|
Новое на сайте |
С. Аккиева
Кабардино-Балкарская Республика
"День действий" 27 марта
и его социально-политический контекст
В 80-е годы Кабардино-Балкария была среднеразвитой республикой РСФСР. Из отраслей промышленности в КБР были достаточно хорошо развиты машиностроение, электротехническая, цветная металлургия, пищевая, легкая, строительных материалов. Сегодня практически все они находятся в кризисном состоянии. Объем производства промышленной продукции в 1996 году по сравнению с 1989 годом сократился от 40% до 85% по различным отраслям.
Кабардино-Балкария обладала мощным агропромышленным комплесом. Сегодня все эти отрасли находятся в плачевном состоянии. Практически полностью прекратило существование в прошлом хорошо развитое птицеводство. Не в лучшем положении овощеводство и садоводство, правда, в последние два-три года созданы несколько совместных агрофирм с иностранными партнерами, что вселяет некоторую надежду.
За последние годы стабильным остается только выпуск водки и других ликеро-водочных изделий, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные по всему региону Северного Кавказа.
Таблица 1
Производство агропромышленной продукции на душу населения
по Северо-Кавказскому региону в 1996 году
|
Мясо (в том числе и
субпродукты), |
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, кг |
Водка и ликеро-водочные
изделия, |
Адыгея |
8,60 |
5,3 |
6,1 |
Дагестан |
0,37 |
2,9 |
1,1 |
КБР |
0,53 |
10,4 |
22,1 |
Карачаево-Черкесия |
0,84 |
6,1 |
2,2 |
Северная Осетия |
0,78 |
23,1 |
6,7 |
Краснодарский край |
20,30 |
47,8 |
1,1 |
Ставропольский край |
8,70 |
23,8 |
1,9 |
Ростовская область |
8,80 |
11,5 |
0,6 |
Оставим эти данные без комментариев. Они сами по себе достаточно красноречивы.
Уровень жизни населения ухудшается с каждым годом.
В декабре 1996 года денежные доходы населения КБР составили 321,0 тыс. рублей. Прожиточный минимум составлял 288,7 тыс. рублей.
Для сравнения дадим данные по другим республикам и краям Северного Кавказа.
Таблица 2
|
Денежные доходы, |
Прожиточный минимум, |
Динамика реальных денежных
доходов (декабрь 1995 г. к декабрю 1996 г.), |
Адыгея |
322,7 |
341,0 |
83,3 |
Дагестан |
197,3 |
255,5 |
90,8 |
Ингушетия |
187,4 |
340,1 |
— |
КБР |
321,0 |
188,7 |
90,2 |
Карачаево-Черкесия |
321,0 |
288,7 |
81,4 |
Северная Осетия |
375,6 |
330,6 |
101,9 |
Краснодарский край |
524,3 |
284,6 |
100,2 |
Ставропольский край |
418,4 |
241,2 |
101,8 |
Ростовская область |
513,5 |
265,4 |
102,5 |
Как видно из таблицы, Кабардино-Балкария составляет золотую середину в этом списке. Вместе с тем ухудшение ситуации налицо.
В республике высокая безработица, особенно среди молодежи и женщин.
Для сравнения ситуации в этой области см. таблицу 4.
Таблица 4
Занятость населения, тыс. человек
|
Численность незанятых граждан, ищущих работу |
Численность безработных,
которым назначены пособия |
Потребность работников по заявкам предприятий и организаций |
Адыгея |
5,8 |
4,9 |
0,35 |
Дагестан |
69,3 |
37,5 |
0,99 |
Ингушетия |
48,2 |
45,7 |
0,08 |
КБР |
14,4 |
10,1 |
1,1 |
Карачаево-Черкесия |
10,5 |
8,3 |
0,65 |
Северная Осетия |
14,0 |
8,3 |
0,45 |
Краснодарский край |
61,3 |
47,4 |
10,3 |
Ставропольский край |
28,6 |
21,1 |
4,8 |
Ростовская область |
32,1 |
23,1 |
9,9 |
Это официальные данные, реально ситуация с безработицей в Кабардино-Балкарии гораздо серьезнее. Практически во всех селах, особенно балкарских, более 90% трудоспособного населения безработны. Среди них почти 2/3 составляют молодые люди. Это связано с практически полным отсутствием в местах компактного проживания балкарского населения каких-либо объектов. Колхозы, переведенные на бумаге в акционерные хозяйства, еле сводят концы с концами. Не развивается и малый бизнес, в первую очередь из-за отсутствия средств. Деньги, выделяемые на реабилитацию балкарского населения, должны были в первую очередь быть направлены на создание инфраструктуры в селах, а они в ряде случаев ушли не по назначению.
Протестная активность в регионе низка. С периода перестройки каких-либо серьезных акций протеста в республике не отмечено. Межнациональные отношения в 1990-1992 гг. были крайне обострены, национальные движения добивались раздела КБР на Кабардинскую и Балкарскую республики. Некоторое время республика балансировала на грани войны, ее сотрясали массовые антиправительственные акции, дело дошло до штурма президентского дворца. С течением времени наметилась стабилизация обстановки, и ныне очевидна этнополитическая демобилизация и балкарского, и кабардинского народа.
С началом войны в Чечне кабардинское национальное движение организовало несколько митингов. В декабре 1994 года был принят ряд законодательных актов, запрещающие всякие митинги до нормализации ситуации в регионе, и в связи с этим организация митингов была прекращена. Каких-либо известных судебных или внесудебных репрессий властей по отношению к организаторам антивоенных митингов не зафиксировано. Летом 1996 года в Нальчике был совершен крупный террористический акт — взорван междугородный автобус; исполнители его пойманы и осуждены.
Весной 1995 году перед зданием банка "Нарт" выступали вкладчики банка, но каких-либо серьезных акций не было. Банк работает и поэтапно в той или иной мере решает вопрос со своими вкладчиками. Весной 1996 года такую же акцию протеста устроили вкладчики филиала ЕвроАзиатского банка. В связи с тем, что головной банк в Ижевске обязался ликвидировать долги своего Нальчикского филиала, ситуация нормализовалась.
В 1996 году перед выборами Президента РФ в республике по существу каких-либо акций протеста не было. Ухудшение социально-экономического положения напрямую не связано с ростом протестной активности.
Беспокойство населения вызывали беженцы из Чечни и слухи о том, что они скупают дома и квартиры в г.Нальчике. Эти слухи периодически возобновляются, и официальные властные структуры выступают с заявлением о беспочвенности таких слухов.
После выборов Президента РФ протестная активность не возросла.
Тем не менее эпизодически возникают те или иные акции протеста, к примеру:
Осенью (октябрь 1996 года) перед зданием правительства устроили митинг “чернобыльцы”, чьи накопившиеся проблемы (в первую очередь жилищная) заставили их выйти на эту акцию. После обещания властей разобраться в ситуации и решить наиболее наболевшие проблемы была создана комиссия из числа “чернобыльцев” и членов правительства, вопрос был улажен.
В январе-феврале 1997 года пикетировали здание правительства мелкие торговцы городского рынка, недовольные мерами городских властей по упорядочению торговых рядов и работой налоговой полиции. Было найдено компромиссное решение.
Массовых акций этноэкономического протеста в республике в настоящее время нет. В этом свою роль играют и ограничительные меры по приему и размещению различных категорий беженцев и переселенцев. Прописка на территории КБР до 2000 года фактически запрещена для неуроженцев этой республики.
Наиболее серьезным политическим и экономическим протестом является съезд балкарского народа, состоявщийся 17 ноября 1996 года. Им было принято решение о выходе из КБР и создании в составе РФ республики Балкарии. Причины этого решения следует искать в недовольстве части балкарского населения кадровой политикой в КБР и экономическим положением.
Против организаторов этого съезда было возбуждено уголовное дело, они обвиняются в покушении на территориальную целостность КБР. Судебного разбирательства еще не было. НСБН (Национальный Совет Балкарского народа, избранный на съезде балкарского народа в ноябре 1997 года) и Тере (общественно-политическая организация балкарского народа) по представлению прокуратуры КБР и решению Парламента КБР распущены, их деятельность запрещена.
Руководство республики поддерживает курс президента Ельцина и правительства Черномырдина, хотя нередко заявляет о необходимости корректировки этого курса.
В регионе нет политических партий, способных организовать протестную деятельность населения. Коммунистическая партия поддерживает полностью руководство республики.
Так, состоявшийся в начале марта пленум правления республиканского отделения общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России" обсуждал задачи движения. С докладом о текущем политическом моменте и задачах народно-патриотических сил республики выступил лидер НПСР республики, руководитель фракции коммунистов парламента КБР Борис Гудов. Весь результат — правление НПСР обратилось к руководству республики, предупреждая, что если в своей практической деятельности лидеры КБР не будут руководствоваться интересами большинства избирателей, то региональное отделение НПСР выступит с осуждением их действий.
На пленуме высказывалась озабоченность пассивностью и нерешительностью действий народно-патриотических сил республики. Внимание собравшихся выступившие обратили на отставание политических шагов НПСР и входящих в него партий и организаций от нарастающего возмущения населения. В принятом постановлении пленум поддержал акции протеста трудящихся, намеченные на 27 марта, и призвал своих сторонников принять активное участие во Всероссийской политической демонстрации с едиными политическими требованиями 1 мая 1997 года.
Профсоюзы какой-либо реальной силы в плане организации протеста не представляют. Если и представляют, то реальных шагов в этом направлении ими за последнее время не сделано.
Акция 27 марта прошла только в г.Нальчике. Митинг, состоявшийся в одном из лучших залов города — ДК профсоюзов, по существу был собранием профактива республики. Митинг прошел под лозунгом "За труд, зарплату и социальные гарантии".
На митинге присутствовали члены правительства, депутаты, другие официальные лица, в их числе: вице-президент Г.Губин, премьер-министр Х.Чеченов, председатель Совета республики парламента КБР З.Нахушев, председатель Совета представителей парламента КБР М.Жабоев, секретарь Совета безопасности Ю.Кетов, глава администрации г.Нальчика М.Шогенов, министр труда и социальной защиты Б.Зумакулов и др.
С докладом "Об общероссийской акции протеста профсоюзов" выступил председатель ФНП КБР П.Таов. Он осудил политику, проводимую руководством страны. Касаясь ситуации в республике, П.Таов отметил, что положение, как и по всей стране, тяжелое, так как КБР не изолирована от общих проблем РФ. В промышленности республики продолжается снижение объемов производства. По итогам 1996 года он составил 91% к соответствующему периоду 1995 года. Производство продукции сельского хозяйства упало до 92,7% от прошлогоднего. Задолженность по заработной плате на 6.01.97 г. составляла 69,6 млрд. рублей. В призводственных отраслях — 54,9 млрд. рублей, в том числе в АПК — 25 млрд. рублей. Задержки с выплатой пенсий и пособий — явление хроническое.
В докладе было подчеркнуто, что более половины предприятий и организаций работают убыточно. Значительно ухудшилось состояние платежей и расчетов. Кредиторская задолженность составила 1,6 трлн. рублей, а дебиторская — 1 трлн. рублей. Официально зарегистрированная безработица достигла 11 тыс. человек, а ее скрытой формой охвачено 30% работников, занятых в материальном производстве.
В своем докладе П.Таов особо отметил, что профсоюзы республики не выдвигают на этом митинге политических требований, а хотят привлечь внимание к проблеме выплаты зарплат и пособий.
В обсуждении доклада приняли участие Е.Хуламханова — заместитель председателя рескома профсоюза АПК, Р.Огурлиева — председатель арендного предприятия по теплоснабжению, М.Гапизов — проходчик рудника "Молибден" Тырнаузского вольфрамо-молибденового комбината (ТВМК), Х.Келеметов — директор Национальной библиотеки КБР, первый секретарь исполкома компартии КБР, М.Кумыков — директор частного предприятия "Вета", член Совета ФНП КБР и др.
Затем выступил премьер-министр Х.Чеченов, который ответил на вопросы (ораторов и из зала) и заверил, что больные вопросы и проблемы решаются по мере возможностей. "Я готов ежеквартально, ежемесячно отчитываться в средствах массовой информации о сделанном", — сказал Х.Чеченов (в должности премьер-министра он работает с 30 января 1997 года. — С.А.).
Были приняты два обращения. Первое обращение адресовано федеральной власти, второе — республиканской.
В первом обращении акцент был сделан на необходимость принятия оперативных мер по выправлению ситуации в стране. Предлагались конкретные меры в этом направлении (в том числе: прекращение политического противостояния различных ветвей власти, корректировка курса экономической реформы, обеспечение четкого государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, выплатой зарплат, пенсий, борьба с коррупцией и преступностью). В этом обращении как пример действенной работы различных ветвей власти приводился опыт КБР.
Второе обращение по своей тональности больше напоминало оду. Ни один положительный факт общественно-политической жизни республики не был забыт. Скороговоркой отмечались негативные моменты в экономике республики. Выдвигались требования по выплате зарплаты, ускорению разработки и реализации новых программ по созданию рабочих мест, преодолению безработицы, более четкой работы правоохранительных органов и т.д.
В заключении ФНП КБР заявила о своей готовности к продолжению совместных действий на принципах социального партнерства с исполнительными и законодательными органами республики, работодателями ради улучшения жизни населения республики, укрепления благополучия и мира.
Источники
1. Cеверный Кавказ. — Нальчик, 1996. — №39.
2. Северный Кавказ. — Нальчик, 1996. — №46.
3. Северный Кавказ. — Нальчик,1997. — №10.
4. Газета Юга. — Нальчик, 1997. — №10.
5. Новый ваpиант (дело). — Нальчик, 1997. — №7.
6. Советская молодежь. — Нальчик, 1997. — 28 марта.
7. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 28 марта.
8. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1997. — 1 апреля.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований