Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Независимый информационно-аналитический центр "ГАБИТУС"

Н. ПОГОДАЕВ

Томская область

в феврале 1997 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Исполнительная власть

1.1.1.    Областная администрация

В большом интервью одной из томских газет губернатор Томской области Виктор Кресс коснулся целого ряда важных для области проблем. Прежде всего он вернулся к событиям акционирования Томского нефтехимического комбината. По существовавшему тогда правилу, аукцион по предприятиям, основные фонды которых превышали 250 млрд. рублей, проводился не по месту нахождения этих предприятий, а в Москве. Так было и с ТНХК. В результате москвичам удалось провести в совет директоров шестерых своих представителей, при общем составе совета в 11 человек. Плохая работа ТНХК сегодня, считает губернатор, связана именно с тем, что контрольный пакет акций находится у "ребят в малиновых пиджаках", у которых свои интересы. Администрация предпринимала неоднократные попытки вернуть себе контрольный пакет акций, но пока тщетно. Далее он коснулся ситуации на ПО "Контур". Он подчеркнул, что администрация сделала все возможное, чтобы сменить руководителя этого предприятия ВПК и ввести внешнее управление. Через арбитражный суд администрация противодействовала ряду кандидатов, претендовавших на то, чтобы стать у руководства этим предприятием. По словам В.Кресса, противодействие было оказано тем, за чьей спиной стояли томские мафиози. Назначенный внешним управляющим И.Иткин провел на "Контуре" ревизию и обнаружил хищения государственных средств на миллиарды. Губернатор считает, что областная администрация не несет ответственности за подобное положение дел, так как "Контур” — федеральная собственность, области же в управление он доверен не был. Коснувшись проблем предприятий ВПК, губернатор пояснил, что специфика томских оборонных предприятий была в том, что они никогда не были головными структурами, и не производили  конечной продукции, поставляя комплектующие детали. Теперь таковых требуется меньше и головные предприятия стали выпускать их у себя. Основной проблемой лесной отрасли области губернатор считает дефицит квалифицированных руководителей на местах. Посетив лесные районы области, он пришел к выводу, что деньги на местах в леспромхозах надо давать под конкретных людей. Ряд программ по лесной отрасли будет обсуждаться в скором времени у вице-премьера Большакова. Упор будет сделан на создание перерабатывающих центров. В марте планируется запуск завода ДВП в Асине.

Следующий темой были отношения областной администрации с депутатами Государственной думы РФ. В.Кресс подтвердил, что после выборов 95-го года была попытка создать совместно действующую депутатскую группу. Но почин не был поддержан, группа не сложилась. Причина в том, что у всех депутатов свои, разные, интересы. Избиратели же для многих томских депутатов (в том числе и для С.Сулакшина, сказал В.Кресс) — это лишь машина для голосования. Кроме того, отметил губернатор, депутаты порой "присваивают" плоды многолетних совместных усилий администрации по решению тех или иных проблем. И вновь в качестве примера он привел С.Сулакшина, заявившего, что это он решил проблему вхождения в федеральную программу по водоснабжению Томска. Что касается обращаемости к томским депутатам со стороны различных областных структур и предприятий, то губернатор сказал, что больше всего обращаются к С.Сулакшину. Раньше много обращались к А.Поморову, но сейчас в все меньше и меньше.

По поводу недавних выборов глав администраций в районах области, губернатор сказал, что областная администрация на совете территорий не однажды обсуждала схему выборов. По районам были раскреплены люди, процесс шел управляемый. И если в Омской области из 24 бывших глав администрации не были переизбраны 17, то в Томской, за исключением одного района, результаты оказались ожидаемыми.

Характеризуя работу аппарата государственной власти в Томской области, В.Кресс сказал, что аппарат стал более работоспособным, чем раньше. Одним из рычагов, помогающим добиваться эффективности работы аппарата, является более-менее приличная зарплата [1].

Таким образом губернатор обозначил основные болевые точки развития процесса управления областью и ситуацию в основных ее отраслях. Полностью, правда, была обойдена вниманием нефтегазодобыча.

Вышли в свет восьмой и девятый выпуски бюллетеня "Официальные ведомости администрации Томской области". В восьмом номере представлены сентябрьские и октябрьские постановления главы администрации области, в том числе:

"Об областной целевой программе по профилактике и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на территории Томской области на 1996-2000 годы",

"Об оснащении приборами учета и контроля за использованием тепловой энергии",

"О введении обязательного энергетического обследования организаций на территории Томской области",

"О мерах по урегулированию и предотвращению трудовых споров",

"О мерах по погашению задолженности бюджетным и внебюджетным фондам",

"О корректировке предпринимательских проектов",

"Об утверждении временного положения о порядке лицензирования риэлтерской деятельности на территории Томской области",

"О реорганизации лицензионной палаты Томской области",

"О выплате государственных пенсий в безналичной форме".

В девятом номере напечатаны ноябрьские и декабрьские постановления и законы, принятые Государственной думой Томской области и подписанные губернатором Томской области:

"Об отмене лицензий",

"О временном порядке финансирования зарплаты работникам муниципальных учреждений образования",

"О погашении государственных жилищных сертификатов на территории области",

"Об упорядочении лицензирования деятельности по эксплуатации инженерных систем города и населенных пунктов Томской области",

"О Томской лизинговой компании",

"Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг",

"О введении на территории Томской области лицензирования деятельности по сбору, переработке и реализации лома и отходов цветных и редких металлов",

"О лицензировании деятельности по производству и оптовой реализации этилового спирта и алкогольной продукции, пива",

"О принятии мер по обеспечению требований участников общероссийской акции профсоюзов 5 ноября 1996 года",

закон "О внесении дополнений и изменений в закон Томской области "О налоге на пользователей автомобильных дорог, налоге на приобретение и налоге с владельцев автотранспортных средств",

закон "Об областном бюджете на 1997 год",

закон "О порядке избрания глав муниципальных образований представительными органами самоуправления" [2].

5 февраля в здании областной администрации представители администрации, профсоюзов и работодателей подписали Соглашение о социальном партнерстве на текущий год. Многие пункты трехстороннего соглашения 1996 года выполнены. Но администрация области и работодатели не сдержали слова в главном — в своевременной выплате зарплаты работникам бюджетной сферы. В этом и особенность нынешнего трехстороннего соглашения — глава администрации области подписал его при наличии графика погашения этой задолженности. Губернатор Виктор Кресс отметил, что впервые в подписании документа участвует глава области — это значит, что власти трехстороннему соглашению придают серьезное значение. Предполагается еженедельный контроль за реализацией соглашения. Координатор трехсторонней комиссии, заместитель главы администрации Григорий Шамин, подводя итоги работы за прошедший год, заметил: друг без друга трем сторонам в рыночных условиях не прожить, а соглашение — единственная возможность договориться о правилах игры. Среди проблем заместитель главы отметил, что союз работодателей не создан до сих пор. От лица профсоюзов документ подписал Петр Брекотнин, председатель Федерации профсоюзных организаций Томской области, от лица работодателей — член совета директоров МПО Г.Молоканов, координатор союза предпринимателей В.Пинкин, председатель совета Союза лесопромышленников области В.Панов, председатель совета ректоров вузов Г.Рогов, член совета директоров автотранспортных предприятий В.Граубергер. Областная администрация должна содействовать выполнению целевых областных и федеральных программ, вернуть задолженность по выплате зарплаты бюджетникам за 1996 год не позднее 1-го полугодия 1997 года, разработать и опубликовать прогноз регистрируемого рынка труда, добиться сдерживания безработицы к концу года до 5,5-6%. Есть свои обязательства у работодателей и профсоюзов. К соглашению прилагается график погашения задолженности по зарплате [3].

1.2.    Представительная власть

1.2.1.    Депутаты Госдумы РФ

Известно, что интересы Томской области в Государственной думе РФ по одномандатному округу представляет единственный депутат С.С.Сулакшин. Посещение им Томска сопровождается чаще всего многочисленными публичными выступлениями. По мнению депутата для того, чтобы повернуть дела в России к лучшему, надо сменить больного президента и нынешнее правительство. Он назвал очень высокой вероятность новых президентских выборов уже в нынешнем году. По мнению депутата, наиболее вероятным преемником Б.Ельцина станет А.Лебедь. Команда Чубайса, говорит он, уже начала его раскручивать. Расклад Лебедь-Зюганов, считает Степан Степанович, почти безнадежен. Потому что страну опять станут растаскивать на противопоставления: не хотите коммуниста Зюганова — голосуйте за миротворца Лебедя. Единственный шанс переломить безнадежную ситуацию, считает Сулакшин, это выбрать президентом Юрия Лужкова. По свидетельству местных обозревателей, С.Сулакшин оказался сегодня левее коммунистов. Он заявляет, что думская фракция КПРФ не выполняет роль оппозиции. Более того, по его мнению она сомкнулась с правящим режимом и, по сути дела, помогает ему существовать. Настоящей и реальной оппозицией С.Сулакшин считает группу "Народовластие", куда он и входит. По мнению депутата Госдумы, на Западе существует реальный план развала российской экономики. Ключевое решение, при помощи которого проводится антироссийская политика — это сжатие денежной массы. Ее объем в России — уже менее десяти процентов к валовому внутреннему продукту. А это еще меньше, чем в латиноамериканских странах. В Венгрии же, Польше, Чехии, Китае объем денежной массы нарастает и составляет более 50%. И там индекс инфляции падает. В Германии, Англии, Франции, Испании, Португалии, США денежная обеспеченность национальной экономики составляет 70-80 и более процентов [9]. Томская пресса отреагировала на статью Ирины Ясиной в газете "Сегодня", уделившей внимание Степану Сулакшину, его активности по отстаиванию интересов Томской области. Дан перечень статей, по которым область получает деньги из федерального бюджета благодаря активности С.Сулакшина [10]. Стоит, правда, напомнить мнение губернатора В.Кресса, который заметил, что большинство программ для области были добыты благодаря усилиям работников администрации, а не одного депутата Госдумы РФ. В ряде заметок успехи С.Сулакшина оцениваются весьма саркастически [11]. Через киоски "Роспечати" распространяется брошюра "Письмо к томичам (О Сулакшине и не только)". М.,1997. Авторы брошюры — депутат Государственной думы РФ Собакин Е.Ю., генерал-майор, доктор военных наук Н.И.Турко, советник Госдумы РФ И.Г.Асламазов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) С.Н.Гончаренко, заместитель руководителя Вычислительного центра МГК Ю.В.Медведев, журналист газеты "Деловой мир" С.А.Модестов, помощник депутата М.Д.Артамонов, доктор технических наук, профессор Объединенного института высоких температур РАН В.И.Ковбасюк. Вся эта достаточно разномастная компания озабочена тем, чтобы объяснить томичам, сколь велики перед страной и Томском заслуги С.С.Сулакшина. Тираж, место издания и прочие выходные данные "произведения" не указаны. Тем не менее надо отметить, что С.С.Сулакшин, пожалуй, единственный из всех представителей Томска в Госдуме РФ, который постоянно напоминает о себе избирателям.

1.2.2.    Областная Дума

28 января прошло первое в новом году собрание Государственной думы Томской области. Повестка дня содержала 16 вопросов. Рассмотрены три программы: областная целевая "Устойчивое развитие ЛПК Томской области на основе рационального лесопользования и глубокой переработки лесопродукции", территориальная целевая "Сохранение и развитие культуры и искусства (1996-2000гг.)” и программа становления местного самоуправления. Внесены изменения и дополнения в программу развития и поддержки малого предпринимательства области. Депутаты рассмотрели два проекта областных законов: "Об энергосбережении на территории Томской области", регулирующий правовые и экономические отношения при производстве и потреблении энергии и топлива, и "О порядке управления объектами государственной собственности на территории Томской области". "Энергетический" закон был принят Думой и вступит в силу со дня официального опубликования. По второму — "о госсобственности” — создана согласительная комиссия для доработки проекта к принятию в третьем чтении. Внесены изменения в действующие законы "Об административной ответственности...", о государственной и муниципальной службах. Первым же вопросом на 29-м собрании Думы томские парламентарии обсудили кандидатуры на должность прокурора Томской области (истек пятилетний конституционный срок полномочий Х.У.Пономарева). Заместитель Генерального прокурора РФ А.Розанов представил депутатам Ю.К.Сухоплюева, первого заместителя областного прокурора. При одном воздержавшемся депутаты согласились с назначением Юрия Кузьмича на эту должность [12].

Согласительная комиссия областной Думы будет рассматривать вопрос о пенсиях для госслужащих. Дело в том, что бывшие коммунисты все настойчивее поднимают вопрос о том, чтобы действие закона о "властных" пенсиях распространить и на бывшую партноменклатуру. Автор публикации на эту тему задается вопросом о реакции "простых" пенсионеров. Правомерен ли вопрос о льготах бывшей номенклатуре сейчас, если даже по минимуму всех пенсионеров обеспечить не можем?[13].

2.    Деятельность органов местного самоуправления

31 января, на своей 23-й (внеочередной) сессии депутаты городской Думы утвердили схему расходов городской избирательной комиссии для проведения повторных выборов в городскую Думу 23 марта. На выборы выделено 789 млн. 693 тыс. рублей (сначала была заявлена сумма в 991 млн. рублей) [4].

31 января мэр Томска подписал Постановление о создании муниципального унитарного предприятия "Центр муниципального заказа", руководителем которого назначен Н.Ровнейко. Этой мерой мэр решил централизовать финансы для упорядочения расходования бюджетных средств на содержание, восстановление и техническое перевооружение муниципальной собственности. Всем начальникам управлений, подразделений мэрии с 1 февраля предписывается осуществлять финансирование капитального ремонта жилья, объектов коммунального хозяйства, связанного с подготовкой города к зиме, капитальным и текущим ремонтом объектов образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, спорта, аптекоуправления, через Центр муниципального заказа. Центру же в свою очередь до 1 марта предписано сформировать планы капитального ремонта объектов муниципальной собственности. В обоснование своего постановления мэр Томска ссылается на постановление правительства РФ "О разделении функций заказчика и подрядчика" от августа 1996 года, которое по сути рекомендует создание таких служб. В прежней практике ПЖРТ выступали одновременно и заказчиком на ремонте жилья и инженерных сетей и подрядчиком. Сами же осуществляли и технадзор, сами себе оплачивали работы. В результате, говорится в газетной публикации, переплачивалось до 60-70% бюджетных средств. Новое муниципальное предприятие будет осуществлять функции заказчика и технадзора от имени мэрии [5].

Решением мэра Томска №118 от 30.01.97 г. в Томске определен порядок, условия формирования и размещения муниципального заказа. Временное положение включает следующие разделы: Общие положения, Порядок формирования муниципального заказа, Полномочия комиссии по предоставлению муниципального заказа, Оформление договоров на муниципальный заказ, Контроль за исполнением муниципального заказа и отчетность. В приложении определены предельные понижающие коэффициенты к базовой ставке, применяемые при определении арендной платы за нежилые помещения на первое полугодие 1997 года [6].

Подписан договор о финансово-хозяйственном сотрудничестве мэрии Томска и "ЭнергоАктивБанка", который означает переход этого банка в статус уполномоченного. В круг вопросов, решать которые партнеры будут сообща, вошли обслуживание счетов муниципальных предприятий, прием коммунальных платежей, работа с ценными бумагами мэрии, кредитование, инвестиционные программы, развитие системы безналичных расчетов. Важным моментом является соглашение, которое предусматривает вступление мэрии и муниципальных предприятий в число участников банка и работу представителей мэрии в совете банка. В траст мэрии передается контрольный пакет акций. Готовятся дополнительные соглашения к договору, например, постановление о жилищно-коммунальных платежах, по которому уполномоченный банк мэрии будет участвовать в работе со счетами предприятий жилищно-коммунальных хозяйств и приеме платежей от населения Томска. Все это свидетельствует о том, что городские власти начали формирование собственной финансово-банковской системы [7].

17 февраля управляющим делами мэрии Томска назначен Александр Александрович Мельников.

Родился в 1952-м году в Красноярском крае в семье учителя и служащей. Служил в пограничных войсках. Учился в Томском политехническом институте. Работал на "Контуре" радиомонтажником. В 1974-м принял предложение уйти в контрразведку. По январь 1993-го служил в управлении Государственной безопасности на различных должностях. Занимался контрразведывательным обеспечением промышленных объектов, антитеррористической деятельностью, противодиверсионной на транспорте, в том числе воздушном. В Ташкенте окончил Высшие курсы КГБ, т.е. имеет юридическое образование. В январе 93-го ушел из органов госбезопасности по причине пошатнувшегося здоровья. Работал заместителем генерального директора совместного предприятия "Герос", затем возглавил промышленно-коммерческий союз "Авега". С должности генерального директора этого союза и пришел в мэрию Томска. А.Мельников считает, что в городской исполнительной власти пора прекращать разного рода политическую борьбу, поскольку убежден: политическим лицом здесь должен быть только первый руководитель. Остальные — аппарат, обеспечивающий работу мэра [8].

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.    Городская Палата общественности

31 января состоялось очередное заседание городской палаты общественности. Участники встречи обсудили вопросы развития местного самоуправления, рабочие группы палаты отчитались о своей деятельности, рассмотрели вопрос о сопредседателе палаты. Палата обратилась к мэрии Томска с просьбой провести тщательное расследование гибели мальчика, упавшего в канализационный люк на одной из улиц Томска. Члены палаты выразили надежду на то, что в Томске возникнет прецедент возбуждения уголовного дела и судебного разбирательства по факту безответственного, влекущего за собой несчастные случаи, отношения чиновников к состоянию коммунального хозяйства [14].

3.2.    "Мемориал"

1 февраля прошла отчетно-выборная конференция областного общества "Мемориал", существующего с 1988 года и выражающего интересы жертв политических репрессий. Присутствовало более 300 человек преимущественно пожилого возраста. Среди гостей конференции были областные руководители Л.Эфтимович и А.Габрусенко, представители УВД, органов безопасности и прокуратуры. Сопредседатель общества Вильгельм Фаст сказал, что из 600 тысяч человек, подвергшихся репрессиям на территории Томской области, в настоящее время здесь проживает 25 тысяч. В.Фаст напомнил, что дата конференции совпала с мрачной годовщиной: 60 лет назад вышло постановление ВЦИК и ЦК ВКП(б) о ликвидации кулачества, что стало началом "великого перелома", когда миллионы лучших крестьянских хозяев были сосланы в необжитые места на гибель и страдания. Дети этих людей сейчас в основном и реабилитируются. За 96-й год справку о реабилитации получили 17 тысяч томичей. Всего же после августа 91-го силами УВД восстановлена в юридических правах 131 тысяча живых и мертвых раскулаченных. Сопредседатель общества Борис Тренин рассказал об общественной приемной "Мемориала", работа которой финансируется фондом Д.Сороса. Сопредседателями общества на следующий год переизбраны Николай Кандыба, Борис Тренин и Вильгельм Фаст [15].

3.3.    Коммунисты

8 февраля в Томске прошла областная отчетно-выборная конференция местной организации Российской коммунистической рабочей партии (РКРП). В ее работе приняли участие 59 делегатов и гости. Первым секретарем обкома РКРП избран инженер производственного объединения "Сибэлектромотор" Владимир Енгалычев. Партия выдвинула двух кандидатов в городскую Думу. По округу №2 будет баллотироваться председатель областного совета рабочих и крестьян Борис Соломатин, по округу №5 в борьбу готовится вступить В.Енгалычев. На конференции выступили лидеры союзных партий: первый секретарь обкома КПРФ Анатолий Утропов, председатель областной организации аграрной партии Виктор Проскурня, секретарь областной организации социалистической партии труда Рашид Ялалтдинов и председатель общественно-политического движения "Народно-патриотический союз России" Ростислав Попадейкин [16].

3.4.    Научные конференции

8 февраля в центре культуры Томского госуниверситета состоялась третья научно-практическая конференция "Русская идея и российское государство", организованная Томским отделением всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие", Томским госуниверситетом и рядом общественных организаций. В ноябре-декабре прошлого года на предыдущей конференции обсуждались проблемы философии, идеологии, культуры, образования и искусства. Теперь же в сфере внимания ее участников оказались наиболее важные проблемы российского государства — экономика и политика. В рамках конференции были рассмотрены проблемы взаимодействия России с Востоком и Западом, экономические пути развития российского государства и роль русской идеи в современной геополитической ситуации [31].

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В прессе опубликованы данные о социально-экономическом положении Томской области за 1996 год [17]. Этой проблеме посвящен целый ряд публикаций. По данным департамента промышленности обладминистрации, за январь валовый внутренний продукт (ВВП) в области сократился на 3,6%. Снижение это вызвано в основном тем, что плохо сработали нефтяники (их результат — 99,1%). Некоторый прирост произошел в электроэнергетике и химико-фармацевтической промышленности. Но эти достижения в рамках ВВП полностью "нейтрализованы" машиностроением, для которого январь стал провальным — спад еще на 18,1%. Продолжают катиться вниз и другие отрасли — лесная, пищевая и т.д. Многие предприятия, особенно оборонные, не могут восстановить силы еще с прошлого года, когда из промышленности ушло почти 9 тысяч человек (12% — из "оборонки"). И этот отток не прекращается, на грани увольнения еще тысячи рабочих и служащих [18].

В целях увеличения собираемости налогов и повышения контроля за их своевременным и полным внесением в областной бюджет постановлением первого заместителя Главы администрации утвержден перечень наиболее крупных предприятий-налогоплательщиков. В него вошли: "Томскнефть", "Восточная нефтяная компания", "Торговый дом "ВНК", "Томскнефтепродукт", "Томскгаз", "Томскгазстрой", "ТНХК", "ТХК-4", "Томсктрансгаз", "Томскэнерго", "Сибкабель", "МНЦС", "Томскнефтегазгеология" и завод пищевых продуктов "Томский". Областной налоговой инспекции поручено организовать оперативный контроль за состоянием расчетов этих предприятий с областным бюджетом. Налоговой полиции, департаменту финансов и другим контролирующим органам поручено принимать оперативные меры по сокращению недоимки и устранению каналов уклонения от налогообложения [19].

Постановлением губернатора В.Кресса для своевременного финансирования поставок семян, зеронофуража и запасных частей к сельхозтехнике для сельхозпроизводителей Томской области на весенние полевые работы департаментом финансов будут выпущены простые областные векселя на сумму в пять миллиардов рублей. Департаменту финансов областной администрации для погашения бюджетной задолженности перед областным фондом финансовой поддержки досрочного завоза товаров в северные районы области поручено произвести второй выпуск беспроцентных областных простых векселей 1997 года на сумму 25 миллиардов рублей [20].

27 января состоялась встреча депутата Госдумы Степана Сулакшина и банкиров Томской ассоциации коммерческих банков (АСТБ). Основной темой обсуждения была отработка законопроекта по привлечению бюджетных средств в регионы. Поднятая проблема явилась следствием заседания правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики, прошедшего в центробанке (Москва). На нем первый вице-премьер Владимир Потанин сообщил, что правительство утвердило список банков, уполномоченных обслуживать бюджетные средства. Критерием включения в список считается уровень собственных средств свыше 1 трлн. рублей. Фаворитов набралось тринадцать, из них в Томске: ГБ Сбербанк РФ (собственные средства — 14,3 трлн. рублей); ТФ "Российский кредит" (1,1 трлн.); ТФ Столичный банк сбережений (1,1 трлн. рублей); ТФ Мосбизнесбанк (1 трлн.). Однако требования к уполномоченным банкам довольно высоки, и они не по силам ни одному из томских банков. Основной идеей С.Сулакшина, которую он представил в виде проекта закона, является лоббирование в Госдуме региональных финансовых интересов. Он отметил, что процесс перетекания денежных средств в Москву теперь особенно усиливается, и это создает угрозу снижения устойчивости коммерческих банков региона. Не секрет, что большинство депутатов Госдумы — москвичи, выражающие интересы московского финансового капитала, что приводит к ущемлению интересов регионов и созданию финансового дисбаланса в российской экономике. Так, 80% всех банковских капиталов "вращается" в Москве, в то время как за Уралом испытывают дефицит в кредитных ресурсах. Все это приводит к ситуации, когда, по словам С.Сулакшина, становится необходимым создание общенациональных банков, выражающих интересы регионов. И вполне реально 800 млрд. бюджетных денег провести через томские банки. Именно отсутствие значительных средств у томских банков не позволяет кредитовать местную промышленность в полном объеме. Так, СХК и областная администрация третий год кредитуются в Инкомбанке, не имеющем здесь даже своего филиала. Утверждая, что реально провести закон через Госдуму, С.Сулакшин предложил томским банкирам помочь в создании законопроекта о развитии региональных банковских институтов. Одним из пунктов должно быть положение о приоритетах при распределении бюджетных средств, критерии выбора местного банка или филиала [21].

3 февраля на аппаратном совещании в областной администрации заместитель губернатора Ю.Ю.Галямов рассказал о результатах своих столичных встреч. К сожалению, Москва продолжает свой курс на размещение наиболее выгодных заказов в европейской части страны. И в 1997 году томские предприятия не получат ни одного государственного оборонного заказа. Поэтому томичам придется рассчитывать только на свои силы [22].

Принятое еще летом 1996 года решение о замораживании строительства завода пластмасс АО "Томский нефтехимический комбинат" (ТНХК) вступило в силу. Идет сокращение работников. Из 40 человек останутся только двое — директор и бухгалтер. Завод пластмасс был рассчитан на производство бензола, полиэтилена высокого давления и другой химической продукции, имеющей повышенный спрос на зарубежных рынках. Его годовой оборот мог бы достигать 60 млн. долларов. Однако учредители пришли к выводу, что до тех пор, пока весь ТНХК и даже вся отрасль в целом не выйдет из экономического кризиса, вести строительство нового предприятия не представляется возможным [23].

В рамках межотраслевого промышленного объединения предприятий Томска прорабатывается схема, предполагающая создание специализированного магазина (межотраслевая база товарного обеспечения), в который предприятия смогут поставлять товары за купоны, имеющие статус внутрихозяйственного обращения в МПО. Полученные за товары купоны предприятия выдают членам коллектива, которые в свою очередь могут приобрести необходимые товары в спецмагазине. Из-за более широкой номенклатуры товаров, чем на каждом отдельно взятом предприятии (по мысли разработчиков), предлагаемая система позволит повысить заинтересованность работников в получении части зарплаты купонами. Реализация товаров в магазине также будет осуществляться и за деньги. В дальнейшем магазин может производить поставки товаров и их обмен между торговыми точками предприятий, участвующих в системе как оптовая база. Одна из проблем реализации проекта — степень защищенности купонов. МПО уже провело переговоры с фабрикой Госзнака, которая обещала отпечатать купоны с необходимой степенью защиты [24].

В Томске работает представительство Центра по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Основная идея томского проекта — представить регион с точки зрения макроэкономики, а также выделить приоритетные предприятия и отрасли. Областная администрация свои цели видит в том, чтобы посмотреть на себя глазами представителей стран развитого капитала и со своей стороны дать информацию потенциальным инвесторам. Работа в рамках проекта велась целый год. Итоги будут подведены в начале июня на конференции "Региональный подход к индустриальной реструктуризации". Реализацией томского проекта занимаются Франция, США, Австрия, Германия, Финляндия и другие страны. Работа ведется по 14 направлениям, в том числе и по лесной отрасли. Для ее изучения в Томск скоро приедут финские специалисты. Для изучения нефтегазового комплекса приедут специалисты из США. Среди целей проекта и подъем наукоемких технологий. Обращается внимание на постприватизационную инфраструктуру — все, что связано с финансовым сектором, с финансовым рынком. Здесь предполагается тесный рабочий контакт со специалистами из Новосибирска, а потом и с американскими. Проект завершится отчетом с рекомендациями как местным властям, так и федеральному правительству [25].

На совещании в мэрии обсуждалось положение дел в районах города. Почти во всех районах работники муниципальных учреждений получили зарплату за ноябрь. В то же время быстро растут долги по другим защищенным статьям. В Ленинском районе — долг по зарплате — 1 млрд. рублей; по второй статье (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд ОМС, фонд социального страхования) — 2 млрд. 705 млн. рублей. В Советском задолженность по зарплате — 1 млрд. рублей, по налогам — 1 млрд. рублей. В Октябрьском — по зарплате — 5 млрд. 370 млн. рублей, по второй статье — 6 млрд. 400 млн. рублей [26].

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Ситуация с финансированием школ г. Томска

Известно, что в Томске стало привычным явлением недостаточное финансирование школ, задержка зарплаты учителям, отсутствие средств на ремонт, на учебники, питание школьников, другие школьные нужды. Положение не улучшится, считают руководители города, если не привести расходы на образование в соответствие с возможностями городской казны. При утверждении расходов бюджета на образование на 97-й год мэр Томска издал распоряжение, предписывающее городскому управлению образования и комитету по экономике мэрии изыскать дополнительные статьи доходов, а в учебных заведениях — внутренние резервы для экономии средств. Разъяснения по поводу механизма экономии дал начальник управления образования мэрии Томска Роберт Ларичев. Он сказал, что в настоящее время бюджет не может содержать образование в том количестве и качестве, что было в течение последних двух-трех лет. Только по зарплате задолженность учителям составляет более двух месяцев. Если ничего не предпринять, то к лету она составит уже четыре месяца. Кроме этого есть прошлогодние долги за ремонтные работы и коммунальные услуги — всего около 42 млрд. рублей. Экономия будет вестись не за счет сокращения учебных заведений или увеличения наполняемости классов, а за счет урезания тех направлений, которые развивали тогда, когда были деньги. Предполагается провести сокращения в детских садах, групп продленного дня в школах (в среднем их останется не более двух на школу). Управление пойдет на сокращение классов педагогической коррекции и классов для детей с замедленным психическим развитием. Ранее ребят направляли туда без заключения врача-психотерапевта. Теперь, если таких документов не будет, то дети будут переведены в обычные классы, даже если придется открыть дополнительные. Планируется убрать ставки освобожденных классных руководителей в первых-девятых классах. Они вводились в ряде школ в виде эксперимента, результат был хороший. Но денег на это в бюджете сегодня нет. Классное руководство останется по совместительству с соответствующей доплатой. Будут закрыты и отделения профессионального обучения — остатки некогда существовавших производственных комбинатов (их закрытие даст экономию в 150 млн. рублей). Планируется расширить круг платных услуг в школах. За счет этого планируется собрать более трех миллиардов рублей. В школах будут устанавливаться теплосчетчики, что также, считает Р.Ларичев, даст экономию. Будут рассматриваться вопросы о сдаче некоторых школьных помещений в аренду. По предварительным подсчетам все вышеперечисленные меры дадут экономию в полтора миллиарда рублей. В ответ на эти планируемые меры уже сейчас раздаются серьезные возражения со стороны директоров школ. Один из таких откликов принадлежит директору шестой гимназии Наталье Шульге. Они подчеркивает, что планируемые меры больнее всего ударят по воспитательной работе в школах. И это произойдет на фоне разглагольствований о необходимости борьбы с наркоманией, детской преступностью. Директор гимназии считает, что вместо сокращения средств на школы лучше следовало бы сократить средства на управленческий аппарат. А его разрастание прикрывают ссылками на закон о муниципальной службе [27]. Интересно, что день в день в другой томской газете появилась информация о том, что два заместителя мэра Томска ездили в американский город Монро (штат Мичиган) — побратим Томска для знакомства с состоянием городских дел: работой коммуникаций, очистных сооружений, службы ремонта дорог [28]. В пространной заметке приводится перечень банальностей, которым поразились посетители из томской мэрии. Эти два материала довольно заметно диссонируют в контексте проблем формирования городского бюджета и некоторых предвыборных обещаний мэра А.Макарова.

5.2.    Голодовка чернобыльцев

Еще 3 декабря 1996 года 11 томских ликвидаторов-чернобыльцев начали голодовку, требуя исполнения Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Декабрьская голодовка продолжалась 8 дней, из фондов непредвиденных расходов областной администрации было выделено 560 миллионов рублей на погашение местных долгов. Прошло два месяца, кончились у чернобыльцев деньги, полученные в погашение томских долгов, и вновь со всей остротой встали те же проблемы. 17 февраля чернобыльцы начали сухую голодовку. Понятно, что это очень тяжелое испытание для организма, а если учесть, что все они инвалиды, то последствия могут быть самыми печальными [30].

5.3.    Миграция

По данным миграционной службы Томской области, число переселенцев не уменьшается. В среднем в течение года в область прибывает около полутора тысяч человек. Наиболее массовый поток — из Чечни в марте-апреле 1996 года — около 40 семей, почти девяносто человек. Однако основным "поставщиком" мигрантов остаются бывшие республики Союза: Казахстан (более 55% от общего числа вынужденный мигрантов), Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. Почти 80% — это люди работоспособного возраста. Причинами выезда по-прежнему остаются языковой барьер, перевод делопроизводства и обучения на национальный язык, неприязнь местного населения и ущемление прав русскоязычных. Какого-либо целенаправленного перераспределения мигрантов между городом и сельской местностью миграционная служба не ведет. Порядок добровольно экономический — жилье на селе можно приобрести в несколько раз дешевле, чем в городе. Численность миграционной службы невелика — десять человек в Томске и соответствующие службы в шести районах области: Александровском, Колпашевском, Каргасокском, Шегарском, Асиновском, Молчановском. Конкретная помощь переселенцам заключается в следующем: в течение первых трех месяцев прибывающие в область переселенцы могут обосноваться в центре временного размещения, который находится в Богашево. На февраль 97-го там проживает 85 человек. Детей помогают устроить в школы и дошкольные учреждения, совместно с облздравуправлением организуют в центре и медицинскую помощь. За минувший год более ста сорока семей вынужденных переселенцев получили ссуду на жилье на общую сумму 1,3 млрд. рублей. Размер ссуд установлен постановлением правительства, и в настоящее время для семьи менее пяти человек он составляет 9 млн. рублей, а для семьи свыше пяти человек — 13,5 млн. рублей. Сейчас разработана система предоставления субсидий в виде зачета по долгам строительных организаций, которые и будут расплачиваться с государством жильем. Государство дает субсидию в размере 70% на строительство или приобретение жилья, об оставшихся тридцати процентах должны позаботиться сами нуждающиеся. Федеральный бюджет пока денег не дал, но взаимозачетами на все категории граждан, имеющих право на субсидии, а это военнослужащие, северяне, пострадавшие от ЧС и стихийных бедствий и др., выделено 16 млрд. рублей. Из них 2,6 млрд. предназначено для обустройства вынужденных переселенцев. Сложная обстановка с трудоустройством на работу. На предприятиях идут сокращения, централизовано для устройства мигрантов на работу средств не выделяется. Оформляя для предприятий и организаций разрешения на прием рабочей силы, миграционная служба пытается трудоустраивать и вынужденных переселенцев. Легче с трудоустройством на селе, где сохраняется спрос на учителей со знанием иностранного языка, ветеринаров, механизаторов и т.д. [29].

5.4.    Уровень жизни

Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в январе-декабре 1996г. по Томской области составила 231,5 тыс. человек, или 21,5% от общей численности населения (за аналогичный период прошлого года — 19,4%). Минимальный потребительский бюджет (МПБ), рассчитанный по методике Минтруда РФ 2.03.92 на семью из 4-х человек (муж, жена, дочь — подросток, сын — ребенок) в декабре 1996 г. по сравнению с декабрем 1995 года увеличился на 24,4% и сложился в размере 873,1 тыс. рублей на одного человека. По данным областного управления социальной защиты населения, в 1996 году к числу малообеспеченных граждан относились 29,7% населения области против 16,7% в 1995 году. Из них стоит на учете в органах социальной защиты населения 63,0% от числа малообеспеченных, за тот же период прошлого года — 57,8%. Оказана помощь на сумму 20,8 млрд. рублей или на 56.436 рублей за одно обращение. Наибольшее число малообеспеченных зарегистрировано и стояло на учете в органах социальной защиты в Верхнекетском (45,5% от общей численности населения), Каргасокском (35%), Тегульдетском (34,5%), Молчановском (30%) районах [32].

В январе 1997 года величина прожиточного минимума в среднем на жителя области составила 428.656 рублей. По социально-демографическим группам расклад таков: мужчине трудоспособного возраста на самое необходимое в прошедшем месяце требовалось 520 709 рублей, женщине — 447 581 рубль. Подорожала жизнь у пенсионеров — 300 018 рублей в месяц. На ребенка до 7 лет в январе ушло не менее 343 297 рублей, а на детей от 7 до 15 лет — 473.554 рубля. По южным районам величина прожиточного минимума — в среднем 409 540 рублей, а по северным — 500 900 рублей. По расчетам специалистов управления социально-трудовых отношений, по сравнению с декабрем 1996 года величина прожиточного минимума возросла на 32 727 рублей, или на 8,3%. Значительный рост вызван повышением цен на основные продукты питания — молоко, творог, масло, сыр, яйца [33].

Источники

1. Фролов Е. "Наш принцип — торопиться не спеша" // Красное знамя. — Томск, 1997. — 14 февраля. — №40-42. — С.6.

2. Томский вестник. — Томск, 1997. — 5 февраля. — №22. — С.4.

3. Свинин В. Договорились о правилах игры // Томский вестник. — Томск, 1997. — 7 февраля. — №24. — С.2; Дроздова Т. Нам нельзя друг без друга // Красное знамя. — Томск, 1997. — 6 февраля. — №33. — С.1.

4. Счастная Н. Выборам "зеленую" улицу // Томский вестник. — Томск, 1997. — 1 февраля. — №20. — С.2.

5. Иванова Н. Средства — в один кулак // Томский вестник. — Томск, 1997. — 5 февраля. — №22. — С.2.

6. Временное положение... // Томский вестник. — Томск, 1997. — 11 февраля. — №26. — С.6.

7. Бозрикова Л. Томск обзавелся муниципальным банком // Томский вестник. — Томск, 1997. — 12 февраля. — №27. — С.2; Белоус А. Прогноз "Томской недели" оправдался... // Томская неделя. — Томск, 1997. — 13 февраля. — №7. — С.10.

8. Со вчерашнего дня в мэрии Томска — новый управляющий делами // Томский вестник. — Томск, 1997. — 18 февраля. — №30. — С.2.

9. Клейтов С. Сулакшин ставит на Лужкова // Томский вестник. Томск, 1997. — 7 февраля. — №24. — С.1.

10. Бозрикова Л. Есть лоббисты на томской земле // Томский вестник. — Томск, 1997. — 1 февраля. — №20. — С.1-2.

11. Столонов А. Степан Сулакшин пообщался с директорами... // Томский вестник. — Томск, 1997. — 1 февраля. — №20. — С.2; Свинин В. И с журналистами // Томский вестник. — Томск, 1997. — 1 февраля. — №20. — С.2.

12. Губина Т. 16 вопросов, 3 программы и один прокурор // Красное знамя. — Томск, 1997. — 1 февраля. — №30. — С.1.

13. Губская Н. К чему приравнять "красный мандат" // Красное знамя. — Томск, 1997. — 14 февраля. — №40-42. — С.7.

14. Свинин В. Общественность надеется на расследование причин трагедии // Томский вестник. — Томск, 1997. — 4 февраля. — №21. — С.1.

15. Кащеев Н. "Мемориал" остается силой // Томский вестник. Томск, 1997. — 4 февраля. — №21. — С.2.

16. Кащеев Н. Левые коммунисты объявляют предвыборную готовность // Томский вестник. — Томск, 1997. — 11 февраля. — №26. — С.1.

17. Томский вестник. — Томск, 1997. — 18 февраля. — №30. — С.6.

18. Соловьев А. Ноль целых "чуда" // Красное знамя. — Томск, 1997. — 18 февраля. — №44. — С.1.

19. Гуливеров промышленности — под неусыпный контроль // Томская неделя. — Томск, 1997. — 13 февраля. — №7. — С.2.

20. Векселя большие и маленькие // Томская неделя. — Томск, 1997. — 13 февраля. — №7. — С.2.

21. Чумак К. Ему обещали памятник при жизни // Томская неделя. — Томск, 1997. — 6 февраля. — №6. — С.11.

22. Обломилась последняя соломинка // Красное знамя. — Томск, 1997. — 4 февраля. — №31. — С.1.

23. Литвинова Л. Завода пластмасс не будет // Томский вестник. — Томск, 1997. — 4 февраля. — №21. — С.1.

24. Яковлев А. Можно напечатать собственные деньги? // Томский вестник. — Томск, 1997. — 5 февраля. — №22. — С.2.

25. Свинин В. Управление — ключевая проблема России // Томский вестник. — Томск, 1997. — 18 февраля. — №30. — С.2.

26. Город в долговой яме // Красное знамя. — Томск, 1997. — 11 февраля. — №38. — С.1.

27. Кармазина Е. Ножом сокращений по сердцу Томского образования // Томский вестник. — Томск, 1997. — 11 февраля. — №26. — С.1.

28. Чижевская Н. Американские дорожники не лучше наших // Красное знамя. — Томск, 1997. — 11 февраля. — №38. — С.1.

29. Демакова Л. Мигрантов меньше не становится // Томский вестник. — Томск, 1997. — 11 февраля. — №26. — С.3.

30. Чернобыльцы вновь голодают. На этот раз — всухую // Красное знамя. — Томск, 1997. — 18 февраля. — №44. — С.1.

31. Русская идея на фоне экономики и политики // Томский вестник. — Томск, 1997. — 11 февраля. — №26. — С.1.

32. Мало кому на Руси жить хорошо // Томская неделя. — Томск, 1997. — 13 февраля. — №7. — С.2.

33. Николаева Т. Вновь пустились цены вскачь // Красное знамя. — Томск, 1997. — 7 февраля. — №34-36. — С.1.