Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Е. ЛАПШОВА

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в мае 1997 года

За прошедший месяц Самара неоднократно становилась местом обсуждения стратегии и тактики проведения реформ в различных отраслях хозяйства. Такой выбор был обусловлен лидирующим положением области в соответствующих направлениях.

Сегодня Самарская область стала знаменита благодаря первенству в преобразованиях жилищно-коммунального хозяйства. Темпы их проведения впечатляют: с 1994 начато реформирование, а с 1997 года жители области оплачивали 60% стоимости содержания жилого фонда. Обладминистрация радостно констатировала некоторый подъем промышленного производства в первом квартале года. Средства массовой информации неустанно пропагандировали достижения нашей области по поддержке социально незащищенных слоев. В то же время продолжалось протестное движение против роста квартплаты, за выплату задолженности по зарплате. То и дело вспыхивали локальные забастовки. Неуклонно росла безработица.

В условиях разворачивающейся предвыборной борьбы на пост мэра Самары целый ряд кандидатов пытались использовать популистские лозунги, искали опору у незащищенных слоев общества. Какие приоритеты возобладают — покажут результаты выборов.

1.    ДЕЛА ОБЛАСТНОЙ ВЛАСТИ

1.1.    Структурные изменения в администрации

На одном из заседаний коллегии обладминистрации было утверждено положение об областной комиссии по недвижимости. Новый совещательный орган, сформированный из представителей всех заинтересованных ведомств обладминистрации, был создан еще в январе, однако до сих пор не имел документа, регламентирующего его функции. Комиссия призвана выработать политику областной администрации на рынке недвижимости и создать нормативные акты, регламентирующие деятельность всех субъектов, действующих на областном рынке недвижимости. Помимо представителей различных комитетов и департаментов обладминистрации в состав комиссии включены представители органов муниципального самоуправления и общественных организаций участников рынка недвижимости [[1]].

Постановлением губернатора в администрации области создан департамент промышленности и торговли, подчиненный первому вице-губернатору Юрию Логойдо. Основная задача департамента — формирование сбалансированной промышленной и торговой политики. В новый департамент будут преобразованы отделы координации промышленности, промышленной политики, торговли и координации потребительского рынка. Должность директора нового департамента занял Владимир Доронин, в недавнем прошлом — генеральный директор АО “Старт”.

В новой должности В. Доронин весьма активно взялся за дело. На последней коллегии обладминистрации был утвержден представленный им проект — программа областного целевого инвестиционного фонда содействия конверсии на 1997 год.

Актуальность принятия программы была обусловлена тем, что в Самарской области сосредоточен крупный комплекс оборонных предприятий, на которых в настоящее время трудятся около 18% от числа занятых в промышленности области.

В связи с резким сокращением объемов госзаказа спад производства на конверсионных предприятиях оборонного комплекса в 1996 г. был в два раза больше, чем в 1995 г. (31,3% против 15,5%).

Продолжается отток квалифицированных кадров. За год выбыло 19% списочного состава. Среднемесячная зарплата одного работника промышленно-производственного персонала по итогам за 1996 год отставала от общепромышленного уровня в 2,7 раза. Выплата ее систематически задерживалась.

Основной целью программы является повышение благосостояния населения путем производства своих собственных товаров, обеспечения предприятиям возможности выпуска конкурентоспособной продукции.

Определены приоритетные направления конверсии:

— двигателестроение, использующее новейшие разработки и высокие технологии;

— выпуск деталей и узлов для автотехники, имеющий устойчивый платежеспособный спрос;

— расширение производств медицинской и иной гражданской продукции, использующих передовые импортные технологии и оборудование.

Финансовое обеспечение программы ориентировано в основном на использование собственных средств предприятий и привлекаемых ими кредитов и инвестиций. Поддержка отдельных конверсионных проектов будет осуществляться на конкурсной и возвратной основе в пределах 20,0 млрд. рублей, определенных Законом о бюджете Самарской области на 1997 год.

По официальным данным, через фонд содействия конверсии за 1994-1996 гг. прошло 21 предприятие, использовав в качестве кредитов 24 млрд. рублей [[2]].

Что касается средств фонда, то при его формировании заложена схема, согласно которой предприятия, получившие его помощь, должны отчислять в его фонд 1% от прибыли, полученной в результате реализации поддержанных проектов. Но, поскольку прибылей ни по одному из проектов пока нет, единственным источником формирования средств фонда является областной бюджет [[3]].

1.2.    Соглашение о развитии малого предпринимательства

Губернатор области Константин Титов и председатель Государственного комитета по поддержке и развитию малых предприятий Вячеслав Прохоров подписали соглашение о совместной деятельности по развитию малого предпринимательства в Самарской области.

Подписанное соглашение со стороны областной администрации обеспечивает создание благоприятных условий для развития МП. В том числе через разработку (вместе с Губернской думой) законодательных и других нормативно-правовых актов и через выделение средств для “малых предпринимателей” из бюджета области, соответствующее содействие органам местного самоуправления и координацию их деятельности в этой сфере. Со своей стороны, ГКРП РФ гарантирует “выход в свет” на высшем уровне законодательных и иных нормативно-правовых актов, финансирование совместно реализуемых федеральных и региональных программ [[4]].

1.3.    Региональные совещания, конференции

Прошедший месяц был отмечен проведением в Самаре нескольких региональных совещаний, а также научно-практической конференции, посвященной современным проблемам социально-экономического развития области.

В стенах обладминистрации состоялось региональное совещание “О первоочередных мерах по реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию “Порядок во власти — порядок в стране”, в котором приняли участие видные чиновники администрации президента, а также различных правоохранительных и контрольных органов.

Помимо представителей исполнительной власти регионов Поволжья, в совещании, проводимом под эгидой Поволжской окружной инспекции Главного контрольного управления Президента России, приняли участие заместители глав МВД, ФСБ, генеральной прокуратуры, Госналогслужбы, налоговой полиции, федерального казначейства, а также представители администрации Президента РФ.

Открывший совещание губернатор К.Титов в своем выступлении подчеркнул, что “эффективность работы будет зависеть от того, насколько требования законов будут соответствовать принципам экономики”. Докладчик также отметил некоторые недостатки федеральной политики. Прежде всего она не учитывает того факта, что общество перестало быть однородным. При этом структура расходования государственных средств остается сегодня ориентированной на поддержку всех граждан в равной степени.

Вторым важным недостатком политики федерального центра губернатор назвал отсутствие четкого разделения полномочий различных органов власти и реального бюджетного федерализма.

К.Титов подверг критике представленный на обсуждение Государственной Думы проект Налогового кодекса как не соответствующий требованиям президентского послания. Он не отвечает задачам уменьшения налогового бремени для предприятий и четкого разграничения налоговой базы бюджетов Центра и субъектов Федерации. В частности, благодаря тому, что по проекту налог на добавленную стоимость полностью будет поступать в центральный бюджет, а субъектам Федерации остается лишь налог на прибыль, Самарская область может потерять порядка 800 млрд. рублей [[5]].

В Самаре прошла региональная научно-практическая конференция “Проблемы и перспективы социально-экономического развития Самарской области”. Конференцию открыл губернатор. Как положительную тенденцию он отметил наблюдавшийся в первые четыре месяца этого года небольшой экономический рост, наступивший наконец после долгого спада. Общий объем производства предприятий области за первый квартал составил 101%. По мнению К.Титова, пока следует радоваться не столько высоким общим показателям, достигнутым в основном за счет автомобильной отрасли, сколько отсутствием спада в других отраслях.

По словам губернатора, основным условием достижения стабильного экономического роста является грамотная инвестиционная политика, которая должна быть основана на разработках ученых-экономистов.

Не обошлось и без сетований на несправедливое распределение денег между областью и Центром. Сегодня область-донор отчисляет значительные суммы из налоговых поступлений, оставляя у себя лишь 52-53%, тогда как мировая практика подразумевает как минимум 70-71%.

Председатель областного комитета по экономике Г.Хасаев высказал на конференции мысль о том, что сегодня издержки от проводимых в стране экономических реформ перевешивают положительные результаты. Выступавший убежден, что единая экономическая реформа в сегодняшней России просто невозможна, так как реформирование происходит в условиях “аномально высокой дифференциации регионов по развитию и уровню жизни”. В этих условиях реальные планы экономического реформирования должны составляться отдельно для каждого региона [[6]].

В Самаре состоялось заседание комитета ассоциации “Большая Волга” (АБВ) по энергетике. (Ассоциация, созданная в 1991 г., объединяет четыре республики и семь областей Поволжья.) На заседании были рассмотрены вопросы тарифной политики и формирования оптового рынка энергоресурсов в условиях реформирования отрасли, программу которого предложило Правительство РФ. Речь также шла о необходимости снижения тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий.

2.    ВИЗИТ НЕМЦОВА

28 мая в Самару для участия в Межведомственном Совете прибыли первый вице-премьер Борис Немцов и председатель Госкомитета по жилищной и строительной политике Ефим Басин, руководители 75 регионов России — всего около 600 человек. Совет продолжил свою работу в течение трех дней и рассмотрел пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

В своем интервью Б.Немцов отметил, что первоочередными задачами ближайших трех месяцев являются:

1) повсеместный переход по примеру ряда городов России, в том числе и Самары, к системе энергосбережения, установка приборов контроля и учета...

2) проведение четкой проверки ценообразования в тепловых системах, где возможна экономия на 20-30%;

3) переход к конкурсной системе по обслуживанию жилья;

4) переход по ряду видов услуг к полной рентабельности [[7]].

На совещании первый вице-премьер потребовал в кратчайшие сроки, до 1 августа, предоставить программы реформирования жилищно-коммунальной сферы всех регионов России.

Требования ускоренной реформы ЖКХ воспринимаются в различных регионах по-разному. Например, самарский губернатор в своем выступлении заявил о полном согласии с позицией президента и правительства, за исключением того, что реформу следовало бы проводить не за 4 года, а хотя бы за 15 лет, учитывая изменения доходов населения.

По словам вице-премьера, город поразил его тем, что “люди здесь не озлоблены на власть”. Впрочем, у входа в здание обладминистрации его встретил немногочисленный пикет оппозиции под лозунгом “Ненасытное жулье замахнулось на жилье”. Под аккомпанемент ударов в сковородки манифестанты требовали “сначала зарплату, потом квартплату”. Попытка Бориса Немцова убедить митингующих в добрых намерениях правительства не удалась [[8]].

3.    ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Лидерство Самарской области в проведении жилищно-коммунальной реформы воспринимается ее населением весьма неоднозначно.

С января в Самаре не утихают страсти вокруг новых тарифов на оплату коммунальных услуг и повышения квартплаты. Преобразования проводились без основательных предварительных расчетов, что привело к низкой экономической эффективности нововведений. За первые три месяца года за субсидиями обратились 135 из 478 тысяч квартиросъемщиков, зарегистрированных в городе, т.е. примерно треть. Предоставлены субсидии 114 тысячам семей. (Эта процедура сопряжена для граждан стоянием в бесконечных очередях и необходимостью собирать множество справок.)

Наиболее активно выступили за замораживание квартплаты местные коммунисты. Депутат Госдумы от КПРФ В.С.Романов направил депутатский запрос председателю Правительства РФ В.С.Черномырдину с просьбой отменить принятые региональными властями решения и сохранить величину квартплаты и коммунальных платежей на уровне 1996 года, для чего необходимо было бы скорректировать постановление правительства №707 от 18.06.96 г. В запросе содержалось предложение основывать подходы правительства к жилищно-коммунальной реформе на понимании реального спада уровня жизни большинства людей за последние 5 лет.

В ответ на этот запрос в Госдуму пришел ответ, подписанный Немцовым. В нем указывалось, что “оснований для внесения изменений в постановление правительства, касающегося уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, не имеется.”

Недовольные ростом цен самарцы провели в феврале митинг протеста. Требования установить тарифы на уровне прошлогодних выдвигались организаторами и участниками общероссийской акции 27 марта. Однако в подписанном накануне “дня единых действий” трехстороннем соглашении между обладминистрацией, профсоюзами и работодателями этот вопрос не затрагивался.

Первое после подписания трехстороннего соглашения заседание Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений состоялось накануне первомайского праздника.

Основные разногласия вызвал вопрос повышения уровня квартплаты. Позиция профсоюзов осталась непреклонной: администрация г.Самары должна пересмотреть свое решение и вернуться к прошлогодним тарифам и впредь наращивать их постепенно — в соответствии с ростом доходов населения. В результате никто из сторон не согласился подписать документ, воспроизводивший требования профсоюзов.

Подводя итоги общероссийской акции протеста, следует отметить, что никаких серьезных сдвигов по улучшению положения трудящихся за истекшие два месяца не произошло. Продолжается рост долгов по зарплате, не удалось достигнуть результатов по замораживанию квартплаты. По всей видимости, профсоюзы слишком поторопились подписывать соглашение с администрацией. Тем более, что никаких юридических обязательств этот документ на власть не накладывает.

1 мая прошло праздничное шествие и митинг на центральной площади областного центра. Среди организаторов этой акции — профсоюзы и местная КПРФ. Как и в марте, профсоюзные лидеры ограничились выдвижением экономических требований, в то время как левые призывали к решительным действиям: начать сбор подписей с требованием отставки Президента РФ, “никакого доверия правительству”, сменить курс реформ, освободить от должности полномочного представителя Президента РФ по области Ю.М.Бородулина, продолжить сбор подписей за проведение референдума о досрочном прекращении полномочий К.А.Титова на посту губернатора и о замораживании квартплаты и коммунальных платежей на уровне 1996 года. В случае невыполнения вышеуказанных и ряда других требований принято решение приступить к подготовке Всероссийской политической стачки осенью текущего года [[9]].

В мае продолжалась объявленная в марте бессрочная забастовка работников аэропорта “Безымянка”, 10 месяцев не получавших зарплату. Приостановленная после выдачи небольшой суммы (по 200 тыс. рублей на каждого работника, при задолженности от 3 до 4 млн. рублей), 17 апреля забастовка вспыхнула с новой силой. Борьбу рабочих аэропорта возглавляет профсоюз “Защита”, не входящий в состав ФНПР. Среди требований также — возвращение уникального аэропорта государству.

На самарском заводе “Рейд”, где зарплата не выплачивается около года, в феврале был создан заводской Совет рабочих. При его содействии 28 апреля был образован новый альтернативный рабочий профсоюз. На первой профсоюзной конференции собрались 82 человека — рабочие и служащие, представлявшие практически все цеха предприятия. Попытка представителя заводского профсоюза взять инициативу в свои руки и не допустить деятельности “конкурентов” не удалась [[10]].

4.    ВЫБОРЫ МЭРА САМАРЫ

4.1.    Список кандидатов определен

В связи с переводом мэра Самары О.Н.Сысуева на работу в Москву в нашем городе развернулась очередная предвыборная кампания. В прошедшем месяце стали известны имена кандидатов на пост мэра. 27 мая истек срок подачи подписных листов в городскую избирательную комиссию. Из 15 первоначально заявивших о себе претендентов прошли регистрацию 12 человек. Первым сдал в избирком документы и получил право на агитацию один из лидеров движения “Город”, командир службы спасения “911” Александр Зорин. Вслед за ним 51 тысячу подписей (вместо положенных 19 000) принес один из трех бесспорных лидеров избирательной гонки — вице-спикер Губернской Думы Георгий Лиманский. 19 и 20 мая были зарегистрированы еще двое — проректор Самарского аэрокосмического университета Александр Белоусов и заместитель главы горадминистрации Анатолий Афанасьев. Причем последний представил наибольшее количество подписей — 130 000.

Самые аккуратные подписные листы — у представителя коммунистов Михаила Маслянцева. Он оказался едва ли не единственным из претендентов, чьи документы не вызывали никаких нареканий у членов избиркома.

Зарегистрированы главврач медсанчасти Самарского района Александр Сушин и директор спортсооружений областной ФНПР Вера Лекарева, а также депутат Губернской Думы Александр Иванов.

Кроме того, участие в предвыборной борьбе примут представители силовых структур: заместитель начальника Самарского горУВД Владимир Шаранихин и ранее работавший в органах милиции, а ныне возглавляющий частное охранное агентство “Алекс” Олег Киттер.

В предвыборный марафон включился Е.Узилов, генеральный директор АО “Бытовая химия”. Самый молодой кандидат — 25-летний председатель совета благотворительного фонда по борьбе с наркоманией И.Мотынга.

Снял свою кандидатуру в пользу Лиманского председатель протестантского “Христианско-социального движения” Василий Ляшевский, скорее всего, не сумевший собрать нужное количество подписей. Не представили подписные листы экстрасенс М.Киселев и дворник Д.Якубчик.

Итак, на политическую арену вышли как уже хорошо известные самарскому избирателю, так и совершенно новые лица. Опытом по участию в проведении кампании по выборам мэра могут похвастаться лишь Г.Лиманский и А.Белоусов. Особой известностью, благодаря занимаемой должности, отличается А.Афанасьев. Остальные не пользуются столь громкой славой, хотя определенный опыт в политике часть из них уже имеет.

В 1994 году А.Иванов победил на выборах в Губернскую думу, А.Сушину дважды за последние годы удавалось стать депутатом городской Думы. (В настоящее время А.Сушин возглавляет комитет по социальным вопросам). Скромный опыт в политике В.Шаранихина ограничивается депутатством в Куйбышевском райсовете в 1990-1993 гг.

Поражением закончилась попытка В.Лекаревой в декабре 1995 г. стать депутатом Государственной Думы от НДР по Новокуйбышевскому округу. (Победа там досталась представителю коммунистов В.Романову.)

А.Зорин имеет неудачный опыт участия в выборах в городскую Думу. В прошлом году он сумел набрать лишь 10% голосов избирателей Советского района.

Остальные претенденты впервые вступили на арену политической борьбы.

Предстоящий месяц покажет реальные возможности кандидатов. Но уже сегодня очевидно, что существует тройка лидеров. Это Афанасьев, Лиманский и Белоусов. (Их биографии см. в обзоре за апрель). Сегодня трудно предположить, что один из них сможет набрать подавляющее большинство голосов. Скорее всего, второй тур выборов неизбежен.

Наиболее пестрая картина — в лагере левой оппозиции, вынужденной делить свой электорат между несколькими кандидатами. Помимо “патриота” Олега Киттера и коммуниста Михаила Маслянцева, на голоса традиционно недовольных властью избирателей претендуют ранее близкий левому крылу Губернской думы депутат Александр Иванов, директор АО “Бытовая химия” Анатолий Узилов и директор спортсооружений профсоюзов Вера Лекарева. По некоторым оценкам, в сумме эти кандидаты могли бы претендовать на 18% избирателей. Но в сложившихся условиях большее количество этих голосов может достаться лишь М.Маслянцеву.

4.2.    Меморандум о сотрудничестве

В ходе первого этапа предвыборной гонки (16 мая) трое из четырех, зарегистрированных на тот момент городской избирательной комиссией кандидатов, подписали меморандум о сотрудничестве. Это А.Зорин, О.Киттер и Г.Лиманский. (Инициатива принадлежала последнему). Главная мысль подписанного документа: предвыборная кампания “должна быть не ареной политической борьбы, а выявлением подлинных способностей того или иного кандидата изменить к лучшему положение дел в городе”. Подписавшиеся обещают соблюдать “правила морали и закона”, к чему и призывают всех руководителей средств массовой информации.

Кроме того, кандидаты обязуются передать наказы своих избирателей новому главе города. А также они “берут на себя обязательство в случае избрания главой города создать постоянно действующий общественный совет при главе города из всех кандидатов, подписавших данный меморандум, для контроля за выполнением этих наказов”. Таким образом, создается механизм, с одной стороны, позволяющий тем, кто проиграет в борьбе, не исчезнуть насовсем с городского политического горизонта, а с другой стороны, заранее застрахованный от конфликтов с другими, уже существующими городскими политическими механизмами, своим общественным статусом.

Документ хранится в горизбиркоме, но другими кандидатами так и не подписан [[11]].

4.3.    Особенности предвыборной кампании

По прогнозам социологов, несмотря на усталость электората от избирательных кампаний и неудачный срок проведения самих выборов — 29 июня, явка избирателей на участки ожидается достаточная для того, чтобы считать выборы состоявшимися. По данным опросов, характерной является крайняя неопределенность симпатий электората. Отрицательную роль при этом играет короткий срок, отведенный на ведение предвыборной агитации, которая в настоящее время протекает весьма вяло (не считая рекламы Афанасьева и Лиманского).

Первым (еще до официальной регистрации) начал предвыборную кампанию А.Афанасьев. Информация буквально о каждом его шаге ежедневно появлялась на телеэкранах и страницах местных газет. По некоторым сведениям, уже в первой декаде мая Анатолий Афанасьев располагал необходимым числом подписей в свою поддержку, что дало бы ему возможность зарегистрироваться в любой момент. Промедление в этом вопросе, возможно, свидетельствует о желании использовать преимущества своей должности. Так, не будучи официально кандидатом на пост мэра Самары, г-н Афанасьев мог появляться на всех телеканалах, подписывать важные документы, встречаться с общественностью и т.п., не вызывая обвинений в злоупотреблении своим служебным положением. Получив же удостоверение кандидата, он обязан уйти в отпуск и рекламироваться на общих основаниях, не пользуясь своим местом работы и оплачивая политические сюжеты из скудного предвыборного фонда.

Не последнюю роль в предвыборной кампании сыграет идея преемственности власти. Пользовавшийся всенародной любовью О.Сысуев первоначально объявил своим преемником А.Белоусова. Но затем, под давлением чиновников из горадминистрации, порекомендовал своего заместителя. (Согласно 25-й статье Закона РФ “О гарантиях избирательных прав граждан” госслужащим запрещается участвовать в агитационной деятельности.) Творческая группа А.Афанасьева поспешила подготовить телесюжет, в основу которого было положено последнее перед отъездом в Москву интервью вице-премьера О.Сысуева, нарезанные куски которого сплелись в агитку “нового лица власти”. Этот шаг вызвал резонанс не только в стане кандидатов, но и отклик со стороны самого вице-премьера. По слухам, он якобы лично звонил в горизбирком и потребовал остановить показ этого ролика. Самое бурное недовольство ролик вызвал у коммунистов. По требованию горизбиркома была прекращена демонстрация этого телесюжета, тем не менее, к самому кандидату комиссия претензий не имеет [[12]].

Другой лидер предвыборных публикаций и телерекламы — Г.Лиманский в своей кампании опирается на авторитет генерала Лебедя и его партии. Трудно сказать, какую роль сыграет поддержка опальным генералом г-на Лиманского. В конце мая А.Лебедь посетил Самару с неофициальным визитом. Он как частное лицо встретился с губернатором К.Титовым и его заместителем В.Мокрым. Ожидается, что скоро председатель Российской народной республиканской партии нанесет в Самару еще один визит — официальный. Возможно, чтобы посмотреть, как идут дела у кандидата в самарские мэры, его заместителя по партии.

В предвыборной агитации на прошлых выборах мэра попытку приобщиться к авторитету известных политиков предпринял и А.Белоусов. В сентябре город был оклеен листовками со следующим содержанием: “В Москве — Лужков, в Петербурге — Яковлев, в Самаре — Белоусов”. Но кепка московского мэра тогда Александру Николаевичу не помогла. Сегодня, начав кампанию с некоторым опозданием (видимо, из-за финансовых затруднений), кандидат рассчитывает лишь на свой собственный авторитет.

Инициатива горизбиркома по увеличению предвыборного фонда кандидатов в мэры с 1100 до 11 000 минимальных окладов успехом не увенчалась. И в связи с этим Самару ожидают “подпольные” выборы, когда основные расходы претендентов будут оплачиваться “черным налом” — уложиться в отведенные 90 млн. не сумеет даже самый скромный из них [[13]].

По мнению некоторых экспертов, для организации средней предвыборной кампании кандидату потребуется не менее 1 млрд. рублей.

В горизбиркоме состоялась раздача бюджетных субсидий участникам предвыборной гонки — по 4 млн. рублей каждому. Кроме того, все претенденты на пост мэра получили по 5 минут бесплатного эфирного времени на ГТРК “Самара”.

Можно предположить, что сегодня ни плакаты, расклеенные на столбах, ни статьи в газетах ни к какому ощущению знакомства с кандидатами не ведут. По-настоящему достоверное впечатление о человеке способно создать только телевидение.

В июне самарских телезрителей ждут двенадцать передач “Студия два” (телеканал “РИО”), на которых состоятся поочередно встречи со всеми кандидатами. По сообщению президента телекомпании В.Добрусина и председателя горизбиркома С.Никологорского, эфирное время кандидатам предоставлено со значительной скидкой. Обычно выступление в “Студии два” стоит 15 млн., но с кандидатов решено брать только по 10 млн. рублей. Для сравнения: ГТРК “Самара” запросила 1,5 млн. за минуту. Это стандартная цена рекламной минуты на ГТРК, госкомпании, незадолго до выборов продавшей свое рекламное время “Волгопромгазу”. В пересчете на час — в 9 раз больше, чем на “РИО”. Горизбирком от услуг “Самары” отказался [[14]].

5.    РЫНОК ТРУДА. ПРОГНОЗ НА ТЕКУЩИЙ ГОД

Согласно прогнозу социально-экономического развития Самарской области, наступивший 1997 г. переломным в демографической ситуации и на рынке труда не станет. Среднегодовая численность постоянного населения области составит около 3300 тыс. человек. Сохранятся негативные тенденции прошлых лет: снижение рождаемости, рост смертности и естественная убыль населения. Численность трудоспособного населения практически не изменится. На рынок труда в 1997 г. попадет порядка 330 тыс. человек (в 1996 г. около 285 тыс. человек). Его пополнят лица, высвобождаемые с предприятий и организаций (по предварительной оценке их численность может достигнуть 25-30 тыс. человек, или 1,6-2% занятых в экономике), мигранты в трудоспособном возрасте, выпускники средних и высших учебных заведений, не получившие направления на работу. Спрос на рабочую силу при этом составит лишь 105-125 тыс. человек.

Первые симптомы экономической стабилизации, о которых не устают говорить экономисты официальных властей, в ближайшее время позитивно на рынке труда не скажутся. Напротив, будет нарастать процесс массового высвобождения на реорганизуемых и неэффективно работающих предприятиях. К концу года уровень официальной безработицы может составить 5,7-6,3% от экономически активного населения.

Прогноз социально-экономического развития городов области на текущий год предполагает неоднозначное развитие экономической ситуации. Для таких городов, как Самара, Тольятти, Сызрань и Отрадный будет характерно увеличение объемов промышленного производства при любом варианте развития. Города Новокуйбышевск, Жигулевск и Кинель лишь при более благоприятных экономических условиях не допустят снижения выпуска промышленной продукции. В то же время в Чапаевске, Октябрьске и Похвистнево прогнозируется дальнейшее снижение производства. К уровню 1991 г. приблизится только Тольятти. Города Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск, Октябрьск, Кинель и Похвистнево по объему выпускаемой промышленной продукции в 1997 г. не достигнут даже 50% от уровня 1991 г. Существенный разрыв в степени спада на фоне различного уровня промышленного развития городов области оказывает влияние на уровень жизни населения, в том числе на ситуацию на рынке труда, которая во всех городах области будет ухудшаться.

Напряженность на рынке труда будет нарастать повсеместно. По уровню официальной безработицы разброс в показателях ожидается значительный: в Октябрьске по состоянию на конец 1997 г. уровень безработицы будет в 9 раз выше, чем в Тольятти. По прогнозам, самое критическое положение сложится в Октябрьске (безработица составит 27% от общей численности трудоспособного населения), Кинеле (20%), Похвистнево (13%), а также в целом ряде сельских районов.

На данный момент самый высокий уровень безработицы в “городе пенсионеров” — Октябрьске (14%), а самый низкий — в Тольятти. [[15]].

6.    КАЗАКИ

По традиции, Волжское Казачье Войско (ВКВ) раз в год собирается на Большой Круг. 24 мая для участия в Круге в Самару приехали делегаты из многих республик: Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, а также Саратовской, Пензенской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей.

Зал самарского оперного театра был заполнен до отказа: более тысячи казаков пришли на 4-й Большой Круг, чтобы обсудить итоги прошедшего года, успехи и неудачи в деятельности ВКВ.

В январе 1997 г. в Самаре появился кадетский казачий корпус имени Ермака Тимофеевича. Сейчас здесь проходят воспитание более 500 подростков и юношей в возрасте от 10 до 18 лет. В Тольятти организованы кадетские классы. С этого года в казачьем войске разрешено служить и представительницам прекрасного пола.

Губернская Дума в мае приняла Положение об экологической службе Волжского войскового казачьего общества на территории Самарской области. В перспективе также — создание казачьих отрядов содействия милиции.

В качестве почетных гостей на Большом Круге присутствовали губернатор К.А.Титов и заместитель председателя Губернской думы Георгий Лиманский. Им вручили медали казачьего войска “За заслуги”, а Константину Алексеевичу, кроме того, присвоили звание полковника. Вице-губернатор В.С.Мокрый также присутствовал на Большом Круге и был повышен в звании — из есаула он стал войсковым старшиной.

В тот же день на площади Славы казаки, достигшие призывного возраста, и вновь поверстанные в казачество самарцы принимали присягу. На верность Отечеству и своему славному сословию давали они клятву целованием православного креста и войскового знамени.

Два дня работы Круга показали, что казачье движение набирает силу и вызывает большой интерес. В том числе и у молодежи.



Источники

[1]. Перла А. Комиссия по недвижимости начнет с концепции // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 12 мая. — №19. — С. 5.

[2]. В.И.Ударим конверсией по безработице // Самарская газета. — Самара, 1997. — 6 мая. — №66. — С. 2.

[3]. Новый департамент займется промышленной политикой // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 12 мая. — №19. — С. 5.

[4]. Начало — в продолжении // Волжская коммуна. — Самара, 1997. — 30 мая. — №117. — С. 1.

[5]. Перла А. В Самаре прошло совещание “с секретами” // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 26 мая. — №21. — С. 3.

[6]. Перла А. Производство растет, но хорошего мало // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 26 мая. — №21. — С. 3.

[7]. Мечты Немцова — сны Мавроди // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 30 мая. — №22. — С. 1.

[8]. Перла А., Афанасьев С. Немцов торопит коммунальную реформу // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 2 июня. — №22. — С. 4.

[9]. Трудовая Самара. — Самара, 1997. — 7 мая. — №10. — С. 1.

[10]. Горлов П.Н. Наша сила в единстве // Трудовая Самара. — Самара, 1997. — 21 мая. — №11. — С. 2.

[11]. Забродина О. И стали они добрыми-предобрыми... // Губернский вестник. — Самара, 1997. — 23 мая. — №21. — С. 2.

[12]. Борсуков А., Перла А., Лебедев В. Битва черного нала // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 2 июня. — №22. — С. 2.

[13]. Афанасьев окучивает прессу, Лиманский разгадывает кроссворды, а Белоусов стал проректором // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 12 мая. — №19. — С. 2.

[14]. Забродина О. Кто не успел, тот опоздал // Губернский вестник. — Самара, 1997. — 30 мая. — №22. — С. 2.

[15]. Грянула беда на рынке труда // Самарская газета. — Самара, 1997. — 13 мая. — №69. — С. 5.