экономических связей и международных отношений Республики Тыва в Министерство внешних экономических связей, торговли и международных отношений Республики Тыва;

Министерство по делам молодежи Республики Тыва в Государственный комитет Республики Тыва по развитию молодежного бизнеса, предпринимательства и занятости молодежи;

Министерство культуры кино и туризма Республики Тыва в Министерство культуры и кино Республики Тыва;

Государственный комитет Республики Тыва по физической культуре и спорту в Государственный комитет Республики Тыва по физической культуре и туризму;

в) упразднить:

Министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи Республики Тыва;

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Тыва;

Министерство социальной защиты населения Республики Тыва;

Министерство труда и занятости населения Республики Тыва;

Главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней, передав его функции Государственному комитету Республики Тыва по промышленности и Министерству финансов Республики Тыва;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, передав его функции Комитету жилищного строительства и развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства экономики Республики Тыва;

Комитет Республики Тыва по геологии и использованию недр;

Комитет Республики Тыва по водным ресурсам;

Комитет Республики Тыва по инвестициям и поддержке предпринимательства;

г) переименовать:

Министерство образования Республики Тыва в Министерство общего и профессионального образования;

Территориальное агентство федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Республике Тыва в Территориальное агентство федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;

Комитет Республики Тыва по делам архивов в Архивную службу Республики Тыва.

2. Установить, что Президент, Глава Правительства Республики Тыва имеет шесть заместителей, в том числе двух первых.

3. Правительству Республики Тыва:

установить функции и полномочия реорганизованных и вновь образованных республиканских органов исполнительной власти, а также уточнить положения о действующих органах в целях обеспечения ими реализации государственной политики в установленных сферах ведения в условиях углубления экономических реформ, перехода к рыночным методам управления;

утвердить предельную численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов республиканских органов исполнительной власти, исходя из необходимости дальнейшего сокращения численности работников государственного управления, обеспечивать высвобождающимся государственным служащим гарантии, установленные законодательствами Российской Федерации и Республики Тыва;

обеспечить проведение ликвидационных процедур и предоставление высвобождаемым работникам льгот и компенсаций в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Тыва.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Приложение

Структура Правительства Республики Тыва

1. Министерства Республики Тыва:

находящиеся на федеральном бюджете:

Министерство внутренних дел Республики Тыва

Министерство природных ресурсов Республики Тыва

Министерство труда и социального развития Республики Тыва

Министерство финансов Республики Тыва

Министерство юстиции Республики Тыва;

находящиеся на республиканском бюджете:

Министерство внешних экономических связей, торговли и международных отношений Республики Тыва

Министерство здравоохранения, лекарственного и технического обеспечения Республики Тыва

Министерство культуры и кино Республики Тыва

Министерство общего и профессионального образования Республики Тыва

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва

Министерство топлива и энергетики РТ

Министерство экономики РТ

 

2. Государственные комитеты РТ:

находящиеся на федеральном бюджете:

Государственный комитет РТ по охране окружающей среды

Госкомитет РТ по земельным ресурсам и землеустройству

Госкомитет РТ по лесному хозяйству

Госкомитет РТ по статистике

находящиеся на республиканском бюджете:

Госкомитет РТ по развитию молодежного бизнеса, предпринимательства и занятости молодежи

Госкомитет РТ по делам науки и учебных заведений

Госкомитет РТ по печати и информации

Госкомитет РТ по физической культуре и туризму

Госкомитет РТ транспорта и связи

Госкомитет РТ по развитию промышленности;

осуществляющие свою деятельность за счет собственных доходов и отчислений:

Госкомитет РТ по управлению государственным имуществом”.

 

Опубликованный тут же комментарий редакции намекает, что, несмотря на совпадение во времени реорганизации федеральных властных структур с формированием правительства республики и копирование структурного образца, шаг президента РТ абсолютно самостоятелен. Проговариваясь мимоходом, что кое-кто в команде президента РТ даже не понимал предложенной структуры, проправительственная газета находит оптимальным этот вариант, еще не проверенный в действии. Аргументация проста: “Во-первых, в отличие от прежней схемы Правительства, в которой до конца и сами чиновники-то порой не разбирались, нынешняя достаточно проста и “прозрачна”. Все существующие министерства и ведомства образуют два блока, два генеральных направления деятельности правительства — экономическое и социальное развитие... Впрочем, структура власти — это, конечно, еще не ее лицо. Дееспособность и эффективность любой, даже самой совершенной структуры определяют люди” [[1]].

Итак, люди: не согласовав кандидатуры с Верховным Хуралом РТ, 12 июня президент издает указы о назначении. Приведем их:

Указ Президента Республики Тыва
О назначении первыми заместителями Главы Правительства Республики Тыва

1. Назначить:

Баяна Радислава Санааевича первым заместителем Главы Правительства Республики Тыва — министром финансов РТ;

Оюна Василия Майлоловича первым заместителем Главы Правительства РТ — министром экономики РТ;

Монгуш Ларису Сынааевну заместителем Главы Правительства Республики Тыва;

Очура Алексея Ивановича заместителем Главы Правительства Республики Тыва;

Оюна Валерия Шагдыр-ооловича заместителем Главы Правительства РТ — председателем Госкомитета РТ по управлению государственным имуществом;

Сараева Сергея Борисовича заместителем Главы Правительства РТ — министром топлива и энергетики РТ;

Шыырапа Биче-оола Сундуевича заместителем Главы Правительства РТ.

2. Первым заместителям и заместителям Главы Правительства Республики Тыва провести работу по совершенствованию структуры и сокращению расходов на содержание аппаратов министерств и ведомств, внести предложения по кандидатурам их руководителей.

3. Администрации Президента и Правительства РТ представить в установленном порядке в Верховный Хурал РТ необходимые материалы для получения согласия на должности первых заместителей и заместителей Главы Правительства Республики Тыва [[2]].

 

Только через неделю после публикации указа, 19 июня, вопрос о согласовании кандидатур рассматривается на заседании ВХ (парламента) РТ. Представляя кандидатов, вице-президент РТ Алексей Александрович Мельников, признал, что допускаются некие “конституционные шероховатости” в формировании правительства. Тем не менее, сообщил он, президент возлагает “большие надежды на “молодой состав””.

Приведем краткие биографии кандидатов:

Радислав Санааевич Баян (назначен первым заместителем Главы Правительства РТ — министром финансов РТ) — родился в 1964 году в Тес-Хемском районе. Получив в 1985 году высшее торговое образование, работал в различных организациях, где отвечал за финансово-экономические вопросы. Находился на комсомольской работе, избирался депутатом Кызылского городского Совета. Занимался бизнесом, одновременно учился. В 1996 году (в Москве) прошел специализацию по финансовому лизингу. Заканчивает обучение в Московской финансовой академии по специальности “экономист банковского дела”.

Женат, двое детей.

Василий Майлолович Оюн (назначен первым заместителем Главы Правительства РТ — министром экономики РТ) — родился в 1964 году в селе Чодураа Улуг-Хемского района. После окончания в 1986 году Алтайского сельхозинститута (специальность — ветеринар) работал в системе сельского хозяйства республики, директором совхоза “Ак-Тал” Улуг-Хемского кожууна. За это время два раза прошел переподготовку: в Российской Академии управления АПК (в 1992 году) и в Сибирской академии государственной службы (в 1995 году). Получил специальность экономист-организатор.

До нынешнего назначения работал председателем администрации Чеди-Хольского кожууна. Женат, трое детей.

Лариса Сынааевна Монгуш (назначена заместителем Главы Правительства РТ) — родилась в 1961 году в селе Аянгаты Барун-Хемчикского района. В 1982 году окончила Алтайский сельскохозяйственный институт по специальности “экономист по сельскому хозяйству”. Затем работала в системе сельского хозяйства республики, директором совхоза “Аянгаты” Барун-Хемчикского кожууна, преподавателем экономических дисциплин Тувинского филиала Красноярского сельскохозяйственного института.

В 1988 году окончила Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева, в настоящее время является соискателем ученой степени кандидата экономических наук.

Депутат Верховного Хурала РТ.

Замужем, трое детей.

Алексей Иванович Очур (назначен заместителем Главы Правительства РТ) — родился в 1952 году в селе Тээли Бай-Тайгинского района. Окончил механико-математический факультет Московского госуниверститета имени Ломоносова, аспирантуру Ленинградского пединститута. Работал ассистентом, затем старшим преподавателем кафедры математики, деканом физико-математического факультета.

С 1993 года по настоящее время работал заместителем министра образования Тувы, курировал вопросы социальной защиты и охраны прав детей.

В настоящее время является слушателем Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности “регулирование социально-экономических процессов в регионах”.

Женат, имеет дочь.

Валерий Шагдыр-оолович Оюн (назначен заместителем Главы Правительства РТ — председателем Госкомимущества РТ) — родился в 1958 году в с.Кочетово Тандынского района. В 1979 году окончил экономический факультет Рижского института инженеров гражданской авиации по специальности “бухгалтерский учет и финансы”. По распределению работал в аэропорту Абакана, затем, после службы в армии — в Тувинском обкоме комсомола, в контрольно-ревизионном управлении Минфина, в МВД РТ (в отделе по борьбе с экономическим преступлениями). До назначения работал первым заместителем начальника Казначейства РТ.

Женат, в семье — двое детей.

Сергей Борисович Сараев (назначен заместителем Главы Правительства РТ — министром топлива и энергетики) — родился в 1950 году в г.Шагонаре Улуг-Хемского района.

В 1973 году окончил Красноярский политехнический институт по специальности “электрические сети и системы”. До 1977 года занимался строительством высоковольтных ЛЭП в Туве, работал на предприятии “Тувкоммунэнерго” главным инженером.

С 1977 года по настоящее время работал начальником службы по ремонту и эксплуатации высоковольтных линий электропередачи Тувинских электрических сетей. За это время разработал и внедрил более десяти рационализаторских предложений.

В 1989 году избирался народным депутатом СССР от Восточного избирательного округа г.Кызыла.

Женат, двое детей.

Биче-оол Сундуевич Шыырап (назначен заместителем Главы Правительства РТ) — родился в 1944 году в с.О-Шынаа Тес-Хемского района. Имеет два высших образования — окончил Красноярский государственный педагогический институт и Новосибирский высшую партийную школу. После службы в рядах Советской Армии работал учителем, находился на комсомольской и партийной работе. С 1986 по 1990 год — заместитель министра внутренних дел Тувинской АССР. С 1992 года работает заместителем Главы Правительства Республики Тыва.

Женат, четверо детей [[3]].

 

Как сообщает газета, напутствуя кандидатов, президент и вице-президент говорили, что их руководством должна стать предвыборная программа Ш.Ооржака, что они — правительство прагматиков, а не политиков.

На заседании Верховного Хурала А.Мельников заверил, что каждый молодой новый замглавы правительства будет опираться на опыт старых работников, которые остаются в аппарате министерств и ведомств.

При утверждении депутаты задали вопрос Р.Баяну — какова прибыль фонда молодежных программ, который он возглавлял, и сколько рабочих мест открыл фонд? Из ответа следовало, что рабочих мест фонд открыл 34, а о прибыли пока разговора нет, отрабатывался только механизм действий фонда.

Представляя В.Оюна, вице-президент выразился так: “только заслуга главы администрации Чеди-Хольского кожууна, что зимой не погиб поселок Хову-Аксы”.

В.Оюну были заданы вопросы о знании им законов о приватизации и почему, на его взгляд, она не принесла экономического эффекта в Туве. На первый вопрос он ответил, что этих законов не знает, на второй же депутаты получили ответ, что и в России она не принесла пользы, а, к сожалению, реформы у нас шли, как в России.

Только два кандидата: на должность министра сельского хозяйства Л.Монгуш и заместитель главы правительства — куратор социальной сферы А.Очур очертили свою программу действий. Л.Монгуш заявила, что работа с аратами (фермерами) ведется “на уровне 20-30 годов нашего столетия”. Перед крестьянами стоит проблема реализации произведенной продукции, без решения которой у сельского жителя нет стимула трудиться. Надо создать мелкооптовый рынок и организовать переработку сельхозпродукции. Госсельхозпредприятиям надо тоже оказывать поддержку через системные кредиты.

А.Очур назвал 6 направлений своей деятельности и кратко охарактеризовал основные задачи по ним.

Был представлен кандидат на должность постоянного представителя РТ при Президенте РФ — Орлан Чолбеней.

Чолбеней Орлан Ооржакович родился в 1963 г. в г.Кызыле, высшее образование, окончил в 1991 году Ташкентский государственный университет по специальности “экономист”. Работа в прошлом: 1980-84 гг. монтировщиком в Тувинском музыкально-драматическом театре, с 1984 по 1985 г. — плотником-бетонщиком 3-го разряда городского РСУ г.Кызыла. 1985-86 гг. — монтировщиком сцены Тувинского муздрамтеатра. В 1986-87 гг. работал дубильщиком в Тувинской фабрике химчистки и крашения одежды, в 1987-91 гг. — председателем в кооперативе “Шевер”, в 1991-92 гг. — директором в хозрасчетном молодежном центре “Орбита” при ОК ВЛКСМ, в 1992-94 гг. — коммерческим директором ТОО “Цех.О” Красноярска, с февраля по июнь 1996 г. — советником Президента РТ по инвестиционной политике. С августа 1996 г. по настоящее время — заместитель постоянного представителя РТ при Президенте РФ, г.Москва.

 

Обсуждение проходило очень мягко, в доброжелательной обстановке. Впрочем, Б.Шыырапу депутаты косвенно указали на отсутствие свободы печати — правительство за счет денег налогоплательщиков финансирует только угодные ему газеты. Обсуждение кандидатуры С.Сараева отложили до утверждения структуры правительства.

Результаты голосования вызвали шок. По кандидатуре первого заместителя главы правительства, министра финансов РТ Радислава Баяна: “за” — 9, “против” — 14; по кандидатурам первого заместителя главы правительства, министра экономики Василия Оюна — 11 (13) соответственно; заместителя главы правительства РТ Ларисы Монгуш — 24 (0); заместителя главы правительства Алексея Очур — 19 (5); Валерия Оюна — 6 (17); заместителя главы правительства Биче-оола Шыырапа — 11 (12); за постоянного представителя РТ при президенте РФ Орлана Чолбенея — 8 (14).

Во всех СМИ последовал ряд выступлений от имени правительства. Например, вице-президент А.Мельников заявил, что не утвержденные депутатами кандидаты будут работать исполняющими обязанности без согласия Верховного Хурала. Кроме того, президент имеет право до 3 раз представлять их на утверждение, и, в конце концов, полномочия ВХ истекают в декабре 1997 года.

Газета “Тувинская правда” 26 июня обвинила депутатов Верховного Хурала в лицемерии (по мнению газеты, лицемерие заключалось в том, что тон собеседования был доброжелательный, а результат отрицательный), сделав далеко идущие выводы о необходимости реформирования парламента РТ.

Как представляется, депутаты подошли к вопросу согласования кандидатур вполне объективно и дали согласие на утверждение именно тех, кто имел соответствующее образование, хоть какой-то опыт работы и смог сообщить, что, собственно, собирается в новой должности делать: Л.Монгуш и А.Очура.

В день вышеописанного заседания парламента был опубликован новый пакет указов президента РТ, частью касающийся формирования новых структур и подразделений исполнительной власти, а частью назначения их руководителей. Включая и министров, которых, как уже отмечено, по КРТ положено назначать по согласованию с парламентом.

О внесении изменения в Указ Президента Республики Тыва от 13 июня 1997 г. №13

В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. В пункте 1 Указа Президента Республики Тыва от 13 июня 1997 г. №13 “Об образовании администрации Президента Республики Тыва и аппарата Правительства Республики Тыва” исключить слова “и упразднить должность Государственного секретаря — руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Тыва”.

2. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.

 

О назначении исполняющим обязанности управляющего делами аппарата
Правительства Республики Тыва

 

Назначить Ананьина Юрия Юрьевича исполняющим обязанности управляющего делами аппарата Правительства Республики Тыва — министра Республики Тыва.

 

О назначении министрами Республики Тыва

 

1. Назначить:

Кужугета Сергея Степановича — министром юстиции Республики Тыва.

Ондара Чылгычы Чимит-Доржуевича — министром культуры, кино и туризма Республики Тыва.

Салчака Валерия Болай-ооловича — министром внешних экономических связей, торговли и международных отношений Республики Тыва.

Яндака Даваа-Самбуу Бээжиновича — министром труда и социального развития Республики Тыва.

2. Администрации Президента Республики Тыва представить в установленном порядке в Верховный Хурал Республики Тыва необходимые материалы для получения согласия на должности министров Республики Тыва.

 

О назначении председателями государственных комитетов Республики Тыва

 

Назначить:

Байыр-оола Монгуша Сендажиевича — председателем Государственного комитета Республики Тыва по печати и информации.

Март-оола Вячеслава Донгаковича — председателем Государственного комитета по делам науки и учебных заведений.

Ооржака Валерия Окпан-ооловича — председателем Государственного комитета Республики Тыва по развитию промышленности.

Ооржака Сергея Ынаажыковича — председателем Государственного комитета по физической культуре и туризму.

 

О назначении председателем Государственного комитета Республики Тыва по развитию молодежного бизнеса, предпринимательства и занятости молодежи

 

Назначить Конгар Алдын-кыс Темир-ооловну председателем Государственного комитета Республики Тыва по развитию молодежного бизнеса, предпринимательства и занятости молодежи.

 

О назначении председателем Государственного комитета Республики Тыва по земельным ресурсам и землеустройству

 

1. Назначить Очур-оола Владимира Салчаковича председателем Государственного комитета Республики Тыва по земельным ресурсам и землеустройству, освободив его от должности Государственного секретаря — руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Тыва.

2. Администрации Президента Республики Тыва направить материалы на согласование в Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Верховный Хурал Республики Тыва.

 

О назначении председателем Государственного комитета Республики Тыва
по лесному хозяйству

 

1. Назначить Канзая Владислава Ивановича председателем Государственного комитета по лесному хозяйству.

2. Администрации Президента Республики Тыва направить материалы на согласование в Федеральную службу лесного хозяйства России.

 

О назначении председателем Государственного комитета Республики Тыва
по охране окружающей среды

 

1. Назначить Ондара Сергея Октяевича председателем Государственного комитета Республики Тыва по охране окружающей среды.

2. Администрации Президента Республики Тыва представить материалы на согласование в Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

 

О назначении председателем Комитета Республики Тыва жилищного строительства и
развития жилищно-коммунального хозяйства

 

Назначить Байыр-оола Бориса Донгаковича председателем Комитета Республики Тыва жилищного строительства и развития жилищно-коммунального хозяйства, освободив от занимаемой должности.

 

О назначении начальником Департамента начального профессионального образования при Министерстве общего и профессионального образования Республики Тыва

 

1. Назначить Ооржака Николая Энчек-Кулаковича начальником Департамента начального и профессионального образования при Министерстве общего и профессионального образования Республики Тыва.

2. Министерству общего и профессионального образования Республики Тыва направить материалы на согласование в Управление учебных заведений начального профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

 

О назначении начальником Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва

 

1. Назначить Бадра Игоря Иргитовича начальником Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.

2. Администрации Президента Республики Тыва направить материалы на согласование в Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.


О назначении директором территориального агентства федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в Республике Тыва

 

1. Назначить Ховалыга Владислава Товарищтайовича директором территориального агентства федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в Республике Тыва.

2. Администрации Президента Республики Тыва направить материалы на согласование в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению [[4]].

 

На заседании парламента 24 июня было дано согласие Верховного Хурала на освобождение от должности государственного секретаря Владимира Очур-оола. Утвержден список министерств и госкомитетов. Управления, департаменты и их руководителей утверждает правительство.

 

Постановление Верховного Хурала Республики Тыва
Об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Тыва

В соответствии с п.20 статьи 63 Конституции Республики Тыва и Указом Президента РТ от 6 июня 1997 г. №5 “О структуре Правительства Республики Тыва” Верховный Хурал Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Образовать:

Министерство природных ресурсов Республики Тыва и Государственный комитет Республики Тыва по охране окружающей среды на базе упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Тыва, Комитета Республики Тыва по водным ресурсам и Комитета Республики Тыва по геологии и использованию недр;

Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Государственный комитет Республики Тыва транспорта и связи, Государственный комитет Республики Тыва по развитию промышленности, энергетики, транспорта и связи Республики Тыва;

Министерство труда и социального развития Республики Тыва на базе упраздняемых Министерства социальной защиты населения Республики Тыва и Министерства труда и занятости населения Республики Тыва;

2. Преобразовать:

Министерство внешних экономических связей и международных отношений Республики Тыва в Министерство внешних экономических связей, торговли и международных отношений Республики Тыва;

Министерство по делам молодежи Республики Тыва в Государственный комитет Республики Тыва по развитию молодежного бизнеса, предпринимательства и занятости молодежи;

Министерство культуры кино и туризма Республики Тыва в Министерство культуры и кино Республики Тыва;

Государственный комитет Республики Тыва по физической культуре и спорту в Государственный комитет Республики Тыва по физической культуре и туризму;

3. Упразднить:

Министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи Республики Тыва;

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Тыва;

Министерство социальной защиты населения Республики Тыва;

Министерство труда и занятости населения Республики Тыва;

Главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней, передав его функции Государственному комитету Республики Тыва по промышленности и Министерству финансов Республики Тыва;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, передав его в функции Комитету жилищного строительства и развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства экономики Республики Тыва;

Комитет Республики Тыва по геологии и использованию недр;

Комитет Республики Тыва по водным ресурсам;

Комитет Республики Тыва по инвестициям и поддержке предпринимательства;

 

Утвердив структуру правительства, парламент на том же заседании рассмотрел кандидатуры С.Сараева и еще четырех министров (указ президента о которых датирован 19 июня).

Кужугет Сергей Степанович родился в 1955 г. в селе Шекпээр Барун-Хемчикского района. Образование высшее, окончил в 1976 г. Омскую высшую школу милиции, в 1984 г. адъюнктуру Московской высшей школы МВД СССР (специальность — юрист), кандидат юридических наук, доцент.

Работа в прошлом: 1972-76 гг. — учеба в ВШМ г.Омска; 1976-81 гг. — служба в органах МВД Тувинской АССР, г.Кызыл; 1981-84 гг. — учеба в адъюнктуре ВШМ г.Москвы; 1984-92 гг. — преподаватель Хабаровской высшей школы МВД РФ г.Хабаровск; с декабря 1992 г. по настоящее время — министр юстиции Республики Тыва.

Ондар Чылгычы Чимит-Доржуевич родился в 1955 г. в селе Чадан Дзун-Хемчикского района Тувинской АССР. Образование высшее, окончил в 1978 году высшее театральное училище им. Щукина (специальность — актер драмы и кино), в 1987 г. Новосибирскую ВПШ.

Работа в прошлом: 1973-78 гг. — учеба в училище; 1979-83 гг. — актер Тувинского муздрамтеатра; 1978-79 гг. — служба в Советской Армии; 1983-85 гг. — зав.отделом информации редакции газеты “Тыванын аныяктары”; 1985-87 гг. — слушатель ВПШ г.Новосибирска; 1987-88 — инструктор отдела агитации и пропаганды Кызылского горкома КПСС г.Кызыла; 1988-89 — зам.министра культуры Тувинской АССР; 1989-94 — министр культуры Республики Тыва; с февраля 1994 г. по настоящее время — министр культуры, кино и туризма Республики Тыва.

Яндак Даваа-Самбуу Бээжинович родился в 1947 г. в селе Нарын Эрзинского района. Образование высшее, окончил в 1973 г. Тувинский сельскохозяйственный техникум, в 1982 г. Красноярский сельскохозяйственный институт по специальности “зоотехник, зооинженер”, Владеет монгольским языком.

Работа в прошлом: 1963-77 гг. — помощник старшего электрика, комбайнер, тракторист, бригадир-зоотехник чабанской бригады, главный зоотехник — это рост молодого специалиста в селе Нарын Эрзинского района вместе с учебой в СПТУ-11 в селе Балгазын Тандинского района; служба в СА; учеба в Тувинском сельскохозяйственном техникуме; 1977-80 гг. — главный зоотехник управления сельского хозяйства Эрзинского райисполкома; 1980-81 — директор совхоза Ленина, с.Булун-Бажы Эрзинского района; 1981-90 гг. — главный зоотехник, секретарь парткома, главный экономист совхоза “Нарын”, село Нарын; 1990-93 гг. — председатель Нарынского сельсовета; 1994 г. — директор совхоза “Нарын”; с июня 1994 г. по настоящее время — министр социальной защиты населения РТ.

Салчак Валерий Болай-оолович родился в 1948 г. в селе Суг-Бажы Каа-Хемского района. Образование высшее, окончил в 1971 г. Иркутский институт народного хозяйства по специальности инженер-экономист.

Работа в прошлом: 1971-75 гг. — старший экономист, прораб ПМК-465 г.Чадан; 1975-79 гг. — экономист экономической лаборатории, начальник планового отдела СУ-81 треста “Тувинсктрой”; 1979-84 гг. — инструктор отдела строительства Тувинского обкома КПСС; 1984-90 гг. — зам.председателя Государственного планового комитета Тувинской АССР; 1990-92 гг. — зам.председателя Совета Министров РТ, председатель Госэкономики РТ; 1992-94 гг. — первый зам.председателя Правительства РТ, министр экономики РТ; 1994 г. — первый зам. Главы Правительства РТ, министр экономики РТ; с июня 1994 г. по настоящее время — первый зам. Главы Правительства РТ, министр внешних экономических связей и международных отношений РТ.

 

Результаты голосования были следующие:

За утверждение Сараева С.Б.                  “за”       — 23,        “против”      — 1;

За утверждение Кужугета С.С.                            — 23                              —1;

За утверждение Ондара Ч.Ч.-Д.                           — 21                              — 3;

За утверждение Яндака Д.-С.Б.                           — 14                             — 10.

Представителю РТ в ассоциации “Сибирское соглашение” Ооржаку Эрес-оолу Хаянгырбаевичу был присвоен статус министра.

На том же заседании на согласование была представлена кандидатура на пост министра общего и профессионального образования, указа о назначении которого ранее не публиковалось. Здесь, таким образом, конституционная процедура была соблюдена полностью, без “шероховатостей”.

Донгак Владимир Саарымбууевич родился в 1953 г. в селе Баян-Тала Дзун-Хемчикского района. Образование высшее, окончил в 1975 г. Кызылский государственный педагогический институт по специальности учитель химии и биологии. Является членом Великого Хурала (съезда) народа РТ, отличником просвещения России.

Работа в прошлом: 1975 г. — учитель Баян-Талинской средней школы Дзун-Хемчикского района; 1975-77 г. — секретарь Улуг-Хемского райкома ВЛКСМ, г.Шагонар; 1977-79 гг. — слушатель ВКШ при ЦК ВЛСКМ; 1979-82 гг. — первый секретарь горкома ВЛСКМ — зав.отделом Кызылского горкома ВЛСКМ; 1982-83 гг. — инспектор Министерства просвещения Тувинской АССР; 1983-85 гг. — учитель Бурен-Бай-Хаакской средней школы Каа-Хемского района; 1985-92 гг. — директор Мугур-Аксынской средней школы Монгун-Тайгинского района; с 1992 г. по настоящее время — заведующий отделом образования Дзун-Хемчикского кожууна РТ, г.Чадан.

За В.Донгака было подано 18 голосов, против — 6.

 

В Верховном суде РТ было 5 вакантных мест. На заседании Верховного Хурала были утверждены следующие 4 кандидатуры.

Ондар Елена Кудаш-ооловна — родилась в 1963 г. в селе Сут-Холь Сут-Хольского района. Образование высшее, окончила в 1989 г. Алтайский госуниверситет по специальности правоведение.

Работа в прошлом: 1982-83 гг. — старшая пионервожатая Суг-Аксынской средней школы Дзун-Хемчикского района; 1983-84 гг. — лаборант химического анализа Алтайского моторного завода, Барнаул; 1984-89 гг. — студентка Алтайского госуниверситета, Барнаул; 1989-90 гг. — стажер Каа-Хемского районного суда, село Сарыг-Сеп Каа-Хемского района; 1990-91 гг. — и.о. народного судьи Пий-Хемского районного суда, город Туран; 1991-94 гг. — судья Пий-Хемского кожуунного суда РТ; 1994-96 гг. — и.о. председателя Пий-Хемского кожуунного суда РТ; с июля 1996 г. по настоящее время — судья Кызылского городского суда.

Салчак Оскал-оол Лама-Суруновичродился в 1949 г. в селе Коп-Соок Бай-Тайгинского района. Образование высшее, окончил в 1975 г. Свердловский юридический институт по специальности правоведение.

Работа в прошлом: 1967-68 гг. — воспитатель интерната Чаданской средней школы №1 Дзун-Хемчикского района; 1968-71 гг. — служба в СА; 1971-75 гг. — учеба в Свердловском юридическом институте; 1975 г. — стажер Тандынского райнарсуда, село Бай-Хаак; 1976 г. — и.о. судьи Овюрского райнарсуда, село Хандагайты; 1976-87 гг. — народный судья Улуг-Хемского района, город Шагонар; 1987-88 гг. — следователь следственного отделения ОВД Улуг-Хемского райисполкома; 1988-90 гг. — заместитель начальника ОВД Улуг-Хемского райисполкома; 1990-92 гг. — начальник отделения профилактики ОВД Улуг-Хемского райисполкома; 1992-95 гг. -Зам. начальника ОВД Улуг-Хемского райисполкома, начальник милиции общественной безопасности; с 1995 г. по настоящее время — зам.начальника ОВД администрации Улуг-Хемского кожууна по кадрам, народный судья Улуг-Хемского районного суда.

Салчак Кан-оол Дугуржаповичродился в 1961 г. в селе Шуй Бай-Тайгинского района. Образование высшее, окончил в 1985 г. Пермский госуниверситет по специальности правоведение.

Работа в прошлом: 1978-79 гг. — чабан совхоза “Малчын” Монгун-Тайгинского района; 1979-85 гг. — студент Пермского госуниверситета; 1985-93 гг. — следователь, старший следователь СО МВД Тувинской АССР; с февраля 1993 г. по настоящее время — зам.начальника следственного отдела УВД Кызылской городской администрации.

Сайын-Белек Чечена Дажы-Дондуковнародилась в 1967 г. в Кызыле. Образование высшее, окончила в 1991 г. Свердловский юридический институт по специальности правоведение.

Работа в прошлом: 1983-86 гг. — курьером, машинисткой, корреспондентом, учетчиком писем в редакциях газет “Тувинская Правда”, “Молодежь Тувы”; 1986-87 гг. — машинистка прокуратуры г.Кызыла; 1987-91 гг. — студентка Свердловского юридического института; 1991-92 гг.- адвокат коллегии адвокатов РТ; 1992 г. — стажер нарсуда г.Кызыла; 1992-95 гг. — и.о. народного судьи г.Кызыла; с января 1995 г. по настоящее время — адвокат коллегии адвокатов РТ.

 

Оставшиеся министры, скорее всего, будут назначены без согласования, так как начались парламентские каникулы.

Пикантность ситуации в том, что в декабре истекает срок полномочий нынешнего состава парламента, а, согласно ст. 79 главы Х Конституции РТ, “Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Хуралом Республики Тыва на первой организационной сессии”.

Несмотря на заверения членов президентской команды, новые состав и структура правительства не выглядят ни целесообразнее, ни экономнее в количественном смысле, ни работоспособнее. Правительство выражает недовольство, что парламентарии не оценили новую молодую волну чиновников, которая внесет “новые идеи”. Однако в республике известно (и депутатам Верховного Хурала — в первую очередь), что подбор персоналий был кулуарный, по принципу семейственности, землячества. Например, В.Оюн — шурин президента (женаты на сестрах), В.Ооржак, новый председатель Госкомитета по развитию промышленности, и президент РТ Ш.Ооржак — дядя и племянник. АО “Тувамебель”, которое ранее возглавлял В.Ооржак — далеко не процветающее предприятие, но именно этим АО был построен дом для президента РТ, на который, по некоторым источникам, было израсходовано в 1994 г. свыше полумиллиарда рублей. Именно АО “Тувамебель” перечислило 25 млн. руб. на предвыборную кампанию Ш.Ооржака, хотя его рабочие на тот момент 3 месяца не получали зарплаты.

2.    РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Чтобы понять ажиотаж, возникший по поводу возможной реорганизации Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва (Дээди Хурал — тув.) надо заглянуть в Конституцию РТ (далее КРТ). В ст.8 гл.I сказано: “Законодательная власть принадлежит Верховному Хуралу Республики Тыва (далее ВХ РТ). Но в ст.6 гл.I сказано: “Великий Хурал (съезд) народов Республики Тыва (Улуг Хурал) — орган всенародного свободного волеизъявления”. “Великий Хурал (съезд) народа Республики Тыва наделяется исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию Республики Тыва на основе итогов всенародного референдума, а также согласованных предложений Верховного Хурала Республики Тыва и Президента Республики Тыва”. По закону о Великом Хурале, в его состав входит 250 членов.

Полномочия Великого Хурала весьма ограничены. Он может только проголосовать за вариант поправки к конституции, выработанной Верховным Хуралом совместно с президентом. Если же у них мнения разошлись, то Великий Хурал может принять формулировку либо того, либо другого. Сам же Улуг Хурал не вправе разрабатывать и предлагать собственные поправки. Депутаты Улуг Хурала работают на общественных началах.

Между тем члены Великого Хурала, пройдя через тайные всеобщие выборы, ощущают себя более легитимным органом за счет подавляющего численного превосходства над Верховным Хуралом. Кроме того, здесь, в отличие от Верховного Хурала, не применялась система выборов по партийным спискам. Собравшись вместе, члены Улуг Хурала неизбежно начинают обсуждать и текущие проблемы, по которым они не имеют права принимать какие-либо законодательные решения. Все их недовольство обращается против Верховного Хурала, который принимал Закон “О Великом Хурале” и заранее “урезал” его права. Недовольство подогревается противостоянием исполнительной и законодательной властей, когда правительство, даже не публикуя в газетах законов, принятых Верховным Хуралом (а на печатание их в брошюрах уже который год не выделяется денег), обвиняет этот работающий на профессиональной основе орган в бездействии и лености.

Председатель Верховного Хурала РТ Каадыр-оол Бичелдей в своем отчете на летней сессии парламента подвел итоги года работы, хотя еще до выборов депутатов нового созыва предстоит еще осенняя сессия. “Нам удалось принять 50 законов и 168 постановлений, провести пять парламентских слушаний по отдельным проблемам социально-экономического развития республики”. Он отметил роль ВХ в обеспечении баланса властей.

Как и в предыдущие годы, в 1996 году Верховный Хурал наибольшее число законов Республики Тыва принял в сфере государственного строительства. Однако в течение отчетного года, отметил Бичелдей, удалось в целом обеспечить тенденцию более равномерного распределения тематики законодательных актов по всем сферам и отраслям законодательства. Заметен рост количества актов, принятых в сфере социальной политики, по налоговым вопросам, относящихся к гражданскому праву. В то же время, самокритично заметил лидер парламента, можно было бы ожидать большей активности законодателей по отдельным направлениям экономической политики, охраны правопорядка.

Отметив, что Верховный Хурал внес свои усилия в приведение конституции РТ к соответствию Конституции РФ, Бичелдей подчеркнул отличие открытой для общественности работы парламента от усиленно скрываемой деятельности правительства. Намекнул, что не противостояние, а совместные усилия могли бы принести больший эффект. Путь к этому он видит в проявлении “доброжелательности, терпения и политической мудрости”.

К.А.Бичелдей посетовал на отсутствие в республике Конституционного суда как высшего органа, регулирующего отношения властей. Из-за противостояния не подписано президентом и не работают 10 законов. А на создание Конституционного суда просто не выделяется денег.

Председатель Верховного Хурала, анализируя работу правительства и свои расхождения с ним, осторожно констатирует: “Нельзя пытаться реализовать в Туве околорыночные экономические действия, плохо соотносимые с общей федеральной макроэкономической стратегией — местные особенности хозяйствования и экономики надо учитывать, но нельзя их превращать в доминанту, которая идет вразрез с закономерностями экономических движений, наметившихся и реализующихся в Российской Федерации”.

К.Бичелдей выдвинул лозунг — он за “сильного президента, сильный парламент, сильное правительство”.

В декабре кончается и срок полномочий Улуг Хурала. Бичелдей считает, что, поскольку основополагающие законы приняты, то сейчас можно создать парламент из 64 человек, с названием, например, Народный Хурал; при этом только 9 его членов будут работать на профессиональной основе. Этот вариант реформы парламента создан согласительной комиссией Верховного Хурала и правительства.

Сторонники увеличения количества депутатов утверждают, что одному депутату очень трудно просто объехать все села своего округа. Наконец, они “вспомнили”, что в Кызыле избирается один депутат от 14 тысяч избирателей, а в деревне — один от 2000.

Сторонники работы на общественных началах считают, что удовольствие содержать два Хурала дорого обходится, и одновременно — что многие достойные люди отказались баллотироваться в Верховный Хурал от того, что зарплата депутата низкая. Однако основная причина нелюбви к профессиональному парламенту, по-видимому, заключается в том, что депутаты Верховного Хурала стали все чаще критиковать президента и правительство (иначе избиратели их просто не поймут), что исполнительной власти, естественно, не нравится. К тому же многие депутаты за время работы стали лучше многих чиновников разбираться в тех вопросах, в которых авторитет правительства ранее считался непререкаемым, например, в бюджете. Депутатов-общественников гораздо легче запутать, переубедить. Улуг Хурал, где больше полуграмотных членов из сельской местности, чаще голосует за формулировки президента.

3.    О БЮДЖЕТЕ РТ НА 1997 ГОД

В июне был принят бюджет на 1997 г. Поскольку бюджет РФ был утвержден намного раньше, возник вопрос, почему республиканский был представлен с таким опозданием. Однако вразумительного ответа никто на него не дал.

Бюджет утвержден по доходам в сумме 763 848 млн. руб. Превышение расходов над доходами составляет 183 млрд. руб. Официально дефицит бюджета принят в сумме 100,4 млрд. руб.

Минфин предполагал в общереспубликанский бюджет получить 12% от НДС и 30% от подоходного налога, что составило бы сумму 13,5 млрд. руб. Депутаты от Кызыла (основного налогоплательщика) предлагали соответственно 7% и 25%, и в первом чтении прошел их вариант, но во втором вернулись к правительственному. Рост доходов от продажи вино-водочных изделий всего на 2% объясняется изменением в системе начисления акцизов.

Когда рассматривался раздел “Инвестиции”, необходимость финансирования многих объектов обосновывалась тем, что работы совершены еще в 1996 г., но не оплачены. Напрашивается вывод, что тогда уж бюджет должен состоять из двух частей: долги и недоимки прошлого года, расходы и доходы нынешнего. Тем более, что при наличии Бюджетного кодекса, наконец, появится возможность наказать тех, кто недополучил доходов и не оплатил соответствующие расходы. Тогда, может быть, прежде чем рваться в структуры власти, близкие к распределению денег, человек подумает об ответственности.

Расходы по разделу “сельское хозяйство” увеличиваются на 9%. Планируется дотировать сель-скохозяйственную продукцию, а кроме того, за государством остался долг на уже сданную шерсть.

По правоохранительным органам расходы запланированы на уровне прошлого года.

Увеличены затраты по ЖКХ.

Многие депутаты возмутились тем, что на погашение процентов по кредитам, полученным в Сбербанке РФ под ручательство Минфина РФ, уже надо уплатить 17,1 млрд. руб. Получение кредитов под бюджетное финансирование позволяет исполнительной власти скрывать недостатки своей работы, но разоряет республику.

До 1997 года не было профинансировано медицинское страхование неработающего населения. В 1996 году фонду обязательного медицинского страхования было перечислено 2,9 млрд. руб. Теперь же планируется 8 млрд. руб., но и это — только на страхование инвалидов.

Дотационность районных бюджетов колеблется от 44,3% (Кызыл), до 89,4% (Чаа-Хольский район). Высказывалось мнение, что было бы справедливо и внутри республики применить трансфертный метод, чтобы заставить работать всех.

В результате парламентского обсуждения были отменены социальный налог, сбор за прописку, налог на продажу квартир, сбор за владение транспортом, за реализуемые вино-водочные изделия импортного производства, такие же табачные изделия и пушнину. Но оставлено 3% налога на поддержку социальной сферы с 12 минимальных размеров оплаты труда.

После состоявшейся реорганизации правительства сомнительно, что расходы на его содержание останутся на запланированном уровне 14636 млн. руб., тем более, что министр финансов заявила, что вновь принятый закон о государственной службе потребует внеплановых расходов, которые не обсчитаны.

Были намечены затраты на пополнение валютного запаса в сумме 1300 млн. руб., с которыми депутаты не согласились, так как выкуп собственного золотого песка и его аффинирование обходится дороже рыночной цены золота.

Приезжавший весной представитель Администрации Президента РФ Б.Ельцина С.Шаповалов говорил мне личной беседе, что правительство РФ одобряет создание республиканского золотого запаса в Туве, но на него целевым назначением будет отпущено не более 0,6% от бюджета РТ.

Накануне выборов президента РТ большой общественный резонанс получило обнародование нецелевого расходования так называемых “северных” кредитов под досрочный завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним. На сей раз Минфин грудью встал, чтобы эти деньги не были внесены в бюджет РТ, а шли через управление федерального казначейства, как и средства на другие целевые программы.



Источники

[1]. Тувинская правда. — 1997. — №61. — 10 июня.

[2]. Тувинская правда. — 1997. — №62. — 12 июня.

[3]. Тувинская правда. — 1997. — №63. — 14 июня.

[4]. Тувинская правда. — 1997. — №65. — 19 июня.