Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кемеровская область

Независимый информационно-аналитический центр “ГАБИТУС”

Н. ПОГОДАЕВ

кемеровская область

в мае 1997 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Исполнительная власть

Глава администрации Кемеровской области Михаил Кислюк выступил с обращением к жителям Кузбасса по поводу важнейших политических проблем региона. В Обращении говорится: “Уважаемые земляки! Обстановка вокруг выборов в Кузбассе искусственно нагнетается. Усилия кузбассовцев по сохранению области и отстаиванию наших законных прав и интересов вызывают активное стремление ряда политиков, кому не нужен сильный Кузбасс, создать невыносимое социальное и экономическое напряжение. Я подписываю закон о выборах и иду на выборы. Проект закона, который предлагает сегодня Законодательное собрание, предусматривает слабую исполнительную власть. Хотя даже простым людям понятно, что в сегодняшней экономической ситуации власть должна быть сильной настолько, чтобы решать самые насущные проблемы людей. Сегодня нужна сильная исполнительная власть, нужно правительство области, которое будет управлять экономикой области. Нужен губернатор, который будет иметь достаточный вес, чтобы от имени избравшего его народа решать вопросы возврата железной дороги, наполнения бюджета, выполнения обязательств Москвы перед Кемеровской областью, перед нашими шахтерами и металлургами, врачами и учителями, перед нашими пенсионерами. Губернатор и правительство области, наше с вами правительство должно поставить предел московским экономическим экспериментам на кузбассовцах. Большинство кузбассовцев, как показал опрос, понимают и разделяют это мнение. Путем длительных переговоров с законодателями была достигнута договоренность, что Законодательное собрание примет наши предложения. Но все договоренности постоянно нарушаются звонками из Москвы. Кто же в Москве испугался, что исполнительная и законодательная власти в Кузбассе, наконец-то, приходят к общему решению и начинают, в конце концов, совместно работать на благо кузбассовцев? Кто оказывает на наших депутатов такое давление из Москвы? Перед кем, в конце концов, отвечают депутаты за свои решения — перед их избирателями или перед московским министром? Аман Гумирович (Тулеев. — Ред.)! Я призываю Вас прекратить закулисные игры, хватит, объявляя себя сторонником выборов в Кузбассе, исподтишка мешать проведению выборов и усилению Кузбасса. Хватит из проблем и бед Кузбасса делать ступеньку для своей политической карьеры. Я подпишу Устав области с так нужной кузбассовцам сильной властью. Я подпишу закон о выборах и настаиваю на их скорейшем проведении. Я прошу всех кузбассовцев, всех, кто сегодня на себе испытывает остроту социальных и экономических проблем, всех, кто понимает, что только сильная власть может защитить Кузбасс, решить проблемы пенсионеров, врачей, учителей, шахтеров и металлургов, поддержать меня и добиться сильной власти для Кузбасса” [[1]].

20 мая между главой администрации Кемеровской области М.Кислюком, его заместителем по югу Кузбасса А.Ткаченко — с одной стороны, и депутатами Законодательного собрания — с другой, была достигнута договоренность о согласованных действиях в подготовке и проведении выборов губернатора области. При этом было подчеркнуто, что на выборах, которые должны состояться в октябре этого года, будут всенародно выбраны губернатор и вице-губернатор области. После этого назначается правительство, что будет способствовать формированию в Кузбассе сильной исполнительной власти, которая сможет достойно представлять интересы области и отстаивать интересы субъекта Федерации. Стороны также договорились, что закон о выборах, Устав области и поправки к ним Михаил Кислюк подписывает одним пакетом.

Суть договоренности между представителями двух ветвей власти — компромисс. Исполнительная власть соглашается на 25%-ную квоту участия избирателей в выборах, законодательная — на введение должности избираемого губернатора, вице-губернатора и новой исполнительной структуры — правительства во главе с председателем [[2]].

Совет рабочих комитетов Кузбасса передал в печать свою резолюцию от 20 мая. В ней отмечается, что в области распространен пресс-релиз министра по делам СНГ А.Тулеева, в котором утверждается, в частности, что ему предлагают взятку для того, чтобы он отказался от участия в выборах на пост главы администрации. В противном случае ему, якобы, угрожают убийством. В сегодняшней ситуации, подчеркивается в резолюции, распространенный пресс-релиз не может быть расценен иначе, как очередной популистский предвыборный ход [[3]].

Все заместители главы администрации области 19 мая приняли коллективное заявление в адрес президента и правительства России, в котором заявили о том, что подадут в отставку в случае, если действующий губернатор Михаил Кислюк будет отстранен от занимаемой должности. Такая позиция вызвана, по их мнению, тем, что в связи с усилившимся давлением на главу администрации области сегодня не исключен вариант закулисного способа отрешения его от занимаемой должности. Заместители главы администрации заявили, что в сегодняшней социально-экономической ситуации любые волевые решения по смене руководителя исполнительной власти региона только усугубят обстановку в области. В таком случае они считают для себя невозможным дальнейшее исполнение своих служебных обязанностей и подадут в отставку, так как не отделяют собственную работу от деятельности главы администрации Кемеровской области [[4]].

Губернатор М.Кислюк выступил с достаточно подробным докладом о социально-экономической обстановке в Кузбассе. В выступлении выделены следующие разделы: Состояние финансовой сферы Кемеровской области, Бюджетная политика администрации области [[5]].

В потоке появившихся сейчас в местной прессе публикаций о социально-экономической ситуации глубиной анализа выделяется один из аналитических обзоров. В нем говорится, что за последние несколько лет в Кемеровской области отрабатывались различные методы и модели реформирования региональной экономики. При этом формы и методы экономических преобразований, которые здесь активно использовались (“региональный хозрасчет”, “свободная экономическая зона”, “программно-целевой подход к реформированию экономики региона”), в первую очередь были направлены на адаптацию существующего экономического потенциала к новым условиям хозяйствования и позволили в совокупности решить ряд сложных социальных и экономических проблем (к примеру, достижение уровня бюджетной обеспеченности населения, соответствующей месту и роли Кузбасса в России; рост доходов территории за счет интенсивного экспорта за рубеж).

Вместе с тем, в силу ряда объективных и субъективных факторов, основная цель социально-экономической политики региона — повышение уровня жизни населения Кемеровской области — не достигнута. Главная проблема видится в отсутствии консолидации различных составных частей хозяйственного комплекса, хроническом недостатке финансовых ресурсов.

Применение кузбасской модели структурной перестройки уже позволило создать высококачественную региональную инфраструктуру (автомобильные дороги, в том числе современную автомагистраль в обход многострадальных угольных городов юга Кузбасса, два практически новых международных аэропорта, телефонизация городов и районов области, включая создание системы сотовой связи, локальные системы тепло- и водоснабжения); реструктурировать агропромышленный комплекс области, в том числе практически заново создать отрасль по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственное машиностроение; приступить к реструктуризации угольной промышленности; создать угольное машиностроение нового технического уровня; реализовать программу духовного возрождения Кузбасса. Теперь структурную политику в регионе целесообразно направить, во-первых, на всемерную поддержку развития базовых отраслей экономики Кузбасса — угольной, металлургической, химической, а также агрокомплекса, дающих территории подавляющее большинство рабочих мест, а, во-вторых, на поиск новых опорных “точек роста” (новых отраслей и производств, производственно-технических комплексов). Одновременно должно происходить освобождение базовых отраслей региона, с одной стороны, от нерентабельных производственных единиц, а с другой — от выполнения не соответствующих им социальных функций (постепенная передача территориальным органам управления ведомственного жилья, объектов соцкультбыта и т.д.).

В Кемеровской области уже накоплен определенный опыт решения экономических и социальных проблем посредством разработки и реализации региональных целевых программ. При этом для каждой отдельной программы зачастую вырабатывается достаточно уникальный механизм инвестирования. Примером могут служить такие программы, как “Фата”, “Международный Кемеровский аэропорт”, “Дорожное строительство”, “Больничные комплексы в городах Кемерово и Ленинск-Кузнецкий”. Для реализации этих и других программ активно используются бюджетные средства, валютная выручка от экспорта сырья и продукции, иностранные инвестиции под залог собственной валюты и под государственные гарантии. Принципиально важно то, что используются не только бюджетные средства, но и создаются специальные холдинги с привлечением ресурсов предприятий и коммерческих структур. Вместе с тем используемые методы пока так и не привели к созданию системы, которая бы позволяла привлекать как российские, так и иностранные инвестиции без разработки сложного и дорогостоящего механизма их страхования на государственном уровне. Поэтому в большинстве случаев используется схема финансирования по принципу: заработал валюту — вложил ее в реализацию программы. Такой подход затягивает сроки реализации важнейших для региона инвестиционных проектов.

В этой связи представляется целесообразным действовать следующим образом: создать региональный фонд страхования инвестиционных рисков; стимулировать инвестиционную приватизацию; усилить внимание к иностранным инвесторам; создавать инфраструктуру, необходимую для функционирования иностранных инвестиций (международные аэропорты, связь и т.п.) поддерживать международные институты, создающие в Кузбассе центры по изучению инвестиционного климата и поддержке бизнеса; создавать региональный рынок ценных бумаг и недвижимости; реализовать проект создания банковского и финансового холдинга для осуществления идеологии реконструкции и развития Кузбасса. Завершается обзор проблемами бюджетной, налоговой, финансово-кредитной, внутрирегиональной политики [[6]].

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.    Кузбасский угольный конгресс

16 мая прошло заседание координационного совета Кузбасского угольного конгресса, на котором было принято обращение шахтеров к президенту Борису Ельцину. Шахтеры требуют выполнения обещаний правительства, данных в свое время В.Потаниным и А.Чубайсом по финансированию реструктуризации угольной промышленности, требуют вернуть Кемеровскую железную дорогу. Выступавшие подчеркивали, что данное обращение носит ультимативный политический характер. Присутствующие высказались за сплочение рядов Кузбасского угольного конгресса, выработку четкой программы действий. Прозвучало предложение организовать шахтерский “поезд”, направить его в Москву и добиваться положительных решений. Губернатор Михаил Кислюк сказал, что позиция Угольного конгресса должна быть железной, так как Кузбасс хотят растащить, расчленить и все должны объединяться для того, чтобы не допустить этого [[7]].

Учитывая, что публикация подобных материалов в прессе весьма стабильна, регулярна и настойчива, можно предположить, что все это — звенья большой работы по подготовке проведения выборов губернатора Кузбасса. Идея единения сил региона на фоне внешней угрозы — вот тот тезис, который нынешний губернатор Михаил Кислюк усиленно муссирует для обкатывания своей предвыборной платформы, вербовки дополнительных сторонников и блокирования существующих и потенциальных противников и соперников.

2.2.    Комитет спасения Кузбасса (Новокузнецк)

Члены созданного в мае 1997 г. в Новокузнецке Комитета спасения Кузбасса, представители общественно-политических партий и движений выступили с заявлением. В нем говорится: “Последние действия правительства России, выразившиеся в категорическом нежелании восстановить Кемеровскую железную дорогу, о чем в ультимативной форме заявил в ходе недавнего краткосрочного визита в Кузбасс министр путей сообщения господин Аксиненко, полностью подтверждают стремление московских финансовых групп подчинить себе Кузбасс, даже путем его ликвидации. Угрозы об отставке главы администрации области, практически полная остановка Кузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов из-за непоставки сырья Новосибирской железной дорогой, необеспечение предприятий Кузбасса по отгрузке продукции и поставке сырья до конца разоблачают планы финансовых воротил Москвы, по чьей указке действует Правительство РФ и Министерство железнодорожного транспорта. Комитет спасения Кузбасса обращается к трудовым коллективам Кемеровской области с призывом объединиться для проведения единых акций, создать подразделения комитета спасения Кузбасса в каждом коллективе, поддержать в этой обстановке действия администрации области. В целях стабилизации политической и экономической ситуации в области и сохранения Кузбасса как субъекта Федерации предложить администрации области принять предложения Законодательного собрания Кузбасса о проведении выборов главы администрации Кемеровской области не позднее октября 1997 года. Комитет спасения Кузбасса обращается к Президенту РФ Б.Н.Ельцину, Федеральному Собранию РФ, Правительству России с просьбой о немедленной присылке в Кузбасс компетентной комиссии для разрешения конфликта, чреватого непредсказуемыми последствиями” [[8]].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Кузбасс в I полугодии 1997 года

В местной прессе приведены данные областного комитета госстатистики по следующим разделам: “Валовой региональный продукт”, “Промышленность”, “Капитальное строительство”, “Сельское хозяйство”, “Транспорт и связь”, “Потребительский рынок”, “Цены”, “Финансы”, “Рынок труда и занятость населения”, “Уровень жизни”, “Демографическая ситуация”, мониторинг социально-экономического положения регионов Западной Сибири [[9]].

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области сообщил, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.97 “О порядке определения нормативной цены земли” установлена нормативная цена земли Кемеровской области на 1997 г. Информация по этому вопросу выдается в городских и районных земельных комитетах [[10]].

3.2.    Динамика цен в промышленности

За I квартал 1997г. индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию составил 101,7%. Однако изменение цен производства в отдельных отраслях промышленности было неодинаковым. Продукция угольной промышленности с начала года подорожала на 0,8%. Средняя цена тонны угля в марте составила 131 тыс. рублей, в том числе для коксования — 126 тыс., энергетического — 134 тыс. рублей. Несмотря на незначительное подорожание за квартал (на 1%) в целом по химической промышленности, существенно подорожали отдельные ее виды. Цены на фенолформальдегидные смолы возросли на 42,7%, товары народного потребления и хозяйственного обихода из пластмасс — на 31,1%, пленки полимерные — на 11,5%, пресс-порошки на основе фенолформальдегидных смол — на 8,1%, трубы и детали трубопроводов из термопласта — на 3,4%. На 2,8% повысились цены в машиностроении (на 10,5% в электротехнической отрасли, на 3,3% в химическом машиностроении). Заметное удорожание наблюдалось на гальванические элементы и батареи для электробытовых изделий (на 49,9%), аккумуляторы и аккумуляторные батареи, пылесосы (на 20,7%, 22,9% соответственно), вагонетки шахтные и горнорудные, машины постоянного тока (на 10%). Наряду с этим средние цены на электроплитки и электроутюги снизились на 4% и 6% соответственно. При общем росте цен в лесной и деревообрабатывающей промышленности на 3,1% оконные блоки подорожали на 16,6%, дверные блоки — на 7,6%. Значительное повышение цен на изделия из сборного железобетона (на 18,4%), щебень и гравий (на 8,2%) привело к росту цен в промышленности строительных материалов на 10%. Среди товаров, производимых предприятиями легкой промышленности, наиболее заметное увеличение цен было отмечено на швейные изделия (на 18%). В целом продукция легкой промышленности подорожала на 7,5%. Цены на продукцию пищевой промышленности возросли на 8,3%, причем их изменение в различных подотраслях было неодинаковым. Более всего увеличились цены в ликероводочной (на 58%), табачно-махорочной (на 31%), маслосыродельной и молочной (на 16%0, пивоваренной промышленности (на 10%). В меньшей степени подорожала продукция мясной, кондитерской, хлебопекарной промышленности (на 2-5%). Макаронные изделия стали дешевле на 0,5% [[11]].

3.3.    Химмаш

Решением арбитражного суда Кемеровской области от 16 апреля 1997 г. на кемеровском акционерном обществе “Химмаш” назначен внешний управляющий. Им стал Александр Качула, рекомендованный Кемеровским территориальным агентством по делам несостоятельности (банкротству), работавший в период с 1985 по 1989 год директором “Химмаша”. Арбитражный суд установил кризисное состояние на предприятии: неудовлетворительна структура баланса, акционерное общество не способно обеспечивать платежи по своим обязательствам, значителен долг перед кредиторами. А.Качула представил план выхода предприятия из кризиса, который признан реальным. Теперь, согласно статье 12 федерального Закона о несостоятельности (банкротстве), на заводе на полтора года устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Замораживаются все долги, предприятие выплачивает текущие платежи и восстанавливает свою платежеспособность, постепенно гася старые долги [[12]].

3.4.    Угольная отрасль

14 мая в Кузбасс прибыла группа исполнительных директоров Всемирного банка реконструкции и развития. Этот визит связан с предстоящим 5 июня в Вашингтоне заседанием Совета директоров банка, где будет рассмотрен вопрос об итогах реализации первого угольного займа, предоставленного России для проведения реструктуризации угольной отрасли. От результатов этого рассмотрения зависит, примет ли банк решение о начале переговоров с российской стороной о втором угольном займе. Главная цель визита директоров МБРР — ознакомиться с тем, как идет реформирование предприятий угольной промышленности и социальной сферы угольных городов и насколько помог этому процессу реформирования первый угольный займ. На одной из встреч с руководством Кузбасса, руководитель делегации господин Гербер дал понять, что увиденное и услышанное в Кузбассе воспринимается им как консультация, переговоры же будут вестись на правительственном уровне. Среди обязательных условий получения дальнейших кредитов гость назвал демонополизацию угольной отрасли путем поступления акций соответствующих предприятий в ступенчатое доверительное управление. С таким подходом решительно не согласился председатель профсоюза работников угольной промышленности Кузбасса Анатолий Фомин, который определил позицию углепрофсоюзов так: да, реструктуризация необходима, но без обвальных темпов, без подстегивания, при полном обеспечении средствами закрытия шахт и создания новых рабочих мест. Не согласились кузбасские собеседники господина Гербера и с его точкой зрения на дальнейшее развитие социальной сферы. Господин Гербер считает, что затраты на содержание жилья должны полностью оплачивать потребители коммунальных услуг.

Радиостанция “Немецкая волна” сообщила, что при посещении Кузбасса группой исполнительных директоров МБРР установлено нецелевое использование кредита, выделенного банком для поддержки угольного производства, и что сотрудники финуправления администрации Кемеровской области скрывали необходимую информацию. В связи с этим администрация области сообщила, что на заключительном совещании представителей Всемирного банка с руководителями региональных структур претензий о недостатке информации по расходованию средств не было и не могло быть, так как информация была предоставлена в полном объеме. А именно: из полученных 736,952 млрд. рублей на содержание объектов жилья и соцсферы, а также на конкретные объекты по указанной статье перечислено конечным получателям (угольным городам) по договорам 634,275 млрд. рублей. Остальные деньги возвращены бюджетникам в связи с отвлечением на подготовку к зиме в 1996 году средств, предназначенных по бюджету на зарплату [[13]].

Указом президента РФ в Междуреченске создается “Междуреченская угольная компания”, в которую войдут угольные предприятия, расположенные на правом берегу реки Усы. В правительстве подготовлены документы о консолидации части акций предприятий правобережья в одну компанию по принципу АО “Южный Кузбасс”. Уже известно, что в новую структуру войдут шахты имени Ленина, “Усинская”, разрез “Ольжерасский”, обогатительная фабрика “Томусинская”, ЦОФ “Кузбасская”. Самые крупные предприятия северной промзоны города — АО “Распадская” и транспортники Томусинского ПТУ своего согласия пока не дали. На начальной, организационной, стадии создания объединение предложено возглавить генеральному директору ЦОФ “Кузбасская” Николаю Рубану. Ему предстоит решить вопросы комплектования штатов, создания материальной базы, правового оформления новой структуры [[14]].

3.5.    Западно-Сибирский металлургический комбинат

21 мая члены совета директоров ОАО “ЗСМК” Г.А.Арыков, Б.Р.Малахов, А.В.Реутов, С.В.Скрипниченко провели для журналистов Новокузнецка пресс-конференцию. Они сказали, что знают по крайней мере пять группировок, которые хотели бы обанкротить комбинат и получить практически бесплатно предприятие на ходу и с еще новой материальной базой. Объективно в банкротстве заинтересованы две силы: те, кто проводит дележ имущества, и государство. Оно оставило руководство предприятия один на один с силами, стремящимися просто так получить ЗСМК. В результате работы в Москве руководители комбината выяснили следующее: в России нет банка, который взялся бы финансировать текущую деятельность предприятия. Второй итог — появилась конкретная договоренность с руководством МПС о значительном снижении тарифов на грузы с комбината. Важно и то, что восстановлено движение грузов, которое позволит поднять уровень производства, упавший в последнее время больше чем на половину. Предприятие начинает наращивать объемы производства, уменьшается число тех его работников, которые вынуждены находиться в отпусках из-за простоя цехов [[15]].

3.6.    Банки

В местной прессе приводятся данные, принадлежащие информационному центру “Рейтинг”. Они касаются надежности ряда банков по России в целом и по Кузбассу в частности. Ранжирование банков осуществляется по семи группам надежности. Исследования проводились на протяжении четвертого квартала 1996 г. — первого квартала 1997 г. В достаточно высокой группе надежности расположились “Кузбассоцбанк” и “Кузбасспромбанк”. В средней группе надежности находятся банк “Кемерово”, “Кузбассугольбанк” и “Кузнецкбизнесбанк”. К удовлетворительно стабильной группе надежности отнесены “Новокузнецккоммунбанк” и “Кузбасский транспортный банк”. Надежность других кузбасских банков по разным причинам своей оценки не получила [[16]].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Безработные

Департаментом федеральной службы занятости проведено социологическое исследование среди безработных женщин. Было опрошено 2,4 тыс. женщин, зарегистрированных службой занятости в качестве безработных. Социально-демографический портрет среднестатистической безработной выглядит так: бывшая служащая 30-40 лет, имеет на иждивении 1-2 детей. Подавляющее число безработных (67%) — это бывшие специалисты либо квалифицированные рабочие. Неполное среднее образование имеют 9% респонденток, полное среднее — 27%, среднее специальное — 48% и высшее — 16%. Более половины женщин состоят в браке, третья часть — незамужние, остальные — разведенные или вдовы. Что касается уровня жизни, то треть опрошенных определила свой среднедушевой доход в интервале 100-200 тыс., еще треть — в размере 200-400 тыс., в то время как среднедушевой доход на момент опроса составил 713 тыс. рублей. Опрос показал, что большинство женщин (78%) пришли за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости впервые. Две трети из них пытались самостоятельно решить проблему трудоустройства и обращались непосредственно на предприятия и организации. Оставшаяся треть никаких самостоятельных попыток не предпринимала, посещение службы занятости для них — первая возможность решить возникшую проблему. 15% опрошенных пытались найти себе работу с помощью протекции. Подавляющее большинство узнали о службе занятости от своих друзей и знакомых, кое-кто — из СМИ и лишь 9% — на своих предприятиях при сокращении. Главным фактором выбора нового места работы является оплата труда. На втором месте — работа в интересном коллективе и хороших условиях (31%), затем — работа с определенными гарантиями, носящая исполнительный характер и возможность сразу видеть результат своего труда (5%). Такую мотивацию социологи объясняют спецификой профессионального, социально-демографического состава безработных (12% разведенных женщин и вдов, у 8% на иждивении трое и более детей, у 36% среднедушевой доход составляет 100-200 тыс. руб.). Молодые женщины готовы на труд напряженный, с долей риска. Примерно треть считает возможным организовать собственный бизнес. В основном это те, кому менее 20 лет (27%), гораздо меньше потенциальных предпринимателей в возрасте свыше 20-30 лет (10%) и 30-40 лет (8%). В дополнение к тому, что уже использовано в 1996 г. (квотирование 1400 рабочих мест для многодетных, одиноких матерей на предприятиях области, финансовой помощи работодателям для сохранения 1,2 тысяч рабочих мест, создания 400 дополнительных мет на сугубо “женских” предприятиях, субсидии в 600 млн. рублей для организации собственного дела и т.д.), служба занятости намерена внедрить новые формы: программу “Новый старт” для тех, кто ищет работу после длительного перерыва, организация “клубов, ищущих работу”, поощрение предпринимательства и самозанятости. Особое внимание будет уделено городам и районам с критическим состоянием рынка труда [[17]].



Источники

[1]. Кислюк М. Кузбассу — сильную власть! // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 22 мая. — №92. — С. 1.

[2]. Бугаев П. Закон о выборах главы администрации обещано подписать 28 мая // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 24 мая. — №94. — С. 1; Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 23 мая. — №93. — С. 1.

[3]. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 23 мая. — №93. — С. 1.

[4]. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 20 мая. — №90. — С. 1.

[5]. Кислюк М. О социально-экономической обстановке в Кузбассе // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 5 мая. — №21. — С. 1-2.

[6]. Вализов Г. Команда Кислюка: успехи, просчеты, перспективы // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 27 мая. — №95. — С. 2.

[7]. Колоколова Т. Надо выступать единым фронтом // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 17 мая. — №89. — С. 1.

[8]. Планам финансовых воротил Москвы — нет! // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 21 мая. — №91. — С. 1.

[9]. Кузбасс в первом квартале 1997 года // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 29 апреля. — №79. — С. 2.

[10]. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 17 мая. — №89. — С. 1.

[11]. О ценах предприятий-производителей промышленной продукции // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 24 апреля. — №76. — С. 2.

[12]. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 24 апреля. — №76. — С. 1.

[13]. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 24 мая. — №94. — С. 1; Егоренко А. От щедрот Всемирного банка не разжиреешь // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 17 мая. — №89. — С. 1; Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 15 мая. — №87. — С. 1.

[14]. Одним абзацем о важном и интересном // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 20 мая. — №90. — С. 1.

[15]. Пять группировок против одного совета директоров // Кузнецкий рабочий.- Новокузнецк, 1997.- 27 мая.- №64.- С. 1.

[16]. Никитин А. Заглянем в рейтинг // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 16 мая. — №88. — С. 2.

[17]. Тихомирова Т. Готовы к бизнесу, риску и переобучению // Кузбасс. — Кемерово, 1997. — 24 апреля. — №76. — С. 2.