Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Рязанская область

С. Владимиров

Рязанская область

в мае 1997 года

1.    Массовые праздники

Майские праздники в этом году имели особенно широкий размах, активно поддерживались властями, широко освещались СМИ, сопровождались большим количеством торжественных и зрелищных мероприятий. Установившаяся в начале месяца хорошая солнечная погода благоприятствовала их проведению.

1.1.    1 мая

Открывавший череду майских праздников Первомай отличался повышенными ожиданиями и размахом предпраздничной подготовки. Планировалось проведение больших демонстраций в городах области. В Рязани впервые после 1990 года на центральной площади были установлены традиционные для демонстраций прошлых времен трибуны для почетных гостей и руководства.

Демонстрация, проходившая по центральной улице города — Первомайскому проспекту, заканчивалась митингом на центральной площади, у восстановленного памятника Ленину. Раньше, в том числе и 27 марта, массовые шествия заканчивались в другом месте города, на Соборной площади, где специальные большие трибуны не устанавливались. Вероятно, изменением месторасположения и обустройства митинга новые власти давали понять о возвращении площади Ленина (после восстановления на ней памятника вождю) статуса традиционного центра областных и городских массово-политических мероприятий.

Первомайская демонстрация, как и акция 27 марта, носила совместный профсоюзно-коммунистический характер. Колонну возглавляли новые руководители города и области, лидеры КПРФ, “Трудовой Рязани”, профсоюзное руководство. Доминировали политические лозунги (отставка президента и правительства). Среди новых лозунгов можно было отметить лозунги в поддержку Лукашенко, флаги Белоруссии, появление антисионистской тематики, как правило, связанной с критикой телевидения.

Обращало на себя внимание, что в демонстрации принимает участие значительно меньше людей, чем ожидалось. Накануне организаторы заявляли участие не менее 10 тыс. человек. В действительности участников было не более 3-5 тыс. Шествие завершилось на площади Ленина. После возложения руководителями демонстрации цветов к памятнику Ленина начался митинг.

Митинг открыл председатель облсовпрофа Говоров, затем выступали руководители города и области, активисты КПРФ. Выступления были выдержаны в традиционном для оппозиции антипрезидентском и антиправительственном тоне. Любимов выступил несколько более оппозиционно, чем в марте. Он также особенно подчеркнул, что “разборки” с бывшим руководством области не закончены, проверки продолжаются, и скоро последуют новые разоблачения.

За время митинга, который продолжался около часа, число участников заметно сократилось. К моменту окончания на площади было уже едва ли больше 1-1,5 тыс. чел. По итогам митинга сначала была зачитана “мягкая” профсоюзная резолюция, затем в нее была добавлена жестко оппозиционная политическая часть, предложенная представителями КПРФ.

В целом первомайская демонстрация подтвердила определенные сдвиги в политической атмосфере в регионе, ощущавшиеся уже в апреле. Прежде всего, она показала спад массовости организуемых профсоюзно-коммунистических акций, четко обозначив, что мартовский пик массовой активности пройден. Во-вторых, она отразила попытки КПРФ усилить оппозиционность режиму в духе зюгановского тезиса о “непримиримости оппозиции КПРФ”.

1.2.    9 мая

Торжества, посвященные Дню Победы, проходили в этом году с необычайным размахом. Еще накануне праздника в городе несколько раз перекрывали движение для репетиций прохождения военного парада, а 9 мая движение в центре было перекрыто почти весь день. Программа торжеств была очень обширной: возложение венков, митинг, салют на мемориальном кладбище, примерно такая же церемония у памятника Победы в центре города, шествие военных колонн, руководителей, ветеранов по центральной улице, затем сам военный парад, сопровождавшийся “праздником солдатской песни”, показательными выступлениями военных и физкультурников. Потом начались “праздники патриотической песни” в военных училищах и клубах города, наконец, народные гуляния, салюты, концерты на открытых площадках и т.д. Все мероприятия активно освещались по местному ТВ. В течение всего дня шел телемарафон “Низкий поклон вам, ветераны!”, сопровождавшийся прямыми трансляциями и репортажами из разных мест города с торжественных мероприятий и церемоний, концертами и встречами в студии. Торжества были достаточно многолюдны, намного превзойдя масштабы скромных по массовости первомайских мероприятий.

В центре основных церемоний находились Любимов и местные генералы. Возможно, что военно-политическая компонента торжеств была призвана показать близость нового губернатора и военного руководства в области.

1.3.    Акция “афганцев”

Неожиданно широко в этом году было отмечено и такое событие, как девятая годовщина начала вывода советских войск из Афганистана. 15 мая состоялись церемонии на кладбищах, митинг на площади Победы, возложение венков, шествие воинов-афганцев и военных подразделений по центру города, торжественная встреча в Музее молодежного движения. Все это напоминало церемонии Дня Победы в миниатюре и широко освещалось в СМИ. В мероприятиях участвовало до нескольких сот человек. Официально они проводились организациями афганцев, но, судя по всему, их поддержала и какая-то часть местного военного руководства. Гражданские власти города и области в них активного участия не принимали. По одной из версий, эта акция афганцев могла быть связана с начинавшейся в это время кампанией по довыборам в областную Думу, куда вновь, как и в марте, баллотируются руководители организаций афганцев. Возможно также, что к ней мог иметь отношение и представитель Президента РФ в области Меркулов, активно занимавшийся в этот период формированием альтернативной КПРФ группы кандидатов в депутаты Думы.

2.    Обладминистрация

2.1.    Подписание соглашения с Тульской областью

В самый разгар подготовки к празднику Победы Рязань посетила делегация Тульской области во главе с новым губернатором Василием Стародубцевым. 7 мая состоялось подписание соглашения Рязанской и Тульской областей на 1997-2000 гг., о подготовке которого сообщалось в предшествующем обзоре. На совместной пресс-конференции Любимов и Стародубцев подчеркивали прежде всего экономический характер соглашения, его направленность на решение хозяйственных, экономических и социальных проблем. Но вряд ли кто-нибудь будет оспаривать наличие в нем и политического аспекта. Во-первых, соглашение подписано “красными” губернаторами, активно выступающими на стороне оппозиционных сил. Во-вторых, в нем просматривается мотив недовольства Центром и попытка как-то противостоять зависимости от него. После подписания соглашения Любимов несколько усилил активность в Москве, стал чаще высказывать требования и претензии к Центру. Одновременно началась проработка вопросов возможного присоединения к соглашению новых участников, среди которых называют, в частности, Владимирскую, Липецкую, Тамбовскую области, входящие в так называемый “красный пояс”. Понятно, что в Москве соглашение не вызвало особого восторга. (Столичные газеты уже окрестили его “пактом Любимова-Стародубцева”.)

Всего текст соглашения включает преамбулу, пять разделов и 16 статей. (Полностью текст приведен в разделе “Приложения” мониторинга, в файле ryaz_pr.doc — Ред.). Предусматривается его дальнейшее развитие в системе протоколов, договоров, реестров и т.д. Обращает на себя внимание статья 1, где говорится об обязательстве сторон “проводить в Правительстве РФ и Совете Федерации совместную протекционистскую политику в отношении товаропроизводителей, расположенных на территории областей”. В статье 3 говориться о создании координационно-исполнительных структур соглашения (консультативного совета, финансово-предпринимательских, информационно-аналитических структур, торговых домов и т.д.) [[1]].

В течение мая последовали первые шаги по реализации подписанного соглашения. 29 мая в Рязани была проведена ярмарка “Тула и Дзержинск в гостях у Рязани”, где были широко представлены тульские предприятия. А перед этим сообщалось о начале поставок тульских углей на рязанские ГРЭС в обмен на электроэнергию. В последнем случае речь идет о помощи Туле со стороны Рязани, так как использование низкокалорийных тульских углей менее выгодно, чем поставки качественных углей из Сибири. Пока администрация объясняет это перспективами выигрыша от других проектов соглашения. Вообще же соглашение с Тулой встретит, вероятно, еще немало чисто экономических трудностей, учитывая, что промышленные комплексы и коммуникационные сети и Рязани и Тулы в значительно большей степени ориентированы на Москву, чем друг на друга.

2.2.    Совещание по борьбе с коррупцией

Сразу после праздников, 12 мая, состоялось заседание расширенной коллегии обладминистрации. В нем приняли участие руководители прокуратуры, силовых структур, спецслужб, представители рай- и горадминистраций, отраслей и ведомств. Официально заседание проводилось в связи с указом президента “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”, но в действительности оно готовилось уже давно и не в связи с президентскими указаниями.

Хотя журналисты на заседание не приглашались, в печати после него появилось большое количество материалов, распространенных пресс-службой администрации области. Они ознаменовали собой как бы вторую волну антикоррупционных разоблачений в области. (Первая, как сообщалось в предыдущих обзорах, прошла в январе сразу после вступления в должность нового губернатора.)

На заседании была дана общая оценка положению с коррупцией в области. Оно было охарактеризовано как угрожающее безопасности региона. По словам Любимова, “за истекшее время не осталось отрасли, где бы не воровали...”. На заседании сообщалось о результатах проверок Счетной палаты, проводившихся в области, а также о подготовке итогового полугодового совещания по этим вопросам. В выступлениях прокурора области А.П.Кизлыка, начальников УВД И.Ф.Перова, УФСБ А.В.Сергеева, управления юстиции М.И. Филиппова были приведены факты соответствующих правонарушений [[2]].

Пока сообщается о возбуждении прокуратурой пяти уголовных дел (два — по нецелевому использованию кредитов, два — по взяточничеству, одно — по нецелевому использованию средств фонда ОМС), о вынесении пяти представлений о нарушениях закона и о нескольких судебных исках по нарушениям и злоупотреблениям. Судя по приведенной информации, основные и наиболее влиятельные коррумпированные и криминальные структуры прокуратурой еще не затронуты. (Возможно, правда, что сообщается далеко не все.) Но проверки и ревизии развернуты довольно широко. В частности, упоминается о проверках в облкомимуществе, банке Живаго и даже в областном управлении ЦБ. В поведении связанных с этими структурами людей ощущается нешуточное раздражение. Возможно, что именно здесь следует ждать наиболее интересных результатов.

2.3.    Конфликт с представителем президента

Как уже сообщалось в предшествующем обзоре, назначение представителем Президента РФ по Рязанской области бывшего главы областной администрации Геннадия Меркулова вызвало трудно скрываемое недовольство нового губернатора Любимова, считающего Меркулова едва ли не главным виновником упадка области. Но в Администрации Президента рассудили иначе, и назначен был именно Меркулов. Возможно, что его, как человека, тесно связанного с местной элитой, рассматривали в качестве наиболее действенного противовеса власти нового губернатора в регионе. Судя по деятельности Меркулова в апреле-мае, он действительно пытался играть некую альтернативную Любимову политическую роль. Например, он активно содействовал реанимации под эгидой организации “Народный дом” оппозиционных КПРФ местных политических объединений, находившихся после неудачи на выборах в областную Думу в состоянии разброда. Он сам принял участие в подготовке и проведении встречи их представителей, призывал их к объединению. На встрече была одобрена идея создания постоянно действующего консультативного совета политических и общественных организаций при представителе президента [[3]]. Меркулов попытался сыграть активную роль в конфликте глав Скопинского района и города Скопина, посягая тем самым на приоритет Любимова во внутриобластных вопросах (подробнее о конфликте см. ниже). Обращали на себя внимание и его попытки разыграть трения, возникшие между Любимовым и стачкомом учителей по поводу задержек с выплатами зарплаты.

Все это время представители областной администрации не уставали напоминать, что проверки и ревизии по делам прежней меркуловской администрации продолжаются, прозрачно намекая на ответственность самого Меркулова за вскрывающиеся злоупотребления. После вышеупомянутого совещания по борьбе с коррупцией эти намеки и параллели звучали все чаще. В конце концов, это косвенно развивающееся противоборство вылилось в открытую форму. 2 июня, на совещании в Главном контрольном управлении Администрации Президента Любимов выступил с заявлением о письме руководства области Президенту РФ по поводу представителя Президента РФ в Рязанской области Меркулова. На следующий день текст этого заявления был опубликован в местных СМИ [[4]]:

 

Президенту Российской Федерации

Ельцину Б.Н.

В 1994-1996 годах в Рязанской области были разворованы и растрачены миллиардные суммы бюджетных средств. По ряду фактов нанесения материального ущерба области, злоупотреблений служебным положением бывшими руководителями областной администрации прокуратурой возбуждены уголовные дела.

В ходе сегодняшних проверок Счетной палатой РФ вскрываются новые беспрецедентные нарушения финансовой дисциплины, в которых прослеживается негативная роль должностных лиц прежней администрации.

В целях усиления борьбы с преступностью и коррупцией, утверждения законности и исполнения Указов, Послания Президента РФ, просим Вас, Борис Николаевич, отстранить от должности полномочного представителя Президента по Рязанской области Меркулова Геннадия Константиновича, занимавшего в 1994-1995-1996 гг. должность главы администрации Рязанской области.

Глава администрации Рязанской области В.Н.Любимов

Председатель Рязанской областной думы В.Н.Федоткин

 

На момент подготовки обзора события вокруг этого письма продолжали развиваться. Объявлено о прямом телеэфире Любимова, есть сведения о подготовке заявления Меркулова, возможно заявление прокуратуры. Объявлено о внеочередном заседании областной Думы по фактам коррупции в области. О реакции администрации президента пока неизвестно.

В всяком случае ясно, что это письмо выводит конфликт Любимова и Меркулова на новый уровень. Теперь решение центра покажет его реальное отношение к статусу Любимова как губернатора, а значит, и к его деятельности, что существенно повлияет на ход дальнейших событий в регионе. Ситуация с представителем президента и губернатором Наздратенко в далеком Приморье и арест бывшего губернатора Севрюгина в соседней Туле создают событиям в Рязани дополнительный интригующий фон.

2.4.    Экономическая, финансовая, хозяйственная деятельность

В сфере экономико-финансовой и хозяйственной деятельности администрация продолжала акцентировать темы улучшения собираемости налогов и акцизных сборов, оживления работы промышленности, проведения посевной кампании, расширения торговых связей.

Было объявлено, что ситуация со сбором налогов в основном выправилась. Бюджет по доходам из местных источников даже перевыполнен. Напряжение создает, прежде всего, непоступление трансфертов из Москвы, которых в первом квартале недополучено почти на 100 млрд. [[5]].

Выплаты пенсий постепенно “догоняют” свой график. С начала июня началась выплата пенсий за май. Долги по зарплатам некоторых бюджетников отстают примерно на 2 месяца.

Выпущено постановление о выпуске государственного займа области.

В промышленности гордость администрации — запуск АО “Виско-Р” (бывший комбинат химического волокна), налоговые поступления от которого, по сравнению с прошлым годом, увеличились в 5 раз. Активизировалось производство на радиозаводе. В целом, по сравнению с прошлым годом, промышленное производство в области выросло на 20% [[6]]. На очереди — реанимация работы на Рязанской птицефабрике и на свинокомплексе “Искра” под Рязанью. Впрочем, в современных экономических условиях оба эти предприятия потенциально убыточны и организовать там работу будет очень сложно.

В сельскохозяйственной отрасли администрация придерживалась жесткого курирования посевной кампании. В какие-то дни сообщения местных СМИ напоминали традиционные доперестроечные рапорты о ходе полевых работ. По итогам посевной в прессе была опубликована поздравительная телеграмма министра сельского хозяйства Хлыстуна, хвалившего область за успешное завершение весеннего сева.

В сфере торгово-посреднической деятельности администрация делает упор на проведение многочисленных ярмарок и презентаций. Одна из последних инициатив Любимова — презентация области в Совете Федерации, намеченная на июнь. Однако крупных торговых сделок и договоров здесь пока не видно.

О сохраняющихся проблемах и кризисных явлениях администрация продолжает говорить, но преимущественно в контексте наследия прошлой администрации и общего кризиса в стране.

Судя по всему, пока администрации области удается формировать у населения в целом положительный образ своей деятельности. Хотя некоторым испытанием для нее может стать повышение зарплаты работникам администрации на 50%, о котором было объявлено в мае.

3.    Областная дума

3.1.    Очередное заседание Думы

В мае областная Дума провела одно заседание. Среди прочего, на нем были внесены изменения в закон о бюджете, которыми было предусмотрено выделение средств на проведение повторных выборов в Думу (выделено 339 млн. руб.).

Был принят Закон “О Счетной палате Рязанской области”. Причем депутаты не поддержали предложение областной администрации о двойном подчинении Счетной палаты — областной Думе и областной администрации и предложение о назначении аудиторов Счетной палаты, как по инициативе Думы, так и по инициативе администрации. Счетная палата области будет подчиняться Думе.

На заседании было также утверждено Положение “О территориальном фонде финансовой поддержки АПК”.

Меры по усилению госконтроля за оборотом водки, которые ранее были введены постановлениями администрации, Дума закрепила принятием областного Закона [[7]].

На заседании было принято несколько постановлений. В частности, было принято постановление об учреждении общественных советов при облдуме и об общественных советниках председателя Думы. По этому постановлению, советники и члены общественных советов могут принимать участие в работе комитетов Думы [[8]].

3.2.    Пресс-конференция председателя Думы

По итогам работы Думы за первые два месяца с большим интервью в печати выступил ее председатель Владимир Федоткин. Предмет его особой гордости — создание за этот период при Думе и ее комитетах так называемого “мозгового центра” из специалистов различных профилей, работающих на общественных началах. Предполагается, что уже в июне такой Общественный совет Думы получит официальный статус и приступит к регулярной работе. Пока, по словам Федоткина, в Думе всего два депутата, работающих на постоянной основе, — он и его первый заместитель Якунин. Среди законопроектов, готовящихся к рассмотрению, он выделил законы о культуре, о молодежи, о профсоюзах, а также пакет документов в помощь местным товаропроизводителям. Упомянул он и о проектах восстановления так называемой законодательной вертикали, направленной на более тесные взаимосвязи местных законодателей с Госдумой и Советом Федерации. На июль намечено областное совещание депутатов всех уровней, а также проведение мероприятий по учебе депутатов. По вопросу о Меркулове Федоткин сообщил, что полностью поддерживает позицию главы администрации области и требует скорейшей отставки Меркулова с поста представителя президента. Вопросы коррупции в администрации области и махинации в бюджетными средствами будут рассмотрены на внеочередном заседании Думы 11 июня. Правительственные проекты реформы ЖКХ Федоткин оценил негативно [[9]].

3.3.    Довыборы в областную Думу

29 мая закончилась регистрация кандидатов в депутаты областной Думы в 10 городских округах, где выборы 30 марта не состоялись из-за низкой явки избирателей, и новые выборы будут проведены 29 июня. Всего зарегистрировано 30 кандидатов, в трех округах зарегистрировано по 2 кандидата, в одном округе — 5, в одном округе — 4, в остальных — по 3. Это значительно меньше, чем в марте. Две трети кандидатов уже участвовали в выборах 30 марта. КПРФ выдвигает своих представителей во всех 10 округах. ЛДПР — в трех, “ЯБЛОКО” — в двух. По одному кандидату выдвигают КРО и “Союз офицеров”. Проправительственным структурам на этот раз, кажется, удалось объединиться под эгидой “Народного дома”: они выдвигают кандидатов в 9 округах. В их числе один представитель НДР, один — “шумейковцев” (“Реформы -новый курс”), пять главврачей из Ассоциации социал-гигиенистов, “сокращенный” чиновник мэрии и главный редактор “Приокской газеты” Курбачева. Учитывая результаты выборов в этих округах 30 марта (в 8-ми округах первые места получили представители КПРФ, в 2-х — главврачи), можно прогнозировать на выборах 29 июня примерно такой же результат (в 7-8 округах победа представителей КПРФ). Главная проблема предстоящих выборов — явка избирателей. Нет никаких признаков того, что явка в конце июня будет выше, чем в марте. Скорее, наоборот. В этой связи в областной Думе активно начали прорабатывать вопрос о возможности признания выборов состоявшимися даже при отсутствии 25%-ной явки избирателей. К началу июня никаких признаков избирательной кампании в городе не видно.

4.    Органы местного самоуправления Рязани

4.1.    Горсовет

В мае горсовет несколько активизировал отставшую в связи с перипетиями вокруг восстановления памятника Ленину налоговую и тарифную политику, пытаясь сбалансировать задачи пополнения бюджета и решения социальных проблем. Ввиду плохой работы ТЭЦ на 30% были снижены апрельские тарифы за отопление и горячую воду для жителей трех районов города, определены предельные размеры платы за содержание детей в детских садах, изменены уровни сборов за право торговли, введены повышающие коэффициенты налогов на недвижимость, дополнены правила продажи земельных участков в городе, увеличены сборы на обустройство города и содержание муниципальной милиции с предприятий и организаций и т.д. В вопросе продажи земли горсовет после долгих споров все-таки принял решение о проведении аукционов, но объекты будут выставляться на продажу только по решению горсовета, и полученные денежные средства будут распределяться горсоветом [[10]].

Из кадровых вопросов знаковым стало обсуждение горсоветом кандидатуры Владимира Живикина на должность начальника городского управления образования, науки и молодежи. Хотя кандидатура Живикина была представлена главой администрации города коммунистом Павлом Маматовым, у ряда коммунистических депутатов она вызвала резкие возражения. Живикина, который, кстати, уже занимал пост начальника ГУНО в рюминской администрации и представляет собой классический тип аппаратного “перевертыша”, назвали “антикоммунистом и врагом”. Но за него вступилась председатель горсовета Н.Корнеева, являющаяся одновременно и первым секретарем горкома КПРФ. Обсуждение явно склонялось в пользу Живикина, но тот вдруг взял самоотвод и покинул заседание. После его ухода среди депутатов-коммунистов произошла перепалка [[11]]. Через несколько дней Живикин был благополучно утвержден на должность подавляющим большинством голосов.

Весь эпизод обильно освещался СМИ. По существу, он сделал явным то, что уже ощущалось раньше: увеличивающийся раскол между аппаратными прагматиками и ортодоксальными низовыми функционерами в КПРФ. Причем последние вдруг оказались в явном меньшинстве внутри вроде бы полностью коммунистической по составу власти. С другой стороны, он показал и возросшую лояльность аппаратных функционеров КПРФ к некоторым бывшим “предателям” и “перевертышам”, чем последние не брезгуют пользоваться. В этой связи интересен еще один эпизод последних дней, связанный с первым замом Любимова и бывшим мэром Рязани Марковым. В одной из телеперадач на вопрос журналистки о том, как ему работается в администрации области среди руководителей-коммунистов, Марков рискнул ответить, что он и сам коммунист, никогда из партии не выходивший и никем оттуда не исключенный и сохраняющий партбилет. Хотя это заявление Маркова, носившее, по-видимому, зондажный характер, и было встречено негативно коммунистическими ортодоксами, считающими его “предателем”, в самой администрации оно вызвало, скорее, понимание, как желание “вернуться к своим”. Примерно также было воспринято и восстановление в партии депутата облдумы спиртозаводчика Колесника.

4.2.    Горадминистрация

В мае в горадминистрации активизировалась работа по реорганизации структурных подразделений. Отделы заменены управлениями, управление городских префектур — муниципальным предприятием. В связи с реорганизацией решались и кадровые вопросы, которые, по Уставу города, утверждаются горсоветом. За исключением вышеописанного эпизода с Живикиным, они прошли гладко.

В мае горадминистрация была вынуждена уделить немало внимания транспортным проблемам, прежде всего, автоколонне №1310, обеспечивающей автобусное сообщение в городе. Предприятие находится в критическом финансовом состоянии, автобусы изношены до предела, зарплата не выплачивается. Водители грозили объявлением бессрочной забастовки. Забастовка могла парализовать весь город и иметь серьезные социальные последствия. Разрешением конфликта занимался глава администрации города Павел Маматов. На встрече с коллективом было решено забастовку не начинать. Были разработаны мероприятия по организации коммерческих маршрутов автобусов, на ряде маршрутов введены кондукторы, усилены бригады контролеров [[12]].

В горадминистрации в мае среди прочего подводились промежуточные итоги экспериментального демонстрационного проекта по реконструкции систем отопления жилых домов, начавшегося еще при прежней администрации (год назад) при финансовой поддержке Мирового банка. Рязань тогда подписала договор о кредитах Мирового банка на эту деятельность на сумму в 69 млн. долл. Теперь город посетили эксперты банка, ознакомившиеся с первыми результатами работ. Работы по “утеплению” нескольких домов в микрорайоне Дашково и установке там индивидуальных счетчиков по расходу ресурсов выявили немало проблем. Надежность приборов для наших условий оказалась недостаточной, высокой оказалась и психологическая неготовность жильцов к их установке. Были отмечены проблемы в организации работ, которые проводились не местной администрацией, а структурами фонда по реструктуризации предприятий из Москвы, который фактически и распоряжается кредитами банка. Вице-мэр Рязани Виктор Разживин заявил также, что для города более актуальна реконструкция отопительных сетей, где происходят основные потери тепла, а не самих зданий, на что в первую очередь нацелен проект. Он также сообщил, что пока в виде процентов Рязань заплатила средств больше, чем получила. Эксперты банка обещали усовершенствовать работу по проекту, в частности, обещано активнее привлекать горадминистрацию к работам и значительно увеличить финансовые поступления [[13]].

5.    Протестная активность

В мае в массовой протестной активности в регионе наметился отчетливый спад. Заметно снизилась активность облсовпрофа, крупных заводских профкомов. Тем не менее, продолжали сохраняться отдельные очаги предзабастовочных настроений.

Кроме вышеупомянутой предзабастовочной активности в автоколонне №1310, другой острый предзабастовочный очаг в мае — завод “Электронные приборы” (около 4 тыс. работающих). 31 мая на заводе состоялась профсоюзная конференция, на которой было принято решение начать с 23 июня забастовку в связи с многомесячной невыплатой зарплаты. Конференция также выразила недоверие генеральному директору Е.И. Фомину и совету директоров. Принято решение обратиться в инстанции с требованием признать предприятие банкротом. Этот конфликт развивался под эгидой облсовпрофа и прошел все стадии предзабастовочных процедур. Возможно, что профком поддерживают и власти. В ответ на просьбы рабочих помочь они разводят руками — у предприятия свой хозяин (51% акций предприятия принадлежит РАО “ЕЭС России”), смените собственника. Почти сразу после объявления о готовящейся забастовке стало известно о ходатайствах городских налоговых органов о наложении ареста на имущество предприятия и о признании его банкротом. Интересно отметить, что еще в январе сообщалось о крупных иностранных инвестициях в это предприятие и планах создания на его базе центра по производству автомобильного электрооборудования [[14]].

По-прежнему “тлеют” конфликты на кинокопировальной фабрике и телезаводе, о которых сообщалось в предшествующих обзорах.

К протестным акциям в мае присоединились торговцы газетами, выступившие против повышения горсоветом сборов за право торговли; в акции участвовали и некоторые журналисты.

Стачком учителей в мае попытался ужесточить требования к властям о ликвидации задолженности по зарплате, но натолкнулся на жесткий ответ Любимова. После этого влияние “красных” в стачкоме ослабло и вокруг него усилилась активность некоммунистических сил. Облсовпроф в отношении учителей занял осторожную позицию: не форсировать забастовок, но и не сдерживать самодеятельность. В целом протестная активность учителей снизилась.

Предстоящее лето, видимо, не будет периодом острой забастовочной конфронтации.

6.    Другие события

6.1.    Подготовка к юбилею Скопина

Завершающая стадия подготовки к 400-летию города Скопина (намечено на 12 июня), крупного райцентра на юго-западе области, высветила в местной политике ряд любопытных явлений. За месяц до торжеств вдруг выяснилось, что администрация города практически не имеет средств на их проведение, а администрация Скопинского района не намерена участвовать в финансировании праздника. Предприятия тоже не горят желанием оплачивать юбилей.

Между главами города и района вспыхнул конфликт, в который вмешался и представитель Президента РФ в области Меркулов. Он побывал в Скопине и обещал оказать содействие в поисках финансовой поддержки [[15]]. После визита Меркулова ситуация стала меняться: изменил позицию глава района Алабин, высказали готовность помогать предприятия и др. Наконец, обладминистрация выделила более 500 млн. В Скопине побывал Любимов, была создана областная комиссия по юбилею Скопина, которую возглавил губернатор.

Эти события показали, что попытка Меркулова усилить свое влияние в области была достаточно чувствительной для Любимова и вызвала его ревностную ответную реакцию. Кроме того, они еще раз подтвердили, что потенциально конфликтная “двухголовая” система власти (крупный райцентр в крупном районе) потенциально податливее к политическому воздействию из центра региона.

6.2.    Визит Николая III

12 мая состоялся очередной (уже третий за последние два года) визит в Рязань “российского императора” Николая III Романова-Дальского с супругой. Визит был организован рязанской независимой телекомпанией “Край-ТВ” (говорят, что она связана с МВД). Гости посетили Рязанский кремль, встретились с представителями средств массовой информации. Вроде бы запланированная встреча с властями так и не состоялась. По итогам пресс-конференции “императора” большинство газет поместили рассказанное им самим жизнеописание и информацию о проведенной в декабре 1996 года в Ногинске коронации нового “императора”. Согласно сообщениям, Николай III является прямым наследником российской короны, внуком императора Николая II. Его отец, царевич Алексей, чудесно спасся от гибели и воспитывался в многодетной семье в Суздале, воевал, скончался в 1962 году. Сам Николай III служил в военном флоте, имеет звание адмирала, в возрасте 50 лет открылся миру как наследник престола. По его мнению, претензии всех других представителей дома Романовых на русский престол юридически бессильны [[16]]. Хотя сообщения о визите подавались в печати с оттенком недоверия, нигде не были приведены ссылки на материалы о Николае III, опубликованные в журнале “Россия” [[17]], в которых излагается реальная биография Николая Дальского. С “императором” были его супруга (специалист по психоделическим контактам) и некий “митрополит” Рафаил, представитель Императорской церкви. Появление “императора” в Рязани приобретает своеобразную значимость на фоне предпринимаемых в московской политике попыток разыграть монархическую карту. Трудно отделаться от впечатления какой-то чертовщины вокруг этого визита.

6.3.    Эпизод с корреспондентом газеты “Труд”

В начале мая в газете “Рязанские ведомости” была опубликована перепечатанная из газеты “Труд” статья Владимира Городецкого “Четвертый губернатор”, вызвавшая большой интерес публики. Статья имела подзаголовок “Почему Рязань оказалась в “красном поясе”?” В ней, в частности, высказывалась мысль о том, что важным условием поражения противников Любимова на губернаторских выборах в декабре 1996 года был их раскол, спровоцированный интригами бывшего мэра Рязани и местного закулисного дельца Валерия Рюмина [[18]].

Спустя несколько дней после публикации статьи Городецкий, выходя из дома, обнаружил у дверей подозрительный пакет. Были вызваны милиция и саперы. После проверки пакета там были обнаружены 10 бутылок водки “Сергей Есенин”. Вскоре выяснилось, что пакет с водкой был доставлен к дому Городецкого сотрудниками фирмы Рюмина. Большинство газет сообщили об этом эпизоде как о курьезе. А в “Приокской газете” по поводу этого случая появилась большая статья за подписью секретаря местной организации ДВР Юрия Михайлова (известно, что Рюмин является членом и активным спонсором местной ДВР) [[19]]. В статье объясняются мотивы поступка Рюмина и еще раз акцентируется его роль в местной политике. Статья как бы напоминает власти о роли Рюмина в ее победе на выборах и о его сохраняющемся влиянии. Возможно, что статья является неким предупреждением против готовящихся против Рюмина разоблачительных акций.



Источники

[1]. Рязанские ведомости. — 1997. — 13 мая.

[2]. Рязанские ведомости. — 1997. — 15 мая.

[3]. Приокская газета. — 1997. — 24 мая.

[4]. Приокская газета. — 1997. — 5 июня.

[5]. Вечерняя Рязань. — 1997. — 6 июня.

[6]. Там же.

[7]. Рязанские ведомости. — 1997. — 16 мая.

[8]. Рязанские ведомости. — 1997. — 6 июня.

[9]. Там же.

[10]. Приокская газета. — 1997. — 31 мая.

[11]. Приокская газета. — 1997. — 20 мая.

[12]. Приокская газета. — 1997. — 29 мая.

[13]. Рязанские ведомости. — 1997. — 23 мая.

[14]. Приокская газета. — 1997. — 4 июня.

[15]. Приокская газета. — 1997. — 29 мая.

[16]. Рязанские ведомости. — 1997. — 16 мая.

[17]. Россия. — 1997. — №5.

[18]. Рязанские ведомости. — 1997. — 8 мая.

[19]. Приокская газета. — 1997. — 5 июня.