Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Волгоградская область

Сергей Гуцакис

Волгоградская область

“День действий” 27 марта
и его социально-политический контекст

1.    Развитие социально-экономической ситуации
в регионе

В ходе экономических преобразований 90-х годов в области оформилась устойчивая тенденция падения производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В частности, за период 1991-1995 гг. производство промышленной продукции (по крупным и средним предприятиям) сократилось на 56%, молока и яиц — на 20 и 29% соответственно, скота и птицы произведено меньше на 30%. В 1996 г. падение ВВП составило около 14%, а объем промышленной продукции уменьшился на 10%.

Наряду с этим индекс потребительских цен увеличился в 760 раз, а численность населения, имеющая денежные доходы ниже официального прожиточного минимума, возросла по отношению ко всему населению от 25% в 1992 г. до 43% в 1995 г., несколько уменьшившись в 1996 г. — до 39,5%.

Имея в виду, что материальное благополучие населения и уровень его социальной защищенности являются важнейшими показателями социально-экономической обстановки в регионе, отметим, что в области происходит уменьшение — несмотря на рост средней оплаты труда, — величины реально располагаемых населением денежных доходов (т.е. номинальных доходов за вычетом налогов и других обязательных платежей, скорректированных на индекс цен). Вследствие чего, несмотря на кратковременное улучшение обстановки в 1994 г., этот показатель в 1995 г. составил лишь 85% по отношению к 1992 г. В 1996 г. они уменьшились еще на 5%.

Вообще экономические преобразования заметно ухудшили положение большинства населения, способствовали резкому углублению социальной дифференциации по степени материального благополучия.

При этом в структуре доходов наиболее обеспеченной части населения все большую долю стали занимать доходы от предпринимательства, операций с недвижимостью и кредитно-финансовых операций.

Структура денежных доходов населения (в %%)

 

 

1990

1993

1995

Всего денежных доходов

100

100

100

в том числе:

 

 

 

оплата труда

72

58

44

социальные выплаты

14

18

19

доходы от собственности и пр.

14

24

37

Особенно резко процессы социального расслоения обнаружились с 1993 года, когда отношение среднедушевых доходов наиболее обеспеченного дециля к 10-ти процентам наименее обеспеченного населения составило 6 раз, увеличившись до 10 раз год спустя, а в 1995 году в отдельные месяцы оно доходило до 15-20 раз, т.е. до абсолютно неприемлемых величин. В 1996 г. на долю наиболее обеспеченной части населения приходилось около 25% всех денежных доходов.

Снижение реальных денежных доходов населения более всего затронуло наиболее нуждающуюся его часть, что нашло свое отражение в снижении покупательной способности населения. Если в 1993 г. житель области был в состоянии ежемесячно приобрести в среднем 2,2 набора товаров и услуг, обеспечивающих прожиточный минимум, то в 1994 г. — 1,7, а в 1995 г. — только 1,4 набора. Ежегодно уменьшалось соотношение показателей среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума, изменившись от 3,3 в 1993 г. до 1,36 в 1995 г.

К концу 1996 г. среднемесячная зарплата составляла около 720 тыс. рублей (в среднем по России — 865 тыс. руб.), а прожиточный минимум — 310 тыс. руб. В 1996 году на 3-7% уменьшилось потребление почти всех основных продуктов питания.

Иными словами, кроме как обнищание населения, этот процесс охарактеризовать невозможно.

В 1995 г. — как это следует из помесячной динамики, — процесс социальной дифференциации стабилизировался на некоем плато, которое характеризуется следующим распределением денежных доходов по группам населения:

Денежные доходы, всего

— 100,0%;

20% с минимальными доходами

— 4,2%;

60%

— 44,4%;

20% с максимальными доходами

— 51,4%.

Начиная с 1993 г. все большее значение стала приобретать проблема несвоевременной выдачи заработной платы, а позже пенсий и других социальных трансфертов.

Если в начале 1993 г. просроченную задолженность по заработной плате имели только 7% предприятий и организаций (включая 2% в промышленности и 8% в сельском хозяйстве), то к началу 1996 г. этот показатель увеличился до 56% (в том числе до 44% в промышленности и 66 — в сельском хозяйстве).

Общий объем задолженности по оплате труда к началу 1996 г. составил около 272 млрд. рублей, в 4 раза превысив уровень предыдущего года, и в 14 — предшествовавшего. В течение 1996 г. задолженность увеличилась до 800-850 млрд. руб. (или около 975 тыс. руб. на одного работающего).

Заметно осложнилось положение на рынке наемного труда. Численность работников, занятых неполное рабочее время или находившихся в вынужденных отпусках в связи с сокращением или остановкой производства составила в начале 1996 г. 25,3 и 45,4 тыс. человек соответственно. К концу этого года из общей численности экономически активного населения, составляющей в области около 1,3 млн. человек, около 145 тыс. человек (примерно 11%) не имели занятия, и в соответствии со стандартами МОТ должны рассматриваться в качестве безработных. Число официально зарегистрированных безработных в начале 1997 года достигло 25 тыс. человек. При этом заявленная предприятиями потребность в рабочих местах к концу 1996 г. не превышала 3,5 тыс. человек, сократившись за год на 40%. В ряде сельских районов области не зафиксировано ни одной рабочей вакансии.

Средняя пенсия к началу 1997 г. составляла 296 тыс. руб. В конце 1996 г. ее задержка составляла не менее 1,5 месяцев. Из 720 тыс. пенсионеров, проживающих в области, около 9/10 не были удовлетворены ее размером, хотя она составляет не менее 140% к величине прожиточного минимума для пенсионеров (остается допустить, что пенсионеры не знают о данном показателе).

2.    Политический и социальный протест

Падение производства, рост задолженности по заработной плате и иным социальным выплатам, а также их размеры обусловили обнищание значительной части населения и явились предпосылками для формирования политического и социального протеста. Первый из них нашел свое отражение в электоральном поведении населения начиная с 1993 года, когда избиратели региона не поддержали новую Конституцию страны. С 1994 года на всех многочисленных — местных и федеральных — выборах область стабильно голосует за коммунистов. Социальный же протест — имея в виду митинги, забастовки и иные акции не сугубо политического характера, — до сих пор носил и носит ограниченный характер. Несмотря, например, на то, что в регионе, по праву носящим сомнительное звание родины отечественных финансовых компаний, таковых организаций действовало не менее 30-32,  три из которых — РДС, Российская недвижимость и Хопер-инвест, — приобрели всероссийский масштаб. В результате массового банкротства всех данных предприятий во второй половине 1994 — начале 1995 гг. общее число обманутых вкладчиков составило (по заявлениям соответствующих общественных организаций) не менее 300-320 тыс. чел. Это по сути ограбление множества людей, имевшее в ряде случаев подлинно трагичные последствия в связи с потерей ими жилья или т.н. "гробовых" накоплений, не переросло тем не менее в массовые протесты и/или противоправные действия. Ряд митингов и пикетирований администрации области, а также проведение шумных собраний обманутых вкладчиков непосредственно в самом ее здании были тем не менее ограничены по масштабу. Известен единственный случай использования сил милиции для разгона пикетчиков около здания администрации области, происшедший в отсутствие действовавшего в тот период губернатора И.Шабунина. В то же время организованные за счет средств, взысканных с задолжавших финкомпаниям предприятий под давлением администраций области и города, выплаты некоторым категориям постадавших, а также формирование надлежащего направления деятельности активистов общественных организаций вкладчиков путем их зачисления на службу в областную администрацию — например, ведущими специалистами с заработной платой на уровне 1,3 млн. рублей в месяц, — позволили купировать масштаб возможных протестов населения.

Стимулированный этими мерами распад общественного движения обманутых вкладчиков на множество группировок, часто находящихся между собой в неприязненных отношениях, окончательно убрал его с авансцены социального протеста. Падение авторитета его лидеров, попытавшихся реализовать свои возникшие политические амбиции, показывает достигнутый наиболее известным из них (В.Фатеев, центральный избирательный округ №14) результат в ходе выборов депутатов Волгоградской областной Думы 31 марта 1997 г. Кандидат получил всего 376 голосов из 28,3 тыс. избирателей, принявших участие в голосовании.

3.    действия Волгоградских профсоюзов до 1996 года

Волгоградский областной совет профсоюзов, являющийся членом ФНПР с 1990 г., объединяет 27 отраслевых профсоюзов общей численностью — по собственным заявлениям — около 900 тыс. чел. В период 1992-94гг. он практически полностью следовал советским профсоюзным традициям, действуя, в соответствии со своеобразным отечественным вариантом социального партнерства, в полном контакте с администрацией предприятий и органами власти. В это время распались многие профсоюзные организации на государственных и/или приватизируемых предприятиях, возникновение же новых ячеек на вновь создаваемых частных предприятиях как тогда, так и в дальнейшем следует рассматривать как явление крайне мало распространенное. В тот период профсоюзы региона отчаянно боролись за сохранение собственности прежнего облсовпрофа, деятельность же по защите прав лиц наемного труда выражалась в начавшемся в 1993 году заключении ежегодных так называемых трехсторонних Соглашений между администрацией Волгоградской области, объединением предпринимателей и облсовпрофом по защите экономических и социальных интересов трудящихся. Несмотря на то, что юридическая правомочность данных документов изначально находилась под сомнением, ибо никакой организации работодателей де-факто не существовало вплоть до 1997 г. — не говоря уж о необязательности любых конвенций для огромного большинства предприятий, не имевших к подписантам и вовсе никакого отношения, облсовпроф рассматривал их как значительный успех. При этом необходимо отметить, что обязательства самих профсоюзов в тексте соглашений 1993 и 1994 гг. были сугубо конкретны, включая в себя, в частности, пункт об отказе облсовпрофа от организации забастовок на предприятиях. Любопытно, что Соглашение 1994 года от имени работодателей подписал нынешний глава администрации Волгоградской области Н.Максюта, тогда директор судостроительного завода.

Состоявшаяся 27 октября 1994 г. акция профсоюзов собрала на центральной площади города от 10-ти до 20-ти тысяч человек (по явно завышенным данным профсоюзов). Всего же в ее ходе состоялось более 3,5 тыс. собраний в трудовых коллективах, 16 митингов на предприятиях и в населенных пунктах, в которых приняло участие около 300 тыс. чел. Несмотря на призывы участников основного митинга в Волгограде — например, токаря оборонного предприятия "Баррикады", члена КПРФ И.Марченко (с октября 1995 г. — депутат Волгоградского городского Совета) о том, что в резолюцию необходимо включить пункт о недоверии правительству, ибо "верховные власти объявили экономический террор нашей экономике", — итоговая резолюция не содержала политических требований. В ее тексте фигурировали исключительно экономические требования к Президенту, правительству, Федеральному собранию и администрации области: осуществить меры по стабилизации экономики, не допускать роста безработицы, обеспечить своевременную выплату заработной платы, погасив задолженность по ней и др. Равным образом политические пункты отсутствовали в резолюциях иных состоявшихся в области митингов, если не считать требования одного из них к губернатору отстранить от должности главу сельской администрации (так и не выполненного). Это наглядно отражает позицию областного совета профсоюзов. В то же время следует отметить, что в тот период подобные политические требования об отставке правительства были включены в резолюции 23-х из 73-х региональных профсоюзных митингов.

Осторожный курс профсоюзных руководителей не позволял им в ряде случаев быть лидерами рабочих протестов. Например, 2 ноября 1994 г. более 1000 работников ПО "Баррикады" фактически стихийно вышли к заводоуправлению с требованием о выплате задерживаемой более 3-х месяцев заработной платы.

В декабре 1994 г. председателем облсовпрофа был избран Вячеслав Кобозев (42-х лет, инженер-электромеханик по образованию), ранее работавший руководителем обкома горно-металлургического профсоюза после длительной и успешной профсоюзной карьеры. Непосредственно после избрания он заявил, что "... сейчас профсоюзам практически невозможно оставаться в стороне от политики", а это разительно контрастировало с позицией предыдущего председателя А.Молчанова, от политики дистанцировавшегося и лично в ней не участвовавшего. (Хотя, например, председатель обкома профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности Н.Скоморохов был народным депутатом РСФСР, примыкая к демократическим фракциям Съезда народных депутатов того периода, а председатель обкома профсоюза работников АПР Г.Меденцов был депутатом Госдумы созыва 1993 г. от аграрной партии.)

В дальнейшем лично В.Кобозев также пытался заниматься политической деятельностью, баллотируясь в 1995 г. в Госдуму (по списку КРО), а в 1997 г. — в Волгоградскую областную Думу (тоже неудачно), но главным было то, что под его руководством местные профсоюзы крайне медленно и осторожно, но тем не менее (с учетом позиции ФНПР), явственно стали склоняться к более активным формам протеста. В частности, трехстороннее Соглашение образца 1995 г. уже не содержало обязательства профсоюзов отказаться от организации забастовок. Тем не менее, пленум облсовпрофа в марте 1995 г. высказался еще раз за то, что худой мир лучше доброй ссоры, и не поддержал проведение единой в масштабах страны однодневной предупредительной забастовки, решив ограничиться более мирными формами протеста. Резолюция митинга профсоюзов, состоявшегося 12 апреля, на основе констатации не исполненности требований предыдущей акции, вновь содержала сугубо экономические требования о возврате задолженности по заработной плате, о пересмотре налоговой и финансово-кредитной политики по отношению к предприятиям, государственному регулированию цен. В то же время в ней впервые появился политический пункт о том, что в случае отказа от выполнения данных требований профсоюзы готовы развернуть кампанию по выражению правительству вотума недоверия, а также добиваться отставки местных административных руководителей.

4.    Возрастание социальной НАПРЯЖЕННОСТИ

Ухудшающееся экономическое положение наемных работников стимулировало их переход к активным действиям по борьбе за свои права. Переломным при этом следует считать 1996 год, когда забастовки стали обыденным явлением в области. Всего в течение этого года только официально зафиксированы забастовки на 65 предприятиях, в которых участвовало около 2,1 тыс. чел. В результате забастовок было потеряно более 19 тыс. человеко-дней. При этом наибольшее число забастовок было отмечено в бюджетных организациях здравоохранения и образования. Причиной такого рода протестов прежде всего являлась длительная невыплата заработной платы. Отмечены случаи, когда в сельских районах области она не выдавалась по 5 месяцев.

7,8 октября 1996 г. в рамках акции протеста, объявленной ЦК отраслевых профсоюзов бюджетной сферы, на территории области в коллективных действиях приняли участие примерно 50 тыс. чел., прежде всего работники народного образования и науки (формы протеста трудовые коллективы избирали при этом самостоятельно). Как и следовало ожидать, из-за наиболее масштабных задержек выплаты заработной платы по сельским районам, наиболее активны были протестанты вне Волгограда. В ряде сельских районов состоялось пикетирование местных администраций, а забастовки учителей приняли в некоторых случаях массовый характер, при этом в нескольких школах они продолжались до второй половины октября.

17 октября 1996 г. в ходе селекторного совещания, проведенного председателем ФНПР М.Шмаковым, региональным профсоюзным организациям было предложено поддержать проведение первой с октября 1905 г. всероссийской стачки. Волгоградский координационный комитет по подготовке осенней акции протеста поддержал ФНПР в необходимости ее проведения, но рекомендовал профсоюзным организациям провести ее в форме часовой предупредительной забастовки с переходом в массовое шествие и пикетирование администраций.

Сама же профсоюзная акция 5 ноября 1996 года, собравшая на свой основной митинг на центральной в Волгограде площади Павших Борцов (как позже было популярно шутить в административной среде, “и целая площадь павших борцов”) не менее 10 тыс. человек, прошла на удивление спокойно и организованно. Впрочем, подобное течение митинга, наиболее радикальной частью резолюции которого было требование "...конституционной ответственности всех ветвей власти за обеспечение достойной жизни людей", было предопределено позицией облсовпрофа, который (как и лично В.Кобозев) поддерживал кандидатуру действовавшего в тот период губернатора И.Шабунина в его борьбе за пост главы администрации области в ходе бурно разворачивавшейся как раз в это время избирательной кампании. А потому выступления оппозиционных ораторов во время митинга были чрезвычайно ограничены — к списку выступавших и тематике их речей было проявлено особое внимание организаторов. Губернатор лично присутствовал на митинге, выступал на нем и, будучи встречен недоброжелательно участниками митинга, принял требования профсоюзов с обещаниями их исполнить. В целом же следует констатировать, что избирательная кампания заслонила данную акцию, которая не нашла должного резонанса в средствах массовой информации и среди основной части населения.

5.    Профсоюзная акция в марте 1997 года

Второй этап профсоюзной акции "За труд, зарплату, социальные гарантии", проводившийся 27 марта 1997 года, изначально вызвал к себе гораздо большее внимание. Его предполагавшиеся требования вызвали напряженность в органах государственной власти как федерального, так и регионального уровня. Как известно, В.С.Черномырдин на состоявшемся 22 марта селекторном совещании с губернаторами областей лейтмотивом своих высказываний сделал положение о том, что эта акция не нужна, никакой пользы не принесет, потому необходимо предпринять на региональном уровне все меры для ограничения ее масштаба. Федеральные власти в связи с этим предприняли объемное перечисление средств в регионы для погашения долгов прежде всего по государственному оборонному заказу. Волгоградская область, на данном селекторном совещании не вызывавшаяся премьером к отчету о положении дел, также по имеющимся сведениям получила часть средств. Это, однако, не повлияло в дальнейшем заметно на ход профсоюзной акции в регионе, ибо наиболее тяжелое положение с невыплатой заработной платы сложилось не на оборонных предприятиях (крупнейшее из которых ПО "Баррикады" за последний год как раз заметно улучшило свое финансовое положение), а в сфере науки, народного образования и медицины. Тем не менее в администрации области с пониманием восприняли тезис премьера о нецелесообразности такого рода мероприятий.

Поставленная перед администрацией области задача ограничить масштабность социальных протестов являлась тем более близкой и возможной, что происшедшая в итоге декабрьских (1996 г.) выборов главы администрации области смена ее губернатора на кандидата КПРФ Н.Максюту исчерпала необходимость в резкой критике руководства области со стороны оппозиции, а новый губернатор отнюдь не торопится видеть себя в качестве мишени для жестких упреков. Теперь и настроение оппозиции в регионе таково, что не время раскачивать лодку, понятны ей и обращенные к аудитории селекторного совещания слова премьера о том, что мы и есть государство.

Поэтому администрация области в ходе подготовке к акции 27 марта провела заседание вновь созданной ассоциации "Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области", на котором заместитель главы администрации А.Кращенко (промышленность, транспорт, связь) прямо и откровенно поставил перед директоратом вопрос: "В одном мы будем строю или в разных?". Директора попытались отмолчаться, но А.Кращенко настойчиво подчеркнул, что требование об отставке правительства не должно быть поддержано в ходе предстоящих митингов и манифестаций, ибо в противном случае встанет вопрос об общей корпоративной ответственности за сложившееся положение вещей. А председатель облсовпрофа В.Кобозев предложил руководителям предприятий, намечая тем самым вполне определенную линию поведения, не только не мешать подготовке акции, но помочь в этом своим коллективам. Следует отметить, что возможное требование митингующих об отставке президента не обсуждалось.

В ходе подготовки к проведению акции в облсовпрофе прошли консультации с представителями политических и общественных организаций области, позволившие, с одной стороны, выявить их позицию, а с другой — обеспечившие профсоюзам контроль над ходом митинга в дальнейшем и предупредившие вмешательство политических сил в намеченный сценарий его проведения. Предварительно о поддержке митинга протеста в той или иной степени заявили практически все политические группировки. При этом ДВР заявило вслед за руководством, что "руками голодных людей другие, вполне сытые борются за власть" и выразило опасение, что подобное развитие событий грозит в дальнейшем перерастанием в вооруженное восстание. А НДР, признавая право людей на справедливые требования и их выражение законными методами, в то же время заметило — в полном соответствии с позицией премьера, — что "сами по себе акции протеста никогда не решали и не решат проблем." Активисты, поддерживающие А.Лебедя, заявили о том, что проводят мобилизацию своих сторонников для участия в акции и поддерживают инициативу профсоюзов о ее проведении. “ЯБЛОКО” было готово активно поддержать требования профсоюзов и способствовать проведению митинга с принципиальных позиций, однако на этапе его подготовки выявилось нежелание организаторов предоставить сторонникам Г.Явлинского в Волгограде такую возможность. Отнюдь не желая популяризировать личность депутата Госдумы И.Лукашева, они отказали ему в праве выступить в ходе митинга, что послужило в дальнейшем причиной резкой критики с его стороны профсоюзов вообще, и их местной организации в частности.

Объективно оценивая потенциал местных политических организаций, следует констатировать, что их позиции по отношению к данной акции были важны лишь как политические декларации, ибо все они — за исключением КПРФ, — никоим образом не могли повлиять на ее ход из-за отсутствия достаточного для этого потенциала. По сути они зависели от профсоюзов. Это в полной мере проявилось непосредственно в ходе митинга, когда названые политические группировки смогли помимо своего флага или плаката привести на площадь считанное число своих приверженцев. Критическим фактором для хода акции и степени ее накала была позиция КПРФ, которая ранее заявляла о стремлении де-факто возглавить проведение митинга, но накануне его проведения заняла более сдержанную позицию. Это нашло свое отражение как в словах секретаря ОК КПРФ Н.Богомолова о том, что мы "пойдем в одной колонне со всеми участниками профсоюзной акции", так и в заявлении контролируемого КПРФ Волгоградского горсовета, в котором массовые выступления трудящихся расценены как "...закономерная и естественная реакция общества на глубочайший экономический и социальный кризис" и поручено председателю горсовета выступить на митинге с поддержкой "...требований об изменении социально-экономического курса и добровольной (определение добавлено при обсуждении документа — С.Г.) отставке Президента и отставке правительства", но нет ни слова критики в адрес администрации области.

В итоге перед поведением манифестации и митинга 27 марта, собравших по разным оценкам от 13 до 20 тыс. человек, возникла противоречивая ситуация, когда организаторы в лице руководства профсоюзов (наладившие контакты и проводившие тесные консультации с руководством области), глава администрации области и руководители ведущей оппозиционной партии были одинаково заинтересованы в том, чтобы течение митинга не вышло за рамки предъявления умеренных требований, не становясь резким и напряженным. Это разительно контрастировало в ходе митинга с настроениями большей части его участников, с готовностью откликавшихся на редкие призывы с трибуны к политическому противоборству с существующим режимом. Чувствовалось, что сдержанные выступления ораторов — в том числе известной ранее своей политической страстностью депутата Госдумы А.Апариной (КПРФ), — расхолаживают присутствующих. В итоге через сорок минут после начала митинга площадь опустела наполовину.

Принятая на митинге резолюция констатирует, что за период с ноября прошлого года федеральными и местными органами власти не было принято эффективных мер по выполнению требований профсоюзов, растут безработица, задолженность по заработной плате и другим выплатам. Поэтому профсоюзы вновь требуют полного погашения задолженности, достаточного финансирования бюджетных организаций во всех сферах, принятия законов о декларировании доходов государственных и политических деятелей, об ответственности должностных лиц за продолжающиеся невыплаты заработной платы, и др. От администрации области и города участники акции требовали не повышать квартплату и стоимость коммунальных услуг до нормализации положения с выплатой заработной платы и роста доходов населения, прекратить перечисление средств в федеральный бюджет до погашения задолженности по заработной плате и принять чрезвычайные меры по борьбе с преступностью. Предъявлены политические требования о "досрочном сложении обязанностей Президента РФ Б.Н.Ельциным", о "полной отставке правительства во главе с В.С.Черномырдиным за неумение управлять экономикой страны, развал промышленности, сельского хозяйства, приведение к нищете, голоду рабочего человека и его семьи."

В целом в ходе акции 27 марта на территории области проведено 167 забастовок (в том числе в Волгограде — 28), в которых по данным профсоюзов приняли участие более 12,5 тыс. чел., а также 1063 митингов и манифестаций с общим числом участников около 63 тыс. чел. Проведено также 22 пикетирования, в которых участвовали около 800 чел. В других формах протеста (80 собраний и прочих акций) приняли участие 20 тыс. чел. Основное число забастовок (127, более 5 тыс. участников) было проведено профсоюзом работников народного образования и культуры. Также активно проводились забастовки профсоюзом энергетиков — 21, более 3 тыс. участников. Особенно большое число забастовок проведено в некоторых сельских районах, среди которых выделяется удаленный (Заволжье, граница с Казахстаном) Палласовский район: 22 забастовки, объединившие 1242 человека.

В ходе акции не зарегистрировано никаких конфликтов, провокаций или противоправных действий.

Источники

1. Основные тенденции экономических преобразований в Волгоградской области. 1991-1995 гг. Волгоградский областной комитет государственной статистики.

2. Кобозев В. За солидарность и эффективность действий // Волгоградские профсоюзы. — Волгоград, 1996. — 1 ноября. — №44. — С. 1.

3. Мотузова Р. "За труд, зарплату и социальные гарантии!" Шествие на краю надежды // Областные вести. — Волгоград, 1996. — 10 ноября. — №45. — С. 1.

4. Макевнина В. Мы с тобой — два берега? // Волгоградская правда. — Волгоград, 1997. — 25 марта. — №53. — С. 1.

5. Махалина Е. Поможет ли акция протеста? // Волгоградская правда. — Волгоград, 1997. — 27 марта. — №55. — С. 1.

6. Селезнева Н. Пароль для встречи — "беда" // Волгоградская правда. — Волгоград, 1997. — 29 марта. — №57. — С. 1.

7. Савельева Н. Сходили, потребовали... // Интер. — Волгоград, 1997. — 28 марта. — №13. — С. 5.

8. Резолюция, принятая на митинге 27 марта 1997 г. // Волгоградские профсоюзы. — Волгоград, 1997. — 4 апреля. — №14. — С. 1.