Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Игорь Родионов

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

в марте-мае 1997 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.    Послание Главы республики Госсобранию РМ

Основным событием марта было выступление Главы Республики Мордовия Николая Меркушкина с очередным Посланием к Государственному собранию РМ.

К числу достижений 1996 года глава отнес:

— 27-е место, занятое Мордовией в РФ по показателям социально-экономического развития;

— увеличение объемов жилищного строительства;

— рост производства алкогольной продукции;

— увеличение поступления в бюджет акцизов;

— установление деловых контактов с рядом зарубежных стран и регионами РФ.

В числе неудач Николай Меркушкин назвал:

— большой спад объема прозводства в промышленности и сельском хозяйстве,

— катострофическое финансовое положение предприятий, две трети которых неплатежеспособны;

— низкую загрузку республиканских предприятий заказами.

Впервые Глава дал высокую оценку предпринимательству, отметив, что оно обеспечивает работой свыше 26 тыс. человек и дает бюджету около 50 миллиардов рублей.

Глава заявил, что выбранные ранее ориентиры экономической политики верны. Однако “новый курс”, суть которого заключалась в налаживании тесных связей с Москвой и обеспечении обильного и устойчивого финансового потока в республику, уже исчерпывает себя. Пришла пора другой политики, основу которой составляют попытка увеличения производства и реализации местной водки, возврат к установлению государственного контроля над акционерными обществами, доведение до них производственных и финансовых заданий.

Николай Меркушкин признал низкую эффективность прошлогоднего январского аграрного совещания. Основной целью того совещания было “затягивание гаек” руководителям аграрного сектора для выполнения заключенных договоров о поставках в Москву сельхозпродукции.

Глава констатировал, что многие положения его прошлогоднего послания были не реализованы; вину за это он возложил на отдельных чиновников. Многие работники Минсельхоза, сообщил глава, некомпетентны, равно как и руководители ряда предприятий, задействованных в федеральной программе социально-экономического развития Мордовии. Унылая ситуация в аграрном секторе мордовской экономики вызвала гнев Главы РМ. Претензии к нескольким главам администраций зазвучали весьма многозначительно. Особого внимания Николая Меркушкина удостоились в этом плане Ковылкинский и Дубенский районы, в меньшей степени — Ромодановский. По мнению главы, там имеют место всеобщая расхлябанность и отсутствие исполнительской дисциплины.

Глава признал отсутствие порядка в выдаче госкредитов и ссуд заведомо убыточным предприятиям, одновременно пригрозив руководителям задолжавших предприятий конфискацией личного имущества. Меркушкин заявил, что первыми государственную поддержку получат заводы “Электровыпрямитель”, “Сарансккабель”, “Мордовцемент”, “Рузхимаш”, пообещавшие увеличить производство продукции в 1,5 раза и заключившие долговременные договора с ближнем и дальнем зарубежьем.

Глава заверил, что и впредь будет защищать предприятия Мордовии от конкуренции иных производителей, увеличивая дотации местным производителей и облагая налогами ввозимую продукцию, обязав население покупать пусть не всегда качественную, но свою, мордовскую продукцию.

Николай Меркушкин сообщил, что в ближайшее время Мордовия заключит двусторонние договоры с Ульяновской, Самарской и Нижегородской областями.

Николай Иванович вновь высказался:

— за привлечение средств населения в строительство жилья и перенимать опыт других регионов по этой части; дал наказ построить в этом году два дома для учителей и врачей;

— за ускорение завершения реконструкции СарТЭЦ и начало строительства Мордовской ГРЭС, выразив при этом беспокойство, как бы нас в развитии энергетики не опередили соседи;

— за распространение налоговых льгот, предусмотренных законом об иностранных инвестициях, на местные предприятия.

1.2.    Госсобрание республики

Госсобрание одобрило и приняло к исполнению Послание.

В апреле состоялся ожидаемый всеми отчет Государственного собрания за проделанную работу. В отчетном докладе председатель Валерий Кечкин наметил пути дальнейшей работы депутатского корпуса республики, которое после длительных прений депутаты приняли как руководство к действию.

Произошла кадровая перемена в Госсобрании. Введен пост еще одного заместителя председателя; на него избрали бывшего директора Саранского электролампового завода (СЭЛЗ) Вениамина Мезонова, оставшегося ныне без директорского кресла ввиду слияния Электролампового завода со светотехническим объединением “Лисма”.

В мае Госсобрание рассмотрело бюджет РМ и выполнение федеральной программы социально-экономического развития Мордовии (подробнее см. в разделе “Экономика”).

1.3.    Очередная сессия Городского совета

Прошедшая 11 марта очередная сессия Городского совета была на удивление богата событиями.

Началась сессия с обсуждения ежегодного Послания Главы РМ. Большинство выступлений депутатов была крайне критической: “...В Послании нет ничего нового... Оно очень противоречивое. Если путь реформ правильный, как заявлялось в начале Послания, то почему следом идет перечисление пунктов, по которым наблюдается падение показателей... В нашем правительстве нет профессионалов, но есть люди, которые всю жизнь занимались перекладыванием бумажек”. Председатель горсоветского комитета по социальным вопросам Игорь Лакиза поинтересовался у присутствующего на сессии премьер-министра республики Владимира Волкова, на какие деньги возводится престижная квартира главе республики Меркушкину. И почему обычные налогоплательщики, которые никогда не получат квартир в этом доме, должны оплачивать его строительство? Ответа не последовало. Премьер хранил гробовое молчание. Но, несмотря на всю критику, депутаты все же приняли к исполнению ряд мер, означенных в Послании.

Затем депутаты приступили к вопросу о инициативе по внесении изменений в республиканский бюджет. Суть дела сводится к тому, что в городской казне не хватает денег, в результате чего городские депутаты обращаются к Государственному собранию с просьбой увеличить для города налогооблагаемую базу. Свое мнение по этому вопросу высказал и Владимир Волков. Он ясно дал понять, что хоть инициатива и хорошая, но он ее поддерживать в Госсобрании не будет.

Следующим вопросом, тоже касающимся денег, стоял вопрос о сборах от продажи алкогольной продукции (крепче 28 градусов) на территории Саранска. Изначально планировалось облагать этим сбором только продажу производимой на территории Саранска подобной продукции, но во время обсуждения депутаты пришли к выводу, что намного выгоднее обложить таким сбором все крепкое, продаваемое в Саранске. Сумма этого сбора составит одну тысячу с бутылки, а вырученные средства предполагается направить на дотирование питания для школьников.

Горсовет ввел сбор за въезд в Саранск иногороднего транспорта. Все транспортные средства, зарегистрированные не на территории Мордовии, за проезд по Саранску должны будут заплатить определенную мзду в бюджет дорожного фонда. Исключение составят лишь транспортные средства МВД, ФСБ и Министерства экологии. Кроме того, фонд планирует заняться контролем всех авто на выброс ими СО2 в атмосферу специальная комиссия этого фонда может составить протокол и наложить штраф в размере 5-10 минимальных окладов.

На сессии принята отставка председателя комитета по экономике Юрия Гриднева. На его место был избран депутат Судницын, 1948 года рождения, учитель информатики средней школы №40. Образование высшее, военно-техническое. По отзывам депутатов, ни к какой политической группе не относится.

Как известно, в Городском совете имеется несколько свободных депутатских мандатов. Горсовет назначил довыборы на июнь. В связи с этим, а также и потому, что срок полномочий избирательной комиссии уже истекал, депутаты вновь сформировали эту комиссию и избрали ее на последующие два года, поручив ей при этом проработать все вопросы, связанные с выборами в свободных округах.

1.4.    Кадровые перестановки в мордовской власти

В середине мая по верхним эшелонам исполнительной власти республики пронесся смерч кадровых перестановок. Двое министров отправились в отставку, одновременно в правительстве были созданы новые должности.

1.4.1.    Биографии новых руководителей

Министр промышленности — Громов Геннадий Александрович.

Год рождения — 1960. Место рождения — с.Пиксяси Атяшевского района. Мордвин. Образование высшее. В 1978-79 гг. — кладовщик лыжной базы Саранского завода “Электровыпрямитель”. В 1983 году окончил Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева. По образованию — экономист. В 1983-86 гг. — слесарь, инструктор по физкультуре лыжной базы завода “Резинотехника”. В 1986-89 гг. — инженер-технолог, старший инженер-технолог завода технологического оборудования. В 1989-90 гг. — начальник цеха завода “Керамик”. В 1990-92 гг. — заведующий базой Саранского ПО “Радуга”. В 1992-94 гг. — исполнительный директор ТОО “Рост”. С 1994 года по настоящее время — генеральный директор АО “Авторемонтный завод “Саранский”. Выезды за границу: 1996 г. — Швеция — командировка. Правительственных наград не имеет.

Министр строительства — Пыков Василий Михайлович.

Год рождения — 1949. Место рождения — с.Большие Березники Большеберезниковского района. Русский. Образование высшее. Окончил Мордовский госуниверситет имени Н.П.Огарева. По образованию инженер-строитель. В 1966-67 гг. — учащийся Саранского городского ПТУ №3.
В 1967-68 гг. — токарь Саранского электролампового завода. 1968-70 гг. — служба в рядах СА. 1970-74 гг. — слушатель подготовительного отделения, студент Мордовского госуниверситета. 1974-75 гг. — мастер-строитель МСО “Восход” Большеберезниковского района. 1975-78 гг. — прораб МСО “Восход”. 1978 год — инженер-строитель ПУ СХ исполкома Большеберезниковского районного Совета народных депутатов. 1978-86 гг. — председатель совета МСО “Восход”. 1986 год — начальник межхозяйственной передвижной механизированной колонны Болшеберезниковского района. 1986-90 гг. — заместитель председателя, председатель исполкома Большеберезниковского районного Совета народных депутатов. 1990-93 гг. — председатель Большеберезниковского районного Совета депутатов. В 1993-94 гг. — временно не работал. 1994-96 гг. — глава самоуправления Большеберезниковского района. С августа 1996 года по настоящее время — начальник государственного предприятия “Мордовавтодор”. Выезды за границу — отсутствуют. Правительственные награды — отсутствуют.

Министр сельского хозяйства — Печаткин Виктор Гаврилович.

Год рождения — 1948. Место рождения — д.Зиновкино Краснослободского района. Русский. Образование высшее. Окончил Мордовский госуниверситет им. Н.П.Огарева. По образованию — ученый агроном. 1966-67 гг. — воспитатель Морд-Паркинской средней школы Краснослободского района. 1967-69 гг. — заведующий складом колхоза “Красный пахарь” Краснослободского района. 1969-72 гг. — бригадир комплексной бригады колхоза им. Ленина Краснослободского района. 1972-82 гг. — председатель колхоза “Победа” Краснослободского района. 1987-94 гг. — начальник МПМК-2 Краснослободского района. С 1994 года по настоящее время — начальник ДРСУ Краснослободского района. Выезды за границу — отсутствуют. Правительственные награды — отсутствуют.


Вице-премьер, ответственный за торговлю винно-водочными товарами — Якуба Виктор Васильевич.

Год рождения — 1960. Место рождения ст.Копанская Ейского района Краснодарского края. Русский. Образование высшее. В 1982 году окончил Мордовский госуниверситет им. Н.П.Огарева. По образованию физик. 1976 год — помощник комбайнера колхоза “Родина” Краснодарского края. 1977-82 гг. — студент Мордовского госуниверситета. 1982-84 гг. — служба в рядах СА. 1984-89 гг. — инструктор, заведующий отделом комсомольских организаций, второй секретарь, первый секретарь Саранского горкома ВЛКСМ. 1989 год — заместитель заведующего организационным отделом Саранского ГК КПСС. 1989-90 гг. — заместитель председателя исполкома Пролетарского райсовета народных депутатов г.Саранска. С 1990 года по настоящее время — директор фирмы “Меркурий”. Выезды за границу: 1987, 1989 гг. — Болгария; 1992 г. — Германия. Правительственные награды — отсутствуют.

Председатель Государственного комитета РМ по поддержке и развитию малого предпринимательства — Салмов Александр Николаевич.

Год рождения — 1966. Место рождения — г.Саранск. Мордвин. Образование высшее. В 1987 году окончил Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО им. Ю.В.Андропова, в 1995 году — Московский университет потребительской кооперации. 1983-89 гг. — служба в ВС СССР, пос. Кушеванда Карельской АССР. 1989-92 гг. — инструктор, заведующий лабораторией социологических исследований Мордовского обкома ВЛКСМ. 1992-94 гг. — ведущий специалист отдела маркетинга предприятия “Кворум”. 1994-96 гг. — президент АОЗТ “Ассоциация ХХ век — Саранск — Экспорт”. 1996-97 гг. — председатель исполкома Мордовского республиканского союза “Возрождение Мордовии”. Выезды за границу: 1991 г. — Сирия — туризм; 1992 г. — Великобритания — международный обмен; 1993 г. — Болгария — частный вызов; 1993 г. — Польша — туризм; 1996 г. — Объединенные Арабские Эмираты — туризм. Правительственные награды: медаль “70 лет Вооруженных Сил СССР”.

1.4.2.    Официальный комментарий

Комментируя кадровые перестановки, пресс-секретарь Главы республики Александр Пудин заметил:

“Все они (новые кадры. — И.Р.) — люди опытные, умелые хозяйственники, прекрасно зарекомендовавшие себя на своем прежнем месте работы. У них прекрасно была отлажена деятельность на прежних постах, поэтому и назначили именно этих людей. В последних назначениях главную роль сыграло, прежде всего, устойчивое положение тех организаций и предприятий, которыми руководили до своего назначения новые министры. Они продемонстрировали, что знают, как работать в нынешних условиях, а значит, сумеют справиться и с более ответственной работой.

Определенный разговор по отставке Виктора Скопцова (министра сельского хозяйства. — И.Р.) состоялся с ним заблаговременно, и он был в курсе событий. Однако никто его из активной политики не убирает. Он введен в состав Госсовета, и теперь политических возможностей у него даже больше, чем прежде. Новое его назначение — директор аграрного института — позволит ему и впредь полноценно реализовывать свой опыт, свои знания.

На последней в мае планерке в правительстве довольно недвусмысленно было сказано, что заместителям председателя правительства, вице-премьерам, надо бы действовать поактивнее, самим решать вопросы, относящиеся к их компетенции, а не замыкать свои проблемы на главу республики. Глава должен осуществлять общее руководство, вырабатывать концепцию, стратегию развития республики, а детали — это уже прямая обязанность правительства, и прежде всего, отвечающих за свой фронт работ вице-премьеров. Как было сказано, не исключено, что тот, кто не сумеет проявить должную инициативность и настойчивость, также будет заменен на более продуктивного, более организованного руководителя.

Напомним, что в 1996 году сменились руководители крупнейших предприятий республики. Ныне перемены проведены в правительстве и ожидаются в комитетах Госсобрания. Кадровые перестановки стали одним из важнейших направлений деятельности Главы республики.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.    Деньги для Мордовии

Финансовые взаимоотношения с федеральным Центром давно являются важнейшей темой мордовской экономической политики. От них во многом зависит благосостояние населения республики и социальное спокойствие.

2.1.1.    Из истории дотаций республике

В Советское время Мордовия немало получала дотаций, субвенций. Российский бюджет содержал не только многочисленные органы контроля и принуждения, но и финансировал промышленность и сельское хозяйство. Один только лишь агропромышленный комплекс получал в год в виде дифференцированных надбавок за поставленную продукцию из федерального бюджета 600-700 миллионов рублей — при объеме республиканского бюджета в 250-270 миллионов. Промышленные предприятия, колхозы и совхозы получали также кредиты на капитальные работы. Закономерным было небольшое отличие доходов населения республики от средних показателей по стране.

2.1.2.    Финансирование в период рынка

С началом рыночных реформ система финансирования регионов потерпела изменения и приобрела черты нестабильности. В бюджете 1994 года впервые утвердили трансферт в сумме 47 миллиардов рублей при объеме республиканского консолидированного бюджета в 515 миллиардов рублей (удельный вес трансфертов — 9,2%). В 1995 — 203 миллиарда при бюджете в 1200 миллиардов (16,9%). В 1996 — 613 при 2109 (29,1%). В 1997 — 692 при 2314 (29,9%).

При утверждении российского бюджета 1994 года доля Мордовии в федеральном фонде поддержки регионов была определена в 1,9%. Это меньше, чем у соседних Чувашской и Марийской республик, доля которых соответственно равнялась 2,36 и 4,36%. Мордовия не попала даже в число “особо нуждающихся территорий”, хотя все данные для этого были.

1994 год был годом обвального экономического спада в Мордовии. Почти на 35% сократились объемы промышленного производства, двое снизился уровень рентабельности предприятий, количество убыточных возросло в четыре с лишним раза. Резкое падение произошло в сельском хозяйстве, значительно сократилось потребление основных продуктов питания населением.

Федеральный бюджет 1995 года был составлен также неудачно для Мордовии. Доля республики в федеральном фонде поддержки регионов снизилось с 1,9 до 1,7%. Мордовия оказалась в числе “особо нуждающихся территорий”, но ее удельный вес составил всего лишь 0,09%, тогда как Марий Эл — 1,37%.

Таким образом, трансферт был утвержден в сумме немногим больше двухсот миллиардов рублей...В марте 1995 года Меркушкин имел встречу с Ельциным. Разговор шел о проблемах республики. Результатом встречи было выделение президентом из своего резервного фонда 9 миллиардов рублей Мордовии. Естественно, эти деньги не могли решить всех проблем.

2.1.3.    Москва обратила внимание на Мордовию

В 1995 году федеральный бюджет получил больше доходов, чем предполагалось Удалось добиться утверждения программы, разработанной мордовским научно-исследовательским институтом регионологии. Каждый из этих разделов представлял собой план реабилитации конкретных предприятий промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Российский бюджет должен был наполовину финансировать программу (остальные деньги должны были составить республиканские и привлеченные средства).

Однако не обошлось и без перегибов. Счетная комиссия установила, что около 70 миллиардов рублей израсходованы в республике не по назначению: вместо финансирования социальных расходов они были направлены на поддержку местной промышленности. Так, Телевизионному заводу в виде кредита выделили около 15 миллиардов рублей. Этих денег оказалось недостаточно, предприятие не смогло поддержать производство на приемлемом уровне и оказалось на грани банкротства. Выступив гарантом возврата кредитных ресурсов, республиканский бюджет потерял более 20 миллиардов рублей. Но правительство не теряет надежды получить сполна эти деньги, как только предприятие встанет на ноги. То же самое — и с другими предприятиями, получившими льготные инвестиционные кредиты.

Глава и его команда попытались извлечь уроки. Вскоре была выработана новая политическая линия, суть которой заключалась в переводе местных администраций на хозрасчет, установление контроля над акционерными обществами, повышения заинтересованности бывших чиновников в результатах работы промышленности, сельского хозяйства, строительства.

Руководство республики немало потрудилось в сфере налаживания отношений с Центром. Доля трансфертов Мордовии в федеральном бюджете 1996 года возросла, причем заметно, в то время как у соседей уменьшилась. Мордовия как особо нуждающаяся в помощи территория должна была получить почти на 70% больше чем в 1995 году. Ее удельный вес в федеральном фонде поддержки регионов возрос на 1,13% и составил суммарно 2,9%, в то время как доля Марий Эл — 1,96%, Чувашии — 2,15%.

Республиканская власть и сегодня не отказывается от работы с Москвой в надежде получить деньги. При разработке федерального бюджета — 97 в очередной раз подверглась пересмотру доля каждого региона в фонде поддержки субъектов Федерации. Мордовии должны были поступить 1,3% от тех трансфертов, что направляются в регионы страны. Удельный вес республики сократился, но по-прежнему он выше, чем у соседей (Чувашия — 1,05%, Марий Эл — 1,04%). В абсолютных же цифрах трансферт запланирован в сумме 692 миллиарда рублей, что почти на 80 миллиардов больше прошлогоднего планового показателя.

Кроме того, в ходе обсуждения бюджета в Государственной Думе мордовским депутатам удалось внести в федеральную инвестиционную программу, финансируемую исключительно за счет средств российского бюджета, два проекта — реконструкции саранской ТЭЦ-2 с объемом финансирования 23 миллиарда рублей и модернизации Республиканской клинической больницы (2 миллиарда рублей). В бюджете текущего года запланировано также финансирование федеральной программы социально-экономического развития Мордовии в сумме 134 миллиардов рублей. Увы, поступление всех названных средств находится под вопросом.

2.1.4.    Экономическая стратегия Главы республики

Николай Меркушкин, еще до выбора Главой республики, прямо говорил, что аграрный характер республики бесповоротно предопределяет ее дотационность. Меркушкин весьма сожалел о потерянных Мордовией с началом экономических реформ российских миллиардах, а посему основной задачей руководства республики видел работу по увеличению финансовой помощи из Москвы.

В начале 1995 года на политическом олимпе Мордовии произошла “смена богов”. К руководству республики Мордовия пришли прагматики во главе с Н.Меркушкиным. Перед ними возникла дилемма: наведение порядка по части расходования средств на местах или же выбивание денег из Москвы, из федерального бюджета. Выбор пал в пользу “выбивания денег”. Некоторые наблюдатели считают, что Н.Меркушкин стал по сути должником тех политических сил, которые привели его к власти — хозяйственный актив, поддержавший новых политиков, требовал деньги для своих предприятий.

Естественным в этих условиях стало рождение “нового курса”, суть которого заключалась в налаживании тесных связей с Москвой и обеспечении обильного и устойчивого финансового потока в республику. Весь 1995 год руководители республики провели в поездках в Москву: сначала для того, чтобы решить текущие финансовые проблемы, попытаться включить Мордовию в число “особо нуждающихся территорий”, протолкнуть предприятия в федеральные программы, а затем “пробить” Федеральную программу социально-экономического развития региона до 2000 года.

2.1.5.    Крах “нового курса”

Надежды растаяли как утренний туман. Трансфертные переводы поступали со значительными перебоями. Расчеты на финансирование Федеральной программы не оправдались.

Очевидно, уже летом 1996 года республиканское руководство стало осознавать, что “новый курс” заходит в тупик. Москва выделила на Федеральную программу в 1996 году всего 75 миллиардов рублей. И то не “живыми” деньгами, а в качестве взаиморасчетов за прошлые долги. Не досчитались в республиканском бюджете и трети запланированных трансфертов. Вместо 613 миллиардов рублей поступило около 350. Хотя и сегодня республиканская власть не отказалась от работы с Москвой в надежде получить деньги (недавно состоялась встреча Главы республики с уже бывшим первым вице-премьером Большаковым, а затем и с премьером Черномырдиным, на которых речь шла о финансировании мордовской региональной программы, о пересмотре порядка отчислений средств в федеральный бюджет акцизов с алкогольной продукции), тем не менее неудача “нового курса” очевидна.

К тому же обнажились и негативные последствия постоянного упования на чью-то помощь. Аккумулированные в бюджете средства расходуются не очень-то эффективно. Власти больше внимания уделяли тому, как пополнить бюджет, и мало думали о том, как с пользой, эффективно расходуются средства. Десятки миллиардов рублей направлялись на поддержку нерентабельных промышленных предприятий. Деньги уходили “в песок”. Выделялись средства на вроде бы перспективные проекты, но приходил срок возврата денег, а средств не оказывалось.

2.1.6.    Очередная смена курса

“Новый курс” эпохи раннего Меркушкина завершен. Пришла пора другой политики, основу которой составляет, как определили злые языки, “алкоголизация республики” — попытка увеличения производства и реализации местной водки. Возврат к установлению государственного контроля над акционерными обществами, доведение до них производственных и финансовых заданий, попытки обязать население покупать пусть не всегда качественную, но свою, мордовскую продукцию.

Среди основных источников доходов, на которые рассчитывает Николай Меркушкин, — монополия на производство и распространение ликеро-водочной продукции. Серией указов и постановлений республиканской ликеро-водочной промышленности создали идеальные условия: на привозную водку установили очень высокие цены, делавшие невыгодным ее завоз в Мордовию. Местная “ликерка”, совсем было задавленная конкурентами, воспряла, резко увеличила объемы производства, возросли, естественно, и объемы продаж. Деньги стали оставаться в республике, пополняя бюджетные закрома. Доходы от водки возросли в 10 раз.

Эксперимент был признан удачным, поэтому опыт его осуществления решили применить и к другим группам товаров, пользующихся повышенным спросом у потребителей. В последнее время власть уделяет торговле большое внимание. Взять хотя бы последнее Послание Меркушкина к Государственному собранию. В нем прямо говорится, что от наведения порядка в торговле зависит пополнение республиканского бюджета. Такое внимание продиктовано, видимо, еще и тем, что именно торговля сейчас дает в бюджет основное поступление “живых денег” столь необходимых для выплаты пособий, компенсаций, зарплаты.

В конце 1996 года Госсобрание приняло закон о республиканском бюджете на 1997 год. В одной из статей бюджета было записано, что доля продовольственных товаров местного производства в объеме продаж соответствующих групп товаров на данном торгующем предприятии должна быть не ниже 70%. Почему именно семьдесят, а не восемьдесят и не шестьдесят — неизвестно. Тем не менее, эта цифра стала установкой для торгового ведомства. Чиновники на местах взялись за претворение директивы в жизнь. Это представлялось не таким-то простым делом. Многие торговые организации являются хозяйственно самостоятельными и независимыми от государства и районных властей. К тому же известны и предпочтения потребителей, не особенно-то у нас жалуют местные изделия.

Районные торговые отделы стали заключать с магазинами договоры о так называемой “совместной деятельности”, смысл которых состоял в том, чтобы обязать магазины и другие торговые организации выполнять доводимые до них контрольные цифры по розничному товарообороту. Торговые предприятия должны были не только обеспечить увеличение объемов услуг, но и реализовывать не менее 70% продукции местного производства. В случае невыполнения навязываемых условий, возникает реальная угроза санкций: лишение всяких льгот, в первую очередь по уплате налогов, увольнение директора, лишение аттестации, а заодно и права на торговлю, постоянные различные проверки, способные парализовать деятельность торговых предприятий и т.д.

Интересно, что в договорах речь идет о нормативе в 70% товаров местного производства не применительно к отдельным видам товаров, как предполагалось, а ко всему товарообороту. Что недавно и подтвердил первый заместитель председателя правительства Кольбов, до недавнего времени курировавший торговый сектор.

Такие меры были приняты в стремлении достичь позитивных результатов — очистить поле деятельности для местных товаропроизводителей, повысить их рентабельность и обеспечить своевременное поступление налогов в казну, а значит, и гарантировать бесперебойную выплату заработной платы, пенсий и социальных пособий.

Сегодня действительно мордовская власть поставлена в условия, вынуждающие ее постоянно экспериментировать, что-то изобретать. Но как знать, не поедут ли наши граждане за продуктами снова, как и в былые времена, в Москву?

2.2.    Бюджет и федеральная программа для РМ

2.2.1.    Крах бюджета

Бюджет 1996 года оказался невыполненным ни в доходной, ни в расходной части. Доходов поступило 596 миллиардов рублей или 96,9% от запланированного. Доходы могли быть значительно меньшими, если бы не российские трансферты, которых поступило больше запланированного. На 84,1% оказалась выполнена расходная часть бюджета. Причем, если государственное управление оказалось профинансированным на 91,8%, то промышленность, энергетика, строительство на 65,8%, образование — на 68,5%, социальная политика — на 62,2. Цифры говорят сами за себя, по-прежнему социальная сфера финансируется в последнюю очередь. Тяжело начался нынешний год. По итогам первого квартала в республиканский бюджет недопоступило 100 миллиардов рублей.

Выступая на сессии, министр финансов РМ В.Кедров отметил причины столь плачевного состояния бюджета. Прежде всего — это кризис в котором оказались промышленные и строительные организации, сокращение денежных форм расчетов, резкое возрастание бартерных операций, а также нарушения, связанные с задержкой переводов средств в бюджет (этим грешат, прежде всего, банки). Говоря о недополучении доходов, В.Кедров выделил нерациональное расходовании выделяемых средств, особенно в сельском хозяйстве. Министерство сельского хозяйства пытается финансировать все сельхозпредприятия, в том числе неперспективные хозяйства, банкроты. В то же время предприятия, которые успешно работают и нуждаются в расширении своей деятельности, остаются без денег. Министр финансов полагает, что необходимо переориентировать работу налоговых служб на проверку мелких предприятий из-за многочисленных нарушений.

С учетом новой обстановки правительство предложило некоторые изменения в бюджет текущего года. Предполагается увеличить доходы на 104,5 миллиарда рублей. Прежде всего это произойдет за счет ранее введенных ставок акцизов на спирт и взыскания недоимок. Предложено увеличить расходы в связи с происшедшими повышениями заработной платы на 219,9 миллиарда рублей. В результате дефицит бюджета увеличится на 115 миллиардов. В процентном соотношении дефицит составит 20,5% к расходам бюджета, вместо 15% предусмотренных ранее.

В соответствии с посланием главы республики в Закон о бюджете внесены две поправки: во-первых, предусматривается, что 50% акцизных сборов, подлежащих перечислению в бюджет и получаемых от реализации алкогольной продукции сверх уровня, сложившегося в 1993 году, направляются в местные бюджеты; во-вторых, трансфертные платежи в районы будут поступать в полном объеме лишь в том случае, если будут выполняться прогнозы их собственных доходов.

2.2.2.    “Финансовые” тучи над правительством РМ

Обсуждение бюджетных вопросов показало, что сегодня имеются расхождения по вопросу о бюджетной политике между правительством и комитетом ГС по бюджету, налогам и финансам. Выступая, председатель комитета по бюджету С.Сорокин выразил несогласие с увеличением дефицита бюджета, с постановкой трансфертных переводов в районы в зависимость от выполнения доходной части районных бюджетов. Он высказался также за сокращение бартерных операций. Несмотря на это, правительственные предложения (в том числе и Закон об уточнении показателей республиканского бюджета) были приняты без особых проблем. Работа правительства в целом не вызвала удовлетворения на сессии, в основном из-за данных о том, что показатели выполнения бюджета по итогам первого квартала в Мордовии хуже, чем в целом по стране. Пока депутаты воздержались от оценки работы правительства, хотя предложения такого рода поступали. Деятельность правительства республики будет обсуждена в августе по итогам первого полугодия. Вполне вероятно, если положение не улучшится (на что мало надежды), деятельность правительства получит критическую оценку.

Центральным вопросом на сессии было обсуждение Федеральной программы социально-экономического развития Мордовии на 1996-2000 годы. С этой программой связаны немалые надежды. Считается, что ее реализация обеспечит повышение жизненного уровня населения республики. На реализацию программы требуется 10,5 триллиона рублей (свыше 2 миллиардов долларов), из них более половины предполагается получить из федерального бюджета. Только в 1996 году из федерального бюджета должно было поступить 935 миллиардов рублей. Однако в действительности финансирование программы идет неважно. Поскольку программа была утверждена лишь в декабре 1995 года, она не попала в федеральные бюджетные расходы на текущий год. Усилия правительства РМ привели к тому, что дано согласие выделить республике из Федерального фонда поддержки региональных программ 75 миллиардов рублей. Неизвестно, однако, поступят ли эти средства в полном объеме.

2.2.3.    Проекты выхода из кризиса

Перед руководством республики сегодня стоит ряд задач по обеспечению текущего финансирования программы. Эти задачи сформулировал руководитель департамента Министерства экономики РФ П.Семенов: 1) войти в инвестиционную программу страны — пока Мордовия в ней не задействована; 2) включить республиканские проекты в официально утвержденные отраслевые программы; 3) активнее представлять проекты для участия в конкурсах, организуемых различными фондами; 4) добиться получения средств по статье финансирования региональных программ; 5) активно привлекать внебюджетные средства.

В настоящее время создана исполнительная дирекция программы. В ее функции входят осуществление оперативного управления, аккумулирование финансовых средств и их распределение. В качестве руководителя этой программы назначен министр экономики РМ В.Гришин, который переведен в ранг заместителя председателя правительства РМ, с сохранением министерского портфеля. Для обеспечения устойчивого финансирования программы при дирекции предполагается создать финансово-экономический совет, в который войдут ведущие банки страны (“Столичный банк сбережений”, “Менатеп”, “Российский кредит” и др.). Эти банки выступят в роли кредиторов и уполномоченных банков дирекции программы.

Сейчас формируется бюджетная заявка на финансирование Федеральной программы на 1997 год, которая предусматривает выделение 2713 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета 1155 миллиардов рублей. Именно изучение и согласование этой заявки было одной из целей визита в Мордовию межведомственной комиссии по реализации программы социально-экономического развития Мордовии. Эта комиссия была создана 16 марта для координации действий различных ведомств по выполнению проектов программы. Ее председателем является первый заместитель министра РФ по делам национальностей и федеративным отношениям Поздняков А.М. В состав комиссии входят представители министерств и ведомств России (на уровне заместителей министров).