Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир Фаритов

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в феврале 1997 года [1]

Несмотря на краткость последнего зимнего месяца, он успел привнести в саратовскую политическую реальность два весьма важных с принципиальной точки зрения обстоятельства. Если быть более точным, то он лишил саратовский политический ландшафт двух иллюзорных, но достаточно значимых деталей. Речь идет об идее многопартийности и видимости достигнутого в области с приходом нового губернатора общественного согласия. Другие существенные события, сохраняя свое значение, все же занимают по отношению к этим двум подчиненную позицию и являются скорее фонообразующими.

1.    Власть и общественные организации

1.1.    Общественная палата

12 февраля состоялось первое предварительное совещание, посвященное подготовке к началу работы Общественной палаты при губернаторе Саратовской области. Создание данной палаты было предусмотрено еще областным Договором об общественном согласии, подписанном в июне 1996 года. На протяжении всего последующего периода вопрос о практической реализации этого пункта договора вставал неоднократно, но оставался безответным. Лишь начиная примерно с конца декабря появились первые сведения о том, что создание Общественной палаты превратилось из декларации намерений в последовательность практических действий, совершаемых рабочей группой в недрах областного правительства. Затем, уже в январе, состоялся ряд консультативных встреч, в ходе которых произошло общее ознакомление представителей заинтересованных структур с принципами и программой работы будущего совещательного органа.

Действующие на территории области политические объединения связывали с формированием Общественной палаты большие надежды. Нельзя сказать, что они рассчитывали на возможность серьезно влиять через нее на областное правительство, но, по выражению одного из местных экспертов, "следует использовать любую возможность для лоббирования". Кроме того, в условиях затухания в области собственно политической активности, диффузии политического спектра и все более остро ощущаемом дефиците парламентаризма палата могла бы стать механизмом, позволяющим несколько усилить пошатнувшийся престиж политических объединений, дав им некоторую арену для приложения собственной активности. Реализация проекта, впрочем, показала, что даже эти надежды были несколько преждевременными.

В упомянутой встрече, проводившейся областным министерством информации и печати, приняли участие представители целого ряда общественных организаций, действующих в регионе.

В ходе совещания его участники получили возможность ознакомиться с уже подписанными губернатором положением об Общественной палате и регламентом ее работы, списком руководителей и рядовых членов. К обсуждению также были представлены проекты списков совета палаты, который мыслится в качестве постоянно работающего органа, и постоянной группы по организации работы палаты. В соответствии с положением о ней, палата является совещательным органом, "в рамках которого осуществляются необходимые политические консультации по широкому кругу общественно значимых вопросов с целью обеспечения взаимодействия между органами государственной власти области и общественными объединениями, подготовки решений губернатора и Правительства Саратовской области по важнейшим социальным и политическим вопросам...". Представители партий и движений одобрили представленное положение, в соответствие с которым членом палаты может стать только и исключительно представитель любого общественного объединения, который представит копию свидетельства о его регистрации в Минюсте РФ или Саратовской области и выписку из решения руководящего органа объединения, правомочного определить кандидатуру представителя. Однако утвержденный губернатором персональный перечень участников этого коллегиального органа вызвал ряд вопросов. Некоторые из присутствовавших выразили недоумение в связи с наличием в списке персон, обозначенных как директора совхозов или средних школ и даже как начальники воинских частей. Однако никаких решений по этому поводу принято не было.

Было также предложено рассмотреть перечень временных рабочих групп Общественной палаты. Таких групп предлагалось три: по анализу и разработке проектов правовых актов по регулированию отношений в экономической и социальной сфере; по разработке стратегических программ развития области; по организации аналитической и просветительской деятельности, "круглых столов" и проблемно-деловых игр с целью оздоровления развития общественного мнения, достижения согласия в обществе; по информированию губернатора о происходящих в обществе процессах и выработке соответствующих рекомендаций. Вопросы у участников встречи возникли только по поводу последней из этих групп, название которой подразумевало некие особые функции.

Следующая аналогичная встреча состоялась 14 февраля. Как и предполагалось, в ее ходе произошло распределение ролей в упомянутых рабочих группах Общественной палаты.

Как явствует из утвержденного губернатором списка членов, руководит ее работой первый вице-губернатор Вячеслав Володин; среди сопредседателей — председатель областной Думы Александр Харитонов, представитель Президента РФ Петр Камшилов, областной министр информации и печати Иван Кузьмин, ректор Поволжской академии госслужбы, депутат Саратовской городской Думы, член политсовета региональной организации партии Демократический выбор России Владимир Южаков, председатель областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Юрий Баранов, заместитель председателя регионального отделения АПР Виктор Михеев, председатель областной федерации профсоюзов Евгений Рогожин, руководитель областной организации Союза офицеров запаса Николай Семенец. В рабочую группу по обеспечению деятельности Общественной платы вошло 16 членов: руководители официальных СМИ — Евгений Акимов ("Саратов"), Анатолий Филиппов (ГТРК "Саратов") и Сергей Макарьев ("Саратовская мэрия"), чиновники областного правительства — председатель комитета по международным отношениям и внешнеэкономическим связям Александр Жаворонский и начальник отдела по работе с партиями и общественными организациями Валентина Жукова, ректор медуниверситета Вячеслав Киричук, председатель правления акционерного коммерческого банка реконструкции и развития "Экономбанк" Александр Суслов, начальник Саратовского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск Юрий Усынин, глава администрации Курдюмского сельсовета Татищевского района Иван Кулявцев, директор средней школы №1 г.Энгельса Владимир Муромцев, заместитель председателя областного координационного совета по делам студентов при губернаторе Дмитрий Поспелов. Из представителей общественных организаций в нее вошли: председатель областного отделения Демократической партии России Игорь Танатин, председатель обкома профсоюзов работников народного образования и науки Николай Тимофеев, председатель обкома профсоюза работников агропромышленного комплекса Евгений Лукьянов и председатель Союза товаропроизводителей области Валерий Слепов.

Членами палаты стали председатель облсуда Александр Галкин, министр труда и социального развития области Валентина Боброва, начальник ОблУВД Владимир Булгаков, мэр Саратова Юрий Аксененко, архиепископ Саратовский и Вольский Александр, имам духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов, представители партий и общественных движений, профсоюзных организаций, казачьи атаманы, редактора СМИ, руководители высших и средних учебных заведений, сельскохозяйственных и промышленных предприятий, творческих союзов и др. Среди представленных в Общественной палате политических организаций — движения "Наш дом — Россия", "Реформы — новый курс" и "Выбор России", Партия Демократический выбор России, "ЯБЛОКО", ЛДПР, Аграрная партия, союз "За правду и порядок". На уровне периферических организаций представлена и КПРФ. В качестве постоянно действующего органа при палате создан совет в составе двадцати пяти человек. Состав Палаты может меняться по совместному решению совета и представителя губернатора.

17 февраля состоялось первое заседание Общественной палаты при губернаторе Саратовской области. Открывая его, Дмитрий Аяцков сказал, что создание этого органа — следующий шаг после подписания Договора об общественном согласии (под которым, как было им замечено, свои подписи в дальнейшем должны поставить и в районах, затем делегировав своих представителей в Общественную палату). По мысли Аяцкова, палата может повлиять на законодательную работу в области, выдавая рекомендации депутатам областной Думы и сенаторам, а также — на законотворческую работу федерального уровня, на работу российского правительства и даже на Конституцию. "В лице палаты я вижу не противоборствующую силу, а своих сторонников", — заключил выступление губернатор.

Приняв повестку дня заседания, 120 (из 165 по списку) присутствующих членов нового совещательного органа занялись избранием рабочих органов: совета, рабочей группы и группы по регламенту. Оргкомитетом был предложен упомянутый выше состав совета в количестве 26 человек, включая председателя совета, 9 сопредседателей палаты и секретаря (министра информации и печати области Ивана Кузьмина). Однако в ходе прений в совет было введено еще три члена — от Землячества немцев Поволжья и от саратовских организаций "Мусульман России" и Ассоциации женщин-юристов.

Было решено, что заседания Общественной палаты будут проходить ежеквартально — с вынесением в повестку дня одного вопроса. Таким образом, в текущем году палата соберется четырежды. Утверждена и тематика ее заседаний. В I квартале пройдет дискуссия на тему "Итоги 1996 года и концепция социально-экономического развития области"; во II квартале темой слушаний станут "Проблемы социального и духовного развития Саратовской области"; в III квартале — "Проблемы становления гражданского общества". Однако, как представляется, наиболее любопытна тема в IV квартале — "Саратовская область на пути согласия и примирения. О подготовке к празднованию 80-летия Октябрьской революции".

Оценки создания палаты, данные местными СМИ, оказались на редкость единодушными. Ни у кого из авторов публикаций не возникло ни малейших критических замечаний. Политические организации, включая и оппозицию, воздержались от каких-либо публичных выступлений по этому поводу. Единственным исключением из этого правила стала региональная организация движения "Выбор России".

1.2.    Оценка Общественной палаты саратовским "Выбором России"

Во втором номере издаваемого организацией малотиражного бюллетеня "Выбор России", вышедшем в конце месяца, представители этой политической структуры под заголовком "Хроника и комментарии" опубликовали официальный материал движения, в котором дается оценка палате. Как отмечают "выбороссы", в разработке положения о палате принимали участие эксперты областного штаба движения; многие их предложения были учтены. Тем не менее, реальный процесс формирования этого совещательного органа заставляет авторов публикации думать, что палата окажется недееспособной. Главное основание для своих опасений они видят в том, что состав Общественной палаты не соответствует принципу, заложенному в документы, регламентирующие ее деятельность, — ряд членов откровенно не отвечает требованиям, заложенным в Положение о палате, поскольку не представляют никаких общественных объединений. Аналогичным образом "выбороссы" оценивают и факт работы в палате сотрудников административных органов.

Несмотря на это саратовская организация "Выбора России" выразила намерение использовать предоставленную трибуну "для пропаганды идей развития гражданского общества в противовес антидемократическим, авторитарным, олигархическим методам, наметившимся в области" и принять участие во всех общественно-политических слушаниях, проводимых палатой.

Таким образом, палата, которая по первоначальному замыслу должна была служить механизмом взаимодействия сохранившейся в области политической инфраструктуры и административной структуры власти, превратилась в орган, для политиков почти совершенно бессмысленный. Представители общественных организаций, включая политические партии, оказались попросту растворены в море представителей колхозов и средних школ и окончательно уравнены с ними в правах.

1.3.    Закат многопартийности

Этот новый шаг местной администрации, впрочем, едва ли можно назвать неожиданным, поскольку он логично вписывается в общую практику взаимодействия между командой губернатора и действующими в области политическими объединениями. Начиная с первых дней после своего прихода к власти, новая администрация оперировала в этой сфере единственным универсальным лозунгом "общественного согласия ради общего блага". На практике он означал постановку каждого правового субъекта на территории области в ситуацию выбора между безоговорочной (или с незначительными и непринципиальными оговорками) поддержкой местной власти и переходом в стан "неконструктивной оппозиции". Те немногие попытки занять некую "третью позицию", которые все же имели место, лишь подтвердили, что тонкости и нюансы воззрений и позиций, возможные в рамках нормального политического спектра (и даже того прото-спектра, который можно было наблюдать в Саратовской области), абсолютно не интересуют руководство области. Интересует же его лишь факт формальной демонстрации лояльности со стороны каждого политического, экономического или административного субъекта, находящегося в сфере его влияния. И здесь свобода маневра у политической партии оказалась ничуть не шире, чем у колхоза или военного училища.

Сворачивание политической жизни в административную деятельность, естественно, не могло закончиться формированием эрзаца общественного парламента, подобного описанной выше палате. Завершением процесса могло стать только полное и окончательное усечение политической деятельности на территории области до пределов декораций, на фоне которых новая правящая элита области без препятствий и неожиданностей могла бы заниматься нормальной для нее находящейся вне демократических альтернатив административной деятельностью, и превращение процесса формирования всех органов власти в контролируемый, подчиненный административной логике. Последним серьезным препятствием на пути к этой цели к концу февраля осталось существование закрепленной местным законодательством и перешедшей по наследству из "доаяцковского периода" практики избрания десяти депутатов областной Думы по мажоритарной системе. Тот факт, что необходимость устранения этой проблемы также логично вытекает из предшествующей деятельности областного руководства, практически никем из местных политиков не подвергался сомнению и вызвал у многих из них несколько запоздалую тревогу. Слухи о готовящемся внесении изменений в областное законодательство, периодически возникавшие в кругах, близких к областной Думе, явно распространялись искусственно с целью отследить ответную реакцию. Вялость этой реакции к концу месяца заставило местных политиков высказывать уже не опасения, а уверенность в том, что вопрос о таких поправках в Закон "О выборах Саратовской областной Думы" будет поставлен перед областными законодателями. Как проголосуют большинство из них, являясь работниками органов исполнительной власти, сомнений практически не возникало.

Уже начало марта полностью подтвердило обоснованность этих предположений.

2.    Социальный кризис

Как уже отмечалось в предыдущих обзорах, посвященных Саратовской области, едва ли не наибольшее внимание команда Дмитрия Аяцкова, начиная с момента прихода к власти, уделяла формированию локальной мифологии, основанной на представлении о том, что с появлением нового губернатора в регионе установились социальный мир и согласие. Ключевым моментом в формировании этого мифа стало подписание уже неоднократно упоминавшегося общественного договора, носившее едва ли не всеобщий характер и более напоминавшее церемонию принесения вассалами присяги верности сюзерену. Отсылки к этому документу являются традиционными как для местной прессы, так и для политиков в ходе их публичных выступлений и превратились едва ли не в элемент хорошего тона. Действенность использования этой мифологии оказалась весьма высокой в силу того обстоятельства, что перемена власти привела к довольно обычному в подобных случаях спаду протестной активности населения. Однако элементарная логика уже в самом начале заставляла предположить, что с течением времени мифологизированная риторика "социального мира" столкнется с жестким противостоянием реальности — поскольку любой кредит доверия рано или поздно оказывается исчерпанным. При этом противостояние окажется еще более жестким — с учетом фактора "неоправдавшихся надежд" и вполне реального снижения уровня жизни, обусловленного общим кризисом.

Новый всплеск протестной активности заранее обещал оказаться гораздо более значительным, чем те, что отмечались ранее — предыдущие проявления недовольства в основном были связаны с заметным и даже катастрофическим снижением уровня жизни, но еще существовали резервы, которые государство могло мобилизовать для быстрого локального умиротворения. Кроме того, практически всегда у потенциальных "протестантов" существовали варианты поведения, исключающие его экстремальные формы, подобные стачкам, забастовкам, пикетированиям и т.п. Теперь же существование людей в условиях многомесячных задержек зарплат и пенсий поставило их в безвыходное положение — поскольку речь пошла уже о невозможности оплачивать квартиры, приобретать предметы первой необходимости и даже продукты питания.

Первые признаки того, что начинает подниматься новая волна протеста, намного превосходящая предшествующую, появились в Саратовской области еще в январе, и это сразу же нанесло серьезный удар по доминирующей мифологии. Несмотря на то, что жесткая линия поведения губернатора довольно скоро привела к сворачиванию январских акций, им на смену уже в феврале пришли новые, еще более ожесточенные.

Яркой иллюстрацией служит крупнейшая за все последние годы забастовка на АО "Рефлектор", начавшаяся с 3 февраля. Предупредить принятие этой меры можно было, выплатив рабочим до 31 января хотя бы часть семимиллиардной задолженности по зарплате. Однако 23 января директором АО было заявлено, что изыскать требуемую сумму невозможно.

Задолженность на "Рефлекторе" стала образовываться с апреля 1996 года. Осенью 1996 года коллективом завода были предприняты несколько акций протеста, носивших несанкционированный характер (пикетирование администрации, перекрытие транспортных магистралей). 5 декабря 1996 года на собрании акционеров был избран стачечный комитет, выдвинувший дирекции ряд требований, в основном связанных с погашением задолженности по заработной плате. 10 декабря встречные предложения генерального директора завода были отвергнуты стачкомом как неприемлемые. После этого дело было передано в арбитраж. Его решение признавало стороны конфликта равноправными партнерами и гласило о необходимости принятия мер для изыскания средств к погашению задолженности.

Поскольку денег рабочие так и не получили, на предприятии началась бессрочная забастовка. 3 февраля состоялось пикетирование администрации предприятия. 5 февраля с администрации Ленинского района Саратова работники АО"Рефлектор" начали серию пикетирований органов власти. К собравшимся у подъезда администрации Ленинского района вышел г-н Бешаров, представившийся и.о. главы администрации района (депутат Саратовской городской думы г-н Макрушин, до сих пор не сложивший полномочия руководителя исполнительной власти района, в это время находился на заседании Думы). В краткой речи Бешаров сказал, что район несет ответственность только за выплату детских пособий, а эти деньги ушли на содержание детей-сирот.

6 февраля пикетчики вышли к областной прокуратуре. Здесь впервые явственно проявился "новый стиль протеста" — забастовка все более отчетливо стала принимать политический характер. В организации акции приняли участие РКРП, движение "Трудовой Саратов" и "Конгресс советских женщин". После продолжительного ожидания к собравшимся вышел начальник отдела по надзору за соблюдением законности областной прокуратуры Сергей Бережнов. Он произнес только одну фразу ("Ваше обращение мы получили, а ответим через средства массовой информации") и скрылся за дверью.

Следующим местом пикетирования в этот же день стало здание правительства области. На призывы бастующих из него вышел министр информации и печати Иван Кузьмин, сказавший, что из самых высоких лиц в данный момент никого нет (что соответствовало действительности — губернатор со свитой еще утром отбыл в поездку по районам, отменив назначенное на этот день заседание областного правительства).

Следующая массовая акция работников "Рефлектора" прошла 11 февраля. Протестовавшие в количестве нескольких сотен человек, перекрыли уличное движение напротив входа в областное правительство.

Примерно через час к собравшемся вышли первый вице-губернатор Вячеслав Володин и первый заместитель председателя правительства Леонид Ващенков, после чего желающие были приглашены в конференц-зал областного правительства. Там забастовщики наконец сумели лицом к лицу встретиться с председателем совета директоров АО"Рефлектор" г-ном Кузьминым. Перед ними выступил г-н Володин, ответивший на многочисленные вопросы. Он заявил, что отдал поручение налоговой полиции, счетной палате и отделу по борьбе с экономическими преступлениями разобраться в ситуации на заводе. Также собравшихся заверили, что правительство области авансом перечислит 3 млрд. руб. на погашение задолженности по зарплате. Была образована рабочая группа, возглавленная Володиным (в ее состав вошли отраслевые министры, представители руководства АО"Рефлектор" и забастовочного комитета) по выработке мер для преодоления кризиса. После этого забастовка была приостановлена — рабочие удовлетворились частичным выполнением их требований и полученными гарантиями, но оставили за собой право возобновить акцию в случае, если эти гарантии не будут выполняться.

Следует отметить, что параллельно стачке шел процесс приведения "Рефлектора" к статусу банкрота. И хотя первоначально предполагалось дать предприятию отсрочку до марта, с началом забастовки дело это заметно ускорилось и финишировало гораздо раньше. Уже 21 февраля было подписано постановление губернатора "О мерах по финансовому оздоровлению АО "Рефлектор"". После проведенной проверки выяснилось, что экономическое положение этого предприятия не позволяет ему стабильно существовать, в связи с чем в недельный срок региональному отделению управления по несостоятельности и банкротству было предписано начать процедуру передачи АО в арбитражное управление. Объекты социальной сферы "Рефлектора" решено передать в муниципальную собственность, а областному КРУ предписывалось в месячный срок провести полную ревизию деятельности предприятия.

Стачка на “Рефлекторе” едва не перекинулась на еще одно кризисное предприятие — завод "Знамя труда", выразивший солидарность с требованиями бастующих. При этом руководство предприятия попыталось провести упреждающий маневр, остановив завод прежде, чем начнутся массовые акции протеста. 19 февраля администрация завода сделала попытку остановить предприятие, издав приказ с формулировкой "в связи с отключением электроснабжения". Однако уже на следующий день работа фактически возобновилась, поскольку выяснилось, что никакого перерыва в снабжении электричеством предприятия не было.

В результате развитие событий в сторону стачки продолжается и на этом предприятии, где 11 марта пройдет конференции трудового коллектива, на которой вопрос о забастовке будет решен окончательно. По словам заводского профсоюзного лидера Александра Грыжина, намерение профсоюза начать переговоры с администрацией в порядке трудового спора к положительному результату не привело — администрация уклонилась от разговоров на эту тему. После этого принято решение о создании трудового арбитража, куда войдут представители государственной правовой инспекции, областного совета ФНПР и депутат областной Думы, секретарь обкома Российской коммунистической рабочей партии Николай Солдатов.

События на "Рефлекторе" имели некоторые не вполне тривиальные последствия. 12 февраля представители саратовских СМИ были приглашены на пресс-конференцию генерального директора МУПП "Саргорэлектротранс" Евгения Былинкина с участием его заместителя по эксплуатации Александра Медведева, председателя профкома Любови Михайловой и других представителей предприятия.

Поводом для встречи послужила именно проведенная накануне работниками АО "Рефлектор" при участии представителей других предприятий и общественно-политических организаций акция протеста около здания правительства области. Евгений Былинкин обратился к жителям Саратова с просьбой впредь отказаться от подобных мер, поскольку, во-первых, они незаконны, а во-вторых, наносят материальный ущерб транспортникам. По его словам, акция обернулась только для электротранспорта ущербом на сумму около пяти миллионов рублей. Былинкин от имени предприятия заявил о намерении обратиться по этому поводу в прокуратуру, и, как было объяснено журналистам, если выход на дорогу носил несанкционированный характер, то дело будет передано в суд. То же намерение выразили и автотранспортники. К тому же, как пояснил один из участников пресс-конференции, итогом акции стало решение правительства выделить 3 млрд. руб. на погашение задолженности по зарплате работникам негосударственного предприятия, а это — те самые бюджетные деньги, часть из которых ждали транспортники на выплату зарплаты.

Впрочем, позже никаких сведений о возбуждении судебного преследования организаторов пикетирования так и не поступило. Не исключено, что само намерение обратиться именно на этот раз в суд (блокирование транспортных коммуникаций в Саратове использовалось и ранее) родилось у транспортников отнюдь не по собственной инициативе. Во всяком случае, возможность такого поворота дела может стать весьма серьезным фактором давления в случае, если организаторы привлекающей такое внимание и грозящей перекинуться на соседние предприятия стачки решатся ее возобновить.

Забастовка на "Рефлекторе" была отнюдь не единственным подобным событием месяца. Трудовые конфликты, принимающие формы как судебных разбирательств, так и акций протеста, происходили и во многих других местах, в том числе и за пределами Саратова. Среди бастующих оказался даже коллектив Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Чернышевского, где хронические задержки зарплаты приводили уже к случаям голодных обмороков на рабочих местах. Университетская "научка" проводила свою акцию с 10 по 26 февраля и приостановила ее только после того, как 19 февраля Саратовская областная Дума на очередном заседании приняла постановление о выделении из своего специального фонда 70 млн. руб.

После всех этих событий постоянные апелляции областных властей к идее общественного согласия стали приобретать все более гротескный характер. Тем более симптоматично, что апелляции эти не прекратились, и даже сохранили тональность.

3.    Вопрос о здании для Саратовской городской думы

На протяжении февраля продолжалась скандальная кампания по выдворению Дома работников просвещения (ДРП) из арендуемого ныне здания для дальнейшей передачи этого здания Саратовской городской Думе.

Выступая 3 февраля на заседании постоянно действующего совещания, мэр Саратова Юрий Аксененко призвал работников городской администрации активнее работать с населением в плане разъяснения смысла деятельности городских органов власти. При этом он выразил крайнее недовольство бездеятельностью администрации на этом направлении в вопросе о Доме учителя. Мэр высказал убеждение, что вокруг ДРП был "поднят ажиотаж", а со стороны администрации не было совершено конкретных ответных действий — не были организованы публикации в прессе, не было приглашено телевидение с целью показа реального состояния Дома учителя. "Активу мэрии надо сделать выводы" — заключил Юрий Аксененко.

5 февраля на 3-м заседании Саратовской городской Думы вновь был рассмотрен вопрос о размещении этого органа. Прозвучавшего несколько ранее заявления губернатора о том, что "ДРП будет принадлежать учителям", депутаты, похоже, просто не заметили.

С информацией по вопросу о ДРП выступил секретарь гордумы Николай Косов. Он заявил, что из шести организаций, размещающихся в этом здании, упрямятся только две — сам "Дом работников просвещения" и областной комитет профсоюза работников образования. По словам Косова, работа с ними все равно ведется. "Никого, конечно, мы силой выгонять не будем", — сказал секретарь гордумы. — "Но вопрос решим". По мнению Косова, здание идеально подходит: "Оно такое маленькое, уютненькое", — подчеркнул он. За предложенный им проект постановления депутаты проголосовали единогласно (включая присутствовавших депутатов-коммунистов) — не было даже воздержавшихся.

7 февраля конфликт вокруг Дома работников просвещения (ДРП) вступил в новую фазу — в этот день городские власти Саратова перешли от слов к действиям и попытались, не смотря на все предшествовавшие уверения, силой воплотить в жизнь свои намерения по передаче здания Саратовской городской Думе. Явившаяся в отсутствие руководства ДРП группа представителей упомянутых властей, сопровождаемая милицией, изъяла ключи у вахтера и начала действия по удалению из вскрытых помещений принадлежащей ДРП мебели. Двери главного конференц-зала, ключа от которого пришельцы не получили, были при этом попросту взломаны. Мебель переносилась на первый этаж, здесь же концентрировались работники выселяемого культурного учреждения, которым в доступе на второй этаж было категорически отказано. Чинились препятствия работе прибывших на место происшествия представителей саратовских СМИ. Несмотря на вмешательство областного министра общего и специального образования Владимира Чурикова, попытавшегося приостановить выселение, вынос мебели во второй половине дня был доведен до конца, а двери на втором этаже — опечатаны. Для дальнейшего недопущения на этот этаж сотрудников ДРП и многочисленных членов работающих здесь клубных и творческих коллективов был выставлен милицейский пост, на протяжении 8 и 9 февраля исправно справлявшийся со своей функцией — при этом коллективы все же продолжали работать, хотя им и приходилось ютиться в фойе первого этажа.

10 февраля ситуация переменилась. Благодаря вмешательству Чурикова все сотрудники ДРП получили доступ на свои места, возобновилась работа клубов, кружков и творческих коллективов. Мебель силами работников ДРП и сочувствующих была возвращена на прежние места, печати с дверей сорваны. Милицейский пост этому более не препятствовал, ограничиваясь лишь наблюдением за порядком. В тот же день на втором этаже здания ДРП появилась табличка, свидетельствующая о нахождении здесь министра общего и профессионального образования Саратовской области; сразу же состоялось и первое рабочее совещание представителей министерства.

Несмотря на принятое городским комитетом по управлению имуществом решение не подписывать с администрацией ДРП договор об аренде на 1997 год и выданное ей предписание освободить помещение до 15 февраля, "учителя" проявили выдержку и продолжают до сих пор оставаться на месте. При этом городские власти заявили о начале судебного преследования непокорных и, по имеющимся сведениям, приступили к воплощению своей угрозы в жизнь. Городским комитетом по управлению имуществом подан иск в арбитражный суд к администрации ДРП по поводу неисполнения решения о том, что помещение должно быть освобождено в связи с непродлением договора аренды.

В этой ситуации неясной остается роль министерства образования области, которое сумело воспрепятствовать попытке городской Думы занять здание ДРП силовым метолом, но при этом само, воспользовавшись обстановкой, заняло часть здания (кабинет министра и его аппарата), на что давно уже претендовало. При этом министерство гарантировало ДРП возможность нормально продолжать работу. Впрочем, оставалось непонятным, как долго кабинет министра будет находиться в приличном отдалении от самого министерства. Многие расположены считать, что такой ход Минобразования может в конце концов закончится в стиле истории с "троянским конем", если вспомнить, что летом прошлого года чиновники от образования и сами предпринимали безуспешный штурм Дом учителя.

4.    Поездка в Индию

В феврале делегация Саратовской области во главе с вице-губернатором Вячеславом Володиным впервые побывала в Индию. Необходимость поездки возникла в связи с тем, что правительство РФ приняло принципиальное решение о переуступке индийского государственного долга России субъектам РФ. Поездка саратовской делегации — первая в серии предполагаемых визитов, где представители регионов будут на месте выяснять возможность и желательность подобной процедуры.

24 февраля, спустя почти три недели после окончания этой поездки, в Правительстве Саратовской области состоялась пресс-конференция, посвященная ее итогам. Проводили эту встречу с журналистами глава делегации первый вице-губернатор Вячеслав Володин, принимали участие министр здравоохранения области Владимир Марон, министр финансов Павел Большеданов, председатель облпотребсоюза В.Титаев и руководитель управления специального строительства В.Якимкин.

Володин напомнил, что стратегия руководства области строится так, чтобы все, что может производиться на ее территории, на ней и производилось, а все, что можно закупить на территории России, не закупалось за рубежом. Однако, существуют виды продукции, которые приходится импортировать, и лучше делать это без посредников. Индия — один из перспективных поставщиков таких товаров, как чай, рис, жгут и шротовые кормовые добавки (в ходе встречи звучали похвалы индийскому рису и утверждения, что благодаря прямым закупкам удастся снизить стоимость стограммовой пачки чая до 1800 руб.). Интерес представляет и продукция фармацевтической промышленности. Индия же, по мнению участников поездки, заинтересована в саратовском зерне. Толчком к установлению непосредственных контактов, как уже было сказано выше, послужило решение правительства РФ в отношении ряда субъектов Федерации, министерств и ведомств о переуступке им долгов Индии перед Россией. Саратовцы посетили Калькутту и Дели, провели переговоры с местными промышленными кругами, встретились с министром здравоохранения и министром индустрии и коммерции штата Западная Бенгалия, мэром Калькутты, представителями правительства Индии. Был подписан договор о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой "Индия-СНГ". Володин отметил, что с Индией традиционно сотрудничают саратовский завод зуборезных станков и табачная фабрика. В замороженном состоянии находятся переговоры троллейбусного завода о поставках его продукции; саратовские делегаты предприняли ряд усилий по их оживлению.

Володин также поделился новостью о том, что правительство Саратовской области, чтобы облегчить представителям коммерческих кругов и товаропроизводителям процесс установления взаимовыгодных контактов, планирует в июне этого года провести Дни Индии в Саратовской области. Их проведению будет предшествовать ряд консультаций и визитов специалистов, первые из которых прибывают в Саратов уже в марте.

Владимир Марон сообщил, что достигнута договоренность о сотрудничестве в сфере здравоохранения. Речь идет об организации встреч специалистов, обмене кадрами и информацией. Свои предложения уже подготовили институт "Микроб", СарНИИТО, Институт сельхозгигиены; готовит их и медицинский университет. Решается вопрос о лекарственном обеспечении — прошли переговоры с 37 индийскими фармацевтическими фирмами, ведется подготовка к открытию представительств на территории области. Предполагается открытие фармацевтических производств на базе "Микроба" и шиханского ГИТОСа. Пока, правда, речь идет только об установке линий по упаковке и расфасовке готовой продукции.

К концу встречи стало ясно, что пока еще квота индийского долга для Саратовской области не определена и для решения этого вопроса требуется "оказать давление" на отдельных представителей правительства РФ.

5.    Работа органов народного представительства

5.1.    Областная Дума

5.1.1.    Очередное заседание

19 февраля состоялось очередное, 38-е заседание Саратовской областной Думы, в повестке дня которого значилось 26 вопросов.

Дума утвердила кандидатуры судей Саратовского областного суда, Балаковского городского суда и председателя Саратовского районного суда. Приняты законы "О бюджете областного дорожного фонда на 1997 год", "О порядке управления и распоряжения собственностью в Саратовской области", "О предоставлении жилья в Саратовской области". Депутаты согласились с предложениями областной прокуратуры и внесли изменения в законы "О выборах в Саратовскую областную Думу", "О выборах губернатора (главы администрации) Саратовской области" и "О выборах в органы местного самоуправления в Саратовской области".

Дискуссию вызвал проект закона "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Саратовской области". Ряд депутатов выступили с резкой критикой представленного проекта; резче всех высказался депутат Владимир Павлов — по его мнению сама концепция проекта порочна, так как она сразу же закладывает противоречия с российским законодательством. Заместитель главы областного правительства, депутат Борис Дворкин парировал это, заявив: "Надо понимать, что любые решения, которые мы будем принимать в данной области, будут противоречить федеральному законодательству, но принимать их надо, нужно перешагивать через себя". В итоге проект был отправлен на доработку.

Приняты в первом чтении законы "О промышленной политике в Саратовской области" и "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Саратовской области". Принята областная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних" (как составная часть программы "Дети Саратовской области").

"Гвоздем программы" заседания стало рассмотрение вопроса "О восстановлении в городе Саратове кафедрального святого Александра Невского собора" (на месте собора сейчас находится популярный среди любителей спорта стадион "Динамо"). Проект постановления, подготовленный председателем думского комитета по законности, борьбе с преступностью, безопасности и защите прав личности Николаем Макаревичем, рекомендовал правительству области в двухмесячный срок предпринять организационные меры для начала изыскательских и строительных работ. Макаревич рассказал о судьбе этого построенного на народные деньги, а затем, при советской власти, взорванного храма. Он утверждал, что под трибунами стадиона "Динамо" сохранился его фундамент, что удешевит восстановление. По словам депутата, тысячи людей готовы помочь восстановлению одного из красивейших храмов России.

Однако предложенный проект вызвал в основном негативную реакцию. Было указано прежде всего на то, что строительство потребует огромных средств, и почему бы не направить их на поддержку уже имеющихся храмов, окончание длящегося много лет строительства нового здания саратовского ТЮЗа и тому подобные цели. К тому же, как было указано, стадион "Динамо" (который некоторыми депутатами был назван единственным доступным для детей спортивным учреждением в городе) находится на балансе УВД, и оно, естественно, даром его не отдаст. Некоторые из выступавших утверждали, что положительное решение будет такой же ошибкой, как и уничтожение церквей при большевиках. Зампред облдумы Вячеслав Мальцев заявил, что, хотя сам он и православный, но надо же подумать и об атеистах, которые катаются на этом стадионе на коньках. А депутат Александр Акимов, призвавший коллег к "откровенной беседе о духовности", высказал мысль, что двигаясь путем замаливания грехов "много нужно молиться, и никогда мы этого не замолим" — так что лучше этого и не делать. Помимо всего, многие выступающие посчитали, что это вообще дело городской власти, по которому она и должна принять решение.

В итоге депутаты отклонили проект, и решили обратиться к Саратовской городской Думе с тем, чтобы она сама изучила этот вопрос и высказала свои соображения.

5.1.2.    Новое рассмотрение вопроса о "совместителях"

17 февраля в Саратовскую областную Думу поступило представление прокуратуры Саратовской области по поводу совмещения депутатской деятельности различных уровней шестью ее депутатами. Как сказано в представлении, "в нарушение п. 6 ст. 27 Закона области "О местном самоуправлении в Саратовской области" пять депутатов областной Думы — Аксененко Ю.Н., Громов А.А., Думчев Н.П., Кочетков А.Г. и Михеев П.А. одновременно стали и депутатами органов местного самоуправления. Однако они до сих пор не сложили с себя полномочия депутатов областной Думы. Кроме того, Думчев Н.П. допустил двойное нарушение указанной статьи, которая делает исключение в вопросе совмещения только для главы муниципального образования". В связи с этим прокуратура просит облдуму принять меры к соблюдению закона.

19 февраля областная Дума, рассмотрев это представление, поручила "мандатной комиссии Саратовской областной Думы изучить юридические основания, изложенные в представлении прокуратуры... и внести соответствующий проект постановления на очередное заседание...".

Насколько известно, в прокуратуре готовится аналогичное представление по поводу совмещения депутатских полномочий с работой в структурах власти ряда депутатов органов местного самоуправления.

5.2.    Саратовская городская Дума

5.2.1.    Очередное заседание

5 февраля состоялось 3-е заседание Саратовской городской Думы. В его ходе были утверждены в должности заместитель мэра Анатолий Соколов, начальник горфинуправления Александр Мурзаков, начальник городского УВД Михаил Кожевников. Утверждены положения о структуре и о штатном расписании гордумы. Приняты положения о гербе и флаге города Саратова.

Главными же результатом работы гордумы следует считать блок экономических решений: принято положение о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержден городской бюджет на 1997 год, приняты положения "О льготах по налогам и сборам, действующих на территории города", "О внесении изменений и дополнений в систему взимания местных налогов", "О совместном финансировании учреждений и мероприятий города в 1997 году".

Принято постановление "Об изменении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг в городе Саратове на 1997 год". Создано управление федерального казначейства по городу Саратову, утверждена структура администрации города, принято решение о создании представительства города Саратова в Москве, которое будет там работать в контакте с представительством области. В заключение депутаты рассмотрели и затрагивавшийся ранее в этом обзоре вопрос о размещении гордумы.

В ходе заседания перед депутатами выступил губернатор Дмитрий Аяцков. Свою речь он начал с того, что лозунг "Сделаем Саратов столицей Поволжья" — не его выдумка. По его словам, эту формулу произнес "150 лет назад один из губернаторов, выступая перед законодательным собранием". Как сказал Аяцков, у Саратова уже давно есть основания претендовать на столичный статус — через него, в частности, проходили шелковый и соляной пути. Сейчас же добавился еще один весомый аргумент — Саратов, в отличие от большинства своих соседей, никогда не менял названия. По словам губернатора, "в России в целом эту идею разделяют". Но для ее реализации "должна быть саратовская идеология", так как в последнее время "отсутствие идеологии нанесло огромный урон".

Затем губернатор перешел к задачам, которые, по его мнению, стоят перед гордумой. Она должна "быть проводником идей городской администрации и областного руководства", для чего есть все условия — депутаты представляют "все слои населения". Очень радует губернатора то, что многие законодатели еще и работают в исполнительной власти. "Так должно быть!" — заявил Аяцков. "Я уверен, что скоро будут внесены поправки в законодательство РФ, и законодатели всех уровней должны быть и исполнителями, чтобы не было так, что одни принимают решения, а другие пытаются их исполнять".

Так как в области от общего финансового оборота реальные деньги составляют всего 12%, то самая насущная задача — создание собственного финансового инструмента. "Нужны областные векселя, а может и деньги" — заявил губернатор. Перед гордумой стоит задача "заставить работать банки", "заставить работать городскую территорию, использовать каждый квадратный сантиметр в пользу города". Саратов сегодня, по словам Аяцкова, находится в тяжелейшем экологическом состоянии — у нас "самый плохой воздух в России", "самая плохая вода", город на первом месте в стране по уровню детской смертности и на одном из первых — по уровню смертности взрослой, имеет самый низкий показатель в стране по количеству зеленых насаждений на душу населения. Так как прозвучавший еще летом, на взлете предвыборной кампании призыв губернатора к каждому жителю области посадить по три дерева не выполнен, то перед городскими властями стоит задача добиться того, чтобы каждый житель города этой весной посадил по 10 деревьев.

"Я очень люблю этот город, хочу, чтобы вы его тоже любили, а не ненавидели, потому что по действиям некоторых руководителей можно заключить, что город они ненавидят", — заключил свою речь Дмитрий Аяцков.

Демонстрируя стремление принести пользу городу, депутаты, как было сказано выше, приняли на этом же заседании городской бюджет на 1997 год. Бюджет, как и областной, бездефицитен — расходы и доходы составляют в нем по 988 млрд. руб. (в 1986 году расходная часть бюджета составляла 1.350 млрд. руб.). Расходы на социальную сферу составляют 53% бюджета. В целом расходы составили 34% от оптимальной потребности.

Недовольство депутатов вызвало то, что городские налоги зачислены в общий список налогов, которыми распоряжается область, выделяя городу столько, сколько сочтет нужным. Как пояснил начальник горфинуправления Александр Мурзаков, это противоречит не только российским законам, но и областному закону о бюджетном процессе области, который таким образом просто не выполняется. Группа депутатов тут же предложила принять постановление, оставляющее все городские налоги городу, однако после долгих споров было решено этого не делать, а разработать обращение к областной Думе с требованием выполнения закона. Ряд депутатов высказывали мысли о том, что вполне можно будет и судиться.

На этом же заседании был утвержден состав комиссий гордумы и избрали их председателей.

Председателем комиссии по бюджетно-финансовой политике, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам избран глава администрации Заводского района Юрий Казаринов. Председателем комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле стал Василий Грякалов, помощник депутата Госдумы РФ Михайлова (фракция КПРФ). Председателем комиссии по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре и земельным ресурсам избран Александр Павлов — глава администрации Октябрьского района. А комиссией по вопросам социальной сферы, местного самоуправления, законности и защите прав населения будет руководить ректор Поволжской академии государственной службы Владимир Южаков.

Депутаты также избрали председателя контрольного комитета гордумы. Им стал Владимир Мальцев — гендиректор АО"Конверсия-Саратов", помощник депутата Госдумы РФ генерала Громова.

5.2.2.    Довыборы недостающих депутатов

В феврале была назначена дата проведения повторных выборов в Саратовскую городскую Думу по округам №№5 и 6, где в декабре прошлого года голосование было признано не состоявшимся в связи с низкой явкой избирателей.

Новые выборы пройдут 13 апреля; в соответствие со статьей 47 закона о выборах местного самоуправления принято решение о сокращенных сроках проведения избирательной кампании. Выдвижение кандидатов началось с 26 февраля.

6.    Авария на нефтепроводе
и ее неэкологические последствия

Как уже сообщалось едва ли не всеми центральными СМИ, 16 февраля около 11.30 произошел разрыв трубы диаметром 800 мм на 396 км нефтепровода "Самара-Тихорецк" (участок входит в ведение Саратовского районного управления нефтепроводов). Местом аварии стал Энгельсский район, между селами Квасниковка и Терновка (в непосредственной близости от Энгельса — города-спутника Саратова). В результате аварии нефть вышла на поверхность и попала в овраг, ведущий в русло Волги.

На проведенной в связи с этим происшествием в правительстве области пресс-конференции губернатор Дмитрий Аяцков сообщил, что эта авария по масштабу аналогична случившейся в 1996 году в Самарской области, а меньшие по масштабу неоднократно происходили в Саратовской области также в 1996 году. Из нефтепровода вылилось около 1.000 тонн нефти, 400 из которых оказалось на льду Волги, правда, ниже водозабора Саратова. Пострадало 70 га земляных угодий, на утро 16 февраля общий ущерб оценивался в 11 млрд. руб. Разрастание аварии произошло также и из-за неслаженности работы аварийных служб. Прорыв случился в 12.00, а аварийно-восстановительные работы начались только в 17.00, так как полк МЧС, подчиняющийся Самаре, принять в них участие отказался. Губернатор выразил возмущение фактом, по его словам, безответственного поведения этого полка, откуда на просьбу о помощи поступил ответ, что угрозы гражданскому населению нет, и участие полка в мероприятиях по ликвидации аварии необязательно.

Это заявление губернатора представляет особый интерес, поскольку поведение "чрезвычайщиков", включившихся в работы по ликвидации аварии и ее последствий только к вечеру, вызвало бурное негодование Аяцкова, грозившего даже добиться смены руководства части. При этом губернатор начисто игнорировал тот факт, что части МЧС являются практически военными формированиями со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая жесткую дисциплину и военизированную схему управления. Несмотря на то, что губернатору едва ли пришло бы в голову (по крайней мере, пока) командовать находящимися на территории области войсками, он, тем не менее, попытался сначала напрямую требовать действий от руководства местной части, вместо того, чтобы сразу воспользоваться обычной в таких случаях схемой и выйти на тех, кто действительно уполномочен отдавать ей приказы.

В этом эпизоде наиболее откровенно проявился один из декларируемых губернатором принципов его поведения на посту руководителя субъекта РФ, смысл которого сводится к тому, что все, находящееся на территории Саратовской области должно находиться в его возможно более непосредственном подчинении. Факт существования на этой территории федеральных структур, видимо, настолько уже вытесняется сознанием Дмитрия Аяцкова, что столкнувшись с ними в действии он вполне искренне негодует и расценивает их поведение едва ли не как саботаж.

Вторым любопытным эпизодом, связанным с аварией, стало немедленное освобождение от занимаемой должности не имеющего никакого отношения к происшедшему (поскольку нефтепроводы также не находятся в ведении области) заместителя председателя правительства области, министра промышленности Бориса Решетникова. Губернатор совершенно откровенно использовал аварию как предлог для того, чтобы расстаться с ним, не заботясь даже о том, чтобы эти действия выглядели убедительно. Таким образом, отстранение Решетникова стало еще одной перестановкой в верхних эшелонах саратовского областного руководства — а таковые на протяжении последних месяцев не прекращаются. Истинный смысл этой отставки остается во многом неясным, однако известно, что Решетников занял свою должность лишь после того, как принять ее отказался экс-конкурент Аяцкова на губернаторских выборах коммунист Анатолий Гордеев, и, вполне возможно, оказался фигурой случайной или вынужденной, от которой при первом удобном случае поспешили избавиться.

В заключение следует добавить, что к настоящему времени Госкомприроды Саратовской области подготовил и предъявил нефтепроводному управлению иск на 1 млрд. руб. по поводу загрязнения почвы, произошедшего во время аварии на нефтепроводе. Дело находится на рассмотрении арбитражного суда области.

Производится также обсчет ущерба, причиненного попаданием нефти в Волгоградское водохранилище, после чего дело также будет рассматривать областной арбитраж.

7.    Судебное поражение лидера саратовских коммунистов

19 февраля в Ленинском суде Саратова закончилось судебное слушание по иску представителя правительства Саратовской области при областной Думе Любови Слиска к газете "Саратов" и первому секретарю областной организации КПРФ Валерию Рашкину о защите чести и достоинства — в связи с публикацией газетой информации о состоявшейся 11 ноября 1996 года пресс-конференции, на которой Рашкин обвинил Слиска в даче устного указания Балаковской территориальной избирательной комиссии о задержке регистрации кандидатов в депутаты, что является нарушением законодательства о выборах.

В ходе расследования судьей Ивановой было установлено, что ответчик так и не смог предоставить суду убедительных доказательств вины истца, а потому суд удовлетворил просьбу Любови Слиска признать сказанное Валерием Рашкиным на пресс-конференции не соответствующим действительности, обязав газету "Саратов" до 1 марта 1997 года опровергнуть сведения, изложенные в публикации от 13 ноября 1996 года, соответствующим текстом, а также принести извинения потерпевшей в произвольной форме. Исковое требование Слиска в части компенсации за моральный ущерб в сумме 10 млн. рублей суд счел нужным удовлетворить, снизив сумму до 5 млн.

Как сообщил сразу после окончания судебного заседания представитель ответчика, его доверитель выразил намерение подать апелляцию на решение суда в части удовлетворения иска по моральному ущербу, поскольку, как он считает, сумма все равно явно завышена. Что касается искового требования по существу сказанного Рашкиным в адрес Слиска на пресс-конференции, то, как можно было понять из выступления представителя ответчика во время судебных прений, его сторона, не сумев привести убедительных доказательств в свою пользу, склонна считать себя проигравшей. По имеющимся сведениям, ответчику не удалось получить свидетельских показаний, на которые он рассчитывал, делая свое заявление.

8.    Факт

По словам мэра Саратова Юрия Аксененко, прозвучавшим 10 февраля на рабочем совещании, за январь и начало февраля 1997 года бюджет области в доходной части выполнен на 56%. При этом Саратов занимает одно из последних мест в области. Как уточнил начальник городской налоговой инспекции Александр Блохин, план по сбору налогов за указанный период в Саратове выполнен на 21,2%: в федеральный бюджет — на 15,2%, а в местный — на 30%.

 

 



[1] При написании обзора использованы материалы Поволжского информационного агентства (ПИА).