Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Н.П. Распопов

Нижегородская область

"День действий" 27 марта
и его социально-политический контекст

Знаменательным событием в Нижегородском регионе стала подготовка и проведение 27 марта всероссийской акции протеста под лозунгом "За труд, заработную плату, социальную справедливость".

1.    Ход акции

В акции протеста 27 марта приняли участие большинство районов Нижегородской области. По предварительным данным облсовпрофа, в 15 районах прошли митинги, в которых участвовали представители трудовых коллективов, учреждений образования и здравоохранения. В 13 районах состоялись собрания трудовых коллективов. Главам районных администраций были вручены требования выплатить заработанные деньги. Соглашения между профсоюзными организациями и администрациями районов выполняются не по всем пунктам. Поэтому в 12 районах состоялись встречи профсоюзных лидеров с главами администраций с целью добиться компромисса. А в 5 районах в рамках акции администрации и профсоюзы заключили соглашения. В 6491 профсоюзной организации состоялись собрания, в которых приняли участие более 200 тыс. человек. Всего же предзабастовочные процедуры прошли 103 предприятия и организации. В четверг, 27 марта, бастовали 39 организаций, из них 28 учреждений образования, 3 — здравоохранения, 8 промышленных предприятий. По милицейским сводкам, в акции приняло участие 67 тыс., по подсчетам областной администрации — 80 тыс. человек [1, 2, 3].

1.1.    Нижний Новгород

Акция протеста началась на площади Горького. Здесь участники акции сформировали колонну и двинулись по центральной улице Нижнего Новгорода — Большой Покровской. В колонне под лозунгами "Профсоюзы настаивают на изменении курса реформ", "Нет безработице", "Требуем соблюдения конституционных прав граждан" шли представители 29 отраслевых профсоюзов. В 14.30 на площади Минина начался митинг. Сначала он планировался как общегородской, но приехали и приняли в нем участие делегации из 20 районов области. Всего на площади в тот день собралось 17 тыс. человек. Они пришли выразить протест нынешним действиям российского правительства, которые ведут к обнищанию многих россиян, потребовать выплатить многомесячную задолженность по зарплате и социальным пособиям, призвать власть остановить рост цен и тарифов на социально значимые услуги. Об этом говорили председатель областного совета профсоюзов А.В.Чичканов, слесарь машзавода А.Н.Крупин. Требования участников акции протеста поддержала депутат Госдумы (фракция "ЯБЛОКО") О.А.Беклемищева. В резолюции, принятой на митинге, содержатся как экономические, так и политические требования.

Лидер областной организации КПРФ В.Кириенко, комментируя итоги акции, сказал: "Самое приятное то, что профсоюзы согласились с мнением компартии и сделали поправку, выдвинув требования об отставке президента и правительства".

На митинге выступил первый вице-премьер России Б.Е.Немцов. Он обещал, что сделает все от него зависящее, чтобы изменить экономическую ситуацию в стране к лучшему. Выступление первого вице-премьера сопровождалось неодобрительным гулом толпы, выкриками и свистом. Еще более злобно, чем губернатора, освистывали О.Беклемищеву — единственного депутата Госдумы от области, приехавшего на митинг.

Немало людей, которым живется плохо, остались дома. Прежде всего потому, что они уже никому не верят и никуда не ходят. И потому, что в стране нет авторитетной оппозиции. Профсоюзы показали, что “не тянут” на роль общенародного лидера. Как справедливо сказал новый вице-губернатор Б.Мохов, профсоюзы зачастую “прикормлены” на предприятиях, их постоянное заигрывание с властью и заискивание перед коммунистами не вызывает у людей энтузиазма.

Не так популярна, как она сама себе это представляет, и КПРФ. Именно ее дух витал на митинге. Но пришло туда гораздо меньше народа, чем предполагалось. Хотя многие действительно еле сводят концы с концами[1], Однако, судя по одежде, упитанности и выражению лиц, на митинге 27 марта собрались не самые бедные нижегородцы, просто самые злые. Как раз те, кто обязательно ходит на выборы. Но в целом нижегородская акция прошла спокойно, к чему и призывали с самого начала лидеры профдвижения.

1.2.    Дзержинск

Рабочий Дзержинск, доведенный до отчаяния затяжным кризисом, организованно встал в единые ряды. Более 10 тыс. дзержинцев собрались на площади у драматического театра к 14 часам. "За труд, заработную плату, социальные гарантии" — этот основной лозунг, объединяющий всех участников акции, оказался в Дзержинске, мягко говоря, не совсем точен. Сегодня совершенно очевидно, что даже полной выплатой многомесячных задолженностей по зарплате работникам большинства производств, предприятия и организаций бюджетной сферы не преодолеть кризисной ситуации. Спад производства на предприятиях химии за прошлый год составил более 40%. Каждый седьмой дзержинец из числа трудоспособного населения фактически является безработным. Экономическая политика, проводимая правительством, способствует тому, что трехсоттысячный промышленный центр остался в безвыходном положении.

Очевидный пример того — противостояние трудового коллектива АО "Корунд" и его нынешних хозяев из ФПГ "Русхим".

Как показали выступления на митинге, дзержинцы настаивают на изменении курса псевдореформ, отставке правительства, пересмотре Конституции с введением в нее гарантированных прав на труд, жилье и социальные гарантии.

1.3.    Кстово

Присоединились к Всероссийской акции протеста рабочие кстовского деревообрабатывающего комбината (ныне закрытого акционерного общества), где 27 марта прошел митинг, носивший в большой степени стихийный характер.

Дебиторская задолженность ЗАО превышает 2 млрд. рублей. Основная продукция завода — оконные блоки, сборные садовые домики, паркетные материалы — не пользуется спросом. Полностью заморожен лесопильный цех.

Рабочие завода, основная часть которых — женщины среднего и предпенсионного возраста, не получают зарплату с декабря прошлого года. Это при том, что размер ее — чуть более 300 тыс. — не менялся в течение трех лет. Критическое положение деревообработчиков при полном отсутствии взаимопонимания рабочих с руководством предприятия вынудили их пойти на крайние меры. Уже днем в центре Кстова в поддержку акции районное отделение Народно-патриотического союза России, районный комитет КПРФ, Союз офицеров, городской совет ветеранов войны и труда совместно с отдельными профсоюзными комитетами провели общегородской митинг трудящихся.

1.4.    Шахунья

Труда, зарплаты, социальных гарантий, отставки правительства требовали митингующие перед зданием администрации района в Шахунье. Организациями акции протеста были районная организация КПРФ и блок народно-патриотических сил. Собравшихся было немного меньше, чем предполагалось — около 400 человек. На митинг не вышли учителя, медики, работники бюджетных организаций: претензий у них нет, так как деньги выплачены по февраль включительно. Ни глава администрации района, ни мэр города встретиться с митингующими не пожелали.

1.5.    Сосновское

Хотя на 12 часов дня администрация Сосновского района не имела никаких формальных поводов — официальных заявок на проведение митинга — все же необходимые распоряжения милиции по усилению охраны общественного порядка ею были отданы.

Дело в том, что хотя местные профсоюзы и отказались от участия в акции протеста в форме митинга, непосредственно перед этим днем стали повсюду расклеиваться объявления. Местные коммунисты приглашали земляков на митинг на площадь к зданию администрации. Администрация не стала настаивать в этом случае на соблюдении формальностей. В первую очередь пришли ветераны и работники АО "Металлист" — завод располагается поблизости от здания администрации — всего 250 человек.

Буквально в день проведения Всероссийской акции протеста и работники завода, и бюджетники получали зарплату за январь, причем "живыми" деньгами производственники получили только по 150 тыс. руб. Остальное — продуктами питания.

1.6.    Ардатовский район

В Ардатовском районе одночасовую предупредительную забастовку провела Голяткинская средняя школа. Состоялось профсоюзное собрание работников районной больницы, на котором медики выразили свою поддержку педагогам.

1.7.    Гагино

В Гагине прошло пикетирование здания администрации.

1.8.    Чкаловский район

Положение с выплатой зарплаты здесь тяжелое: медикам и учителям выдали аванс за январь. А вот работники Чкаловской судоверфи зарплату не получали почти 5 месяцев.

1.9.    Семеновский район

Состоялся митинг, на котором в основном были работники учреждений здравоохранения и образования. Семеновская районная больница решила пока не бастовать. В среду медики получили январскую зарплату.

Профсоюзные организации в Нижегородской области представлены областным советом профсоюзов (традиционные профсоюзы) и профсоюзами, возникшими в постперестроечное время. С 1992 года областная администрация заключила с облсовпрофом двустороннее соглашение, а в марте 1997 года было заключено трехстороннее соглашение с включением в круг подписантов "Ассоциации предприятий и организаций и конфедерации предпринимателей".

2.    выводы

1. Подготовка и проведение акции протеста 27 марта 1997 года выявили возросшую роль профсоюзов. В то же время их деятельность в ряде случаев бессистемна, дискретна и развивается без необходимого контакта со всеми ветвями власти. Руководство профсоюзов переживает системный кризис кадровой и содержательной политики и отсутствие концептуальной идеи развития. В ряде случаев ФНПР находится в зависимости от действий директората предприятий.

Все эти годы областная администрация упорно не желала видеть как реальность новые профсоюзы. Такой выбор делал до недавнего времени традиционные профсоюзы (ФНПР) единственным выразителем интересов трудящихся. Правда, к мнению новых профсоюзов после 27 марта 1997 года стали прислушиваться. В некоторых вопросах защиты интересов наемных работников, например, профсоюз СОЦПРОФ занимает более конструктивную позицию, чем ФНПР. К сожалению, в нижегородском Белом доме это не всегда понимают. Многие конфликты на предприятиях были бы разрешены к обоюдному удовольствию, если бы областная и городская администрации реально смотрели бы на вещи в этом вопросе. Традиционные профсоюзы переживают системный кризис. Им необходимо пересмотреть многие свои представления о работе с новыми профсоюзами, пополниться квалифицированными кадрами, глубже изучить мировой опыт защиты профессиональных интересов трудящихся. В условиях неразвитости других многочисленных общественных организаций, местного самоуправления профсоюзы, по существу, остаются единственными защитниками интересов трудящихся перед лицом государства [4,5].

2. Власть в регионе была напугана акцией. Испуг выразился прежде всего в охранительных мероприятиях. Вся последующая, в том числе аналитическая, работа власти говорит о том, что не сделаны глубокие выводы из происходящего и власть не думает о грядущих серьезных последствиях. Отсутствует какая бы то ни была статистика протестной активности.

3. Народ проявил низкую активность (тем более, что был рабочий день). Согласно опросам журналистов на улицах, многие выражали сомнение в необходимости такой акции, говорили о ее бесполезности. Причины тому разные. Меньшая часть считает такие меры недостаточными. Большинство делают деньги, выживают. Какая-то часть (по оценкам, примерно 20% взрослых) спиваются и опускаются.

Необходимо отметить боязнь людей перед лицом наглых действий местных властей (особенно в период местных выборов), усиливающееся влияние органов МВД, скрытую и непонятную деятельность органов ФСБ.

4. Пресса в регионе “прикормлена”. Очень мало постоянных содержательных рубрик, статей ярких журналистов, глубоких аналитических публикаций. В частности, это проявилось в освещении акции 27 марта. Информация всех изданий неполна, анализ события, его причин и последствий сводится к набору штампов.

5. Заметим, что после ухода Б.Немцова в правительство регион, видимо, вступит в новую полосу политического развития. И можно предполагать, полосу не просто новую, но полную неясности.

Источники

1.  Орлов В. За труд, зарплату, социальные гарантии // Нижегородские новости. — 1997. — 28 марта. — №58.

2.  Гамзаева С. Народ сказал власти свое "фе". Теперь это можно // Перекресток России (нижегородское приложение к газете "Комсомольская правда". — 1997. — 4-11 апреля. — №62). — 1997. — 4 апреля. — №12.

3.  Смирнов С. Никто не даст нам избавленья // Нижегородская правда. — 1997. — 27 марта. — №34.

4.  Новикова Е. Соглашение подписано. Осталось выполнить // Нижегородские новости. — 1997. — 20 марта. — №52.

5.  Справка "Общественно-политическая среда региона" // Архив Нижегородского исследовательского фонда. Программа ИНТАС.

 

 

 



[1] Кстати, наших сограждан бедствует не столько, сколько об этом свидетельствует официальная статистика. Просто часть уже научилась жить в новых условиях — получает деньги "неучтенкой". Обычно такие люди не интересуются ни митингами, ни профсоюзами, ни начальниками.