Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С. Аккиева

Кабардино-Балкарская Республика

"День действий" 27 марта
и его социально-политический контекст

1.    Развитие социально-экономической ситуации

В 80-е годы Кабардино-Балкария была среднеразвитой республикой РСФСР. Из отраслей промышленности в КБР были достаточно хорошо развиты машиностроение, электротехническая, цветная металлургия, пищевая, легкая, строительных материалов. Сегодня практически все они находятся в кризисном состоянии. Объем производства промышленной продукции в 1996 году по сравнению с 1989 годом сократился от 40% до 85% по различным отраслям.

Кабардино-Балкария обладала мощным агропромышленным комплесом. Сегодня все эти отрасли находятся в плачевном состоянии. Практически полностью прекратило существование в прошлом хорошо развитое птицеводство. Не в лучшем положении овощеводство и садоводство, правда, в последние два-три года созданы несколько совместных агрофирм с иностранными партнерами, что вселяет некоторую надежду.

За последние годы стабильным остается только выпуск водки и других ликеро-водочных изделий, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные по всему региону Северного Кавказа.

Таблица 1

Производство агропромышленной продукции на душу населения
по Северо-Кавказскому региону в 1996 году

 

Мясо (в том числе и субпродукты),
кг

Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, кг

Водка и ликеро-водочные изделия,
л

Адыгея

8,60

5,3

6,1

Дагестан

0,37

2,9

1,1

КБР

0,53

10,4

22,1

Карачаево-Черкесия

0,84

6,1

2,2

Северная Осетия

0,78

23,1

6,7

Краснодарский край

20,30

47,8

1,1

Ставропольский край

8,70

23,8

1,9

Ростовская область

8,80

11,5

0,6

Оставим эти данные без комментариев. Они сами по себе достаточно красноречивы.

Уровень жизни населения ухудшается с каждым годом.

В декабре 1996 года денежные доходы населения КБР составили 321,0 тыс. рублей. Прожиточный минимум составлял 288,7 тыс. рублей.

Для сравнения дадим данные по другим республикам и краям Северного Кавказа.

Таблица 2

 

Денежные доходы,
тыс. руб.

Прожиточный минимум,
тыс. руб.

Динамика реальных денежных доходов (декабрь 1995 г. к декабрю 1996 г.),
%

Адыгея

322,7

341,0

83,3

Дагестан

197,3

255,5

90,8

Ингушетия

187,4

340,1

КБР

321,0

188,7

90,2

Карачаево-Черкесия

321,0

288,7

81,4

Северная Осетия

375,6

330,6

101,9

Краснодарский край

524,3

284,6

100,2

Ставропольский край

418,4

241,2

101,8

Ростовская область

513,5

265,4

102,5


Как видно из таблицы, Кабардино-Балкария составляет золотую середину в этом списке. Вместе с тем ухудшение ситуации налицо.

В республике высокая безработица, особенно среди молодежи и женщин.

Для сравнения ситуации в этой области см. таблицу 4.

Таблица 4

Занятость населения, тыс. человек

 

Численность незанятых граждан, ищущих работу

Численность безработных, которым назначены пособия
по безработице

Потребность работников по заявкам предприятий и организаций

Адыгея

5,8

4,9

0,35

Дагестан

69,3

37,5

0,99

Ингушетия

48,2

45,7

0,08

КБР

14,4

10,1

1,1

Карачаево-Черкесия

10,5

8,3

0,65

Северная Осетия

14,0

8,3

0,45

Краснодарский край

61,3

47,4

10,3

Ставропольский край

28,6

21,1

4,8

Ростовская область

32,1

23,1

9,9

Это официальные данные, реально ситуация с безработицей в Кабардино-Балкарии гораздо серьезнее. Практически во всех селах, особенно балкарских, более 90% трудоспособного населения безработны. Среди них почти 2/3 составляют молодые люди. Это связано с практически полным отсутствием в местах компактного проживания балкарского населения каких-либо объектов. Колхозы, переведенные на бумаге в акционерные хозяйства, еле сводят концы с концами. Не развивается и малый бизнес, в первую очередь из-за отсутствия средств. Деньги, выделяемые на реабилитацию балкарского населения, должны были в первую очередь быть направлены на создание инфраструктуры в селах, а они в ряде случаев ушли не по назначению.

2.    Традиции протестной активности в регионе

Протестная активность в регионе низка. С периода перестройки каких-либо серьезных акций протеста в республике не отмечено. Межнациональные отношения в 1990-1992 гг. были крайне обострены, национальные движения добивались раздела КБР на Кабардинскую и Балкарскую республики. Некоторое время республика балансировала на грани войны, ее сотрясали массовые антиправительственные акции, дело дошло до штурма президентского дворца. С течением времени наметилась стабилизация обстановки, и ныне очевидна этнополитическая демобилизация и балкарского, и кабардинского народа.

С началом войны в Чечне кабардинское национальное движение организовало несколько митингов. В декабре 1994 года был принят ряд законодательных актов, запрещающие всякие митинги до нормализации ситуации в регионе, и в связи с этим организация митингов была прекращена. Каких-либо известных судебных или внесудебных репрессий властей по отношению к организаторам антивоенных митингов не зафиксировано. Летом 1996 года в Нальчике был совершен крупный террористический акт — взорван междугородный автобус; исполнители его пойманы и осуждены.

Весной 1995 году перед зданием банка "Нарт" выступали вкладчики банка, но каких-либо серьезных акций не было. Банк работает и поэтапно в той или иной мере решает вопрос со своими вкладчиками. Весной 1996 года такую же акцию протеста устроили вкладчики филиала ЕвроАзиатского банка. В связи с тем, что головной банк в Ижевске обязался ликвидировать долги своего Нальчикского филиала, ситуация нормализовалась.

В 1996 году перед выборами Президента РФ в республике по существу каких-либо акций протеста не было. Ухудшение социально-экономического положения напрямую не связано с ростом протестной активности.

Беспокойство населения вызывали беженцы из Чечни и слухи о том, что они скупают дома и квартиры в г.Нальчике. Эти слухи периодически возобновляются, и официальные властные структуры выступают с заявлением о беспочвенности таких слухов.

После выборов Президента РФ протестная активность не возросла.

Тем не менее эпизодически возникают те или иные акции протеста, к примеру:

Осенью (октябрь 1996 года) перед зданием правительства устроили митинг “чернобыльцы”, чьи накопившиеся проблемы (в первую очередь жилищная) заставили их выйти на эту акцию. После обещания властей разобраться в ситуации и решить наиболее наболевшие проблемы была создана комиссия из числа “чернобыльцев” и членов правительства, вопрос был улажен.

В январе-феврале 1997 года пикетировали здание правительства мелкие торговцы городского рынка, недовольные мерами городских властей по упорядочению торговых рядов и работой налоговой полиции. Было найдено компромиссное решение.

Массовых акций этноэкономического протеста в республике в настоящее время нет. В этом свою роль играют и ограничительные меры по приему и размещению различных категорий беженцев и переселенцев. Прописка на территории КБР до 2000 года фактически запрещена для неуроженцев этой республики.

Наиболее серьезным политическим и экономическим протестом является съезд балкарского народа, состоявщийся 17 ноября 1996 года. Им было принято решение о выходе из КБР и создании в составе РФ республики Балкарии. Причины этого решения следует искать в недовольстве части балкарского населения кадровой политикой в КБР и экономическим положением.

Против организаторов этого съезда было возбуждено уголовное дело, они обвиняются в покушении на территориальную целостность КБР. Судебного разбирательства еще не было. НСБН (Национальный Совет Балкарского народа, избранный на съезде балкарского народа в ноябре 1997 года) и Тере (общественно-политическая организация балкарского народа) по представлению прокуратуры КБР и решению Парламента КБР распущены, их деятельность запрещена.

Руководство республики поддерживает курс президента Ельцина и правительства Черномырдина, хотя нередко заявляет о необходимости корректировки этого курса.

3.    Протестная активность в марте 1997 года
с развернутым описанием событий 27 марта

В регионе нет политических партий, способных организовать протестную деятельность населения. Коммунистическая партия поддерживает полностью руководство республики.

Так, состоявшийся в начале марта пленум правления республиканского отделения общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России" обсуждал задачи движения. С докладом о текущем политическом моменте и задачах народно-патриотических сил республики выступил лидер НПСР республики, руководитель фракции коммунистов парламента КБР Борис Гудов. Весь результат — правление НПСР обратилось к руководству республики, предупреждая, что если в своей практической деятельности лидеры КБР не будут руководствоваться интересами большинства избирателей, то региональное отделение НПСР выступит с осуждением их действий.

На пленуме высказывалась озабоченность пассивностью и нерешительностью действий народно-патриотических сил республики. Внимание собравшихся выступившие обратили на отставание политических шагов НПСР и входящих в него партий и организаций от нарастающего возмущения населения. В принятом постановлении пленум поддержал акции протеста трудящихся, намеченные на 27 марта, и призвал своих сторонников принять активное участие во Всероссийской политической демонстрации с едиными политическими требованиями 1 мая 1997 года.

Профсоюзы какой-либо реальной силы в плане организации протеста не представляют. Если и представляют, то реальных шагов в этом направлении ими за последнее время не сделано.

Акция 27 марта прошла только в г.Нальчике. Митинг, состоявшийся в одном из лучших залов города — ДК профсоюзов, по существу был собранием профактива республики. Митинг прошел под лозунгом "За труд, зарплату и социальные гарантии".

На митинге присутствовали члены правительства, депутаты, другие официальные лица, в их числе: вице-президент Г.Губин, премьер-министр Х.Чеченов, председатель Совета республики парламента КБР З.Нахушев, председатель Совета представителей парламента КБР М.Жабоев, секретарь Совета безопасности Ю.Кетов, глава администрации г.Нальчика М.Шогенов, министр труда и социальной защиты Б.Зумакулов и др.

С докладом "Об общероссийской акции протеста профсоюзов" выступил председатель ФНП КБР П.Таов. Он осудил политику, проводимую руководством страны. Касаясь ситуации в республике, П.Таов отметил, что положение, как и по всей стране, тяжелое, так как КБР не изолирована от общих проблем РФ. В промышленности республики продолжается снижение объемов производства. По итогам 1996 года он составил 91% к соответствующему периоду 1995 года. Производство продукции сельского хозяйства упало до 92,7% от прошлогоднего. Задолженность по заработной плате на 6.01.97 г. составляла 69,6 млрд. рублей. В призводственных отраслях — 54,9 млрд. рублей, в том числе в АПК — 25 млрд. рублей. Задержки с выплатой пенсий и пособий — явление хроническое.

В докладе было подчеркнуто, что более половины предприятий и организаций работают убыточно. Значительно ухудшилось состояние платежей и расчетов. Кредиторская задолженность составила 1,6 трлн. рублей, а дебиторская — 1 трлн. рублей. Официально зарегистрированная безработица достигла 11 тыс. человек, а ее скрытой формой охвачено 30% работников, занятых в материальном производстве.

В своем докладе П.Таов особо отметил, что профсоюзы республики не выдвигают на этом митинге политических требований, а хотят привлечь внимание к проблеме выплаты зарплат и пособий.

В обсуждении доклада приняли участие Е.Хуламханова — заместитель председателя рескома профсоюза АПК, Р.Огурлиева — председатель арендного предприятия по теплоснабжению, М.Гапизов — проходчик рудника "Молибден" Тырнаузского вольфрамо-молибденового комбината (ТВМК), Х.Келеметов — директор Национальной библиотеки КБР, первый секретарь исполкома компартии КБР, М.Кумыков — директор частного предприятия "Вета", член Совета ФНП КБР и др.

Затем выступил премьер-министр Х.Чеченов, который ответил на вопросы (ораторов и из зала) и заверил, что больные вопросы и проблемы решаются по мере возможностей. "Я готов ежеквартально, ежемесячно отчитываться в средствах массовой информации о сделанном", — сказал Х.Чеченов (в должности премьер-министра он работает с 30 января 1997 года. — С.А.).

Были приняты два обращения. Первое обращение адресовано федеральной власти, второе — республиканской.

В первом обращении акцент был сделан на необходимость принятия оперативных мер по выправлению ситуации в стране. Предлагались конкретные меры в этом направлении (в том числе: прекращение политического противостояния различных ветвей власти, корректировка курса экономической реформы, обеспечение четкого государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, выплатой зарплат, пенсий, борьба с коррупцией и преступностью). В этом обращении как пример действенной работы различных ветвей власти приводился опыт КБР.

Второе обращение по своей тональности больше напоминало оду. Ни один положительный факт общественно-политической жизни республики не был забыт. Скороговоркой отмечались негативные моменты в экономике республики. Выдвигались требования по выплате зарплаты, ускорению разработки и реализации новых программ по созданию рабочих мест, преодолению безработицы, более четкой работы правоохранительных органов и т.д.

В заключении ФНП КБР заявила о своей готовности к продолжению совместных действий на принципах социального партнерства с исполнительными и законодательными органами республики, работодателями ради улучшения жизни населения республики, укрепления благополучия и мира.

Источники

1. Cеверный Кавказ. — Нальчик, 1996. — №39.

2. Северный Кавказ. — Нальчик, 1996. — №46.

3. Северный Кавказ. — Нальчик,1997. — №10.

4. Газета Юга. — Нальчик, 1997. — №10.

5. Новый ваpиант (дело). — Нальчик, 1997. — №7.

6. Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 28 марта.

7. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 28 марта.

8. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 1 апреля.